А вот моя новенькая машина характеристика предложения. Общая характеристика сложного предложения. Характеристики для простого предложения

Рассмотрим основные черты сложного предложения в рамках следующих аспектов:

I. Структурный аспект.

II. Семантический аспект.

III. Коммуникативный аспект.

IV. Функциональный аспект.

I.Структурный аспект. Основные признаки сложного предложения

1) Сложное предложение состоит из нескольких предикативных единиц, характеризующихся сложным механизмом взаимодействия, который передается с помощью системы грамматических средств связи.

2) Средства связи :

а) Основные средства связи в СП (определяют тип СП в традиционной классификации):

· сочинительные союзы (ССП);

· подчинительные союзы или союзные слова (СПП);

· интонация (БСП).

б) Дополнительные средства связи в СП (от типа СП не зависят):

· местоименная замена (могут использоваться не только личные местоимения);

· синонимическая замена (категориальные, общеязыковые, контекстуальные);

· лексические повторы;

· использование однокоренных слов;

· параллелизм строения – это симметричное расположение главных и второстепенных членов в предикативных единицах (Каков поп, таков и приход);

· структурная неполнота последующих частей;

· соотносительные слова, в школе они называются указательными (Это был тот день, который…), встречаются в СПП и БСП;

· использование слов с родовидовыми отношениями (Мебель: …стол, шкаф);

· использование слов одной тематической группы (Холодный – ледяной);

· соотношение видовременных или модально-временных форм сказуемого, которые указывают на одновременность совершения событий, их разноплановость, последовательную смену и проч.;

· интонация незавершенности первой или нескольких первых предикативных единиц (ПЕ): первая единица произносится с повышением тона голоса в конце;

· наличие вводных слов.

*Особое средство – использование частиц в значении союзов. Пример1 : Вот приедет барин, барин нас рассудит. Комментарий к примеру: частица вот используется в значении союза когда . Варианты – это БСП, это СПП. Примеры 2, 3 : Кругом темно, только светится далекая луна. Он спросил, скоро ли экзамен . Часто частица сохраняет свои свойства частицы и поэтому подобные конструкции можно считать БСП, но при этом она приобретает свойства союза , поэтому эти же конструкции можно считать союзными за счет синкретичных свойств частиц-союзов.

Пример анализа средств связи в СП :

Княжна Марьяпридумывала те слова, которые онаскажет ему при встрече.

Основное средство связи : союзное слово которые , выраженное относительным местоимением.

Дополнительные средства связи :

· в первой части есть указательное слово те, выраженное указательным местоимением,

· есть местоименные замены (княжна Марья - она, слова – которые),



· интонация незавершенности первой части,

· используются слова одной тематической группы - глаголы со значением мысли, речи, чувства (придумывала, скажет);

· соотношение временных форм указывает на последовательность событий – придумывала (несов. в., прош. в), скажет (сов.в., буд. в.).

сложное предложение. Предложение, состоящее из двух или нескольких частей, по форме однотипных с простыми предложениями, но образующее единое смысловое, конструктивное и интонационное целое (простые части, объединяясь в составе сложного, образуют не арифметическую, а алгебраическую сумму).

Единство и цельность сложного предложения создаются для отдельных его типов разными средствами, к которым относятся:

1) и н т о н а ц и я. Части сложного предложения не обладают интонационной законченностью, являющейся одним из основных признаков предложения как коммуникативной единицы: этот признак присущ сложному предложению в целом. Пена кипела, и брызги воды летали по воздуху (Горький) (перед союзом и голос повышается, а характерное для повествовательного предложения понижение голоса оказывается только в конце второй части сложного предложения);

2) с о ю з ы или союзные слова. Сын молча взял цеп, и работа пошла в четыре цепа (Л. Толстой). Яхочу, чтоб к штыку приравняли перо (М а я к о в с к и и). Я не знаю, где граница меж товарищем и другом (Светлов); (не расписываю т.к. они перечисляются далее и в вопросе 23)

3) лексический состав (специализированные слова со значением указания, системные лексические отношения – синонимия, антонимия). В той или иной части сложного предложения могут быть слова, указывающие на ее несамостоятельность. Одно было несомненно: назад он не вернется (Тургенев) (первая часть нуждается в разъяснении имеющегося в ней слова одно). Вы слишком люди, чтобы не ужаснуться этих последствий (Герцен) (средством сцепления обеих частей является пара слишком... чтобы). Не успел я опомниться, как чья-то рука в белой перчатке очутилась в моей (Л. Толстой) (пара не успел... как). Стоило теперь только оглянуться на деревню, как живо вспомнилось все вчерашнее (Чехов) (пара стоило... как);

4) синтаксическое строение частей (неполнота одной из частей, структурный параллелизм частей).Кот неподвижно сидел на матрасике и делал вид, что спит (Чехов) (первая часть нуждается в распространении при помощи второй). Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя (Н. Островский) (ю же самое). Она Алексея еще не видала, между тем как все молодые соседки только об нем и говорили (П у ш-к и н) (параллелизм расположения членов предложения в обеих частях);

5) порядок частей. Некоторые типы сложного предложения допускают только один определенный порядок следования частей. Веревка была длиною почти во всю комнату, так что один только противоположный угол мог быть безопасным от нападения страшного зверя (Пушкин) (перестановка частей невозможна);

6) соотношение форм глаголов-с к аз у е м ы х (координация видо-временных форм глаголов-сказуемых). В некоторых случаях соотношение видо-временных форм глагола или форм наклонения в частях сложного предложения является его конструктивной чертой. Лисье бритое лицо его приятно улыбалось, и глаза щурились, оглядывая, всех собравшихся (Л. Толстой) (значение одновременности передается формами несовершенного вида). Знай я ремесло, жил бы в городе (Горький) (значения условия и следствия выражаются формой повелительного наклонения в первой части и сослагательного во второй).

Обладая каждое своей спецификой, простое предложение и сложное предложение в отдельных случаях сближаются между собой, образуя переходные случаи. Я приехал затем, чтобы объясниться (Тургенев) (инфинитивный оборот чтобы объясниться занимает промежуточное положение между придаточным предложением цели и обстоятельством цели;

ср.: Я приехал объясниться). Как далекая зарница в глухую полночь, мелькнуло смутное сознание опасности (Серафимович) (сравнительный оборот как далекая зарница в глухую полночь занимает промежуточное положение между придаточным предложением и обстоятельством образа действия; ср.: ...мелькнуло далекой зарницей е глухую полночь).

По типу связи СП делятся на союзные и бессоюзные.

БСП – сложное предложение, предикативные части которого соединены взаимосвязанностыо своего значения и строения, ритмомелодическими средствами, без помощи союзов или относительных слов. Различаются:

1) бессоюзные сложные предложения однородного состава (с однотипными частями) . По выражаемым ими значениям (одновременность пли последовательность событий, сопоставление или противопоставление действий и т. д.) и по некоторым структурным признакам (перечислительная интонация или интонация противопоставления, однотипность видо-временных форм глаголов-сказуемых, возможность вставки сочинительных союзов) предложения этого тина могут быть соотнесены со ССП. Их характеризует незамкнутая структура (количество частей ограничено лишь волей говорящего). Белое одеяло сброшено на пол, дом пуст, Вера Никандровна одна (Ф е д и н). Вы рветесь к войне - мы упрочили мир (Б е з ы ы е н с к и и);

2) бессоюзные сложные предложения неоднородного состава (с разнотипными частями) . По выраженными ими значениям (отношения обусловленное! и, причинно-следственные, изъяснительные и др.) и по некоторым структурным признакам (интонация, порядок следования предикативных частей единою целью, лексический состав первой части и др.) предложения этого типа могут быть соотнесены с СПП. Количество частей в таком типе предложения не более двух. Иногда лошади проваливались по брюхо: почва была очень вязкой (Ф а д е е в). Федор понял: речь шла о связи (Ф у р-м а н о в).

При этой классификации возможны переходные или промежуточные типы бессоюзных сложных предложений, не соотносительные с предложениями сложносочиненными или сложноподчиненными, например бессоюзные предложения с пояснительными отношениями. Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями... (Пушкин).

Другая классификация бессоюзных сложных предложений основана на различных типах интонации как важнейшей формальной стороны их построения. Выделяются:

1) перечислительные предложения. Шелк не рвется, булат не сечется, золото не ржавеет (пословица);

2) сопоставительные предложения. Лето припасает - зима поедает (пословица);

3) предложения обусловленности. Волков бояться - в лес не ходить (пословица);

4) объяснительные предложения. Ей представлялась картина: хрупкая ладья несется по течению (Вересаев);

5) присоединительные предложения. Русская интеллигенция росла и развивалась в условиях совершенно зверских,- это неоспоримо (Горький).

Союзные в свою очередь представлены ССП и СПП.

ССП – сложное предложение, части которого связаны между собой сочинительными союзами. С грамматической точки зрения части являются равноправными. Старый князь был еще в городе, и его ждали каждую мину ту (Л.. Толстоа). Старик явно возмущался, а Григорий морщился (Шолохов).

Связь между частями сложносочиненного предложения осуществляется и другими грамматическими, а также лексическими средствами. Немцы уйдут, и вся занимаемая ими территория перейдет в руки Красной Армии (Н. Островский) (незаконченность интонации первой части; соотношение форм глаголов совершенного вида, передающее отношение следования; порядок частей, соответствующий порядку следования действий, о которых говорится). Лизу напугал странно постаревший взгляд Веры Никандровны, и она не решилась возражать (Федин) (взаимосвязь частей и смысловая несамостоятельность второй части подчеркиваются употреблением в ней местоимения она). В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи и лисьи шкуры (Л. Толстой) (части сложного предложения объединены общим второстепенным членом в сенях). Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят (Тютчев) (взаимообусловленность частей выражается при помощи слов еще... а уж).

Между частями сложносочиненного предложения могут быть отношения:

1) соединительные (со значением одновременности, последовательности, причины и следствия и др.).С востока надвигались темные дождливые тучи, и оттуда потягивало влагой (Ч е х о в). Пьер вошел к детям, и хохот и крики еще более усилились (Л. Т о л с т о и). В этот день мне нездоровилось немного, и потому я не стал дожидаться ужина и лег спать (А р с е н ь е в);

Союзы : и , повт. союз-частица и , да (=и), тоже, также , повт. союз ни-ни

2) разделительные (со значением несовместимости, чередования, взаимоисключения). То солнце тусклое блестит, то туча черная висит (Н е-красов). Или вы сейчас одевайтесь, или я уеду один (Писемский);

Союзы : а, но, да (=но), однако, же (этот союз располагается дистантно по отн-нию к границе предикат. части), зато .

3) противительные (со значением противопоставления, несоответствия). Все посмотрели ему вслед, но никто не улыбнулся (Т у р г е н е в). Он человек нескладный, растрепанный, оборванный, а лицо у него почти красивое (Горький);

Союзы : или, либо , повт. союзы ли – ли - или, то-то, то ли - толи, не то – не то .

4) присоединительные, градационные и пояснительные

Присоединительные союзы: да и, но и.

Мне хне хотелось идти домой, да и не за чем было туда идти.

Градационные союзы: не только, но и; не то чтобы, но.

Не только администрация вышла встречать гостей, но вышли еще и студенты и учащиеся школ.

Пояснительные союзы : то есть, а именно, или (= т.е..)

Иван Ильич вечером садился за дела, то есть читал бумаги, исправлял законы.

СПП – предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами. Не жалко сил, если они дают такие результаты (Н. Островский). Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть (Л. Толстой). Подчинительная связь между частями сложноподчиненного предложения выражается в синтаксической зависимости одной части (придаточного предложения) от другой (главного предложения). (подробнее см. 23 вопрос)

25.Стиль (франц. style от греч. stylos - палочка для письма).

1. Разновидность языка, характеризующаяся особенностями в отборе, сочетании и организации языковых средств в связи с задачами общения. Стиль языка. Функциональный стиль.

2. Совокупность приемов использования средств языка, характерная для какого-либо писателя, произведения, жанра. Стиль Пушкина. Стиль “Евгения Онегина" Стиль романтиков. Стиль басни. Стиль фельетона.

3. Отбор языковых средств по принципу экспрессивно-стилистической их окраски. Стиль книжный. Стиль официальный. Стиль торжественный. Стиль сатирический. Стиль юмористический.

4. Построение речи в соответствии с нормами словоупотребления и синтаксиса. Стиль искусственный. Стиль небрежный. Стиль простой. Ошибки в стиле. Работать над стилем.

(Словарь лингвистический. терминов Д.И. Розенталя)

Осн. единица стил. системы – это функц. стиль.

В шк. традиции стили рассматриваются в соответствии с разными сторонами общественной жизни.

В.В. Виноградов делал акцент на соотношение стилей со сферами и функциями, которые выполняет язык:

Коммуникативная функция (общение) – обиходно-бытовой;

Сообщение (деловой, научный);

Воздействие (публицистический, худож.- беллетристический).

Но сам Виноградов отмечал, что стилей больше, чем функций. Тогда он выделил стили языка и стили речи.

Функциональный стиль – это определенная социально осознанная разновидность речи ,

а) соответствующая той или иной сфере общественной деятельности и форме сознания,

б) обладающая своеобразной стилистической окраской, создаваемой особенностями функционирования в этой области языковых средств и специфической речевой организации,

в) имеющая свои нормы отбора и сочетания языковых единиц, определяющимися задачами общения в соответствующей сфере.

* Каждой из сфер деятельности человека соответствует особое отношение к действительности: в общении с близкими – ассоциативное, в деловом общении – абстрактно-логическое.

Факторы, определяющие стиль:

1. Форма сознания и вид деятельности (тип мышления и форма отражения: научное понятие, правовая норма, художественный образ).

2. Факторы, определяющие подстиль:

Степень официальности/неофициальности

Устная/пис. форма

Чем больше в стиле доля письменной формы, тем менее «прозрачной» является его устная форма, и наоборот.

Монолог./диалог. вид

Способ коммуникации: прямая, косвенная и безличная (закон, статья). Прямой контакт тяготеет к устной форме.

Жанр речи (т.е. вид реч. произведения, характеризующийся единством конструкции, композиции, стиля)

Вид науки, способ отображения

3. Уточняющий фактор:

Тон речи

Ориентация на слушателя или аудиторию

Вид речевого контакта

Характер субъекта и адресата речи

4. Субъективные факторы

Долгое время классификация шла по пути дифференциации книжного и разговорного стилей. Гвоздев выделял стили бытовые и публицистические. Будигов: разговорный (разговорно-интелиген. и разговорно-фамильярный).

На подстиль влияет жанр и жанровые разновидности.

Благодаря развитию языка и постоянному взаимодействию стилей границы между ними обладают известной подвижностью.

СТИЛИСТИЧЕСКАЯ НОРМА – исторически сложившаяся и закономерно развивающаяся общепринятая реализация заложенных в языке стил. возможностей, значений, окрасок, обусловленных целями, задачами и содержанием данной сферы общения.

(Из шпор) Межстилевая лексика. К ней относятся слова, не имеющие функциональной закрепленности => используется во всех перечисленных стилях. У межстилекой лексике относятся:

Наименования конкретных предметов (человек, собака, кошка)

Наименование явлений природы (снег, дождь)

Наименование нейтральных признаков слов (счастливый, умелый, умный)

Название распространенных действий и состояний (говорить, писать)

Межстилевая лексика используется как в устной, так и в письменной речи. Ей присущи простота, естественность, четкость, общедоступность.

Стилистически нейтральной лексике противостоит стилистически маркированная. Большинство ученых в составе стилистически маркированной лексики выделяют 2 разряда слов: книжные слова, слова разговорные.

Книжная лексика включает в себя 3 группы слов (научная лексика, официально-деловая, публицистическая, лексика художественного произведения)

В силу разноплановость разговорной лексики в настоящее время нет окончательного исследования разграничения разговорно-просторечной лексики. Выделяют несколько групп слов: 1. лит.разговорные(бездельник) 2. разговорно-бытовые (грязнуля, дедок) 3. обиходно-бытовые просторечия (сачок, братан) 4. разговорно-терминологические (касторка, диабетик, сердечник, гипертоник)

РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ

Общение неподготовленное, непосредственное. Говорящие связаны неофициальными отношениями.

Лексика.

    Гл. домининта – отсутствие заботы о форме выражения. не употреблять слова, чужеродные данному стилю.

    относительная лексическая бедность:

    • частые повторы

      слова неточной, сиюминутной семантики

      много окказионализмов

      слова-эрзацы (замещающие паузы)

      почти не используются члены синоним. ряда

      нормой является употребление нейтральной лексики

Морфология .

    Соотношение частей речи:

    • почти нет причастий и деепр., кр. форм прилаг.

      много местоимений

      меньше, чем в др. стилях, используется сущ. и прил.

    Доминирует И.-В.п.

    Встречаются некоторые разг. формы: в отпуску, договора, сахару, Мам!

    глагол: не всгда выдерживается единый временной план, активно используются усеченные формы со значением мгновенного действия (хвать, стук)

    иногда имеет место глагольное управление без управляемого слова: Ты сдавать досрочно? Я заканчиваю (что?)

    Много частиц

Синтаксис .

    Предложение отличается от кн.-пис. стилей: цепочки коротких сообщений, нанизанных друг на друга, т.к. времени продумать фразу нет; много вставок, дополнений, синтаксческих самоперебивов, лишних слов.

    эллипсис, неполнота

Усекаются как полуслужебные элементы, так и знаменательные.

    много беспредложных падежных конструкций

    много повторов

    инверсии, сбитый порядок слов, часто разрываются словосочетания (очень любил книги читать)

    соединительные средства: коли, кабы

    дробность предложения, парцелляция (Еду в Москву. Один.)

26. Конструкции, грамматически не связанные со структурой предложения (обращения, вводные слова, междометия).

Обращение - наименование лица или, в случае олицетворения, неодушевленного предмета или явления, к которому обращено высказывание; Петя, возвращайся скорей! Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч (А. Пушкин). Первичное назначение О. состоит в том, чтобы привлечь внимание слушающего и дать понять, что высказывание обращено именно к нему. Присутствие О. особенно характерно для вопросительных и побудительных предложений, требующих непосредственной реакции конкретного адресата - ответа или действия. В СРЯ форма обращения совпадает с формой именительного падежа существительного в сочетании со специфической интонацией.

Вв о дные слов а , слова, синтаксически не связанные с предложением и выражающие отношение говорящего к сообщению, общую оценку сообщения, указание на источник сообщения или на его связь с контекстом речи. В качестве В. с. могут употребляться как слова, изолировавшиеся от той или иной части речи и используемые только как В. с. ("конечно", "например", "по-видимому"), так и слова, которые сохранили живые связи с различными частями речи и могут быть членами предложения ("возможно", "говорят", "кажется"). В. с. могут содержать эмоциональную оценку сообщения ("к счастью", "к сожалению") или призыв к вниманию ("знаете", "представьте"), указывать на степень достоверности ("правда", "видимо"), источник ("говорят", "известно"), стиль ("попросту") или на отношение между частями сообщения ("кстати", "наконец").

Междометия - класс неизменяемых слов, служащих для нерасчлененного и грамматически неоформленного выражения эмоций и волеизъявлений. М. занимают изолированное положение в системе частей речи. В отличие от служебных частей речи, они не участвуют в выражении отношений между словами и предложениями, а от знаменательных слов отличаются отсутствием номинативного значения (напр. увы! выражает чувство сожаления, не являясь его назв.).

По функционально-семантическим особенностям междометия подразделяются на несколько групп:

1) эмоциональные М., выражающие различие положительных или отрицательных эмоции (восхищение, возмущение, удивление, раздражение, испуг) либо общее состояние возбуждения: ай-ай-ай, ах, вот тебе раз, ну и ну, ого ;

2) волеизъявительные М., выражающие призывы к выполнению или прекращению действия, требования тишины или внимания и т. п.: алло, ау, валяй, взяли, марш, тс ;

3) вокативные М., близкие к волеизъявительным, но обращенные к животным: брысь, кис-кис, кыш, тпру ;

4) этикетные М., представляющие собой закрепленные формулы приветствия, благодарности, прощения: здравствуйте, спасибо, до свидания, пока . По составу и образованию М. делятся на непроизводные (первообразные) и производные (непервообразные). Непроизводные М. (ай, ах, брысь, ух, фу ) не соотносятся со словами знаменательных частей речи. Некоторые из них содержат редкие или нехарактерные для фонетической системы рус. яз. звуки и их сочетания: ага, брр, гм, кыш, тьфу, чш ; они могут удваиваться и утраиваться: ай-ай-ай, ей-ей, ого-го . Их происхождение связывается с рефлекторными эмоциональные выкриками и восклицаниями. Производные М. могут соотноситься с существительными (боже, господи, черт): с глаголами (подумаешь, будет тебе, постой ), с наречиями и служебными частями речи (вон!, прочь, однако же ). Среди производных междометий много устойчивых сочетаний и фразеологизмов: вот это да, что за черт, то-то и оно, ну и ну . М., как правило, синтаксически не связаны с др. словами и не являются чл. предложения. Они могут выполнять функцию эквивалента предложения: Ай-ай-ай!; Караул! ; входить в состав фразеологизированных структур: Ай да герой! ; свободно вводиться в предложение, обычно открывая его: Ох, беда! Вместе с тем некоторые эмоциональные М. способны выступать в функции сказуемого, если вместо назв. признака выражается вызываемое им впечатление: Характер у нее ой-ой-ой . Кроме того, волеизъявительные М., приобретая в силу их близости к повелительному наклонению некоторые глагольные свойства, могут подчинять себе зависимые слова: марш домой; айда на речку . К междометию в некоторых отношениях близки глагольные М. и звукоподражания.

Все очень просто. Вспомни: предложения бывают простыми и сложными. Это известно каждому с начальной школы.

Простое предложение - это предложение с одной грамматической основой.
Сложное - это предложение с двумя и более грамматическими основами.
Значит, нужно знать, какими бывают грамматические основы, чтобы верно определить их в предложенном для анализа предложении.

Не путай:

двусоставные и односоставные простые предложения.

  • Двусоставные предложения - это предложения с двумя главными членами: подлежащим и сказуемым.
  • Односоставные предложения - это предложения с одним главным членом.

Части в составе сложных предложений тоже могут быть двусоставными и односоставными.

Если в твоём варианте задания дано сложное предложение, то нужно определить, какое оно. Подробная характеристика не требуется.
Посмотри, есть ли средства связи: союзы и союзные слова.

  • Если их нет, то предложение бессоюзное (бессоюзная связь предложений - это синтаксическая связь по смыслу, формально выраженная лишь интонационно).
  • Если есть, то союзное , и тебе предстоит еще один несложный шаг: определить вид синтаксической связи.

Как это сделать? Для определения вида синтаксической связи нужно иметь в виду два критерия: 1) значение и 2) форму.

Если предложения
1) равноправны по смыслу,
2) связаны сочинительным союзом,

то предложение сложносочинённое .

Если предложения
1) не равноправны по смыслу (можно установить иерархию: главное - придаточное),
2) подчинительная связь выражена подчинительными союзами,
то предложение сложноподчиненное.

Наконец, последнее. В языке и, естественно, в КИМах тоже есть сложные предложения с несколькими видами связи:

1) бессоюзной и союзной подчинительной,
2) бессоюзной и союзной сочинительной,
3) союзной сочинительной и подчинительной.
Это сложные предложения, состоящие более чем из двух простых и имеющие соответственно более двух грамматических основ. Встретив такие предложения, не удивляйся. Помни, частей может быть две и более. Их может быть даже 13-15 и более. В заданиях ЕГЭ таких длинных и состоящих из многих частей предложений нет. Но и в предложениях из 3-4 частей могут быть комбинации союзной и бессоюзной связи либо сочинительной и подчинительной связи.
Независимо то того, какое предложение тебе встретилось, необходимо:

  • внимательно и вдумчиво прочитать предложение,
  • определить грамматические основы,
  • разделить предложение на части,
  • определить характер связи и средства связи (союзы и союзные слова, интонацию при бессоюзном соединении частей).

В черновике рисуй схемы, они помогут понять, сколько частей в сложном предложении и как они связаны. Разберись, что к чему относится.
Примеры схем:
[ … ], [ … ] - бессоюзное сложное предложение, например:

К вечеру потеплело ,/ в саду расквакались лягушки .

[ … ] - [… ] - бессоюзное сложное предложение, например:

Я поднялась на третий этаж и подошла к двери -/ неожиданно из-за неё раздался отчаянный собачий лай .

[ …] : [ … ] - бессоюзное сложное предложение, например:

Услышав шум, я опустила глаза:/ прямо передо мной пробежал ёжик .

[ … ], [ и … ] - сложносочинённое предложение, например:

Солнце зашло , / и стало прохладно .

[ … ], (чтобы…) - сложноподчинённое предложение, например:

Я всё сделаю ,/ чтобы она была счастлива .

[… , (чтобы…) …] - сложноподчинённое предложение, например:

Митя ,/ чтобы она была счастлива ,/ сделает всё.

Помни:

В предложениях с несколькими придаточными подчинение может быть различным:
1) последовательным : […], (где…), (который…), например:
Я узнала ,/ где купить словарь ,/ который я долго не могла найти .

2) параллельным : […], (какие...), (как...). Пример:
Документ объясняет ,/ какие предметы будут обязательны ,/ как будет делаться выбор .

3) однородным: [ … ], (союз как …), и (союз как …). Пример:
Я неожиданно почувствовала ,/ как напряжение спало /и как легко стало у меня на душе.

Бывают разные виды синтаксических единиц в . Они могут разделяться на группы по разным признакам: по цели высказывания, по особенностям грамматической основы, по интонации, по структуре. В русском языке имеется целый раздел, который изучает данную конструкцию как единицу текста. Этот раздел называется « ». Рассмотрим, какие виды предложений в русском языке существуют.

Вконтакте

Разделение на группы

Разберем, какие бывают предложения по цели высказывания:

Повествовательные – это предложения, в конце которых ставится точка. Повествовательные предложения рассказывают о каком-то событии. Примеры можно привести из любого текста, описывающего те или иные события.

В конце восклицательного должен стоять восклицательный знак. Он используется для выражения гнева, удивления и других сильных чувств .

Вопросительное всегда оканчивается знаком вопроса. Оно используется в тех случаях, когда человек хочет о чем-то спросить, навести справки, уточнить информацию.

Внимание! В русском языке, в отличие от некоторых других европейских языков (например, от ), можно сделать из повествовательного высказывания вопросительное (и наоборот), не меняя порядок слов. Например: «Маша – ученица» и «Маша – ученица?». В первом случае это констатация факта, во втором случае – выражение неуверенности, желание уточнить достоверность информации.

Разделение на группы по эмоциональной окраске

По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательные и невосклицательные.

Восклицательное:

  • Как тебе не стыдно!
  • Позор двоечникам и лентяям!
  • Посмотрите, какая тишина вокруг! Благодать!

Восклицательные предложения, как видно из примеров, выражают разные , от презрения до восхищения.

Невосклицательное:

  • Моя мама – учительница.
  • В моем родном городе много интересных мест.
  • Когда я вырасту, я буду механиком.

Для того чтобы понять, что такое невосклицательные высказывания, любые их примеры можно прочитать вслух. Интонация при этом будет ровной, спокойной. Если же в конце письменного высказывания стоит восклицательный знак, интонация, напротив, будет неровной, восходящей.

По интонации предложения бывают разные. Это касается не только русского, но и всех других языков мира. В русском языке по интонации предложения бывают эмоционально окрашенные или эмоционально нейтральные.

Предложения в письменной речи, имеющие ярко выраженную эмоциональную окраску, имеют восклицательный знак на конце. Высказывания в устной речи, характеризующиеся эмоциями, произносятся с повышением голоса в конце фразы.

Внимание! Если в конце фразы стоит восклицательный знак, эту фразу нужно прочитать вслух очень выразительно. Это особенно касается чтения стихов. Если произносить такие фразы ровным, спокойным голосом, смысл высказывания и его выразительность зачастую теряются.

Классификация по особенностям грамматической основы

По наличию или отсутствию составляющих грамматической основы предложения бывают односоставные и двусоставные. У односоставного имеется только сказуемое или подлежащее. У двусоставного – и подлежащее, и сказуемое. Характеристика конструкций по особенностям грамматической основы занимает важное место в школьном курсе современного русского языка.

По полному или частичному наличию грамматической основы законченные мысли в письменной форме бывают односоставными и двусоставными. Вот примеры типичного неполного односоставного предложения:

  • Светает.
  • Холодает.
  • Пришел, увидел, победил.

А вот примеры двусоставных полных:

  • Вышивальщица закончила свое рукоделие.
  • Дед Мороз пришел на елку в школу.
  • Бабушка подоила корову и отправилась отдыхать.

Классификация предложений

Классификация по количеству грамматических основ

На какие группы делятся данные синтаксические единицы по количеству грамматических основ? На две – простые и сложные . Определить, к какому типу относится высказывание, можно по наличию одной или нескольких основ. Когда речь идет о простых и сложных предложениях, можно на простых примерах изучить важное правило пунктуации. Оно приводится ниже.

Простые предложения

Внимание! Все грамматические основы, входящие в состав , разделяются запятой. Между ними может находиться союз, но он может и отсутствовать. Например: «Солнце зашло, и животные в хлеву заснули» или «Моросил дождь, мальчик в галошах шлепал по лужам».

Простое предложение – это письменное высказывание, в котором имеется только одна грамматическая основа. Вот характерные примеры:

  • Я уехал в дальние края.
  • Мой дядя работает трактористом в колхозе.
  • Кошка умеет прыгать и громко кричать.

Основные признаки сложного: наличие нескольких грамматических основ , использование союзов (хотя их может и не быть), разделение высказывания на логические части с помощью запятых. Примеры:

  • Мой брат учил уроки, а я играл на пианино.
  • Мама пела песню, и дети ей подпевали.
  • Настало утро, бабушка повела внука в детский сад.

Виды сложных предложений

Сложное предложение может состоять из нескольких частей, соединенных между собой сочинительной или подчинительной связью. На какие группы могут делиться сложные конструкции? На сложноподчиненные и сложносочиненные . Вот типичные примеры:

  • Я живу в доме, который находится под горой (подчинительная связь).
  • Я уеду туда, где меня никто не знает (подчинительная связь).
  • Снежинки кружатся, и наступает новый год (сочинительная союзная связь).
  • Я сидел дома, мама спала (сочинительная бессоюзная связь).

Предложение, его грамматическая основа

Разные виды сложных предложений

Вывод

Характеристика предложения – один из самых сложных вопросов в современном русском языке. Эта проблема активно исследуется современными лингвистами, а также рассматривается в курсе русского языка для учащихся 5–9 классов средних общеобразовательных школ. По разным признакам в современном русском языке они делятся на разные группы. Развернутая характеристика этой синтаксической единицы помогает лучше понять суть высказывания, а также разобраться в правилах пунктуации.

  1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
  2. По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
  3. По наличию грамматических основ: простое или сложное.
  4. Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:
Если простое :

5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.

7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.

8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Если сложное :

5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.

6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.

7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).

8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.

9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Пример синтаксического разбора простого предложения

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся , распространённое, осложнено однородными подлежащими.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся , распространенное, осложненное однородными подлежащими.

Пример разбора сложного предложения

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , СПП.

1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.

2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.

Пример схемы (предложение, после него схема)


Другой вариант синтаксического разбора

Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.

В словосочетаниях:

  1. Выделяем из предложения нужное словосочетание.
  2. Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
  3. И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.

В простом предложении:

  1. Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
  2. Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
  3. Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
    • Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
    • Распространённое или нераспространённое
    • Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
  4. Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
  5. Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.
  6. Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.

Сказуемое

  1. Отмечаем, чем является сказуемое - простым глагольным или составным (именным или глагольным).
  2. Указать, чем выражено сказуемое:
    • простое - какой формой глагола;
    • составное глагольное - из чего оно состоит;
    • составное именное - какая употреблена связка, чем выражается именная часть.

В предложении, имеющем однородные члены.

Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.

В предложениях с обособленными членами:

Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.

В предложениях с обособленными членами речи:

Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.

В сложносочиненном предложении:

Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.

Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.

В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)

Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.

Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.

Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.

В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.

В сложном бессоюзном предложении:

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.

Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.

Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.

В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи.

Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи. Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.

По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.

Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.


Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/sintaksicheskij-razbor