Анализ рассказа «Корова» (Платонов А П). Анализ рассказа «Корова» (Платонов А П) Литературное направление и жанр

«Корова» написан на рубеже 30-х и 40-х гг. Первоначально он назывался «Добрая корова». Платонов приготовил его для печати в сборнике «В сторону заката» в 1943 г., но отказался от нескольких рассказов, потому что они могли быть не интересны в военное время своим мирным содержанием.

Книга «Вся жизнь», которая должна была быть издана в 1946 г., тоже включала этот рассказ, но не была издана из-за начавшихся на Платонова гонений. Рассказ был опубликован посмертно в 1962 г. в сборнике рассказов Платонова.

На образы рассказа повлияла личная трагедия Платонова, у которого в 1938 г. был арестован 15-летний сын, вернувшийся только через 3 года больным туберкулёзом и умерший в 1943 г. Каждое произведение Платонова тех лет проникнуто верой в то, что живые и мёртвые соединены невидимой связью, что мёртвых можно оживить.

Литературное направление и жанр

Рассказ относится к литературному направлению реализма. Платонов проявляет себя как последователь «Философии общего дела» философа Фёдорова, который говорил о главном враге человечества – смерти, о том, как её победить знанием и трудом.

Тематика и проблематика

Тема рассказа – противоборство человека и смерти. Основная мысль: самое большое горе всего живого – это смерть, которой человек может противостоять, в отличие от животного, утешением словом, сознанием, другом, развлечением.

Проблематика рассказа связана с главной проблемой творчества Платонова – идеей жизни, противостоящей смерти и побеждающей её. Другая проблема – ответственность человека – царя зверей. Отцу Васи жалко телёнка, но горе коровы безысходно, она не умеет утешиться. Ум коровы смутный. Она не может забыть то, что вошло в её сердце или чувство.

Корова – своеобразное жертвенное животное, которому предстоит отдать всё, что у него есть, ради жизни людей. Кроме того, её смерть почти невероятна, ведь через одноколейку в сутки проходило только 4 поезда, причём 3 из них – ночью, когда корова была в сарае. Корова нашла свою единственно возможную смерть, потому что потеряла волю к жизни.

Сюжет и композиция

В хозяйстве путевого сторожа заболевает телёнок, которого хозяин сначала везёт к ветеринару, а потом сдаёт на мясо. Корова, не умея пережить своего горя, не ест, «забывает ходить» по пашне и погибает под колёсами поезда, как будто совершает самоубийство.

Все эти события оставляют отпечаток на личности Васи, сына хозяина. В школе он пишет сочинение о жизни и смерти коровы.

Сочинение Васи «Как я буду жить и работать, чтобы принести пользу Родине» подверглось критике и было изменено на «сочинение из своей жизни», где Вася рассказывает о корове. Все темы, связанные с неопределённым будущим мальчика, его желанием пожертвовать своим счастьем ради счастья родины, рассуждения о том, что неизвестно, где теперь корова и её сын, из сочинения мальчика исчезли.

Герои рассказа отделены он других людей большими пространствами. Вася ходит в школу за 5 км от дома, а отец ведёт телёнка к ветеринару на станцию за 7 км. Пространство враждебно человеку. Смерть воспринимается Васей как даль, из которой не могут вернуться корова и телёнок, сказочный «тот свет», куда не доберёшься на паровозе.

Герои и образы

Главная героиня рассказа – корова. У неё нет имени, её так и зовут, как «написано в книге для чтения», коровой. Платонов не наделяет животное никакими человеческими чертами. Корова даже после смерти остаётся просто домашним животным, кормилицей и едой, говядиной, как называет её Вася в сочинении.

В портрете коровы выделяются «добрые тёплые глаза, обведённые тёмными кругами», «большое худое тело», нежное вымя.

Высшее предназначение коровы – работать и приносить пользу. Даже еда требует от коровы усилий, труда и беспрерывного жевания.

Тоскуя по телёнку, корова жалобно мычит, протяжно ноет, не ест, не спит, становится неподвижной и равнодушной. Основная черта коровы – покорность «жизни, природе и своей нужде в сыне». Она даже терпеливо пашет, ходит в ярме. Так же терпеливо корова ждёт своего сына.

Корова не ест даже лакомства, принесённого мальчиком. После смерти телёнка корова, по словам отца, становится шалой. Она убегает на всю ночь, кричит чужим горловым голосом, становится «угрюмой и непонятливой», перестаёт доиться. Конечно, такое состояние могло происходить от какой-нибудь коровьей болезни, но автор объясняет всё тоской коровы по сыну, мощным материнским инстинктом.

Вася, сын путевого сторожа, воплощает лучшие качества человека. Он любит корову, утешает её, когда она скучает без сына.

Вася сызмальства приучен к труду. Он не только провожает поезда, когда отца нет на месте, но и сам хорошо разбирается в работе паровоза, так как прочитал об этом в учебнике физики. Мальчик очень любознателен. Он мучится, если не понимает, как живут и действуют предметы.

Увидев, что паровоз буксует, Вася вызывается посыпать песком рельсы. Он даёт машинисту очень полезный совет сделать посуду для песка побольше. Вася помогает установить, где зажаты тормоза. Машинист даже порывается усыновить Васю, рассуждающего, как взрослый, и называет его «сызмальства полный человек».

Вася любит ходить в школу, богатое воображение помогает ему представлять те страны, о которых он читал или узнавал от учительницы. Вася готов оказать помощь любому: отцу, машинисту и даже людям в далёких странах.

Удивительная человечность Васи видна даже посторонним, например, молодому человеку из поезда, случайно встретившемуся с Васей взглядами и попрощавшемуся: «До свиданья, человек».

Вася осуждает долго не возвращающегося отца, потому что корова без телёнка плачет. Он ухаживает за коровой, даже когда ей было «всё равно, что делают с нею». Его горе от смерти коровы буквально валит его на землю и поглощает всю его душу.

Отец Васи – человек, пытающийся заглушить в себе доброту и чувствительность. Он продаёт телёнка, потому что дали хорошую цену, но у него по телёнку болит душа, он не знал, что будет так жалко. Отец рассуждает житейски правильно, что «без коровы трудно». Он продаёт тушу погибшей коровы, к которой относился как к приносящей пользу. Это отношение правильное, но отличается от отношения его сына. Очевидно, сердце отца очерствело от жизни. Он ничего не потерял от смерти коровы, потому что сразу насобирал денег на новую.

Машинист поезда, который нечаянно и невольно сбил корову, переживает из-за этого. Он тоже приносит свою жертву, давая отцу Васи 100 рублей своей премии на покупку новой.

Стилистические особенности

Весь рассказ подчинён идее смерти и умирания. Платонов описывает, казалось бы, обычную жизнь, но кажется, что жизнь порабощена смертью. Например, корова жуёт сено, но Платонов описывает его как «давно иссохшую, замученную смертью былинку».

Действие рассказа происходит осенью, и дом окружают «отрожавшие... заглохшие и скучные поля», «голые кусты, омертвевшие за зиму». В палисаднике тоже «всё посохло и поникло». Он кажется Васе «кладбищем растений».

К случайному молодому человеку в окне проходящего поезда Вася обращается: «Поживи и обожди меня, не умирай». Вася смиряется со смертью коровы и телёнка, воспринимает их как жертвы, да и свою жизнь готов отдать в жертву для пользы родины.

Илья Вадимович Петров (1970) - канд. филол. наук, доцент Уральского государственного педагогического университета.

Урок любви к ближнему

Рассказ Андрея Платонова «Корова» в школьном курсе литературы

Рассказ Андрея Платонова включён в программу по литературе для 6-го класса. Анализ этого произведения достаточно сложен для восприятия маленьких читателей. Учитель должен поэтому попытаться акцентировать те проблемы, которые могут быть близкими для младших школьников и при этом адекватно раскрывающими содержательное наполнение неповторимого художественного мира писателя. На пути реализации этой задачи учитель сталкивается с проблемами по-настоящему важными, поскольку Платонов видит в мире детства “прообраз большой вселенной, её социальный портрет, чертёж и абрис надежд и великих утрат” (Н.Г. Полтавцева). Детские рассказы писателя несут в себе такое же философское постижение космоса, как и его произведения, написанные для взрослых. Ребёнок в его творчестве мучается самыми глобальными, самыми серьёзными проблемами: как обрести себя в бытии, как противостоять смерти, как сохранить тепло в “прекрасном и яростном мире”. Чтение Платонова требует значительного напряжения, и помочь учителю в анализе этого рассказа могут только эмоциональная открытость и духовная свобода маленьких читателей.

Правомерно в начале анализа рассказа поставить перед учащимися вопрос о его жанровой природе. Уже в первом абзаце звучит ряд мотивов, сближающих это произведение с темами и проблемами волшебных сказок. Слово повествователя, подобно слову в сказке, стремится одухотворить неживые предметы и явления, наделить душой те существа, которые в обыденном восприятии её лишены: “Серая степная корова черкасской породы жила одна в сарае; этот сарай, сделанный из выкрашенных снаружи досок, стоял на маленьком дворе путевого железнодорожного сторожа. В сарае, рядом с дровами, сеном, просяной соломой и отжившими свой век домашними вещами - сундуком без крышки, прогоревшей самоварной трубой, одёжной ветошью, стулом без ножек, - было место для ночлега коровы и для её жизни в долгие зимы”. Мелодическая тональность этого зачина вполне сопоставима с мудрой грустью философских сказок Г.X. Андерсена, уже знакомых учащимся. Сближение платоновского рассказа с жанром сказки позволяет учителю заложить в урок целый комплекс проблем: во-первых, такой подход во многом мотивирует причудливую странность, необычность платоновского мира; во-вторых, открывает путь к анализу образа главного героя - мальчика Васи Рубцова, поскольку детское доверие к миру, ценное для Платонова, во многом сходно со сказочным мировосприятием; и наконец, в-третьих, такое сближение может задать сам ход дискуссии на уроке, поскольку Платонов не просто воссоздаёт, а существенно переосмысляет законы сказочного мира.

Сказка действительно разрушается уже в первое мгновение. Радости волшебных превращений оживших вещей и животных Платонов противопоставляет образ “заглохшего и скучного мира, в котором всё посохло и поникло”. Отголоски сказочных мотивов не только приоткрывают сокровенную тайну жизни, но и показывают её хрупкость и уязвимость. Жизнь нуждается в сбережении и сохранении.

В образе же Васи Рубцова нашли своё отражение размышления Платонова о ребёнке и его роли в мироздании. Типологически этот герой близок к образам Насти из «Котлована», Петруши из рассказа «Возвращение», Наташи из «Июльской жары». Всех их объединяет серьёзная рассудительность и недетская зрелость суждения о мире. По Платонову, только ребёнок несёт в себе истину жизни во всей её первозданной чистоте. Неслучайно поэтому мальчик, главный герой рассказа, оказывается принципиально открытым миру: “с тревогой и радостью он всматривался в лица людей, глядящих из окон пассажирских поездов”, он любит учиться, воображать в уме дальние страны. Платонов наделяет своего героя и талантом мастера, “мальчик знал, отчего работает паровая машина, он прочитал про неё в учебнике по физике, а если бы там не было про неё написано, он всё равно бы узнал о ней, что она такое”. Платонов показывает, что умение разбираться в законах механики воспитывает в герое более трепетное и нежное отношение к миру в его целом: “Его мучило, если он видел какой-либо предмет или вещество и не понимал, отчего они живут внутри себя и действуют”. Платонов ведёт своего героя по нелёгкому пути вчувствования в мир, не просто его рассудочного постижения, а искреннего и непосредственного его сердечного переживания.

Авторская оценка главного героя, на наш взгляд, не является однозначной, и поэтому предлагаемый в учебнике вопрос о том впечатлении, которое производит Вася, представляется вполне правомерным. Безусловно, Платонов видит в ребёнке воплощение самых светлых, самых лучших граней человеческой души. В тех словах, с которыми обращается к мальчику проезжающий мимо путевой сторожки случайный пассажир, звучит признание его высокой миссии на земле: “До свидания, человек!” И корова чувствует, “слышит” в Васе не просто ребёнка, а именно человека, отвечающего за поддержание жизни. Но этот нравственный долг ложится на детские плечи тяжким бременем, и слова машиниста, с которым также встречается Вася, исполнены не только гордости за рассудительного маленького человечка, но и тревоги за его будущее: “Он с малолетства полный человек, а у него ещё всё впереди”. В мудрости платоновских детей заключена и великая печаль. Они вступают в мир, будучи наделёнными разумом и опытом стариков, они знают не только устройство машины, но и что такое смерть. Так, Вася “остерегался заходить в огорожу палисадника: он ему казался теперь кладбищем растений, которые он посадил и вывел на жизнь весной”.

Миропереживание платоновских героев всегда трагично, но в основе его лежит беспредельная любовь к миру. Это чувство представлено в рассказе в двух своих ипостасях, образующих две ступени, которые ребёнок проходит в своём развитии. Первую из этих ступеней можно назвать, используя слова самого Платонова, “любовью к дальнему”. Символом её выступает в рассказе образ паровоза, с которым связаны надежды и мечты мальчика. Эта любовь носит абстрактно-книжный характер. Она не всегда приносит пользу, часто она оказывается мимолётной, проходящей, подобно стремительным поездам, молнией проносящимся мимо Васи: “поезда шли быстро, и люди проезжали в них не узнанными мальчиком на переезде”; “вскоре память о человеке, миновавшем однажды их дом, забылась в сердце мальчика”; “паровоз миновал одинокого человека”; “механик и не посмотрел на мальчика… он следил за машиной”. Этой любви для духовного роста человека, конечно же, недостаточно, но она необходима, потому что такое отношение к миру пробуждает в мальчике чуткость и теплоту: “Машине было трудно, и он хотел побыть около неё, словно этим он мог разделить её участь”.

В заботе о корове мальчик находит совсем иные отношения. Образ животного воссоздаётся Платоновым в ассоциативном ряду с образом человека: “добрые тёплые глаза, обведённые тёмными кругами, словно корова была постоянно утомлена или задумчива, рога, лоб и её большое худое тело”. Корова становится для мальчика олицетворением самого чуда жизни, олицетворением той силы, которая скрыта в слабости, во внешнем изнеможении. С её образом сопряжён в рассказе мотив родственного чувства, объединяющего все живые существа и являющегося неизменной ценностью в платоновском мире. Почти человеческая тоска коровы по своему телёнку становится для мальчика уроком истинной любви: “она всё время ждала своего сына-телёнка”; “ей ответила протяжным, плачущим голосом корова, тоскующая о своём сыне”; “уставившись глазами в тёмное поле, корова ждала своего сына”. К этой любви мальчик приобщается в очень трудный, кризисный момент: когда отец вытаскивает из-под паровоза убитую корову, мальчик садится на землю и замирает “от горя первой близкой смерти”. Трогательно щемящее чувство входит в рассказ в момент смерти коровы. Близкое, живое, страдающее существо требует большего душевного напряжения, чем ремонт машины.

И Вася начинает меняться. Его слово в финале рассказа лишается той рассудительной серьёзности, с которой он общался с взрослыми. В своём сочинении он предстаёт уже не мудрым всезнающим человеком, а просто ребёнком, столкнувшимся с чем-то непонятным, а потому пугающим. Его внутреннее волнение вызвано не только смертью любимого животного, но и новыми широкими горизонтами бытия, явленными его чувству. Речь Васи в финале обретает ту непосредственную искренность, которая может исходить только от сердца, соприкоснувшегося с болью: “Как я буду жить, я не знаю, не задумался ещё. У нас была корова. Когда она жила, из неё ели молоко мать, отец и я... Потом её сына продали на мясо, его убили и съели. Корова стала мучиться, но скоро умерла от поезда”. В этом отрывке правда о мире воплощается в самом строении детской фразы: если корова - олицетворение жизни, то и сила и еда исходят непосредственно из неё, а если паровоз - бездушная машина, то от него умирают.

Этот голос сердца говорит не только о жалости к животному, он мучительно ищет ответ на вопрос о смысле бытия в том мире, в котором торжествует смерть: “Теперь ничего нету. Где корова и её сын - телок? Неизвестно, а всем было от них хорошо”. И только ребёнок может с безыскусной простотой сформулировать ответ на этот совсем не детский вопрос: “Я тоже хочу, чтобы всем людям нашей страны была от меня польза и хорошо, а мне пусть меньше, потому что я помню нашу корову и не забуду”. Живое тепло родственных отношений с миром становится в рассказе Платонова залогом духовного взросления личности.

Тема: А. Платонов « Корова»» « Формула жизни» А. Платонова .

1) обсудить проблему человека и окружающего мира;

2) воспитывать чувство сострадания ко всему живому;

3) выявить « слагаемые» формулы жизни А. Платонова

ЖИЗНЬ

Ход урока:

1.Слово учителя.

Данный рассказ заставляет нас задуматься о том, насколько связан человек с окружающим миром, о том, как надо относиться ко всему живому, о назначении человека на земле.

А. Платонов пристально вглядывается в окружающий мир. Он одушевляет, очеловечивает природу. Е го волнует каждый цветок, травинка, он чувствует их неповторимость.

Нежностью наполнено описание этого мира: цветка, коровы, человека.

« Весь мир ради меня и ради всех людей, и из всех людей - я каждого знаю, с каждым спаяно мое сердце»,- писал А. Платонов.

Спаяно его сердце и с героем рассказа « Корова» Васей Рубцовым.

2.Аналитическая беседа

Что вы знаете о герое рассказа?

Какое впечатление он произвел на вас?

(Вызывает симпатию участием ко всему живому, трудолюбием .

Подтвердим это эпизодами из текста.

а) Первые сцены разговора с коровой. Как он к ней относится? Докажите неравнодушие Васи, умение любить живое. Как сочувствовал ее горю?

б) Что вы можете рассказать об отношении Васи к миру, о его любви к нему? Почему подробно рассказывается о встрече мальчика с незнакомым человеком, промелькнувшим в окне поезда? (мальчику интересен весь мир, чувствует связь с окружающим миром)

в) Давайте попробуем вывести первые « слагаемые» , необходимые для формулы жизни.


ЖИЗНЬ

ко всему Трудолюбие

живому любознательность

г) Встреча Васи с паровозом - пересказ эпизода.

Что нового узнали о герое? Какая черта характера подчеркивается в описании этой встречи? (любознательность, трудолюбие, интерес к миру)

Какой смысл заключен в словах машиниста?

(Человек существует для того, чтобы трудиться и помогать окружающим - творить добро для других людей.)

Вася Рубцов обладает этим качеством настоящего человека, и потому он уже сейчас полноценный человек, достигший полного нравственного развития.

Добавим еще «слагаемые» формулы жизни А. Платонова. (трудолюбие, умение делать добро)

Взаимопомощь Единство всего

живого на земле

ко всему Трудолюбие Добро

живому любознательность

Вспомните эпизоды, в которых рассказывается о горе коровы. Как она выражала его?

Почему корова погибла? (Потерян смысл жизни, лишилась воли )

Почему машинист добавляет денег на покупку коровы, ведь он не виноват?(Им движет чувство вза имопомощи)

А. Платонов выделяет мысль о единении людей. « Твой сын мне помогал, а я вам помогу…..»

Какие составные « формулы жизни» еще можно добавить? (единство всего живого на земле)

Прочитайте сочинение Васи. Какие мысли заключены в этом сочинении? Где, по - вашему, основная мысль сочинения? (Я тоже хочу, чтобы всем людям нашей Родины была от меня польза и хорощо)

В сочинении мальчика Платонов обобщил свои мысли о мире, о человеке, о предназначении человека на земле. И чтобы всем «от меня была польза и хорошо», надо следовать формуле жизни Платонова.

В этом рассказе идет речь о добром и трудолюбивом школьнике Васе Рубцове. Мальчик любил ходить в школу, с удовольствием читал книги и хотел принести пользу в этот мир. Он жил со своим отцом и матерью недалеко от железной дороги. Отец его был железнодорожным сторожем. Васе нравились поезда с самого детства он разбирался в них и даже как-то помог машинисту паровоза справиться с неполадкой.

В их дворе располагался старый сарай, набитый дровами и старыми ненужными вещами. В этом сарае жила корова. Добрый мальчик Вася очень любил свою корову, он любил приходить к ней, гладить ее по шерсти и разговаривать с ней. У коровы был теленок, он приболел и Васин отец отправился с ним к ветеринару. Поздно вечером отец вернулся, но без теленка. Ему предложили хорошую цену за него и он согласился его продать.

Вася расстроился, он наведался к корове. Корова не переставала ждать своего сына, у нее был унылый вид. Мальчик долго гладил корову, однако она не реагировала на его ласки.

На следующий день, придя со школы, Вася подошел к корове и обнял ее, она резко дернулась, оттолкнула паренька и убежала в поле.

Вася со своей семьей до пол ночи ходили по окрестностям и звали свою кормилицу, однако она так и не отозвалась.
Проснувшись рано утром, ребенок глянул в окно и увидел свою любимую корову, она стояла возле ворот и ждала, когда ее впустят. С тех пор у коровы пропало молоко, она стала еще более угрюмой.

Днем корову выпускали в поле, однако, она мало двигалась, в основном стояла на месте. Однажды корова вышла на железнодорожное полотно, отец оттянул ее. Однако с тех пор Вася стал переживать за нее. И не напрасны были его опасения.

Как-то возвращаясь со школы он увидел товарный поезд напротив дома. Поезд сбил корову. Машинист объяснял, что долго сигналил ей, а затем экстренно затормозил, но было уже поздно. Мальчик был вне себя от горя. Отец продал мясо убитого животного.

В школе задали написать сочинение о какой-нибудь истории из своей жизни. Вася поведал о том, как любил свою корову, как отняли у нее теленка, о ее страданиях и гибели. Он рассказал, что она была их кормилицей, помогала вспахивать поле и возила кладь. В последних строках он написал, что никогда не забудет свою корову.
Рассказ учит читателя быть добрыми, заботливыми, милосердными и трудолюбивыми людьми.

Картинка или рисунок Корова

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Чуковский Мойдодыр (сказка)

    Действие сказки происходит в Петербурге. Правда точного указания на город нет, но есть упоминание Садовой, Сенной, Таврического сада и реки Мойки. Рассказчиком является мальчик - грязнуля

  • Краткое содержание Пантелеев Новенькая

    Рассказ «Новенькая» является образцом хорошей книги. Книга написана для детей младшего и среднего возраста, и насыщенна историей, воспитывающей высокие моральные качества подрастающего поколения.

  • Краткое содержание Деньги Золя

    Два главных персонажа романа Золя «Деньги преследуют одну и ту же цель – накопление и преумножение своего капитала. Аристид Саккар основал Всемирный Банк, а Гундерман является биржевым брокером.

  • Краткое содержание Диккенс Домби и сын

    Все происходящее относится к 19 веку. Однажды вечером в семье Домби рождается сын. У него уже есть дочь Флоренс, ей 6 лет. Но так случилось, что жена его не смогла вынести роды и умерла.

  • Краткое содержание Чапаев Фурманов

    В произведении показана жизнь и трагическая гибель красного комиссара Василия Чапаева. Роман начинается с событий, которые происходят в 1919 году на Иваново-Вознесенском вокзале,


Главная мысль рассказа: никогда не нужно забывать о том, что животные тоже имеют чувства, они живые и могут страдать.

Когда корову лишили теленка, она сразу стала равнодушна, у неё пропал интерес к жизни. В конце концов, она погибла.

Сюжет: рассказ «Корова» повествует о трагической судьбе серой коровы, которую очень любил мальчик Вася Рубцов. Место действия рассказа – маленький станционный разъезд, где и живет Васина семья. Отец у мальчика – путевой рабочий.

Корова недавно родила теленка, но он чем-то подавился и его пришлось отвести к ветеринарному врачу. Корова тем временем очень скучала без своего малыша. Отец вернулся уже за полночь и принес деньги, которые выручил, сдав бычка на мясо.

Корова очень переживает и даже убегает в степь от хозяев, от тех людей, которые отобрали у нее родное существо. Поскитавшись по голой степи, корова сама вернулась домой. Вася хотел накормить животное хлебом с солью, приласкать, но она не приняла его.

После она погибла, попав под колеса ехавшего поезда. Кто знает, может она вышла на рельсы специально? Ведь как она могла дальше жить без своего теленка?

В школе по заданию учителя Вася пишет сочинение о случае из своей жизни. В нём он рассказал о своей любви к корове и о том, что она все отдала людям: молоко, мясо, сына, шкуру…

Отзыв: это произведение Платонова никого не оставит равнодушным, оно заставляет переживать за героев, вызывает добрые чувства.

Обновлено: 2018-11-04

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.