Анализ умк английский в фокусе. Анализ УМК «Английский в фокусе»

Сравнительный анализ УМК «Английский с удовольствием»/«Enjoy English» и «Английский в фокусе»/ «Spotlight»

Для подтверждения гипотезы мы проанализировали два УМК «Английский с удовольствием»/ «Enjoy English » и «Английский в фокусе»/ «Spotlight» на предмет наличия системы подготовки к выполнению заданий раздела «Письмо» ГИА и ЕГЭ, в результате мы пришли к следующим выводам:

Таблица 7

Сравнительный анализ УМК «Английский с удовольствием»/ «Enjoy English» и «Английский в фокусе»/ «Spotlight»

Из таблицы видно, что УМК «Английский в фокусе»/ «Spotlight» содержит больше упражнений, направленных на развитие основных письменных дискурсов необходимых для написания части С1-С2 ЕГЭ и ГИА.

Структура и содержание учебников отличается друг от друга. В учебнике «Английский с удовольствием» /«Enjoy English» все упражнения направленные на развитие навыков письменной речи, начиная с 4 класса содержатся в разделе «Writing at home»,«Homework».

В учебнике «Английский в фокусе» /«Spotlight» весь урок распланирован так, что каждому виду речевой деятельности уделяется отдельное внимание, в конце каждого урока выделяется особый этап «Writing» ,где ведется работа над навыками письменной речи. Помимо этого в каждом разделе один или несколько уроков направлены на развитие у учащихся навыков на основе всех других видов речевой деятельности. В начальных классах это каждый четный урок модуля, в 5 классе это каждый третий урок модуля, в 6,7 классе такого урока нет, т.к. основная работа над письмом ведется дома и на этапе «Writing».В 8,9 классе это параграф 1e «Writing Skills».Кроме того, работа над письмом ведется также в разделе «Spotlight on Russia»,предусмотренном в каждом модуле.

Немаловажное значение в каждом УМК имеет рабочая тетрадь. Рабочая тетрадь УМК «Английский с удовольствием» / «Enjoy English» включает в себя большое количество письменных заданий различной сложности. Задания градуированы по трудности, объему и жанру (от открытки, простой анкеты, объявления до небольшого эссе) и по степени самостоятельности (от простых подстановочных упражнений до написания текста в форме статьи). В тетрадь включены основные типы заданий, часто используемые в ЕГЭ и других известных системах контроля уровня подготовки по иностранным языкам: multiple choice(множественный выбор), matching (соотношение), close procedure (тест закрытого типа). Также здесь содержатся задания для проектов (Projects) и самостоятельной работы (Test yourself). Рабочая тетрадь также делится на главы и параграфы в соответствии с учебником. Тетрадь в основном предназначена в основном для самостоятельной работы дома. Биболетова М.З., Трубанева Н.Н.,Бабушис Е.Е.Enjoy English 7 Teachers book.Титул, 2009.

В отличие от УМК «Английский с удовольствием» / «Enjoy English» рабочая тетрадь УМК «Английский в фокусе» /«Spotlight» выполнена в цвете. Структура тетради различается в зависимости от ступени изучения. В начальных классах рабочая тетрадь включает в себя вводный модуль (один разворот) и восемь основных модулей по четыре разворота каждый. Рабочая тетрадь может быть использована как в классе, так и дома, после завершения работы над соответствующим материалом модуля в Учебнике. Цель Рабочей тетради заключается в том, чтобы закрепить языковой материал Учебника с помощью разнообразных упражнений во всех видах речевой деятельности. Раздел повторения в Рабочей тетради представлен в каждом модуле двумя рубриками: I Love English (Я люблю английский) и Let"s Play!(Давайте поиграем).

В рубрике I Love English содержатся упражнения для закрепления пройденного языкового материала во всех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме. В рубрике Let"s Play! помещена настольная игра, цель которой заключается в том, чтобы повторить материал модуля в увлекательной форме. Spotlight 4.Teacher`s book.Просвещение, 2008. В старших классах (5-9 классы) рабочая тетрадь так же как и учебник, включает 10 основных модулей, каждый из которых соотносится с соответствующим разделом учебника. Упражнения в рабочей тетради, дополняя учебник, направлены на закрепление лексико-грамматического материала и дальнейшее развитие умений аудирования, чтения, письма, а иногда и устной речи. Задания отличаются разнообразием форматов. Они могут частично выполняться в классе, но в основном рассчитаны на самостоятельную работу учащихся дома. Рабочая тетрадь сопровождается звуковым пособием для работы над небольшими текстами, отработки умений чтения вслух и аудирования. В конце каждого модуля имеется рубрика Translator"s Corner: упражнения на перевод с русского языка на английский основных словосочетаний модуля, предложений на основе новой лексики и вновь изученных грамматических структур, а также ситуаций или фрагментов тематических диалогов.

В конце рабочей тетради помещены задания и визуальные опоры (карточки) для парной работы, которые могут быть использованы учителем для организации дифференцированной работы на уроке.

Раздел повторения в рабочей тетради (Revision Section) посвящен, в соответствии с типичными затруднениями русских учащихся, основным грамматическим явлениям и в основном выполнен в формате множественного выбора. Spotlight 6.Teacher`s book.Просвещение, 2008 .

Кроме того специфическим компонентом УМК «Английский в фокусе» /«Spotlight» является Языковой портфель (My Language Portfolio) -- Языковой портфель представлен в виде отдельной тетради и содержит материал, который учащиеся будут использовать во время прохождения всего курса. Языковой портфель составлен таким образом, что вызывает интерес у учащихся и желание изучать английский язык. Его цель -- помочь учащимся поразмышлять о том, насколько успешно у них идет изучение английского языка и какие аспекты нуждаются в дополнительной проработке. На практике Языковой портфель может включать в себя проекты или любые другие письменные работы, компьютерные диски с работами и рисунками, выполненными в классе или дома, видеокассеты с любимыми рассказами, песнями, школьными спектаклями и т. д., сертификаты, отзывы учителей и просто коллекции предметов или картинок. Это все то, что учащиеся хотят сохранить как подтверждение. Это все то, что учащиеся хотят сохранить как подтверждение своих успехов в изучении английского языка. Основное внимание уделяется процессу обучения. В результате создания языкового портфеля у учащихся развивается навык работать самостоятельно. Spotlight 3.Teacher`s book.Просвещение, 2008

Вывод по главе 3:

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что УМК «Английский в фокусе» /«Spotlight» содержит больше упражнений на развитие навыков письменной речи, т.е. необходимых дискурсов для написания части С1-С2 ЕГЭ и ГИА письмо и эссе. Это связано с тем, что учебник отличается своей структурой, где на уроке выделяется время на каждый вид речевой деятельности, в том числе и письменную речь. Кроме того, УМК содержит дополнительные источники формирования навыков письменной речи в виде языкового портфеля и отвечает всем требованиям новых образовательных стандартов. Но результат обучения иностранному языку в целом и письменной речи в частности зависит от самого учителя, который может подобрать систему упражнений таким образом, чтобы добиться желаемого результата.

Анализ УМК Spotlight «Английский в фокусе» для уровня основного общего образования

При наличии огромного разнообразия УМК по иностранному языку выбор методического комплекса может оказаться не таким простым делом, как может показаться на первый взгляд. Даже из списка рекомендованных УМК сложно выбрать один, который бы удовлетворял всем требованиям, которые предъявляет к учебнику современный учитель, идущий в ногу со временем. Одним из пользующихся наибольшей популярностью в последние годы учебно-методических комплексов является комплекс «Английский в фокусе» (“ Spotlight ”). В данной статье постараемся подробно рассмотреть актуальность выбора данного УМК в качестве основного для проведения уроков Иностранного языка (Английского) в основной школе.

УМК «Английский в фокусе» ("Spotlight") авторов: Ю. Е. Ваулина, О. Е. Подоляко, Д. Дули, В. Эванс издательства «Просвещения», комплекс рассчитан на 3 часа в неделю (базовый уровень).

По информации от разработчиков: «УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) – совместная продукция российского издательства и британского издательства , в которой нашли отражение традиционные подходы и современные тенденции российской и зарубежных методик обучения иностранному языку. Вся линейка включена в (http://www.prosv.ru/umk/spotlight/info)

УМК по английскому языку Spotlight отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и соответствует общеевропейским компетенциям владения иностранным языком (Common European Framework of Reference), a также соответствует стандартам Совета Европы. Данный УМК полностью удовлетворяет целям и задачам, сформированным в Федеральном Государственном Стандарте. В нем реализованы возможности для выполнения практических, образовательных, воспитательных и развивающих целей, которых требует современная стандартизация.

УМК состоит из следующих компонентов:

    Учебник;

    Аудиокурсы для занятий в классе и дома;

    Рабочие программы;

    Книга для чтения и CD ;

Отличительными чертами УМК для основной школы являются:

    • Наличие аутентичных языковых материалов;

      Использование английского языка как средства изучения других дисциплин;

      Знакомство учеников с рациональными приемами изучения иностранного языка (Study Skills);

      Наличие материала о странах изучаемого языка (Culture Corner) и России (Spotlight on Russia);

      Дополнительный набор интерактивных учебных пособий входящих в состав УМК, позволяющий создать условия для личностно ориентированного обучения;

      Наличие текстов для дополнительного чтения (Extensive Reading);

      Включение материалов для подготовки к различным формам итоговой аттестации (http://www.prosv.ru/umk/spotlight/info)

Группа авторов учебного пособия описывает его следующим образом: «УМК строится на принципах холистического и гуманистического подхода преподавания иностранных языков. Сущность холистического подхода состоит в выборе таких видов учебной деятельности, которые способствуют активной, сбалансированной работе обоих полушарий мозга и преодолении некоторых характерных трудностей в обучении. УМК уделяет внимание развитию всех видов речевой деятельности (аудированию, говорению, чтению и письму) с помощью разнообразных коммуникативных заданий и упражнений. Материал организован таким образом, что позволяет регулярно повторять основные активные лексико-грамматические структуры и единицы» (http://www.prosv.ru/umk/spotlight/default)

УМК « Spotlight » соответствует современным методикам обучения иностранным языкам, а приемы, методы и технологии обучения направлены на развитие коммуникативных и когнитивных целей обучения. Повышение мотивации учебного процесса достигается посредством разнообразных ситуативных упражнений, интересных, актуальных текстов, видов и форм работы, которые позволяют обучать всем видам речевой деятельности. Положительным моментом УМК « Spotlight » является опора и тесная связь с культурой родного языка.

Уроки культуроведения и страноведения как стран изучаемого языка, представленные также в каждом модуле, обеспечивают учащихся учебными материалами для развития социокультурной компетенции, способствуют реальному включению их в диалог культур.

Проанализировав данный УМК и его структуру, можно сказать, что все компоненты УМК образуют единый комплекс, дополняя друг друга.

Основным компонентом является учебник, который имеет следующую структуру:

    вмещает 10 тематических модулей;

    учебник состоит из Starter и 10 тематических модулей, каждый из которых включает 8 уроков + один резервный (по усмотрению учителя);

    раздел Spotlight on Russia;

    тексты песен или другие аутентичные материалы и упражнения к ним;

    грамматический справочник;

    поурочный словарь (с выделенным другим цветом активным словарем).

Проанализировав материал модулей, можно сделать вывод, что они имеют четко определенную структуру:

    новый лексико-грамматический материал (уроки a, b, c);

    урок English in Use ( урок речевого этикета );

    Уроки культуроведения (Culture Corner, Spotlight on Russia);

    Уроки дополнительного чтения (Extensive Reading. Across the Curriculum);

    Книга для чтения (по эпизоду из книги для каждого модуля);

    Урок самоконтроля, рефлексии учебной деятельности (Progress Check).

Согласно методической концепции авторов, изложенной выше, ученики осуществляют самоконтроль, рефлексию учебной деятельности и знакомятся с содержанием последующего модуля, формулируют его цели и задачи в пределах каждого урока.

Задания, данные в данном учебнике, позволяют реализовать различные организационные формы работы: индивидуальную, парную, групповую, фронтальную и их сочетать.

Для изучения лексического материала в данном учебнике, в качестве основного, применен принцип наглядности и тематический подход. Тема одного модуля состоит из нескольких микротем, что позволяет поддерживать высокую мотивацию обучающихся. В рамках данной темы ученики получают возможность развивать устную речь с учётом индивидуальных интересов.

Вторым по значимости компонентом является рабочая тетрадь, которая выполнена в цвете. Ее цель заключается в том, чтобы закрепить пройденный в основных разделах материал с помощью разнообразных упражнений. Раздел повторения в Рабочей тетради представлен в каждом модуле. Задания дополняют материал, данный по теме в учебнике. Работа с тетрадью позволяет не только активизировать материал, пройденный в рамках урока, но и расширить его. Тетрадь позволяет реализовать и творческий потенциал обучающихся, выраженный в наличии упражнений с опорой на индивидуальный опыт. Упражнения в рабочей тетради могут использоваться в рамках домашних заданий.

Языковой портфель - пособие, способствующее формированию навыков самостоятельной работы и самооценки школьников в образовательном процессе. Перенос изучаемого материала в ситуацию собственного опыта, заложенный в задания Языкового портфеля, определяет высокую мотивацию учащихся к их выполнению. Языковой портфель – это собственность учащихся, в него записываются и включаются все достижения в изучении языка (проекты, сочинения, сертификаты, рисунки, отзывы, фотографии и т. д.). Данное приложение может использоваться по желанию, но его использование делает изучение языка более личностно-ориентированным и позволяет обучающимся в большей степени реализовать творческий потенциал. При возможности сквозной работы с данным приложением в течение нескольких лет обучающийся может самостоятельно оценить прогресс в изучении языка и обозначить собственный индивидуальный вектор развития.

По информации с официального сайта УМК «Английский в фокусе»: «Языковой портфель - новый продукт в российской сфере образования, который нацелен на то, чтобы стимулировать желание учащегося изучать иностранный язык и сделать этот процесс более занимательным» (http://www.prosv.ru/umk/spotlight/default)

Использование дополнительных компонентов УМК, таких как аудиодиски, помогают сделать процесс обучения более интересным и наглядным, активно дополняя основные компоненты. Аудиоприложение доступно как при покупке учебника, так и на официальном сайте поддержки издания, в свободном доступе. Озвученный материал выполнен качественно, речь, как правило, эмоционально окрашена, присутствуют и элементы шумового и музыкального оформления.

Из всего вышеизложенного можно сделать выводы об основных отличительных характеристиках УМК «Английский в фокусе»:

    данный УМК соответствует Европейским стандартам и ФГОС в области изучения иностранных языков;

    позволяет формировать у школьников элементарные коммуникативные умения во всех видах речевой деятельности (в говорении, аудировании, чтении и письме) в реальных ситуациях общения в их интеграции;

    развивает речевые, интеллектуальные и познавательные способности, а также общеучебные умения;

    предоставляет возможность для включения учащихся в диалог культур – России и англоговорящих стран, для знакомства их с миром зарубежных сверстников;

    развивает навыки самостоятельной работы, самоконтроля и самоанализа;

    показывает разнообразие составляющих его компонентов;

    предъявляет понятную структуру и содержание учебника, яркое и красочное оформление, прекрасно составленное аудио сопровождение;

    строится на принципах активного, холистического и гуманистического подходов к преподаванию иностранного языка;

    отвечает современным полиграфическим требованиям, учебник привлекателен для детей. В нем представлены различные виды реализации наглядности: рисунки, фото, схемы, шрифт удачен для восприятия;

    издан для всех лет обучения и может быть приобретен в книжных магазинах, предлагающих учебно-методическую литературу.

    компоненты периодически обновляются и дополняются, что так же является положительным моментом.

Исходя из всех вышеизложенных характеристик, можно считать выбор УМК рациональным. Данный УМК сочетает в себе все необходимые компоненты для достижения целей и решения задач обучения английскому языку в основной школе.

Общий экспресс-анализ УМК « Spotlight » для 4 класса общеобразовательных учреждений авторов и др., издательства «Просвещение», 2009г

Предложенный на общий экспресс-анализ УМК «Английский в фокусе – 4» (Spotlight) для 4 класса общеобразовательных учреждений был подвергнут экспертизе учителями английского языка и

Данный УМК построен в соответствии с программой обучения английскому языку в начальной школе, которая предполагает развитие иноязычной коммуникативной компетенции и её составляющих. Однако, авторы не дают конкретную цель обучения в 4 классе, а только ставят задачи, из которых видно, что авторы считают главным в своей работе.

УМК «Английский в фокусе - 4» (авторы, Д. Дули, В. Эванс) создан на основе Примерных программ по иностранным языкам с учетом требований Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования по иностранным языкам, а также соответствует стандартам, разработанным Советом Европы в области обучения иностранным языкам (CEF A1-B2 levels), что является его отличительной особенностью.

УМК вошел в Федеральный и региональный перечни учебников, рекомендованных министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательных учреждениях на 2009/2010 учебный год.

«Английский в фокусе» - первый российский УМК, который является совместной продукцией российского издательства «Просвещение» (Россия) и британского издательства Express Publishing (Великобритания). Данный проект разработан специально для общеобразовательной российской школы известными российскими учителями-практиками совместно с известными британскими авторами, которые предлагают новый уникальный подход к изучению английского языка. Считаем, что «Английский в фокусе» - это УМК нового поколения; предназначен для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений и рассчитан на 2 часа в неделю (68 часов в год).


Так как данный УМК создан практикующими российскими учителями совместно с зарубежными специалистами, то в нем нашли отражение традиционные подходы и современные тенденции как российской, так и зарубежных методик обучения иностранному языку.

Рабочая тетрадь выполнена в цвете. Ее цель заключается в том, чтобы закрепить материал с помощью разнообразных упражнений. Раздел повторения в Рабочей тетради представлен в каждом модуле двумя рубриками: I love English (материалы для закрепления пройденного языкового материала), Let’s play (настольная игра), а также Portfolio Sheets и Craftwork Sheets (шаблоны для написания проектных работ и материал для поделок).


Языковой портфель как компонент УМК «Английский в фокусе - 4» - пособие, как мы считаем, способствующее формированию навыков самостоятельной работы и самооценки школьников в образовательном процессе. Перенос изучаемого материала в ситуацию собственного опыта, заложенный в задания Языкового портфеля, определяет высокую мотивацию учащихся к их выполнению. Данный Языковой портфель – это собственность учащихся. Он является их спутником, в него записываются и включаются все достижения в изучении языка (проекты, сочинения, сертификаты, рисунки, отзывы, фотографии и т. д.). «Языковой портфель» - новый продукт в российской сфере образования, который нацелен на то, чтобы стимулировать желание учащегося изучать иностранный язык и сделать этот процесс более занимательным.

Думаем, «Английский в фокусе» (Spotlight) зарекомендовал себя среди учителей как надежную опору в деле преподавания английского языка.

Учитель английского языка

МОУ «Куженерская средняя

общеобразовательная школа №2»: //

Отличительные особенности

К основным отличительным характеристикам курса «Английский в фокусе» (Spotlight ) в целом следует отнести:

    аутентичность языковых материалов;

    адекватность методического аппарата целям и традициям российской школы;

    соответствие структуры учебного материала модулей полной структуре психологической деятельности учащихся в процессе познавательной деятельности: мотивации, постановке цели, деятельности по достижению цели, самоконтроля, самооценки, самокоррекции;

    современные, в том числе компьютерные, технологии;

    интерактивность, вывод ученика за рамки учебника;

    личностную ориентацию содержания учебных материалов;

    включённость родного языка и культуры;

    систему работы по формированию общих учебных умений и навыков, обобщённых способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической деятельности;

    межпредметные связи как способ переноса языковых знаний и речевых умений на другие образовательные области, освоение языка как средства познания мира;

    возможности дифференцированного подхода к организации образовательного процесса;

    воспитательную и развивающую ценность материалов, широкие возможности для социализации учащихся.

Анализ отличительных характеристик УМК «Английский в фокусе» демонстрирует его соответствие основным направлениям модернизации общего образования. Важным является полноценный состав УМК, что обеспечивает качественную работу учителя, с одной стороны, и качественное обучение/изучение иностранного языка – с другой.

Учебники «Английский в фокусе» построены в соответствии с базисным учебным планом (3 часа в неделю).

Учебники для 5–7 классов имеют следующую структуру:

    10 тематических модулей;

    каждый модуль состоит из 9 уроков и одного резервного урока (по усмотрению учителя);

    учебник для 5 класса состоит из Starter и 10 тематических модулей, каждый из которых включает 8 уроков и один резервный;

    раздел Spotlight on Russia ;

    тексты песен и упражнения к ним;

    грамматический справочник;

    поурочный словарь (с выделенным другим цветом активным вокабуляром);

Каждый модуль имеет чёткую структуру:

    новый лексико-грамматический материал (уроки a, b, c);

    урок English in Use (урок речевого этикета);

    уроки культуроведения (Culture Corner , Spotlight on Russia );

    уроки дополнительного чтения (Extensive Reading . Across the Curriculum );

    книга для чтения (по эпизоду из книги для каждого модуля);

    урок самоконтроля, рефлексии учебной деятельности (Progress Check ).

Структура учебников «Английский в фокусе» для 8–9 классов заметно отличается от структуры учебников для 5–7 классов. Это выражается в том, что учебник состоит из 8 тематических модулей, каждый из которых включает 10 уроков (а также домашнее чтение) и один резервный урок – для планирования по усмотрению учителя – с учётом особенностей освоения материала и данных педагогической диагностики в конкретной группе учащихся.

Следуя принципу интеграции и дифференциации, авторы спланировали уроки модуля, выделяя ведущий вид речевой деятельности. Так, урок «а» – это урок развития навыков чтения и устной речи, «b» – аудирования и устной речи, урок «c» – урок освоения нового грамматического материала, урок «е» – урок развития навыков и умений продуктивного письма.

На регулярной основе в учебниках для 8 и 9 классов своё место в каждом модуле нашли последовательные задания, направленные на освоение фразовых глаголов, предлогов, а также систематизация знаний по словообразованию. Таким образом, на новом этапе обучения обогащение словаря учащихся выходит далеко за пределы освоения новой тематической лексики в процессе изучения новых тем.

Новым в структуре учебника является и приложение Grammar Check , которое предлагается использовать как в качестве дополнительного материала при формировании языковых навыков, так и средства дифференцированного обучения.

В каждом модуле учебников «Английский в фокусе 8–9» представлены уроки культуроведческого и страноведческого характера (Culture Corner , Spotlight on Russia ), которые обеспечивают учащихся релевантными возрасту учебными материалами для развития социокультурной и межкультурной компетенции. Следуя традициям учебного курса, в составе каждого второго модуля есть урок дополнительного чтения на межпредметной основе (Extensive Reading . Across the Curriculum ), что в значительной мере обеспечивает мотивацию учащихся к освоению английского языка как средства познания окружающего мира. В учебнике 8 класса появляется новая регулярная рубрика, посвящённая экологии (Going Green ).

Завершает каждый модуль материал для самопроверки и рефлексии учебных достижений учащихся, который, как правило, объединён в один урок с вводной страницей следующего модуля, выполняющей мотивирующую функцию и обеспечивающей целеполагание.

Справочные материалы учебника, как и весь курс «Английский в фокусе», построены с учётом развития самостоятельности учащимися при их использовании, роль родного языка при этом трудно переоценить. Принцип учёта родного языка реализуется и в грамматическом справочнике и в поурочном англо-русском словаре. В приложении к учебнику помещены тексты песен, рекомендуемых к использованию в соответствии с темами модулей и задания к ним, – как материал для дополнительной дифференцированной работы с учащимися.

Анализ УМК Spotlight (материалы к итоговой работе курса «Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы»)

1. Развитие умений рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности.

А) К рецептивным видам речевой деятельности относятся аудирование и чтение.

К УМК Spotlight прилагается аудиоматериал, содержание которого соответствует содержанию учебника (основная лексика, тематика, выражения, разговорные формулы). При составлении и записи аудиоматериала были учтены возрастные особенности учащихся, их интересы, уровень сформированности навыков рецептивного восприятия.
Аудиозаписи для работы в начальной школе, как правило, содержат базовый материал, отрабатываемый в учебнике и рабочей тетради. Начиная с 5 класса учащиеся могут встретиться с не знакомыми до этого лексическими единицами и посторонними бытовыми шумами на записи.

В учебном пособии задания с аудированием сопровождаются картинкой или другим опорным материалом (анкета, приглашение, вопросы и др.), наличие которого помогает настроиться на прослушивание, предположить содержание записи, использовать догадку.

Таким образом, при соответствующей проведённой предварительной работе учителя, учащиеся проявляют интерес к прослушиванию, у них появляется мотивация к выполнению заданий данного типа. Детям нравится выполнять упражнения по аудированию, т.к. это даёт им возможность почувствовать себя хоть и в некоторой степени пассивными, но участниками межъязыковой коммуникации.

В данном УМК чтению уделяется внимание в достаточной мере. Небольшие тексты встречаются в учебнике уже на первом году изучения языка. Постепенно объём и сложность текстов увеличивается, расширяется тематика, а в среднем звене дети уже знакомятся с различными стилями и жанрами текстов.

По моему мнению, в УМК Spotlight наилучшим образом отрабатываются основные навыки работы с текстом (определение основной идеи текста, поиск конкретной информации, детальное понимание). Эти навыки успешно развиваются при выполнении упражнений к тексту (найди/выбери правильный ответ, определи истинность/ложность высказываний, подставь верное слово/предложение/название и т.д.).

Дотекстовый этап может включать в себя обсуждение картинки, фотографии, обзор заголовка, определение основной темы, формулировку предположений о содержании текста, ответы на вопросы.

Текстовый этап позволяет проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений, понимание смысла текста, провести подготовку к интерпретации текста.

Послетекстовый этап предполагает наиболее детальную проработку текста и его основного содержания, но при использовании данного УМК учителю нужно провести дополнительную подготовку к работе с текстом, т.к. задания по тексту в учебнике не всегда подразумевают все этапы работы с ним. Как мне кажется, чаще всего сделан упор на какой-то один вид работы, либо это определение основной мысли, либо контроль основного понимания. Однако, начиная с 8 класса в учебниках можно встретить задания направленные на комплексную работу с тектом, в этом случае, подбор заданий не требует значительного времени, т.к. все задания уже даны в учебнике. В случае с начальными классами и средним звеном мне, как правило, необходимо подбирать и составлять некоторые задания самостоятельно.

Задания по аудированию и чтению могут быть использованы учителем как с целью формирования навыков, так и с целью их контроля. При выборе формы работы с аудиоматериалом или текстом следует опираться на уровень освоения базовой активной лексики, уровень сформированности рецептивных навыков, а также обязательно уделять внимание подготовительному этапу работы, при необходимости, ввести необходимые для понимания содержания лексические единицы и фразы, а так же для мотивации учащихся.

Б) Продуктивные виды речевой деятельности.

К продуктивным видам речевой деятельности относятся письменная речь и говорение.
На начальном этапе развития навыка письменной речи в УМК Spotlight учащиеся изучают английский алфавит, учатся читать и писать буквы и слова, а также развивают орфографический навык. Большинство детей успешно работают на этом этапе, т.к. в учебнике и в рабочей тетради предлагаются интересные, составленные с учётом возрастных особенностей задания, хорошо подобранные картинки. Виды заданий на начальном этапе: прописать слова, списать слова в алфавитном порядке, подписать картинки.

Постепенно задания усложняются, в УМК появляются задания с небольшими текстами, после чтения которых предлагается выписать из текста ключевые слова или ответы на вопросы, списать текст. В рабочей тетради представлен раздел «Портфолио», в котором ученики пишут собственные тексты, изменяя некоторые детали в уже отработанных текстах в учебнике так, чтобы текст соответствовал информации ребёнка о себе (о своей семье, комнате, игрушках и т.д.)

В среднем звене дети знакомятся с личным письмом, работа с которым предлагается в каждом разделе. Начало работы по развитию данного вида речевой деятельности я начинаю с тщательной подготовки детей к тому, что им придётся не просто переписать текст (поняв его содержание), но и изменить его таким образом, чтобы в нём содержалась информация о самом ученике. При этом дети сталкиваются с такими трудностями, как нехватка лексических единиц, несформированность орфографического навыка, неумение пользоваться словарём. Но со временем такой вид деятельности увлекает учащихся, им приятно и интересно писать письмо на иностранном языке о себе.
В старших классах развитие навыка письменной речи направлено, прежде всего, на овладение навыками написания различных видов текстов. Это могут быть не только личные письма, но и резюме, отзыв на книгу/фильм, статья в газету, репортаж о событии. УМК Spotlight способствует достаточно высокому уровню развития навыков письменной речи, т.к. содержит помимо самих заданий по письму, полезные фразы для каждого стиля, отработку стилевых различий, соответствующую лексическую поддержку. Эти задания, прежде всего, направлены на подготовку учащихся к письменной части ЕГЭ по иностранному языку.

УМК Spotlight, придерживаясь современных тенденций в области изучения языков, имеет коммуникативную направленность. На начальном этапе дети должны преодолеть языковой барьер, чтобы перейти на общение на иностранном языке. Я считаю, что в развитии навыка говорения у учащихся главная роль принадлежит даже не УМК, а, по большей части, учителю. Нужно создать такую обстановку на уроке, чтобы каждый ребёнок мог высказаться, воспользоваться даже минимальными знаниями на иностранном языке, преодолеть страх ошибки и стеснительность. Имеющиеся в УМК задания позволяют хорошо решать эту задачу: в учебнике много интересных и забавных комиксов, весёлых песенок, красочных картинок, работая с которыми, дети с удовольствием включаются в речевую деятельность и, позже, создают по примерам свои речевые ситуации. С возрастом расширяется круг тем для составления диалогов и монологических высказываний, развиваются лексические навыки в устной речи.

Развитие монологической речи начинается уже с первых уроков иностранного языка, когда учитель знакомится с детьми и предлагает им представиться. При дальнейшем обучении дети составляют небольшие монологические высказывания из нескольких предложений с опорой на план или иллюстрации. Чаще всего, я использую путь «сверху вниз» при обучении монологическому высказыванию, этому способствуют задания в ученике и рабочей тетради.

2) Развитие социокультурной компетенции.

Развитие социокультурной компетенции связано с формированием готовности и способности жить и взаимодействовать в современном поликультурном мире. В этом плане данный УМК позволяет учащимся не только ознакомиться с традициями, историей и достопримечательностями англоговорящих стран, но и поработать с текстами о своей стране на иностранном языке. Эти возможности предоставляют разделы в учебнике «Spotlight on Russia» и «Spotlight on Britain/USA/Australiа». Также в этих разделах предлагаются интересные задания на самостоятельную работу детей дома с привлечением различных источников информации.

3) Формирование и развитие лексико-грамматических навыков речи.

В УМК «Spotlight» развитие лексико-грамматических навыков речи проходит в комплексе различных упражнений, объединённых общей темой. Ознакомление с новыми лексическими единицами предусмотрено в начале каждого раздела, отработка слов проходит в упражнениях в учебнике и в рабочей тетради. Формирование и развитие грамматических навыков проходит на высоком уровне благодаря многочисленным упражнениям, наличию адекватного и доступного объяснения правил и грамматического справочника в конце учебника.
По моему мнению, успешность формирования и развития лексико-грамматических навыков речи при работе с данным УМК заключается в частоте повторяемости лексических единиц и грамматического материала из года в год. Грамматический материал представляет собой особенную сложность для освоения детьми, но за счёт повторяемости и правильном подборе заданий дети показывают неплохие результаты при контроле навыков и умений.