Что такое обучаемость в педагогике. Способность к обучению. Недостатком программированного обучения является

Обучаемость в широком смымле слова - это восприимчивость, готовность, открытость школьника к переходу на новые уровни развития. В более узком смысле понимании обучаемость есть потенциальные возможности детей к овладению новыми знаниями в содружественной со взрослыми работе; в этом плане обучаемость есть наиболее существенный критерий умственного развиия детей.

Выделяют следующие виды обучаемости : обучапемость к способам предметной деятельности, обучаемость к усвоению способов межчеловеческого взаимодействия в ходе учения.

Уровни обучаемости: обучаемость как восприимчивость к приобретению новых знаний, обучаемость как восприимчивость к усвоению новых способов учебной деятельности, обучаемость как восприимчивость к усвоению обобщенных способов рациональной организации своего учебного труда, и, наконец, готовность к переходу на новые уровни умственного развития.

Этапы обучаемости : готовность к переходу к новым уровням учения с опорой на развернутую помощь учителя, готовность к переходу на новые уровни с опорой на незначительную помощь учителя, готовность к самостоятельному, в том числе и по своей инициативе, переходу на новые уровни учения и развития.

Качества обучаемости : обучаемость как восприимчивость к усвоению знаний может обнаруживать такие качества, как самостоятельность, осознанность, действенность.

Проявления, показатели обученности : активность ориентровки в новых условиях, интеллектуальная инициатива, восприимчивость к помощи другого человека при выполнении трудного для ученика задания, способность школьника к последующему самостоятельному решению аналогичных задач (перенос), темп продвижения ученика.

Таково психологическое содержание обучаемости. Обратимся к приемам ее выявления.

Прием "постановка в незнакомую ситуацию при неопределенной инструкции": школьнику предлагается задание на незнакомом материале или в группе с незнакомыми сверстниками; при этом изучается активность его ориентировки в новых условиях и инициатива, выход за пределы заданной ситуации, когда ученик берет на себя большее количество задач, занимается более длительно, чем было намечено. В ситуации школы учитель может давать ученику некоторые наборы-пактеы новых задач разной трудности с инструкцией решать столько задач, сколько захочет (отметка ставится не будет); при этом фиксируется самостоятельный переход к нерегламентируемому решению новых задач.

Прием "задание повышенной трудности с дозированной помощью взрослого" также позволяет выявить готовность ученика к переходу на следующий уровень развития. Сначала учитель подбирает задачу, которую ученик без помощи взрослого решить не может,а затем постепенно вводит аиды помощи: сначала общеподкрепляющие реплики (типа "Ты это сможешь"; "Тебе это будет нетрудно"), затем повтор вопроса, наводящие вопросы, подсказки в виде вспомогательных задач и, наконец, прямой показ начала действия. Обучаемость можно измерить количеством дозированной помощи учителя, необходимой для решения задачи, и тем самым достаточно точно установить ее уровень. После освоения решения задачи с помощью взрослого может быть предложено задание, аналогичное первому, для выяснения возможности переноса усвоенногоспособа в новые условия.

Суммарными количественными показателями обучаемости являются темп продвижения, "экономичность мышления", измеряемые количеством конкретного материала, на основе анализа которого ребенок достигает решения задач; количеством шагов (действий) к самостоятельному решению; количеством "порций помощи", на основе которого достигается решение; временем, затраченным на решение. Для выяснения темпа решения задачи школьника учитель может применить прием "сигнал": всем учащимся дается задание на время,например 20 мин; затем учитель через каждые 5 мин подает сигналы - ученики должны отметить то место в работе, где их каждый сигнал застал.

Обучаемость школьников, означая восприимчивость и открытость и создавая благоприятные условия перехода к новым условиям обучения, оказывает заметное влияние на уровень и характер мотивации школьников.

Под оценкой знаний, умений и навыков дидактика понимает процесс сравнения достигнутого учащимися уровня владения ими с эталонными представлениями, описанными в учебной программе. Как процесс оценка знаний, умений и навыков реализуется в ходе контроля (проверки) последних. условным отражением оценки является отметка, обычно выражаемая в баллах.

Формы учета: оценка (оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл, символика (флажки, звездочки, игрушки и т. п.).

Критерии оценки знаний учащихся таковы: глубокий, с привле­чением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами; твердое знание материала в пределах программных требований - четырымя; неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается тремя баллами; наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявле­ние непонимания сути, не владение навыком оценивается отри­цательно, отметкой «2»; отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (использует­ся очень редко). Практически четырехбалльная система не поз­воляет достаточно объктивно и дифференцированно оценить учащихся. В настоящее время в некоторых школах и вузах стали использовать 10-балльную систему, которая позволяет более точ­но оценить уровень знаний, умений и навыков, имеющихся у ученика, уровень его развитости и обученности.

Несколько слов о поурочном балле. За активную учебно-позна­вательную деятельность на уроке, других формах занятий, а так­же за работу в течение длительного времени ученик получает «по­урочный балл» - положительную высокую оценку, символизи­рующую прочность его знаний, прилежание, активность, позна­вательный интерес. Но этот балл может иметь и отрицательный эффект, если используется учителем непродуманно. Ученики для наблюдения за их работой и активизации учебной деятельности определяются до начала урока. Нельзя выставлять поурочный балл только за серию ответов с места - они нередко делаются по учебнику. Намеченных учащихся надо специально опрашивать в течение урока, учитывая разные виды их деятельности.

Выражение оценки в отметках при работе с шестилетками нецелесообразно.

Однако приведенные шкалы не могут дать объективных результатов оценки практической педагогической деятельности без достаточно четкого представления педагога об оцениваемых показателях владения знаниями, умениями и навыками. В современной дидактике существуют различные подходы к конструированию таких показателей, ориентированных на цели обучения различным учебным предметам, что приводит к значительным сложностям в их осмыслении как педагогом, так и учащимися и, как следствие, к формальному использованию в ущерб объективности оценки.

В последнее время в дидактике формируется надпредметный, общедидактический уровень осмысления показателей обученности школьников, причем показатели знаний описываются через владение их элементами, выражающимися в выполнении учащимися интеллектуальных операций, поддающихся объективному измерению. Оюоющенная система надпредметных показателей обученности может быть представлена следующим образом.

Показатель сформированности знаний:

Владение понятиями:

    узнавание и определение понятий (сопоставление терминов и определений, конструирование определений, понятий);

    раскрытие объема понятий (характеристика номенклатуры объектов или явлений, обобщенных понятием и их классификация);

    установление логики взаимосвязей между понятиями в понятийной системе (выделение иерархических и ассоциативных связей между понятиями, построение логически упорядоченных терминологических схем);

    характеристика действий, вытекающих из содержания понятия (описание возможных практических и интелликтуальных решений, выполняемых на основе содержания понятия).

Владение фактами:

    знание фактов (описание фактов, отнесение их к контексту изучаемого материала, времени и др.);

    установление логики взаимосвязи между фактами (выделение иерархических и ассоциативных отношений между ними);

Владение научной проблематикой:

    узнавание научных проблем в контексте обучения;

    формулирование проблемы, исходя из представлений о той или иной проблемной ситуации;

    наличие представлений о возможных путях решения данной проблемы.

Владение теориями:

    узнавание теории (соотнесение теории с контекстом изученного материала);

    характеристика действий, осуществляемых на основе теории (представления о ее практических применениях, прогностических возможностях и др.).

Владение закономерностями и правилами:

    узнавание правила, закономерности (соотнесение с контекстом изученного материала);

    формулирование закономерности, правила;

    характеристика действий, связанных с применения правила закономерности.

Владение методами и процедурами:

    узнавание метода, процедуры в контексте изученного материала;

    характеристика условий применения метода, процедуры.

Показатель сформированности умений

    построение алгоритма (последовательности) операций выполнения конкретных действий в структуре умения;

    моделирование (планирование) практического выполнения действий, составляющих данное умение;

    выполнение комплекса действий, составляющих данное умение;

    самоанализ результатов выполнения действий, составляющих умение в сопоставлении с целью деятельности.

Показатели сформированности навыков.

Обобщенные показатели сформированности навыков совпадают с показателями сформированности умений. Но поскольку навык предполагает автоматическое действие, оценивается обычно еще и время его выполнения.

Приведенная система показателей обученности школьников может быть непосредственно использована в работе преподавателя любого предмета. Следует также отметить, что с показателями обученности следует знакомить и школьников в доступной для их понимания форме.

Неуспеваемость учащихся.

В итоге оценивания учащихся возникает пробема неуспеваемости или неудач в учебе отдельных учеников. Под неуспеваемостью понимается ситауция, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций.

Причины школьных неудач:

1. Социально-экономические - материальная необеспеченность семьи, общая неблагополучная обстановка в семье, алкоголизм, педагогическая безграмотность родителей.

2. Причины биопсихического характера - это наследственные особенности, черты характера.

3. Педагогические причины - результат ошибок, низкого уровня работы школы.

Средства устранения дидактических причин:

1.Педагогическая профилактика - поиск оптимальных педагогических систем.

2.Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов.

3.Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе.

4.Воспитательное воздействие - должна вестись индивидуально планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

Процесс обучения предполагает усвоение ребенком конкретной, заданной, в зависимости от возраста, системы знаний, умений и навыков. Но при этом необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого участника образовательного процесса, проявляющиеся в типе темперамента, степени внимания и восприятия. Именно сочетание данных характеристик личности ребенка обуславливает его успешность, определяя интегративное свойство, которое в педагогике и психологии принято называть обучаемостью.

Различное трактование понятия «обучаемость»

В целом обучаемость - это один из основных показателей готовности человека к спонтанному или целенаправленному освоению знаний, выражающийся в различной восприимчивости к овладению новой информацией в процессе образовательной деятельности.

Например, с точки зрения физиологии данное свойство неразрывно связано с динамичностью нервной системы, то есть со скоростью образования временных связей в ней (В. Д. Небылицин). Но высокая обучаемость, как правило, обусловлена не только психофизиологическими предпосылками. Она неразрывно связана с уровнем сформированности и ее продуктивностью.

Понятие «обучаемость» имеет множество трактовок, так как рассматривается специалистами в области педагогики и психологии с различных научных позиций. В частности, Б. Г. Ананьев связывает этот показатель с подготовленностью психики к стремительному развитию в педагогическом процессе. Б. В. Зейгарник считает, что обучаемость представляет собой диапазон потенциальных возможностей ребенка к освоению новых знаний в совместной работе со взрослым. И. А. Зимняя трактует это понятие, как готовность ребенка правильно получать и интерпретировать помощь педагога. Наиболее точное и полное определение данного термина дает З И. Калмыкова. Согласно ее теории, обучаемость - это совокупность интеллектуальных свойств индивида, различное сочетание которых определяет уровень продуктивности образовательной деятельности. К таким свойствам можно отнести обобщенность мыслительных процессов, осознанность, самостоятельность, гибкость и устойчивость мышления, восприимчивость к помощи.

Показатели обучаемости

Обучаемость школьников характеризуется такими общими показателями, как темп прогресса при овладении знаниями и развитии умений, отсутствие трудностей в процессе освоения (напряжение, необоснованная усталость и др.), пластичность мышления при переходе на новые способы совместной деятельности, устойчивость запоминания и понимания материала.

А. К. Маркова более точно выделяет эти показатели:

— активное поведение при ориентировании в новых условиях;

— проявление инициативы при выборе и решении дополнительных необязательных задач, стремление перейти к более сложным упражнениям;

— упорство при достижении поставленных целей и умение преодолевать возникающие препятствия и помехи;

— положительное восприятие помощи взрослого (родителя,педагога), отсутствие протеста.

Обучаемость как условие умственного развития

В основе понятия «обучаемость» лежат установленные Л. С. Выготским уровни мыслительной деятельности. Первый из них - актуальный, второй - зона ближайшего развития. Именно данный фактор определяет разницу между перечнем действий, которые ребенок может выполнять самостоятельно, и более широким диапазоном возможностей, которые на данный момент он может реализовать, воспользовавшись помощью взрослого.

Л. С. Выготский справедливо утверждал, что зона ближайшего развития непосредственно влияет на динамику умственной деятельности, в отличие от актуального уровня. протекает наиболее плодотворно и результативно, когда образовательные задачи затрагивают и развивают возможности ребенка, которые на данный момент он не может реализовать самостоятельно.

Следовательно, развитие обучаемости позволяет раскрыть латентные, потенциальные способности детей, улучшить восприимчивость к овладению новыми знаниями, что позволяет назвать ее основным, ведущим показателем умственного деятельности.

Обученность

Обучаемость - это один из важнейших диагностических показателей, определяющих успешность образовательного процесса. Ее рассматривают в основном как самостоятельную категорию. А если это необходимо, то в сравнении с обученностью. В педагогическом энциклопедическом словаре эти фундаментальные понятия трактуются следующим образом.

Обученность — это совокупность знаний, умений и навыков, отражающая ожидаемый результат образования. Основные ее критерии содержатся во ФГОС.

Отметка выражает обученность. И обучаемость служит в этом случае предпосылкой получения школьником высокой отметки. Она состоит из системы индивидуальных показателей темпов и качества усвоения знаний. Это свойство неразрывно связано с развитием таких как восприятие, мышление, память, воображение, речь, внимание. Также доказана взаимосвязь между уровнем обучаемости и формированием мотивационно-волевой и эмоциональной сфер личности.

Диагностика обучаемости у младших школьников

Основными задачами исследования уровня обучаемости в начальных классах являются:

1. Определение сформированности основных показателей успешности образовательного процесса у школьников младшего звена.

2. Изучение индивидуальных особенностей и динамики внушаемости у детей.

3. Выявление характера взаимовлияния обучаемости и внушаемости у испытуемых.

Характеристика обучаемости математике младших школьников чаще всего осуществляется в соответствии с результатами диагностического исследования по методике, разработанной Ю. Гутке. Суть его заключается в выполнении 10 заданий, связанных с построением по определенным принципам. Педагог, проводящий исследование, с помощью карточек демонстрирует испытуемому три первые цифры. Ребенок должен продолжить этот ряд, добавив еще три цифры из шести предлагаемых, вычислив при этом принцип построения. Интерпретация результатов осуществляется с учетом характера и количества ошибок.

Выявление уровня обучаемости у школьников среднего и старшего звена

В 1997 году П. И. Третьяковым и И. Б. Сенновским была разработана методика диагностики обучаемости как уровня самостоятельности в образовательной деятельности.

Результат исследования определяется дозой педагогической поддержки со стороны преподавателя. Значение уровня обучаемости обратно пропорционально дозе помощи. То есть, чем больше ребенок нуждается в поддержке педагога при продвижении от актуального уровня до зоны ближайшего развития, тем ниже уровень обучаемости.

Суть методики состоит в том, что преподаватель в течение 7-12 минут (в зависимости от возраста испытуемых) излагает новый материал, пользуясь различными способами подачи информации. Это необходимо, чтобы «визуалы», «аудиалы» и «кинестетики» находились в равных стартовых условиях. Далее проводится первичное закрепление нового материала (5-7 мин.). После этого учащиеся приступают к самостоятельной работе, которая делится на 4 этапа.

  1. Письменное описание новой информации.
  2. Ответ на конкретный вопрос, касающийся содержания темы.
  3. Выполнение задания сначала по образцу, а затем в измененных условиях.
  4. Применение полученных знаний в новой ситуации, связанное с ранее изученным материалом, практической деятельностью, другими науками.

Уровни обучаемости

III уровень обучаемости - самый высокий. Его принято называть творческим, так как он предполагает наличие способности самостоятельного интегрирования новой информации в совокупность собственных знаний. Это определяет умение находить неординарные способы решения учебных задач пользуясь стандартным набором ЗУН.

II уровень - прикладной. Он характеризуется наличием у детей способности активного использования приобретенных зна-ний в знакомой типичной ситуации.

I уровень - репродуктивный. Школьник, понимает и запоминает новый материал, применяет его по алгоритму.

В том случае, если испытуемый не способен проявить даже минимальный перечень возможностей, его определяют к группе учебного риска.

Обучаемость и работоспособность

Тот факт, что в число отстающих по отметкам школьников нередко входят дети с относительно высоким уровнем обучаемости доказывает, что успеваемость зависит и от других условий, в частности работоспособности. Это свойство может в той или иной мере компенсировать низкий уровень продуктивности умственной деятельности детей. То есть при наличии высокого уровня работоспособности ребенок, характеризующийся плохой обучаемостью, вполне может добиться успехов. И наоборот. Сочетание средней обучаемости и низкой работоспособности может стать причиной плохой успеваемости ребенка.

Педагогическая характеристика этого свойства приводится в трудах Д. В. Колесова. Он рассматривал работоспособность как умение прилагать физические и психические усилия, необходимые для освоения новых способов познания и модулирования окружающей действительности. Данный показатель измеряется во времени, которое необходимо человеку для качественного выполнения той или иной учебной задачи при условии сохранения оптимального функционирования организма.

Предпосылки развития обучаемости

Развитие обучаемости обусловливается не только индивидуальными особенностями ребенка, но и взаимодеятельностью педагога и школьника. То есть динамика повышения уровня данного показателя зависит от восприятия школьником педагогического воздействия со стороны преподавателя.

Проявление обучаемости возможно только в ходе образовательного процесса. Следовательно, каждый шаг при передаче знаний должен быть направлен на достижение согласованности между различными видами педагогических воздействий, обеспечивающих расширение зоны ближайшего развития.

Программу организации образовательного процесса можно считать лучшей, когда она обеспечивает наивысшее проявление обучаемости.

Критерии развития обучаемости

Обучаемость - это эквивалентное выражение объема и темпа повышения эффективности интеллектуальных процессов под влиянием педагогического воздействия.

В качестве критериев ее развития используют ряд характеристик умственной деятельности ребенка:

1. Наличие или отсутствие потребности в подсказке.

2. Количество времени, затрачиваемого на выполнение задания по поиску принципа аналогии фигур.

3. Типы ошибок с учетом анализа источников их возникновения.

4. Число необходимых ребенку упражнений (по А. Я. Ивановой).

В основе обучаемости лежат врожденные способности индивида и его познавательная активность. Следовательно, отношение ребенка влияет на уровень этого показателя по тому или иному предмету и обусловливает его успешность в конкретных образовательных областях.

Быстрая обучаемость

Каждому человеку присуща от природы способность к усвоению знаний. Однако быстрая обучаемость может иметь место только в благоприятных педагогических условиях, обеспечивающих успешность взаимодействия обоюдонаправленной деятельности по передаче и получению новой информации. Наличие этих условий во многом определяется формой и содержанием общения учителя и ребенка, формирующим социальные отношения между ними. Проявление последних может выражаться как понимание или непонимание, симпатия или антипатия, согласие или несогласие.

При этом количественным выражением данного свойства служит отношение предельно возможных результатов к достигнутым, то есть текущим. Такая формула дает возможность предвидения и прогнозирования перспектив развития обучаемости каждого школьника в отдельности или детского коллектива в целом.

Информационные технологии как средство развития обучаемости

В современных условиях наиболее эффективным способом, повышающим обучаемость учащихся, является использование информационных технологий в образовательном процессе. Они позволяют создать различные педагогические ситуации, решение которых предполагает расширение зоны ближайшего развития, облегчая, таким образом, выполнение большого круга педагогических задач.

Применение ИКТ базируется на использовании компьютерных программ как средства моделирования разнообразных форм мышления, инициирующих как репродуктивные действия, так и умение принимать решения путем формально-логических операций. Это не только мощный катализатор процесса овладения новыми знаниями и умениями, но и инструмент развития умственных способностей в условиях современной информационной среды. Но важно понимать, что компьютер лишь тогда выступает эффективным средством развития обучаемости, когда его использование сопровождается обдумыванием.

Как развивать обучаемость

Особую роль в повышении уровня обучаемости играют процессы формирования в рамках определенных, сенситивных этапов развития, метакогнитивных навыков. К ним следует относить управление умственной деятельностью (планирование и самоконтроль), речь, способность к пониманию и применению разных знаковых систем. Таким образом, высокая обучаемость школьников может быть достигнута при такой организации образовательного процесса, когда взаимодеятельность ребенка и преподавателя будет направлена на поддержание постоянной активности познавательных процессов.

Человек, находясь в определенном возрастном периоде развития, является субъектом образовательной деятель-ности на каждой из ступеней педагогического процесса, что обусловливает специфику учебной мотивации, системы взаимоотношений и взаимодеятельности. Именно эти особенности и определяют аспекты развития обучаемости каждого индивида.

Зоны ближайшего развития

Наряду с перспективой ребенка в сфере обучения (обучаемость ) есть потенциальные возможности и в сфере развития. А.К. Маркова называет это явление развиваемостью . Это определяется: способностью, возможностью к дальнейшему развитию; готовностью к переходу на новые уровни развитости; проявлением динамики в самом умственном развитии, в становлении интеллекта, мышления, активности, инициативы и т.д.

Есть различные подходы к развитию способностей. Аналогичным образом может быть намечена перспектива личностного развития – воспитуемость, которая определяется: откликаемостью на воспитательные воздействия извне; готовностью к переходу на новые уровни развития личности.

Правильно организованное обучение опирается на имеющуюся у ребенка ЗБР, не психические процессы, которые начинают складываться у него в совместной работе со взрослыми, а затем функционируют в его деятельности. ЗБР помогает охарактеризовать возможности и перспективу развития. Ее определение имеет важное значение для диагностики психического развития .

В сфере обучения присутствует та или иная восприимчивость, чувствительность к усвоению знаний, способность к дальнейшему обучению, восприимчивость к обучающим воздействиям извне. Это явление принято называть обучаемостью . Справедливо отмечается Т.И. Гончаровой, что школьник остается лишь обучаемым и воспитуемым, он объект, а не субъект процесса познания окружающего мира, его пассивная позиция – главное зло организации учебно-воспитательного процесса.

Обучаемость в широком смысле слова – способность к усвоению знаний и способов действий, готовность к переходу на новые уровни обученности . В этом случае она выступает как проявление общих способностей учащегося, отражающих познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний, действий, сложных форм деятельности. Выражая общие способности , обучаемость выступает как общая возможность психического развития, достижения более обобщенных систем знаний, общих способов действий. Обучаемость характеризуется индивидуальными показателями скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения.

Есть разные оттенки в понимании обучаемости. "Дети с одинаковым уровнем умственного развития под руководством педагога способны к обучению в совершенно различных размерах <...> один ребенок 8 лет способен с помощью решать задачу для 12-летнего, а другой – 9-летнего" (Выготский Л.С., 1991. С. 399 ). Обучаемость не тождественна обученности. Способность к обучению не совпадает и с развитостью ребенка, соответственно в диагностике должна быть выделена особо. Н.С. Лейтес, подтверждая положение о несовпадении развития (развитости) и обучаемости, приводит слова Аристотеля: "Почему, когда мы старше, у нас сильнее ум, а когда моложе, то легче учимся" (Лейтес Н.С., 1971 ).



Хотя обучение и связано непосредственно с детским развитием, тем не менее, они никогда не идут равномерно и параллельно друг другу. Развитие ребенка никогда не следует как тень за отбрасывающим его предметом, за школьным обучением. Поэтому тесты школьных достижений никогда не отражают реального хода детского развития.

Как эмпирическая характеристика возможностей учащегося к обучению обучаемость включает многие показатели и параметры личности обучаемого. К ним, прежде всего, относятся познавательные возможности человека (особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания, мышления, речи); особенности личности – мотивация, характер, эмоциональные проявления; отношения ученика к усваиваемому учебному материалу, к учебной группе и преподавателю.

Важной характеристикой обученности служат качества, определяющие возможности общения, и соответствующие проявления личности .

Обучаемость формируется с раннего детства. Особенно важное значение имеет формирование возможностей к обучению на сенситивных периодах обучения человека – при переходе от дошкольного детства к систематическому обучению в школе, от школьного обучения к специальному обучению, предполагающему овладение различными видами профессиональной деятельности. Наиболее существенными качествами личности, обеспечивающими ее возможности к обучению, являются: управление познавательными процессами (произвольное внимание, память и т.п.); речевые возможности учащегося, способности к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной), которые обеспечивают в дальнейшем возможности самообучения.

Таким образом, понятие обучаемости, наряду с общими характеристиками (более высокими познавательными возможностями и способностями к самоконтролю в процессе выполнения учебных задач), включает некоторые значимые особенности, способствующие проявлению обучаемости на различных учебно-возрастных этапах психического развития человека. Для дошкольника такими специальными качествами являются те, которые обеспечивают ему большие возможности для участия в игровой деятельности; для школьника - возможности более точного выполнения различных школьных требований; для студента – возможности овладения профессиональной деятельностью и самостоятельностью обучения.

В психологии рассматриваются разные виды обучаемости . Обычно различаются: а) обучаемость общая – способность усвоения любого материала; б) обучаемость специальная – способность усвоения отдельных видов материала: различных сфер науки, искусства, направлений практической деятельности. Первая – показатель общей, вторая специальной одаренности индивида.

В основе обучаемости лежат:

o уровень развития познавательных процессов субъекта – восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи;

o уровень развития его сфер – мотивационно-волевой и эмоциональной;

o развитие производных от них компонентов учебной деятельности – уяснение содержания учебного материала из прямых и косвенных объяснений, овладение материалом до степени активного применения.

Обучаемость определяется не только уровнем развития познания активного (тем, что субъект может познать и усвоить самостоятельно), но и уровнем познания "рецептивного" (тем, что субъект может познать и усвоить с помощью другого человека, владеющего знаниями и умениями). Поэтому обучаемость как способность к учению и усвоению отличается от способности к самостоятельному познанию и не может полностью оцениваться лишь показателями его развития. Максимальный уровень развития обучаемости определяется возможностями самостоятельного познания.

Обучаемость – это умственное развитие в динамике, поэтому ее наличие является надежным показателем поступательного характера развития. Такие проявления динамики умственного развития, как развиваемость , воспитуемость – имеют аналогичные признаки, например, откликаемость на воздействия извне, переключаемость (с одного плана мышления на другой, с одного способа социального поведения на другой). Выявляются обучаемость, развиваемость, воспитуемость лучше всего в индивидуальном обучающем и формирующем эксперименте, в постоянном сопоставлении с жизненными показателями в ходе лонгитюдного изучения . "Учесть динамику воспитуемости личности – значит проникнуть в сокровенный смысл ее бытия, а это главный психологический стержень воспитания".

Обучаемость в широком плане понимается как приспособляемость. Высказывается мысль, что обучаемость в биологическом смысле есть аспект биологической защиты: изменение среды до определенных пределов, не превышающих возможности функционирования системы, вызывает реакцию защитного типа, посредством которой проявляется и устанавливается свойство обучаемости. Обучаемость у человека является уже не единичным актом биологической защиты, а включает в себя социальный опыт предшествующих поколений.

Б.В. Зейгарник в предисловии к книге А.Я. Ивановой отмечает, что обучаемость – это диапазон потенциальных возможностей детей к овладению новыми знаниями в содружественной со взрослыми работе. Б.Г. Ананьев понимает обучаемость как подготовленность психики человека на всем предыдущем отрезке ее формирования к быстрому ее развитию в процессе обучения в строго определенном направлении (Ананьев Б.Г., 1962. С. 23). 3.И. Калмыкова трактует обучаемость как один из главных показателей умственного развития, понимает ее как систему интеллектуальных качеств ума, от которых зависит продуктивность учебной деятельности при прочих равных условиях (минимум знаний, мотивации). Обучаемость – это "система, ансамбль интеллектуальных свойств личности, формирующихся качеств ее ума, от которых зависит продуктивность учебной деятельности - при наличии исходного минимума знаний, отношений к учению и других необходимых условии". Индивидуальное сочетание качеств ума определяет индивидуальные различия в обучаемости. О.М. Морозов называет ряд признаков обучаемости:

o быстрота формирования новых понятий, обобщений;

o гибкость мыслительных операций;

o способность решать задачи разными способами;

o память на общие понятия;

o обобщенные знания;

o интеллектуальная активность и др.

В целом, признаками обучаемости считаются:

o активность ориентировки в новых условиях;

o перенос известных способов решения задач в новые условия;

o быстрота образования новых понятий и способов деятельности;

o темп, экономичность (количество материала, на котором решается задача, число шагов), работоспособность, выносливость;

o и, главное, – восприимчивость к помощи другого человека, которая может быть измерена количеством дозированной помощи, необходимой ребенку для выполнения задания.

Итак, проблема обучения и развития была и остается одной из стержневых проблем педагогической психологии. Ее решение служит фундаментом для дидактики и методики обучения и воспитания. На различных исторических этапах ее решение менялось, что обусловлено сменой методологических установок, появлением новых трактовок понимания сущности развития личности и самого процесса обучения, переосмыслением роли последнего в этом развитии. Л.С. Выготским были выделены три основные теории о соотношении обучения и развития.

Решение этой проблемы теснейшим образом связано с концепцией зоны ближайшего развития (ЗБР ), автором которой является Л.С. Выготский. Зона ближайшего развития характеризует степень расхождения между уровнем актуального развития (УАР) и уровнем потенциальных возможностей. Основными "пластами" УАР, по А.К. Марковой, являются обученность , воспитанность , развитость, а ЗБР - обучаемость , развиваемость и воспитуемость.
В настоящее время проблема соотношения обучения и психического развития трансформировалась в проблему соотношения обучения и развития личности, определив новые ракурсы реформирования системы образования.

Обучаемость – это общая способность индивида к усвоению новых знаний, формированию умений и навыков. Обучаемость характеризует уровень психического развития человека, сформированность у него обобщенных способов действий. Обучаемость формируется с раннего детства. Особенно важно при этом эффективно использовать сензитивные периоды развития личности – периоды наибольшей предрасположенности человека к усвоению определенных сфер социального опыта.

Важнейшим показателем обучаемости является то количество дозированной помощи, которая необходима учащемуся для достижения заданного результата.

Обученность – это тезаурус, или запас усвоенных понятий и способов деятельности. То есть система знаний, умений и навыков, соответствующая норме (заданному в образовательном стандарте ожидаемому результату).

Процесс усвоения знаний осуществляется поэтапно в соответствии со следующими уровнями: различения или узнавания предмета (явления, события, факта); запоминания и воспроизведения предмета, понимания, применения знаний на практике и переноса знаний в новые ситуации.

Качество знаний оценивают по таким показателям, как их полнота, системность, глубина, действенность, прочность.

Одним из основных показателей перспектив развития учащегося является способность ученика к самостоятельному решению учебных задач (близких по принципу решения в сотрудничестве и с помощью учителя).

В качестве внешних критериев эффективности процесса обучения принимают:

– степень адаптации выпускника к социальной жизни и профессиональной деятельности;

– темпы роста процесса самообразования как пролонгированный эффект обучения;

– уровень образованности или профессионального мастерства;

– готовность повысить образование.

В практике обучения сложилось единство логик учебного процесса: индуктивно-аналитической и дедуктивно-синтетической. Первая ориентирует на наблюдение, живое созерцание и восприятие реальной действительности и лишь затем на абстрактное мышление, обобщение, систематизацию учебного материала. Второй вариант ориентирует на введение учителем научных понятий, принципов, законов и закономерностей, а затем на их практическую конкретизацию.

Обучаемость – способность к овладению нового, в том числе учебного, материала (новых знаний, действий, новых форм деятельности). Обучаемость, основываясь на способностях(в частности, особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания, мышления и речи) и познавательной активности субъекта, по разному проявляется в разных деятельностях и в разных учебных предметах. Особенное значение для повышения уровня обучаемости имеет формирование на определенных, сензитивных этапах развития, в частности при переходе от дошкольного детства к систематическому обучению в школе, метакогнитивных навыков, к которым относится управление познавательными процессами (планирование и самоконтроль, проявляющиеся, например, в произвольном внимании, произвольной памяти), речевые навыки, способности к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной).

Обучаемость – способность личности к обучению. Это совокупность индивидуальных показателей скорости и качества усвоения ребенком или взрослым человеком знаний, умений и навыков в ходе обучения.

Понятие об обучаемости связывается с умственным развитием и интеллектом человека, но они не тождественные. Высокая обучаемость способствует умственному развитию, однако, высокий уровень умственного развития может сочетаться с низкой обучаемостью.

Различают общую и специальную обучаемость.

Общая обучаемость предполагает способность усвоения любого материала, способность обучаться как таковую.

Специальная обучаемость зависит от науки, искусства или практической деятельности, которую хочет освоить ученик. Как различают способности к изучению математики, физики, игре на музыкальном инструменте и так далее, так и советующие виды специальной обучаемости.

Высокие показатели общей обучаемости не исключает того, что ученик не может освоить ту или иную область знаний. К примеру, если человек не может выучить какой-либо язык, это не исключает его общей эрудированности.

Уже в дошкольном возрасте можно заметить направленность интересов ребенка на ту или иную область знаний, науки и практики. В школе одни предметы нравятся, а другие нет потому, что одни из них интересны, а другие – не вызывают интереса. Сложный предмет для ребенка не исключает живой интерес к нему, и наоборот, легкий – не исключает отсутствие интереса.

Обучаемость характеризуется тремя показателями:

  1. уровень развития психических познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти, внимания, речи;
  2. уровень развития эмоционально-волевой сферы, который описывается как усидчивость, целеустремленность, уравновешенность и так далее;
  3. уровень развития сопутствующих познавательной способности умений: воспринимать, запоминать, уяснять, воспроизводить, применять полученные знания.

Помимо способности к обучению выделяют способность к самообучению . Уровни этих способностей могут существенно разниться. Один человек легко овладеет знаниями самостоятельно, а другой не справится без помощи преподавателя.

Развитие способности к обучению

Так как на обучаемость влияет множество факторов, подход к ее развитию должен быть комплексным. Одна только тренировка памяти, внимания, мышления и усидчивости не даст должных результатов.

Рекомендации по развитию способностей к обучению у детей и взрослых совпадают. Различия лишь в том, что в силу возраста ребенок не может сам справиться и решить трудности, стоящие на пути к обучению, помочь ему в этом должны родители и учителя.

Повысить способность к обучению можно такими способами :

Слабая способность к обучению компенсируется трудоспособностью и другими личностными характеристиками ученика. Если человеку тяжело даются знания, это совсем не означает, что он не сможет стать успешным и счастливым.