Духовная жизнь 20 30 годов. Доклад: Духовная жизнь в зо-е годы. Образование и наука

Создание "пролетарской культуры", основанной на марксистско-классовой идеологии, коммунистическом воспитании", массовости культуры. Ликвидация неграмотности, создание социалистической системы народного образования, формирование новой, социалистической интеллигенции, перестройку быта, развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем. Культурная революция в СССР - коренной переворот в духовном развитии общества, осуществленный в СССР в 20-30-е гг. XX в.Развитие образования В 1930/31 учебном году в стране начался переход ко всеобщему обязательному начальному обучению в объеме 4 классов. к 1937 г. обязательным стало семилетнее обучение. Только в течение 1933 - 1937 гг. в СССР открылось более 20 тыс. новых школ, примерно столько же, сколько в царской России за 200 лет. К концу 30-х гг. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов.Развитие образования В школу были возвращены старые, осужденные после революции методы обучения и воспитания: уроки, предметы, твердое расписание, оценки, строгая дисциплина и целый ряд наказаний вплоть до исключения. Были переработаны школьные программы, созданы новые, стабильные учебники. В 1934 г. было восстановлено преподавание истории и географии на основе марксистско-ленинских оценок происходивших событий и явлений.образование К концу 30-х годов процент грамотных в возрасте 9-49 лет составил по РСФСР 89.7%; грамотность мужчин составляла 96 %, женщин – 83,9 %, городского населения –94,9 %, сельского – 86,7 %;Наука. «все науки носят политический характер…» Большое значение придавалось деятельности Российской Академии наук; были созданы новые научно-исследовательские институты: геологических наук, горючих ископаемых, физический, физических проблем, машиноведения и др.; С 1932 г. стали создаваться филиалы Академии наук в республиках; В 20-30-е гг. происходило становление советской исторической науки. к концу 30-х гг. в СССР насчитывалось около 1800 научных учреждений, в которых было занято 98 тыс. научных работников; Большой размах получила деятельность по изучению месторождений полезных ископаемых в стране; В начале 30-х годов началось освоение Арктики. В 1937 г. экипаж летчиков во главе с В.П. Чкаловым совершил первый в мире беспосадочный полет через Северный полюс из СССР в США,Слайд 9В 30-е годы на основе научных изысканий академика С.В.Лебедева в Советском Союзе впервые в мире было организовано массовое производство синтетического каучука. Труды А.Ф.Иоффе заложили основы современной физики полупроводников. В 1937 году четверо исследователей: И.Д.Папанин, Э.Т.Кренкель, Е.А.Федоров и П.П.Ширшов - высадились в Арктике и открыли там первую в мире исследовательскую дрейфующую станцию "СП-1".

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

Читайте также

нужно сократить,оставив самое главное культурно духовная жизнь независимого казахстана Приобретение независимости

Республики Казахстан играло важную роль в изменении массового сознания, возрождении национальных традиций, восстановлении исторической памяти. Объявление Указом Президента 1997 года - Годом межнационального согласия и памяти жертв политических репрессий, 1998 года - Годом единства народов и национальной истории,

1999 года - Годом единства и преемственности поколений - способствовало переосмыслению пути развития общества через повышение массового сознания.

В сентябре-октябре 1992 года прошел Всемирный Курултай казахов, в нём приняли участие представители казахской диаспоры из 13 стран Азии, Европы, Америки. На Курултае поднимались вопросы укрепления независимости молодого казахского государства, сохранения мира между представителями различных национальностей, проживающих в республике, укрепления единства казахского народа. На Курултае было принято решение о создании Всемирного сообщества казахов. Его председателем был избран Н.Назарбаев. Участники Курултая приняли обращение к народу Казахстана, ко всем государствам и народам мира, к казахскому народу.

В 1995 году правительство Казахстана одобрило Концепцию формирования исторического сознания в Республике Казахстан. В ней были определены приоритеты развития отечественной исторической науки.

Знаменательным событием в конце XX века в духовной жизни народа Казахстана стали празднования 150-летних юбилеев Абая и Жамбыла, 100-летних юбилеев М.Ауэзова, К.Сатпасва, отмечавшихся под эгидой ЮНЕСКО во всём мире.

По Указу Президента РК Н.Назарбаева от 24 октября 2003 года Национальная Академия наук Республики Казахстан была реорганизована в общественное объединение.

Народный писатель Казахстана Олжас Сулейменов опубликовал произведение «Язык письма», в котором исследуются закономерности развития языка на примере распространённых мировых и национальных языков. Далеко за пределами Казахстана стала известна книга видного поэта Мухтара Шаханова «Заблуждение». Наибольший интерес у читателей вызвал роман А.Нурпеисова о трагическом положении Аральского моря и судьбах жителей этого региона. Новая опера композитора Е.Рахмадиева «Абылай хан» была признана как достижение данного жанра.

В 1999 году парламент республики принял в новой редакции Закон РК «Об образовании». В 2004 году была принята Концепция развития образования в Республике Казахстан до 2015 года, в которой предусматривается введение 12-летнего среднего образования.

Одним из важнейших событий в жизни казахстанского общества на пороге XXI века стал перенос столицы из Алматы в Акмолу. В сентябре 1995 года был подписан Указ Президента, в котором столицей стала Акмола. До переезда правительства и парламента в новую столицу город Алматы сохранял статус столицы. В 1997 году столица переехала в Акмолу. В июне 1998 года состоялась торжественная презентация новой столицы Астаны.

По результатам референдума 1995 года полномочия Президента Н.Назарбаева были продлены до 2000 года.

В 1999 году в Казахстане прошла всенародная перепись населения. Это важное политическое мероприятие было объявлено как соответствующее рекомендациям статистической комиссии ООН и методикам подсчёта, принятым в международной практике.

В 2001 на политическом горизонте Казахстана появилось общественное движение «Демократический выбор Казахстана». Позднее из движения образовалось две партии: Демократическая партия Казахстана «Акжол» и Народная партия «Демократический выбор Казахстана», составившие оппозиционное крыло политического фронта перед выборами в Мажилис.

В конце 1997 года Президент познакомил народ со своей стратегией развития Казахстана до 2030 года. Стратегия - это искусство планирования руководства, основанного на перспективных прогнозах. Для осуществления стратегии необходимо правильное определение приоритетных целей. В стратегии «Казахстан-2030» определены семь приоритетов развития республики. Ключевые слова Послания: процветание, безопасность, улучшение благосостояния.

План урокаРазвитие образования
Власть и наука
Научные достижения
Социалистический реализм. Советский
кинематограф
Музыкальное и изобразительное
искусство
Литература. Театр

1. Развитие образования

30-е гг. вошли в историю нашей страны как период
осуществления «культурной революции»
значительное повышение по
сравнению с
дореволюционным временем
образовательного уровня
народа и степени его
приобщения к достижениям
культуры
насаждение безраздельного
господства
марксистско-ленинского
учения в науке, образовании и
всех областях
творческой деятельности
В условиях проводившейся в СССР экономической
модернизации особое внимание уделялось повышению
образовательного и профессионального уровня населения

1. Развитие образования

Развитие образования
1930/31 учебный год
обязательному начальному
обучению в объеме 4 классов
В 1937 г. обязательным
стало семилетнее обучение
В течение 1933-1937 гг.
в СССР открылось более
20 тыс. новых школ
По переписи 1939 г.,
грамотность в СССР
составила 87,4%.
Рост грамотности
в стране вызвал
большой спрос на
литературу
Тираж книг в 1937 г.
достиг 677,8 млн.
экземпляров
К концу 30-х гг.
число библиотек
превысило 90 тыс.
Образование в СССР было не только сокращено до
минимально необходимого, но и крайне идеологизировано

2. Власть и наука

Сталин заявил, что все науки, в том числе естественные и
математические, носят политический характер
Несогласных с этим утверждением ученых
травили в печати, арестовывали
Т.Д. Лысенко
Группа биологов и
философов во главе с
Т.Д. Лысенко выступила
против генетики, объявив
ее «буржуазной лженаукой».
Разработки советских
генетиков были свернуты,
впоследствии многие
из них были репрессированы,
в том числе и Н.И. Вавилов
Н.И. Вавилов

2. Власть и наука

Самое пристальное внимание Сталин уделял истории, ибо
контроль над историей означал контроль над памятью народа
Сталин выбирал из русского
прошлого то, что ему было
нужно: героев, черты
характера, врагов и друзей
государства
Появилась новая отрасль
исторической науки
- история партии
Иван Грозный - чтобы показать
историческую неизбежность
суровой расплаты с врагами
государства;
Петр I - чтобы подчеркнуть
величие замыслов вождя;
Александр Невский - в период
обострения советско-германских
отношений
В 1938 г. был выпушен «Краткий курс истории ВКП(б)», который
Сталин не только очень тщательно отредактировал,
но и написал для пего один из параграфов.

2. Власть и наука

И хотя часть фактов в учебнике была подтасована и искажена
в угоду возвеличивания роли Сталина, каждое слово,
каждое его положение должно было восприниматься как истина
в последней инстанции

3. Научные достижения

Идеологические догмы и строгий партийный контроль
сильно отразились на состоянии гуманитарных наук
Естественные науки, хотя и испытывали на себе последствия
вмешательства партийных и карательных органов, достигли
заметных успехов
Советская физическая школа
С. И. Вавилов
Проблемы оптики
А. Ф. Иоффе
Физика кристаллов и полупроводников
П. Л. Капица
Исследования в области микрофизики
Л. И. Мандельштам Радиофизика и оптика
Б. В. и И. В.
Курчатовы
Исследования атомного ядраСоциалисти́ческий реали́зм, соцреали́зм - основной
художественный метод, использовавшийся в искусстве СССР
начиная с 1930-х годов, тесно связанный с идеологией и
пропагандой
Официально одобрен
с 1932 года партийными
органами в литературе
и искусстве.
мастера искусства обязаны
были отображать советскую
жизнь не такой, какой она
была в действительности, а
такой, какой она должна быть
в обещанном социализме
1. описывать реальность
«точно, в соответствии с
конкретным историческим
революционным развитием».
2. согласовывать свое
художественное выражение с
темами идеологических
реформ и воспитанием
трудящихся в
социалистическом духе.«Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для
нас являются кино и цирк»
В.И. Ленин«Путёвка в жизнь» - советский
художественный фильм,
драматическая история о
перевоспитании подростков
в трудовой коммуне в первые
годы советской власти.
Первый советский звуковой
фильм. Премьера фильма
состоялась 1 июня 1931 г.В этот же период закладываются
традиции советского детского и
юношеского кинематографа.
Появляются киноверсии
известных произведений В. Катаева
(«Белеет парус одинокий»),
А. Гайдара («Тимур и его команда»),
А. Толстого («Золотой ключик»).Особой популярностью у людей всех возрастов пользовались
музыкальные кинокомедии Г. Александрова
музыкальные кинокомедии И. ПырьеваЛюбимым жанром стали исторические картины
Они лучше, нежели любой учебник,
формировали нужные
вождю стереотипы, способствуя созданию
определенного психологического
состояния общества

Музыкальная жизнь страны в 30-е гг. связана с именами
С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна,
Т. Хренникова, Д. Кабалевского, И. Дунаевского.

5. Музыкальное и изобразительное искусство

Верность социалистическому реализму должны были
демонстрировать и мастера изобразительного искусства
Б.Иогансон.
Допрос коммунистов.
1933.
Б.Иогансон.
Рабфак идет.
1928.
Александр Дейнека.
Будущие летчики.
1938.

5. Музыкальное и изобразительное искусство

В 30-е г г значительное внимание уделялось развитию всех видов
монументального искусства. Монументы Ленину, Сталину,
руководителям партии и государства, революционерам и героям
Гражданской войны, ученым и литераторам стали непременным
атрибутом городской жизни
Архитектура 30-х гг. отличается пышностью
и великолепием, монументальностью,
тяготением к традициям неоклассицизма
Здание
МГУ
на
Воробьевых
горах
1949-1953 гг.

6. Литература. Театр

Строгий партийный диктат и всеобъемлющая цензура не могли
не оказать влияния на общий уровень массовой литературной
продукции
В 1931 г. окончательно вернулся
на родину М. Горький.
А. Н. Толстой
закончил
на родине
трилогии
«Хождение по
мукам»,
создал роман
«Петр I»

6. Литература. Театр

М. А. Шолохов, будущий лауреат Нобелевской премии, пишет
роман «Тихий Дон» и первую часть «Поднятой целины».
М. А. Булгаков подарил миру книгу «Мастер и Маргарита»

6. Литература. Театр

Согласно канонам соцреализма образцом в театральном искусстве
стал МХАТ

Развитие советской культуры в 30-е гг. имело
противоречивый характер.
Образование, паука, литература, художественная
культура были взяты под строгий партийный
контроль, испытывали идеологическое давление.
Тем не менее советская культура имела
большие достижения.

Подготовил: ученик 9«А» класса МБОУ Видновской СОШ 4 Астафьев Дмитрий Проверил: учитель истории Мазуряк В.М.

Создание "пролетарской культуры", основанной на марксистско-классовой идеологии, коммунистическом воспитании", массовости культуры. Ликвидация неграмотности, создание социалистической системы народного образования, формирование новой, социалистической интеллигенции, перестройку быта, развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем.

В 1930/31 учебном году в стране начался переход ко всеобщему обязательному начальному обучению в объеме 4 классов. к 1937 г. обязательным стало семилетнее обучение. Только в течение 1933 - 1937 гг. в СССР открылось более 20 тыс. новых школ, примерно столько же, сколько в царской России за 200 лет. К концу 30-х гг. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов.

В школу были возвращены старые, осужденные после революции методы обучения и воспитания: уроки, предметы, твердое расписание, оценки, строгая дисциплина и целый ряд наказаний вплоть до исключения. Были переработаны школьные программы, созданы новые, стабильные учебники. В 1934 г. было восстановлено преподавание истории и географии на основе марксистско-ленинских оценок происходивших событий и явлений.

К концу 30-х годов процент грамотных в возрасте 9-49 лет составил по РСФСР 89.7%; грамотность мужчин составляла 96 %, женщин – 83,9 %, городского населения –94,9 %, сельского – 86,7 %;

По поручению Полтавского губнаробраза организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы, в 1921 году колонии было присвоено имя М. Горького. В 1925 г. - секретарь ЦК партии. Член ВЦИК, ЦИК СССР. С сентября 1929 г.- Нарком Просвещения РСФСР. «Единая» школа – это значит такая, которая одинаково доступна для всех слоев населения». Всю систему народного образования, от дошкольных учреждений до вузов, Н.К. Крупская мыслила как единую школу.

Блонский Павел Петрович Значительная часть психологических трудов П.П. Блонского имеет педагогическую направленность. Изучал проблему возрастных особенностей умственного развития детей. Станислав Теофилович Шацкий организует опытно-показательные учреждения Народного комиссариата просвещения Опытная станция вела работу c детьми, организовывала совместную работу школы и населения по воспитанию детей, занималась исследовательской деятельностью.

Большое значение придавалось деятельности Российской Академии наук; Были созданы новые научно-исследовательские институты: геологических наук, горючих ископаемых, физический, физических проблем, машиноведения и др.; С 1932 г. стали создаваться филиалы Академии наук в республиках; В 20-30-е гг. происходило становление советской исторической науки. К концу 30-х гг. в СССР насчитывалось около 1800 научных учреждений, в которых было занято 98 тыс. научных работников; Большой размах получила деятельность по изучению месторождений полезных ископаемых в стране; В начале 30-х годов началось освоение Арктики. В 1937 г. экипаж летчиков во главе с В.П. Чкаловым совершил первый в мире беспосадочный полет через Северный полюс из СССР в США,

В 30-е годы на основе научных изысканий академика С.В.Лебедева в Советском Союзе впервые в мире было организовано массовое производство синтетического каучука. Труды А.Ф.Иоффе заложили основы современной физики полупроводников. В 1937 году четверо исследователей: И.Д.Папанин, Э.Т.Кренкель, Е.А.Федоров и П.П.Ширшов - высадились в Арктике и открыли там первую в мире исследовательскую дрейфующую станцию "СП-1".

Сергей Иванович Вавилов российский физик, один из основателей российской научной школы физической оптики и основоположник исследований люминесценции и нелинейной оптики в СССР. И́горь Васи́льевич Курча́тов советский физик, «отец» советской атомной бомбы. Основатель и первый директор Института атомной энергии, главный научный руководитель атомной проблемы в СССР. Леонид Исаакович Мандельштам совершил важнейшее открытие в оптике - явления комбинационного рассеяния. Он является одним из создателей нелинейной теории колебаний

Сторонники Лысенко выступили против генетики, объявив ее «буржуазной наукой»; Многие из советских генетиков впоследствии были расстреляны. Т.Лысенко на сессии ВАСХНИЛ «клеймит» «менделистов-морганистов»

Сталин берет под личный контроль учебники по истории; Появляется новая отрасль исторической науки – история партии; Историческая наука должна руководствоваться марксистско-ленинской идеологией.

Направление в советском искусстве, представляющее собой в формулировке 1930-х гг. "правдивое и исторически конкретное изображение действительности в сочетании с задачей идейной переделки трудящихся в духе социализма». Жизнь отображается не такой, какая она на самом деле, а такой, какая она должна быть при социализме.

«Чапаев» – режиссеры братья Васильевы; «Мы из Кронштадта» – Е.Л.Дзиган; 1931г. – первый советский звуковой фильм «Путевка в жизнь» Н.В.Экк; Музыкальные комедии Г.В. Александрова и И.А. Пырьева; Исторические картины С.М.Эйзенштейна и В.И. Пудовкина: «Александр Невский» и «Минин и Пожарский»; Замечательный детский кинематограф.

Пресекались новаторские поиски в области музыки; На оценке произведений сказывались личные эстетические вкусы вождей: неприятие музыки Шостаковича. И.О.Дунаевский Т.Н.Хренников А.И.Хачатурян Д.Д.Шостакович С.С.Прокофьев Коллективы: Квартет им. Бетховина; Большой государственный симфонический оркестр; Оркестр Государственной филармонии

Вопрос 01. В чём заключается суть понятия «культурная революция»? В чём вы видите достижения культурной революции в СССР? Каковы были её недостатки?

Ответ. Культурная революция это формирование нового типа культуры как часть строительства социалистического общества, включая увеличение числа выходцев из пролетариата в составе интеллигенции и повышение общего уровня образования населения. Главным её достижением как раз и являлись повышение уровня грамотности и создание новой культуры. В качестве главного недостатка непременно нужно назвать неприятия плюрализма мнений, построение новой культуры в соответствии с директивами партии, в которой на руководящих постах находились далёкие от культуры люди.

Вопрос 02. Какие изменения происходили в системе народного образования?

Ответ. В школу были возвращены старые, осуждённые после революции методы обучения и воспитания: уроки, предметы, расписание, оценки, строгая дисциплина и целая гамма наказаний, вплоть до исключения. Были переработаны школьные программы, созданы новые учебники.

Вопрос 03. Каковы достижения советской науки в этот период?

Ответ. Достижения:

1) всемирно признанной была советская физика, которая приступила даже к исследованию ядра атома;

2) советская химия начала производство синтетического каучука, пластмасс и т. п.;

3) геологи открыли новые залежи полезных ископаемых на территории СССР;

4) больших успехов добились советские биологи, математики, астрономы, физиологи.

Вопрос 04. В чём заключалась суть принципа социалистического реализма? Каково было воздействие этого принципа на развитие советского искусства?

Ответ. В соответствии с принципом социалистического реализма жизнь нужно было показывать не такой, какой её видит творец, а такой, какой она должна быть при социализме. В соответствии с понятиями того времени, это означало показывать жизнь такой, какая она есть, потому что тот, кто видит жизнь по-другому – враг. Этому принципу было подчинено всё советское искусство, потому что отклонившиеся от него попадали «в места не столь отдалённые».

Вопрос 05. Какие процессы происходили в области музыкального искусства? Чем можно объяснить взлёт песенного жанра?

Ответ. По представлениям того времени новым должно было быть всё, включая музыку. От дореволюционных музыкальных коллективов в границах СССР не осталось и следа. Коллективы 1920-х годов оказались слишком уж экстравагантными, новаторскими. Потому возникли новые коллективы, которые составили славу советской музыки. Расцвёл песенный жанр. Происходило это потому, что песня считалась самым народным, понятным широким массам видом музыкального творчества (а вкусы руководства коммунистической партии в этой области мало отличались от вкусов народных масс).

Вопрос 06. Какова была социальная функция кинематографа в 1930-е гг.? Каковы были его достижения?

Ответ. Кинематограф был самым понятным людям, потому самым массовым видом искусства. Прежде всего, он должен был формировать в сознании людей представление о счастливой жизни во времена социализма и многочисленные исторические мифы.

Вопрос 07. Определите, какие общие процессы происходили в 1930-е гг. в области просвещения, науки и культуры. Чем они были обусловлены?

Ответ. Во всех перечисленных областях происходило внедрение единомыслия, думать человек должен был только то, что говорила ему коммунистическая партия. В искусстве наставления партии получили общее наименование социалистического реализма. При этом инакомыслие искоренялось не только всеми средствами пропаганды, но и массовыми репрессиями против людей, проявлявших любые признаки несогласия с учением коммунистической партии. Всё это было обусловлено усилением руководящей роли партии и формированием культа личности Сталина.

Духовная жизнь в 30-е годы.

Развитие образования, власть и наука, научные достижения, социалистический реализм., советский кинематограф, музыкальное и изобразительное искусство, литература, театр.

Развитие образования.

30-е годы вошли в историю нашей страны как период «культурной революции». Под «культурной революцией» подразумевалось, с одной стороны, значительное повышение образовательного уровня народа, его приобщение к достижениям культуры. Другой стороной «культурной революции» явилось утверждение в духовной жизни общества безраздельного господства марксистско-ленинского учения.

Индустриализация требовала повышения профессионального уровня населения. В начале 30-х гг. в стране начался переход к всеобщему обязательному четырехлетнему начальному обучению. В 1937 г. обязательным стало семилетнее обучение. В школу были возвращены старые, осужденные после революции методы обучения и воспитания: уроки, предметы, расписание, оценки, строгая дисциплина и целая гамма наказаний, вплоть до исключения.

Были переработаны школьные программы, созданы новые учебники. В 1934 г. было восстановлено преподавание географии и истории. Широко развернулось строительство новых школ. Только в 1933–1937 гг. открылось более 20 тыс. новых школ, примерно столько же, сколько в царской России за 200 лет. По переписи 1939 г. грамотность в СССР составила 87,4%.

Быстрыми темпами развивалась система среднего специального и высшего образования. К концу 30-х гг. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов. Рост грамотности вызвал большой спрос на литературу. Книги выходили на 110 языках. Широкое развитие получили массовые библиотеки.

Власть и наука.

Сталин заявил, что все науки, в том числе естественные и математические, носят политический характер. Несогласных с этим утверждением ученых травили в печати, арестовывали.

Острая борьба развернулась в биологической науке. Под прикрытием защиты дарвинизма и мичуринской теории группа биологов и философов во главе с Т. Д. Лысенко выступила против генетики, объявив ее «буржуазной наукой». Разработки советских генетиков были свернуты, впоследствии многие из них (Н. И. Вавилов, Н. К. Кольцов, А. С. Серебровский и др.) были репрессированы.

Самое пристальное внимание Сталин уделял истории. Он взял под личный контроль учебники по истории России, которая стала называться историей СССР. История представала в них летописью классовой борьбы угнетенных классов с эксплуататорами. Появилась новая отрасль исторической науки, ставшая одной из ведущих идеологических дисциплин, – «история партии». В 1938 г. была выпущена «История ВКП(б). Краткий курс», которую Сталин не только очень тщательно отредактировал, но и написал для нее параграф. «Краткий курс» положил начало оформлению «единственно верной» концепции истории нашей страны, которой должны были следовать все советские историки. Постановлением ЦК ВКП(б) он был признан «руководством, представляющим официальное, проверенное ЦК ВКП(б) толкование основных вопросов истории ВКП(б) и марксизма-ленинизма, не допускающее никаких произвольных толкований». Каждое слово «Краткого курса» стало истиной в последней инстанции. Традиции русской исторической науки были тем самым нарушены.

Научные достижения.

Идеологические догмы и строгий партийный контроль самым пагубным образом отразились на состоянии гуманитарных наук. Представители естественных наук, хотя и испытывали на себе негативные последствия вмешательства партийных и карательных органов, сумели достичь заметных успехов.

Получила мировое признание советская физическая школа, представленная именами С. И. Вавилова (проблемы оптики), А. Ф. Иоффе (изучение физики кристаллов и полупроводников), П. JI. Капицы (исследования в области микрофизики), Л. И. Мандельштама (труды в области радиофизики и оптики) и др. Советские физики начали интенсивное исследование атомного ядра (Л. Д. Мысовский, Д. Д. Иваненко, Д. В. Скобельцын, Б. В. и И. В. Курчатовы и др.). Весомый вклад в прикладную науку внесли работы ученых-химиков Н. Д. Зелинского, Н. С. Курнакова, А. Е. Фаворского, А. Н. Баха, С. В. Лебедева. Был открыт способ производства синтетического каучука, началось производство искусственных волокон, пластических масс, ценных органических продуктов и т. д. Мировыми достижениями стали работы советских биологов Н. И. Вавилова, Д. Н. Прянишникова, В. Р. Вильямса, B.C. Пустовойта. Значительных успехов достигли советская математическая наука, астрономия, механика, физиология.

Широкий размах приобрели геологические и географические исследования. Были открыты залежи полезных ископаемых – нефти между Волгой и Уралом, новых запасов угля в Подмосковном и Кузнецком бассейнах, железорудные месторождения на Урале и в других районах. Активно исследовался и осваивался Север. Это позволило резко сократить импорт некоторых видов сырья.

Социалистический реализм. Советский кинематограф.

Советское искусство, подчиненное партийной цензуре, было обязано следовать одному художественному направлению – социалистическому реализму. Политический смысл этого метода заключался в том, что мастера искусства должны были отображать советскую жизнь не такой, какая она была на самом деле, а такой, какой она должна быть при социализме.

Из письма А. В. Луначарского в Оргкомитет Союза советских писателей. 1933 г.

Представьте себе, что строится дом, и, когда он будет выстроен, это будет великолепный дворец. Но он еще не достроен, и вы нарисуете его в этом виде и скажете: «Вот ваш социализм – а крыши-то нет». Вы будете, конечно, реалистом – вы скажете правду; но сразу бросается в глаза, что эта правда в самом деле неправда. Социалистическую правду может сказать только тот, кто понимает, какой строится дом, как строится, и кто понимает, что у него будет крыша... Правда... не похожа на себя самое, она не сидит на месте, правда летит, правда есть развитие, правда есть конфликт, правда есть борьба, правда – это завтрашний день, и нужно ее видеть именно так, а кто не видит ее так, тот реалист буржуазный и поэтому пессимист, нытик и зачастую мошенник и фальсификатор...

Искусство насаждало мифы, и большинство советских людей с готовностью их воспринимали. Народ жил в атмосфере веры в то, что грандиозный социальный переворот должен принести прекрасное «завтра», ради которого можно пожертвовать тяжелым, мучительно трудным «сегодня». В сознании людей размывались границы между желанным будущим и жестоким настоящим. Настроениями людей можно было управлять, и власть делала это, порождая трудовой энтузиазм и гнев к «врагам народа», всенародную любовь к вождю и готовность к подвигам.

Самым массовым видом искусства стал кинематограф. События 20-х, а затем 30-х гг. отражались в сознании людей не только через собственный опыт, но и через любимые кинокартины. Документальную хронику смотрела вся страна. Зритель, подчас не умевший читать, неспособный глубоко анализировать события, воспринимал окружающую жизнь как «великую иллюзию», творимую на экране. На поприще кинодокументалистики трудились блистательные мастера (Д. Вертов, Э. К. Тиссэ, Э. И. Шуб).

Не отставал и художественный кинематограф. Значительное количество лучших советских фильмов было посвящено историко-революционной тематике: «Чапаев» (режиссеры братья Васильевы), трилогия о Максиме (режиссеры Г. М. Козинцев и Л. З. Трауберг), «Мы из Кронштадта» (режиссер Е. JI. Дзиган) и др. В 1931 г. на экраны вышел первый советский звуковой фильм «Путевка в жизнь» (режиссер Н. В. Экк) о воспитании нового советского поколения. Этой же проблематике были посвящены фильмы С. А. Герасимова «Семеро смелых», «Комсомольск», «Учитель». В 1936 г. появилась первая цветная кинокартина «Груня Корнакова» (режиссер Н. В. Экк).

Закладываются традиции детского и юношеского кинематографа. Появляются киноверсии известных произведений В. П. Катаева («Белеет парус одинокий»), А. П. Гайдара («Тимур и его команда»), А. Н. Толстого («Золотой ключик»). Для детей выпускались замечательные мультипликационные киноленты.

Особой популярностью пользовались музыкальные кинокомедии Г. В. Александрова – «Цирк», «Веселые ребята», «Волга-Волга», И. А. Пырьева – «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух».

Любимым жанром стали исторические картины. Фильмы «Петр I» (режиссер В. М. Петров), «Александр Невский» (режиссер С. М. Эйзенштейн), «Минин и Пожарский» (режиссер В. И. Пудовкин) и др. являлись, по сути, иллюстрацией сталинской концепции истории.

Яркие образы в фильмах 30-х гг. создали П. М. Алейников, Б. М. Андреев, Б. А. Бабочкин, М. И. Жаров, Н. А.Крючков, М. А. Ладынина, Т. Ф. Макарова, Л. П. Орлова, Б. П. Чирков и другие талантливые артисты.

Музыкальное и изобразительное искусство.

Музыкальная жизнь страны в 30-е гг. связана с именами С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, Т. Н. Хренникова, Д. Б. Кабалевского, И. О. Дунаевского. Были созданы коллективы, впоследствии прославившие советскую музыкальную культуру: квартет им. Бетховена, Большой государственный симфонический оркестр, оркестр Государственной филармонии и др. В то же время были решительно пресечены любые новаторские поиски в оперной, симфонической, камерной музыке. На оценке музыкальных произведений сказывались личные эстетические вкусы партийных вождей. Об этом свидетельствует неприятие «верхами» музыки Д. Шостаковича. Критике в печати за «формализм» были подвергнуты его опера «Леди Макбет Мценского уезда» и балет «Светлый ручей».

Наибольшего расцвета достигла самая демократическая ветвь музыкального творчества – песенная. Здесь творили талантливые композиторы И. О. Дунаевский, Б. А. Мокроусов, М. И. Блантер, братья Покрасс и др. Их произведения оказывали огромное влияние на современников. Простые, легко запоминающиеся мелодии были у всех на слуху: они звучали дома и на улице, лились с киноэкранов и из репро- дукторов. И вместе с мажорной, бодрой музыкой звучали стихи, прославляющие Родину, труд, Сталина. Пафос этих песен не соответствовал реалиям жизни, но их романтическая приподнятость оказывала сильнейшее воздействие.

Верность социалистическому реализму должны были демонстрировать и мастера живописи. О художнике и его произведениях судили в первую очередь по идейному замыслу сюжета. Отсюда пренебрежительное отношение к натюрморту, пейзажу и прочим «мелкобуржуазным» излишествам, хотя в этой области работали такие талантливые мастера, как П. П. Кончаловский, А. В. Лентулов, М. С. Сарьян. Классиком социалистического реализма стал Б. В. Иогансон («Рабфак идет», «Вузовцы», «Допрос коммунистов» и др.). Много работали А. А. Дейнека, создавший свое знаменитое поэтическое полотно «Будущие летчики», Ю. И. Пименов («Новая Москва»), М. В. Нестеров (серия портретов советской интеллигенции) и др. Непременным атрибутом каждого города, каждого учреждения стали портреты, скульптуры и бюсты Сталина.

Литература. Театр.

Строгий партийный диктат и всеобъемлющая цензура оказывали влияние на общий уровень массовой литературной продукции. Произведения-однодневки больше напоминали передовые статьи в газетах. Но даже в эти неблагоприятные для свободного творчества годы русская советская литература была представлена талантливыми писателями, значительными произведениями. В 1931 г. вернулся на родину М. Горький. Здесь он закончил роман «Жизнь Клима Самгина», написал пьесы «Егор Булычов и другие», «Достигаев и другие». А. Н. Толстой также на родине поставил последнюю точку в трилогии «Хождение по мукам», создавал роман «Петр I» и другие произведения.

М. А. Шолохов, будущий лауреат Нобелевской премии, написал роман «Тихий Дон» и первую часть «Поднятой целины». М. А. Булгаков работал над романом «Мастер и Маргарита» (не дошедшим в те годы до читателя). Щедрым талантом были отмечены произведения В. А. Каверина, Л. М. Леонова, А. П. Платонова, К. Г. Паустовского и многих других писателей, стихи А. Ахматовой, М. Цветаевой, О. Мандельштама, П. Васильева, А. Твардовского. Существовала прекрасная детская литература – книги К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. Л. Барто, С. В. Михалкова, Л. А. Кассиля и др.

С конца 20-х гг. на театральных подмостках утвердились пьесы советских драматургов Н. Ф. Погодина («Человек с ружьем»), А. Е. Корнейчука («Гибель эскадры», «Платон Кречет»), В. В. Вишневского («Оптимистическая трагедия») и др. В репертуар всех театров страны были включены пьесы М. Горького, написанные в разные годы («Враги», «Мещане», «Дачники», «Варвары» и др.). Лучшим советским театром был официально признан МХАТ. В нем собрались корифеи русского театра О. Л. Книппер-Чехова, В. И. Качалов, И. М. Москвин и актеры нового поколения О. Андровская, А. Грибов, Б. Добронравов, К. Еланская, Б. Ливанов, А. Тарасова, М. Яншин и др.

Важнейшей чертой «культурной революции» стало активное приобщение советских людей к искусству. Это достигалось за счет не только увеличения числа театров, кинотеатров, филармоний, концертных залов, но и широкого распространения художественной самодеятельности. По всей стране создавались клубы, дворцы культуры, дома детского творчества, устраивались грандиозные смотры народных талантов, выставки самодеятельных работ.

Развитие советской культуры в 30-е гг. имело противоречивый характер. С однойстороны, образование, наука, литература, художественная культура были взяты под строгий контроль, испытывали идеологическое давление. С другой стороны, культура достигла значительных успехов.