Экспрессивное лицо. Экспрессивный репертуар личности. Методика исследования эффекта категориальное восприятия

Интенсивность, динамика, симметрия - асимметрия, гармония - дисгармония движений, типичность - индивидуальность - все это характеристики экспрессивного репертуара человека. Разнообразие элементов экспрессивного поведения, быстрота их смены, гармоничность, индивидуальность, доступность для отражения партнером свидетельствуют о наличии у субъекта экспрессивной одаренности, способности к передаче тех параметров своей личности, которые адекватны общению. Неопределенный, однообразный репертуар, беспорядочные, судорожные движения говорят не только о том, что человек не владеет " экспрессивным языком души", что у него низкий уровень развития экспрессивной одаренности, но и о наличии у него глубоких внутренних конфликтов.

В отечественной психологии принята классификация выразительных движений, имеющих как четкое, так и размытое поле психологических значений: мимика или экспрессия лица (выразительные движения лица), пантомимика (выразительные движения всего тела -- позы, походка, жесты) и "вокальная мимика" (выражение эмоций в интонации и тембре голоса). Мимика, жесты, позы, походка, интонации образуют экспрессивный репертуар личности, который в той или иной степени осознается индивидом, управляется им. (Н.В. Тарабрина).

Физиогномика - это учение о выражении человека в чертах лица и формах тела; в более широком смысле ~ это учение о выразительных формах какой-либо области действительности и искусство толкования внешнего облика наблюдаемых явлений.

Систематизация эмоций и их лицевых выражений позволяет составить схему описания мимики шести основных эмоциональных состояний (радость, гнев, страх, страдание, отвращение, удивление).

Характерная особенность «мимических картин» эмоциональных состояний проявляется в том, что каждое мимическое выражение включает признаки, которые одновременно являются универсальными, специфическими для выражения одних состояний и неспецифическими для выражения других.

Особо важное значение для физиогномического анализа имеют те неосознанные выражения, которые словно «примерзают» к лицу настолько, что окружающие воспринимают их как часть личности. Когда некое выражение «припечатывается» к лицу, человек перестает его замечать, оно становится частью его самого и он осознает только его отсутствие.

Один из главных выводов физиогномического подхода к экспрессивному Я личности является заключение о том, что люди со сходной внешностью имеют однотипную структуру личности, но это утверждение подвергается сомнению многими исследователями как слишком обобщенное.

Мимика - это выразительные движения мышц лица, одна из форм проявления чувств человека. Наблюдая за человеком, можно понять эту игру чувств.

Систематизация эмоций и их лицевых выражений позволяет составить схему описания мимики шести основных эмоциональных состояний (радость, гнев, страх, страдание, отвращение, удивление). Для диагностики такая «картина выражения» достаточно проста, так как представлена четко. Более сложными для распознавания являются те выражения, которые соответствуют переходным состояниям, неинтенсивным аффектам. В них мимические признаки непостоянны и менее выражены, однако, и в этом случае лицевое выражение представляет вариации мимики основных эмоциональных состояний.

С целью исследования экспрессии лица применяются различные методические приемы, в основе которых лежит процедура наблюдения, дополненная различными способами фиксации: вербальное описание сокращений мышц лица, пиктограммы, рисунки, фото-кино-видеозапись.

Основные функции экспрессии лица и мимики по мнению многих исследователей следующие: развитие контактов матери с ребенком, демонстрация отношения к другому, установление обратной связи; информация о состояниях человека; комментирование речевого поведения.

Экспрессия лица: являясь важнейшим элементом внешнего Я личности, неразрывно связана со взглядом человека. Приступая к изучению выражения лица как мерила личности и характера, человек оказывается на более или менее знакомой почве, поскольку неосознанно занимается этим всю жизнь. Большинство людей в процессе общения концентрируют свое внимание на лицах партнеров. Основное внимание здесь должно быть направлено на глаза. Везде и повсюду глаза считаются зеркалом души.

Конечно, выражение глаз меняется, но чтобы понять человека, нужно определить типичное для него выражение глаз. Одни глаза грустные, другие злые, одни холодные и безжалостные, другие кроткие и зовущие. «Контакт глаз» - это обмен взглядами, время фиксации взгляда на партнере и направление взгляда. На динамику контакта глаз влияют следующие факторы: степень знакомства партнеров, пол, возраст, личностные особенности, система отношений между партнерами. Анализ контакта глазами позволяет проанализировать характер отношений между партнерами. В качестве критериев анализа контакта глаз в диаде, группе рассматриваются:

  • 1. временные параметры смотрения друг на друга (частота, длительность контакта),
  • 2. пространственные характеристики взгляда (направление движения глаз: глаза в глаза, в сторону, вверх-вниз, вправо-влево).
  • 3. интенсивность взгляда (пристально, «бросить взгляд», «скользнуть взглядом»).

Рассматривая с этой точки зрения проблему регуляции экспрессии лица, необходимо обратить внимание на то, какую информацию субъект собирается передать или скрыть от окружающих, каковы индивидуальные различия в выборе экспрессивных масок.

Таким образом, экспрессия лица как важнейший компонент структуры экспрессии человека изучалась на протяжении долгого времени как экспрессивный код состояний и эмоциональных отношений личности. С целью исследования экспрессии лица применялись разнообразные методические приемы, в основе которых лежала процедура наблюдения, дополненная различными способами фиксации" вербальное описание сокращений мышц лица, пиктограммы, рисунки, фотокиновидеозапись. В результате многолетней работы исследователей, работающих в области психологии экспрессивного поведения, были созданы вербальные, графические, цифровые коды экспрессии и соответствующие им способы кодирования.

Поза - это определенное положение частей тела человека (головы, плеч, туловища, рук, ног) в пространстве. Поза оформляет экспрессивный репертуар человека. Она требует соответствующего выражения лица, жестов, направленности и качества взгляда. Особую роль поза играет в выражении отношения к человеку, в подчеркивании своего и чужого социального и социально-психологического статуса (поза «победителя», поза «провинившегося ребенка», поза «высокомерного человека»).

Позы позволяют диагностировать:

  • 1. этапы общения (начало контакта (расположенность к общению) проявляется в повороте и наклоне не только головы, но и всего туловища, включая ноги (носки ног) в сторону партнера; о выходе из контакта говорят в первую очередь носки ног и поворот корпуса, а затем только поворот головы);
  • 2. степень эмоционального напряжения (напряженные позы - жесткие, неподвижные, наклонены вперед, либо назад);
  • 3. агрессивность партнеров по общению (сокращение дистанции общения, наклон корпуса вперед, напряженность позы в целом).

Кроме того, для правильного понимания позы необходимо учитывать: культурные традиции; возрастные ограничения; половые различия в использовании тех или иных поз.

Дистанция - величина расстояния между людьми, влияющая на их поведение и отношения, и зависящая от них. Характеристики дистанции эволюционно связаны с ареалом обитания, пропитанием и безопасностью.

По физическому расстоянию между общающимися выделяют следующие дистанции общения:

  • 1. интимная, ближняя (менее 40 см) - для родственников и ближайших друзей;
  • 2. личная (50-120 см) - для хорошо знакомых людей, для друзей;
  • 3. деловая (120 см) - для приемлемых людей, деловых партнеров;
  • 4. общественная, социальная (более 120 см) - для малознакомых и незнакомых, малоприемлемых людей.

Размеры дистанций индивидуальны и зависят от условий, в которых жил, живет и работает человек, от его общественного положения, национальных особенностей, от его общительности, контактности и др.

Темперамент -- характеристика динамических особенностей индивида: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов.

Основные типы темпераментов:

Сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный тип НС.

Флегматик - сильный, уравновешенный, инертный.

Холерик сильный, неуравновешенный, подвижный.

Меланхолик - слабый, неуравновешенный, инертный.

Итак, темперамент входит в структуру характера, но не отражает содержательную сторону личности (мировоззрение, убеждения, интересы), которая связана с характером. В анализе структуры характера на первое место выдвигается отношение личности к объективной действительности, а затем уже свойства темперамента.

Походка в меньшей степени, чем другие элементы экспрессии, поддаются регуляции и поэтому на ее основе можно говорить об устойчивых индивидуальных характеристиках человека, о его психомоторной активности (то есть о свойствах темперамента).

Жесты - движения рук и кистей рук. В психологии невербального общения жесты принимаются прежде всего как средство выражения и передачи информации, то есть выполняют диагностическую, коммуникативную, регулятивную и выразительную функции. Жест может сказать о желании человека, о его состоянии, об интенсивности переживания человека и о многом другом.

Самая широкая классификация жестов - это деление их на две группы:

  • 1. естественные,
  • 2. искусственные языки жестов (язык глухонемых, жесты дирижера, «ручной язык» биржевиков).

Классификация жестов на основе их ведущей функции в общении:

  • 1. коммуникативные жесты, заменяющие в речи элементы языка - приветствие, прощание, угроза, привлечение внимания, приглашение, запрещение, оскорбление, утверждение, отрицание, вопрос, благодарность, примирение. Все перечисленные жесты понятны и без речевого контекста и имеют собственное значение в общении.
  • 2. описательно-изобразительные, подчеркивающие жесты - сопровождают речь и вне речевого контекста теряют смысл.
  • 3. модальные жесты - выражают оценку, отношение к предметам, людям, явлениям окружающей среды: жесты одобрения, неудовольствия, иронии, недоверия, неуверенность, незнание, страдание.

Таким образом, жесты выполняют различные функции в общении, в том числе они свидетельствуют об интенсивности переживаний, о модальности отношений, о культурной, групповой принадлежности. Жесты, как и мимика, могут нести самостоятельную информацию о человеке, независимо от его речи или других составляющих процесса общения. Жесты, объединяясь с другими элементами экспрессии человека, создают эффект динамичности, интенсивности предъявления экспрессивного Я личности.

Что мы можем сказать о другом человеке по выражению различных экспрессий его лица в ходе акта общения? Безусловно, наблюдатель может по экспрессии лица определять эмоциональные состояния собеседника, предсказывать до определенной степени его ситуативное поведение. Современные теоретики, изучающие эмоции, соглашаются в том, что по выражению лица можно адекватно прогнозировать поведение партнера по общению (В. А. Барабанщиков, В. А. Лабунская, P. Ekman, C. Izard). Наблюдатель, опираясь на выражение экспрессии лица собеседника, может наиболее адекватно предсказать его поведение в ближайший момент времени, он также может до некоторой степени спрогнозировать его поведение и на более отдаленный промежуток времени. Это означает, что речь идет о восприятии личностных особенностей партнера по общению. Еще Дарвин (1872) говорил, что выражение лица передает информацию не только о состояниях живого существа, но и о его намерениях. Поскольку эмоциональные выражения подразумевают передачу различной межличностной информации в процессе общения, то можно предположить, что экспрессия лица влияет на восприятие индивидуально-психологических характеристик человека. В этой связи интересный взгляд предлагает Виггинс (Wiggins, Pincus, 1992).

Виггинс с коллегами разработал ясную и понятную воспроизводимую модель межличностной сферы личности, существующую уже на протяжении 40 лет, которая репрезентирует социальное поведение человека в виде межличностного кругового пространства (там же). Например, в соответствии с Виггинсом, понятия, которыми описывают личностные черты, относящиеся к социальному взаимодействию, располагаются в круге, получившим название «межличностное круговое пространство». Это круг, который делится двумя ортогональными осями «доминантность» и «аффилиация». Из различных комбинаций внутри этих измерений можно извлечь большое количество различных дескриптивных шкал, которые описывали бы личностные характеристики человека. Согласно круговой модели, если эмоциональные выражения несут межличностную информацию, тогда различные экспрессии должны передавать признаки, относящиеся и к свойству доминантности, и к свойству принятия. Например, общительный человек будет иметь высокие оценки по принятию и доминантности, тогда как у интровертированного они будут низкие. Таким же образом человек с духом соперничества будет иметь высокие оценки по доминантности, но низкие по принятию, а застенчивый и нерешительный человек – высокие по принятию и низкие по доминантности.

Набор основных экспрессий лица по Экману (2004) – гнев, отвращение, страх, радость и грусть – представляет собой хороший стимульный материал для изучения влияния экспрессии лица на восприятие индивидуально-психологических особенностей человека. Есть даже некоторые экспериментальные данные, в которых показано, что специфические черты лица (такие как брови и рот), вовлеченные в эмоциональные выражения, могут влиять на оценку доминантности и аффилиации. Китинг с коллегами (1981) обнаружила, что рот с поднятыми уголками сигнализирует о счастье в различных культурах, тогда как опущенные брови сигнализируют о доминантности только на западной выборке. Матсумото и Кудо (1993) обнаружили, что как японские, так и американские испытуемые воспринимали наибольшую аффилиацию в улыбающихся лицах, чем в нейтральных. Однако эти исследователи не изучали оценки черт личности относительно других экспрессий лица. Экман отмечал, что опущенные по центру лица брови (буквой V) говорят о гневе, тогда как поднятые (перевернутая V) – о грусти или страхе. Взятые вместе рот и брови предполагают, что конфигурация рта (т. е. зигоматическая главная мышца) может передавать аффилиацию, тогда как конфигурация средней линии на уровне бровей (т. е. совместное действие средней фронтальной и поперечной надбровной мышц) может выражать доминантность.

Различные конфигурации надбровных и ротовых мышц свидетельствуют о различных экспрессиях, которые могут передавать уникальность выраженности доминантности и аффилиации в каждом конкретном случае. Так, экспрессия счастья может передавать высокую аффилиацию, тогда как грусть, страх, гнев и отвращение могут передавать низкую аффилиацию из-за различного расположения рта. Более того, гнев и отвращение могут передавать высокую доминантность, так как средняя линия бровей опущена, а грусть и страх могут сигнализировать о низкой доминантности, в этом случае все происходит наоборот: средняя линия бровей приподнята.

Поскольку первое впечатление, а это и экспрессия лица, сильно влияет на последующую оценку личностных свойств партнера по общению, данная работа представляется крайне актуальной. В основу нашего исследования положена гипотеза о том, что модальность экспрессии влияет на восприятие индивидуальнопсихологических особенностей человека по выражению его лица. На основании имеющихся данных можно предположить, что экспрессия счастья сигнализирует о высокой степени аффилиации, нейтральное выражение лица – о средней, а экспрессии гнева, страха, отвращения и грусти – о малой степени. В этой связи было бы интересно не только расширить список личностных свойств, но и узнать, какие именно существуют взаимосвязи между экспрессией и оценкой характерологических особенностей человека.

Испытуемые. В эксперименте приняло участие 26 студентов института психоанализа (Москва).

Стимульный материал. В качестве стимульного материала использовались фотоизображения натурщиков, выражающие три основные экспрессии лица – радость, гнев и нейтральное выражение. Фотоизображения были взяты из базы данных фотоэталонов П. Экмана, номера: JJ4–7, JJ3–12, JJ3–4, A1–6, A1–2, A1–14 (рисунок 1).

Процедура. Каждому испытуемому демонстрировались в случайном порядке 6 фотоизображений натурщиков, выражающие три основные экспрессии лица – радость, гнев и нейтральное выражение. С помощью методики «Личностный дифференциал» испытуемым необходимо было оценить индивидуально-психологические характеристики натурщиков. При обработке данных использовалась непараметрическая статистика, критерии Фридмана и Вилкоксона. Анализ данных производился на уровне значимости p<0,05, при этом следует отметить, что большинство сравнений значимо на статистическом уровне p<0,01. 1 2 3 4 5 6

Рис. 1. Фотоэталоны из базы данных П. Экмана с изображением различных экспрессий, где фотоизображения № 1 и № 2 выражают экспрессию радости; № 3 и № 6 – гнева; № 4 и № 5 – нейтральное состояние


Рис. 2. Оценка по выражению лица индивидуально-психологических особенностей на турщика в зависимости от типа модальности экспрессии лица, где цифры от 1 до 10 (по оси Х) соответствуют шкалам методики «Личностный дифференциал», модальность экспрессии представлена в виде пунктирных линий, а по оси Y выражена средняя оценка психологических свойств натурщиков

Результаты. Результаты пилотажного исследования представлены на рисунках № 2 и № 3. С изменением модальности экспрессии лица натурщика, оценки черт личности, такие как «слабый–сильный» (шкала №2), «зависимый–независимый» (шкала №8), «уверенный–неуверенный» (шкала №17) и «несамостоятельный–самостоятельный» (шкала №20), статистически значимо не различаются, остальные психологические свойства воспринимаются следующим образом.

Радость. Натурщики, выражающие экспрессию радости, воспринимаются как самые разговорчивые, уступчивые, открытые, деятельные, энергичные, отзывчивые, дружелюбные, общительные, но присутствует также и негативная оценка – безответственные, несправедливые и неискренние. Получены оценки средней степени выраженности по сравнению с другими модальностями экспрессий лица по следующим шкалам: «обаятельный–непривлекательный» (№1), «добрый–эгоистичный» (№7), «решительный–нерешительный» (№11), «справедливый–несправедливый» (№13), «расслабленный–напряженный» (№14), «суетливый–спокойный» (№15), «раздражительный–невозмутимый» (№21).

Гнев. Натурщики, выражающие экспрессию гнева, воспринимаются как непривлекательные, безответственные, упрямые, замкнутые, эгоистичные, черствые, несправедливые, напряженные, суетливые, враждебные, нелюдимые, неискренние и раздражительные. Кроме этого, выделяются и положительные оценки, такие как молчаливые, деятельные, решительные и энергичные.

Нейтральное выражение лица. Натурщики с нейтральным выражением лица воспринимаются как обаятельные, молчаливые, добросовестные, уступчивые, открытые, справедливые, дружелюбные, невозмутимые, но при этом – пассивные, нерешительные и вялые.

Рис. 3. Оценка по выражению лица индивидуально-психологических особенностей натурщика в зависимости от типа модальности экспрессии лица, где, цифры от 11 до 21 (по оси Х) соответствуют шкалам методики «Личностный дифференциал», модальность экспрессии представлена в виде пунктирных линий, а по оси Y выражена средняя оценка психологических свойств натурщиков

Максимальная выраженность разговорчивости (№3), открытости (№6), деятельности (№ 9) и общительности (№ 18) соответствует восприятию натурщиков, выражающих экспрессию радости.

Максимальная выраженность непривлекательности (№ 1), упрямости (№ 5), эгоистичности (№ 7), решительности (№ 11), напряженности (№ 14), суетливости (№15), враждебности (№16) и раздражительности (№21) соответствует восприятию натурщиков, выражающих экспрессию гнева.

Максимальная выраженность доброты (№7), отзывчивости (№10), расслабленности (№ 14), спокойствия (№ 15), честности (№ 19) и невозмутимости (№ 21) соответствует восприятию натурщиков, выражающих экспрессию нейтрального выражения лица.

Ряд других исследователей приводят подобные результаты, но не тождественные. Исследование Б. Кнатсон (Knutson, 1996) было специально посвящено изучению влияния экспрессии лица на оценку таких качеств человека, как доминантность и дружелюбность. Натурщики с экспрессией счастья воспринимаются более активными, влиятельными и дружественными, с экспрессией гнева и отвращения – влиятельными, но не слишком дружественными, а с экспрессией страха и печали – пассивными, подверженными воздействию извне. Подобные выводы подтверждают исследования Матсумото и Кудо (Matsumoto & Kudoh, 1993), в которых было показано, что люди с эмоцией счастья оцениваются более дружелюбными, чем с нейтральным выражением лица.

Психологические характеристики, полученные в нашем эксперименте, в большей степени согласуются с моделью межличностной сферы Виггинса. Например, оценка экспрессии радости соответствует общительности, деятельности и т. д., а экспрессии гнева – эгоистичности, враждебности и т.д. Приведенные оценки психологических характеристик находятся на противоположных полюсах круга Виггинса.

Таким образом, модальность экспрессии лица оказывает влияние на восприятие индивидуально-психологических характеристик человека, за исключением: «слабый–сильный», «зависимый–независимый», «уверенный–неуверенный» и «несамостоятельный–самостоятельный».

§ 2. Экспериментальные исследования восприятия экспрессии

В настоящее время известно большое число исследований, посвященных различным аспектам восприятия лица. В большинстве из них исследуются вопросы опознания лица и лицевой экспрессии в зависимости от пространственных и цветовых характеристик изображения лица.

Разберем наиболее интересные из этих исследований. Брюс и Юнг (Bruce, Young, 1986) провели несколько экспериментов, в которых изучали влияние светотени и контрастности на восприятие лица. Испытуемым предъявлялись фотографии, а затем контурные изображения тех же людей. В первом случае 90% испытуемых узнали изображенного человека, во втором - только 47%. Предполагается, что это можно объяснить отсутствием светотеней на контурном изображении. Было также выявлено, что контрастность играет менее существенную роль, чем светотени лица.

Были проведены исследования на распознавание знакомых и незнакомых лиц (Bruce, Valentine, 1988). Интересно, что при распознании незнакомого лица доминируют внешние характеристики лица (прическа, размер головы и т.д.), при распознании знакомых лиц - психологические характеристики. Для незнакомых лиц развернутое на ѕ лицо запоминается и распознается легче, чем лицо, предъявленное анфас. Для знакомых лиц различий в опознании в зависимости от ракурса не наблюдалось. Авторы объясняют это тем, что развернутое на ѕ лицо на изображении выглядит более информативным (очень хорошо, например, видна длина и форма носа). Хотя эффект восприятия лица с определенной точки и под определенным углом предполагает наличие некоторого воздействия на восприятие объемного трехмерного очертания, в действительности определить кто изображен все равно трудно. В другом своем эксперименте Брюс (Bruce, Langton, 1994) показал, что внешние характеристики (светотени, пигментация, цветовая гамма) очень важны для нормального процесса восприятия. Он предложил некоторым своим сотрудникам сканировать их лица и предложил эти изображения для опознания этим же и другим сотрудникам. Процент опознания таких лиц был очень низким.

Шинс и Олива (Schyns, Oliva, 1994) провели оригинальное исследование, в котором было показано, что считывание различной информации о лице может быть обусловлено дистанцией до рассматриваемого лица. Они наложили фотографию мужчины - премьер-министра Великобритании Тони Блэйра на фотографию женщины - бывшего премьер-министра Маргарет Тэтчер и полученное изображение предъявляли испытуемым. В ходе эксперимента получилось, что с близкого расстояния испытуемые без труда распознавали изображение Тони Блэйра, а с расстояния 1,5 - 2 метра отчетливо воспринималось изображение Маргарет Тэтчер. Исследователи объясняют это спецификой зрительной системы человека, которая в зависимости от пространственного положения объекта по-разному воспринимает фоновые и детальные составляющие изображения. Данное исследование указывает на специфику восприятия в традиции гештальтпсихологии, здесь проявляется закон противоборства фигуры и фона.

Отдельные элементы лица отличаются различной степенью информативности и значимости. Экспрессивность каждого отдельного элемента зависит от индивидуальной структуры лица. Элементы лица характеризуются рядом признаков: контуром, величиной и формой. Наиболее информативным считается общее выражение лица, далее волосы, глаза, брови, губы, уши, нос, лоб. Основная гипотеза о взаимовлиянии отдельных частей человеческого лица проверялась в экспериментальных исследованиях Юнга и его коллег (Young, et al., 1987). Они провели серию экспериментов, применив так называемую «композиционную технику». Испытуемым предъявлялись несколько фотоизображений лиц, разрезанных пополам горизонтально. Испытуемые с высокой степенью точности идентифицировали половинки, представленные изолированно. Ученые пришли к выводу, что мы не воспринимаем черты лица независимо друг от друга. Эти результаты свидетельствуют о том, что отдельный элемент целостной структуры - лица не несет в себе свойства этой структуры. Отдельные признаки играют большое значение в восприятии экспрессии, но лицо воспринимается как целостный образ.

Другие исследования (Tanaka, Farah, 1993) показали, что целое лицо воспринимается информативнее, чем совокупность его отдельных частей. Их эксперимент условно был назван «Где нос Лари?». Испытуемым предъявлялись изображения целого лица, изолированные части лица и лицо, составленное из произвольно расположенных частей. Надо было определить, где нос Лари. Оказалось, что, когда нос помещается в «нормальное» лицо - его идентифицировать легче, чем в остальных вариантах. Эти данные хорошо согласуются с идеями важности конфигурационных процессов при опознании лица. Нос, помещенный в «нормальное» лицо не вызывает дисбаланса с целостной структурой, а воспринимается вместе с ней.

Элис (Ellis, 1981) выделил основные характеристики лица, которые регулярно и надежно используются людьми для описания и категоризации человеческих лиц. Это форма лица, волосы, возраст и все основные размеры черт лица. Взаимосвязь между различными чертами лица так же важна, как сами эти черты. Эти категории являются своеобразными инвариантами относительно ситуативных (мимических) изменений.

Механизмы опознания исследовались в работах Юнга (Young, et al., 1987). Он предложил испытуемым составлять «дневник ошибок» в механизме идентификации, т. е. испытуемый должен был письменно фиксировать все неточности, возникающие при распознании знакомых лиц и все случаи встреч с людьми, которые кажутся знакомыми. При анализе всех отчетов он выделил несколько этапов, ведущих к успешной идентификации знакомого лица: первый этап - лицо должно быть определено как знакомое, т. е. оно должно совпасть по каким-либо признакам с лицевым изображением личности, запечатленным в памяти; второй этап - человек должен вспомнить, почему это лицо знакомо (из какой сферы деятельности, чем этот человек занимается); третий - восстановление имени (именно на этом этапе наблюдалось больше всего ошибок и трудностей).

Дальнейшие психологические исследования (McWeeny, 1985) показали, что трудности, возникающие при восстановлении имени, не связаны с непосредственным словом, это имя называющим. Сравнивалось, как люди при встрече с новым человеком запоминают имя и занятие незнакомца, обозначенные одним и тем же словом (например, «This is Mr. Baker» / «Это мистер Пекарь» и «This is a baker» / «Это пекарь»). Оказалось, что в памяти лучше сохраняется занятие, чем имя.

Феномен трудности воспроизведения имени был исследован Брюсом и Юнгом (Bruce V, Young, 1986) в следующем эксперименте. Он использовал фотографии лиц восьми человек. Четверых звали John, и четверых - James. Половина изображенных были англичане и половина - американцы; половина - умершие, половина - здравствующие (например: Джон Леннон, англичанин, умер; Джон Вэйн, американец, умер). Испытуемым предъявлялись пары портретов, объединенных общим именем или общей национальностью или общее было - живой, умерший. Оказалось, что медленнее всего выполнялись задания, содержащие имена. Результаты эксперимента могут быть объяснены трехэтапной моделью механизма идентификации. Ответ на вопрос, почему имя воспроизводится на поздних этапах идентификации, до сих пор дискутируется и активно исследуется.

Были проведены интересные исследования, в которых в качестве стимульного материала использовались изображения лиц, составленных из двух вертикальных половинок. Грюссер (Грюссер, 1995) выявил двойную асимметрию в восприятии лица, которая предполагает, что эмоции выражаются и воспринимаются, как правило, на левой половине лица, а идентификация индивида происходит по правой половине.

Была предпринята попытка соотнести асимметрию человеческого лица с психологическими характеристиками воспринимаемого лица. Скинер и Мулен (Skinner, Mullen, 1991) проанализировали результаты четырнадцати основных исследований по асимметрии лица. Полученный ими важный результат состоят в том, что левая сторона лица воспринимается более экспрессивной, чем правая. Они объясняют это тем, что левая половина лица представляет собой внутренний мир личности, а правая - то, что личность хочет представить миру. С этой точки зрения рассматривались фотоизображения известных личностей. Стимулы создавались следующим образом: изображение известного тенора Паваротти разрезалось пополам по центральной вертикальной линии. Затем соединялись две правые половинки и две левые половинки изображения, в результате чего формировались два новых изображения полного лица. Изображение, состоящее из двух левых половин воспринималось шире, чем из двух правых; изменился овал лица, лоб казался шире, челюсть - более жесткой, глаза - более узкими и эллипсоидной формы (а в изображении из двух правых половин - глаза казались шире и распахнутыми, стал виден белок). Далее были составлены психологические характеристики личности по этим двум изображениям. Получилось, что на изображении, состоящем из двух левых половин, перед нами сильный, волевой, упорный, целеустремленный человек, который в основном полагается на себя, и в то же время добрый и открытый. На изображении, состоящем из двух правых половин - человек, обуреваемый огромным количеством страстей, «демонического» вида, жестокий и беспринципный. В личной беседе с Паваротти исследователи нашли подтверждение наличия в нем почти всех этих качеств, которые трудно было распознать по нормальному изображению его лица. Именно возникший дисбаланс между двумя новыми изображениями может дать дополнительную информацию воспринимающему о личности воспринимаемого.

Интересное исследование восприятия психологических характеристик по «разделенному лицу» было предпринято Н. Г. Артемцевой (Артемцева 2003) в ее диссертационной работе. Группе испытуемых предъявлялись карточки с изображением левой или правой половины лиц известных деятелей искусства и культуры (Достоевский, Есенин и др.); при этом необходимо было написать первые пришедшие на ум слова, характеризующие изображенного человека. Предположение автора о том, что психологические характеристики разделенного по вертикали изображения лица при восприятии каждой из половин будут различаться, подтвердилось.

Следует, однако, отметить, что при использовании такой схемы эксперимента вклад разного восприятия объекта в правой и левой половинах зрительного поля с одной стороны и восприятие объективно отличающихся правой и левой половин реального лица с другой могут накладываться друг на друга. Предварительные установки испытуемых, касающиеся легко узнаваемых ими лиц на картинках, также могут осложнить ситуацию.

Интересные факты были получены в поисках взаимосвязи внешности человека с его внутренними характеристиками и их внешними проявлениями. Например, Зебровиц (Zebrowitz, 1997) выделяет четыре возможных пути выявления реальной взаимосвязи между внешностью и поведением: 1 - общебиологическое воздействие; 2 - влияние окружающей среды; 3 - влияние поведения на внешность (эффект Дориана Грэя); 4 - влияние внешности на поведение (эффект самоуничтожения, эффект самосозидания, связь с установками).

В ряде исследований в рамках психофизиологии было продемонстрировано правополушарное доминирование в распознавании образных и пространственных характеристик стимулов. Имеются многочисленные доказательства того, что восприятие эмоциональных сигналов находится под контролем правого полушария. Правосторонние корковые разрушения делают невозможным декодирование эмоционального настроения собеседника, нарушают распознавание лицевой экспрессии эмоций.

Правое полушарие лучше, чем левое, справляется с различением ориентации линий, кривизны, многоугольников неправильных очертаний, пространственного расположения зрительных каналов, глубины в стереоскопических изображениях. Однако левое полушарие обнаруживает большие способности в отношении других аспектов зрительно-пространственного восприятия. Оно лучше дифференцирует нарисованные лица, если они различаются только одной чертой. Правое полушарие лучше различает их, когда они отличаются не одной, а многими чертами.

Д. Леви (Levy, 1979) указывает, что при изучении здоровых людей обнаружено преимущество левой половины зрительного поля (т.е. правого полушария) при оценке выражения лица и отмечено более интенсивное выражение эмоций левой половины лица. Занимаясь особенностями межполушарной интеграции функций у людей искусства, исследователь также предположил, что эстетические переживания у «обычных» людей могут зависеть от такого же рода интегративной активности. С этой целью описываются следующие эксперименты. Фотографии «химерных» изображений, составленных из двух вертикальных половин разных лиц (одна половина - улыбающаяся, другая - нет) предъявлялись испытуемым в тестах на оценку выражения лиц. Две «химерные» фотографии составляют зеркально симметричную пару, однако большинству правшей настроение изображенного на них человека кажется различным. «Химерное» лицо с улыбкой на левой (от наблюдателя) половине снимка воспринимается как более радостное, чем его зеркальное отражение с улыбкой справа. Поскольку левая часть пространства привлекает больше внимания, улыбка слева впечатляет сильнее, чем такая же улыбка справа. У левшей, чья полушарная специализация противоположна, создается обратное впечатление. Едва заметные эмоциональные реакции чаще выражаются левой, а не правой половиной лица. Это одно из указаний на то, что правое полушарие мозга больше, чем левое, связано у правшей с эмоциональными переживаниями. С одной стороны есть данные о доминировании левой половины поля зрения (у правшей) в восприятии эмоционального выражения лиц. С другой стороны, правая половина у них, по-видимому, важнее при идентификации партнера: об этом говорят результаты экспериментов, в которых испытуемых предъявляются три фотопортрета (спокойное состояние, взгляд направлен на зрителя): один - нормальное лицо, другой - составленный из двух правых половин, третий - из двух левых половин. Испытуемого просят оценить сходство нормального лица с составными фотопортретами. Если бы такой односторонней тенденции при распознавании лиц не было, ответы в большой группе испытуемых распределились бы приблизительно поровну, однако наблюдается явная асимметрия: на сходство «дважды правых» лиц с «нормальными» указывается чаще. У некоторых левшей отмечена противоположная тенденция. Таким образом, «нормальные» праворукие люди и по крайней мере половина леворуких демонстрируют «двойную» асимметрию в восприятии лица: эмоции выражаются и воспринимаются, как правило, на его левой половине, тогда как идентифицируется индивид основном по правой. При устойчивой фиксации взора на правом, а затем на левом глазе партнера (или лица на телеэкране) большинство людей отмечает существенную разницу в своем восприятии его черт: если смотреть на правый глаз, они становятся более четкими.

Предполагают, что левое полушарие превосходит правое, когда задача состоит в выявлении немногих четких деталей, а правое доминирует при интеграции элементов в сложные конфигурации. Это различие согласуется с клиническими данными.

В этих исследованиях объектом изучения было проявление асимметрии больших полушарий головного мозга у воспринимающего индивидуума. При этом характеристики воспринимаемого оставались вне поля интересов ученых.

Р. Вудвортс (Woodworth, 1938) и Г. Шлоссберг (Schlossberg, 1941) систематизировали результаты проведенных до Экмана экспериментов о распознании выражений лица. Они обратили внимание, что когда испытуемым дается набор разнообразных изображений человеческих лиц, то определение испытуемыми выраженных на этих лицах эмоций, на первый взгляд, кажутся очень разбросанными. Однако они не были беспорядочными и бессистемными. Каждому выражению лица соответствовал определенный набор характеристик. Например, испытуемые про одно и тоже лицо говорили, что это страх, страдание, грусть, даже удивление, но ни один из испытуемых не определил это выражение как счастье, радость, наслаждение или отвращение и презрение. В результате анализа всех описаний была создана классификаций эмоциональных выражений лиц по двум основаниям: 1- приятные/неприятные выражения и 2 - обращенность во внешний мир/неприятие внешнего мира. Хотя этот эксперимент касался эмоций, тем не менее, авторы вышли на базовые факторы классификации эмоциональных выражений лиц. Можно предположить, что это общее положение, более фундаментальный принцип.

Многие исследователи, изучая проблему восприятия человеческих лиц и выражения эмоций на лице, часто используют схематические изображения лица. Чанг (Chang, 2006) провел исследование, в ходе которого решил проверить есть ли существенные отличия в восприятии экспрессии реального лица и его схемы, и можно ли через схематические изображения изучать проявления экспрессии. В первом эксперименте испытуемым предъявлялись простые схематические изображения лиц с тремя типами выражений глаз (счастливые, нейтральные и грустные), которые пересекались с тремя такими же типами выражений губ. Было показано, что при определении эмоции испытуемые руководствуются, прежде всего, выражением губ. Во втором эксперименте исследователь по аналогичной схеме предъявлял более реалистичные изображения и опять выяснил, что при определении эмоции доминирующую роль играют губы. Точно такие же результаты Chang получил и в третьем эксперименте, в ходе которого предъявлял фотографии реальных людей. На основе этих данных был сделан вывод, что информация об эмоциях обрабатывается одинаково при восприятии реальных лиц и при восприятии их схематических изображений. Эти результаты могут свидетельствовать о том, что схематические изображения лиц являются подходящим стимулом для изучения лицевой экспрессии, не искажают результаты. Также можно предположить, что в схеме есть все необходимые качества, чтобы ее считать единицей исследования экспрессии.

Адекватность восприятия лица зачастую нарушается при восприятии лиц с дефектами. Масаме (Masame, et al., 2006) с коллегами провели исследование с целью проверить одинаково или по-разному воспринимается улыбка на нормальном лице и лице с дефектами. Испытуемым предъявлялись лица с деформированным носом и шрамом на верхней губе, также нормальные лица. Предъявляли целое лицо и отдельно его верхние и нижние части. В другом эксперименте предъявляли лица с увеличенным правым глазом и увеличенной правой половиной губ. Исследования показали, что улыбка воспринимается как улыбка и на «нормальном» лице, и на лице с дефектами. Дефекты не искажают коммуникативного смысла улыбки. Данные этого исследования свидетельствуют, что нарушенная структура отдельных элементов не искажает свойств целостной системы - лица при восприятии.

Наряду с другими познавательными процессами, перцептивными и интеллектуальными, выделяются процессы мнемические (от греч. «мнема» - память)...

Основные факторы агрессивного поведения в юношеском возрасте

Основные характеристики уровня притязаний у студентов-медиков

Первые экспериментальные исследования уровня притязаний принадлежат одному из представителей школы К. Левина, Ф. Хоппе. В его экспериментах испытуемым предлагался ряд заданий, расположенных по возрастающей сложности. Таким образом...

Проблемы коммуникативной сферы у дошкольников с нарушениями зрения

Психология межгрупповых отношений

Экспериментальные исследования М. Шерифа. Самые ранние экспериментальные исследования в области межгрупповых взаимодействий, а в частности, межгрупповых конфликтов и межгруппового соперничества были проведены М...

Психология общения

Лицевые экспрессии также могут играть немаловажную роль в межличностном общении. Вера в то, что выражение какого-либо человека может отражать его истинные чувства, является общепринятой...

Психология эмоций

Эмоции играют чрезвычайно важную роль в жизни людей. Так, сегодня никто не отрицает связь эмоций с особенностями жизнедеятельности организма. Хорошо известно, что под влиянием эмоций изменяется деятельность органов кровообращения, дыхания...

Рефлексивные процессы в управлении

В качестве наглядного примера для иллюстрации вышеизложенных теоретических тезисов можно привести задачу, разобранную на практическом занятии. Условие: «Сколько нужно цифр для того, чтобы пронумеровать книгу...

Своеобразие родительских экспектаций в семьях, воспитывающих детей-инвалидов

2.1 Организация и методики исследования родительской экспектации в семьях воспитывающих детей - инвалидов В нашем исследовании принимали участия родители, воспитывающие детей - инвалидов...

Уровень развития эмоционального интеллекта у мужчин и женщин

Монография посвящена исследованиям психологических механизмов восприятия состояний стороннего человека по выражению его лица. Рассматриваются способы проявления эмоций в экспрессиях (мимике) лица и логика "проникновения" наблюдателя во внутренний мир коммуниканта. Опираясь на большой эмпирический материал и собственные экспериментальные данные, автор анализирует природу одного из важнейших аспектов невербального общения, описывает новейшие методы изучения восприятия лица, обсуждает современные подходы и концепции межличностного познания. Обосновываются предпосылки новой области психологического знания и практики - фациопсихологии.
Книга предназначена для специалистов в области общей, социальной и прикладной психологии, культурологов, деятелей искусства, работников сферы массовой коммуникации, образования, менеджмента, служб визуального контроля, а также тех, кто интересуется закономерностями познания и общения людей и современным состоянием экспериментальной психологии.

Характеристики

  • ISBN 978-5-9270-0249-8
  • Для взрослых: 0
  • Особые условия продажи: Наличные, б/н, visa, qiwi, webmoney, я.деньги
  • Производитель: Институт психологии РАН