Федеральный проект современная цифровая образовательная среда. Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в РФ. Что делает государство в edutech-сфере
Приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» был утвержден Правительством Российской Федерации 25 октября 2016 года в рамках реализации государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы.
Представляя проект на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, премьер-министр Дмитрий Медведев подчеркнул, что формирование цифровой образовательной среды - это стратегическая государственная задача.
В настоящее время в нашей стране реализуется ряд инициатив, направленных на создание необходимых условий для развития в России цифровой экономики, что повышает конкурентоспособность страны, качество жизни граждан, обеспечивает экономический рост и национальный суверенитет. В первую очередь это «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» и Программа «Цифровая экономика Российской Федерации».
Для цифровой экономики нужны компетентные кадры. А для их подготовки необходимо должным образом модернизировать систему образования и профессиональной подготовки, привести образовательные программы в соответствие с нуждами цифровой экономики, широко внедрить цифровые инструменты учебной деятельности и целостно включить их в информационную среду, обеспечить возможность обучения граждан по индивидуальному учебному плану в течение всей жизни - в любое время и в любом месте.
Именно на решение части этих проблем и направлен приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Цель проекта: создать к 2018 году условия для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства.
Для достижения этой цели выбран путь широкого внедрения онлайн-обучения, в том числе, массовых открытых онлайн-курсов - обучающих курсов с интерактивным участием и открытым доступом через Интернет.
На этом пути используются современные технологии и лучшие практики онлайн-обучения, научный потенциал ведущих университетов России, опыт работы уже существующих онлайн-платформ и бизнес-проектов. Проектом предусмотрено, что в 2017 году онлайн-обучение пройдут не менее 140 тыс. учащихся, а к концу 2025 года - более 11 миллионов. Уже в 2017 году в результате работы СЦОС у школьников, студентов и преподавателей появится доступ к 450 онлайн-курсам от двадцати лучших российских университетов.
Реализация приоритетного проекта в области образования «Современная цифровая образовательная среда в РФ» предусматривает ряд ключевых направлений, разработка которых идет параллельно:
- принятие правовых и нормативных актов, направленных на развитие онлайн-обучения. В частности, фиксирующих статус онлайн-курсов как равноправных частей образовательных программ;
- создание информационного ресурса , обеспечивающего доступ к онлайн-курсам по принципу «одного окна» и объединяющего целый ряд уже существующих платформ онлайн-обучения благодаря единой системе аутентификации пользователей;
- создание к 2020 году 3,5 тысяч онлайн-курсов по программам среднего, высшего и дополнительного образования с привлечением ведущих разработчиков, как из государственных структур, так и бизнес-сообщества;
- формирование системы экспертной и пользовательской оценки качества содержания онлайн-курсов;
- создание десяти Региональных центров компетенций в области онлайн-обучения;
- подготовка и обучение не менее 10 000 преподавателей и экспертов в области онлайн-обучения;
Летом 2017 года Министерство образования и науки Российской Федерации провело конкурс среди российских вузов на разработку элементов образовательной платформы. В число победителей конкурса вошли ведущие университеты страны: МГУ имени М.В. Ломоносова, НИТУ «МИСиС», университет ИТМО, УрФУ, Томский Государственный университет, Дальневосточный государственный университет и другие.
Успешная реализация приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ» позволит коренным образом изменить подход к обучению граждан страны, подготовить Россию к переходу на новый технологический уклад - к цифровой экономике.
Вопросы о проекте
Что такое приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда»?
Приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда» нацелен на повышение доступности, актуальности и качества образования за счет использования современных технологий онлайн-обучения, а также потенциала ведущих вузов страны, образовательных онлайн-платформ и бизнес-решений.
Каковы сроки реализации приоритетного проекта?
Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» утвержден 25 октября 2016 г. на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Сроки реализации проекта - с 25.10.2016 г. до 01.02.2021 г.
Назовите ключевые элементы приоритетного проекта?
Первым элементом проекта «Современная цифровая образовательная среда» является Ресурс «одного окна» (РОО). После регистрации пользователь получает доступ к онлайн-курсам, содержащимся в реестре Ресурса. Это исключает необходимость регистрироваться на нескольких образовательных онлайн-платформах. Еще одна важная составляющая РОО - цифровое портфолио пользователя.
Вторым направлением реализации СЦОС является оценка качества онлайн-платформ и курсов, доступных через РОО. Она предусматривает как экспертную, так и пользовательскую оценку уровня содержания курсов. Таким образом, будет реализован механизм ранжирования курсов по качеству.
Третьим элементом проекта является создание десяти Региональных центров компетенций в области онлайн-образования. Их задача: подготовка кадров преподавателей и административных сотрудников, распространение опыта внедрения успешных методик и практик онлайн-обучения, отслеживание динамики создания цифровой образовательной среды.
Наконец, четвертое направление проекта - повышение квалификации в области разработки, использования и экспертизы онлайн-курсов, обучающих разработчиков создавать курсы высокого качества, а преподавателей - использовать их в своей работе.
В чем заключаются конкретные задачи реализации проекта и кто их исполняет?
- Разработка и апробация системы оценки качества онлайн-курсов в целях развития академической мобильности обучающихся с использованием онлайн-курсов. Исполнитель - УрФУ им. Б.Н. Ельцина;
- Разработка и внедрение методики и инструментария психометрической аналитики онлайн-курсов. Исполнитель - НИУ ВШЭ;
- Разработка и апробация системы доступа к онлайн-курсам по принципу «одного окна» с использованием единой системы идентификации и авторизации обучающихся и формированием цифровых портфолио. Исполнитель - Университет ИТМО;
- Разработка онлайн-курсов и симуляторов, обеспечивающих формирование компетенций в области создания онлайн-курсов. Исполнитель - МФТИ.
- Разработка онлайн-курсов и симуляторов, обеспечивающих формирование компетенций в области экспертизы онлайн-курсов. Исполнитель - РАНХиГС;
- Разработка онлайн-курсов и симуляторов, обеспечивающих формирование компетенций в области использования онлайн-курсов. Исполнитель - УрФУ им. Б.Н. Ельцина;
- Создание 10 региональных центров компетенций в области онлайн-обучения. Исполнители - ТГУ, ПГТУ (Волгатех), МГУ имени Ломоносова, ЮФУ, ДВФУ, СФУ, ТулГУ, БФУ им. Канта, ТюмГУ, СПбПУ
- Продвижение технологий онлайн-обучения и информационное сопровождение приоритетного государственного проекта. Исполнитель - НИТУ «МИСиС».
Как будет меняться законодательство в области онлайн-образования?
Законодательство будет меняться в интересах учащихся и образовательных организаций с целью повышения качества и доступности образования. В частности:
- разработан новый порядок применения вузами, ссузами и школами электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, в рамках которого предусмотрены определения "онлайн-курс" и т.д., а также минимальные требования к реализации онлайн-курсов;
- вступил в силу нормативный правовой акт Минобрнауки России, обеспечивающий возможность перезачета результатов освоения онлайн-курсов с сокращением срока освоения образовательной программы;
- планируется проведение эксперимента по реализации проекта виртуальной академической мобильности, когда студент одного вуза сможет выбирать, осваивать ли ему конкретную дисциплину в традиционном формате в своем университете или в формате онлайн - в другом. При этом средства на реализацию части программы будет получать тот университет, в пользу которого сделал выбор студент.
Почему возникла необходимость в реализации приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ»?
Современные вызовы, стоящие перед страной и ее гражданами, диктуют неизбежность модернизации образовательной системы в России. Назрела необходимость формирования такой среды, в которой мог бы эффективно реализовываться принцип непрерывного обучения - обучения на протяжении всей жизни. Это стало возможным именно за счет онлайн-технологий, которые стирают любые барьеры. Согласно оценкам экспертов, в ближайшие 10 лет исчезнут многие традиционные профессии. Новые технологии обучения и профессиональной переподготовки облегчат задачу тем, кто окажется лицом к лицу с необходимостью быстрой переквалификации.
Успешная реализация приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» позволит коренным образом изменить подход к обучению граждан страны, подготовить Россию к переходу на новый технологический уклад - к цифровой экономике.
Какова роль приоритетного проекта в трансформации системы образования в России?
В мировой практике массовые открытые онлайн-курсы (MOOCs) уже стали неотъемлемой составляющей системы образования. Россия пока в начале этого пути. Проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» позволит эффективно, в течение нескольких лет сделать онлайн-обучение гармоничной частью сложившейся образовательной системы. При этом будет обеспечен свободный доступ граждан к обучающим онлайн-курсам любого уровня с возможностью зачета их прохождения учебными заведениями и получения сертификатов, подтверждающих успешное завершение учебы. Наконец, реализация приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ» способствует интеграции среднего и высшего образования, преемственности в академической среде, проникновению онлайн-технологий в образование и эффективному их применению через повышение компетенций педагогов.
Планируемые результаты реализации приоритетного проекта?
Уже в 2017 году в результате работы проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» у школьников, студентов и преподавателей появится доступ к 450 онлайн-курсам от двадцати лучших российских университетов, а дистанционное обучение пройдут не менее 140 тыс. учащихся.
Планируемые результаты проекта к 2020 году:
- общее число онлайн-курсов, доступных через ресурс «одного окна», должно превысить 3,5 тысячи;
- более 6 миллионов человек должны пройти онлайн-обучение.
Увеличение количества доступных курсов, повышение эффективности онлайн-обучения, расширение возможностей по прохождению онлайн-курсов в системе формального образования позволит к 2025 году достигнуть увеличения количества обучающихся на онлайн-курсах до 11 млн человек.
Каков бюджет приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда»?
В течение ближайших трех лет на реализацию приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ» из средств федерального бюджета будет выделено порядка 1,3 млрд рублей. Кроме этого, проект предполагает софинансирование из внебюджетных источников в размере 1,9 миллиардов рублей. Деньги распределяются на конкурсной основе среди ведущих университетов страны. Данные средства будут изысканы из внутренних резервов Министерства образования и науки РФ за счет приоритезации расходов.
Не приведет ли проект к сокращению численности преподавательского состава в регионах?
Внедрение онлайн-курсов в образовательный процесс призвано расширить границы традиционного образования, предоставив больше возможностей обучающимся и преподавателям. В первую очередь, проект СЦОС позволит вузам, ссузам и школам усилить приоритетные направления подготовки, перераспределяя нагрузку преподавателей и реализуя часть дисциплин в онлайн-режиме. Это означает, что преподаватели за счет высвобождающегося времени смогут больше взаимодействовать со студентами в рамках практических и лабораторных работ.
С другой стороны, проект создает новый формат конкуренции между университетами и преподавателями по всей России, что может привести к сокращению некоторых категорий преподавателей. В группу риска попадут только те, кто не готов заниматься повышением квалификации в своей предметной области.
Приоритетный проект
г. Москва
ПРОТОКОЛ №1
Проектно-аналитическая сессия
рабочих групп проекта и приглашенных экспертов
Модератор: Тимонин В.С., администратор приоритетного проекта
В работе проектно-аналитической сессии приняли участие 107 членов рабочих групп проекта и приглашенных экспертов.
Члены рабочих групп проекта
№ | Фамилия | Имя | Отчество | Организация |
1 | Архипов | Олег | Дмитриевич | ФГБОУ ВО «Московский государственный технологический университет «СТАНКИН» |
2 | Бабанская | Олеся | Мирославовна | |
3 | Барбашина | Оксана | Владимировна | |
4 | Белага | Виктория | Владимировна | |
5 | Беленко | Владимир | Алексеевич | Белгородский государственный национальный исследовательский университет |
6 | Богданова | Диана | Александровна | Федеральный исследовательский центр |
7 | Ватбольская | Елена | Юрьевна | |
8 | Ганат | Светлана | Александровна | ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» |
9 | Гирин | Максим | Юрьевич | Университет в кармане |
10 | Дмитриевская | Наталия | Алексеевна | ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» |
11 | Ечевская | Ольга | Геннадьевна | |
12 | Захарова | Ульяна | Сергеевна | ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет» |
13 | Зобнина | Маргарита | Ренатовна | Фонда развития интернет-инициатив |
14 | Калмыкова | Светлана | Владимировна | Центр электронных образовательных ресурсов и дистанционных технологий ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет имени Петра Великого» |
15 | Качанов | Олег | Юрьевич | Минкомсвязи России |
16 | Киясов | Нурлан | Муратович | ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» |
17 | Климов | Валентин | Вячеславович | ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» |
18 | Комаров | Михаил | Михайлович | |
19 | Конюхов | Игорь | Юрьевич | ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» |
20 | Кочнев | Павел | Олегович | ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» |
21 | Кудинов | Илья | Викторович | Совет ректоров вузов Республики Башкортостан |
22 | Кулик | Евгения | Юрьевна | ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики» |
23 | Кушнир | Михаил | Эдуардович | НП «Лига образования» |
24 | Лебедев | Сергей | Аркадьевич | ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» |
25 | Линьков | Юрий | Валерьевич | Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации |
26 | Лямин | Андрей | Владимирович | ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики» (НИУ ИТМО) |
27 | Максимов | Александр | Васильевич | Омский государственный университет |
28 | Мальцева | Светлана | Валентиновна | ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики» |
29 | Мамойленко | Сергей | Николаевич | ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики» |
30 | Мещеряков | Виталий | Александрович | Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия |
31 | Можаева | Галина | Васильевна | ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет» |
32 | Молчанов | Александр | Сергеевич | Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации |
33 | Насрутдинов | Марат | Фаритович | |
34 | Носкова | Алла | Анатольевна | Edumarket.Ru, Поступи Онлайн, HeadHunter Образование |
35 | Ольчак | Андрей | Станиславович | ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» |
36 | Панебратцев | Юрий | Анатольевич | ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» |
37 | Пролетарский | Андрей | Викторович | ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана» |
38 | Пустовой | Тарас | Викторович | Центр инновационных образовательных технологий ФГАОУ ВО «Московский физико-технический институт |
39 | Рудых | Екатерина | Сергеевна | АНО «Института развития интернета (ИРИ)» |
40 | Саблина | Светлана | Геннадьевна | ФГАОУ ВО «Новосибирский государственный университет» |
41 | Савицкий | Кирилл | Леонидович | Электронная школа "Знаника" |
42 | Сомов | Яков | Михайлович | Просветительский проект «Лекториум» |
43 | Тимкин | Сергей | Леонидович | НО «Омский региональный электронный университет» |
44 | Тимонин | Владимир | Сергеевич | Минобрнауки РФ |
45 | Третьяков | Василий | Сергеевич | ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» |
46 | Улыбин | Дмитрий | Львович | Минкомсвязи России |
47 | Усанова | Ольга | Юрьевна | Инновационный центр «ANMICO» |
48 | Фещенко | Артем | Викторович | ФГАУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет» |
49 | Филатова | Лина | Михайловна | ФГБОУ ВО Омский ГАУ |
50 | Хасьянов | Айрат | Фаридович | ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» |
51 | Цветков | Игорь | Владимирович | ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» |
52 | Шамец | Сергей | Порфирьевич | Омский государственный технический университет |
53 | Шамшович | Валентина | Федоровна | ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет» |
54 | Швиндт | Антоний | Николаевич | АНО «Института развития интернета» |
55 | Шередин | Роман | Валериевич | Россвязь |
56 | Яшин | Егор | Александрович | Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы |
Какие основные задачи должен решить проект «Современная цифровая образовательная среда в РФ » и в чем заключается суть цифровой образовательной среды? Насколько значимы предстоящие изменения и почему проект выделен как приоритетное направление? Именно эти вопросы мы постараемся затронуть в рамках данной статьи.
Глобальные изменения в системе российского образования продолжаются. В частности, указы Президента РФ, которые он подписал в мае 2018 года, коснулись преобразования системы в области цифровых технологий. Несмотря на то, что российское образование на протяжении многих лет сохраняет конкурентоспособность на мировом рынке, руководство страны решило усложнить задачу внедрением проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ». Внедрение и систематизация данного приоритетного проекта должны заработать на полную мощь уже в 2024 году. Поэтому Министерству Просвещения и Министерство науки и высшего образования необходимо работать максимально оперативно и слаженно.
Актуальность внедрения цифровой образовательной среды Статистические данные говорят о том, что из-за глобальной механизации и автоматизации в 20 столетии исчезло около 600 профессий. В 21 веке ситуация не изменилась - цифровые технологии, которые сегодня внедряются практически во все сферы жизнедеятельности человека, продолжает стремительно отправлять в историю целые группы профессий и ремесел. А те профессии, которые не исчезли, претерпели/претерпевают значительные изменения. Естественно, что цифровые технологии влияют не только на уровень развития экономики государства и его обороноспособности, но и, в конечном счете, на глобальные политические процессы. Поэтому государству и обществу нужны специалисты, способные управлять сложнейшим оборудованием, приборами и роботами, чтобы сохранять конкурентоспособность на мировом уровне. "Воспитать" таких специалистов, способных «шагать в ногу» с постоянно совершенствующимися современными технологиями, можно только при одном условии: если их обучение с помощью цифровых технологий начнется едва ли не с пеленок, и будет продолжаться на протяжении всей жизни. Современные подростки и сами уже активно используют цифровые технологии для актуализации полученных знаний и применения их на практике. Но самостоятельное овладение знаниями, к сожалению, не дает возможности получить сертификат и предъявить его работодателю. Да и проверить качество этих знаний без организованной цифровой системы, чтобы выдать соответствующий диплом, тоже сложно (даже если человек усердно занимался самообразованием и его знания могут найти достойное применение). Еще одна проблема образовательной системы - отсутствие тесной взаимосвязи между профильными ВУЗами/профобразовательными учреждениями и будущими работодателями и научными центрами. Цифровая система способна привести к единому знаменателю все заинтересованные стороны передовой образовательной среды. В свою очередь, такая координация гарантированно обеспечит экономический рост и развитие государства. Значит, интерес к формированию современной цифровой образовательной среды продиктован временем и государственной необходимостью.
Всем нужны МООКи Онлайн-курсы и видео-лекции, появившиеся в 90-х годах прошлого века, не обеспечивали обратной связи с преподавателем, а, следовательно - не давали возможности контролировать и оценивать знания. Такая возможность появилась менее десяти лет назад. Интерактивная связь преподавателей и студентов гарантирует качество обучения и обеспечивает образовательные организации нормативно-правовой базой для его сертификации. Необходимость в сочетании всех перечисленных факторов привела к идее создания МООК - «Массового открытого онлайн-курса». Созданная система МООК позволяет решить наиболее значимые задачи:
Массовость обучения; Доступность; Получение сертификата или диплома любого учебного заведения, в любой точке мира без необходимости личного присутствия, без отрыва от работы, основного места учебы, временного переезда и т. д.
Кроме того, система МООК дает возможность решить вопрос с замещением преподавателей, который возник вследствие недостатка кадров, и желания студентов обучаться в самых престижных ВУЗах страны, без необходимости переезда в другой город.
Кстати, до недавнего времени онлайн-платформы массово использовались для обучения только в США. Однако в 2012 году проекты, аналогичные системам Udemy, Coursera и Udacity, массово распространились по всему миру. В большей степени такая форма образования использовалась коммерческими учебными заведениями.
Отметим, что цифровая образовательная среда, за которой с легкой руки аналитиков отраслевого портала Inside Higher Ed закрепилось название «эпоха EdTech-оптимизма», произвела настоящий переворот в консервативной системе обучения. Сегодня она является необходимым элементом образования, обеспечивающим должный уровень в современном развитом государстве. Поэтому цифровое обучение указом Президента РФ стало приоритетной задачей и для государственных учреждений, в первую очередь. Интерес государства к новой форме образования - абсолютная гарантия его поддержки и успеха.
Современная цифровая образовательная система в России Несмотря на то, что первенство в создании цифровой образовательной среды принадлежит Соединенным Штатам Америки, Россия в этой сфере лишь незначительно отстает, и входит в пятерку лидеров. В 2015 году была создана Национальная платформа открытого образования - НПОО, которая функционирует на базе лучших ВУЗов России:
На площадках этих ВУЗов сегодня работает более 300 курсов онлайн-обучения самых разных отраслевых направлений. «Виртуальная академическая мобильность» до сих пор имела один существенный недостаток - отсутствие правовой базы, которую можно организовать и обеспечить при поддержке государства. Проект «Современная цифровая образовательная среда» решает эту проблему практически полностью.
Паспорт для приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда» был разработан в октябре 2016 года Президиумом Совета при Президенте РФ. Сейчас для развития созданного ресурса привлекаются заинтересованные инвесторы. Важным вопросом остается повсеместное внедрение цифрового образования и полный переход к современной модели обучения.
«Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (паспорт проекта на сайте Минобрнауки) является приоритетным проектом в рамках государственной программы «Развитие образования» на 2013–2020 годы. НИУ ВШЭ реализует одну из задач проекта: разработку и внедрение методики и инструментария психометрической аналитики онлайн-курсов.
Автоматизированный сервис психометрической аналитики разработан специалистами Дирекции по онлайн-обучению ВШЭ и интегрирован в качестве подсистемы портала online.edu.ru (информационный ресурс «одного окна»), который обеспечивает доступ к сотням российских онлайн-курсов. Функционал сервиса доступен всем пользователям – разработчикам онлайн-курсов, зарегистрированным на портале. Анализ данных онлайн-курсов при помощи сервиса позволяет улучшать содержание онлайн-курсов, оптимизировать контент под различные группы студентов, осуществлять оценивание более объективно и, как результат, повышать эффективность обучения.
При прохождении онлайн-курса его слушатели оставляют так называемый «цифровой след»: статистику по просмотрам видеоматериалов, по выполнению тестовых заданий (время прохождения, количество попыток, соотношения правильных/неправильных ответов), по оценке работ других студентов (peer review). Этот массив данных, который хранится на платформе онлайн-курсов, анализируется сервисом в автоматическом режиме.
Сервис анализирует онлайн-курс по четырем основным направлениям: трудности контента, изменению подготовленности студентов, взаимодействию студентов с контентом, анализу оценочных средств. Аналитический отчет, который получает разработчик курса, включает в себя рекомендации по повышению качества онлайн-курса. Отчёты и рекомендации позволяют оптимизировать трудность и доступность содержания курса для слушателей, увеличить вовлечённость студентов, привести в соответствие уровни сложности курса и подготовленности учащихся, а также улучшить оценочные средства онлайн-курса (тестовые задания и задания на взаимное оценивание).
На этапе разработки сервиса в 2017 году было проанализировано и доработано 270 онлайн-курсов. Более 100 авторов, разработчиков и методистов прошли обучение в НИУ ВШЭ по работе с аналитикой, а для будущих пользователей сервиса разработан и опубликован в открытом доступе , содержащий методические материалы и рекомендации по модернизации онлайн-курсов. Улучшенные курсы стартовали в рамках осенней сессии 2018 г.
После внесения корректив онлайн-курс вновь проходит автоматическую психометрическую экспертизу и получает соответствующий «знак качества» – отметку в паспорте курса на ресурсе «одного окна». Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в РФ» уделяет большое внимание оценке качества онлайн-курсов, размещенных на ресурсе «одного окна», их всесторонней экспертизе и повышению эффективности обучения. Многосторонняя экспертиза служит повышению конкуренции между платформами и разработчиками, стимулирует авторов к улучшению качества онлайн-курсов, обеспечивает доступ к достоверной информации об онлайн-курсах образовательным организациям и студентам при реализации виртуальной академической мобильности, формирует доверие со стороны пользователей и образовательных организаций к онлайн-обучению в целом.
НИУ ВШЭ выиграл конкурс на разработку проекта «Разработка и внедрение методики и инструментария психометрической аналитики онлайн-курсов» приоритетного проекта «СЦОС» в 2017 году.
Сервис запущен в эксплуатацию на портале online.edu.ru в сентябре 2018 года.
Для получения консультации по разработке конвертера для данных психометрической аналитики направьте вашу заявку на адрес: [email protected] с пометкой «Конвертер для сервиса психометрики»