Как дифференцируются образовательные программы в первом и втором отделениях школы V вида. Виды коррекционных школ Программа специальных образовательных учреждений 5 вида по

Если родители сами поняли или врачи и другие специалисты установили, что ребенок имеет особенности в развитии, нужно как можно раньше найти подходящее учебное заведение. И чем раньше вы найдете то, которое подходит именно вашему ребенку с его индивидуальными особенностями, тем выше шансы его реабилитации, социальной адаптации, психологической коррекции и преодоления трудностей, связанных со здоровьем.

Материалы по теме:

Детский сад плюс начальная школа

Существуют так называемыеначальные школы-детские сады компенсирующего вида, где малыши, имеющие особенности в развитии, сначала просто находятся в саду и социально адаптируются в обществе других малышей, а потом пребывание в садике плавно переходит к обучению в начальной школе. Потом, в зависимости о того, как ребенок справляется с программой, он поступает в 1-й или сразу во 2-й класс коррекционной школы.

Особенности в развитии слишком разные

Особенностей в развитии так много и они такие непохожие, что «особые дети» подчас не вписываются в «трафарет» того или иного диагноза. И главная проблема их обучения состоит как раз в том, что все ребятишки абсолютно разные и непохожие, и каждый - со своими странностями и проблемами здоровья. И все же специалисты установили основные проблемы в развитии или диагнозы, которые обозначаются такими аббревиатурами:

ДЦП - детский церебральный паралич;

ЗПР - задержка психического развития;

ЗРР - задержка речевого развития;

ММД - минимальная мозговая дисфункция;

ОДА - опорно-двигательный аппарат;

ОНР - общее недоразвитие речи;

РДА - ранний детский аутизм;

СДВГ - синдром дефицита внимания с гиперактивностью;

ОВЗ - ограниченные возможности здоровья.

Как видите, из всего вышеперечисленного здесь разве что ДЦП, ММД и проблемы с опорно-двигательным аппаратом являются конкретными медицинскими диагнозами. В остальном же названия детских особенностей, странностей и проблем весьма и весьма условны. Что значит «общее недоразвитие речи»? И чем оно отличается от «задержки речевого развития»? И это «задержка» относительно чего - относительно какого возраста и уровня интеллекта? Что касается «раннего детского аутизма», то этот диагноз ставят настолько непохожим в поведенческих проявлениях детям, что, похоже, наши отечественные специалисты сами не сходятся во взглядах на аутизм, поскольку еще недостаточно хорошо изучили это заболевание. А уж «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» сегодня ставят едва ли не каждому второму непоседливому ребенку! Поэтому, прежде чем согласиться с тем, что вашему чаду припишут тот или иной диагноз, покажите его не одному, а как минимум десятку специалистов и добейтесь от них внятных аргументов и четких медицинских показаний, по которым ребенку будет присвоен диагноз. Такой диагноз как слепота или глухота очевиден. А вот когда шаловливому ребенку, доставляющему воспитателям и учителям больше хлопот, чем остальные дети, спешат присвоить «диагноз», лишь бы избавиться от него, переведя в детский сад или школу для «детей с особенностями», то тут за свое чадо можно и побороться. Ведь приклеенный с детства ярлык может основательно подпортить ребенку жизнь.

Специальные (коррекционные) школы I , II , III , IV , V , VI , VII и VIII видов. Каких детей в них обучают?

В специальных (коррекционных) общеобразовательных школах I вида обучаются дети-инвалиды по слуху, слабослышащие и глухие. В школах II вида учатся глухонемые дети. Школы III-IV вида предназначены для слепых и слабовидящих детей. Школы V вида принимают в свои стены учеников с нарушениями речи, в частности заикающихся детей. Школы VI вида созданы для детей, имеющих проблемы в физическом и психическом развитии. Порой такие школы функционируют при неврологических и психиатрических больницах. Основной их контингент - дети с разными формами детского церебрального паралича (ДЦП), спинномозговыми и черепно-мозговыми травмами. Школы VII вида для детей с СДВГ и ЗПР. Школы VII вида занимаются коррекция дислексии у детей. Алексия - это отсутствие речи и полная неспособность к усвоению речи, а дислексия - это частичное специфическое расстройство овладения чтением, обусловленное нарушением высших психических функций. И, наконец, в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида обучают умственно отсталых детей, главная цель этих учебных учреждений - научить детей читать, считать и писать и ориентироваться в социально-бытовых условиях. При школах VIII вида имеются столярные, слесарные, швейные или переплетные мастерские, где ученики в стенах школы получают профессию, позволяющую заработать на хлеб. Путь к высшему образованию для них закрыт, по окончании школы они получаю лишь справку о том, что прослушали программу десятилетки.

Коррекционная школа: стремиться в нее или ее избегать?

Этот сложный вопрос решать вам. Как мы знаем, и ДЦП имеет столь разные и непохожие формы - от глубокой умственной отсталости, при которой врачи выносят вердикт: «необучаем» - до совершенно сохранного интеллекта. У ребенка с ДЦП может страдать опорно-двигательная система и при этом быть совершенно светлой и умной голова!

Учитывая все индивидуальные особенности ребенка, прежде чем выбрать ему школу, сто раз посоветуйтесь с врачами, дефектологами, логопедами, психиатрами и родителями особых детей, у которых больше опыта в силу того, что их дети старше.

Скажем, обязательно ли ребенку с сильным заиканием находиться в среде таких же как он? Пойдет ли ему такое окружение на пользу? Не лучше ли пойти по пути инклюзивного образования, когда дети с диагнозами погружаются в среду здоровых сверстников? Ведь в одном случае коррекционная школа может помочь, а в другом… навредить. Ведь каждый случай настолько индивидуален! Вспомните первые кадры фильма Тарковского «Зеркало». «Я могу говорить!» - произносит подросток после сеанса гипноза, навсегда освобождаясь от угнетавшего его долгие годы сильного заикания. Гениальный режиссер таким образом показывает нам: в жизни случаются чудеса. И тот, на ком педагоги и медики ставили крест, порой может удивить мир незаурядным талантом или как минимум стать социально адаптированным членом общества. Никаким не особым, а обычным человеком.

Посетите школу лично!

Судить о способностях вашего ребенка будут прежде всего врачи. Они-то и направят его на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Посоветуйтесь с членами комиссии, какая школа вашего округа лучше других подойдет вашему ребенку, позволит раскрыться его способностям, скорректировать его проблемы и недостатки. Обратитесь в окружной ресурсный центр по развитию инклюзивного образования: может, там помогут советом? Для начала обзвоните по телефону имеющиеся в вашем округе школы. Пообщайтесь на форумах с родителями детей, которые уже учатся. Довольны ли они образованием и отношением учителей? А лучше, конечно, лично познакомиться с директором школы, учителями и обязательно - с будущими одноклассниками! Вы должны знать, в каком окружении будет находиться ваш ребенок. Можно зайти на сайты школ, но там вы получите лишь минимум формальных сведений: в интернете можно изобразить красивую картинку, но будет ли она соответствовать действительности? Истинное представление о школе даст только ее посещение. Переступив порог здания, вы сразу поймете, есть ли здесь чистота, порядок, дисциплина, а главное - трепетное отношение педагогов к особым детям. Все это вы почувствуете прямо при входе!

Надомное обучение - как вариант

Некоторым детям врачи предлагают надомное обучение. Но этот вариант годится опять же не для всех. Некоторые психологи вообще категорически против надомного обучения, потому что для детей с особенностями в развитии нет ничего ужаснее изоляции от общества. А надомное обучение - это и есть изоляция от сверстников. Тогда как общение с ними может благотворно сказаться на умственном и эмоциональном развитии ребенка. Даже в обычных школах педагоги говорят о великой силе коллектива!

Обратите внимание на то, что школ, например, VIII вида в каждом округе существует несколько, и даже есть выбор, а вот школы для слепых или глухих детей есть не в каждом округе. Что ж, придется далеко ездить, возить или… снимать квартиру там, где есть нужная вашему ребенку школа. Многие иногородние приезжают в Москву исключительно ради обучения и реабилитации своих особых детей, потому что в провинции коррекционное образование по большому счету попросту отсутствует. Так вот приезжим безразлично, в каком округе снимать жилье, поэтому сначала они находят подходящую для ребенка школу, а потом уже снимают квартиру поблизости. Может быть также поступить и вам в интересах собственного ребенка?

Согласно Конституции РФ все равны

Знайте, что согласно Конституции РФ и закону об образовании каждый имеет право на обучение, независимо от диагноза. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (статьи 7 и 43 Конституции РФ). Положения Конституции РФ разъясняются в Федеральном законе от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании», в соответствии с п.3 ст.2 которого одним из принципов государственной политики в области образования является общедоступность образования , а также адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся .

Итак, для зачисления ребенка в первый класс Вы должны представить в общеобразовательное учреждение заявление о приеме, свидетельство о рождении, медицинскую карту по форме 0-26/У-2000, утвержденную приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.07.2000 № 241, справку о регистрации ребенка (форма № 9). У родителей есть право не сообщать диагноз ребенка при приеме его в образовательное учреждение (ст. 8 Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 03.07.2016) "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017), а администрация школы не имеет права получать эту информацию ни от кого, кроме родителя (законного представителя) ребенка.

И если вы считаете, что права вашего ребенка ущемляют, приписывая ему ложный диагноз (ведь неугодных во все времена упрятывали в психиатрические клиники), смело вступайте в борьбу! Закон на вашей стороне. Помните, кроме вас защитить права вашего ребенка некому.

Разделы: Логопедия

Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение создает специфически человеческие способы социального контакта между людьми, благодаря которым развиваются высшее формы познавательной деятельности коллективного труда. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению действительности, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий.

Отклонение в развитии речи не могут не сказаться на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими и нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения и письма, а вследствие этого и других школьных навыков и знаний. Как реакция на дефект изменяются черты характера – появляется замкнутость, неуверенность в себе, негативизм, которые усугубляют влияние неполноценной речи на формирование психики ребенка. Преодоление и предупреждение речевых нарушений способствуют гармоническому развитию творческих сил личности.

Для детей, имеющих тяжелые нарушения речи, создаются специальные (коррекционные) классы V вида, поскольку принципы и структура обучения детей с ТНР должны быть совершенно иными. Для того, чтобы обучение детей в данных классах было наиболее эффективным требуется программа логопедического сопровождения учащихся.

Предлагаемая программа составлена в соответствии с государственными стандартами обучения чтению и русскому языку в начальной школе, структурой речевого дефекта и отражает современные подходы к коррекции нарушений речи с позиций принципа природосообразности образовательного процесса.

Целью данной программы является предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной речи. Для реализации поставленной цели, определены следующие задачи работы:

  1. Своевременная диагностика аномалий речевого развития у учащихся;
  2. Коррекция нарушений устной и письменной речи, направленная на преодоление трудностей в овладении школьной программой;
  3. Предупреждение и профилактика речевых нарушений.

Программа предназначена для учащихся 1–4 специальных (коррекционных) классов V вида и рассчитана на 4 года обучения.

Программа опирается на теоретические положения и принципы о тесном взаимодействии развития речи и мышления, на представление о семантике, как ведущем уровне речевой деятельности, на принцип учета возрастной динамики функциональной асимметрии полушарий головного мозга и принцип формирования метаязыковой деятельности на основе практического уровня овладения языком.

Программа определяет содержание, основные пути развития речи и направлена на создание условий для получения ими качественного образования и коррекции нарушений речи.

Программа представляет собой определённую систему содержания, форм, методов и приёмов логопедического воздействия и включает в себя 3 этапа коррекционно-развивающего обучения, на каждом из которых определены цель, задачи и содержание коррекционно-логопедической и коррекционно-воспитательной работы и сроки работы.

I этап коррекционно-развивающего обучения осуществляется с 15 сентября по 15 мая первого года обучения. Целью данного этапа является восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. Для реализации цели первого этапа поставлены задачи коррекционной работы:

  1. Коррекция звукопроизношения;
  2. Развитие фонематического слуха;
  3. Развитие звукового анализа и синтеза;
  4. Развитие слоговой структуры слова.

Содержание коррекционно-логопедической работы на I этапе предполагает формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукового состава слова. Содержание коррекционно-воспитательной работы заключается в формировании навыков учебной деятельности, развитии наблюдательности к языковым явлениям, развитии слухового внимания, памяти, самоконтроля, способности к переключению.

К концу первого этапа у детей должны быть сформированы:

  • Направленность внимания на звуковую сторону речи;
  • Восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
  • Уточнены первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова;
  • Поставлены и отдифференцированы все звуки;
  • Уточнен и активизирован имеющийся у детей словарный запас и уточнены конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
  • Введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слово, гласные, согласные, твердые – мягкие согласные, звонкие – глухие согласные, предложение и т.д.

II этап коррекционно-развивающего обучения осуществляется с второго года обучения по ноябрь третьего года обучения. Целью данного этапа является восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка, а также поставлены задачи коррекционной работы:

  1. Обогащение словарного запаса путём введения новых слов и словообразования;
  2. Работа над словосочетанием и предложением.

Содержание коррекционно-логопедической работы на II этапе предполагает уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования; уточнение значений используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций. Содержание коррекционно-воспитательной работы на II этапе это формирование навыков организации учебной работы; организация навыков самоконтроля.

По истечении II этапа коррекционно-развивающего обучения учащиеся должны в практическом плане научиться:

  • Ориентироваться в морфологическом составе слова, т.е. уметь определять, посредством каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и изменяются их значения;
  • Активно пользоваться различными способами словообразования;
  • Правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь между формой и значением);
  • Передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развернутом высказывании.

III этап коррекционно-развивающего обучения продолжается с ноября третьего года обучения по май четвертого года обучения. Целью III этапа является развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания: программирование смысловой структуры высказывания; установление связности и последовательности высказывания; отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки). Задачами III этапа являются:

1. Формирование практических представлений о тексте. Развитие умений и навыков узнавать существенные признаки связного высказывания осуществляется в процессе сравнения текста и набора слов; текста и набора предложений, текста и его искаженных различных вариантов (пропуск начала, середины, конца текста; добавление в текст слов и предложений не по теме; отсутствие слов и предложений, раскрывающих основную тему текста).

2. Развитие умений и навыков анализировать текст: определять тему рассказа (текста), определять основную мысль текста, определять последовательность и связность предложений в тексте; устанавливать смысловую зависимость между предложениями; составлять план связного высказывания.

3. Развитие умений и навыков построения самостоятельного связного высказывания: определять замысел высказывания; определять последовательность развертывания высказывания (план); определять связность предложений и смысловую зависимость между ними; отбирать языковые средства, адекватные замыслу высказывания; составлять план связного высказывания.

К концу III этапа дети должны уметь:

  • Определять тему высказывания;
  • Отделять главное от второстепенного;
  • Строить собственные сообщения в логической последовательности;
  • Делить текст по смыслу на отдельные части;
  • Выделять смысловые опорные пункты;
  • Составлять план пересказа, изложения.

Для практической направленности предусмотрены следующие виды деятельности работы:

  • анализ и оценка функционального состояния артикуляционного аппарата;
  • составление алгоритма по работе со смешиваемыми звуками (оппозиционными) и буквами (сходными графически), по работе с текстом, по подготовки к списыванию и письму под диктовку;
  • работа в логопедических тетрадях;
  • организация и проведение занятий в игровой форме.

Ведущей технологией является технология коррекционно-развивающего обучения, цель которой научить детей использовать полученные знания в самостоятельной речи и в письменных работах.

Прогнозируемые результаты реализации программы:

  1. ученик, с положительной мотивацией к изучению русского языка;
  2. ученик, умеющий самостоятельно писать слуховые, зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.

В связи с необходимостью разработки новых образовательных стандартов для коррекционных школ, в том числе и для школ V вида, актуальной является проблема определения специфики изучения различных разделов блока лингвистических дисциплин детьми с тяжелыми нарушениями речи.

В настоящее время учащиеся с тяжелыми нарушениями речи в 5-10 классах обучаются по программе массовой школы. При этом требования программы, естественно, не учитывают особенностей аномального развития учащихся. Однако наблюдения учителей показывают, что дети с тяжелыми нарушениями речи испытывают значительные трудности в обучении на протяжении всего школьного курса. Это требует создания специальных коррекционно-ориентированных методических материалов для обучения данного контингента школьников.

Необходимо учитывать следующие особенности распределения материала и содержания работы по развитию связной письменной речи в 5-10 классах.

  1. Важным компонентом работы является привлечение заданий, направленных на преобразование текста (структурное, лексико-грамматическое). Это позволяет школьникам осознать композиционно-смысловое единство текста, использовать вариативные средства для выражения одной и той же мысли.
  2. Изучение различных типов речи начинается с повествования, поскольку в таких текстах развертывание сообщения соответствует фактическому ходу событий, тексты-повествования достаточно просты по структурному оформлению.
  3. Обучение рассуждению проводится в устном плане и тесно увязывается с изучением программного материала по русскому языку, литературе, предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов. Это позволяет реализовать коммуникативный прин цип обучения, в соответствии с которым первоочередной является задача развития устной речи, а с другой стороны, установить межпредметные связи.
  4. Коммуникативный принцип реализуется также путем включения письменной речи в те виды деятельности учащихся, которые могут быть впоследствии социально востребованы (составление деловых бумаг. писем и т.п.)
  5. Особое внимание в работе уделяется содержанию, структуре, языковому оформлению текстов. В связи с этим большое место отводится анализу готовых текстов, изложениям, составлению собственных текстов на основе созданной модели, по аналогии с анализируемым текстом.
  6. Исследования и школьная практика показывают, что сочинение в том виде, в котором оно существует в массовой школе, недоступно большинству учащимся с тяжелыми нарушениями речи. Данный вид работы мы обозначили как составление текста с использованием различного рода содержательных и смысловых вербальных и невербальных опор, которые в совокупности представляют собой модель анализируемого или создаваемого высказывания.
  7. Формирование основных лексических понятий переносится с уроков русского языка на уроки развития речи и увязывается с работой по обогащению словарного запаса учащихся.

В специальную (коррекционную) школу V вида зачисляются дети с общим недоразвитием речи II и III уровня с такими тяжелыми формами речевой патологии как: дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, дислексия, дисграфия, заикание. Наполняемость классов 12 человек.

Коррекционное учреждение V вида имеет в своем составе два отделения.

В 1 отделение принимаются дети, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой степени, страдающие алалией, дизартрией, заиканием, ринолалией, афазией), Учащиеся 1 отделения обучаются по специальной программе. Программой предусматривается коррекция различных проявлений речевого дефекта и обусловленных ими недостатков в психическом развитии. За 10 лет обучения дети осваивают программу в объеме 9 классов массовой школы.

Во 2 отделение зачисляются дети с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи.

Учащиеся 2 отделения обучаются по программе массовой школы и осваивают ее в те же нормативные сроки.

Учащиеся речевой школы получают цензовый государственный документ о неполном среднем образовании. Если к концу школьного обучения удается преодолеть полностью речевой дефект, то выпускник может продолжить свое образование. При успешной коррекции речевых нарушений на любом этапе обучения на основании заключения ПМПК ребенок может быть переведен в общеобразовательную школу.

На первой ступени – начального образования – все уроки ведут учителя-логопеды (исключение составляют уроки музыки, ритмики, физкультуры); помимо этого они осуществляют коррекционную работу по устранению речевых нарушений.

В программу начального звена 1 отделения вводятся специальные уроки: по формированию произношения, развитию речи, обучению грамоте, срок освоения программы составляет 4–5 лет.

На второй ступени дети за шесть лет получают основное общее образование. Учителя, осуществляющие преподавание общеобразовательных дисциплин, должны пройти курсы повышения квалификации или переподготовку. Коррекционно-логопедическую работу осуществляет учитель русского языка и литературы, который должен иметь обязательную квалификацию «учитель-логопед».

Комплексный подход осуществляется только в условиях школы-интерната: с каждым классом работают учитель-логопед и 2 воспитателя. С детьми работают психологи специального образования.

Необходимую медицинскую помощь оказывают психиатр, невролог, педиатр. В условиях школы ребенок принимает физиотерапевтические назначения, также вводится ставка специалиста по ЛФК.

Информация о ообразовании:

Метод использования компьютерных технологий в обучении учащихся
Применение информационно-коммуникационных технологий позволяют значительно повысить эффективность процесса обучения иностранному языку. Использование мультимедийных программ при обучении лексике особенно актуально. Мультимедиа позволяет одновременно проводить операции с неподвижными изображениями, ...

Психолого-физиологические особенности младших школьников
Процесс физиологической адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов или периодов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степени напряжения функциональных систем организма. То, как проходит этот процесс, какие изменения в организме ребенка имеются при...

Исторические особенности и этапы развития общественного дошкольного воспитания в Крыму
Особенностью развития украинской истории дошкольного воспитания и, соответственно, становления теории и практики дошкольного воспитания в Крыму является то, что проблема формировалась не в сфере специфического национального ареала, а через опыт и ценности традиций других культур, а именно дошкольно...