Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Ь. Разделительный мягкий знак (ь) — Гипермаркет знаний Роль и значение мягкого знака в русском языке

Наталья Филимонова
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Ь»

Цель: познакомить детей с буквой Ь и ее назначением. Совершенствовать звуко – слоговой анализ слов. Упражнять в печатанье слов под диктовку. Продолжать учить образовывать притяжательные прилагательные, совершенствовать связную речь.

Материал к занятию: картинка «Саванна», картинки анимации буквы Ь, на что похожа буква Ь, магнитные буквы, тетради, сигналы для звукового анализа слов.

1. Орг. момент: Игра «От кого приглашение?» У ребят индивидуальные карточки с изображением животного и детеныша. (меня пригласила слониха со слоненком, меня жирафа с жирафенком….)

2. Мелкая моторика: «Слон, крокодил» (по Цвынтарному)

3. Собрались животные жарких стран написать письмо диким животным, чтобы узнать, как им живется в лесу. Долго они спорили, кому именно написать? Зайцу - он трусливый, лиса – хитрая, волк – злой, медведь и еж зимой спят, белка – хлопотунья, она всегда занята. Решили написать мудрому оленю. Животные знали буквы, но не все.

Взяли они знакомые буквы и написали слово ОЛЕН (логопед выкладывает на магнитной доске). Слон сказал: «Не правильно. В слове олень звук Н – мягкий, а у нас твердый. Задумались звери и решили обратиться за помощью к буквам.

Я умею обозначать мягкость согласных, - сказала буква И, пристраиваясь в конце слова. Стали звери читать - ОЛЕНИ.

Опять не правильно,- возмутилась мартышка,- это же когда много оленей!

Лучше стану я, - сказала буква Я. Стали читать - ОЛЕНЯ. Пробовала помочь буква Е, получилось ОЛЕНЕ. Расстроились звери, и тут к ним вышла незнакомая буква, которая ничего не умела говорить, а только смягчала согласные. Звали букву мягкий знак. Позвали звери букву Ь к себе. Мягкий знак с радостью согласился помочь и быстро стал в конце слова. ОЛЕНЬ - громко прочел слон. – Получилось!- запрыгала от радости мартышка. И все звери пошли сочинять письмо мудрому оленю.

4. Давайте и мы ближе познакомимся с этой буквой. Рассматривание анимационных картинок с изображением Ь. Из скольки элементов состоит буква. Сконструируйте ее.

5. На что похожа буква Ь?

Нарисуем мягкий знак

Нежно, капелькой вот так:

Букву капелька смягчит –

Слово мягко прозвучит.

Белка хвостик изогнула

У пенечка отдохнула.

Распушила хвост, да так –

Стал похож на мягкий знак.

Мягкий знак, мягкий знак,

Ковш, половник и черпак.

6. Печатанье буквы и слов (олень, день, тень, пыль) в тетрадях.

7. Физминутка: «У жирафа пятна» модель Т. Боровик.

8. Звуко – слоговой анализ слова олень

9. Написали звери письмо оленю и решили вложить фотографию. Всем хотелось быть на первом плане. Звери все время пересаживались, менялись местами. Попугай фотограф не знал что делать. Наконец, снял зверей и вот что получилось,- логопед выставляет картинку. Что вы видите? (жирафью шею, обезьяний хвост ….)

10. Итог. Заучивание четверостишья.

Мягкий знак, мягкий знак.

Не звучит совсем никак,

Но есть правило простое,

Мы легко его усвоим –

Если знак к согласной встанет,

Буква сразу мягкой станет.

«Ь» Буква Р перевернулась –Мягким знаком обернулась.

Мягкий знак, мягкий знак –

Здравствуйте, мои дорогие читатели!

В рубрике учим буквы , продолжаем знакомиться с буквами, и это даже не буквы, а знаки «Ь» и «Ъ» (мягкий знак и твердый знак). И знаки эти можно встретить в середине и в конце слов, но слов начинающихся на эти знаки вы не встретите. Рассмотрите с ребенком буквы, подумайте, на что они похожи, найдите отличие в них. Подберите слова с мягким знаком и с твердым произнесите их вместе с ребенком, пусть оп почувствует разницу в произношении.

Я думаю, вам поможет практический материал , подобранный мною: художественное слово , дети любят веселые стишки и быстро их запоминают, игры – это любимое занятие малышей, ну, конечно же отгадывание кроссвордов , детям то же нравится.

Знаки «Ь» и «Ъ»

Веселые стихи

«Ь» Белка хвостик изогнула,У пенечка отдохнула.

Распушила хвост, да так –

Стал похож на мягкий знак!

Е. Тарлапан

Мягкий знак – хитрый знак.

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь

Без пожара, просто так?

Это буква мягкий знак.

Все короче наша тень,

Это значит – скоро день.

Тень растет, уходит прочь,

Это значит – скоро ночь.

Вьюга хлещет так и сяк,

Бьет в лицо крупой сыпучей,

Очень жесткой и колючей,

Несмотря на мягкий знак.

«Ъ» Подъехал к стройке кран подъемный.Подъемный кран – силач огромный.

Волк ужасно разъярен –

Съесть ежа не может он.

Еж, хотя он и съедобен,

Для съеденья неудобен:

Съежась, выставил иголки –

Объегорил злого волка.

Обойди хоть всю планету,

С твердым знаком зверя нету.

Может, где-то на Венере

С твердым знаком рыщут звери?

Знак твердый разделительный,

Он – строгий, рассудительный,

А ходит в черном фраке

И кепке набекрень,

Противник всякой драки,

Молчит и ночь, и день.

Какой-то странный

Твердый знак…

Его я не пойму никак.

«Ь» Мягкий знак живет беспечно,Он без кепки ходит вечно.

А упрямый твердый знак

Кепку носит – только так.

Нарисуем мягкий знак

Нежно капелькой вот так:

Букву капелька смягчит –

Слово мягко прозвучит.

А. Шибаев

Я волшебник. Захочу –

Появлюсь и превращу

Мел, которым пишут в школе,

В мель, опасную на море.

Кто волшебник – отгадай,

Это буква – мягкий знак.

Эту букву каждый знает:

Звука не обозначает,

Может только показать,

«Ъ» Зачерпнем воды ковшом,Суп съедим, чайку попьем.

Г. Виеру

Всем известно без подсказки:

Твердый знак как ключ от сказки.

Никогда его у нас

Не отнимет Карабас.

В. Степанов

Опершись на длинный хвост,

В цирке кобра встала в рост:

– Ш-ш-ш-ш…

Я вам не угрожаю, –

Твердый знак изображаю.

Е. Тарлапан

– Как мы пишем твердый знак?

– Твердый знак мы пишем так:

Колесо и спичка, позади косичка.

Молчаливый твердый знак

Не произносится никак!

Но нужен многим он словам,

Его учить придется вам.

Хотите – не хотите,

Стоит он в алфавите!

А. Потапова

Пословицы и поговорки

Хочется рыбку съесть,

Да не хочется в воду лезть.

Игры

И г ра «Кто внимательный?».

1. По последним звукам слов стол, окно, гусь – составьте новое слово.

О т в е т: лось.

2. Что общего в словах: белье, пальто, обезьяна, ружье, пыль ?

3. Что общего в названиях этих предметов: подъезд, объявление, подъемный (кран), съедобный, съесть ?

Игра «Кто больше?».

1. Придумайте слова, в которых один звук обозначается двумя буквами. (Соль, день, конь, тень.)

Игра «Лесенка».

1. Мягкий знак «Ь». 2. Твердый знак «Ъ».

– – – ь – ъ – – –

– – – – ь – – ъ – – –

– – – – – ь – – – ъ – – –

Возможный вариант ответа. Возможный вариант ответа:

лось, олень, лошадь. съезд, объезд, подъезд.

Игра «Занимательные модели».

Составьте слова по следующим моделям:

1. – – – ь (Конь, лось, мель.)

2. – – – ь – – (Пальто, письмо, коньки.)

3. – ъ – – – (Съезд, въезд, съели.)

4. – – – ъ – – – (Подъезд, разъезд.)

Игра «Слово рассыпалось».

Соберите рассыпавшиеся слова:

1. Ювьаг (вьюга ), льем (мель ).

2. Лъес (съел ), зиъня (изъян ).

Игра «Закончи слово».

1. Бук… (-варь ), тет… (-радь ), сло… (-варь ), ян… (-варь ), фев…
(-раль ), мед… (-ведь ),

2. Объ… (-езд, -ект, -ем, -единение, -явление, -яснение ), подъ… (-езд,
-ем
), разъ… (-езд, -емный, -яренный, -яснить ).

Игра «Превращение слов».

1. Какую букву в слове кость надо заменить, чтобы получить название желанного в доме человека? (Гость. )

2. Какую букву нужно добавить, чтобы угол превратился в уголь ?
(Мягкий знак.)

3. Будем мы всегда, где надо,

Мягкий знак вставлять в слова,

Чтобы хорь не стал бы хором ,

Колья Колей никогда.

Вставьте мягкий знак, чтобы образовались новые слова: Коля (колья ), пенки (пеньки ), ел (ель ), семя (семья ), хор (хорь ), мол (моль ).

4. Какую букву нужно добавить к слову сел , чтобы получилось слово, обозначающее завершение принятия пищи? (Твердый знак – съел. )

5. Какую букву нужно добавить, а какую отнять от слова семь , чтобы получилось слово съем ? (Твердый знак добавить, мягкий знак отнять .)

Игра «Доскажи словечко».

В яме спит зимою длинной,Но чуть солнце станет греть,В путь за медом и малиной

Отправляется… (медведь).

Уж очень вид у них чудной:

У папы локоны волной,

А мама ходит стриженой.

За что она обижена?

Недаром часто злится

На всех мамаша… (львица).

Обогнать друг друга рады.

Ты смотри, дружок, не падай!

Хороши тогда, легки

Быстроходные… (коньки).

Огромная кошка мелькнет за

стволами,

Глаза золотые и уши с кистями.

Но это не кошка, смотри берегись,

Идет на охоту коварная… (рысь).

Красный кот дерево грызет,

Дерево грызет, весело живет.

А воды попьет, зашипит, умрет.

Ты его рукой не тронь –

Этот красный кот… (огонь).

Игра «Грамматическая арифметика».

1. Шина – а + ель = ? (Шинель. )

2. Каракуль – куль + мель = ? (Карамель.)

3. Сода – да + боль = ? (Соболь.)

Игра «Всегда маленькие».

Ответьте на вопрос, заданный в стихотворении

О т в е т: «Ы», «Ь», «Ъ».

кроссворды

1. Одинаковые слоги в словах с «Ъ» и «Ь».

О т в е т: слог -езд ; слоги -ёт или -ют .

2. Слова с «Ь».

1. Небольшое помещение для купания. 2. Способ передвижения.

3. Яркое освещение горизонта неба. 4. Рисунок на кости, дереве.

5. Доля, участь, случай.

О т в е т: банька, ходьба, зорька, резьба, судьба

3. Допишите буквы.

О т в е т: ноль, соль, роль, моль, боль, толь, пыль, быль .

4. Слова с «Ь» и «Ъ».

1. Крупные боковые ветки дерева. 2. Вьющееся растение.

3. Основное оружие охотника. 4. Какой-либо предмет.

5. Человекообразное животное. 6. Собрание.

О т в е т: сучья, вьюнок, ружье, объект, обезьяна, съезд.

Загадки

Ковш, половник и черпак.

Поурочный план урока «Русская грамота».

Дата:

Класс:

Тема: Буква Ь (мягкий знак).

Цели :

    Познакомить с буквой Ь (мягкий знак). Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме;

    Совершенствовать технику чтения учащихся;

    Развивать словарный запас учащихся;

    Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

Тип урока : урок изучения нового материала.

Вид урока : комбинированный.

Метод обучения : эвристическая беседа.

Методы преподавания : информационно-сообщающий, стимулирующий, инструктивный.

Методы учения : репродуктивный, частично-поисковый.

Методы воспитания : выразительное изложение, беседа, творческие задания, создание проблемных ситуаций, игра.

Оборудование :

    Учебник «Букварь».

    Учебник «Спутник Букваря»

    Учебник «Букварёнок»

    рисунок с изображением мягкого знака, буквосочетания с мягким знаком;

    индивидуальные зеркальца;

    Толковый словарь;

    рисунки с изображением оленя, лося, лани;

Ход урока

1. Организационный момент.

Улыбнитесь.

Пожелайте друг другу хорошего настроения, уверенности при встрече с новой буквой, чтении и письме слов и текстов с этой буквой.

2. Актуализация знаний.

Повторение пройденных букв.

3. Знакомство с новой буквой.

3.1 Работа с Букварём, с 74

Сегодня мы познакомимся с очень интересной буквой.

Живет в любимой Азбуке известный фокусник. Как его зовут?

Мягкий шаг,

Это буква … мягкий знак (показ Ь )

Хотите знать, почему он себя называет фокусником?

а) Чтение буквосочетаний – согласных с Ь в столбиках

Откройте Букварь на странице 74.

Прочитайте самостоятельно, про себя, буквосочетания согласных букв с Ь в столбиках.

б) Наблюдение за произношением

Чтение этих буквосочетаний (хором, по цепочке)

Что заметили?

Вывод: Ь не обозначает звука, это особая буква, она обозначает мягкость согласных звуков на письме.

Мягкий знак - настоящий фокусник. Почему? Давайте прочитаем пары слов.

в) Чтение 1-го столбика самостоятельно

Прочтите 1-ый столбик самостоятельно

Какие фокусы и превращения вы заметили?

(Заменили твердый согласный на конце слова на мягкий.)

Изменился ли смысл и звучание слов?

г) Беседа о лексическом значении слов каждой пары:

Мол - Моль Угол - Уголь

Был - Быль Пыл - Пыль

Кон - Конь

Угол – геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки – вершины.

Уголь – в искусстве материал для рисования, изготовленный из подвергнутых обжигу тонких древесных веток или обструганных палочек.

3.2 Работа в прописи:

а) Письмо буквы Ь (мягкий знак)

Давайте научимся писать нашего фокусника в прописи (с.7)

б) Сравнение написания буквы Ь с буквой Ы , общие элементы и размеры

На что похожа буква Ь ?

в) Показ письма буквы на доске

Я рисую мягкий знак нежной капелькой вот так …

г) Письмо буквы, учимся

Задание: обведите букву Ь в прописи; соблюдая наклон, записать Ь 5 раз (проверить, как держат ручки, осанку)

д) Физкультминутка для пальчиков

е) Работа над соединениями с буквами:

Как соединяется Ь с буквами?

(Внизу или петлей – поворотом в середине буквы).

Расхвастался мягкий знак, что он самый волшебный и красивый у детей в прописях. Кто же поставит на место этого хвастунишку-фокусника? (Предположения детей).

Некоторые жители нашей Азбуки стали смеяться: “Мы и без тебя умеем показывать фокусы. Смотри, был ЛУК , стал ЛЮК , был МАЛ , стал МЯЛ ”. Так гласные поставили Хвастунишку на место.

Кто поставил Хвастунишку на место? Вспомним, какие гласные обозначают мягкость согласных на письме (Я, Е, Ю, Е, И ).

3.3. Работа в Букваре:

а) Чтение 2-го столбика

Самостоятельно прочитайте слова. Что заметили?

Назовите согласные звуки, которые звучат мягко в словах:

ГУСЬ ЛЕНЬ ОЛЕНЬ ЛАНЬ ЛОСЬ

б) Звукобуквенный анализ слова “ ЛОСЬ

Сколько слогов в слове ЛОСЬ ?

Сколько букв?

Сколько звуков?

Почему звуков меньше, чем букв?

(Буква Ь не обозначает звука, поэтому в слове букв больше, чем звуков).

Объясните значение слова ЛАНЬ?

(Животное из семейства оленей).

3.4. Работа по Спутнику Букваря, с.62-63.

4. Итог урока.

С какой буквой познакомились?

Для чего нужен мягкий знак?

5. Рефлексия.

Дерево настроения.

Урок 63. БУКВА Ь (ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ)

03.05.2013 9613 0

Урок 63. буква Ь
(ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ)

Цели : познакомить учащихся с буквой ь , обозначающей мягкость согласных; развивать речь, память, логическое мышление.

Оборудование : учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.

Ход урока

I. Мобилизующая часть урока.

II. Формирование новых знаний, умений и навыков.

Постановка целей и задач урока.

1. Дети рассматривают предметные картинки с изображением двух гусей и одного гуся. Под картинками начерчены схемы к этим словам.

гуси гусь

Выясняется, что согласный звук в слоге си мягкий . Мягкость обозначена буквой и .

Устанавливается, что слово гусь состоит из трех звуков (из слияния и мягкого согласного, образующих один слог).

Дети внимательно рассматривают схемы к словам.

Учитель показывает букву ь , называет ее и объясняет, что эта буква сама никакого звука не обозначает, а нужна для того, чтобы обозначить мягкость согласного звука.

2. На доске – предметные картинки с изображением леса и лося .

Вопрос учителя:

– Как мы узнаем, что последний звук в этом слове твердый согласный? (После буквы С никаких других букв нет .)

– Как произносится последние звуки в слове лось? (Мягко. )

– Как узнали, что последний звук в слове лось при чтении этого слова надо произносить мягко? (После буквы с особая буква – ь , знак мягкости согласного. )

Чтение слов в столбиках, с. 135.

Образование слов единственного и множественного числа.

Физкультминутка

3. На что похожа буква ь ?

Буква Р перевернулась –

Мягким знаком обернулась

В. Степанов

Мягкий знак – хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь,

Без пожара, просто так?

Это сделал мягкий знак.

– Подумайте, на что похожа буква ь ?

Чтение текста на с. 135.

Вопрос ы:

– О ком говорится в рассказе?

– Чем питается лось?

– Что насыпали мальчики лосю?

– Как можно назвать рассказ? («Лось», «Что едят лоси?», «Помогли лесным великанам».)

Дети повторно читают рассказ, подчеркивая слова, в которых встречается ь . Определяют, мягкость каких звуков обозначена с помощью ь ?

Игра «Кто больше?».

Придумать слова, в которых один звук обозначается двумя буквами. (Соль, день, пень, конь, печь, дочь, голубь, лебедь .)

Физкультминутка

4. Работа по картинке, с. 134–135.

– Назовите слова, в которых есть буква ь .

Составление предложений.

Чтение пословиц, с. 134.

Учитель выясняет, как ученики поняли их смысл.

5. Разгадывание ребуса.

(Угол + ьки = угольки.)

III. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Что особенно запомнилось?

– Какие были трудности?

Алёнкина Ольга Арнольдовна, г. Волжский, Волгоградская область

Буква Ь

    Назовите букву, обведите письменные и печатные буквы

ь

    Фонетическая зарядка

Какую нужно добавить букву, чтобы угол превратился в уголь?

(Мягкий знак – ь)

    На что похожа буква Ь ? Прочитайте стихи, раскрасьте рисунки

Нарисуем мягкий знак

Нежно капелькой

Вот так:

Букву капелька смягчит –

Слово мягко прозвучит.

Мягкий знак живёт беспечно.

Он без кепки ходит вечно.

Белка хвостик изогнула,

У пенёчка отдохнула.

Распустила хвост, да так –

Стал похож

на мягкий Знак!

    Найдите букву Ь и обведите в кружок

    Т Ь Б Ю О М Ь А Ч Ж Ь Р Ш Ь Ж Х Ъ Т Ь

    Ь Ю Ж Ь А Н Г Р Ы Ь О Л Д Я Ч Ь Й У Э Ь

    А Ь О Л А Ь Ъ Ю Ч Т Ъ В Ь Ы Ь Ц Ш Р Ь Ч

    Напечатайте букву Ь

ь ь

ь ь

Ь Ь

    Зачеркните «четвертый лишний»

    7 Ь 2

Вёз корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

    Нарисуйте по образцу Ь

м

о

л

о

д

е

ж

ь

р

а

д

о

с

.

.

в

ь

ю

.

.

м

ы

.

.

с

в

и

н

.

.

д

о

ж

.

.

    Угадайте, что здесь написано. Допишите буквы. Устно составьте предложения с этими словами

    Напечатайте и пропишите букву:

Ь

Список литературы

    Алёнкина, О.А. Классные часы по профориентации школьников: учеб.-метод. пособие / О.А.Алёнкина; под ред. Т.В. Черниковой; – М.: Планета, 2013. – 234 с. – (Воспитательная работа).

    Волина В.В., Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336 с.

    Делу время, потехе час: Стихи, рассказы, пословицы, песни, приметы/Рис. Л. Кузнецова. – Переизд. – М.: Дет. лит., 1988. – 32с.: ил.

    Занимательное азбуковедение: Кн. Для учителя / Сост.В.В. Волина. – М.: Просвещение. 1991. – 368 с.

    Игры в логопедической работе с детьми. – М., 1987

    Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки . Популярное пособие для родителей и педагогов/Сост. Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. Худ. Г. Соколов, В. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 224 с., ил. – (Сер.: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).

    Сборник загадок: пособие для учителя / Сост. М.Т. Карпенко. – М.: Просвещение, 1988.

    Маршак, С.Я. Веселая азбука. –– М., 1986

    Электронный носитель Viki . rdf . ru

Иллюстрации Абуткиной Н.Ю., Алёнкиной О.А., Алёнкиной О.М