Легенды мифы о кораблекрушения титаника. Интересные факты о "Титанике", которые вы могли не знать (13 фото). Исидор Штраус, совладелец крупнейшей американской сети универмагов «Macy"s», умер на борту Титаника

10 апреля 1912 легендарный корабль отправился в свой первый и последний рейс. Британским трансатлантическим пароходом управлял Эдвард Джон Смит - один из самых опытных капитанов с 25-летним стажем. На "Титанике" было все, что душе угодно, даже одноименная газета, в которой публиковались сводки из жизни пассажиров. Однако у этого гигантского судна не было будущего: в ночь с 14 на 15 апреля оно потерпело крушение.

Гибель "Титаника" произошла за 57 часов до солнечного затмения

Согласно астрономическим наблюдениям, в такие затмения часто происходят катаклизмы. Кроме того, ученые заявляют, что полная луна могла вызвать необычайно сильные приливы, мешающие увидеть айсберг.

Спасательной операции могла помешать оптическая иллюзия

Еще одна версия того, почему айсберг остался не замеченным и того, что корабли не сразу пришли на помощь - оптическая иллюзия. Ученые считают, что в ту ночь можно было наблюдать необычный изгиб света - мираж. Подобное явление описали командиры нескольких судов, что находились в районе катастрофы.

Несколько таких кораблей как "Титаник" можно построить на деньги от кассовых сборов одноименного фильма

Если строить лайнер такого класса в наши дни то, на это потребуется порядка 400 млн долларов, тогда как фильм Джеймса Кэмерона "Титаник" в 1997 году заработал почти 2 млрд долларов.

Меню последнего ланча на "Титанике" продано за 88 тыс долларов

Катастрофа была предсказана в книге Моргана Эндрю Робертсона: "Тщетность, или крушение Титана"

Книга американского писателя-фантаста, напечатанная в 1898 году, описала катастрофу 1912 года: "Самый большой корабль из когда-либо построенных, попадает в айсберг в апреле и тонет". Согласно сюжету, из-за нехватки спасательных шлюпок, больше половины пассажиров судна гибнут в Северной Атлантике.

Спустя 100 лет после крушения суперлайнер "Балморал" повторил маршрут "Титаника"

В мемориальный круиз отправилось 1309 пассажиров - столько же, сколько было на "Титанике" (без учёта членов экипажа). На корабле была воссоздана атмосфера начала ХХ века. К месту трагедии отправились и родственники погибших пассажиров "Титаника".

Две из девяти собак, что находились на борту затонувшего лайнера, спаслись

Это собаки пород померанский шпиц и пекинес.

В течение 15-20 лет "Титаник" съедят бактерии

Еще в 1991 году ученые обнаружили, что корабль населяют 24 вида беспозвоночных животных, 12 из которых питаются металлическими и деревянными конструкциями. Но особый вред лайнеру наносят не они, а бактерия, которая впервые была обнаружена на "Титанике" и названа в его честь: Halomonas titanicae. Это особо агрессивный вид бактерий, получающий энергию из процесса окисления железа. По словам ученых, она буквально "вгрызается" в металл. Специалисты пришли к выводу, что в течение 15-20 лет от затонувшего лайнера не останется и следа.

Последняя из выживших пассажирок "Титаника" умерла в 2009 году в возрасте 97 лет

На момент кораблекрушения ей было всего 2,5 месяца.





Титаник.. Как много в этом слове интересного и таинственного. Несмотря на то, что его история сама по себе полна невероятных и даже мистических фактов, самое большое внимание к этому кораблю-легенде привлёк одноименный фильм режиссёра Джеймса Кэмерона. И это неудивительно, особенно если учесть, что даже спустя 20 лет фильм по-прежнему является вторым самым кассовым фильмом всех времён.

Тем не менее есть ещё очень много невероятно интересных фактов о корабле, которых вы не узнаете из фильма. 15 увлекательных фактов о трагически известном Титанике мы приготовили для вас далее.

«Крушение Титана»

В 1898 году (14 лет до крушения Титаника) Морган Робертсон написал повесть под названием «Тщетность», которая была переиздана в 1912 году под названием «Тщетность, или крушение Титана». В повести шла речь о вымышленном океанском лайнере, который затонул из-за столкновения с айсбергом. В книге корабль также описывается как "непотопляемый" и на нём также не хватало спасательных шлюпок для всех пассажиров.

Сходства довольно странные, если не сказать жуткие.

Было очень много знаменитых людей, которые должны были быть на Титанике, но отказались в последний момент

У Милтона Херши, основателя «Hershey"s», одной из самых крупных компаний, производящих шоколад, был билет, но он не сел на корабль.

Гульельмо Маркони, изобретатель телеграфа, предложили бесплатный билет на «Титаник», но вместо этого он сел на корабль Лузитания, который также затонул, хотя и не во время путешествия Маркони.

Джон П. Морган, основатель JP Morgan, собирался отправиться в круиз на Титанике, но в последний момент отказался, чтобы остаться на курорте во Франции.

Альфред Гвинн Вандербилт был одним из самых богатых людей в Америке, который также планировал отплыть на Титанике, но почему-то решил не делать этого. К сожалению, Вандербильт погиб три года спустя в во время крушения Лузитании.

Американский писатель Теодор Драйзер также планировал сесть на Титаник, но его отговорил английский издатель, который посоветовал ему сесть на более дешевый корабль.

Исидор Штраус, совладелец крупнейшей американской сети универмагов «Macy"s», умер на борту Титаника

Он и его жена Ида возвращались из Европы, где они проводили зиму, как вдруг корабль врезался в айсберг.

Ида отказалась покидать Исидора, чтобы спастись на спасательной шлюпке. Она отдала горничной свою шубу, заявив, что ей она больше не понадобится. Она сказала: "Я не оставлю своего мужа. Мы жили вместе, и мы умрем вместе тоже".

В последний раз их видели на палубе, они стояли вместе держась за руки.

В фильме эта пара олицетворяет Иду и Исидора Штраус

Тело Исидора было восстановлено, доставлено в Новую Шотландию и, в конце концов, помещено в мавзолей на кладбище Вудлоун.

Тело Иды так и не было найдено. Вместо тела её семья набрала воду с места кораблекрушения в урну, и поставила её в тот же мавзолей.

Роберт Баллард обнаружил обломки Титаника в 1985 году, но искал он совсем не его

Баллард был нанят правительством США для сверхсекретной миссии с использованием подводного робота, которого он изобрел, чтобы найти две атомные подводные лодки, затонувших в 60-х годах.

Флот заключил с ним сделку - найдёшь подводные лодки, и мы профинансируем экспедицию по поиску Титаника. И это именно то, что произошло.

Он нашел подводные лодки за отведённые ему по контракту 12 дней, а затем обнаружил Титаник.

Открытие Балларда подтвердило, рассказы выживших о том, как затонул Титаник

Выжившие говорили, что во время крушения корабль разломился на две части, но многие им не верили. Представьте как были удивлены учёные, когда рассказы выживших подтвердились.

На Титанике были молодые мальчики, служившие в качестве членов экипажа

Их называли "Колокольчики", и некоторым из них не было и 14 лет.

К сожалению, никому из "Колокольчиков" не удалось выжить.

Самым молодым пассажиром, выжившим после крушения Титаника была Элизабет Глэдис Миллвина Дин

Ей было всего 2 месяца, когда она вместе со своей семьёй поднялись на борт Титаника. После того, как корабль врезался в айсберг, отец посадил Элизабет, ее мать и брата в спасательную шлюпку №10, пообещав уплыть на одной из следующих шлюпок. Им повезло занять место, потому что они были одни из первых пассажиров 3-го класса, которые подоспели к шлюпкам. Её отец Бертрам Фрэнк Дин погиб в катастрофе.

После смерти Элизабет в возрасте 97 лет в 2009 году, ее кремировали, а пепел развеяли в доках Саутгемптона, из которых когда-то отплыл Титаник.

У дозорных матросов на марсовой площадке не было биноклей

Незадолго до отплытия Титаника судоходная компания «White Star Line» перевела матроса Дэвида Блэра на другой корабль. Да, это важно.

Потому что спешно собираясь, он случайно прихватил ключ от шкафчика, где как считается хранились бинокли.

Настоящее фото айсберга, потопившего Титаник

Откуда фото? Его сфотографировали с другого корабля, после крушения Титаника.

После столкновения Титаник оставил на айсберге след красной краски.

Вы должны обязательно узнать кто такой Чарльз Джоуин

Он служил пекарем на корабле и пережил крушение действительно невероятным образом.

После столкновения Титаника с айсбергом Чарльз Джоуин стал выбрасывать стулья за борт, чтобы потом использовать их в качестве плавательного средства. Также он выпил большое количество алкоголя из запасов корабля.

Описывая момент, когда Титаник стал уходить под воду, Чарльз сказал: "Я словно опускался на лифте". Затем он провел несколько часов в холодной воде и был спасен, чтобы рассказать свою историю.

Чарльз Джоуин даже появился в одной из удалённых сцен фильма

Хоть конкретно эта сцена была вырезана, тем не менее «Чарльза» можно заметить, когда Джек и Роуз поднимаются наверх.

Масабуми Хосоно был еще одним выжившим пассажиром Титаника

Он был японским государственным служащим и единственным японским пассажиром на корабле, но примечателен он ни этим.

Дело в том, что после спасения он был заклеймён прессой, правительством и общественностью как трус за то, что ему не хватило храбрости уйти на дно вместе с кораблём.

Подлинная скрипка, на которой играли на борту Титаника

Считается, что скрипка на которой играл Уоллесом Хартли была утеряна, но в 2006 году её нашла женщина на чердаке.

После семи лет исследований учёные пришли к выводу, что это именно та скрипка, на которой Уоллесом Хартли играл «Ближе, Господь, к Тебе» во время затопления Титаника.

Вы же помните, что группа музыкантов играла на палубе музыку, когда Титаник шёл ко дну? Кстати о песне..

Музыканты с Титаника играли вовсе не ту музыку, которую вы могли слышать в фильме. На самом деле они играли это

Существует несколько вариантов исполнения «Ближе, Господь, к Тебе», каждый из которых играется по-своему.

Однако семья Уоллеса Хартли настаивает, что он играл именно этот вариант, так как он был методистским хормейстером, который исполнял эту версию в церкви.

Первый фильм о Титанике был показан спустя всего 29 дней после его крушения

Фильм назывался «Saved from the Titanic», а главную женскую роль в нём исполнила Дороти Гибсон, которая была реальным человеком, выжившим после крушения Титаником.

На Титанике было четыре дымовых трубы, но только три из них функционировали

Первые 3 трубы с конца корабля действительно были соединены с печами, но последняя - нет.

Четвёртая труба использовалась просто как вентиляционное отверстие, и как способ добавить некую симметрию общему виду корабля.

Арти Мур услышал о бедствии Титаника почти за 5000 км от его крушения

Арти Мур был радиооператором из Уэльса, который смог поймать сигналы бедствия с Титаника благодаря своему домашнему радиооборудованию. Он рассказал об этом местным жителям, но ему никто не поверил.

Через два дня новость о крушении Титаника достигла Уэльса.

Как только Гульельмо Маркони (изобретатель телеграфа) узнал о действиях Мура, то сразу предложил ему работу.

Вы можете сами посетить обломки Титаника

Всё, что вам нужно сделать, это просто купить билет в лондонской туристической компании Blue Marble Private и отправиться в 10-дневную экспедицию.

И это удовольствие обойдётся вам в $ 105129 с человека.

10 апреля 1912 года из Саутгемптона в Нью-Йорк - в свой первый и последний рейс - вышел «Титаник», британский трансатлантический пароход, на тот момент - самое большое судно в мире. На борту было 1317 пассажиров и 908 членов экипажа. 14 апреля в 23.40 пароход столкнулся с айсбергом. 15 апреля в 2.20, разломившись на две части, «Титаник» затонул, унеся жизни 1496 человек. 712 спасшихся подобрал пароход «Карпатия»…

С той поры прошло более 100 лет, но одна из крупнейших катастроф века до сих пор волнует человечество, успев обрасти множеством слухов, легенд, мифов и теорий.
15 апреля 1972 г.

Радист американского линкора Ллойд Детмер принял сигнал SOS с призывом прийти на помощь тонущему… «Титанику»! Радист решил, что свихнулся. На всякий случай запросил берег. Ответ с берега был на удивление спокойным и странным: на сигнал SOS не реагировать, следовать прежним курсом. Уже в порту команде линкора разъяснили, что давно утонувший «Титаник», естественно, не мог посылать призывы о помощи. И вообще никакого сигнала SOS не было. Либо радисту почудилось, либо кто-то хамски пошутил.

Однако Детмеру показалось подозрительным, что разъяснения давали представители спецслужб, а не военное начальство. И он начал расследование - сначала просто из любопытства, а потом увлекся и… попал в психушку. Но перед этим успел все же накопать много интересного. Детмер разыскал в военных архивах донесения коллег-радистов о том, что и они получали странные радиограммы - якобы с «Титаника». Переписал даты: 1924, 1930, 1936, 1942 года. И элементарно подсчитал, что призраки в радиоэфире появлялись примерно раз в шесть лет. В 1978 году Детмер уже специально ждал сигнала. И уверял, что получил его. О том, что было в 1984 и 1990 годах, ничего не известно. Радист-исследователь находился на излечении в клинике неврозов города Балтимор. Но в апреле 1996 года в канадской газете «Сан» появилась заметка об очередном сигнале SOS с «Титаника», полученном канадским судном «Квебек»…

24 сентября 1990 г.
Экипаж норвежского рыболовного траулера «Фоссхаген» (капитан Карл Йорген Хас) обнаружил в Северной Атлантике, в 275 милях юго-западнее Исландии, айсберг, на котором находилась молодая женщина, одетая в платье по моде начала века. Ее доставили на судно, и она заявила изумленной команде, что ее зовут Винни Коутс, что она… пассажирка «Титаника» и чудом спаслась в ночь кораблекрушения. «Она была очень взволнована и время от времени впадала в истерику, - рапортовал капитан Хас. - Она считает, что после катастрофы прошли всего сутки, что сейчас 15 апреля 1912 года».

Винни Коутс выглядела очень похудевшей, изможденной, но не постаревшей. Она утверждала, что вступила на борт «Титаника» в Англии, в Саутгемптоне, откуда лайнер отправился в роковое плавание.

«В сумочке, которую она крепко держала в руках, мы обнаружили билет на «Титаник».
Проверка документов в морских архивах Англии подтвердила: действительно, в списках пассажиров «Титаника» значилось имя 29-летней Винни Коутс. А после катастрофы она была в списке тех, чье тело не было найдено.

В порту Осло таинственную пассажирку встретили врачи и поместили ее в клинику для обследования.
Почти 10 лет психиатр Джи Холланд и еще 27 специалистов вели наблюдения над этой пациенткой. Ее много раз выслушивали психиатры, ученые, психологи; ее повествование многократно записывали на пленку, и никаких отступлений от первоначального варианта, который она сообщила капитану Хасу, не было. «То, что она говорит, лежит за пределами человеческого понимания. Несмотря на мой многолетний профессиональный опыт, я не могу классифицировать ее состояние как психическое заболевание и не могу дать логическое объяснение ее поведению. Все это вне логики и вне медицины. Я бы никогда не поверил тому, что говорю сейчас сам: у нас всех создается впечатление, что эта женщина действительно пребывала в анабиозе или находилась в каком-то вневременном состоянии в течение 78 лет, пока ее не сняли с айсберга», - приводила слова Холланда израильская газета «Панорама».

9 августа 1991 г.
Норвежское научно-исследовательское судно «Ларсон Нэйпер» в Северной Атлантике, в 365 километрах юго-западнее Исландии подобрало спасательную шлюпку, в которой находился крепкий пожилой мужчина с седой бородой, одетый в форму компании «Уайт Стар Лайнз» - компании, которой принадлежал утонувший «Титаник». Он утверждал, что он… капитан «Титаника» Эдвард Джон Смит.
Решили, что он просто псих, а шлюпку с надписью «Титаник» и форму мог приобрести у антикваров или на «блошином» рынке. Спасенного отправили в Сэтерскую психиатрическую клинику в Осло. Однако поговаривали, что личность капитана Смита была… идентифицирована при помощи отпечатков пальцев, содержащихся в его морских документах!
Там он постарел буквально в течение нескольких недель и умер. По некоторым данным, точно так же завершила жизнь и Винни Коутс. Впрочем, по другим - она исчезла в «застенках» ЦРУ. По третьим - спокойно дожила до преклонного - в физическом, а не «паспортном» смысле - возраста…

14 декабря 1992 г.
Норвежские рыбаки ловили сельдь в северной Атлантике. Неожиданно на сейнере стал барахлить судовой двигатель, и судно легло в дрейф, чтобы устранить неполадку. И вдруг перед глазами моряков из океанской пучины, как им показалось, всплыл огромный корабль. По его палубам в панике металось множество пассажиров. Люди кричали, плакали и умоляли о помощи. Некоторые бросались за борт в ледяные волны. Норвежские рыбаки застыли в ужасе, многие крестились: это был известный всем морякам «Титаник»! Прошло всего несколько минут, и он вновь ушел под воду.

Из-за сломавшегося двигателя норвежцы не могли подойти к месту катастрофы, чтобы спасти людей в ледяной воде. Они лишь дали радиограмму об этом невероятном событии. Ее приняли в штабе американских ВМС в Северной Атлантике. В указанный район срочно направился военный корабль, к счастью, оказавшийся недалеко от места второй гибели знаменитого лайнера. Ему удалось поднять из воды 13 человек, на которых были спасательные жилеты с надписью «Титаник». И вот что поразительно: все они были живы!

В дальнейшем вся информация, связанная с этим случаем, была засекречена. Но со временем утечка все же произошла. Эксперт по морским катастрофам Филлин Старнес рассказал журналистам: «Возможно, в данном случае имело место перемещение лайнера и людей во времени и переход их в другое пространственно-временное измерение. Разбором и анализом происшедшего занимается специальная группа исследователей. Могу только подтвердить, что 14 декабря 1992 года «Титаник» возник на поверхности, а на его борту были живые люди».

Ф. Старнесу, по его словам, удалось побеседовать с одним из американских офицеров, принимавших участие в спасательной операции. Тот рассказал, что спасенным было от 21 до 62 лет, у всех у них наблюдалась потеря памяти. Их личные документы имели даты не позднее 1912 года. Спасенные на вид соответствовали возрасту, указанному в их документах, как будто с тех пор и не прошло восьмидесяти лет.

1994 г.
В водах северной Атлантики команда норвежского рыболовного судна выловила 10-месячную девочку, замерзшую, но живую. Малышка плавала привязанной к спасательному кругу с надписью «Титаник». Причем обнаружена она была именно в том месте, где в 1912 году погиб знаменитый корабль. Позднее ученые, занявшиеся этим делом, действительно обнаружили в списке пассажиров «Титаника» упоминание о 10-месячном ребенке женского пола. Грудной ребенок, естественно, был не в состоянии рассказать о себе. А когда девочка подросла, то, естественно, не помнила себя в таком юном возрасте.

Темные пятна
- В 1991 году был составлен каталог предметов, поднятых с «Титаника» французской экспедицией. Среди прочего был кейс с 10000 долларов, которые эксперты признали подлинными. Вот только дата их выпуска была… 1996 год!

Также среди находок было ружье, из которого капитан Смит стрелял в воздух, чтобы успокоить паникеров. Экспертиза показала, что оно было выпущено… в 1928 году.
- Корабли «Олимпик» и «Карпатия» получили сигнал бедствия с «Титаника» в 23.17. «Карпатия» прибыла на место катастрофы в 4.38, то есть шла около 6-ти часов. Но «Титаник» столкнулся с айсбергом в 23.40 и… не мог просить о помощи 23 минутами раньше! Он начал отправлять сигналы бедствия в 00.15, когда и был услышан на корабле «Цинциннати», находившемся в 900 километрах от места катастрофы.

Белые пятна
- Оставшиеся в живых по-разному описывали последние минуты «Титаника». Некоторые утверждали, что судно разломилось на две части, другие отрицали это. Полковник Грейси в книге, изданной в 1912 году, категорически отвергал точку зрения другого очевидца трагедии, 17-летнего Джека Тайера, утверждавшего, что корпус судна сломался пополам. Грейси предполагал, что Тайер принял падение трубы за разлом судна. Но после того, как в 1985 году «Титаник» обнаружили, то убедились: он был разломлен на две части - Джек Тайер был прав.

Точное местонахождение остатков «Титаника» выяснилось лишь в сентябре 1985-го - стараниями международной исследовательской группы под руководством Жана-Луи Мишеля (Институт морских ресурсов, Франция) и Роберта Бэлларда (Океанографический институт Вудс-Хоул, США). То, что осталось от лайнера, лежит примерно в 800 км к юго-востоку от острова Ньюфаундленд на глубине в 3750 метров.

Самое интересное и значительное из архива Радио Свобода двадцатилетней давности. Незавершенная история. Еще живые надежды. Могла ли Россия пойти другим путем?

Взгляд на кораблекрушение "Титаника" из 1997 года. Рассказывают Джордж Сталлок - историк, Роберт Баллард - океанолог, Джордж Таллок - президент компании ""Титаник" Инкорпорэйтед". Впервые в эфире 31 декабря 1997. Автор и ведущая Марина Ефимова.

Диктор : "Толпы людей еще удерживались как-то на корме, но конец был близок. Медленно и почти величественно гигантская кормовая часть стала задираться вверх, обнажая винты, до тех пор, пока не встала совершенно вертикально. Она продержалась так несколько секунд, затем, слово обессилив, скользнула вниз, под ледяную воду Атлантики. Несмотря на бедственность нашего собственного положения, все люди вокруг меня забыли на секунду о себе, завороженные жутким зрелищем, и когда корабль исчез под водой, многие выдохнули как молитву: "Он погиб!""

Марина Ефимова : Так описал последние минуты "Титаника" 39-летний офицер, второй помощник капитана Герберт Лайтоллер. Вот кто всегда оставался в тени в этой истории - члены судовой команды, их характеры и судьбы. И пресса, и литература, и кино традиционно сосредотачивались на знаменитых пассажирах, а, между тем, во время судебного расследования, начавшегося в Нью-Йорке 19 апреля 1912 года, через четыре дня после катастрофы, именно на них больше всего обращали внимание: кто что делал, кто как себя вел и до, и после катастрофы, во время долгой, в три часа длиной, агонии "Титаника".

Диктор : В январе 1965 года в английском портовом городе Саутгемптоне повесился 75-летний отставной моряк Фред Флит. Перед смертью он отослал короткое письмо директору американского Исторического общества "Титаник", в котором писал, что несколько дней назад у него умерла жена, и что в одиночку ему эту жизнь не выдержать. Фред Флит, вышедший в море на "Титанике" из того же Саутгемптона 53 года назад, был главной фигурой в судебных расследованиях кораблекрушения. На "Титанике" он был впередсмотрящим. Это Флит первым увидел айсберг из "вороньего гнезда", то есть со смотровой площадки на мачте. Если бы он увидел его на полминуты раньше, Мердок, старший помощник капитана, дежуривший на мостике, успел бы сманеврировать, и "Титаник", а с ним 1511 человеческих жизней были бы спасены.

Марина Ефимова : Так описывается злосчастная судьба одного из главных действующих лиц трагедии в книге Майкла Дави "Титаник: жизнь легенды". Почти до самой смерти Флита не оставляли в покое. Зато бесспорным любимцем всех историков стал второй помощник капитана Чарльз Герберт Лайтоллер, сдавший дежурство на капитанском мостике старшему помощнику капитана Мердоку за два часа до катастрофы. По всем свидетельствам, Лайтоллер вел себя безупречно. Это он не пустил в одну из спасательных шлюпок, предназначенную для женщин и детей, самого богатого пассажира "Титаника" полковника Астера. Это он следил, чтобы в каждой отправляемой им лодке было как можно больше пассажиров, как можно меньше гребцов и, непременно, один офицер. Именно Лайтоллер спустил на воду последнюю спасательную шлюпку на корабле и только тогда сам прыгнул в ледяную воду. Ему повезло - через несколько минут его втащили на надувной плотик. Удивительную судьбу этого офицера описывает участник нашей сегодняшней передачи историк Джордж Сталлок, президент исследовательской компании "Титаник Инкорпорейшн".

Четверо выживших офицеров "Титаника". Слева направо: Гарольд Лоу, Чарльз Лайтоллер, Джозеф Боксхолл, сидит Герберт Питман. 1912

Джордж Сталлок : Мне особенно дороги реальные истории людей с "Титаника". Вот Чарльз Герберт Лайтоллер, например. С 13 лет он был в море, начинал с юнги, спасся из четырех кораблекрушений, включая пожар на танкере. В компании "Уайт Стар", построившей "Титаник", он прослужил 12 лет, был одним из ее лучших офицеров, и должен был вскоре стать капитаном. На судебных разбирательствах он попал в чрезвычайно сложное положение. С одной стороны, он должен был говорить правду, с другой - соблюдать лояльность своей компании, погибшему капитану Смиту и другим членам экипажа. Компания "Уайт Стар" не оценила своего героя. После катастрофы она отказалась от услуг всех спасшихся членов экипажа "Титаника". Это сломало жизнь многим морякам, но не Лайтоллеру. Во время Первой мировой войны он стал-таки капитаном, командовал эсминцем и потопил немецкую подводную лодку. На 67-м году жизни, во время Второй мировой войны, Лайтоллер был среди тех смельчаков, которые под обстрелом переплыли на маленьких частных суденышках Ла-Манш и эвакуировали из Дюнкерка британский экспедиционный корпус. Я думаю, в судьбе Лайтоллера есть какая-то особая красота и символика.

"Компания "Уайт Стар" не оценила своего героя. После катастрофы она отказалась от услуг всех спасшихся членов экипажа "Титаника". Это сломало жизнь многим морякам, но не Лайтоллеру..."

Офицеры с "Титаника" Чарльз Лайтоллер (справа) и Герберт Питман после кораблекрушения. 1912

Марина Ефимова : Среди членов экипажа "Титаника" несколько человек стали легендами. Пятый помощник капитана Герберт Лоу, один из немногих повернувших свою спасательную шлюпку обратно к месту катастрофы, чтобы подобрать тонущих. Несколько стюардов, до последней минуты помогавших пассажирам, почтальоны, с риском для жизни пытавшиеся спаси вверенные им ценности и погибшие. Музыканты, которые не переставали играть вплоть до последней команды капитана Смита. Радист Филипс, который, по свидетельству его спасшегося напарника, передавал сигналы SOS даже после того, как капитан отдал свою знаменитую команду. Он сказал: "Я освобождаю всех от их обязанностей. С этого момента каждый человек может надеяться только на себя". Однако не все члены экипажа вели себя по-джентельменски, и это стало ясно не столько из свидетельских показаний, сколько из статистки. Из мужского состава пассажиров "Титаника" спаслось лишь 16%, а из мужского состава экипажа – 25%. В некоторых спасательных шлюпках оказалось по 8-12 членов экипажа, а пассажиров - человек по 30, хотя помещалось там под 70. О другой ошеломительной статистике писал в своих памфлетах 1912 года английский журналист сэр Филипп Гиббс.

Диктор : "Привилегии нигде так ясно не видны, как на пассажирском лайнере. Там буквально: богатые - наверху, на верхней палубе, в первом классе, а бедные – внизу, рядом с машинным отделением. И какой шокирующий результат дало это распределение! Взгляните на данные, опубликованные после гибели "Титаника" Министерством путей сообщения. Из мужского состава пассажиров первого класса спасено 34%, второго класса - 8%, третьего – 12%. Эти цифры не оставляют никакого сомнения - командование "Титаника" первыми спасало богатых".

Марина Ефимова : Однако памфлетист был принципиально неправ, говоря, что эти цифры "не оставляют сомнения". В истории "Титаника" все оставляет сомнения. Во-первых, на пароходе было много эмигрантов, не знавших английского языка, заблудившихся на пути к той палубе, откуда отправляли шлюпки. Кроме того, многие из них, в отличие от матросов, не могли решиться прыгнуть в воду. Во-вторых, самые богатые пассажиры погибли. Владелец отелей полковник Джон Астор, угольный король Бенджамин Гуггенхайм, владелец сети роскошных магазинов "Мейсис" Исидор Штраус вместе с женой, которая отказалась покинуть мужа. Погибли трамвайные магнаты отец и сын Вайденеры, погиб президент Пенсильванской железнодорожной компании Джон Тайер. Возвращаясь снова и снова к теме "Титаника", журналисты не без цинизма замечают, что именно после катастрофы США получили в наследство от погибших три своих значительнейших культурных института – Библиотеку Гарварда, Публичную библиотеку Нью-Йорка и Музей Гуггенхайма. Другая ужасная деталь, помимо возможной дискриминации при эвакуации пассажиров разных классов, выявилась на первых же судебных разбирательствах. Многие спасательные шлюпки заполнялись наполовину, а иногда и на треть, и отчаливали, не дожидаясь полной загрузки, торопясь отойти от тонувшего корабля. Но уже когда "Титаник" потонул, сотни людей, плавающих в своих спасательных жилетах в ледяной воде, вопили о помощи. Однако известно, что только несколько шлюпок подбирали тонущих. Надо сказать, что во многих спасательных шлюпках верх взяли женщины, и именно они возражали против того, чтобы вернуться на место катастрофы, хотя находились в каких-нибудь двухстах метрах от гибнущих людей. Но, по крайней мере в одной шлюпке все было наоборот. Веселая и бесстрашная нуворишка Мегги Браун, презираемая снобским обществом у себя в Филадельфии, оказалась в шлюпке, где офицер абсолютно потерял лицо и требовал только одного - стоять на месте и ждать помощи. Но Мегги села на весла (а она родилась в Миссисипи и прекрасно гребла) и сказала офицеру, что если он попробует ее остановить, она сбросит его в воду. За ней и другие женщины сели на весла, вернулись назад и стали вытаскивать людей из воды. Легенда, правда, рассказывает, что Мегги раздала промерзшим до костей людям всю свою одежду и гребла, якобы, в одном корсете с пистолетом, заткнутым за пояс юбки. Но это уже преувеличение. Однако, что было, то было - Мегги стала героиней в Филадельфии до конца жизни. Ее прозвали "непотопляемая Мегги Браун".

"В истории "Титаника" все оставляет сомнения..."

В 1980-х годах американским путешественником Гриммом были предприняты три попытки обнаружить затонувший "Титаник". Все закончились неудачей, и Гримм отказался от своей мечты. Но от нее не отказался молодой океанолог Роберт Баллард.

Роберт Баллард : Ни один человек, организация или общество не разделяли тогда моей мечты. А экспедиция, которую я затеял, требовала участия множества людей и множества организаций. Мне нужно было специальное судно, особые технические устройства для работы на большой глубине. В общем, все мои приготовления походили на сборы Золушки на бал – одолженное платье, чужая карета с кучером. И знаешь, что в полночь все превратится в тыкву. Поэтому если при первой же встрече в тебя не влюбятся, то на вторую попытку у тебя нет времени.

Марина Ефимова : Влюбились французы, не без содействия Кусто, и совместная экспедиция на исследовательском судне "Атлантис", под руководством Балларда, в начале июля 1985 года начала поиски. Максимум времени, которое им было отведено - два с половиной месяца. 56 дней прошли впустую. Наконец, 1 сентября 1985 года на экране видеокамеры, установленной на маленьком подводном роботе по имени Джейсон-младший, появились занесенные песком контуры металлических конструкций. Запись реакции команды "Атлантиса", оставшаяся на магнитофонной ленте, не требует перевода:

Пожалуй, единственное выражение надо перевести - крик Балларда "саккер экзистс". "Экзистс" значит "существует", а "саккер" - полуприличный синоним к слову "неудачник".

31 мая 1911 года в Ливерпуле на воду спускали не "саккера", а чудо света, воплощение технического прогресса - самый большой пароход в мире. Кадры тогдашней хроники показывают 30 пар битюгов, тянущих к порту один только его якорь. За роскошь убранства 1 класса со знаменитой лестницей и бронзовым купидоном его прозвали плавучим дворцом. Джефри Маркус пишет в книге "Океанский дебют":

Диктор : Через девять дней после гибели "Титаника", 24 апреля 1912 года, на пароходе "Олимпик" той же компании "Уайт Стар", что и "Титаник", начался бунт. 280 членов экипажа перед самым отплытием отказались выходить в море на корабле, не снабженном достаточным числом спасательных шлюпок. Это был первый урок "Титаника". Из показаний спасшихся моряков и 80 пассажиров "Титаника" выяснилось много недосмотров на судне. У впередсмотрящих, например, не было биноклей. Несмотря на предупреждение о плавучих льдах, ночью не были включены дополнительные прожектора. Сыграли эти недосмотры роковую роль или нет, трудно сказать, но то, что 16 спасательных шлюпок "Титаника" вмещали, даже будь они набиты битком, всего 1200 человек, означало, что 1200 человек в случае катастрофы были обречены на гибель.

Марина Ефимова : Шлюпок не было, а бронзовый купидон был. И вот теперь он поднят со дна и украшает выставку памяти "Титаника" в Мемфисе. Об этой выставке рассказывает ее устроитель, президент компании ""Титаник" Инкорпорейтед" Джордж Таллок.

Джордж Таллок : Компания была создана для изучения затонувшего "Титаника". Со временем мы надеемся поднять его останки, а пока создаем коллекцию тех предметов, которые удается поднять со дна. Мы не имеем права продавать эти предметы частным коллекционерам. И, вообще, создание компании и предоставление ей исключительных прав объясняется желанием правительства предупредить разграбление судна. У нас получилась довольно солидная выставка, мы провели несколько экспедиций и подняли со дня и с борта судна почти пять тысяч предметов.

Марина Ефимова : Как получилось, что вы занялись "Титаником"?

Джордж Таллок : Просто я всегда любил историю и испытывал особенное сострадание к людям, погибшим на "Титанике". И когда были подняты на поверхность первые предметы с "Титаника", первые вещественные свидетели его гибели, я сумел собрать среди друзей деньги на следующую экспедицию. Я всегда опасался, что все подобные свидетельства превратятся в дорогие сувениры, будут гулять по аукционам и навсегда исчезнут в частных коллекциях, а я задался целью сохранить вещи с "Титаника" для будущих поколений. Вместо того, чтобы они достались тем единицам, которые могут платить за них миллионы на аукционах, пусть их увидят миллионы людей, заплатив 12 долларов за билет на выставку. Правда, мои оппоненты утверждают, что теперь я стал кладбищенским вором. Только богу известно, кто мы все на самом деле.

Марина Ефимова : Как только начались работы у затонувшего "Титаника", в Америке и Англии поднялась волна протеста. Многие считают "Титаник" братской могилой для 1200 человек, ведь тела только трехсот из полутора тысяч погибших удалось найти в океане и похоронить на кладбище в Галифаксе в Канаде. Однако у тех, кто пытается сделать "Титаник" музейным экспонатом есть и защитники. Все четверо последних оставшихся в живых пассажиров "Титаника" в возрасте от 88 до 92 лет присутствовали на предполагавшемся, но неудавшемся пока подъеме одной секции корабля в августе 1996 года. Туда приехала и Анна Лайтоллер, внучка героя "Титаника". А знаменитый космонавт Эдвин Олдрин сказал: "Если мы будем делать места гибели людей закрытыми и неприкосновенными, то никогда ничему не научимся на ошибках прошлого".

Жгучий интерес к "Титанику" никогда не угасал. Существуют тысячи Титанико-маньяков, знающих каждый винтик на корабле, лежащем на дне океана на глубине двух миль вот уже 85 лет. Написаны 130 книг, поставлены десятки документальных фильмов, четыре телесериала, мюзикл прошлого года и, конечно, художественные фильмы. "Гибель "Титаника"", немецкий фильм 30-х годов, "Титаник" с Барбарой Стэнвик 1953 года, британская картина "Незабываемая ночь", выигравшая "Оскар" в 1958, "Непотопляемая Мегги Браун" с Дебби Рейнолдз 1964 года, и "Подъем "Титаника"" 1980 года с Алеком Гиннессом. Но все они выглядят как обычные корабли рядом с "Титаником" в сравнении с новым голливудским блокбастером, только что вышедшим на экраны Нью-Йорка. Фильм "Титаник" создал режиссер Джеймс Камерон, автор культовых триллеров "Чужие" и "Терминатор", и комедии "Правдивая ложь". Новый фильм стоил 200 миллионов долларов, почти как сам "Титаник". На его премьере побывала Рая Вайль.

Рая Вайль : Фильм шел чуть больше трех часов. Когда он закончился, зрители долго аплодировали.

Джеймс Камерон представил потрясающую работу, - сказала мне на бегу средних лет дама с еще красными от слез глазами.- Ему удалось воссоздать атмосферу и дух того времени.

Фильм сделан абсолютно достоверно, - говорит владелец художественной галереи Тони Ланда. - Я читал все, что когда-либо было написано о катастрофе "Титаника". Все точно! И последние часы его жизни, и эгоизм привилегированных пассажиров, и паника среди пассажиров третьего класса, которых держали взаперти до последних минут, и тысячи замёрзших трупов в спасательных поясах на воде. Он с документальной точностью запечатлел все, что произошло в ту роковую ночь.

Рая Вайль : Из кинотеатра выходит группа молодых людей, закуривают. Вы не считаете, что такие фильмы превращают реальную трагедию в фарс? - подзадориваю я.

Нет, абсолютно не согласен с этим. Этот фильм создает ощущение настоящей трагедии, ты чувствуешь ужас людей, которые, невзирая ни на что, стараются выжить. И эта борьба за жизнь передана очень реалистично.

Рая Вайль : Я спрашиваю, что в фильме произвело самое сильное впечатление?

Сцена с музыкантами. В корабль уже хлынула ледяная вода, а они, не обращая внимание на всеобщую панику, продолжают играть. Вот это герои! Я чуть не заплакал, когда в самом конце один из музыкантов, опустив смычок, сказал, обращаясь к остальным: "Джентльмены, было честью для меня играть с вами в этот вечер". Невероятно трогательная сцена!

Марина Ефимова : Почему память, легенда, миф "Титаника" живет вот уже 85 лет, и его не затмили ни войны, ни революции, ни массовый террор диктаторских режимов? Одни говорят, что завораживает удар судьбы такого масштаба, другие говорят, это страшный урок, данный свыше напыщенному богатству и роскоши. А вот что подметил наш коллега Александр Генис, посмотрев новый фильм "Титаник".

Александр Генис : "Титаник" – метафора западной цивилизации, которая внезапно, совершенно неожиданно для себя, обнаружила свою хрупкость и уязвимость. И произошло это как раз тогда, когда Запад находился в зените могущества и самодовольства. Трагедия "Титаника" - это трагедия всего прекрасного 19 века, не справившегося с грозной силой, которой он больше всего восхищался - с прогрессом, с научно-технической мощью. Не айсберг "Титаник" погубил, а инерция, в том числе, инерция мышления. Уверенный в незыблемости своих порядков, старый мир не мог понять их условности, уязвимости, необязательности. Корабль как упрощенная домарксистская схема социальной модели наглядно делит общество на классы, первый и все остальные. Прочность этой пирамиды, казалось бы, обуславливает уверенный ход прогресса, но достаточно жалкого пустяка, несчастного случая, чтобы все перевернулось вверх тормашками. В фильме это показано очень буквально. Уходящий под воду пароход становится на попа, - кто был никем, тот станет всем, - но ненадолго, вскоре и верхи, и низы окажутся в ледяной воде. Так фильм, в терминах своего мифа, описывает рождение массового общества. Потеря наследства, в конце концов, обернется свободой. "Титаник" затонул за два года до Первой мировой войны, и мы не можем забыть его как раз потому, что наши деды и прадеды вовремя не поняли смысла этого знаменитого кораблекрушения. В одном из начальных кадров мы видим "Титаник" из машинного отделения. Это величественное зрелище! Нечеловеческая мощь шатунов, слаженный гул, гармония всех частей, упоение умным расчетом суровых гаек и стали, как говорил Маяковский. А потом камера показывает маленьких изящных дельфинов, играючи обгоняющих пароход. Дельфины не режут воду, а вписываются в нее, не спорят со стихией, не покоряют ее, а просто живут в ней. Чего про нас не скажешь.

Все мы слышали о жуткой трагедии – гибели огромного парохода по названием “Титаник”. Однако, эти факты о Титанике знакомы далеко не каждому.

После того, как Титаник получил пробоину от столкновения с айсбергом и начал тонуть, почти три часа на корабле царил хаос.

Пожалуй, самая жуткая часть трагедии – медленное разрушение.

Музыканты Титаника играли более двух часов. Они хотели сделать все возможное, чтобы успокоить пассажиров, которые садились в спасательные шлюпки. Один из выживших пассажиров второго класса рассказал о решении музыкантов. Это героический поступок – играть в то время, когда корабль тонет.

Тем ранним утром 15 апреля 1912 года, через четыре дня после выхода в море, всего в 400 милях от берега погибли 1500 человек. Среди них были и музыканты. Это одна из самых известных трагедий прошлого века. Но что мы действительно знаем об этом?

Ознакомьтесь с 10 фактами гибели Титаника, о которых мало кто знал.

1. Титаник получил 6 предупреждений о возможном столкновении со льдами

Титаник мог бы остаться на плаву, если бы столкнулся с айсбергом лоб в лоб. Перегородки на корабле были очень мощные.
Но, как мы все знаем, корабль получил пробоину в подводной части.

4. Предположительно, на спасательные шлюпки смогли попасть 3 собаки

Два шпица и один пекинес пережили гибель Титаника. Считается, что они спаслись из-за своих малых размеров.
Всего на корабле было 12 собак, принадлежавших пассажирам первого класса, но три маленькие собачки были единственными, которые выжили.

5. Последний сигнал SOS был передан с неверными координатами

В то время, как широта была передана правильно, показатель долготы был искажен на 14 миль. Даже если бы помощь прибыла вовремя, она прибыла бы в неправильное место.
Каким образом, и почему были даны неправильные координаты? На этот вопрос до сих пор нет четкого ответа, что вызывает различные домыслы.

6. Не проводились учения, как правильно организовать посадку пассажиров в спасательные шлюпки