Образ психолога в массовом сознании. Психология имиджа Имидж психолога в образовании эссе

Уже давно известно, что человек привлекательный внешне имеет большие шансы на достижение успеха, нежели его невзрачные соперники. У личности, уверенной в собственной уникальности и неповторимости повышается самооценка. Это укрепляет ее веру в свои силы и способности.

Грамотно продуманный имидж позволяет достичь желаемых целей и установить нужные контакты. Умение преподносить себя – настоящее искусство.

Что же такое «имидж»?

Имидж – это какой-либо эмоционально окрашенный образ. Однако если рассматривать этот аспект пристальнее, то прослеживаются не только внешние характеристики облика, но и сущностные элементы его составляющие. Другими словами, имидж – образ, который считывается легко и быстро. Он позволяет через внутреннюю оболочку раскрыть внутреннее содержание своего носителя.

Имидж может нести как положительный, так и отрицательный посыл. Наиболее отчетливо хочется проявлять именно те качества, которые для окружающих становятся притягательными и привлекательными. Понимать, что же это за качества и как их демонстрировать – уже половина успеха.

На основе, каких принципов создается имидж?

  1. Самосовершенствование и самовоспитание . Модернизировать образ себя, предлагаемый на обозрение окружающим, можно только понимая самого себя. Осознавать то кто вы на самом деле, каким вас видят окружающие и каким вы бы хотели, чтобы вас воспринимали. Это одни из основополагающих вопросов, на которые нужно отвечать искренне и честно себе. Ведь искаженное понимание себя на финальных шагах приведет вас совсем к иным результатам.
  2. Гармоничность и конгруэнтность визуального облика . Индивидуальные особенности внешности должны быть согласованы с элементами вашего имиджа (одеждой, украшениями, макияжем). Не обязательно гнаться за модой и становиться обладателем всех новинок, ведь это не всегда может подходить лично вам. Кроме того, внешний вид должен отражать и внутренние особенности. Хотя, помним, что имидж создается не только для того, чтобы демонстрировать свой характер. Он помогает выставлять напоказ некоторые желаемые качества, пусть даже вы и не являетесь их носителем. Согласно закону соответствия внутреннего и внешнего, постепенно эти качества также станут вашим достоянием при определенных усилиях с вашей стороны.
  3. Умение воздействовать не только словами, но и эмоциями, движениями, действиями . Задействовать и грамотно использовать все каналы передачи информации во благо поставленной цели очень сложно. Однако только так вы сумеете овладеть приемами внушения, подражания и убеждения.
  4. Саморегуляция . Ваш тщательно выстроенный образ постепенно рассыпится и потеряется среди окружающих, если прекратится работа над самим собой. Имидж – мощное орудие, позволяющее добиться желаемого. Следовательно, забывать о том, к чему вы стремитесь нельзя. Необходимо регулярно анализировать достигнутые успехи и выстраивать новые шаги. Придется поддерживать и демонстрировать те модели и качества, что вам не совсем свойственны. Расслабиться не получится.

Самопрезентация

Это особый процесс, который позволяет позиционировать себя перед другими людьми определенным образом. Его успех детерминируется рядом факторов. Среди них можем упомянуть: умение преподнести себя окружающим, сосредоточить внимание на себе, повысить интерес к собственным положительным качествам.

Важно даже не столько быть таким-то, а казаться таковым. Если коллеги, отмечают в вас целеустремленность, то вскоре вы сами поверите, что способны добиваться своего. Таким образом, характер восприятия вас в глазах других людей способен влиять на ваше настоящее «Я».

Представив себя с нужной стороны, человек может добиться желаемого (например, завоевать чье-то расположение или заручиться поддержкой).

Какие стратегии позволят сократить дистанцию в отношениях?

  1. Проявление симпатии применительно к тому или иному человеку. Это может быть мимолетный комплимент или легкая улыбка.
  2. Создание мнимой схожести . Людям льстит, когда кто-то еще разделяет их интересы или убеждения. Однако сходство можно демонстрировать и в привычках, манере одеваться. Стоит помнить, что если фальшь будет уличена, то добьетесь вы прямо противоположных результатов. Ваше небольшое притворство должно быть незаметно и естественно.
  3. Будьте неотразимы , ведь красивым людям чаще отводятся руководящие должности или места с хорошей зарплатой. Кроме того, отношение коллектива к привлекательным личностям обычно лучше, нежели к их невзрачным коллегам.
  4. Проявление своей скромности . Люди, которые преподносят свое достижение как результат совместной работы, воспринимаются с уважением. Однако здесь есть тонкая грань. Чрезмерное умаление своих достоинств и реального вклада в общее дело, может заставить воспринимать окружающих вас людей как посредственного человека. Пользуйтесь этим приемом в ситуациях для этого подходящих.

Компетентность

Это еще одна немаловажная характеристика успешной личности – компетентность и осведомленность в своей профессиональной сфере. Важно уметь говорить не только красиво, но и аргументировано.

Как убедить окружающих в собственной компетентности?

  1. Не упускайте возможности демонстрировать свой профессионализм . Делайте это аккуратно и будто ненароком. В противном случае, вас могут принять за выскочку.
  2. Заявление о компетентности . Прибегать к этой стратегии стоит крайне редко. Поскольку, человек, превозносящий свои достоинства, вряд ли, будет оценен положительно. Лучше на деле стараться убедить коллег в вашей профессиональной состоятельности.
  3. Привнесение в свою рабочую среду атрибутов компетентности . Формируйте привычки, свойственные специалисту вашей области, соблюдайте распорядок, делайте пометки и записи. Производите впечатление человека, ценящего свое время, того кто говорит коротко и по существу и так далее.
  4. Умейте оправдать , обосновать свои промахи и просчеты. Все люди ошибаются. Однако вам нужно не потерять своей репутации из-за мелких оплошностей. Подстраховывайтесь. Предупреждайте о возможных сложностях и затруднениях, преодолев их, вы возвысите себя в глазах ваших коллег и руководителей. Однако не увлекайтесь этим приемом чрезмерно.

Власть и статус

Это еще одни звенья образа успешного человека. О статусе личности говорит не только занимаемая должность, но и круг ее общения, привычки и умение держаться на людях.

Итак, имидж – это не только внешний облик. Он вбирает в себя множество других характеристик. А вы готовы работать над своим имиджем или вас все устраивает?

Уважаемые читатели блога , что в вашем понимании означает термин «психология имиджа ». Оставляйте отзывы или комментарии ниже. Кому то это очень пригодиться!

Правительство Российской Федерации

Национальный исследовательский университет

Высшая школа экономики

Факультет психологии

Кафедра общей и экспериментальной психологии

ЭССЕ

по дисциплине «Общая психология»

Образ психолога в массовом сознании

Студентка группы № 181

Латыпова Алина Дамировна

Проверила

Кузнецова Мария Дмитриевна

Москва 2012

Введение

«Психолог, представленный на вечеринке, сразу оказывается предметом повышенного внимания и веселья, способных вызвать даже некоторую неловкость» .

На дне первокурсника в парке имени Горького ведущий на сцене перечислял факультеты НИУ ВШЭ, и студенты должны были откликаться, когда звучало название их факультетов. Когда настала очередь факультета психологии, ведущий заговорил таинственным голосом и совершил странный жест рукой, который, как мне показалось, символизировал неопределенность, непонятность.

Почему он это сделал? Кем он считает психологов

Я неоднократно становилась свидетельницей ситуаций, в которых, когда заходила речь о психологах, люди принимали совершенно комический таинственный вид, округляли глаза, переглядывались, давясь усмешками и произнося слово "псих". Что это все значит? Какими люди представляют психологов?

В фильмах, телесериалах, в популярной литературе также имеет место множество событий, в которых, с появлением психолога, люди начинают вести себя неестественно. С чем это связано?

Именно на эти вопросы я попытаюсь найти ответ, потому что в данный момент они являются в некоторой степени животрепещущими, так как мне, как первокурснице факультета психологии, чрезвычайно интересны причины подобного поведения и отношения.

Нередко я, озвучивая выбранную мной специальность, наблюдала множество различных реакций: мои собеседники удивленно округляли глаза и после вели себя сдержанно, другие же говорили: «О, скажи про меня что-нибудь, ты ж психолог!». Услышав подобное восклицание, я, обычно, растерянно молчу, потому как совершенно не знаю, что на это вообще можно ответить.

Как мне думается, сдержанность одних вызвана как раз таки мыслями о том, что психолог есть ни кто иной, как скрытый, таинственный манипулятор, который умеет дергать людей за ниточки душ, словно марионеток. Вторые же, скорее всего, убеждены в том, что психолог очень хорошо разбирается в людях и по каким-либо внешним признакам может определить личностные черты, разгадать «тайну души», понять, кем человек на самом деле является. К тому же, огромное количество фильмов и сериалов о психологах влияют на мнение масс, как-то сериал «Теория лжи», главный герой которого списан с Пола Экмана - известного тем, что занимается изучением того, как ложь отражается на поведении человека. Насколько мне известно, учение Пола Экмана не является вполне научным, и, тем более, определять лжецов по мимике на факультете психологии не учат. Впрочем, как не учат и никаким невероятным техникам манипулирования .

Я спросила своих знакомых о том, кем они считают психологов, почитала мнения людей на форумах в Интернете, на проекте Ответы (mail.ru) и определила, что мнения людей расходятся на несколько основных русел.

Психолог - это циничный манипулятор, который видит людей насквозь

образ психолог стереотип сознание

Некоторые полагают, что психологов учат «тайным знаниям», они знают механизмы всех человеческих чувств и умеют ими управлять, по невербальным признакам могут определить, что человек думает, что он из себя представляет и что испытывает. Такой психолог может незаметно заставить людей делать то, что ему нужно, он оказывает влияние, умеет «убеждать». Такие люди - хорошие бизнесмены, которые создают новые учения, религии и даже «секты». Не получившие психологического образования и не имеющие к психологии никакого отношения люди легко могут стать жертвами подобных «психологов», которые зарабатывают огромные суммы обманом.

Конечно, существуют деятели, которые, получив более или менее сносное психологическое образование, придумывают новые учения, пишут пособия о том, «как разбогатеть/поумнеть/стать успешным/исполнить все желания/научиться манипулировать за короткий срок», но, как мне кажется, все эти псевдоучения - «вода», бессмысленное и беспощадное отравление мозга читателей, и если они считают все это полезным и действенным, а авторов-психологов влиятельными и компетентными людьми, то это лишь следствие их (читателей) собственной неразумности .

Психолог - это понимающий человек, который всегда выслушает и поможет, "которому можно выплакаться". К нему можно обратиться за советом, он поможет, «направит на путь истинный». Психолог знает ответы на все вопросы, он способен разрешить любую проблему, в то время как у него самого проблем нет, иначе какой он профессионал? Он обладает чудодейственными методами разрешения сложных ситуаций и за одну консультацию может помочь вновь обрести утерянную гармонию в душе. Более того, у него нет личной жизни, он весь на службе у людей, посвящает себя им и только им.

Такая точка зрения, возможно, выраженная мною немного гротескно, но зато ярко и понятно, кажется мне наивнейшей. Психолог - это тоже человек! У него есть личная жизни . И наличие у него собственных проблем вполне нормально, это как если бы стоматолог, у которого заболел зуб, был признан некомпетентным - нелогично, абсурдно!

Психолог наклеивает «ярлыки»

Также существует мнение о том, что психологи занимаются типизацией людей, наклеиванием "ярлыков". Различные классификации, тесты на определение типа темперамента, соционика и т.д. создают впечатление, будто психологи занимаются исключительно систематикой человеческих психических свойств.

Как мне кажется, все это условно и относительно. Никакая типология не является абсолютно истинной, а каждый человек, в свою очередь, уникален.

И еще одна довольно-таки интересная точка зрения: психологи - это «в основном больные люди». Очень часто, читая форумы и обсуждения в Интернете, я сталкивалась с подобным мнением. Именно словосочетание «больные люди» то и дело мне встречалось. Также мне хотелось бы привести некоторые цитаты: «больные люди, которые из-за своей болезни не могут никак по иному зарабатывать деньги кроме как шевелить палкой в проблемах других людей», «люди с проблемами, но удачно их скрывающие..», «больные люди, немного поправившие свою психику медитативными практиками» .

Общеизвестен факт, что многие студенты идут учиться на психологов для того, чтобы разобраться в самих себе, суметь найти решение и объяснение своим проблемам. Но мне совершенно не ясна причина, по которой большое количество людей считает психологов психически нездоровыми. Более того, существуют совершенно абсурдные «сентенции», в которых психологов называют шаманами, волшебниками и экстрасенсами ! У меня не выходит из головы фотография таблички у церкви, где написано: «Церковные свечи запрещается продавать лицам, обращающимся к служителям темных сил, т.е. колдунам, магам, экстрасенсам, чародеям и психотерапевтам». Осмысленное объяснение данному феномену я дать не могу.

Фрейд

У многих образ психолога ассоциируется с известным основателем психоанализа Зигмундом Фрейдом. Знания трудов З. Фрейда у большинства людей поверхностны, неглубоки, они впитывают информацию, которая «витает в воздухе», из анекдотов, разнообразных историй; более того, многие знают о нем только два слова: «теория» и «сексуальность». Все это перемешивается, сливается с образом психолога и создает невообразимо искаженное мнение о психологах, которое проявляется в неприличных шуточках, смешках или же наоборот - яростное возмущение. Видимо, им кажется, что психологи какие-то извращенцы, которые ставят людей на одну ступень с животными.

К счастью, мне случалось встречать адекватные, соответствующие действительности предположения о том, кем являются психологи. Но, все же, большое число людей не видят разницы между психологом и психотерапевтом, полагая, что психолог тот же врач. Бытует мнение о том, что психологи лечат, имеют право выписывать лекарства, определяют диагнозы.

Отсюда вытекает еще один миф, который можно выразить вот в таком вопросе: «Что я больной что ли, чтобы к психологам ходить?» . Во многом из-за этого стереотипа о том, что к психологам ходят исключительно психически нездоровые, люди прибегают к, например, алкоголю или обращаются к друзьям, которые вполне могут оказаться несведущими в той или иной ситуации; хотя разумнее было бы проконсультироваться у психолога.

Также, очень хотелось бы привести пример из моего личного опыта (и, как мне кажется, опыта каждого студента факультета психологии): некоторые знакомые (относящиеся к неосведомленным) порой произносят поразительное: «Скажи обо мне что-нибудь, ты ж психолог!». Очень наивно и опрометчиво говорить это студентам, которые еще не получили полного высшего образования и опыта; то бишь, если такому студенту хватит неразумности сказать что-нибудь необоснованное или резкое, то велика вероятность того, что это не будет соответствовать правде или даже ранит спрашивающего человека, отпечатается в его душе и очень долго будет расстраивать его, может быть даже натолкнет на какие-то необдуманные поступки, изменения, многих довольно легко ранить или «задеть» словом .

«Так кто же такой психолог? Это специалист. Это человек, который может профессиональным оком взглянуть на вашу проблему и помочь найти решение. Это проводник, который несет фонарь, пока вы не выйдите на свет» .

Мне очень нравится это определение, во многом из-за слова «помочь», так как психолог не ищет сам решения, не предлагает готовое, а лишь помогает найти его.

Заключение

На самом деле, исследуя мнения о том, кем являются психологи, сталкиваясь с несоответствием реального образа психолога с представлениями о нем, я от души посмеялась. Невозможно без смеха читать про «шаманов» и «служителей темных сил», но, с другой стороны, чрезвычайно печальна такая некомпетентность.

Люди не знают, кто такие психологи, строят нелепые предположения, основанные на невнятных слухах, вместо того, чтобы просто взять и хотя бы почитать Википедию.

Искаженные образ психолога в массовом сознании часто отталкивает людей от психологов, то есть при возникновении проблемы, с которой стоит обратиться к психологу, люди этого не делают ввиду каких-то стереотипов.

Мне остается только посочувствовать незнающим и пожелать быть более любознательными и менее подверженными влиянию мнения обывателей.

Список используемой литературы

Бергер П. Приглашение в социологию: гуманистическая перспектива/ Пер. с англ. О.А. Оберемко под ред. Г.С. Батыгина. М.: Аспект-Пресс, 1996.

Василькина Ю., Кто такой психолог? - 2011. [Электронный ресурс]. URL: <#"justify">Шадриков В.Д., Мир внутренней жизни человека. - М.: Университетская книга, Логос, 2006. - 392 с.: ил.

Шанс А., Мифы о психологах, или кто такой психолог? - 2012. [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 15.11.2012)

Предисловие. 3

Глава 1. Введение в психологию имиджа. 5

Что такое «имидж»?. 5

Имидж как социальный стереотип. 10

Виды имиджа. 17

Анатомия личного имиджа. 20

Психодинамика имиджа. 26

Управление впечатлениями. 38

Проблема эффективности имиджа. 42

Глава 2. Самоопределение в личном имидже. 45

Принцип обратной связи. 45

Самотестирование. 49

Самомониторинг. 49

Коммуникативные качества личности. 52

Мотивация одобрения. 62

Индивидуальный стиль взаимоотношений с окружающими 65

Лидерские качества. 82

Доминирующие ценности. 100

Способность к саморазвитию.. 103

Глава 3. Технологии управления личным имиджем.. 105

Стратегии управления личным имиджем.. 105

Построение эффективного имиджа. 114

Техники создания яркого и узнаваемого образа. 116

Выбор имени. 116

Типизация. 119

Индивидуальный стиль. 121

Нужно ли быть модным?. 131

Личная символика. 135

Язык телодвижений. 146

Мифологизация имиджа. 151

Слухи как разновидность личных мифов. 156

Методы формирования позитивного отношения. 163

Техники возвышения личного имиджа. 170

Способы продвижения личного имиджа. 182

Эффективная самопрезентация. 185

Типичные ошибки при конструировании и реализации личного имиджа 195

Предисловие

Каждый из нас имеет свой неповторимый публичный образ , обобщающий то, что думают, что говорят и пишут про нас другие люди. В определенный момент жизни мы делаем важное «открытие» - окружающие воспринимают нас не тем, чем мы являемся на самом деле, и не так, как нам бы хотелось. Мы понимаем, что «собственное Я» человека и его «социальное лицо» - не совсем одно и то же, и убеждаемся на практике, что игнорировать такой феномен как собственный имидж неразумно.

Имидж может довольно точно отражать психическую реальность и в этом случае общественное мнение совпадает с объективными качествами человека. Однако, зачастую публичный образ существенно отклоняется от своего прототипа, приобретая фантастическую форму социального мифа.

Имидж влияет на нашу жизнь независимо от того, как мы к нему относимся, - признаем важность, ругаем субъективность или самонадеянно отрицаем его существование. Позитивный образ помогает в общении и достижении социального успеха. Негативный - создает разнообразные барьеры в общении. В жизни работает правило - если мы не управляем имиджем, то он управляет нами и совсем не обязательно с пользой для нас.

Для людей публичных профессий имидж приобретает первостепенное значение. Среди них: политики, «шоу-мены», актеры, журналисты и телеведущие. Это также лидеры и руководители, ежедневно оказывающие влияние на огромное количество людей. И, наконец, все те, для кого общение как таковое, является неотъемлемой частью профессиональной деятельности - преподаватели, психологи, менеджеры, педагоги, юристы...



Собственным имиджем можно и нужно руководить. Это не означает принятия чуждой для себя роли в угоду другим людям. Ничто так сильно не вредит репутации человека как фальшь и неискренность. Искусство управления имиджем заключается в обретении индивидуального стиля, созданного на основе личной уникальности с учетом требований значимой социальной среды.

Эта книга для тех, кто интересуется собственным имиджем. Она построена по принципу «от теории - к практике». В первой главе раскрываются основные понятия и формулируются теоретические положения имиджелогии. Вторая глава посвящена самоопределению в индивидуальном имидже. В третьей главе анализируются современные технологии управления личным имиджем.

В данной книге можно найти ответы на следующие вопросы:

· Что такое имидж, и каким он бывает?

· Из чего складывается имидж?

· По каким законам формируется публичный образ человека?

· Как определить свой собственный имидж?

· Что такое эффективный имидж и каковы его главные характеристики?

· Как спроектировать желаемый имидж с учетом индивидуальных особенностей и профессиональных задач?

· Как сделать имидж ярким и узнаваемым?

· Какими средствами можно усилить позитивность имиджа и личную привлекательность?

· Как сформировать положительную репутацию и усилить личный авторитет?

· Как сделать собственное публичное выступление убедительным и незабываемым?

Книга представляет собой практическое руководство по развитию такого важного личного ресурса как имидж. С ее помощью можно стать имиджмейкером для самого себя. Позитивные результаты данной работы не заставят себя долго ждать. Сначала мы работаем на имидж, тратя на него время и силы, а затем, он работает на нас, создавая благоприятные условия для построения взаимоотношений с людьми и достижения социального успеха.

Глава 1. Введение в психологию имиджа

Что такое «имидж»?

Отсутствие имиджа - тоже имидж.

Игорь Викентьев

При упоминании слова «имидж» у каждого из нас невольно возникает цепочка ассоциаций: «образ - впечатление - молва - репутация - слава - престиж - общественное мнение ». Позитивный имидж, помогающий людям получать популярность, власть и деньги, рассматривается важным условием личного и профессионального успеха. Управляемый имидж стал одним из ведущих внеценовых рычагов конкурентной борьбы в различных сферах социальной жизни: политике, шоу-бизнесе, торговле и производстве. Для того, чтобы в океане однотипных предложений успешно реализовать свой «товар» (услугу, кандидатуру), необходимо вызывать особые положительные чувства людей, то есть создавать соответствующий имидж. По мере повышения значимости имиджа как общественного феномена, появилось новое направление в общественной жизни - имиджмейкерство или индустрия имиджа. Секретами этого мастерства владеют «пиарщики», полит-технологи, маркетологи, имиджмейкеры, психологии.

Социальная ценность того, что называется «имидж» растет буквально на наших глазах. Зачастую имидж отрывается от своего прототипа и начинает самостоятельную жизнь. Например, брэнды1 наиболее известных компаний, пользующихся устойчивой репутацией на мировом рынке, могут иметь цену, превышающую балансовую стоимость самой компании. Согласно экспертной оценке в число наиболее дорогих торговых марок входят: «Coca-Cola» (65 миллиардов долларов); «Microsoft» (35 миллиардов); «Sonу» (13 миллиардов). Такова стоимость имиджа мировых лидеров.

Почему «имидж» так популярен сегодня? Мнение окружающих всегда было ценно для человека, стремящегося к социальному признанию и успеху. На наш взгляд, существует две главные причины повышения внимания к имиджу в современном западном мире. Это: усиление нарциссических тенденций и развитие технических средств коммуникации. Мы живем в эпоху, когда индивидуальное самовыражение провозглашается одной из ведущих ценностей личности, а личный успех - ее первостепенной задачей. Наряду с этим, непосредственное взаимодействие людей все больше вытесняется «медиа»-коммуникациями - общением через сеть технических средств и информационных технологий (таких, как телефон, Интернет, СМИ и др.). Живое человеческое общение заменяется общением символическим - обменом информацией, обобщенными образами и условными обозначениями, то есть символами в широком смысле этого слова.

История свидетельствует, что в Древнем мире человек, претендующий на политическое лидерство, должен был доказать свою исключительность в открытых сражениях или публичных выступлениях перед многочисленной публикой. Нынешние государственные мужи практически освобождены от прямого общения с народом, взаимодействие с которым осуществляется через промежуточный канал различных информационно-символических систем. Это - рекламная продукция, телевизионные выступления, газетные интервью, PR-акции. Таким образом, имиджи деятельность, с ним связанная, представляют собой специально организованную коммуникативную систему, с помощью которой отдельная личность или группа людей презентуют себя в символической форме.

С другой стороны, имидж - это то, что среди прочих равных условий позволяет людям сделать бессознательный выбор в пользу его носителя.Это нечто, работающее тайно, но верно. Например, харизматический имидж обладает притягательностью неких «волшебных свойств», усиливающих влияние его обладателя на окружающих людей.

Можно ли управлять имиджем?Ответ на данный вопрос неожиданно для себя мы находим в одной из наиболее любимых детских сказок - истории о Золушке. В центре волшебного сказания ни что иное, как таинство «имиджмейкерства». Благодаря мастерству крестной-феи и юного пажа происходит чудесное превращение доброй, но неприметной падчерицы в очаровательную принцессу. Современная интерпретация старой сказки может быть представлена следующим образом - внутренняя сущность человека нуждается в достойном внешнем обрамлении. Это в свою очередь, означает, что мы не только можем управлять впечатлениями людей, но и должны это делать ради общего благополучия.

Что же такое имидж? Первой задачей, встающей перед исследователями имиджа, является определение самого понятия.

В переводе с английского языка слово «image» означает «образ, облик». В повседневном обиходе данный термин чаще употребляется в значении «публичный образ кого-либо/чего-либо ».В научной литературе используются более сложные, а подчас и неожиданные дефиниции.

Понятие имиджа многогранно. Это обстоятельство отчетливо проявляется в ходе групповой работы. Далее приводятся наиболее интересные определения, предложенные участниками наших тренингов по имиджу.

Имидж - это:

q личное послание миру;

q способ выразить свое уважение и любовь к людям;

q мост между «Я» и «Они»;

q образ человека, глазами других людей;

q картинка личности и ее привлекательность для других людей;

q то, как большинство людей воспринимают нас обычно;

q мнение группы о нас;

q репутация;

q стиль жизни;

q совокупность стереотипов, которые закрепились за нами в сознании людей;

q групповая фантазия по поводу конкретного человека;

q управляемое впечатление;

q продукт особой деятельности имиджмейкеров;

q наша публичная маска, постоянная роль, которую мы сознательно или бессознательно играем в обществе;

q наше представление о себе, которое передается окружающим;

q наше самоощущение;

q наше Я, обращенное вовне.

Мы видим, что все перечисленные варианты имеют право на существование. Они не исключают, а гармонично дополняют друг друга. Каждый из нас может выбрать то значение, которое наиболее соответствует его личному видению.

Обобщая различные взгляды, мы приходим к следующему определению: имидж - это эмоционально окрашенный публичный образ кого-либо/чего-либо, принимающий форму устойчивого социального стереотипа.

Носитель имиджа называется его субъектом, прототипом или прообразом. Потребитель имиджа - объектом или имиджевой аудиторией.

Как социально-психологический феномен имидж имеет ряд особенностей. Имидж:

· формируется в процессе непосредственного или опосредованного взаимодействия людей;

· одновременно зависит и от качеств своего прототипа, и от особенностей окружающих людей;

· выступает в форме обобщенного группового образа/представления, постепенно принимающего форму социального стереотипа;

· имеет символическую форму;

· требует специальных усилий со стороны носителя.

На построение и изменение имиджа требуется длительное время, нередко измеряемое годами.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • 2. Сущность имиджа педагога-психолога в общей системе взаимодействия, значение его внешнего вида
  • Заключение
  • Список литературы
  • Введение

Понятие image в последние годы прочно входит в словарь современного человека. Что же такое имидж?

Многие справочные издания раскрывают содержание понятия имидж, трактуя его как целенаправленно формируемый образ; как сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ; как набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью; или как мысленное представление чего-то ранее видимого...конкретного или абстрактного, сильно напоминающего... в представлении о другом.

Таким образом, чаще всего понятие имидж расшифровывается как сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо.

В России понятие имидж стало предметом общественного внимания и научного анализа лишь в конце XX столетия. Массовый читатель был осведомлен в этой сфере благодаря отдельным популярным публикациям зарубежных практиков-дизайнеров, визажистов, парикмахеров. В середине 90-х годов появились первые серьезные отечественные разработки по имиджированию, посвященные психологическим аспектам формирования имиджей (Р.Ф. Ромашкина, Е.И. Манякина, Е.В. Гришунина, П.С. Гуревич, Ф.А. Кузин, В.Д. Попов, Б. Г Ушиков, В.М. Шепель, И.А. Федоров и др.).

Существует ли специфический имидж педагога? -- задает вопрос известный отечественный психолог Л.М. Митина и утвердительно отвечает на него: Педагога определяют в непрофессиональной среде очень быстро. Причину подобного автор видит в том, что «...большинство педагогов загоняют в прокрустово ложе устаревших и неконструктивных традиций и правил свою индивидуальность, самобытность....».

В данной работе мы изучим вопросы внешнего вида педагога-психолога и его имиджа в общей системе взаимодействия.

1. Социально-психологические основы имиджа педагога-психолога

Рассмотрение содержания работ, относящихся к психологии познания людьми друг друга, выполненных известными отечественными и зарубежными психологами в последнее время, позволяет четко увидеть определенные тенденции, характеризующие развитие этого направления. Опираясь на теорию формирования человека, как субъекта труда, познания и общения, развития личности в процессе деятельности и общения, проанализируем основные положения процесса познания человека человеком с учетом его возрастных, индивидуальных и профессиональных особенностей.

Имидж, обладает сходными со стереотипом свойствами: ярко выраженной эмоциональной оценкой, устойчивостью у представителей различных социальных групп, схематичностью. С установкой имидж роднит то, что сформированный имидж влияет на готовность к совершению определенных действий по отношению к оцениваемому объекту.

Однако, как нам представляется, имидж обладает рядом особенностей, позволяющих говорить о нем как об обособленном механизме социальной перцепции.

Имидж - это специально конструируемый образ для потенциальных обучающихся и всех участников целостного педагогического процесса, который должен соответствовать их ожиданиями и потребностям . В имидже изначально, по сути, задается: схематичность и неполнота, а также положительная направленность эмоционального оценивания. Положительная оценка, присущая имиджу, крайне важна, так как является залогом устойчивости предприятия в кризисных ситуациях и гарантией успеха политика на выборах. Имидж играет роль и имеет место при опосредованном общении больших групп людей, когда основным источником информации об образовательном учреждении, школе или конкретном педагоге являются средства массовой коммуникации.

Таким образом, имидж как результат перцепции человека или учреждения гораздо в меньшей степени основан на чувственном восприятии или непосредственном контакте субъекта с объектом, нежели другие установочные знания .

Мы берем за основу определение, приведенное В.Н. Куницыной, о том, что имидж - образ, представление, методом ассоциаций наделяющий объект дополнительными ценностями, не имеющими основания в реальных свойствах самого объекта, но обладающими социальной значимостью для воспринимающего этот объект. Наше определение распространяется на все случаи употребления понятия, имеется ли в виду имидж педагога, имидж школы или имидж учреждений образования. Отличие имиджа педагога и имиджа школы, на наш взгляд, заключается только в том, что при перцепции предприятия отсутствует опора на реальный, осязаемый и воспринимаемый объект, на «функциональные» характеристики, присущие в той или иной степени педагогу или лидеру.

В педагогике, а также в ряде других наук, «имидж» получил свое заслуженное признание. Появление педагога в ореоле человека, создающего свой собственный имидж, позволил говорить о появлении новой отрасли имиджелогии - педагогической имиджелогии. В общепризнанном и нашем представлении, имидж педагога - экспрессивно окрашенный стереотип ощущения образа педагога в представлении коллектива учащихся, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа преподавателя, существующие качества органически переплетаются с теми свойствами, которые приписываются окружающими людьми.

Тем не менее, педагогическая имиджелогия - принципиально новая ветвь, отчасти модная и работающая на аудиторию. Педагогическая имиджелогия позволяет иначе взглянуть на преподавание в высших учебных заведениях и на самого педагога.

Иными словами, в рамках педагогической имиджелогии имидж педагога рассматривается как продукт особой деятельности по созданию или преобразованию имиджа, как результат приложения целенаправленных профессиональных усилий. Этим, в частности, объясняется то, почему определения и положения имиджелогии не следует некритически переносить в область социальной психологии имиджа, цель которой - теоретическое отражение имиджа как объективного социально-психологического явления, познание тех объективных социально-психологических закономерностей, которые лежат в основе его возникновения и функционирования и которые в той или иной мере, соответствующей степени их осознания, могут быть использованы в практической имиджелогии. Социально-психологическое определение имиджа должно учитывать его двойственную природу - социальную и психологическую. Будучи образом субъекта для социальной группы, имидж в определенном смысле является в то же самое время и образом данной группы для данного субъекта, так как построение имиджа происходит в соответствии с осознанными или неосознанными представлениями субъекта о характеристиках группы, для которой строится имидж. Имидж нельзя рассматривать лишь как феномен психической жизни индивида, но в то же время неверно описывать его и как исключительно проявление внешних по отношению к индивиду факторов, в том числе и воздействия группы. Он является проявлением работы психики по согласованию ее собственных импульсов с индивидуальным и групповым опытом.

С учетом всего сказанного, можно предложить следующее социально-психологическое определение имиджа педагога: имидж - это символический образ субъекта, создаваемый в процессе субъект-субъектного взаимодействия педагога с участниками целостного педагогического процесса.

В современном, потерявшем многие былые ориентиры российском обществе профессия педагога утратила былые высоты, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения. Конечно, требуется государственная поддержка педагога. Но всегда ли только экономический фактор определяет имидж педагога и отношение к нему со стороны учащихся и родителей? Что могут сделать сами педагоги, чтобы поднять престиж профессии?

Ответ на этот вопрос во многом связан с индивидуальными имиджами каждого педагога, ведь общее представление о любой профессии формируется в результате вычленения в общественном сознании типичных особенностей ее представителей.

Отношение к имиджу у самих педагогов разное. Отрицательно относятся к нему те представители старшего поколения учителей, которые его понимают как маску. Они убеждены в приоритете внутреннего содержания над внешним и считают, что главное быть, а не казаться. Всякие разговоры про имидж педагога воспринимаются им настороженно, как призыв быть неискренним .

Однако сторонники такой позиции забывают о том, что одним из результатов восприятия педагога учеником является формирование образа педагога. Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Процесс построения имиджа зависит как от самого педагога, так и от индивидуальных особенностей ученика, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов.

Есть и другая сторона проблемы -- педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!

Современными отечественными исследователями выявлено противоречие в значимости личностного имиджа педагога для учеников и учителей. Поданным Е. Русской, в списке десяти профессионально значимых качеств педагога в конце XX столетия имидж занимает второе место с точки зрения детей и лишь восьмое -- с точки зрения самих учителей.

Имидж педагога проявляется в некоторой обобщенной форме, которая может содержать следующие структурные компоненты: индивидуальные характеристики, личностные, коммуникативные, деятельностные и внешнеповеденческие.

В образе конкретного педагога соединяются индивидуальный, профессиональный и возрастной имиджи. Окружающие выносят суждения как о личностных, возрастных, половых, так и о чисто профессиональных качествах педагога.

В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.

2. Сущность имиджа педагога-психолога в общей системе взаимодействия , значение его внешнего вида

Сегодня профессиональные социально-гуманитарные знания, педагогические умения не обеспечивают современному педагогу достижения высокого уровня успешности в избранной сфере деятельности. Необходимо умение располагать к себе людей, а, значит, заботиться о своем имидже.

Многие думают, что имидж необходим только политикам и бизнесменам, менеджерам, общественным деятелям. Это неверно. Имиджелогия - наука о технологии личного обаяния - считает, что своим имиджем необходимо заниматься всем, чья профессиональная деятельность связана с людьми. Для педагогов, чья деятельность реализуется главным образом в общении с людьми, проблема имиджа имеет особо важное значение. Но в педагогической сфере далеко не все озабочены тем, какое впечатление они производят на окружающих. Педагога слишком занижают значение своего имиджа. А ведь имидж - своеобразный инструмент, помогающий выстраивать отношения с окружающими, тем более 85% людей строят свое первое впечатление на основе внешних данных собеседника. Если внешность педагога привлекательна, ему легче склонить на свою сторону собеседника или аудиторию. Точно также можно оттолкнуть от себя людей неприглядным внешним видом .

«Имидж» - это слово, которое появилось в нашем языке в конце 80-х годов. В переводе с английского оно значит «образ». Причем под образом нужно понимать не только визуальный, зрительный образ (вид, облик), но и образ мышления, действий, поступков. Это и умение общаться, искусство говорить и, особенно, слушать. Правильно выбранный тон разговора, тембр голоса, изящество движений во многом определяет тот образ, в котором педагог-психолог предстает перед учениками и коллегами. Вместе с тактом, образованием, деловыми качествами наша внешность является либо продолжением наших достоинств, либо становится еще одной отрицательной чертой, мешающей жизни и карьере. Иначе говоря, русское слово «образ» должно употребляться в широком смысле - как представление о человеке.

Большинство ученых включает в это понятие не только внешность человека, определяемую его анатомическими особенностями и стилем одежды, но практически все характеристики, доступные восприятию. Так, психолог П. Берд пишет, что имидж - это «полная картинка о вас», которую вы представляете другим. Она включает то, как вы выглядите, говорите, одеваетесь, действуете; ваши умения, вашу осанку, позу и язык тела; ваши аксессуары, ваше окружение. Отдельные специалисты, которые в своей практической деятельности специализируются именно на улучшении внешности клиента, употребляют термин «имидж» в узком значении, подразумевая под ним только собственно внешность (лицо, прическу, стиль одежды и т.д.).

Итак, имидж - целенаправленно сформированное представление, наделяющее объект дополнительными ценностями, благодаря чему способствующее эффективному взаимопониманию и влиянию. Пути построения имиджа осуществляются с помощью как природных качеств индивида, так и специально выработанных. Эти проблемы исследует имиджелогия, которая функционирует во взаимодействии со всем комплексом социальных наук. Особые профессиональные и общественные функции педагога, необходимость быть всегда на виду у своих воспитанников, их родителей, широкой общественности предъявляют повышенные требования к личности педагога, его моральному облику. Это, в свою очередь, определяет успешность педагогической деятельности. Для педагога необходимо единство внутреннего содержания, деятельности и внешнего облика. Поэтому следует отдельно рассмотреть структуру имиджа педагога. .

Вспомним поговорку: «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Для многих людей информация, полученная от зрительного образа, является единственным «банком данных» о человеке, и на этом основании они выстраивают свои отношения. И, чем точнее создан образ педагога, тем легче людям общаться с ним, и тем меньше сил потребуется, чтобы найти общий язык со своими учениками.

Поэтому можно сделать вывод, что эффект личного обаяния играет едва ли не главную роль в работе педагога, порой является едва ли не единственным аргументом в решении проблемных ситуаций. Обаятельный облик педагога оказывает мощное положительное психотерапевтическое воздействие на его подопечных.

Первым шагом на пути к созданию «эффекта ореола», думаем, можно считать работу над собственным имиджем. Визуальная привлекательность - первостепенная составная имиджа педагога. Здесь значение имеет и цветовая гамма рабочего костюма, и правильно выполненный макияж, и модная стрижка или укладка.

Однако просто иметь соответствующий внешний вид явно недостаточно. Необходимо, чтобы сам педагог-психолог чувствовал себя комфортно, и чтобы его уверенность передалась аудитории. Если педагог знает, что хорошо одет, удачно причесан, находится в сносной физической форме, то он будет уверенным в себе. Если же педагог почувствует, что у него что-то не так, что-то не соответствует его собственным стандартам, то он невольно начнет сосредотачиваться именно на этой детали, что будет постоянно отвлекать его внимание. Если же внешность педагога привлекательна, то он может склонить аудиторию на свою сторону еще до того, как произнесет первое слово.

Поэтому при выборе одежды, необходимо помнить о сочетании цвета и рисунка, о броских деталях, отвлекающих внимание. Подбирая минимальный гардероб, следует учитывать комбинации цветов, чтобы можно было варьировать различные детали одежды. Лучше всего выбирать натуральные ткани или ткани с добавлением синтетики. Костюм должен быть хорошо скроен, безукоризненно пригнан и сшит.

Волосы должны достойным образом обрамлять лицо. Они не должны доминировать, затенять привлекательные черты или привлекать к себе чрезмерное внимание. Откидывание волос от глаз, перекладывание прядей и прочая суета - все это отвлекающие жесты .

Помимо этого, многие профессиональные современные педагоги своим успехом обязаны и голосу. Так же, как и о внешнем виде, люди составляют свое суждение о голосе в течение нескольких секунд. Голос - это то звучание, которое произносит человек при помощи колебания связок, находящихся в горле. Это звучание и есть техническое обеспечение речи педагога. Голос педагога имеет огромное значение: он является средством, которое может возвысить значимость речи, но он нередко выступает средством и нивелировки значимости речи, преобразует ее потенциальное позитивное влияние в нечто противоположное - в агент разлагающего воздействия.

Голос должен содействовать успешности педагога. Некоторые компании за рубежом посылают своих сотрудников на семинары и частные курсы по постановке голоса. Там профессионально ставят правильное произношение, четкую артикуляцию. Подопечные будут охотнее слушать педагога, если у него приятный голос. Неважно, какой голос достался от рождения. Благодаря систематическим упражнениям, педагог сможет избавиться от акцента, научиться четко артикулировать и правильно произносить звуки.

Работа над собственной техникой речи может сыграть положительную роль в профессиональном становлении молодого специалиста и повышении успешности в деятельности педагога со стажем.

Так называемый «невербальный» имидж связан с тем, насколько мы обладаем приятными манерами, под которыми подразумеваются жесты, мимика, поза, походка. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают установление коммуникационных связей с людьми.

Характеризуя невербальные действия педагога как признак, выражающий отношение к детям, следует проследить изменение голоса в следующих ситуациях: сначала вальяжно сесть на стуле, скрестив ноги, и обратиться к воображаемому абстрактному человеку. Затем, в измененном положении: корпус наклонен немного вперед. В обоих случаях фиксируется интонация голоса.

Проиллюстрировав результаты можно заметить, как поза педагога влияет на содержание речи и интонацию голоса: во втором случае будет скорее пожелание, вежливое обращение, в первом же просьбы не получится, а будет каприз, приказ. Расположение корпуса тела педагога в акте взаимодействия с учащимися имеет существенное значение. Легкий наклон корпуса вперед, легкий наклон головы в сторону и улыбка - не только располагающе влияют на аудиторию, но и заставляют разделить точку зрения педагога.

Характеризуя язык жестов как систему телодвижений, используемую в качестве средства общения наряду с вербальной речью, можно показать, как язык жестов связывается с культурными традициями народов, социальных групп. Так, к примеру, с помощью жестикуляции во время речевой заминки как бы временно «выручает», «защищает» от нападения оппонента: размашистость и решительность жестов говорит о волевых качествах педагога; нервические подергивания тела свидетельствуют о неуверенности человека, психологическом дискомфорте.

Говоря о походке педагога, целесообразно подчеркнуть, что она также является выражением его имиджа. Сутуловатая фигура педагога, затяжеленно, размеренно передвигающаяся по кабинету, настраивает учащихся на выполнение педагогических требований, держит их в психологическом напряжении. Легкая, "порхающая" походка, напротив, расслабляюще действует на детей и способна вызвать у них противоположный настрой. Она в меньшей степени мобилизует учащихся на выполнение учебных заданий. В этом случае внимание школьников скорее будет сосредоточено на экстравагантности педагога, чем на важности учебного материала.

Отмечая выразительность движения мышц лица (мимику), как проявление человеческих чувств, переживаний, эмоций, следует обратить внимание на то, что зачастую начинающий педагог-психолог не умеет управлять своим лицом и мимические реакции опережают речевые. Дети очень наблюдательные и точно сопоставляют микромимические реакции со смысловым содержанием речи педагога. Если в результате сопоставления вербальной и невербальной речи они невольно чувствуют фальшь, обман, лицемерие, то педагог-психолог, обнаруживший это однажды, не будет пользоваться личностным доверием учащихся.

Немаловажное значение имеет и образ жизни педагога. Имидж образа жизни педагога - это то, как люди воспринимают его личную жизнь, отношения с окружающими и домочадцами, его моральные принципы, достоинство, поведение и характер. Иногда бывает, что все элементы мощного имиджа на месте, но он все равно не работает. Совсем не обязательно, чтобы люди любили педагога, просто он должен им нравиться.

Конечно, создание позитивного имиджа педагога - непростая задача в наше проблемное время. Личное обаяние нередко «вырабатывается». Оно требует огромной работы над собой, но приносит хорошие плоды: формирует позитивные по отношению к педагогу установки окружающих, делает общение с ним приятным и комфортным. Кризис в обществе, семье, недостойная заработная плата, интенсивный труд, вынужденные повышенные учебные нагрузки, конфликтогенность школьных социумов, отсутствие авторитета педагога - все это не располагает к работе над собой .

Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку.

Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д.

Эмоционально богатый педагог-психолог, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий..., способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.

В ситуации, когда значение внешнего вида педагога становится во главу условий первого успеха, согласно социологическим исследованиям (по данным В.М. Шепеля, 1997), только 19% учителей удовлетворены своим внешним видом. Вот проблема, которую надо решать незамедлительно! -- призывает В.М. Шепель.

На педагога смотрят внимательно. Образ педагога сохраняется в памяти в самых ярких внешних характеристиках. Примером тому могут служить воспоминания различных писателей и публицистов.

Грамотно реализовать функцию самоподачи в педагогическом общении педагогу важно, особенно в момент формирования первого впечатления о себе. Как показывают исследования, 25% начинающих учителей испытывают наибольшие затруднения в ситуациях первого контакта с учениками.

Феномен первого впечатления во многих случаях определяет дальнейшую динамику процесса взаимодействия. Первое впечатление ученика об учителе является важнейшей стороной взаимодействия в учебной деятельности, -- писал А.А. Бодалев.

На основе первого впечатления формируется изначальный и нередко довольно устойчивый стереотип восприятия педагога. Первое впечатление об учителе играет большую роль в возникновении педагогического воздействия, влияния на детей.

Формируя стратегию и тактику самоподачи, необходимо учитывать, что 85% людей строят свое первое впечатление на основе внешнего облика человека (по данным Н.В. Панферова). Еще Н.Д. Левитов в своих исследованиях, проведенных в 40-е годы XX столетия, отмечал, что в первом впечатлении об учителе учащиеся оказываются более солидарными между собой, чем в последующих.

3. Причины необходимости создания имиджа педагога и его понимание

В основе понятия "имидж" лежит латинское слово imago, которое означает образ, облик, картину, подобие. Правда, в глубокой древности это слово уже употреблялось в переносном смысле для обозначения посмертных восковых масок, снабженных текстом, в котором отображался библиографический характер "воссозданного" образа. В начале XX века возникло формалистическое течение популярных поэтов лириков - "имажинизм", сторонники которого придавали самодовлеющее значение художественному образу, как правило, вычурному, осложненному. В настоящее время понятие "имидж" активно используется в сфере предпринимательства как основное средство психологического воздействия на потребителя, имидж стал элементом теории и практики "Паблик рилейшнз", прочно войдя в общественную жизнь.

Имидж возник как следствие социальных потребностей и призван обеспечивать эффективную деятельность по их удовлетворению. Стартовой точкой возникновения имиджа является спровоцированное социумом желание нравиться, чтобы достигать своих эгоистических целей. В современных педагогических словарях имидж педагога определяется как эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. Имидж должен отражать личностные качества педагога: профессиональную компетентность, творческий и духовно-нравственный потенциал, владение прогрессивными технологиями обучения и воспитания, способность к непрерывному образованию. Имидж педагога выполняет следующие функции: профессиональную - в контексте педагогической деятельности способствует выполнению профессиональной функции обеспечение высокого качества обучения и воспитания); социальную - способствует развитию творческой активности учащихся, повышению статуса и престижа профессии педагога, повышению общественной значимости этой профессии; духовно-нравственную - оказывает влияние на формирование личности ученика, проявляющуюся в отношении к окружающим людям, к природе, к предметному миру, к духовным ценностям, нравственных качеств учащихся (ненасилие, сотрудничество, честность, доброта, уважение к другим людям); визуальную - оказывает влияние на формирование положительного внешнего впечатления, воспитывает культуру внешности.

Словосочетание "имидж педагога" является сравнительно новым для педагогической науки. И в этой связи интересно узнать, как сами практикующие педагоги и будущие педагога понимают это словосочетание и что вкладывают в его смысл. В опросе приняло участие 433 человека (педагога московских школ и студенты педагогического вуза МГПУ).

Полученные ответы учителей и студентов не представляли принципиальной разницы. Обе категории сходятся во мнении и под имиджем педагога понимают совокупность качеств: внешний вид (50%), культура поведения (34%), профессионализм (20%), внутренние принципы (16%), образ педагога (15%), личностные качества (11%), умение производить впечатление (8%). Таким образом, можно сказать, что в общественном сознании практикующих и будущих педагогов имидж педагога понимается как совокупность внешних и внутренних индивидуальных, личностных и профессиональных качеств педагога. Индивидуальный имидж педагога - это гармоничная совокупность внешних и внутренних, индивидуальных, личностных и профессиональных качеств педагога, призванных продемонстрировать его желания, готовность и способность к субъект - субъектному общению с участниками образовательного процесса. Этого определения будем придерживаться и мы в своем исследовании. Образ педагога, его имидж - это совокупность качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью. Он синонимичен персонификации, но более обобщен, поскольку в него включены как естественные свойства личности, так и специально наработанные, созданные искусственно. Имидж необходимо рассматривать как часть целой структуры авторитета. Приведение имиджа педагога в состояние, соответствующее целям управления учебно-воспитательным процессом - важный момент в формировании авторитета педагога. Создание привлекательного имиджа педагога является существенным фактором для построения авторитетных отношений. Педагог-психолог часто рассматривается окружающими как символ образовательного учреждения. Поэтому позитивный имидж педагога является важной составляющей имиджа общеобразовательного учреждения. Он находится в неразрывной связи и является компонентом общей структуры имиджа общеобразовательного учреждения .

Имидж педагога во многом зависит от его педагогического стиля. В древнем мире стилем называли литературный слог, индивидуальную творческую манеру. Понятие "стиль" многозначное. Под стилем педагога обычно понимают стиль его работы, стиль взаимоотношений между участниками образовательного процесса (педагог-психолог - ученик, педагог-психолог - педагог-психолог, педагог-психолог - администрация), контакты с родителями учащихся, манеры поведения и привычки педагога, характеризующиеся особенными отличительными чертами. В контексте того, что педагог-психолог является руководителем ученического коллектива, можно говорить о стиле педагогического руководства. Стиль руководства выражается в том, какими приемами педагог-психолог побуждает коллектив к действию, к инициативному и творческому решению задач, стоящих перед классом, как контролирует результаты деятельности. Обычно стиль отличается устойчивостью, но устойчивость эта относительна, поскольку стилю присуща и определенная динамика. Умение быть мобильным в стилевых проявлениях рассматривается как достоинство и многими исследователями ценится так высоко, что, по их заверению, "наилучший тип руководителя - это динамический" и что "умение руководить - это умение менять стиль руководства". Наиболее распространенной классификацией стилей руководства является их деление на авторитарный, либеральный и демократический. Педагог-психолог, придерживающийся авторитарного стиля, единолично решает все вопросы жизнедеятельности класса, определяет каждую конкретную цель, исходя лишь из собственных установок, строго контролирует решение любой задачи и субъективно оценивает результаты. Ему в большей мере характерно требовательное и в меньшей степени уважительное отношение к учащимся. Авторитарный педагог может добиться слепого подчинения путем диктата, нажима, психологического давления.

Важно обратить внимание на то, что учащиеся, как правило, боятся такого педагога. Дети внешне заискивают перед ним и одновременно награждают его обидными прозвищами. Авторитарному педагогу в большинстве случаев не доверяют. Противодействие школьников властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению конфликтных ситуаций.

Либеральный стиль реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами школы и учащихся. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Для либерального стиля в большей мере характерно уважительное и в меньшей степени требовательное отношение к учащимся. Авторитетом среди детей такой педагог-психолог не пользуется, так как школьники чувствуют его психологическую слабость; он непоследователен в своих действиях, разбросан, часто свои требования не доводит до логического завершения. Атмосфера в классе нерабочая, дисциплина неудовлетворительная. Несмотря на кажущуюся противоположность либерального и авторитарного стилей, у них есть общие особенности: дистанционные отношения между педагогом и учениками, отсутствие между ними доверия, обособленность и отчужденность педагога, демонстративное подчеркивание им своего доминирующего положения. Демократический стиль предполагает, что педагог-психолог ориентирован на развитие активности учащихся, привлечение каждого ребенка к решению общих задач.

Демократический стиль более приемлем в реализации учебно-воспитательного процесса. Педагог-психолог, проявляющий в равной мере высокий уровень требовательности и уважения к учащимся, пользуется доверием и авторитетом у коллег, к его мнению прислушиваются, часто обращаются за помощью. Основная особенность этого стиля - взаимоприятие и взаимоориентация. Для формирования позитивного имиджа педагогу необходимо обладать демократическим стилем взаимодействия с учащимися, создавать «мажорный» психологический климат в классе и поощрять открытость и доверие учеников. Мы уже говорили о том, что все компоненты структуры имиджа взаимосвязаны и взаимодополняемы. Так, несмотря на то, что стиль деятельности педагога является частью профессионального компонента, в нем проявляются и личностные качества, преломленные в определенной степени через призму особенностей и потребностей руководимого им коллектива; общая и профессиональная культура, отражающая общую и профессиональную ценностные ориентации; особенности характера и темперамента. Психологический тип личности педагога выступает и как условие профессионального стиля деятельности. Стиль деятельности педагога во многом характеризуют отношения с учениками. Стиль отношений во многом складывается подсознательно и постепенно, но это не значит, что стиль формируется стихийно. Процесс становления стиля деятельности следует рассматривать как сложный процесс, длящийся достаточно долго. К тому же тот или иной стиль руководства в чистом виде встречается редко .

В реальной педагогической практике чаще всего имеют место "смешанные" стили. Педагогическую технику также необходимо рассматривать как структурную единицу профессионального компонента общей структуры имиджа педагога.

Педагогическая техника относится к средствам выразительного воздействия при решении самых разнообразных задач обучения и воспитания, ее следует рассматривать как одно из слагаемых педагогической технологии, выступающим в виде совокупности умений по использованию своего психофизиологического аппарата как инструмента воздействия. Но весь профессиональный компонент имиджа педагога пронизан личностным содержанием: и культура, и ценности, и характер - все находит свое отражение в профессиональном компоненте.

Заключение

Таким образом, в педагогике, а также в ряде других наук, «имидж» получил свое заслуженное признание. Появление педагога в ореоле человека, создающего свой собственный имидж, позволил говорить о появлении новой отрасли имиджелогии - педагогической имиджелогии. В общепризнанном и нашем представлении, имидж педагога - экспрессивно окрашенный стереотип ощущения образа педагога в представлении коллектива учащихся, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа преподавателя, существующие качества органически переплетаются с теми свойствами, которые приписываются окружающими людьми. Тем не менее, педагогическая имиджелогия - принципиально новая ветвь, отчасти модная и работающая на аудиторию. Педагогическая имиджелогия позволяет иначе взглянуть на преподавание в высших учебных заведениях и на самого педагога.

В современном, потерявшем многие былые ориентиры российском обществе профессия педагога утратила былые высоты, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения. Конечно, требуется государственная поддержка педагога.

Современными отечественными исследователями выявлено противоречие в значимости личностного имиджа педагога для учеников и учителей. Имидж педагога проявляется в некоторой обобщенной форме, которая может содержать следующие структурные компоненты: индивидуальные характеристики, личностные, коммуникативные, деятельностные и внешнеповеденческие. В образе конкретного педагога соединяются индивидуальный, профессиональный и возрастной имиджи. Окружающие выносят суждения как о личностных, возрастных, половых, так и о чисто профессиональных качествах педагога.

Конечно, создание позитивного имиджа педагога - непростая задача в наше проблемное время. Личное обаяние нередко «вырабатывается». Оно требует огромной работы над собой, но приносит хорошие плоды: формирует позитивные по отношению к педагогу установки окружающих, делает общение с ним приятным и комфортным.

Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

Список литературы

1. Вилсон Г. Язык жестов - путь к успеху - СПб: Изд."Питер", 2006. - 224 с.

2. Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь живого великорусского языка. - М.: Эксмо, 2007 - 896 с.

3. Капустина З. Имидж современного педагога // М.: Учитель. - 2006 - №1.- 298 с..

4. Оводова А.Г. Имидж современного педагога // М.: Начальная школа плюс до и после. - 2004 - №5. - 189 с.

5. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: Учеб. пособие / Е.Б. Перелыгина. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 223 с.

6. Яковлев С. Имидж учителя: каким ему быть? О стиле педагогических отношений с учащимися. // М.: Учитель. - 2008. - №1. - 234 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Общие и специальные требования к личности педагога-психолога. Создание имиджа профессионального психолога. Этические принципы психологической и педагогической деятельности. Виды помощи педагога-психолога и правила ведения диагностики и консультирования.

    реферат , добавлен 28.08.2011

    Развитие профессионального мышления студентов на основе изучения дисциплины "Направления деятельности и должностные обязанности педагога-психолога и социального педагога". Принципы и достижения мировой и отечественной психолого-педагогической науки.

    методичка , добавлен 20.02.2010

    План работы педагога-психолога. Диагностическое исследование личности педагога. Стиль управления персоналом. Самооценка и экспертная оценка лидерских качеств. Диагностика эмоционального "выгорания" личности. Доминирующие стратегии конфликтного поведения.

    отчет по практике , добавлен 27.03.2016

    Специфические особенности и направления деятельности психолога в дошкольном образовательном учреждении. Принципы планирования и разработки развивающих и психокоррекционных программ, критерии оценки их эффективности. Анализ качеств личности психолога.

    отчет по практике , добавлен 23.07.2015

    Теоретическое обоснование природы и психологии имиджа учителя. Вербальные и невербальные средства общения как важные составляющие имиджа. Характеристика механизмов формирования образа в психике. Изучение основных элементов построения имиджа учителя.

    реферат , добавлен 17.01.2013

    Наркомания и связанная с ней преступность. Индивидуально-психологические особенности наркозависимых. Индивидуальная профилактическая работа по проблеме наркомании. Направления работы педагога-психолога по профилактике наркомании среди несовершеннолетних.

    курсовая работа , добавлен 19.07.2009

    Направления работы психологической службы в школе. Цели и задачи работы педагога-психолога. Основные проблемы, с которыми обращаются к психологу. Практика проведения психодиагностики ребят младшего школьного возраста, используемые при этом методики.

    отчет по практике , добавлен 18.04.2013

    Цели и задачи образовательного учреждения. Принципы в работе психолога образователного учреждения. Продолжительность различных видов работ педагога-психолога образования. Этические принципы и правила работы практического психолога. Кабинет психолога.

    отчет по практике , добавлен 27.02.2007

    Характеристика детского дошкольного учреждения, структура его финансовой и хозяйственной деятельности. Анализ организации образовательного процесса. Особенности деятельности педагога-психолога детского сада. Психодиагностическое обследование детей.

    дипломная работа , добавлен 12.04.2014

    Понятие имиджа. Функции имиджа. Имиджмейкер. Имиджмейкинг. Понятие имиджмейкинга. Создание долгосрочного имиджа. "Быстрый" имидж. Технологии защиты имиджа. Сущность процесса формирования имиджа. Компоненты имиджа.


реферат по имиджелогии на тему: Имидж профессии психолог. Объём - 20-30страниц. Теория.

Введение
Конец XX в. принес в нашу жизнь явление, которого не существовало в ней легально с 1936 г. Стали появляться так называемые практические психологи, которые предлагают обществу совершенно специфические виды услуг: определение готовности ребенка к школе, психологическое обеспечение бизнес-планов, психологическую характеристику членов рабочих коллективов и прогноз их совместимости и т. п. Имидж практического психолога оказывает мощное психологическое воздействие на его целевую аудиторию и на него самого.
Многие справочные издания раскрывают содержание понятия имидж, трактуя его как целенаправленно формируемый образ; как сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ; как набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью; или как мысленное представление чего-то ранее видимого в представлении о другом. Таким образом, чаще всего понятие имидж расшифровывается как сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо. Имидж профессии – это совокупное общественное восприятие данной профессии многими людьми. Впечатление о профессии формируется путем собственного опыта, на основе мнений и слухов, циркулирующих в обществе, сообщений средств массовой информации .
Различные аспекты имиджа профессии «психолог» затрагивали в своих работах В.Л. Бозаджиев, Т.Г. Довженок, О.В. Мартыненко, В.П. Ососков, Е.Б. Перелыгина, В.В. Фадеев, Е.Ф. Платаш и другие авторы.
Цель данной работы – рассмотреть проблему имиджа профессии «психолог».

1.Имидж как научное понятие
Термин «имидж» в последние годы очень широко используется, но следует отметить, что и на сегодняшний день однозначного толкования имиджа не существует. Иногда высказывают крайние точки зрения - от признания того, что имидж можно и нужно формировать, учитывая специфику воспринимающего субъекта, до утверждений о неэтичности целенаправленного формирования имиджа как средства манипулирования сознанием и поведением людей. Более осторожные ученые считают, что имидж не приспособляем к каким-либо ситуациям, он статичен, так как определен генезисом и социумом.
Социологический словарь дает два толкования термину «имидж» (от англ. image - образ, представление):
Внешний образ, создаваемый субъектом, с целью вызвать определенное впечатление, мнение, отношение у других.
Совокупность свойств, приписываемых рекламой, пропагандой, модой, предрассудками, традицией и т. д. объекту с целью вызвать определенные реакции по отношению к нему .
В России в семидесятых годах ХХ века имидж рассматривали только как средство манипулирования массовым сознанием. В девяностых годах В.М.Шепелем была сформирована новая отрасль - имиджелогия, как наука о технологии личного обаяния, благодаря чему было преодолено стереотипное представление об имидже. Параллельно появились теоретические и практические работы, посвященные этой проблеме, таких авторов, как П.С.Гуревич, А.Н.Жмыриков, Е.В.Егорова - Гантман..................................

Заключение
Профессиональный имидж психолога – это сложившийся в массовом сознании эмоционально окрашенный образ психолога, включающий в себя особенности и качества личности, необходимые психологу, как профессионалу.
Как показывает практи¬ка, в сознании общественности профессиональная психология представлена весьма приблизитель¬но, основываясь на своего рода мифах, порожденных обыденными мнениями, слухами, популярным телепередачами, имид¬жем и высказываниями знакомых пси¬хологов. И.В. Вачков с соавторами в книге «Введение в профессию «психолог» систематизировал мифы о психологии и психологах, выделив 5 основных. Во втором параграфе работы представлено их содержание и комментарий к ним. Они касаются представлений, что психолог «видит людей насквозь»; от природы наделен особыми способностями к общению и пониманию других; психолог - человек, умеющий управлять поведением, чув¬ствами, мыслями других; досконально знает самого себя и владеет собой в любых обстоятельствах; психолог - мудрец, знающий о жизни больше других, и его миссия - указывать истинный путь страдающим, запутавшимся людям советами и наставлениями.
В.Л. Бозаджиев, проведя анализ литературы, пришел к выводу, что в современном российском обществе пока еще не сложилось адекватное представление о профессии психолога, о целях, задачах и средствах его работы. Проведенное В.Л. Бозаджиевым совместно с С.Ю. Рыжковой исследование показало, что для людей имеет значение и опыт психолога, уровень его профессионализма, и его внешность, и умение грамотно говорить, вести диалог. Для них важен и возраст психолога, и его пол, стиль одежды и другие характеристики, которые относятся к имиджформирующим.
В работе затрагивались результаты исследования имиджа профессии психолога, проведенного на «Сервере виртуальных исследований» по принципу открытого опроса. Рассматривались следующие вопросы: с кем ассоциируется специалист-психолог; вопрос «психологи нужны для…»; вопрос о смысле профессии психолога; о характерных для специлиста качествах; о том, кто обращается за консультацией к психологу, и о том, что люди получают в результате работы с психологом. Обнаружено, что имидж профессии психолога в общественном сознании противоречив (респонденты в процесс опроса давали взаимоисключающие ответы о личностных качествах профессионального психолога) и биполярен (от признания ценности психолога как специалиста до отрицания необходимости данной профессии в социуме), вызывает противоположные чувства.
Что могут сделать сами психологи, чтобы поднять престиж профессии? Ответ на этот вопрос во многом связан с индивидуальными имиджами каждого психолога, ведь общее представление о любой профессии формируется в результате вычленения в общественном сознании типичных особенностей ее представителей.

Список литературы
1. Абрамова Г.С. Практическая психология - М.: Деловая книга, 1997. – 368 с.
2. Бозаджиев В.Л. Имидж психолога – М.: Академия Естествознания, 2009. – 219 с
3. Вачков И. В. Введение в профессию «психолог»: Учеб. пособие. – М. : Издатель¬ство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. - 464 с.
4. Довженок Т.Г. Жесты в формировании профессионального имиджа психолога как средства эффективной коммуникации // Теория и практика современной психологии: Международная научно-практическая конференция. – 2002. - №2.
5. Имидж профессии психолога// Сервер виртуальных исследований [Электронный ресурс] virtualexs.ru/cgi-bin/exsurveys/research.cgi?mode=qresults&ac=2376
6. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика: Справочно-энциклопедическое издание. - М.: ПЕР СЭ, 2007. - 464 с
7. Мартыненко О. В. Психологические аспекты формирования имиджа практического психолога // Формирование психологической культуры личности в системе дополнительного образования детей / Под ред. А.В. Егоровой. – М.: Просвещение, 2009. – 95 с.
8. Ососков, В.П. Имидж профессии психолога как мотив профессионального выбора / В.П. Ососков, Е.Б. Перелыгина, В.В. Фадеев // Мир психологии. - 2003. - N 4. - С. 151-159.
9. Платаш Е.Ф. О соотношении понятий «образ» и «имидж» профессии // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». – 2010. – № 8
10. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. 2-е изд./ Почепцов Г.Г. - М.: «Рефл-бук»; Киев: «Ваклер», 2004. - 576 с.
11. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2001 - 460 с.
12. Черепанова В.Н. Курс лекций по имиджелогии: Учебное пособие.-Тюмень: ТюмГНГУ, 2002.- 61с.