Основные этапы педагогического процесса и их характеристика. Сущностные характеристики и этапы педагогического процесса. Литература для самообразования

Педагогические процессы имеют циклический характер, развитии всех педагогических процессов можно обнаружить одни и те же этапы. Этапы - это не составные части, а после­довательности развития процесса. Главными этапами можно назвать: подготовительный, основной, заключительный.

На этапе подготовки педагогического процесса (подготови­тельном) создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. На данном этапе решаются следующие важные задачи: целеполагание, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.

Сущность целеполагания (обоснования и постановки состоит в том, чтобы трансформировать общую педагогическую цель, стоящую перед системой народного образования, в конкретные задачи, достижимые на заданном отрезке педагогического процесса и в имеющихся конкретных условиях. Целеполагание всегда “привязано” к конкретной системе осуществления педагогического процесса - школе, классу, уроку и т. д. на данном этапе функционирования педагогического процесса выявляются противоречия между требованиями общей педаго­гической цели и конкретными возможностями контингента учеников учебного заведения и т. д., намечаются пути разреше­ния этих противоречий в проектируемом процессе.

Поставить правильную цель, определить задачи процесса невозможно без диагностики. Педагогическая диагностика (от греч. “диа” - прозрачный и “гнозис” - знание) - это иссле­довательская процедура, направленная на “прояснение” усло­вий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогичес­кий процесс. Ее главная цель - получить ясное представление о тех причинах, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов. В процессе диагностики собирается вся необходимая информация о реальных возмож­ностях педагогов и учеников, уровне их предшествующей под­готовки, условиях протекания процесса, многих других важных обстоятельствах. Важно подчеркнуть, что первоначально наме­ченные задачи корректируются по результатам диагноза: очень часто конкретные условия заставляют их пересматривать, при­водить в соответствие с реальными возможностями.

За диагностикой следует прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Сущность прогнозирования (пристав­ка “про” указывает на опережение) заключается в том, чтобы заранее, предварительно, еще до начала процесса оценить его возможную результативность в имеющихся конкретных усло­виях. Применяя научное прогнозирование, мы можем узнать о том, чего еще нет, заранее теоретически взвесить и рассчитать параметры процесса. Прогнозирование осуществляется по ДО" вольно сложным методикам, но затраты на получение прогно­зов окупаются, поскольку в этом случае педагоги получают возможность активно вмешиваться в проектирование и ход пе­дагогического процесса, не дожидаясь, пока он окажется мало­эффективным или приведет к нежелательным последствиям. С конкретными примерами диагностики и прогнозирования педагогического процесса познакомимся ниже.

Завершается подготовительный этап скорректированным на основе результатов диагностики и прогнозирования проектом организации процесса, который после окончательной доработки воплощается в план . План, как и сам процесс, всегда “привязан” к конкретной системе. В педагогической практике приме­няются различные планы - руководства учебно-воспитатель­ным процессом в школе, воспитательной работы в классе, планы проведения отдельных воспитательных дел, уроков и т. п. Планы педагогических процессов имеют определенный срок действия. Таким образом, план - это итоговый документ, в котором точно определено, кому, когда и что нужно делать.

Этап осуществления педагогического процесса (основной) можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы: по­становка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности, взаимодействие педагогов и учеников; использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса; создание бла­гоприятных условий; осуществление разнообразных мер стимули­рования деятельности школьников; обеспечение связи педагогичес­кого процесса с другими процессами. Эффективность процесса зависит от того, насколько целесообразно эти элементы связа­ны между собой, не противоречат ли их направленность и практическая реализация общей цели и друг другу. Например, в ходе педагогического взаимодействия осуществляется опера­тивный педагогический контроль, призванный играть стимули­рующую роль. Но если его направленность, объем, цель не подчинены общей цели и направленности процесса, не учиты­вают при этом множества других конкретных обстоятельств, контроль из стимула может превратиться в тормоз.

Важную роль на этапе осуществления педагогического про­цесса играют обратные связи, служащие основой для принятия оперативных управленческих решений. Обратная связь - осно­ва качественного управления процессом, ее развитию и укреп­лению каждый педагог обязан придавать приоритетное значе­ние. Только опираясь на нее, удается найти рациональное со­отношение педагогического управления и самоуправления своей деятельностью со стороны воспитуемых. В этой связи напомним еще раз, что система педагогического процесса - в значительной степени система саморегулирующаяся, поскольку занятые в ней люди обладают собственной волей и свободой выбора. Оперативная обратная связь в ходе педагогического процесса способствует своевременному введению корректирующих поправок, придающих педагогическому взаимодействию) необходимую гибкость.

Завершается цикл педагогического процесса этапом анализа достигнутых результатов (заключительный). Зачем это нужно? Почему важно еще раз внимательно проанализировать ход и результаты педагогического процесса после его завершения? Ответ очевиден - чтобы в будущем не повторить ошибок, не­избежно возникающих в любом, даже очень хорошо организованном, процессе, чтобы в следующем цикле учесть негативные моменты предыдущего. Анализируя - обучаемся. Растет тот педагог, который извлекает пользу из допущенных ошибок. Поэтому взыскательный анализ и самоанализ - верный путь к вершинам педагогического мастерства.

Особенно важно понять причины неполного соответствия хода и результатов процесса первоначальному замыслу, опреде­лить, где, как и почему возникли ошибки. Практика подтвер­ждает, что больше всего ошибок появляется тогда, когда педа­гог игнорирует диагностику и прогнозирование процесса и ра­ботает “впотьмах”, “на ощупь”, надеясь достичь положительно­го эффекта. Кроме разочарований, неудовлетворения, потери времени и интереса, такой процесс ученикам ничего дать не может.

Педагогический процесс имеет циклический характер. В развитии педагогического процессов существуют одни и те же этапы. Этапы - это не составные части (компоненты), а последовательности развития процесса. Главные этапы: 1) подготовительный, 2) основной и 3) заключительный

ПП состоит из цикла повторяющихся этапов.

1. Подготовительный этап

На этапе создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. На данном этапе решаются важные задачи: 1) целеполагание, 2) диагностика условий, 3) прогнозирование достижений, 4) проектирование развития педагогического процесса, 5) планирование.

1.1. Целеполагание. Формулирование ожидаемого результата (цели, задач) и условий его достижения.

1.2. Диагностика. Изучение психологического климата, материальных, санитарных, гигиенических условий которых протекает ПП. Сбор информации о реальных возможностях педагогов и учащихся. Определение уровня воспитанности, обученности учеников. Изучение состава первичного классного коллектива уч - ся, семей школьников. Первоначально намеченные задачи корректируются по результатам диагноза, приводятся в соответствии с реальными возможностями.

1.3 Прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Предварительное (до начала процесса) оценивание его возможностей, результативности и имеющиеся конкретные условия.

1.4. Проектирование Разработка проекта организации ПП. Доработанный проект воплощается в программах и планах достижения поставленных целей: руководства учебно-воспитательным процессом, воспитательной работы с коллективом учащихся, преподавания учебной дисциплины, конспектов внеклассных мероприятий, уроков.

2. Основной этап

2.1. Организация. Включает деятельностьпедагога (преподавание, руководство разнообразной деятельностью учащихся) и активное участие учеников в предлагаемой деятельности по достижению поставленных целей, планов.

Этап включает взаимосвязанные элементы:

1.) Педагогическое взаимодействие: а) постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности, б) контакт педагогов и обучаемых, 3) использование намеченных методов, форм, средств, в) создание благоприятных условий, г) осуществление разработанных мер стимулирования деятельности обучаемых.

2.) Оперативный педагогический контроль, играющий стимулирующую роль.

3.) Обратная связь от учащихся, показывающая уровень усвоения ими содержания урока, внеклассного мероприятия.

4.) В случает отклонения от поставленных целей и задач регулирование и коррекция деятельности учащихся и педагогов.

3. Заключительный этап

3.1. Контроль, анализ и оценка достигнутых результатов . Выявление и оценка результатов воспитания и обучения учащихся, эффективности проведенных уроков, воспитательных мероприятий, используемых форм, методов, средств ПП, причин ошибок, затруднений в деятельности педагогов и учащихся. Проектирование мер по устранению ошибок.

Этапы педагогического процесса

Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

Задачи этапа

1) целеполагание, 2) диагностика условий, 3) прогнозирование достижений, 4) проектирование развития педагогического процесса, 5) планирование.

1) педагогическое взаимодействие, 2) оперативный педагогический контроль, 3) обратная связь от учащихся, 4) регулирование и коррекция деятельности.

1) выявление и оценка результатов, 2) выявление ошибок, затруднений, анализ их причин,

3) проектирование мер по устранению ошибок.

Для Ресторана «Карелия», былразработан стильный, оригинальный и эксклюзивный интерьер как фасада здания, так и торгового зала и бара.

При входе здания в кафе, расположены неоновые вывески, с изображением повара держащего блюдо с пельменями, что отображает самое главное направление кафе по реализации своих фирменных блюд и показывает тематику заведения (пельменная). Кроме того такая вывеска, играет большую роль в рекламной деятельности, делает заведение заметным с значительного расстояния даже в светлое время суток. Все эти факторы неоновой вывески привлекают новых посетителей.

Зал, рассчитанный на сорок посадочных мест, представляет собой просторное, светлое помещение. Стены кафе выдержаны в светло- бежевых тонах, что обеспечивает светлость помещению и оказывает расслабляющее действие на гостей, пришедших пообедать и отдохнуть. На нежно окрашенные стены нанесены оригинальные рисунки (графика). Рисунки представляют собой изображения различных форм и видов пельменей (что также воссоздает главный замысел предприятия), кроме того все рисунки подписаны названиям разновидностей. Пол выложен отполированным белым гранитом, а оправой отполированных плит, служат медные вставки. Стойка бара, выполнена из камня и прочного стекла.

Мебель кафе изготовлена также по специальному заказу, дабы подчеркнуть изысканность обстановки и создать некую гармонию между деталями интерьера. В зале имеются как удобные стулья, так и полу-кресла с мягкими подлокотниками. Столы изготовлены из дерева и композитного металла из которого изготовлены ножки столов. Столы в зале установлены различных размеров (двух-, трех-, четырехместные), для обслуживания разного количества людей в группах отдыхающих.

На подоконниках выставлены цветочные горшки, с различными декоративными растениями, для оживления обстановки в зале. На стенах, у которых располагаются мягкие зоны, размещены крупноформатные фотографии с различными тематическими изображениями.

На территории зала расположены технические средства, для поддержания благоприятного микроклимата, установлены кондиционеры, и системы подачи свежего воздуха. Для поддержания освещения после наступления темного времени суток, в зале зажигается стильные бра, находящиеся над каждым столом, что создает более интимную обстановку и благоприятно влияют на посетителей, т.к. обстановка располагает к отдыху и неторопливой беседе в кругу друзей.

Этапы педагогического процесса

Педагогические процессы имеют циклический характер. В развитии всех педагогических процессов можно обнаружить одни и те же этапы. Этапы - это не составные части, а последовательности развития процесса. Главными этапами можно назвать: подготовительный, основной, заключительный,

На этапе подготовки педагогического процесса (подготовительном) создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. На этом этапе решаются следующие важные задачи: целеполагание, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.

Сущность целеполагания (обоснования и постановки цели) состоит в том, чтобы трансформировать общую педагогическую цель, стоящую перед системой образования, в конкретные зада­чи, достижимые на заданном отрезке педагогического процесса и в имеющихся конкретных условиях.

Целеполагание всегда «привязано» к конкретной системе осуществления педагогического процесса - школе, вузу и т.д. На этом этапе функционирования педагогического процесса вы­являются противоречия между требованиями общей педагогической цели и конкретными возможностями контингента обучаемых учебного заведения, намечаются пути разрешения этих противоречий в проектируемом процессе.

Поставить правильную цель, определить задачи процесса невозможно без диагностики/Педагогическая диагностика (от греч. «диа» - «прозрачный» и «гнозис» - «знание») - это исследовательская процедура, направленная на «прояснение» условий и обстоятельств, в кото­рых будет протекать педагогический процесс.

Ее главная цель - получить ясное представление о тех причинах, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов. В процессе диагностики собирается вся необходимая информация о реальных возможностях педагогов и обучаемых, уровне их предшествующей подготовки, условиях протекания процесса, многих других важных обстоятельствах.

Важно подчеркнуть, что первоначально намеченные задачи корректируются по результатам диагноза: очень часто конкретные условия заставляют их пересматривать, приводить в соот­ветствие с реальными возможностями.

За диагностикой следует прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Сущность прогнозирования (приставка «про» указывает на опережение) заключается в том, чтобы заранее, предварительно, еще до начала процесса оценить его возможную результативность в имеющихся конкретных условиях.

Применяя научное прогнозирование, мы можем узнать о том, чего еще нет, заранее теоретически взвесить и рассчитать параметры процесса. Прогнозирование осуществляется по довольно сложным методикам, но затраты на получение прогнозов окупаются, поскольку в этом случае педагоги получают возможность активно вмешиваться в проектирование и ход педагогического процесса, не дожидаясь, пока он окажется малоэффективным или приведет к нежелательным последствиям. С конкретными примерами диагностики и прогнозирования педагогического процесса познакомимся ниже.

Под закономерностями целостного педагогического процесса (воспитания и обучения) понимают существенные, устойчивые связи в развитии и формировании личности, реализация которых позволяет добиваться высоких результатов в ее воспитании и обучении. На основе закономерностей, которые характеризуют научную (теоретическую, объективную) сторону педагогического процесса, формируются принципы (лат. слово, означает первооснова) его практической реализации.

Принципы педагогического процесса – руководящие нормативные требования, предъявляемые к практической организации обучения и воспитания.

Наиболее продуктивно система общепедагогических закономерностей была раскрыта в работах академиком И.Ф. Харламовым. В частности, к числу важных закономерностей (принципов) педагогического процесса, он относил:

1) Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность. Эта закономерность обусловливается тем, что личностное развитие человека происходит только благодаря «присвоению» им ОО в самых различных его проявлениях.

2) Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности. Данная закономерность, обусловливается тем, что эффективное развитие и формирование личности происходит только при условии, если она проявляет высокую активность в организуемой деятельности. Стимулы активности личности:

Потребность как понятие означает психологическое переживание человеком нужды в том, чего ему недостает.

Интерес – это окрашенная положительными эмоциями и прошедшая стадию мотивации потребность, придающая человеческой деятельности увлекательный характер.

Мотив как понятие обозначает такое субъективное отношение личности к деятельности, в основе которого лежит сознательно поставленная и определенным образом обоснованная цель.

Процесс обучения - это движение по пути познания, от незнания к знанию, от неполного и неточного знания к более полному и точному. В процессе обучения накапливаются знания, формируются творческие способности, познавательные и практические умения и навыки, научное мировоззрение. Основные звенья процесса обучения: подготовка обучаемых к восприятию материала, создание активной установки в учебной работе, формирование положительных мотивов обучения; «живое созерцание», которое выражается в восприятии фактического материала: текста литературных произведений, исторических фактов, событий; растительного и животного мира (на занятиях по биологии); временных и пространственных отношений (на занятиях по математике) и т. д. Педагогический процесс - это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Прежде всего, это обусловленность содержания, форм и методов педагогической деятельности уровнем развития производительных сил общества и соответствующих им производственных отношений и надстройки. Уровень образования определяется не только требованиями производства, но и интересами господствующих в обществе, направляющих политику и идеологию социальных слоев. Эффективность педагогического процесса закономерно зависит от тех условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, морально-психологических и т.п.). Во многом эти условия зависят от социально-экономического положения в стране, а также от действий субъективного фактора - руководителей органов образования. Закономерность динамики педагогического процесса.

Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постепенный, «ступенчатый» характер: чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат.

Закономерность развития личности в педагогическом процессе . Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от:

1) наследственности;

2) воспитательной и учебной среды;

3) включения в учебно-воспитательную деятельность;

4) применяемых средств и способов педагогического воздействия. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом.

Эффективность педагогического воздействия зависит от:

1) интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами;

2) величины, характера и обоснованности "корректирующих воздействий на воспитуемых. Закономерность стимулирования.

Продуктивность педагогического процесса зависит от:

1) действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности;

2) интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, педагогических, моральных, материальных и других) стимулов.

Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса зависит от:

1) качества педагогической деятельности;

2) качества собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых. Закономерности педагогического процесса находят свое конкретное выражение в основных положениях, определяющих его общую организацию, содержание, формы и методы, т.е. в принципах. В современной науке принципы - это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения, действия. Принципы педагогического процесса, таким образом, отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса. В контексте целостного педагогического процесса целесообразно выделение двух групп принципов:

1) организации педагогического процесса;

2) руководства деятельностью воспитанников. Принципы организации педагогического процесса: Принцип гуманистической направленности педагогического процесса - ведущий принцип образования, выражающий необходимость сочетания целей общества и личности. Реализация этого принципа требует подчинения всей образовательно-воспитательной работы задачам формирования всесторонне развитой личности. Она несовместима с теориями стихийного, спонтанного развития детей. Большое значение в организации педагогического процесса имеет обеспечение его связи с жизнью и производственной практикой. Этот принцип отрицает абстрактно-просветительскую направленность в формировании личности и предполагает соотнесение содержания образования и форм учебно-воспитательной работы с преобразованиями в экономике, политике, культуре и всей общественной жизни страны и за ее пределами. Соединение обучения и воспитания с трудом на общую пользу - принцип, тесно связанный с предыдущим принципом организации педагогического процесса. Участие в коллективном труде обеспечивает накопление опыта общественного поведения и формирование социально ценных личностно-деловых качеств. Принцип научности является ведущим ориентиром при приведении содержания образования в соответствие с уровнем развития науки и техники, с опытом, накопленным мировой цивилизацией.

Принципы управления деятельностью воспитанников. Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников. Педагогическое управление призвано поддерживать полезные начинания детей, учить их выполнению тех или иных видов работ, давать советы, поощрять инициативу и творчество. Принцип сознательности и активности, учащихся в целостном педагогическом процессе отражает активную роль воспитанника в педагогическом процессе. Применительно к учению значение сознательности и активности удачно выразил Л.В.Занков, дав расширительную трактовку этого принципа: в обучении решающее значение имеет овладение теоретическими знаниями, а это значит их осмысление и усвоение на понятийном уровне и осознание прикладного значения теоретических идей; учащиеся должны осознавать технологию учения и владеть приемами учебной работы, т.е. технологией по усвоению знаний. Важнейший принцип организации детской деятельности - уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. Он вытекает из сущности гуманистического воспитания.

Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка. Разумная требовательность всегда себя оправдывает, но ее воспитательный потенциал существенно возрастает, если она объективно целесообразна. Практическая реализация принципа уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью тесно связана с принципом опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности. Успешная реализация указанных принципов возможна лишь при соблюдении еще одного принципа - согласованности требований школы, семьи и общественности. Большое практическое значение в управлении деятельностью воспитанников имеет принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий. Сущность параллельного действия состоит в том, что, воздействуя не на отдельную личность, а на группу или коллектив в целом, педагог искусно превращает его из объекта в субъект воспитания. В соответствии с принципом доступности и посильности обучение и воспитание школьников, их деятельность должны строиться на основе учета реальных возможностей, предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье. С предыдущим принципом теснейшим образом связан принцип у чета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности. Возрастной подход прежде всего предусматривает изучение уровня актуального развития, воспитанности и социальной зрелости детей, подростков и юношей. Индивидуальный подход требует глубокого изучения сложности внутреннего мира школьников и анализа сложившегося у них опыта, а также тех условий, в которых происходило формирование их личности. Организующим принципом руководства деятельностью воспитанников является принцип прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития.

Этапы педагогического процесса - это последовательность его развития.

Главными этапами можно назвать:

  • 1) подготовку педагогического процесса;
  • 2) осуществление педагогического процесса;
  • 3) анализ результатов.

Первый этап - подготовительный: это организация процесса. Имеет следующие задачи - целеполагание, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.

Сущность целеполагания (обоснование и постановка целей) состоит в том, чтобы трансформировать общую педагогическую цель системы народного образования в конкретные задачи, достижимые на заданном отрезке педагогического процесса и в имеющихся конкретных условиях. Другими словами, педагогические цели на данном этапе должны осознаваться как педагогические задачи. В творческом педагогическом процессе одновременно или последовательно осмысливаются разные педагогические задачи:

  • - общая педагогическая задача всей деятельности педагога (как общая концепция процесса);
  • - этапная педагогическая задача (связанная с конкретным этапом процесса);
  • - постоянно возникающие ситуативные (частные) педагогические задачи.

Осознание педагогической задачи - это непременное условие продуктивного ее решения. Но определить правильно общую цель невозможно без диагностики.

Педагогическая диагностика ("диа" - прозрачный, "гнозис" - знание) - это когда педагог исследует и выясняет причины, которые будут помогать или препятствовать достижению цели педагогической задачи. В процессе диагностики собирается вся необходимая информация о реальных возможностях педагога и воспитанников, уровень их предварительной подготовки, условия функционирования процесса. Часто конкретные условия заставляют просматривать задачи, определенные сначала, согласовывать их с реальными возможностями.

Основные задачи педагогической диагностики:

  • - получение ясного представления о тех условиях, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов;
  • - сбор необходимой информации о реальных возможностях педагогов и обучаемых, об уровне их предшествующей подготовки и условиях протекания процесса;
  • - выдвижение педагогического диагноза и прогноза.

За диагностикой следует прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Сущность прогнозирования заключается в том, чтобы предварительно, еще до начала педагогического процесса оценить его возможную результативность в имеющихся конкретных условиях. Педагогическое прогнозирование обычно определяется как получение опережающей информации об объекте процесса: классе, группе, учащемся, коллективе, знаниях, отношениях, поведении. Его методы достаточно разнообразны: моделирование, выдвижение гипотезы, мысленный эксперимент и др.

Завершается подготовительный этап составлением скорректированного на основе результатов диагностики и прогнозирования проекта организации педагогического процесса, который после окончательной доработки воплощается в плане. План всегда “привязан” к конкретным составным частям данного процесса. В педагогической практике применяются различные планы: план руководства образовательным процессом; план воспитательной, учебной, научной работы; план проведения отдельного занятия и др. Следовательно, план - это итоговый документ, в котором точно определено, кому, когда и что нужно делать.

Второй этап - основной: это осуществление, его задачи - педагогическое взаимодействие, организация обратной связи, регулирование и коррекция деятельности, оперативный контроль.

Этап осуществления педагогического процесса (основной) можно рассматривать как относительно самостоятельный процесс, включающий в себя важные взаимосвязанные элементы:

  • - постановку и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;
  • - взаимодействие педагога и обучаемых;
  • - использование намеченных методов, форм и средств педагогического процесса; педагогический диагностика дошкольный учреждение
  • - создание благоприятных условий;
  • - осуществление разнообразных мер стимулирования педагогической деятельности;
  • - обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.

Если названные элементы связаны между собой, а их практическая реализация не противоречит общей цели и друг другу, то педагогический процесс будет эффективным. Так, например, в ходе педагогического взаимодействия осуществляется оперативный контроль, выявление слабых сторон педагогической деятельности, что имеет стимулирующее значение. Важную роль на данном этапе играют обратные связи - основа качественного управления процессом. Оперативная обратная связь способствует своевременному введению поправок.

Третий этап - заключительный: это анализ, его задачи - выявление плюсов и минусов, анализ ошибок и достижений, проектирование мер по устранению ошибок.

Завершается цикл педагогического процесса этапом анализа достигнутых результатов. Педагог с помощью доступных ему методов наблюдения, анализа выполненных работ, бесед, опросов и других изучает степень решения поставленных задач. Особенно важно при этом выявлять причины неполного соответствия результатов и целей, которые порой могут возникнуть из-за некоторых непредвиденных обстоятельств. Это нужно для того, чтобы в будущем не повторить ошибок, которые неизбежно возникают даже в безупречно организованном процессе, и чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего. Анализируя - учимся. Растет профессионализм того педагога, который извлекает пользу из анализа допущенных ошибок. Поэтому глубокий и критический анализ и самоанализ - верный путь к вершинам педагогического мастерства. Если педагог игнорирует диагностику и прогнозирование процесса и работает «во тьме», надеясь достичь положительного эффекта, он получит только разочарование, недовольство, потерю времени и интереса воспитанников. В мудрой книге написано: « Что посеет человек, то и пожнет».

Поэтому эти этапы взаимосвязаны между собой, ни один из них не может быть исключен.

Педагогические процессы имеют повторяющийся, циклический характер. В развитии всех педагогических процессов можно обнаружить одни и те же этапы. Этапы - это не составные части, а последовательности развития процесса. Главные этапы - подготовительный, основной, заключительный. Когда процесс или его отдельная часть проходят все эти этапы, процесс завершается, а потом в новом процессе все начинается сначала, если урок представить себе отдельным процессом или частью общего процесса, то хорошо понятно, как все это происходит.

На этапе подготовки педагогического процесса (подготовительном) создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. На этом этапе происходит выделение и постановка конкретных задач, изучение (диагностика условий) развития процесса, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.

Выделение и постановка задач состоит в том, чтобы преобразовать общую педагогическую цель, решаемую системой народного образования, в конкретные задачи, достижимые на заданном отрезке педагогического процесса и в имеющихся конкретных условиях. Это всегда «привязано» к конкретной системе осуществления педагогического процесса - школе, классу, уроку и т. д. На этом же этапе выявляются противоречия между требованиями общей педагогической цели и конкретными возможностями учеников данного учебного заведения, намечаются пути разрешения этих противоречий в проектируемом процессе.

Поставить правильную цель, определить задачи процесса невозможно без диагностики. Педагогическая диагностика (от греч. dia - прозрачный и gnosis - знание) - это исследовательская процедура, направленная на «прояснение» условий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс. Ее главная цель - получить ясное представление о тех причинах, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов. В процессе диагностики собирается вся необходимая информация о реальных возможностях педагогов и учеников, уровне их предшествующей подготовки, условиях протекания процесса, многих других важных обстоятельствах. Важно подчеркнуть, что первоначально намеченные задачи корректируются по результатам диагноза: очень часто конкретные задачи заставляют пересматривать их, приводить в соответствие с реальными возможностями.

За диагностикой следует прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Сущность прогнозирования (приставка «про» указывает на опережение) заключается в том, чтобы заранее, предварительно, еще до начала процесса, оценить его возможную результативность в имеющихся конкретных условиях. Применяя научное прогнозирование, можно узнать, чего еще нет, заранее теоретически взвесить и рассчитать параметры процесса. Прогнозирование осуществляется по довольно сложным методикам, но затраты на получение прогнозов окупаются, поскольку в этом случае педагоги получают возможность активно вмешиваться в проектирование и ход педагогического процесса, не дожидаясь, пока он окажется малоэффективным или приведет к нежелательным последствиям.



Завершается подготовительный этап скорректированным на основе результатов диагностики и прогнозирования проектом организации процесса, который после окончательной доработки воплощается в план. План, как и сам процесс, всегда «привязан» к конкретным условиям. В педагогической практике применяются различные планы - руководства учебно-воспитательным процессом в школе, воспитательной работы в классе, планы проведения отдельных воспитательных дел, уроков и т. п. Планы педагогических процессов имеют определенный срок действия. Таким образом, план - это итоговый документ, в котором точно определено, кому, когда и что нужно делать.

Этап осуществления педагогического процесса (основной) можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую важные взаимосвязанные элементы: постановку и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности, взаимодействие педагогов и учеников, использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса, создание благоприятных условий, осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников, обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами. Эффективность процесса зависит от того, насколько целесообразно эти элементы связаны между собой, не противоречат ли их направленность и практическая реализация общей цели и друг другу. Например, в ходе педагогического взаимодействия осуществляется оперативный педагогический контроль, призванный играть стимулирующую роль, но если его направленность, объем, цель не подчинены общей цели и направленности процесса, не учитывают при этом множества других конкретных обстоятельств, контроль из стимула может превратиться в тормоз.

Важную роль на этом этапе играют обратные связи, служащие основой для принятия оперативных управленческих решений. Обратная связь - основа качественного управления процессом, ее развитию и укреплению каждый педагог придает приоритетное значение. Только опираясь на нее, удается найти рациональное соотношение педагогического управления и самоуправления своей деятельностью со стороны учеников. В этой связи напомним еще раз, что педагогический процесс - в значительной степени система саморегулирующая, поскольку занятые в ней учителя и ученики обладают собственной волей и свободой выбора. Оперативная обратная связь в ходе педагогического процесса способствует своевременному введению корректирующих поправок, придающих педагогическому взаимодействию необходимую гибкость.

Завершается цикл педагогического процесса заключительным этапом - этапом анализа достигнутых результатов. Зачем это нужно? Почему важно еще раз внимательно проанализировать ход и результаты педагогического процесса после его завершения? Ответ очевиден: чтобы в будущем не повторить ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо организованном процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего. Анализируя - обучаемся. Растет тот педагог, который извлекает пользу из допущенных ошибок. Поэтому взыскательный анализ и самоанализ - верный путь к вершинам педагогического мастерства.

Особенно важно понять причины неполного соответствия хода и результатов процесса первоначальному замыслу, определить, где, как и почему возникли ошибки. Практика подтверждает, что больше всего ошибок появляется тогда, когда педагог игнорирует диагностику и прогнозирование процесса и работает «впотьмах», «на ощупь», надеясь достичь положительного эффекта.

Главные, объективные, повторяющиеся связи педагогического процесса выражаются в закономерностях. Иными словами, закономерности показывают, что и как связано в педагогическом процессе, что и от чего в нем зависит. Понятно, что каждый педагог должен очень хорошо понимать и знать их действие. В столь сложной, большой и динамичной системе, каким является педагогический процесс, присутствует множество разнообразных связей и зависимостей. Рассмотрим только самые важные.

Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих достижений ученика на всех последующих этапах зависит от его достижений на предыдущих этапах. Это значит, что педагогический процесс имеет постепенный, «ступенчатый» характер и чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат. Следствие действия закона видим на каждом шагу - тот ученик будет иметь более высокие общие достижения, у которого были более высокие промежуточные результаты.

Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от наследственности, воспитательной и учебной среды, включения в учебно-воспитательную деятельность, применяемых средств и способов педагогического воздействия. Действие этой общей закономерности уже рассмотрено ранее.

Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от ин-, тенсивности обратных связей между учениками и педагогами, а также от величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на учеников. Если воспитатель и воспитанник общаются чаще, то результаты воспитания будут более весомыми; если воспитатель лучше вникает в поведение ребенка, правильно его понимает и вовремя оказывает поддержку хорошим делам, вовремя устраняет ошибочные действия, то общий результат будет более весомым.

Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность здесь зависит от интенсивности и качества чувственного восприятия, логического осмысления воспринятого и практического применения осмысленного. Для того чтобы обеспечить действительно прочное усвоение норм и правил поведения, знаний и умений в учебно-воспитательном процессе, необходимо объединять эмоции, рассудок и действие. Если ребенок не переживает того, что ему хочет привить воспитатель, равнодушен и пассивен, особых успехов не будет. Понимание умом без внутреннего восприятия и без практического применения тоже мало что дает. Лишь объединив все в одном действии, воспитатель достигнет прочного успеха.

Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса обусловливается качеством педагогической деятельности и качеством собственной учебно-воспитательной деятельности воспитанников. Это самоочевидная истина: каким бы прекрасным ни был воспитатель, как бы он хорошо ни знал свой предмет и как бы ни стремился научить, если его действия наталкиваются на пассивность и безразличие, значительного результата ожидать не следует.

Изложенными закономерностями не исчерпываются все связи, действующие в педагогическом процессе. Их гораздо больше, к изучению глубинных связей исследователи еще только подступают.