По завету Генриха Мореплавателя. Путь в Индию: Васко да Гама, Кабрал и другие. Русские путешественники в индии Предшественники Васко да Гамы

После открытия испанской экспедицией Христофора Колумба «Западной Индии», португальскому правительству нужно было спешить, чтобы закрепить за собою права на Восточную Индию, тем более что определенные успехи у португальцев в этом направлении имелись. Еще при Генрихе Мореплавателе (португальский принц 1394-1460) португальцы хорошо изучили северный берег Африки и часть западного берега этого континента. Генрих Мореплаватель всего один раз вступил на борт корабля, однако он всячески поддерживал мореплавание в Португалии. Заслуга его и в том, что он заставил морских путешественников отказаться от бытовавшего еще в античные времена мнения, что на юг плавать нельзя – южное море кипит. После него маленькая Португалия устремилась на поиски (terra incognito) неизвестной Южной Земли.

Бейкер разделил все экспедиции португальцев, связанные с открытием морского пути в Индию, на пять хронологических этапов:

1– этап 1415-1434 года. Португальцам удалось обогнуть мыс Болдар.

2–этап 1434-1462 года ознаменовался успешным продвижением вглубь Африки до Гвинейского залива.

3–этап 1470-1475 гг. Португальские путешественники достигли экватора.

4–этап 1482-1488 гг. занят экспедициями двух исследователей: Диего Кана и Бартоломеу Диаса. Вместе они закончили исследование западного побережья Африки, и Диас обогнул южную часть этого континента – мыс Доброй Надежды, названный им Мысом Мучений.

5–этап 1497-1500 гг. После открытия испанцами Америки, завершить открытие морского пути в Индию было поручено португальцам во главе с Васко да Гамой. Его основной задачей было пройти те 800 миль неисследованного берега, которые отделяли достигнутый Диасом рубеж от района хорошо известного арабским морякам. Уже одно это обеспечивало Васко да Гаме почетное место среди великих исследователей; но выполнение этой задачи составляет лишь небольшую часть его достижений, и отняло у него один месяц, остальное время – 20 месяцев он занимался изучением и описанием вновь открытого побережья Африканского материка.

В 1497 году была снаряжена экспедиция Васко да Гамы. В его распоряжение было три корабля и одно вспомогательное судно с провиантом. Экипаж всех судов составил 150 — 170 человек. Летом 1497 года экспедиция вышла из Лиссабона, через 4,5 месяца достигла мыса Доброй Надежды. В конце января 1498 года Васко да Гама открыл устье огромной реки Замбези и ввел туда свои корабли. Он объявил эту область владениями португальского короля и поставил на берегу Замбези «гербовый столб». Больные цингой моряки нуждались в лечении, и экспедиция провела здесь целый месяц. Эта часть Африки была густо населена, местные негры понимали некоторые арабские слова и носили хлопковые ткани. Это был хороший знак: если не Индия, то Аравия была сравнительно недалеко, и Васко да Гама назвал Замбези «рекой Добрых предзнаменований». К северу от Замбези лежал город Мозамбик, здесь жили арабские купцы. Арабы очень удивились, увидев здесь европейцев, но затем, когда они узнали, что экспедиция идет в Индию, они дали Васко да Гаме опытного лоцмана – араба Ахмед ибн Маджида, который должен был помешать экспедиции, посадив корабли португальцев на мель. Благодаря счастливой случайности, португальцам удалось избежать страшной опасности, и 20 мая 1498 года эскадра бросила якорь перед Каликутом. Сотни людей окружили невиданные европейские корабли. Португальцы слышали приветствия на всевозможных языках, т.к. Каликут был в то время одним из важнейших портов в мире. За этой триумфальной встречей последовало отрезвление. Первыми опомнились арабские купцы. Васко да Гама нагружал свои корабли пряностями, арабы поняли, что они теряют нити торговли, и начали настраивать местные власти и населения против чужеземцев. После нескольких инцидентов Васко да Гама «приветствовал индусов пушечными ядрами» и отплыл на родину. День 20 мая 1498 года, когда Васко да Гама бросил якорь у Каликута, оказался роковым днем в истории Индии. С этого времени начались, как писал Маркс, «первые шаги к завоеванию и разграблению Ост-Индии». Экспедиция Васко да Гамы принесла огромную прибыль португальской короне. Счастливый мореплаватель привез на родину драгоценные камни, шелка, ювелирные изделия из серебра и слоновой кости и большой груз пряностей. Немедленно в Лиссабоне был организован целый флот из 13 кораблей, с экипажем 1500 человек. Начальником этой большой экспедиции был назначен Кабрал, которому был знаком (по картам) путь, но в тропической части Атлантического океана его корабли попали в полосу безветрия и были отнесены экваториальным течением далеко на запад. Порыв ветра прибил португальские суда к неизвестной земле, к восточной части Южной Америки, названой впоследствии Бразилией. Кабрал не нашел ничего интересного на берегах Новой земли. Он не знал и не мог знать, что она составляет часть Западной Индии (Америки), открытую . Все-таки Кабрал отослал один корабль в Португалию с сообщением об открытии новой земли, и португальское правительство вскоре отправило экспедицию для дальнейших открытий в западной части Атлантического океана (в этой экспедиции, вероятно, принимал участие Америго Веспуччи).

Еще в 1494 году между Испанией и Португалией был заключен Тордесильясский договор. Он установил условную демаркационную линию между владениями Испании и Португалии. Она проходила в Атлантическом океане, к западу от островов Зеленого мыса по 50 меридиану. Все земли «западнее» 46 градусов 30 минут западной долготы принадлежали Испании, восточнее — Португалии. Договор был утвержден папой Александром VI Борджиа. Этот договор заранее лишил французов, англичан, немцев права в будущем открывать какие-либо земли. Он был лишен внутренней убедительности и уже французский король Франциск I заявил, что если папа не уполномочен нашим прародителем Адамом распоряжаться земным шаром, значит и он, Франциск I, такой же прямой потомок Адама, не обязан соблюдать этот договор. Эта шутка отражала реальное положение вещей – авторитет пап был не высок. Тем более это относится к Александру VI Борджиа, который «прославился» нарушениями не только христианской морали, но и всех статей уголовного права. Это он, пригласив однажды на обед одиннадцать кредиторов, отравил их всех и так покончил со своими долговыми обязательствами. Этот договор «не запрещал» португальцам искать дорогу к Островам Пряностей. Вскоре мореплаватели освоились в Юго-Восточной Азии, вытеснив мусульманских купцов. В 1511 году они хитростью захватили Малакку, куда доставлялись пряности с Молуккских островов. Через год подданные короля Мануэля Счастливого нашли путь и к Островам Пряностей. Поток перца и гвоздики хлынул в Лиссабон. Португалия стала величайшей и богатейшей морской державой. Через несколько лет ее корабли достигли Китая и Японии.

история 7 класс

Урок 1. « Технические открытия и выход к Мировому океану ».

Цели:

    Показать, какие технические открытия и изобретения в XV XVI в.в.

в Европе способствовали переходу к крупному производству и привели к

перевороту в военном деле.

    Раскрыть причины Великих географических открытий.

    Познакомить учащихся с великими мореплавателями.

Ход урока:

Ответ:

Новое время – это историческая эпоха, которая длилась в Европе с конца XV до

начала XX в.в.

Какие новые явления в обществе XVI в. позволили людям заявить о начале нового времени?

Ответ:

Рост городов и рост численности мануфактур

Зарождение нового хозяйства (товарного хозяйства)

Распространение грамотности

Появление нового человека смелого, решительного.

Постепенное разрушение традиционного общества.

Другие смелые, решительные стремились увидеть мир своими глазами, идя на риск. Открывая новое неизведанное!

Вот о таких людях и открытиях мы будем говорить на сегодняшнем уроке

Тема сегодняшнего урока «Технические открытия и выход к Мировому океану»

Начнём изучение новой темы с того, какие технические открытия произошли на рубеже XV XVII в.в. которые позволили осуществить Великие географические открытия.

Человек искал новые источники энергии. В XVI в. изобрели простейшие механизмы, приводившиеся в движение силой воды или ветра, так появился водяной двигатель.

Слайд. водяной двигатель

Вопрос к классу :

Опишите устройство обоих двигателей? В чём их различие?

Какой двигатель был более совершенным?

Как вы думаете, где использовались эти двигатели? Если затрудняетесь, смотрите стр. 6-8 учебника.

Ответ:

1. Водяной двигатель представлял из себя колесо, нижнюю часть колеса погружали в поток воды, оно вращалось и приводило в движение то, что было к нему присоединено.

2. Второй вариант колеса. Это когда оно приводилось в движение силой падающей воды с верху.

3. Совершеннее был второй двигатель т.к. сила падающей воды сверху заставляет колесо вращаться быстрее.

Слайд. использование водяного двигателя

В кузнеце - поднимал молот, весом до 1- ой тонны

Поднимал тяжёлый пресс в производстве бумаги

В горном деле – поднимал руду на поверхность

На мельницах – приводил в движение жернова, молотившие зерно.

Слайд . изобретение книгопечатания

В 1450 году Иоганн Гуттенберг изобрёл книгопечатание. Он открыл способ отливать из металла отдельные буквы – литеры. Гуттенберг построил ручной печатный станок и выпустил первую печатную книгу. Его изобретение двинуло вперёд образование, науку. Накопленные знания записывались и передавались поколениям.

Слайд . Домна .

Техническим новшеством стала домна – большая плавильная печь. Водяное колесо было соединено с большими мехами, которые с силой вдували в печь воздух. В домне поднималась высокая температура, железная руда плавилась, из неё образовывался жидкий чугун.

Вывод:

С изобретением домны – увеличилась выплавка металла.

Успехи в металлургии способствовали быстрому развитию – огнестрельного оружия.

Слайд . усовершенствование огнестрельного оружия

Мушкет - ручное огнестрельное оружие с фитильным замком.

Пистолет – короткоствольное ружьё для кавалерии.

Пушка – орудие для стрельбы по наземным целям.

Вопрос к классу:

Почему усовершенствование огнестрельного оружия стало переворотом в военном деле? Подсказка в ребусе, если её разгадать, то получите ответ.

Слайд. Рыцарь.

Какова связь рыцаря, огнестрельного оружия с переворотом в военном деле?

Ответ:

Рыцарские доспехи перестали быть защитой, их пробивали пули.

Замки потеряли неприступность, их легко разрушали пушечные ядра.

Рыцарская конница не могла устоять перед армией с огнестрельным оружием.

Вывод : Слайд

Усовершенствование техники мореплавания – позволило выйти в Мировой океан.

Слайд. Астролябия, компас, каравелла, галион, портолан

Слайд

Астролябия – прибор для определения места корабля, определял широту и долготу.

Компас – прибор для определения местоположения корабля, его широты и долготы

Каравелла – лёгкий парусник, длина 30 м. ширина 8 м. имела 3 мачты с прямыми, косыми парусами. Двигалась в нужном направлении при попутном, боковом и встречном ветре.

Галион – трёхмачтовое военное парусное судно

Портолан – навигационная карта с очертанием берегов,портов и встречающихся открытий.

Слайд Паоло Тосканелли

Создатель портолана, известный флорентийский учёный, астроном и космограф.

Слайд . Вывод :

Технические открытия позволили европейцам расширить свои представления о земле и совершить Великие географические открытия.

Вопрос: Используя текст учебника, назовите причины Великих географических открытий

Ответы:

Росла численность населения, а полезные ископаемые таяли, их становилось меньше

Развивалась торговля и промышленное производство.

Люди становились более любознательными, их интересовало то, что находится за

пределами известного им мира.

Европейцы нуждались в золоте и серебре, т.к. для покупки новых товаров требовались

деньги, а драгоценных металлов в Европе не хватало.

Невыгодной стала торговля с Востоком, т.к. этот путь контролировали турки - османы

Европейцы в поисках золота стали искать новые пути на Восток.

Слайд Схема: Причины Великих географических открытий.

Сравним сказанное со схемой. Она подтверждает правильность ваших выводов.

Выпишите причины Великих географических открытий в тетрадь.

Вопрос:

Как вы думаете, какая земля более всего интересовало европейцев?

фических открытий.

ересовало то, что находится за пределами известного им мира.

Америки.

Ответ:

Индия. Европейцы считали, что это страна сказочных богатств, там много золота пряностей.

Вопрос:

Кто из русских путешественников впервые побывал в Индии?

Ответ : Афанасий Никитин – русский путешественник, тверской купец в 1466 г. впервые побывал в Индии. Он составил путевые записки «Хождение за три моря», где рассказывал о своём пребывании в Индии.

Слайд

Был известен путь в Индию через Восток – Средиземное море, но этот путь контролировали турки – османы. Необходимо проложить западный путь в Индию.

Лидерами исследования новых земель стали Испания и Португалия.

Португалия маленькая страна, западные границы омывались Атлантическим океаном.

С давних пор португальцы плавали вдоль северного африканского побережья, делая

проникнуть в глубь континента не смогли, помешала непроходимая пустыня.

Серьёзные шаги им удалось сделать в период деятельности Генриха Мореплавателя. Принца Энрике, который финансировал поиски нового пути в Индию. Этому он посвятил всю свою жизнь. Принц Генрих каждый год отправлял корабли на юг.

Португальцы открыли о. Модейра. Канарские острова, но капитаны доведя суда до мыса Бохадор поворачивали обратно. Вид раскалённых пустынных берегов наводил ужас на моряков. Сложилось предание, что обогнувший мыс Бохадор мореплаватель никогда не вернётся обратно. Лишь один из капитанов, опасаясь гнева принца Генриха превозмог страх и обогнул «дьявольский мыс», открыв острова Зелёного мыса и мыс Пальмос. В доказательство существования жизни на юге он привёс Генриху Мореплавателю доставленные с Зелёного мыса дикие розы. С каждым годом португальцы всё дальше и дальше уходили на юг вдоль побережья Африки. Наконец в 1488 году экипажу корабля Бартоломеу Диаша удалось достичь южной оконечности Африки, за которым африканский континент поворачивал к северу. Перед моряками расстилался Индийский океан. Впоследствии мыс получил название мыс«Доброй надежды» - надежды на то, что вскоре морской путь в Индию будет открыт.

Экспедиция Васко да Гама.

8 июля 1497 года от берегов Португалии отплыли четыре корабля во главе с доверенным лицом короля Васко да Гаммой. К экспедиции готовились очень серьёзно: подбирались люди, выверялись карты, приобретались приборы для навигации.

В пути приходилось чинить корабли. От недостатка фруктов и овощей моряки болели цингой. У них выпадали зубы, болели кости, многие умирали.

У мыса Доброй надежды мореплаватели встретились с арабскими купцами. Не желая пускать соперников в Индию, арабы отказались дать португальцам лоцмана. Лишь случайно в одном порту им удалось нанять арабского морехода.

После 8 – ми месячного плавания корабли Васко да Гама добрались до Индии, до порта Каликуты. Местный султан позволил португальцам закупить перец и пряности. Вернулись к родным берегам только два корабля, меньше половины матросов. Но привезённые ими товары в 60 раз превысили расходы на экспедицию. Не имея сил для захвата больших территорий, португальцы занимали удобные бухты, а на их берегах возводили форты – маленькие крепости.

Открытие Нового света – Америки.

Иной путь на Восток избрала Испания. Используя гипотезу Тосканелли о шарообразности Земли, возникла идея достичь Индии западным путём. Эту идею

Попытался осуществить Христофор Колумб – молодой генуэзец, родившийся в семье крестьянина. Случай помог ему стать мореходом, он женился на дочери португальского капитана. С этого момента начинается жизнь Колумба – путешественника. Он изучает географию, навигационные карты. Молодой мореплаватель предоставлял на суд комиссий свой проект – достичь Индии через Атлантический океан, но получал отказ. Наконец после 7 лет ожидания он заручился поддержкой испанского короля и королевы Фердинанда и Изабеллы и получил деньги на экспедицию.

Экспедиция Христофора Колумба.

Экспедиция состоялась 3 августа 1492 года – она включала 3 каравеллы: «Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья».

Чем дальше уходили корабли на запад в открытый океан, тем больший страх охватывал моряков. Несколько раз готов был вспыхнуть бунт. Через 2 месяца плавания раздался крик «Земля». Это был остров Сан-Сальвадор (в переводе- святой спаситель).

. Открытие островов Колумбом.

По соседству открыты ещё 2 острова Куба и Гаити. На каждом острове водрузили королевский штандарт, в знак того, что эти земли принадлежат испанской короне. Местных жителей Колумб назвал – индейцами. После 225 дневной экспедиции Колумб вернулся в Испанию.

Титул и звание Христофора Колумба.

Ему пожаловали титул – вице короля открытых земель и звание « адмирал моря – океана. За этой экспедицией последовали ещё три.

В результате были открыты Центральная Америка и Северное побережье Южной Америки – до конца жизни Христофор Колумб верил, что проложил новый путь в Индию.

. Экспедиция Америго Веспуччи.

После смерти Колумба его ошибку исправил Америго Веспуччи (1454 – 1512) побывав во владениях открытых Колумбом изучив здешних животных, растений, языки и обычаи, он сделал ошеломляющий вывод: эти земли – Азия, а новая часть света. Так появилось название «Новый свет» - названное «Америкой», в честь Америго Веспуччи.

Эпоха Великих географических открытий навсегда изменила ход всемирной истории. Благодаря отважным мореплавателям запад открыл для себя новые страны и континенты, географические объекты, получили развитие общественно-экономические отношения, торговля, наука. Одним из таких путешественников, оставивших свой след в истории, стал португалец Васко да Гама.

Молодые годы

Васко да Гама появился на свет в 1460 году в семье португальского рыцаря Эштевана да Гана. Получив приличное образование в святом Ордене Сантьяго, с раннего возраста Васко начал принимать активное участие в морских баталиях.

Обладая решительным и необузданным нравом, юноша настолько хорошо в этом преуспел, что в 1492 году по приказу короля возглавил операцию по захвату французских кораблей, незаконно завладевших португальской каравеллой, нагруженной золотом.

Рис. 1. Васко да Гама.

Благодаря отчаянно смелой, а главное - успешной вылазке, молодой мореплаватель снискал королевскую милость и большую популярность при дворе. Это был первый шаг на пути Васко да Гама, который мечтал о славе и богатстве.

Главная цель - Индия

В средневековье Португалия находилась вдали от основных торговых маршрутов, и все ценные восточные товары - пряности, ткани, золото и самоцветы - приходилось приобретать у перекупщиков втридорога. Страна, изможденная бесконечными войнами с Кастилией, не могла позволить себе таких трат. Поиск морского пути в Индию стал важнейшей задачей для Португалии.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Однако географическое расположение государства было таково, что во время поиска удобного маршрута в Индию, португальские мореплаватели смогли сделать немало важных открытий. Они считали, что достигнуть вожделенной страны можно, обогнув Африку.

Португальцами были открыты острова Принсипи и Сан-Томе, большая часть южного побережья вдоль экватора, мыс Доброй Надежды. Было доказано, что знойный материк не достигает полюса, и есть все шансы отыскать заветный путь в Индию.

Рис. 2. Мыс Доброй Надежды.

Первое плавание

Король Португалии Мануэл I прекрасно понимал, насколько важно как можно быстрее наладить прямую связь с Индией. Для новой морской экспедиции были построены четыре прекрасно оснащенных маневренных судна. Командование флагманским кораблем «Сан-Габриэл» было поручено Васко да Гама.

Богатые запасы провизии, щедрое жалованье всем членам экипажей, наличие разнообразного оружия - все это свидетельствовало о самой тщательной подготовке к предстоящему путешествию, которое стартовало в 1497 году.

Португальская армада держала курс на мыс Доброй Надежды, обогнув который, мореплаватели планировали быстро достичь индийское побережье.

Во время всего пути путешествие преподносило им немало неприятных сюрпризов: внезапные нападения на воде и на суше, тяжелые погодные условия, цинга, поломки кораблей. Но, несмотря на все сложности, экспедиция Васко да Гамы впервые достигла берегов Индии 20 мая 1498 года.

Рис. 3. Торговля с индийцами.

Большие человеческие жертвы и потеря двух кораблей армады смогли с лихвой окупиться удачной торговлей с индийцами. Первый опыт оказался весьма успешным - доходы от продажи экзотических товаров, привезенных из Индии, в 60 раз превысили расходы на морское путешествие.

Второе плавание

Организация следующей экспедиции к индийскому побережью оказалась вынужденной мерой по пресечению беспорядков, учиненных индийцами. Аборигены не только сожгли португальское торговое поселение – факторию, но и выгнали всех европейских торговцев за пределы своего государства.

На этот раз армада состояла из 20 кораблей, в задачи которой входило не только решение «индийских» проблем, но также создание помех арабской торговле и охрана португальских факторий.

Хорошо вооруженная флотилия под командованием Васко да Гама вышла в открытое море в 1502 году. Он показал себя жестоким и беспощадным карателем, и все сопротивления индийцев были сломлены на корню. Вернувшись спустя год в родной Лиссабон с внушительной добычей, мореплаватель получил графский титул, повышенную пенсию и богатые земельные угодья.

Третье плавание

После кончины короля Мануэла I, португальский престол достался его сыну Жуану III. Наследник заметил, что прибыль от торговли с Индией стала существенно меньше. Чтобы решить эту проблему, новый правитель назначил Васко да Гама пятым вице-королем Индии, и приказал ему отправиться в свои владения и выяснить все обстоятельства.

Известный мореплаватель в третий раз отправился в Индию в 1524 году. Прибыв на место, он в свойственной ему жестокой манере расправился со всеми провинившимися.

Во время обратного путешествия Васко да Гама почувствовал недомогание. Болезненные нарывы на шее оказались симптомами малярии, которая и погубила прославленного моряка. Он скончался 24 декабря 1524 года, так и не увидев родные берега.

Тело Васко да Гама было похоронено в монастыре, расположенном на окраине Лиссабона. Позднее в его честь был назван город на Гоа.

Что мы узнали?

При изучении доклада на тему «Васко да Гама» мы узнали кратко про открытие Индии Васко да Гама. Мы выяснили, насколько важно для Португалии было отыскать прямой маршрут в Индию. И то, что открыл Васко да Гама в географии, сыграло огромную роль в развитии экономики его родной страны, укреплении ее статуса сильной морской державы на мировой арене. Также мы узнали интересные факты трех морских экспедиций, совершенных великим мореплавателем.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 420.

Месяц португальцы стояли в устье Кваквы, ремонтируя суда. 24 февраля флотилия вышла из лимана, достигла порта и далее пошла на север. Через неделю флотилия подошла к портовому городу Момбаса. Выйдя из Момбасы, Гама задержал в море арабское доу, разграбил его и захватил 19 человек. 14 апреля он стал на якорь в гавани Малинди. Местный шейх дружелюбно встретил Гаму, так как сам враждовал с Момбасой. Он заключил с португальцами союз против общего врага и дал им надежного старика лоцмана Ибн Маджида, который должен был довести их до Юго-Западной Индии. С ним португальцы вышли 24 апреля из Малинди. Ибн Маджид взял курс на северо-восток и, пользуясь попутным муссоном, довел суда до Индии, берег которой показался 17 мая. Увидев индийскую землю, Ибн Маджид отошел подальше от опасного берега и повернул на юг. Через три дня показался высокий мыс, вероятно, гора Дели. Тогда лоцман подошел к адмиралу со словами: «Вот она страна, к которой вы стремились». К вечеру 20 мая 1498 г. португальские суда, продвинувшись к югу около 100 км, остановились на рейде против города Каликут (ныне Кожикоде).

Экспедиция Гамы не была убыточной для короны, несмотря на потерю двух судов: в Каликуте удалось приобрести пряности и драгоценности в обмен на казенные товары и личные вещи моряков, немалый доход принесли пиратские операции Гамы в Аравийском море. Но, конечно, не это вызвало ликование в Лиссабоне среди правящих кругов. Экспедиция выяснила, какие огромные выгоды может принести для них непосредственная морская торговля с при надлежащей экономической, политической и военной организации дела. Открытие для европейцев морского пути в Индию было одним из величайших событий в истории мировой торговли. С этого момента и до прорытия Суэцкого канала (1869) основная коммерция Европы со странами и с шла не через , а через - мимо мыса Доброй Надежды. Португалия же, державшая в своих руках «ключ к восточному мореходству», стала в XVI в. сильнейшей морской державой, захватила монополию торговли с и удерживала ее 90 лет - до разгрома Непобедимой армады (1588).

Неизвестно, был бы португальцами открыт морской путь в Индию в конце XV века, если бы в этом открытии не был заинтересован сам король, и оно не влекло за собой существенные политические и материальные изменения положения страны в мире. Ведь как бы искусны и бесстрашны не были мореходы, но без поддержки (прежде всего, финансовой) в лице короля такие масштабные экспедиции имели мало шансов на успех.

Так зачем же был нужен морской путь в Индию?

Надо сказать, что добраться до далекой, но такой манящей своими богатствами Индии по морю было просто необходимо Португалии в то время. По своему географическому положению эта европейская страна находилась вне основных торговых путей XV века, а потому не могла полноценно участвовать в мировой торговле. Своих изделий, которые можно выставить на продажу, у португальцев было не так уж много, а всевозможные ценные товары с Востока (пряности и прочее) приходилось покупать очень дорого. Страна же была ослаблена в финансовом отношении Реконкистой и войнами с Кастилией.

Однако расположение Португалии на географической карте мира, безусловно, обеспечивало ей большие преимущества в исследовании западных берегов Африки и все же давало надежду открыть морской путь в «страну пряностей». Эту идею начал осуществлять португальский принц Энрике, который стал известен в мире как Генрих Мореплаватель (он приходился дядей королю Португалии Афонсу V). При том, что сам принц ни разу не выходил в море (считается, что он страдал морской болезнью), он стал идейным вдохновителем морских походов к африканским берегам.

Самое интересное для Вас!

Постепенно португальцы продвигались дальше на юг и привозили все больше и больше рабов и золота с берегов Гвинеи. С одной стороны, инфант Энрике был инициатором экспедиций на Восток, привлекал астрономов, математиков, разработал целую программу для флота, и в тоже время, все действия его были подчинены корыстным соображениям – добыть побольше золота и рабов, занять более весомое положение среди знати. Такое уж было время: добродетель и порок смешались в не распутываемый клубок…

После смерти Генриха Мореплавателя морские экспедиции на некоторое время приостановились. К тому же, несмотря на многочисленные попытки, моряки, снаряженные Энрике, не достигли даже экватора. Но вскоре ситуация изменилась. В конце 80-х годов XV века португальский офицер, добравшийся до Индии по суше, подтвердил, что до «страны пряностей» можно добраться по морю. И параллельно с этим Бартоломеу Диаш открыл мыс Доброй Надежды: сумел обогнуть африканский материк и вышел из Атлантического океана в Индийский.

Таким образом, были окончательно разбиты предположения древних ученых о том, что Африка – это континент, распростертый до Южного полюса. К слову, возможно, именно Бартоломеу Диашу могла бы принадлежать слава открытия морского пути в Индию, но его матросы после выхода в воды Индийского океана наотрез отказались плыть дальше, поэтому он вынужден был вернуться в Лиссабон. Позднее Диаш помогал Васко да Гама в организации его экспедиций.

Почему именно Васко да Гама?

Сегодня, мы не можем достоверно узнать, почему же именно Васко да Гама был избран возглавить экспедицию на Восток, потому что в истории сохранилось не так много сведений об этом знаменательном путешествии. Все исследователи хроник того периода сходятся в едином мнении, что для события такого масштаба, записей о подготовке экспедиции на удивление мало.

Скорее всего, выбор пал на Васко потому, что помимо его превосходных навигационных знаний и опыта, он обладал еще и «нужным» характером. Подробнее о биографии Васко да Гамы . Он хорошо знал человеческую натуру, умел обращаться с судовой командой, мог укротить взбунтовавшихся матросов (что не раз демонстрировал). Кроме того, глава экспедиции должен был уметь вести себя при дворе и общаться с иностранцами, как цивилизованными, таки и варварами.

В да Гаме как раз и сочетались все эти качества: он был прекрасным мореходом – осторожным, искусным и ловким, в совершенстве владел навигационной наукой того времени, в то же время он умел вести себя при дворе, быть прислужливым и настойчивым одновременно. При этом особой сентиментальностью и нежностью не отличался — ему было вполне по силам взять в плен рабов, отнять силой добычу, завоевать новые земли — что и было основной целью португальской экспедиции на Восток. Хроники отмечают, что род да Гама был известен не только своей отвагой, но и своеволием, склонностью к ссорам.

Как подготавливалась экспедиция Васко да Гамы

Экспедиция в Индию должна была состояться сразу же после получения обнадеживающих сведений, которые бы подтвердили наличие морского пути в Индию. Но смерть сына короля Жуана II на несколько лет отодвинула это событие: король оказался настолько опечален, что не был в состоянии вести столь масштабные проекты. И только после смерти Жуана II и вступления на трон короля Мануэла I, при дворе вновь активно заговорили об открытии морского пути на Восток.

Все было подготовлено самым тщательным образом. Под руководством Бартоломеу Диаша, побывавшего в водах возле Африки, были отстроены 4 корабля: флагманский корабль «Сан-Габриэл», «Сан-Рафаэл», которым командовал брат Васко да Гамы Паулу, каравелла «Берриу» и еще одно транспортное судно. Экспедиция был оснащена новейшими картами и навигационными приборами.

Помимо прочего, по устоявшемуся обычаю, были заготовлены и погружены на борт три каменных столба-падрана, для обозначения принадлежности вновь открытых или завоеванных земель Португалии. По приказу Мануэла I эти падраны были названы «Сан-Рафаэл», «Сан Габотэал» и «Санта-Мария».

Помимо моряков в этой экспедиции приняли участие астроном, писарь, священник, переводчики, владеющие арабским языком и языками туземцев, и даже с десяток преступников, которых брали специально для выполнения самых опасных поручений. В общей сложности в экспедицию отправилось не менее 100 человек (по подсчетам отдельных историков – от 140 до 170).

Трехлетнее плавание требовало немалых запасов продовольствия. Основным продуктом питания были сухари, для их сушки по приказу Мануэла I в порту были установлены специальные печи. Трюмы до отказа были загружены сыром, солониной, вяленой и соленой рыбой, водой, вином и уксусом, оливковым маслом, а также рисом, чечевицей и другими бобами, мукой, луком, чесноком, сахаром, медом, черносливом и миндалем. С избытком были взяты порох, каменные и свинцовые ядра, оружие. Для каждого корабля предусматривались по три смены паруса и канатов, в расчете на несколько лет плавания.

Надо отметить, что в качестве подарков африканским и индийским правителям, были взяты самые дешевые вещи: бусы из стекляшек и олова, штаны в широкую полоску и ярко-алые шапки, мед и сахар… ни золота, ни серебра. Такие дары были больше рассчитаны на дикарей. И это впоследствии не останется незамеченным.Все корабли были великолепно оборудованы артиллерией (от 12 до 20 пушек на каждом судне), личный состав также был вооружен – холодным оружием, алебардами, арбалетами. Перед выходом в море в церквях были проведены торжественные службы и всем участникам дальнего похода заранее были отпущены грехи. Во время этого плавания Васко да Гама не раз проявит не лучшие свои качества: жестокость, нередко бессмысленную, алчность, однако у него заранее уже была индульгенция.

Прощание короля с экспедицией

Торжественное прощание дона Мануэла с да Гамой и его офицерами состоялось в Монтемор-у-нову, одном из старейших городов Португалии, в 18 милях к востоку от Лиссабона. Все было обставлено с поистине королевской пышностью и величием.

Король произнес речь, в которой выражал надежду, что его подданные сделают все возможное и невозможное, чтобы совершить это богоугодное дело, потому что расширение земель и владений Португалии, а также увеличение ее богатства – есть лучшее служение стране. В ответной речи Васко да Гама благодарил короля за предоставленную ему высокую честь, и принес клятву служить своему королю и стране до последнего вздоха.

Первое путешествие в Индию (1497-1499)

8 июля 1497 года четыре корабля Васко да Гамы торжественно вышли из Лиссабона. Первые месяцы экспедиции прошли достаточно спокойно. Португальцы не стали останавливаться на Канарских островах, чтобы не выдавать испанцам цели своего путешествия, пополнили запасы пресной воды и провизии на островах Зеленого мыса (тогда это были владения Португалии).

Следующая высадка на берег была 4 ноября 1497 года в бухте Св. Елены. Однако здесь у моряков случился конфликт с местным населением, больших потерь португальцы не понесли, но да Гама был ранен в ногу. В конце ноября корабли достигли мыса Доброй Надежды, который в этот раз повел себя как мыс Бурь (его первое название).

Шторма были такие сильные, что почти все моряки требовали от капитана возвращения на родину. Но мореход на их глазах выбросил в море все квадранты и навигационные приборы в знак того, что обратного пути нет. Хотя историки сходятся во мнении, что, наверное, все-таки не все, а почти все. Скорее всего, запасные приборы у капитана все же остались.

Итак, обогнув южную оконечность Африки, флотилия сделала вынужденную остановку в бухте Моссел бей. Транспортное судно, перевозившее припасы, было настолько сильно повреждено, что решено было его разгрузить и сжечь. К тому же часть моряков умерло от цинги, не хватало людей для обслуживания даже оставшихся трех кораблей.

16 декабря 1497 года экспедиция оставила позади последний столб-падран Бартоломеу Диаша. Далее их путь лежал вдоль восточного побережья Африки. Воды Индийского океана, в которые вступил Васко, уже не одно столетие составляли морские торговые пути арабских стран, и португальскому первопроходцу пришлось непросто. Так в Мозамбике он получил приглашение в покои султана, но товары европейцев не впечатлили местных торговцев.

Португальцы произвели негативное впечатление на султана, и флотилия была вынуждена поспешно ретироваться. Оскорбленный Васко да Гама отдал приказ дать несколько залпов из пушек по прибрежным селениям. Чуть позже в портовом городе Момбаса, куда корабли экспедиции вошли в конце февраля, португальцами было захвачено и разграблено арабское судно, а 30 человек экипажа взято в плен.

Более гостеприимно их встретили в Малинди. Здесь, после долгих поисков, да Гама смог нанять опытного лоцмана, знавшего путь до Индии, так как понимал, что им предстоит пересечь неведомый до этого Индийский океан. На личности этого лоцмана стоит остановиться подробнее. Ибн Маджид Ахмад (полное имя Ахмад ибн Маджид ибн Мухаммед аль-Саади из Неджда, приблизительные годы жизни 1421-1500) – арабский моряк родом из Омана, лоцман, географ и писатель XV века. Происходил из семьи навигаторов, его дед и отец водили суда в акватории Индийского океана.

Когда пожилой моряк и его матрос с достоинством поднялись на борт «Сан-Габриаэл» Васко да Гама еле сдерживал свое волнение, вглядываясь в непроницаемое лицо араба, пытаясь понять, многое ли он понимает в навигации. Оно и понятно, от этого человека зависела судьба всей экспедиции.

Васко да Гама продемонстрировал Ахмаду ибн Маджиду астролябию и секстант, но на того эти приборы не произвели должного впечатления. Араб лишь мельком взглянул на них и ответил, что арабские навигаторы используют другие инструменты, достал и дал посмотреть их да Гаме. Кроме того, перед Васко была разложена подробная и точная арабская карта всего индийского побережья с параллелями и меридианами.

После этого общения у предводителя португальской экспедиции не осталось сомнений, что в этом лоцмане он приобрел большую ценность. Сами арабы и турки называли Ахмада ибн Маджида «львом моря», португальцы же дали ему прозвище Малемо Кана, что значит «знаток морского дела и астрономии».

24 апреля 1498 года арабский лоцман вывел португальские корабли из Малинды и взял курс на северо-восток. Он знал, что здесь в это время дуют попутные ветры-муссоны. Лоцман блестяще провел флотилию, прорезав западную часть Индийского океана почти по самой середине. И 20 мая 1498 года все три португальских корабля пришвартовались у индийского города Каликут (сегодня Кожикоде).

Несмотря на то, что Каликутский правитель встретил португальцев более чем гостеприимно – их приветствовал парад из более чем трех тысяч солдат, а сам Васко да Гама был удостоен аудиенции правителя, пребывание на Востоке нельзя было назвать успешным. Подарки португальцев арабские торговцы, служившие при дворе, сочли не достойными, а сам да Гама напоминал им скорее пирата, чем посла европейского королевства.

И хотя торговля португальцам была разрешена, их товар шел плохо на местном рынке. К тому же возникли разногласия по выплатам пошлин, на которых настаивала индийская сторона. Не видя смысла больше оставаться, Васко отдал приказ отплывать из Каликута, а заодно прихватил с собой двадцать рыбаков.

Возвращение в Португалию

Португальцы не ограничивались торговыми операциями. На обратном пути они разграбили несколько торговых кораблей. На них самих также нападали пираты. Правитель Гоа пытался хитростью заманить эскадру, чтобы использовать корабли в своих военных походах на соседей. Плюс ко всему те три месяца, что длился путь до берегов Африки, стояла невыносимая жара, и экипаж сильно болел. В таком плачевном состоянии 2 января 1499 года флотилия подошла к городу Магадишо. Встать на якорь и сойти на берег да Гама не решился — слишком малочисленной и измученной была команда,- но чтобы «заявить о себе» приказал обстрелять город из судовых орудий.

7 января мореплаватели бросили якорь в порту Малинди, где несколько дней отдыха, хорошая еда и свежие фрукты позволили команде поправиться и вновь набраться сил. Но все же потери экипажа были столь велики, что один из кораблей пришлось сжечь. 20 марта миновали мыс Доброй Надежды. 16 апреля от островов Зеленого мыса Васко да Гама отправил один корабль вперед, и 10 июля король Португалии принял весть о том, что морской путь в Индию проложен. Сам Васко да Гама ступил на родную землю лишь в конце августа – начале сентября 1499 года. Его задержали в пути болезнь и смерть брата Паулу.

Из 4 кораблей и 170 моряков возвратилось лишь 2 судна и 55 человек! Однако если смотреть по финансовой составляющей, первая португальская морская экспедиция в Индию была очень успешной – привезенные товары были проданы на сумму, в 60 раз превышающие траты на ее снаряжение!

Второе путешествие в Индию (1502-1503)

После того, как Васко да Гама проложил морской путь до Индии, король Португалии снарядил еще одну экспедицию в «страну пряностей» под руководством Педру Алвариша Кабрала. Но доплыть до Индии теперь было только половиной дела, необходимо было установить торговые отношения с местными правителями. Этого как раз сеньору Кабралу сделать не удалось: португальцы рассорились с арабскими купцами, завязавшееся было сотрудничество в Каликуте сменилось враждой. В итоге португальская фактория попросту была сожжена, а корабли Педру Кабрала, отплывая от индийских берегов, обстреляли побережье Каликуты из своих бортовых орудий.

Стало понятно, что самый быстрый и «прямой» путь обосноваться в Индии – показать военную мощь Португалии. Более подходящего руководителя для подобной экспедиции, чем Васко да Гама, пожалуй, было не сыскать. И в 1502 году король Мануэл I ставит опытного и бескомпромиссного моряка во главе эскадры. Всего в плавание отправилось 20 кораблей, из них 10 подчинялись «Адмиралу Индийского моря», пять – направлялись с целью чинить препятствия арабским торговым судам, а еще пять, возглавляемые, кстати, племянником Адмирала – Эштеваном да Гамой – должны были охранять португальские фактории в Индии.

В этом плавании Васко да Гама доказал, что никто кроме него не справился бы лучше с этим заданием. По пути он основал форты и торговые посты-фактории на южном африканском побережье – в Софале и Мозамбике, наложил дань на арабского эмира города Килвы. А чтобы показать серьезность своих намерений арабским купцам, да Гама приказал сжечь арабское судно, на борту которого находились только паломники. Произошло это у берегов Малабара.

В городе Каннанур экспедиция была встречена доброжелательно, и суда хорошо загрузились пряностями. А потом настал черед города Каликут. Заморин (правитель) города принес извинения за сожжение фактории в предыдущий визит да Гамы и обещал возместить убытки, но неумолимый адмирал захватил все индийские суда, стоявшие в порту, и артиллерийским огнем буквально превратил город в развалины.

Заложников-индийцев вешали на мачтах португальских кораблей, а заморину отправляли отрубленные части рук и ног, головы пленников. Для устрашения. Через два дня после нового обстрела города, заморин покинул Каликут. Миссия была выполнена. Тем временем, Васко да Гама отправился в город Кочин, где догрузил корабли специями и пряностями, и стал готовиться к обратному пути.

Заморин, собрав флотилию с помощью арабских купцов, попытался противостоять португальцам, но артиллерия на борту европейских кораблей предрешила исход боя – легкие арабские суда ретировались под огнем бомбардир.Итак, в октябре 1503 года Васко да Гама возвращается на родину с большим успехом.

Третье путешествие в Индию (1503-1524)

Период между вторым и третьим плаванием был, возможно, самым спокойным в жизни Васко да Гама. Он жил в довольстве и достатке, вместе со своей семьей, пользуясь почестями и привилегиями при королевском дворе. Король Мануэл I учитывал его рекомендации при разработке планов по дальнейшей колонизации Индии. В особенности Адмирал Индийского моря настаивал на создании морской полиции у берегов португальских владений в «стране специй». Его предложение было претворено в жизнь.

Также по совету Васко да Гамы в 1505 году указом короля была введена должность вице-короля Индии. Этот пост в разные годы занимали Франсишку д’Алмейда и Аффонсу д’Албукерки. Их политика была проста и прямолинейна – власть Португалии в индийских колониях и в Индийском океане насаждалась «огнем и мечом». Однако с кончиной Албукерики в 1515 году достойного приемника не нашлось. И король Жуан III, несмотря на преклонный (особенно для тех времен) возраст Васко да Гамы – ему к тому времени исполнилось уже 55 лет – решил назначить на должность вице-короля Индии именно его.

Таким образом, в апреле 1515 года знаменитый мореплаватель отправился в свое последнее плавание. С ним вместе отбыли и двое его сыновей Эштеван и Паулу. Флотилия состояла из 15 кораблей, вместивших 3000 человек. Существует легенда, что когда корабли пересекали 17° северной широты близ города Дабул, они попали в зону подводного землетрясения. Команды кораблей пришли в суеверный ужас, и только невозмутимый и честолюбивый адмирал оставался спокойным, прокомментировав природное явление так: «Даже море трепещет перед нами!».

Первым же делом по прибытии на Гоа – главный опорный пункт Португалии в Индийском океане – Васко да Гама самым решительным образом приступил к наведению порядков: приостановил продажу пушек арабам, снял с должностей казнокрадов, наложил штрафы в пользу португальских властей и предпринял прочие репрессивные меры, чтобы ни у кого не оставалось сомнений, кто является хозяином данных земель. Но полностью претворить все свои замыслы в жизнь вице-король не успел — внезапно заболел. И в канун Рождества, 24 декабря 1524 года Васко да Гама скончался в городе Кочин. В 1539 году его прах перевези в Лиссабон.

zkzakhar