Почему "Том Сойер Фест" - вредная затея? Плохого не придумает Фестиваль восстановления исторической среды том сойер фест

11 июня в Казани стартует фестиваль во восстановлению исторической среды «Том Сойер Фест». За два месяца силами волонтеров отремонтируют три дома. О деталях проекта нам рассказала координатор фестиваля Мария Шаронова. Присоединиться к команде волонтеров можно, заполнив анкету на странице мероприятия в социальной сети.

Как самарский проект «Том Сойер Фест» оказался в Казани?

22 и 23 апреля в Казани проходил IV съезд градозащитных организаций России, посвящённые 50-летию учреждения ВООПИиК. На него приехал Андрей Кочетков, главный редактор самарского издания «Другой Город» и идеолог городского фестиваля восстановления исторической среды «Том Сойер Фест». Он выступил на съезде, как рок-звезда, взорвал зал. Идеей загорелись ребята из Общества охраны памятников, Олеся Балтусова и все, кто там был. Балтусова взяла на себя все самые важные организационные функции - занималась выбором домов, переговорами с инвесторами, жителями, согласованиями. Я тоже была на съезде. Я подключилась к работе после того, как стало понятно, что в Казани это сделать возможно. Мы знакомы с Андреем почти пять лет, раньше работали по привозам музыкантов и организации автобусных туров, поэтому можно сказать, что это продолжение сотрудничества. С Андреем очень приятно сотрудничать и мне захотелось продолжать делать что-то полезное вместе.

Поддерживаете ли вы контакты с самарскими организаторами?

Когда после съезда стало ясно, что фестивалю быть и у нас в Казани все складывается, Андрей провел очень большую консультацию: что нужно, что не нужно, какие ошибки могут быть и на что обратить внимание особенно. Мы всегда на связи и созваниваемся по разным техническим и организационным вопросам. Когда мы запустимся, планируется обмен волонтерами и опытом - казанцы поедут в Самару, а самарцы - в Казань. Наши фестивали начинаются почти в одно время. В Казани старт «Том Сойера» 11 июня, а в Самаре 9 июня.


В чем заключается суть проекта?

«Том Сойер» - это фестиваль по реновации исторической среды. Поэтому мы берем на разработку средовые объекты, которые не являются памятниками истории, потому что любой ремонт памятника сопряжен с большими законодательными ограничениями. В Казани в этом году мы взяли три дома: №№ 78, 80 по улице Волкова и № 16 по улице Ульянова-Ленина. У этих домов есть собственники, то есть нам не грозит снос или перестройка этих домов. Важно отметить, что все, что мы делаем, не является реставрацией (но мы, конечно же, советуемся с профессионалами), а как и заявлено, воссозданием среды. Подобный опыт был в Томске, так что можно сказать, что проект оригинальный и новаторский. Мне кажется, это важное дело, в Казани много домов в подвешенном состоянии. Они ветшают, но хотелось бы сохранить их, показать, что деревянные дома - это, то самобытное, живое и настоящее, чем можно гордиться, показывать туристам, друзьям и детям.

Организаторами фестиваля в Казани является общество охраны памятников ТРО ВООПИиК и журнал «Казань». Фестиваль длительный, потому что речь идет о реальной работе. Но в рамках него мы планируем делать экскурсии, мастер-классы, небольшие события вроде лекций, концертов, каких-то партнерских мероприятий. В этом плане мы открыты для сотрудничества. 11 июня, в день открытия фестиваля, проведем презентацию книги Владимира Курашова «Старая Казань», ожидаем приезда Андрея Кочеткова из Самары.

Речь идет о старых домах, поэтому важно узнать, кто делает чертежи, определяет цветовую гамму, технологии и прочее?

Чертежи и визуализацию готовят профессиональные архитекторы-реставраторы Фарида Забирова, Анастасия Анцигина. Они безвозмездно разработали концепцию восстановления домов, создали визуализацию и 3D-модели. Это делалось на основе старинных чертежей, которые нам предоставили собственники. И мы получили согласование на проведение работ Исполнительном комитете Казани. Нам также помогают Ирина Карпова, старший преподаватель кафедры реставрации и реконструкции архитектурного наследия КГАСУ, и Андрей Винокуров, реставратор произведений из дерева высшей категории, председателя Татарстанского регионального отделения Союза реставраторов России.

На всех домах силами волонтеров мы будем счищать старую краску, грунтовать, красить. С помощью профессионалов будем снимать наличники, реконструировать их и резьбу на домах. Также будут установлены водостоки, а в доме на Волкова, 78 планируем полностью реконструировать веранду. Сейчас она почти вся прогнила. Но это, конечно, будут делать профессионалы. Рядом с домом по Волкова, 80 еще планируем благоустроить территорию.

Что ожидает волонтера на месте?

На площадке каждый день будет присутствовать строитель. Конечно же, у нас будет инструктаж и полное соблюдение техники безопасности. Каски, маски, страховка, вот это все. И каждой работе научим, расскажем и покажем. Применение найдем каждому человеку, не нужно бояться к нам приходить.

На какие средства приобретаются материалы и инструменты?

Это спонсорские средства. Наши спонсоры строительная компания «Парнёръ и К», столярное производство «Стройдвор», основными материалами нас снабжает компания Tikkurila. Они же помогали и на самарском «Том Сойер Фесте».

Просчитываете ли вы разные сценарии развития событий? А если будет мало волонтеров или, наоборот, много?

Да, мы думали об этом. Если будет много людей, то будем распределять их по работам и объектам. Если мало, то будем работать с теми, кто придет, даже если это будет один или два человека. Но я думаю, что в Казани проблем с волонтерами быть не должно. Тема охраны памятников истории здесь всегда стоит на повестке дня и люди более или менее подключены к этому.

Фестиваль должен продлиться два месяца. Это фиксированное время или возможны варианты (по готовности домов, например)?

Два месяца - это предварительное время, конечно же. Мы планируем запускаться в два подхода - сначала сделать дом на Ульянова-Ленина, потом перейти на Волкова. Если выявятся какие-то неожиданные факторы (все же речь идет о вековых домах), то будем работать дольше или привлекать дополнительные силы, в зависимости от характера форс-мажора. Но вообще их быть не должно, мы не раз осматривали дома с разными специалистами и снаружи, и изнутри, и в целом понятно, что нас ожидает.

Самарский опыт

«Том Сойер Фест» впервые проходил в Самаре в прошлом году с 22 июня по 21 сентября 2015 года. Тогда активисты во главе с Андреем Кочетковым отремонтировали три дома (два деревянных, один каменный). Ремонт трех домов, расположенных рядом на улице Льва Толстого, обошелся в сумму чуть более 1 000 000 рублей. За весь период фестиваля в работах приняли участие 125 волонтеров.

Режиссер Демиан Моргачев

Алмаз Загрутдинов

Том Сойер зовет калужан покрасить старый дом

Тема сохранения исторической городской застройки в таких старых городах, как Калуга, не теряет актуальности никогда.

Старинные особняки, огромные храмы и даже целые улицы в центре города нуждаются в реконструкции. Краеведы бьют тревогу, в бюджетах не находится средств, а старая Калуга продолжает разрушаться.

На этом уже привычном фоне идея взяться за сохранение исторической городской застройки силами общественности выглядит свежо. Предложили ее активисты пришедшего к нам из Самары «Том Сойер Феста». Фестиваль стал инициативой СРОО «За информационное общество» в 2015 году. За первые два года существования в трёх городах России силами волонтёров на средства спонсоров и пожертвования горожан было восстановлено 11 зданий, а также на исторических территориях были созданы элементы благоустройства и арт-объекты. В 2016 году организаторы получили несколько запросов из других регионов с просьбой помочь запустить инициативу у них. Так было принято решение провести в марте 2017 года в Самаре конференцию для всех желающих, на которой собралось более 70 активистов из разных городов. Эксперты объяснили, как с минимальными трудозатратами запустить «Том Сойер Фест» в новых населённых пунктах, а также чем фестиваль полезен новым для него территориям.

В Калуге за организацию волонтеров взялись в туристско-информационном центре «Калужский край». А начать они собираются с дома, о котором, кажется, все забыли.

Маленький зеленый домик

Эта ветхая одноэтажка известна как «Дом архитектора Яковлева», что не совсем соответствует действительности. Александр Артемьевич был «гражданским инженером» - в начале прошлого века так называли на инженеров-проектировщиков в строительстве, которые при этом не являются военными. Его вклад в нынешний архитектурный облик Калуги не то чтобы велик, но заметен. Он производил расчеты и руководил строительством таких важных для нашего города зданий, как синагога и Пушкинское училище (сейчас это школа № 6). Но архитектором этих зданий он не был.
Его личный особняк на улице Никольской (с 1912 года - Луначарского),похоже, единственная архитектурная работа Яковлева. И работа, нужно признать, отличная. Правда, сейчас понять это почти невозможно: дом захирел до такой степени, что только специалисты могут угадать в нем представителя редкого архитектурного стиля.

Есть два варианта – сетовать, что старая Калуга безвозвратно исчезает под напором беспощадного времени и застройщиков, а власти находят какие-то отговорки, чтобы сохранить культурное наследие. Второй вариант – заняться сохранением старины самостоятельно.

Идея фестиваля сохранения исторической среды «Том Сойер Фест» проста: силами волонтёров восстановить деревянные дома, не имеющие статуса объекта культурного наследия, но имеющие ценность для архитектурного облика и истории города. Полной реконструкции фестиваль не предполагает, работы, скорее, косметические: покрасить стены, заменить ветхие декоративные элементы, выпрямить то, что совсем искривилось. Облагородить внешний вид и привлечь внимание общественности. Все, как в известном эпизоде, где красил забор Том Сойер из бессмертного романа Марка Твена.

"...Том снова принялся белить и ответил небрежно:
– Что ж, может, работа, а может, и не работа. Я знаю только одно – Тому Сойеру она по душе.

– Да брось ты, уж будто бы тебе так нравится белить!

– Нравится? А почему же нет? Небось не каждый день нашему брату достается белить забор!"

Конечно, такой дом, если привести его в порядок, может стать интересным туристическим объектом, - рассказывает Даниил Кузнецов, координатор «Том Сойер Феста» в Калуге и директор ТИЦ «Калужский край». – Но для нас этот проект не туристический и даже не архитектурный. Мы хотим предложить калужанам новую форму участия в жизни города. Показать, что, для того чтобы сделать что-нибудь полезное для своего родного города, не нужно ждать официального субботника или указания сверху. Многое можно сделать самостоятельно. Самарцы за пару лет отремонтировали около 10 домов. «Том Сойер Фест» с успехом идет в Казани и Бузлуке. В этом году к этому списку прибавятся другие города, в том числе Калуга. Уверен, что у нас получится не хуже.

Нельзя просто так взять и отремонтировать старый дом

Памятники архитектуры охраняются государством. В большинстве случаев это означает, что в этих зданиях ничего нельзя менять и даже ремонтировать. Любые строительные или ремонтные работы в таких памятниках должны проводиться с разрешения компетентных органов и людьми с особыми допусками и квалификацией.

Дом архитектора Яковлева тем и удобен «Том Сойер Фесту», что из реестра архитектурных памятников выведен. В начале 2000-х этот участок Луначарского собирались застраивать, и занимающий место особняк был признан экспертами слишком ветхим, чтобы пытаться его сохранить. С застройкой что-то не заладилось, а исключенный из-за ветхости особняк простоял больше 10 лет.

Тем не менее, прежде чем приступать даже к косметическому ремонту такого дома, нужен совет профессионалов. И таковой нашелся. Собственно, он и предложил организаторам взяться за дом на Луначарского, 3.

«Том Сойер фест» - фестиваль восстановления исторической среды силами волонтеров на деньги спонсоров. Организаторы начинали с трех домов на улице Льва Толстого в Самаре, а сегодня здания с историей отреставрируют в 25 (!) городах России - 16 мая открывается уже четвертый по счету сезон. «Большая Деревня» встретилась с идеологом проекта Андреем Кочетковым и узнала, кто уничтожает Старую Самару и смогут ли ее спасти активисты, как изменится фестиваль в этом году и почему это история про людей, а не про архитектуру.

Почему появился «Том Сойер фест»

«Том Сойер фест» возник в 2015 году, когда Самара еще только начинала готовиться к Чемпионату мира по футболу FIFA-2018. Город спешно обновляли, но изменения касались в большей степени дорог и крупных «туристических» объектов: именно тогда стартовала реконструкция Московского шоссе, на площади Славы нагромоздили «стену плача», а тротуары принялись массово закатывать в плитку. При этом центр Самары и его каменно-деревянная архитектура оставались незамеченными - городские власти словно игнорировали историческую застройку. Если же с ней взаимодействовали, то довольно небрежно: фасады домов, например, заливали из краскопульта, нанося краску поверх векового слоя грибка и грязи. Старый центр требовал более бережного отношения - и дело не только в приближающемся Чемпионате.

Отреставрированный дом по адресу Льва Толстого, 36

Андрей Кочетков

Организтор «Том Сойер фест»

В городе есть территории, которые уже не спасти - не столько от времени, сколько от застройщиков. В центральной части сильнее всего пострадал район Полевой. Он расселен и застроен, здесь соседствуют новостройки и заброшки, большая часть земли расторгована - в общем, образовалась совершенно непонятная среда. Но и говорить: «Ладно, тут вы все окончательно испортили, так что стройте дальше», - тоже неправильно, потому что при таком отношении граница исторического центра и дальше будет сдвигаться. С противоположной стороны старый город подъедает застройка у Речпорта, и с другого берега Волги отлично видно, как он становится все меньше. Но есть и нетронутые места: сейчас очень милым становится район за площадью Революции. Там сохранилась аутентичность, которую еще не разрушили ковровым благоустройством, и туда переезжает много интересных людей - потому что для центра цены там не самые высокие. У этого района большой потенциал в плане развития за счет того, что там набирается критическая масса новых людей, новая формация.

Есть три пути спасения исторической застройки. Во-первых, законодательный. Для центра нужно принять нормальную концепцию исторического поселения, с границами и четко прописанными нормативами, которые не будут коррупционно емкими. Второй метод спасения - это активизм. Всем почему-то кажется, что на общественный резонанс власти не реагируют, но нет, они дофига реагируют на него: если в поддержку чего-либо не происходит движа, на это никто не обратит внимания. Третий момент - реальное, а не декларативное желание высших уровней власти что-то сохранять. В разных регионах мы видим, как со сменой губернаторов и мэров риторика и действия по отношению к исторической среде меняются. Не сильно, но все же перемены есть, и это очень важный фактор.

Как фестиваль стал всероссийским

Идеологом проекта стал историк, урбанист и экс-главред интернет-журнала «Другой город» Андрей Кочетков. Сама идея не возникла внезапно: по словам Андрея, большую роль в этом сыграли блоги Николая Кирсанова из Томска и Юлии Тереховой. Они занимались восстановлением заброшенных и разрушенных деревянных домов и фиксировали свои достижения в ЖЖ. Благодаря этим примерам организаторам феста стало понятно, что работа с восстановлением - вещь возможная.

За полгода до запуска фестиваль успел выиграть городской конкурс идей, заручиться поддержкой администрации и запартнериться с Самарской гильдией строителей, компанией «Берег» и ООО «СПМУ-Пенетрон». Тогда же его заметила компания Tikkurila, которая сама предложила краску. Для старта выбрали три дома на Льва Толстого - № 34, 36 и 38. Они расположены прямо напротив филармонии, на центральной улице старого города - организаторы рассчитывали сделать их своеобразной витриной для узнаваемости феста. Профессиональные архитекторы-реставраторы Иван Стафеев, Андрей Савинов и Яна Котельникова безвозмездно разработали концепцию их восстановления, создали визуализацию и 3D-модели и согласовали их с жильцами, которые после переговоров одобрили начинания активистов. Старт первого сезона «ТСФ» состоялся 22 июня 2015 года.

Отреставрированный дом в рамках «Том Сойер фест» Казань. Адрес: Волкова, 42

Отреставрированный дом в рамках «Том Сойер фест» Хвалынск. Адрес: Республики, 152

В 2016 году волонтеры взяли в работу уже четыре дома. Идея восстановления исторического центра оказалась заразительной, и принять участие в фестивале, помимо Самары, захотели Казань и Бузулук. К 2017 году фестиваль разросся настолько, что прошел в 11 городах России: Самаре, Казани, Бузулуке, Калуге, Саратове, Хвалынске, Димитровграде, Томске, Боровске, Костроме и Оренбурге. За этот год волонтеры восстановили в общей сложности 29 зданий и создали 6 арт-объектов. В этом году организаторы открывают четвертый сезон фестиваля - уже на 25 городов.

Андрей Кочетков

Когда мы только начинали заниматься «Том Сойер фестом», нас пугали проблемы в основном материальные: например, у дома на Льва Толстого был ужасный пристрой, с которым мы совершенно не понимали как справиться. Затем мы поняли, что основная проблема в собственниках, которые не заботятся о своих домах вообще никак. Кому-то лень забить два гвоздя, потому что это коммуналка. Кто-то просто утратил навыки содержания жилья в правильном состоянии. Сейчас жители этих домов не понимают очевидные вещи, которые приводят к фатальным последствиям - например, в советское время повсеместно заделывали продухи (вентиляционные отверстия в цоколе, способствующие удалению влаги из подпольного пространства - прим.ред.). И потом удивляются, почему у них что-то начинает разваливаться.

Посмотрите на США - большая часть населения живет в деревянных домах, в том числе и старых, - и там эта культура ухода за ними существует. В штатах существуют специальные компании, которые об этих зданиях заботятся и понимают, как это делать, там деревянная застройка считается престижной. У нас такого практически нет, но, слава богу, начали появляться люди, которые вникают в эту историю. Есть возможность возродить эти навыки владения домом и вернуть их обитателям.

Как на фестиваль обратили внимание в ЮНЕСКО

В первый же год «Том Сойер фест» выиграл проводившийся администрацией городской конкурс идей, а в следующем ЮНЕСКО признала его успешной местной инициативой в области работы с жителями. В октябре 2016-го в Эквадоре проходила конференция ООН Habitat III. Ее посвятили жилищному строительству и устойчивому развитию городов. На конференции ЮНЕСКО представила доклад, в котором рассказала о практиках из 111 населенных пунктов, расположенных на всех континентах, кроме Антарктиды. Единственным вошедшим в подборку кейсом из России стала Самара и «Том Сойер фест», - эксперты признали стратегию «мягкого обновления» особенно эффективной и заявили, что общественность является одним из основных недооцененных ресурсов для восстановления исторической среды.

«Том Сойер фестом» с самого начала заинтересовались иностранные гости: в 2015 году на фест заезжал американский профессор урбанистики Джон Гильдерблум и финский актер Вилле Хаапасало, а недавно с организаторами беседовал журналист из The Guardian.

Вилле Хаапасало с волонтерами

Андрей Кочетков

На чиновников признание ЮНЕСКО не особо повлияло, но оно легитимизировало нас в глазах экспертного сообщества. У нас в России есть такая проблема, что эксперты к активистам испытывают какое-то тотальное недоверие, а активисты экспертов не уважают за то, что те только гундят и ничего не делают. Хотя вообще все это должно быть нанизано на один стержень: есть философы, визионеры, ученые - а с другой стороны люди, которые все их идеи воплощают. К сожалению, у нас в стране вообще проблема с коммуникацией между людьми, они не умеют вот так просто по-доброму налаживать сотрудничество. Но постепенно ситуация становится лучше.

Всем нашим иностранным гостям очень нравится дерево - местным это кажется чем-то незаметным и обыденным, а для них очень выделяется на общем фоне. А что еще показывать? Классицизм, которого в Европе и так полно? Дерево, православная церковная архитектура и конструктивизм - это три архитектурных пласта, которые действительно являются чем-то самобытным, и посмотреть их можно только в России. Вообще все иностранцы удивляются тому, что сами жильцы разрушающихся домов зачастую бездействуют, и им приходим помогать мы - волонтеры, которым почему-то не все равно.

Как организован и на что живет фестиваль

В разные годы партнерами и спонсорами фестиваля становились самые разные компании: оператор связи МТС, один из крупнейших европейских DIY-ритейлеров «Леруа Мерлен», Самарская гильдия строителей, интернет-магазин «Кувалда.ру» и представители локального бизнеса, которые, например, кормили волонтеров ужинами. В основном, партнеры феста помогают материалами, которые необходимы на стройке: красками, кистями, инструментами, респираторами и перчатками. Кто-то берется за развлекательную и образовательную программу - так, в 2016 году компания МТС совместно с самарских художником Андреем Сяйлевым создала арт-объект «Тетрис» на Галактионовской, 91.

В 2017 году «Том Сойер фесту» выделили президентский грант от Фонда поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива». Он выдавался на упаковку технологии фестиваля и его запуск в новых городах. Орги сделали методичку, провели Школу «Том Сойер феста» и сняли видеолекции.

Арт-объект «Тетрис» на Галактионовской, 91

«Том Сойер фест» работает по графику, который сильно зависит от погоды - следить за актуальным расписанием можно

Совсем немного про раскручиваемый сейчас в Самаре "Том Сойер Фест". Идея и, как говорят тележурналисты, "картинка", красивая, но на мой взгляд (!), вредная.
Еще в 2009 год, когда мы с Людмилой Гавриловной Кузьминой, Оксаной Кругловой и др. делали самые первые "Прогулки по старой Самаре", "Публичные лекции о старой Самаре", издавали буклет "Историческая Самара: государством не охраняется", заваливали письмами прокуратуру, губернатора, депутатов всех уровней, сенаторов и ОП РФ в рамках работы Комитета спасения старой Самары, много раз звучали предложения типа: "А давайте своими силами возьмемся и сделаем. Сами. Без чиновников. Возьмем и отреставрируем какой-нибудь дом". И глаза у этих неравнодушных граждан были чисты, ясны и устремлены в небо. "Дорого? Так давайте деньги соберем, спонсоров отыщем", - говорили они. И как тут поспоришь? Если государство не выполняет свои функции, чиновники переводят друг на друга "стрелки", надзорные органы натянули на глаза повязку (на манер Фемиды) и в упор ничего не видят...
Однако подменять собой государство или собственника - занятие вредное. Мы отказались от этого бесполезного и симулятивного занятия в 2009-м.
Во-первых, это искусственно снимает естественный, правильный и уместный накал вокруг темы сохранения историко-культурного наследия и городской среды. Как говорят политологи, "канализирует" общественное негодование.
Во-вторых, подшпаклевать и подкрасить или, как принято говорить, "привести в порядок" - это не реставрация и не спасение. Это симуляция. Как открытый перелом гримом замазывать, вместо того, чтобы врача вызывать.
В-третьих, поскольку в такое "волонтерство" втягивается та самая активная и неравнодушная часть населения, профильные чиновники могут расслабиться - нашли люди занятие, следить за распилами, откатами и банальным бездействием некому. Ведь "мы сами"!.. Это как реальное добровольчество подменять субботниками.
В-четвертых, для реальной реставрации нужен проект, разработка которого стоит миллионы, который должны согласовать в региональном минкульте, реализовывать который имеет право только фирма с лицензией на ведение реставрационных работ...
Есть и в-пятых, и в-шестых...
Но главное - открытый перелом не лечится гримом и оптимизмом!

Том Сойер, кстати, очень не хотел красить забор и придумывал, как подпрячь к этому "волонтеров" вроде Гекльберри Финна, который со счастливой улыбкой взялся за чужую работу...
Вот и в этом самарском "Том Сойер Фесте" есть всё: благородная идея, красивый пиар неплохого городского сайта и строительной компании "Берег", но есть так же "канализация" общественной активности и введение в заблуждение многих, кто верит, что речь идет о сохранении городской среды и "реставрации памятников"... Выгодно это может быть (помимо тех, кто пиарится, разумеется) только областным и городским чиновникам, которые поуничтожали у себя отделы, занимающиеся сохранением ИКН, и не желают работать и нести ответственность за гибель исторической части Самары.
Мне эта история видится "как-то так".