Проблема бескорыстного чтения. Сочинение по тексту Д. Лихачева. О личных библиотеках

Показать текст целиком

Дмитрий Сергеевич Лихачев в прочитанном мною тексте заставляет задуматься над такой актуальной в нашем мире проблеме, как чтение. Эта тема волнует многих, потому что в наш век развитых информационных технологий современный человек все меньше и меньше отводит времени бумажной книге. Сейчас, как верно замечает автор, люди читают больше "для галочки": то, что надо прочесть "(по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия)", а не для собственного удовольствия.

По мнению автора, читать литературные произведения необходимо "в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке" для того, чтобы открылось самое главное: что хотел писатель донести до сердца, до души читателя, взявшего книгу."Незаинтересованное", но интересное чтение - вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека" - говорит Лихачев . Литература же, по мнению Дмитрия Сергеевича, при "полном погружении" может сотворить с человеком удивительное: сделать интеллигентным, развить "не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех её сложностей" и многое, многое другое.

Позиция же автора заключается в том, что читать нужно больше и читать "с величайшим выбором". Лихачев призывает нас не тратить самый большой и самый драгоценный капитал, которым мы обладаем, - свое время на "суетность",

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 3 из 3 К2

Задание 25.

Напишите сочиненте по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свое мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объем сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляеь собой пересказанные или полностью переписанный исходный текст,без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аакуратно, разборчивым почерком.

Текст 6

Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906-1999) - филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН.

ШАГ 1. Прочитайте внимательно текст.

В процессе чтения подчёркивайте слова и выражения, которые непонятны и нуждаются в пояснении. Если значение слова или выражения вам непонятно, не используйте его при написании собственного текста. Важно, чтобы текст, который вы прочитали, был абсолютно понятен.

Слова и выражения, требующие дополнительного пояснения:

Отрасль культуры - направление, вид, тип культуры.

Кроется - скрывается, спрятано.

Трата - использование.

Сообразуясь - опираясь.

ШАГ 2 . Сформулируйте в двух-трёх предложениях одну из проблем, поставленных автором текста.

Для этого подберите, выделите в тексте или сформулируйте самостоятельные фразы, способствующие пониманию авторской мысли. Проблема, о которой вы собираетесь писать, должна быть понятна вам и поставлена автором текста.

Примеры фраз из текста:

Основной (но, разумеется, не единственный) способ интеллектуального развития - чтение.

Чтение, для того чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего.

Литература дает нам коллосальный, обширнейший и глубочайшй опыт. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувства, но и понимание - понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей.

Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой.

Прмеры собственных формулировок:

Книга не просто дает человеку запас знаний, она учит его пониманию жизни. Именно такую проблему ставит перед читателями Д. С. Лихачёв.

- "Бескорыстное" чтение... Что это такое? Возможно ли оно сегодня?

Может ли чтение стать в наши дни любимым занятием? Как подходить к выбору книг? О чем следует читать и как понимать прочитанное? Эти проблемы ставит перед нами академик Д. С. Лихачёв.

Предложенный нам текст Д. С. Лихачёва интересен прежде всего тем, что в нем объясняется значение чтения в формировании и развитии человеческой личности.

ШАГ 3 . Прокомментируйте сформулированную проблему, включив в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Следите за фактической точностью в комментариях, не пересказывайте текст. Когда вы приводите иллюстрацию-пример, она не должна быть формальной. Здесь необходимо продемонстрировать ваше понимание текста.

Возможные варианты начала комментариев:

Говоря о чтении, Д. С. Лихачёв...

В качестве доказательства своей мысли автор текста опирается...

ШАГ 4 . Сформулируйте в одном-двух предложениях позицию автора (рассказчика).

Следите за чёткостью своей формулировки. Сформулированная вами авторская позиция должна опираться на прочитанный текст.

Возможные варианты начала формулирования позиции автора:

Безусловно, нельзя не признать правоту автора...

Д. С. Лихачёв акцентирует внимание на следующей мысли: ...

ШАГ 5. Выразите своё согласие или несогласие с точкой зрения автора про- читанного текста.

Аргументируйте свою позицию, приведя 2 аргумента. Первый аргумент должен быть основан на вашем читательском опыте. Вы, так же как и автор, в качестве аргумента (примера-иллюстрации) можете привести книгу (книги), чтение которой (которых) оказало влияние на ваше интеллектуальное, эстетическое, духовно-нравственное развитие.

Примеры произведений, опираясь на которые можно раскрыть проблему чтения и его роли в жизни человека:

Г. Р. Державин "Памятник" (1795).

А. С. Пушкин "Свободы сеятель пустынный..." (1823), "Пророк" (1826), "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..." (1836), "Брожу ли я вдоль улиц шумных... " (1829), "Поэту" (1830), "Маленькие трагедии" (1830), "Евгений Онегин" (1823-1831).

М. Ю. Лермонтов "Пророк" (1841), "Листок" (1841), "Герой нашего времени" (1838-1839).

Ф. И. Тютчев "Нам не дано предугадать... " (1869).

И. С. Тургенев "Певцы" (1852), "Разговор" (1878), "Русский язык" (1882), "Отцы и дети" (1862).

Ф. М. Достоевский "Преступление и наказание" (1866).

Л. Н. Толстой "Война и мир" (1863-1869).

М. И. Цветаева Из цикла "Стихи к Блоку" ("Имя твое - птица в руке...") (1916).

О. Э. Мандельштам "Звук осторожный и глухой..." (1908), "Равноденствие" ("Есть иволги в лесах, и гласных долгота...") (1913), "Бессоница. Гомер. Тугие паруса..." (1915).

У. Шекспир "Ромео и Джульетта" (1595), "Гамлет" (1601).

Аргумент, основанный на вашем читательском опыте, должен состоять из четырёх-пяти предложений и обосновывать целесообразность использования того или иного художественного текста.

Возможные варианты начала аргументации, основанной на читательском опыте:

— Проблема … поднимается в произведении...

— Вопрос о … традиционен как для русской, так и для европейской литературы. Например, …

— Размышляя о …, можно обратиться к произведению…

— В этом году я читал произведение, в котором ….

— О проблеме чтения...

Книга способна...

В книгах...

Второй аргумент должен быть основан на знаниях и жизненных наблюдениях. Вы можете рассказать о том, встречалась ли в вашей жизни ситуация, когда было необходимо посмотреть на окружающую природу свежим взглядом.

Аргумент, основанный на ваших знаниях и жизненных наблюдениях, должен состоять из трёх-четырёх предложений и обосновывать причины вашего обращения к тем или иным позициям, к жизненным обстоятельствам.

Возможные варианты начала аргументации, основанной на знаниях и жизненных наблюдениях:

— Однажды я прочитал (прочитала) …

— Я обратил (обратила) внимание на...

— Я уверен (уверена), что …

— Я хочу рассказать о …

ШАГ 6. Написание заключительного предложения сочинения.

Данная часть необходима для того, чтобы придать собственному тексту логическую завершённость, композиционную целостность, подвести итог своего сочинения.

Возможные варианты начала заключения:

— После прочтения этого текста …

— Я понял …

— Итак, …

— Таким образом, в заключение …

Для меня....

ШАГ 7 . Прочитайте внимательно пример сочинения по исходному тексту.

Обратите внимание на композицию текста, аргументацию и комментарии.

Пример сочинения по данному тексту с учетом вышеизложенных рекомендаций:

Может ли чтение стать в наши дни любимым занятием? Как подходить к выбору книг? О чем следует читать и как понимать прочитанное? Эти проблемы ставит перед нами Д. С. Лихачев. Говоря о чтении, автор дает конкретные советы, к которым стоит прислушаться. Убеждающая, страстная интонация атора передается при помощи разнообразных средств выразительности, среди которых тропы: метафоры ("служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей"), эпитеты ("величайшая ценность", "колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт"). Автор стремится привлечь внимание читателя, рассказывая о своем учителе литературы, который в годы Великой Отечественной войны открывал своим ученикам мир книги, "умел прочесть, ... умел объяснить прочитанное, посмеяться..., восхититься чем-то, удивиться искусству писателя". Позиция автора принципиальна: книги необходимы человеку, так как влияют на его интеллектуальное, духовно-нравственное, художественное развитие.

Грамотно подобранная книга способна изменить человека. В качестве примера предлагаю обратиться к неповторимому, очаровательному образу Татьяны Лариной, созданной А. С. Пушкиным на страницах романа "Евгений Онегин". Героиня оказалась не похожей ни на кого, так как огромное влияние на нее оказали книги: именно благодаря им Татьяна стала "милым идеалом" поэта.

Я обратил (обратила) внимание на то, что у тех моих друзей, кто мало читает, бедный словарный запас. Ребята с трудом могут подобрать синонимы, заменить сказанную фразу. Мне жаль их: они лишают себя того интеллектуального наслаждения, которое может дать только книга.

После прочтения текста, написанного Д. С. Лихачёвым, я еще раз убедился (убедилась) в верности моего профессионального выбора: стать журналистом.

ШАГ 8 . Напишите свой вариант сочинения по данному тексту, используя рекомендации и образец. Следите за своими формулировками. Избегайте повторов фраз и мысли. Не торопитесь. Следите за правильным написанием слов и грамотной расстановкой знаков препинания. Если сомневаетесь в написании того или иного слова, подбирайте синонимы, меняйте формулировку. Если сомневаетесь в постановке знака препинания, переформулируйте фразу.

Русский язык: 20 вариантов сочинений по прочитан- ному тексту для подготовки к единому государственному экзамену / Н.А. Миронова. — Москва: Издательство АСТ, 2017

Сочинение по тексту:

Вытеснение книг телевидением и кино. Именно о этой проблеме рассуждает советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик Российской академии наук - Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Перед нами рассуждение Д. С. Лихачёва о том, почему телевизоре сейчас частично вытесняет книгу. Автор приводит различные аргументы и приходит к выводу, что это происходит из-за того, что телевизор мы смотрим, не отвлекаясь, с интересом.

Таким образом, позиция автора заключается в следующем: Телевизор вытесняет книгу, потому что отвлекает человека от забот и не требует от него никаких физических затрат: достаточно сесть поудобнее, чтобы ничего не мешало, и смотреть то, что тебе нравится.

Что же, мне очень знакома данная ситуация, и я считаю, что Дмитрий Сергеевич Лихачев абсолютно прав. Ведь, главное, не просто читать, читать нужно с интересом, и убедившись, что тебя ничего не отвлекает, ты можешь спокойно погрузиться в другой мир. Героиня романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин" Татьяна Ларина любила читать на балконе, не отвлекаясь на мелкие проблемы. И поэтому чтение ей доставляло удовольствие.

Опираясь на статистику в интернете, мы можем заметить, что ежедневно количество людей, посещающих интернет, увеличивается.

Исходя из собственных рассуждений и рассуждений автора, я пришла к выводу: если человек хочет, чтобы занятие доставляло ему удовольствие, то необходимо создать условия, чтобы ничего не отвлекало от дела.

Текст Д. С. Лихачёва:

Сочинение ЕГЭ по тексту: "Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например на отдыхе..." (по Д.С. Лихачёву) .
(И.П. Цыбулько, 7 вариант, задание 25)

Полный текст

Книга - это такой предмет, без которого человек уже много лет не может существовать. Какое место занимает книга в жизни людей? Как правильно выбирать для чтения книги? Русский филолог, искусствовед Д.С. Лихачёв предлагает нам поразмышлять над проблемой правильного чтения. Он пишет, что книги и чтение могут стать образом жизни каждого человека, стоит только подобрать нужную книгу, ведь она служит «проводником в другие эпохи и к другим народам». Литература имеет огромное значение в жизни людей, она даёт нам «колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни».

Позиция автора чётко прослеживается на протяжении всей статьи. Лихачёв призывает нас читать книги осмысленно, вдумчиво, «вникая в каждую мелочь», ведь именно в мелочах кроется самое интересное и загадочное. Автор считает, что наиболее важной является классическая литература, но он не отвергает и современную литературу, потому что на многие вопросы нашего времени может ответить только она.

Я очень люблю читать и поэтому полностью поддерживаю точку зрения Лихачева: литература развивает в нас «чувства красоты и понимание жизни». Для меня нет большего счастья, чем взять хорошую книгу и погрузиться в мир героев.

У каждого человека, я думаю, есть свой любимый писатель или поэт. Мне больше всего нравятся произведения М.Ю. Лермонтова, в особенности его поэма «Мцыри». Когда мне бывает тяжело на душе, именно к этому произведению я обращаюсь. Я восхищаюсь силой духа этого героя, его жаждой воли и свободы. Несмотря на то, что Мцыри долгое время провел в плену, а потом и на службе в монастыре, далеко от дома, ему все равно снился родной аул. Кровь отцов звала его на родину. Три дня свободы - ради этого стоило жить.

Незабываемые минуты я провел с повестью Куприна «Гранатовый браслет». Такого отношения к женщине, такой любви как у Желткова, сейчас встретить невозможно. Я восхищаюсь этим человеком. Проявить такое искреннее чувство способен не каждый.

Чем больше книг я читаю, тем чаще нахожу «свои» книги, тем больше понимаю слова Лихачёва «…есть много книг, без которых жить нельзя».

(285 слов, не считая цитаты)


Как часто мы читаем по просьбе или наставлению взрослых, чтобы не огорчать? Как часто читаем без удовольствия, чтобы выполнить домашнее задание? Почему так редко читаем с интересом? Эти и другие вопросы возникают у меня после прочтения статьи Д.С.Лихачёва.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв в своей статье поднимает проблему заинтересованного чтения. Он рассуждает о том, как велика роль книги в нашей жизни. Она помогает нам стать мудрыми, формирует нашу личность. Но всё это только тогда, когда мы читаем с удовольствием, «…вникая во все мелочи». Ибо самое главное иногда кроется именно в мелочах». Когда мы читаем книгу не для урока, не по велению моды и тщеславия, а потому, «что она нам нравится».

Филолог делает вывод: ««Незаинтересованное», но интересное чтение – вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека».

Я полностью разделяю точку зрения автора. Чтение по принуждению никакой пользы не принесёт. Наоборот, может привести к неприязни к книгам. Читать нужно только с удовольствием и интересом. Хороший пример могут показать родители, учитель может посоветовать книгу, которая окажется твоей. Любимые нами герои художественных произведений читают с удовольствием, и книги многое им открывают и подсказывают. Попробую привести примеры.

Героиня первого русского романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина не любила играть в куклы, казалась дикой и была не похожа на сестру Ольгу. Татьяна много читала и читала с удовольствием. Когда уезжает Евгений Онегин, она, попав в его кабинет, несколько дней читает те книги, который читал её избранник, замечая все его пометки на полях, детали и мелочи. Книги помогли ей понять Онегина и его поступок, когда он прочёл ей настоящую лекцию по поводу невозможности её любви. Татьяне стало легче.

У Сони Мармеладовой из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» не было возможности учиться и много читать. Но в её жизни есть книга, ей подарила её Лизавета, которую она читала не просто с удовольствием, а с трепетом и восхищением. Библия – эта книга остаётся самой читаемой в мире, книга, которая изменила мир и сознание людей. Она стала для Сони всем. Библия помогает ей справиться с жизненными трудностями, правильно поступать, никогда не отчаиваться, веря в добро. Она стала ей опорой. К этой книге придёт и Раскольников.

Из всего вышесказанного хочется сделать вывод: обязательно читайте с удовольствием. Хорошая книга может стать вашим другом на всю жизнь. У каждого должны быть любимые произведения, к которым можно постоянно обращаться, знать в деталях. Любите читать! И читайте с интересом!

Обновлено: 2018-01-06

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме