Проблема влияния шума на человека аргументы. Сборник идеальных эссе по обществознанию. Слова одной тематической группы


На здоровье человека влияют многие факторы, один из которых – это шум. Он стал нашим постоянным спутником, действующим, как на физическое здоровье человека, так и на духовное. Текст И. А. Ильина также посвящен проблеме отрицательного влияния шума на духовный мир человека.

В отличии от неугомонного шума, затуманивающего сознание, состояние тишины и покоя может дать человеку шанс познать глубокие истины жизни.

Примером этого может стать ведийский мудрец – Сиддхартха Гаутама, позже ставший Гаутамой Буддой. Этот человек – легендарный основатель буддизма, которому пришлось покинуть свой дом, оказаться в полном уединении с природой для того чтобы достичь просветления. Оказаться в нирване Гаутаме Будде помогла гармония вокруг и только благодаря миру в природе, он достиг мира внутри себя.

Шум имеет мощную разрушающую силу, обволакивая человека тонкой незаметной ему пленкой, делая его далеким от чувства совести, сожаления, раскаяния. Таким примером может стать произведение А.П. Чехова «Ионыч». Дмитрий Ионыч Старцев молодой врач, умный и приятный человек попадает в глухой губернский город и работает не покладая рук. Пациенты молодого врача люди не способные думать и всякий разговор с ним сводится к личной обиде. Мало по малу Дмитрий перестает сопротивляться течению времени и уподобляется пациентам больницы. Глупая мысль, глупый, бесполезный разговор этих людей и есть шум, который обескураживает человека, формирует из него личность не способную на благие мысли, благие поступки.

Человек, познавший великое счастье жить в спокойствии и гармонии с самим собой, способен делать что-то не ожидая награды, а из чувства совести. Он умеет слышать других и внимать им. Ведь никто не откроет тайну тому, кто не хочет ее слышать. А мы не слышим, мы бежим в суматохе, затуманенные правдой, которую нам диктует шум, превращая нас в роботов, не способных чувствовать.

Вариант 2

Что значит шум в духовном смысле? Является ли он в важным критерием в жизни? Над вопросами значимости шума задумывается автор данного текста Ильин.

Комментируя данную проблему, Ильин рассуждает о никчемности шума. Он говорит: «Самое великое в природе…происходит бесшумно». Однозначно, да. Ведь, если говорить о духовном смысле шума, то можно сказать, что шум является барьером к чему-то истинному, прекрасному. Автор сравнивает «всякое плохое искусство, речь, всякую пустую книгу » с шумом. И правда, посредством воздействия шума на нас мы, возможно, перестанем ценить важное.

Порой из-за постоянного наличия шума в нашей жизни, человек другого воспитания не в силах справиться с этим ядом. Так, произведении А.С Грибоедова «Горе от ума» герой Чацкий является именно тем человеком, который не в силах смириться с жизнью окружающего его общества. Человек, который не может находиться рядом с этим шумом. Это, на мой взгляд, говорит о том, что Чацкий является прототипом духовно неиспорченного человека. Т. е человек, воспитанный на каких-то нравственных качествах, не может оценить данную помеху по достоинству. . Чацкий не может принять устои этого общества и покидает его. Для него это не что иное как «Шумите вы и только!».

Наша жизнь наполнена шумом. Я считаю, можно предпринять попытки его искоренить. Но, мне кажется, это нам неподвластно. Но для кого-то этот шум является основой жизни. И эти люди не хотят ничего менять. Так, в романе-эпопее Л. Н Толстого «Война и мир», представлен салон Анны Павловны Шерер. В высокоинтеллигентном обществе с богатыми культурными ценностями рассуждают о происходящих событиях, оценивают сложившуюся ситуацию. По сути, это общество с виду кажется аристократичным, светским, воспитанным, а на самом-то деле является неким духовным «мусором», не несущим в себе какой-либо ценности.

Подводя итог вышесказанному, хочется сказать, что шум является одной из проблем человечества. .Хочется выразить надежду на то, что человек будет делать попытки по преодолению шума.

Сочинение: Как действует на человека шум?

Исходный текст по И. Ильину.

Природа никогда не создает шума. Она учит человека величию в тишине. Молчит солнце. Беззвучно разворачивается перед нами звездное небо. Мало и редко слышим мы из «сердцевины земли». Милостиво о блаженно покоятся царственные горы. Даже море способно к «глубокой тишине». Самое великое в природе, то, что определяет и решает как таковую нашу судьбу, происходит бесшумно…
А человек шумит. Он шумит спозаранку и допоздна, преднамеренно и непреднамеренно, работая и развлекаясь. И этот шум никак не соотносится с достигаемым благодаря ему результатом. Так и хочется сказать, что шум составляет «привилегию» человека в мире, ибо все, то природа дает нашему слуху, - это таинственный и многозначительный звук, а не назойливый и пустой шум. Пораженные и захваченные, стоим мы, когда свой голос поднимает гром, вулкан или ураган, и внимаем этому голосу, который вознамерился сказать на нечто величественное. Рокот Рейнского водопада или моря, обвалы горной лавины, шепот леса, журчанье ручья, пение соловья мы слышим не как шум, а как речь или песню родственных нам, но таинственных сил. Грохот трамваев, треск и шипение фабрик, рев мотоциклов, визг тормозящих автомобилей, хлопанье кнута, отбивание косы, резкие звуки мусорных машин и, ах, так часто…рев радио – это шум, докучливый шум, так ничтожно мало значащий в духовном смысле. Шум присутствует везде, где звук мало значит или вовсе ничего не значит, где громыхание, свистение, жужжание, гудение, рев, проникая в человека, мало что дают ему. Шум – дерзкий и разочаровывающий, кичливый и пустой, самоуверенный и поверхностный, беспощадный и лживый. Можно привыкнуть к шуму, но никогда нельзя им наслаждаться. Он не таит в себе ничего духовного. Он «говорит», не имея, что сказать. Поэтому всякое плохое искусство, всякая глупая речь, всякая пустая книга – шум.
При этом шум возникает из духовного «ничто» и растворяется в духовном «ничто». Он выманивает человека из его духовного убежища, из его сосредоточенности, раздражает его, связывает, так что тот живет уже не духовной, а исключительно внешней жизнью. Говоря языком современной психологии,он прививает человеку «экстравертную установку», ничем не возмещая ему это. Примерно так: «Приветствую тебя, человек!.. Послушай-ка! Впрочем, мне нечего тебе сказать!..»
И снова… И снова… Бедный человек подвергается нападкам и даже не может отразить нападающего: «Если тебе нечего сказать, оставь меня в покое». И чем больше человек захвачен шумом, тем привычнее для его души внимание к чисто внешнему. Благодаря шуму внешний мир становится значимым. Он оглушает человека, поглощает его. Шум, так сказать, «ослепляет» восприятие, и человек становится духовно «глух».
Шум перекрывает все: во внешнем – пение мира, откровение природы, вдохновение от космического безмолвия. Во внутреннем – возникновение слова, рождение мелодии, отдохновение души, покой разума. Потому что воистину, где нет тишины, там нет покоя. Где шумит ничтожное, там смолкает Вечное.
Робка также и муза. Как легко спугнуть ее шумом!.. Нежна ее сущность, голос ее нежен. А шум – дерзкий парень. Ничего не знает этот грубиян о таинственной изначальной мелодии, которая поднимается из колодца души, иногда вопрошая, иногда взывая, иногда вздыхая. Он вытесняет эту мелодию из земной жизни и земной музыки…
От этого бедствия я не знаю утешения. Есть только одно: побороть шум…
(По И. Ильину)

Сочинение по тексту И. Ильина

В тексте, предложенном для анализа, только одна, но вселенская боль гениального (именно такой эпитет ему высекло время) философа И.А.Ильина. А значит и одна (вечная!) проблема – различение духовного и бездуховного. Это приобщение (страстное!) ко всеобщему бесконечному стремлению к правде, добру и красоте, т. е. «побороть шум».
Что же делает автор, чтобы воздействовать на наш мозг, сознание, душу? Я бы назвала его обращение к современникам (да и к потомкам!) не просто раздумьем, а самым настоящим криком души, потрясенной искореженным человеком мира.
Именно отсюда его изображение шума (грохот, треск, рев, визг, свистение, жужжание, гудение) как грохот металлического рока, отключающий сознание, уродующий психику, опустошающий душу. И это, убеждает автор, не свойство отдельного человека, это примета вселенской бездуховности (даже признаки апокалипсиса). Вот откуда у современного человека столь велика тяга к развлечениям, и, я бы даже сказала, к отвлечениям («шум перекрывает все»).
Каждый абзац текста – это даже не логическая цепочка в рассуждении, это целая философия, которая прозревает душу, наполняет жизнь человеческую особым смыслом.
Так к чему же так страстно ведет нас философ (я бы даже сказала «пророк»)? Эта фраза: «Шум возникает из духовного «ничто» и растворяется в духовном «ничто», - аксиома, духовная установка. И вдруг: «От этого бедствия я не знаю утешения». И все-таки путь – «Есть только одно (утешение): побороть шум» Это и позиция, и «свет в конце туннеля», и ободряющий совет.
Боже, на какие мысли настроил автор, как о многом заставил задуматься и, может быть, совсем другими глазами заставил посмотреть на окружающий мир и оценить свое место в нем.Как я понимаю, «шум» - ведь это не только примета нашего времени (хотя написано это И.А.Ильиным в первой половине 20 века), это образ, это знаковое предупреждение. Вот и «разрывается» от дикого хохота («шума») телевизор, гудит-ревет в экстазе подросток от всепоглощающего рока. Природа не терпит пустоты – заполняет ее безликость («всякое плохое искусство, всякая глупая речь, всякая пустая книга – шум»). Пройдите по книжным рядам, «целофанированная» современная литература заполняет все (Донцова, Шилова, Хрусталева…до бесконечности…) Все на злобу дня – и уйдет вместе с ней, «со злобой», ибо (уверена!) не померкнет свет, пока жив человек.
Идите к высокому, что возвышает и облагораживает душу, к настоящему искусству, которое укрепит вашу веру в добро, правду и красоту. Идите к А.С.Пушкину – и выйдите из лабиринта затмения. Читайте – и прозреете, сумеете отличить ложное от истинного. Вникните в смысл его откровений, созданных им образов русской трагедии, где обволакивающим, путающим все выступает грозная стихия («метель»). Здесь бессчетный ряд знаковых произведений, просветляющих душу, выводящих на светлую дорогу к Храму.
Говорят, если в русской поэзии останется (после катаклизмов на Земле) только одна строка:
Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя,-
то по ней смогут исчислить русскую душу.

Шум перекрывает все: во внешнем - пение мира, откровение природы, вдохновение от космического безмолвия.
Во внутреннем - возникновение слова, рождение мелодии, отдохновение души, покой разума, «тихий голос говорящего в нас Бога» (Лафатер).
Потому что воистину, где нет тишины, там нет покоя; где шумит ничтожное, там смолкает Вечное; где суетится черт, там не услышишь пения ангелов.
Сад Божий цветет в тишине.

Робка также и муза. Как легко спугнуть ее шумом!
Нежна ее сущность; голос ее нежен.
А шум - дерзкий парень. Ничего не знает этот грубиян о таинственной изначальной мелодии, которая поднимается из колодца души, иногда вопрошая, иногда взывая, иногда вздыхая.
Он «а-музыкален» и «анти-музыкален»; он вытесняет изначальную мелодию из земной жизни и земной музыки.
И наше шумное время уже зашло так далеко, что только титанически одаренные музыканты в состоянии воспринимать эту божественную изначальную мелодию.

Природа никогда не создает шума. Она учит человека величию в тишине. Молчит солнце. Беззвучно разворачивается перед нами звездное небо. Мало и редко слышим мы из «сердцевины земли». Милостиво о блаженно покоятся царственные горы. Даже море способно к «глубокой тишине». Самое великое в природе, то, что определяет и решает как таковую нашу судьбу, происходит бесшумно…
А человек шумит. Он шумит спозаранку и допоздна, преднамеренно и непреднамеренно, работая и развлекаясь. И этот шум никак не соотносится с достигаемым благодаря ему результатом. Так и хочется сказать, что шум составляет «привилегию» человека в мире, ибо все, то природа дает нашему слуху, - это таинственный и многозначительный звук, а не назойливый и пустой шум. Пораженные и захваченные, стоим мы, когда свой голос поднимает гром, вулкан или ураган, и внимаем этому голосу, который вознамерился сказать на нечто величественное. Рокот Рейнского водопада или моря, обвалы горной лавины, шепот леса, журчанье ручья, пение соловья мы слышим не как шум, а как речь или песню родственных нам, но таинственных сил. Грохот трамваев, треск и шипение фабрик, рев мотоциклов, визг тормозящих автомобилей, хлопанье кнута, отбивание косы, резкие звуки мусорных машин и, ах, так часто…рев радио – это шум, докучливый шум, так ничтожно мало значащий в духовном смысле. Шум присутствует везде, где звук мало значит или вовсе ничего не значит, где громыхание, свистение, жужжание, гудение, рев, проникая в человека, мало что дают ему. Шум – дерзкий и разочаровывающий, кичливый и пустой, самоуверенный и поверхностный, беспощадный и лживый. Можно привыкнуть к шуму, но никогда нельзя им наслаждаться. Он не таит в себе ничего духовного. Он «говорит», не имея, что сказать. Поэтому всякое плохое искусство, всякая глупая речь, всякая пустая книга – шум.
При этом шум возникает из духовного «ничто» и растворяется в духовном «ничто». Он выманивает человека из его духовного убежища, из его сосредоточенности, раздражает его, связывает, так что тот живет уже не духовной, а исключительно внешней жизнью. Говоря языком современной психологии,он прививает человеку «экстравертную установку», ничем не возмещая ему это. Примерно так: «Приветствую тебя, человек!.. Послушай-ка! Впрочем, мне нечего тебе сказать!..»
И снова… И снова… Бедный человек подвергается нападкам и даже не может отразить нападающего: «Если тебе нечего сказать, оставь меня в покое». И чем больше человек захвачен шумом, тем привычнее для его души внимание к чисто внешнему. Благодаря шуму внешний мир становится значимым. Он оглушает человека, поглощает его. Шум, так сказать, «ослепляет» восприятие, и человек становится духовно «глух».
Шум перекрывает все: во внешнем – пение мира, откровение природы, вдохновение от космического безмолвия. Во внутреннем – возникновение слова, рождение мелодии, отдохновение души, покой разума. Потому что воистину, где нет тишины, там нет покоя. Где шумит ничтожное, там смолкает Вечное.
Робка также и муза. Как легко спугнуть ее шумом!.. Нежна ее сущность, голос ее нежен. А шум – дерзкий парень. Ничего не знает этот грубиян о таинственной изначальной мелодии, которая поднимается из колодца души, иногда вопрошая, иногда взывая, иногда вздыхая. Он вытесняет эту мелодию из земной жизни и земной музыки…
От этого бедствия я не знаю утешения. Есть только одно: побороть шум…
(По И.Ильину).

«Шум,так сказать «ослепляет» восприятие и человек становится духовно «глух»,-именно эти строки позволяют понять весь смысл Ивана Ильина.
Как же шум влияет на человека? Хорошо или плохо? Именно эту проблему поднимает автор в своем повествовании.
В наше время данный вид проблемы очень актуален, ведь люди живут среди шума и очень редко уделяют свое время приятным звукам природы: «мы слышим, как речь родственных нам и таинственных сил».
С позицией автора трудно не согласиться. Ильин хотел показать нам всю прелесть мелодии нашей земной жизни и все ничтожество шума.
Я считаю, что нельзя привыкать к шуму, ведь «где шумит ничтожное, там смолкает Вечное», как говорится в приведенном нам тексте.
Для доказательства своей точки зрения, мне бы хотелось привести в пример русскую художественную литературу. В повести Александра Куприна «Олеся» как раз раскрывается проблема отношения человека к природе. Главная героиня повести- Олеся восхищается красотой природы, считает ее «жителей» своими друзьями, постоянно проводя все свое свободное время в любимом месте.
В качестве второго аргументы приведу в пример жизненную ситуацию. А именно мой класс. Многие говорят, что наш класс- самый шумный в школе. А это ведь очень негативно сказывается на каждом ученике, но многие до сих пор не могут этого понять. К данному примеру очень подходят строки из текста Ивана Ильина: «Где нет тишины, там нет покоя».
Можно сделать вывод: влияние шума очень отрицательно отражается на всех людях. Также нужно помнить о том, что время с каждой минутой становится все меньше... Поэтому нельзя делать шум всем смыслом своей жизни, нужно наслаждаться и любоваться каждый моментом нашей жизни, ведь может оказаться совсем поздно, чтобы что-то вернуть и исправить…

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Пётр Гринёв, спасённый от виселицы усилиями Савельича и милосердием Пугачёва, является по требованию вождя восстания в место заседания мятежного совета. Повстанцы спорят, принимают решения, а в довершении поют песню о виселице. Петруша был потрясён этим пением. Люди, обречённые на смерть пели о виселице, как-то восторженно и тревожно одновременно. «Их грозные лица, стройные голоса, унылое выражение, которое придавали они словам и без того выразительным, - все потрясало меня каким-то пиитическим ужасом». Подобное пение подвигает Гринёва говорить с Пугачёвым открыто, принимая свою судьбу без компромиссов.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Замечательна в этом смысле сцена, когда Наташа, Николай и Петя Ростовы после охоты заезжают в гости к своему дяде и слушают игру на балалайке кучера Митьки. Звуки незамысловатой, но с переборами и перехватами музыки приводит в восторг Наташу. Да и Николай оценивает игру достаточно высоко, но стесняется в этом признаться. А Наташа, с присущей только её эмоциональностью говорит: «Как отлично?.. Не отлично, а это прелесть, что такое!.». Когда музыка замолкает она требует, чтобы Митька заиграл снова. Под воздействием порыва она пускается в пляс под аккомпанемент уже дядюшки, который захотел перехватить эстафету у своего кучера. В этой пляске проявляется вся глубинная сущность главной героини: её любовь к народу, к национальному творчеству, к родной культуре.

Николай Ростов, проиграв деньги Долохову, находится на грани самоубийства, он малодушно подумывает пустить себе «пулю в лоб». В этот момент он ненавидит всех родных, которые, по его мнению, веселятся непонятно почему. И вдруг Наташа начинает петь. В душе Николая рождается целая буря эмоций: «Всё это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь – всё это вздор… а вот оно настоящее… Hy, Наташа, ну, голубчик! ну матушка!…» – радуется он взятой высокой ноте, которую поёт вместе с сестрой. Всё лучшее тронулось в сердце младшего Ростова. И он понял, что жизнь не кончена, что есть другие ценности, более высокие, чем какой-то проигрыш. Так музыка помогла Николаю обрести потерянный смысл жизни.

И.А. Гончаров «Обломов»

Илья Ильич Обломов очень любил арию Casta diva из оперы Беллини «Норма». Восторгаясь музыкой, он говорит: «Как выплакивает сердце эта женщина!» Штольц, желая расшевелить своего друга, знакомит его с Ольгой Ильинской, которая, по его мнению, прекрасно исполняет эту арию. Услышав пение Ольги, Обломов смог вымолвить лишь «Ах!» Его восторг стал основой будущей любви, которая, на самом деле, вернула его к жизни на некоторое время.

А.П. Чехов «Ионыч»

Дмитрий Ионович Старцев, впервые оказавшись в доме Туркиных, сидя в уютном мягком кресле, слушает роман хозяйки дома. Роман отдаёт пошлостью и примитивизмом, это очень хорошо чувствует молодой врач, знающий и поющий замечательные романсы на стихи А.Дельвига и А.С.Пушкина. В момент, когда Вера Иосифовна закончила чтение романа, все молчали минут пять и слушали «Лучинушку», «которую пел хор, и эта песня передавала то, чего не было в романе и что бывает в жизни». Эта мелодия, лишний раз напомнила всем слушателям о том, что является истинным искусством, но все-таки гости высказывали своё одобрение чтиву хозяйки дома, видимо, желая отведать бесплатный ужин. В это малодушное восхваление был вовлечён и молодой доктор, что и стало началом его деградации. Так, предав истину, которую проповедует музыка, можно предать и самого себя.

Человек за свою жизнь создаёт безмерно огромное количество бесполезного шума, который, кроме того, негативно сказывается на природе и на самом человеке. В своём тексте о вреде шума, который можно встретить на просторах сети, если вы готовитесь к ЕГЭ по русскому языку и заинтересованы в грамотном написании сочинения, Ильин говорит, что искусственно созданный шум вредит, в это же время природа описывается бесшумной, величественной, и именно отсутствие шума благотворно влияет на человека.

Если с постановкой проблемы "проблем" (прошу прощения за тавтологию) не возникло, то на поиск аргументов можно потратить гораздо большее количество времени. Я сама потратила немало времени на поиск примеров из литературы и потому подготовила для вас небольшой список. Надеюсь, это поможет:

1) М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».

Как мы уже знаем, Мастер - творческая личность. Ему пришлось столкнуться со множеством проблем в своей жизни, а единственным человеком, способным поддержать его, оказалась возлюбленная. Произведение Мастера попало в руки завистливым критикам, и далее не было покоя у этого человека. Тогда Маргарита сказала Мастеру: «Слушай беззвучие, слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни - тишиной». Я бы советовала заучить эту цитату наизусть, так как именно она способна в полной мере доказать вашу позицию в сочинении.

2) А.П. Платонов «Юшка».

Здесь всё можно повернуть так: жизнь Юшки в городке не могла принести покоя этому трудолюбивому человеку. Основную часть своей жизни он как раз провёл там. Издевательства над бедным Юшкой со стороны людей - вот он, тот самый бесполезный шум в его сторону. И он вредил мужчине. Вспомним: только наедине с природой, когда Юшка отправлялся в другой город к своей воспитаннице, помогало мужчине на время забыть о своей болезни, мучившей его так долго, и чувствовать себя намного лучше.

3) А.Н. Островский «Гроза».

Далее нам необходимо подчеркнуть величие природы, доказать, что она прекрасна в своём тихом обличии и приносит человеку пользу и радость. Здесь нам на помощь приходят цитаты из "Грозы", а именно слова Кулигина о природе: «…пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу»; «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется»; «Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита». Советую эти цитаты также заучить наизусть.

4) И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско».

Жизнь в шумном городском мире делает людей такими же безликими, безнравственными как главный герой данного рассказа, у которого даже нет имени. Любовь между двумя танцующими на корабле - фальшь, деградация. Сам же корабль, если вы помните из уроков литературы, когда должны были разбирать данное произведение, мчится на верную смерть. Здесь даже сама природа бушует против фальшивого человеческого шума. Единственным прекрасным человеком, а также единственным счастливым, является Лоренцо, которому хватает поймать ночью омаров и жить дальше беззаботной жизнью.

Надеюсь, мои примеры вдохновят вас для своих!