Проект вулканы. Исследовательский проект «Почему извергаются вулканы? Что такое вулкан

Бужинская Екатерина и Фролов Никита

Однажды мы смотрели телевизионную программу о вулканах, о том, где находится больше всего вулканов, как они извергаются. Нас заинтересовала эта тема, мы решили провести исследование этого природного явления. У нас появилась гипотеза : если вулканы часто извергаются там, где живут люди, то, может быть, люди и вызывают извержения вулканов?

Поэтому цели нашей работы: изучить особенности вулканов как природного явления, узнать, почему люди живут в опасных местах возле вулканов, познакомить одноклассников с результатами работы.

Исследовав информацию о вулканах, мы сделали вывод, что вулканы - это природное явление. Извержение вулканов происходит из-за сталкивания и смещения тектонических плит. Эти плиты наезжают одна на другую, их нижние слои опускаются глубже, тают и формируют магму. Извержения вызывает магма. Также мы исследовали виды вулканов и извержений, познакомились с самыми красивыми вулканами на земле и в космосе. В ходе исследования нами была выполнена модель вулкана, которая необходима для наблюдения процесса извержения. Данная работа вызвала у нас интерес и в дальнейшем мы планируем продолжить работу по данному проекту.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Исследовательский проект «Вулканы» Работу выполнили обучающиеся 4 класса МБОУ «Козинская СОШ» Фролов Никита, Бужинская Екатерина Руководитель: Шматко Е.В.

«…Молчат потухшие вулканы, на дно их падает зола. Там отдыхают великаны после содеянного зла…»

Миф из древней Греции По одной из легенд, в Древней Греции, жили злые, страшные великаны. Давным - давно их удалось загнать под землю, но однажды они восстали. Их предводитель Тифон вылетел из недр с яростным воем и оглушающим свистом. Темное пламя клубилось вокруг него, земля под его тяжестью стонала. Следом за ними выползли и иные чудовища. Смело атаковали их с высот Олимпа Зевс и его божественные дети. И тут началась такая битва, какой еще не бывало! Ходили ходуном земля, моря, небо!Зевс пускал в своих врагов смертоносные молнии, Артемида и Аполлон разили чудовищ стрелами, а Геракл бил их своей дубиной. Но боги и великаны были бессмертны, и потому убить друг друга они были не в силах. В конце концов Тифон обессилел и упал. Зевс схватил его и бросил в подземную дыру. Туда же убрались и израненные чудовища… В самом центре планеты, среди темного пламени, они готовятся к последней битве и время от времени пробуют свои силы. Вот тогда неожиданно взрывается какая-нибудь гора, летят с ее вершины вниз огромные камни, бежит расплавленная лава, обращающая в пепел все живое на своем пути.

Вулкан - это отверстие в земной коре, через которое наружу вырывается магма, вулканические газы и пепел.Появление вулканов вызвано движением вулканических плит. Вулкан-что это?

Мы решили узнать, что известно о вулканах нашим одноклассникам. В классе провели опрос, ребятам были заданы вопросы, ответы на них отражены в таблице. № Вопрос + - ? 1. Что такое вулкан? 8 1 1 2. Отличие вулкана от горы 8 2 3. Какие бывают вулканы? 2 6 2 4. Есть ли вулканы в космосе? 4 4 2 5. Почему люди живут рядом с вулканами? 2 6 2

Виды вулканов Щитовые вулканы возникают, когда жидкая лава растекается на большие расстояния, образуя широкие и пологие склоны. Лавовые пики - незначительные по размерам, но самые распространенные на Земле. Они образуются на склонах других вулканов в виде боковых конусов. Они прорываются только один раз. Стратовулканы - это высокие конусообразные вулканы, и их извержение часто сопровождается пирокластическим потоком - мчащейся с огромной скоростью смесью горячего газа, пепла, камней.

Типы извержений Гавайский тип -извержение протекает спокойно. 1.Пепельный шлейф 2.Фонтан лавы 3.Кратер4.Лавовое озеро 5.Фумаролы 6.Поток лавы 7.Слои лавы и пепла 8.Слой породы 9.Силл 10.Магматический канал 11.Магматическая камера 12.Дайка Вулканический тип -извержения сопровождаются большими объемами газа и пепла. 1.Пепельный шлейф 2. Магматический канал 3.Дождь вулканического пепла 4.Слои лавы и пепла 5.Слой породы 6.Магматическая камера

На нашей планете более 600 активных вулканов. Полуостров Камчатки характеризуется самым большим сосредоточением вулканов в мире. На нем находятся примерно 160 вулканов, активными из которых являются 29. Самые известные вулканы здесь: Ключевская сопка, Кропотский. Самый красивый вулкан находится в Японии – Фудзияма. В Африке находится вулкан, который будто покрыт снегом. На его вершине расположена сода, которая входит в состав лавы. Азербайджан и Крым могут похвастаться грязевыми вулканами. В пустыне можно встретить гидровулканы – холм с водным источником наверху. В Ирландии можно увидеть вулканы, выбрасывающие песок. Самое интересное

Вулканы есть и в космосе - на Луне, Венере. Гора Олимп на Марсе- самый большой вулкан в Солнечной системе. Венера - самая вулканическая активная планета. Гора Олимп – потухший вулкан на Марсе. Вид космического вулкана в Космосе. Вид космического вулкана с Земли.

Почему люди живут рядом с вулканами? Ученые подсчитали, что возле вулканов живут около 500 миллионов человек. Почва вокруг вулканов обогащена питательными веществами и очень плодородна. Энергию из вулканов используют, перерабатывая,в энергию электрическую. Многие полагают, что вулканическая грязь, пепел, вода гидротермальных источников обладает целебными свойствами, а в Исландии посещают грязевые водоемы. Люди строят искусственные дамбы, чтобы отклонить потоки лавы.Вулканологи изучают поведение вулканов,стремясь защитить людей. Для предсказания извержений они используют наблюдения за изменением сейсмичности района, составом выделяющегося газа и деформацией поверхности земли.

Изготовление макета вулкана (пластилин,стеклянная бутылочка,картон) В подкрашенную воду добавили лимонную кислоту Тщательно перемешали деревянной палочкой. Наш эксперимент

Вывод: Исследовав данную информацию можно сделать вывод, что вулканы это явление природы, очень опасное и непредсказуемое. Но человек учится с этим жить и извлекать для себя пользу.

Спасибо за внимание!!!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Введение
Вашему вниманию я бы хотел представить работу на тему «Вулканы». Я выбрал эту тему потому, что, однажды, прочитал книгу Жюль Верна « Путешествие к центру Земли». Я понял, что это очень интересное и необычное явление природы. И мне захотелось узнать как можно больше о вулканах.

Актуальность исследования определяется необходимостью прогноза и оценки опасности вулканических извержений.

Объект исследования: вулканы

Предмет: модель вулкана

Цель исследования: смоделировать действующую модель вулкана в домашних условиях

Задачи:
-изучить дополнительную литературу и отобрать интересные сведения, о том - что же это такое - вулкан;
- выяснить, как устроен вулкан;
- узнать, какие бывают вулканы;
- создать действующую модель вулкана в домашних условиях;
- провести эксперимент

Гипотеза: возможно ли создать в домашних условиях действующую модель вулкана.

Методы исследования: изучение и анализ научно - популярной литературы

Вулканы
Слово «вулкан» происходит от имени древнеримского бога огня Вулкана. Наука изучающая вулканы, - вулканология.
Вулканы - геологические образования на поверхности земной коры или коры другой планеты, где магма (масса расплавленной каменной породы, находящаяся под землёй на очень большой глубине) выходит на поверхность, образуя лаву, вулканические газы, камни (вулканические бомбы) и пирокластический поток (смесь высокотемпературных вулканических газов, пепла и камней). Скорость потока достигает иногда 700км/ч, а температура газа - 100о - 800 о С.
Вулканы бывают действующие и спящие.Действующий вулкан часто извергает лаву, пепел и пыль. Когда вулкан не извергается в течение многих лет, его называют спящим. Однако спящие вулканы могут начать извергаться даже после долгого периода бездействия. Когда извержения окончательно прекращаются, такой вулкан называют потухшим. Некоторые вулканы отличаются яростными и красочными извержениями: высоко в воздух выбрасывается огненная лава и раскаленные облака газов. Из других вулканов лава вытекает медленно и неспешно, словно кипящий сироп и горячая смола.

Строение вулкана.
Кратер - углубление в виде чаши или воронки, образовавшейся на вершине или склоне вулкана в результате его активной деятельности. Диаметр кратера может быть от десятков метров до нескольких километров, глубина - от десятков до нескольких сотен метров.
Жерло - канал по которому движется лава.
Магма - вязкая жидкость, состоящая из смеси различных расплавленных минералов и некоторых минеральных кристаллов, образующаяся в глубинах Земли. Она напоминает тающий снег или замёрзшую слякоть с кристаллами льда. Есть в магме также вода и растворённые газы.
Лава - излившаяся на поверхность магма. Температура 750 - 1250 оС.
Скорость течения 300-500 метров в час.
В зависимости от своего химического состава лава может быть жидкой или густой и вязкой.Когда магма поднимается сквозь земную кору и выходит на поверхность, это называется -Извержением.
Классификация вулканов по форме
Встречаются разные формы вулканов, некоторые из них гораздо опаснее других
Щитовидные вулканы (рис.1) образуются в результате многократных выбросов жидкой лавы. Эта форма характерна для вулканов, извергающих базальтовую лаву низкой вязкости: она вытекает как из центрального кратера, так и из склонов вулкана. Лава равномерно растекается на многие километры. Как, например, на вулкане Мауна-Лоа на Гавайских островах, где она стекает прямо в океан.
Шлаковые конусы (рис.2) выбрасывают из своего жерла только такие неплотные вещества, как камни и пепел: самые крупные обломки скапливаются слоями вокруг кратера. Из-за этого вулкан с каждым извержением становится всё выше. Лёгкие частицы отлетают на более дальнее расстояние, что делает склоны пологими.
Стратовулканы,(рис.3) или «слоистые вулканы», периодически извергают лаву и пирокластическое вещество — смесь горячего газа, пепла и раскалённых камней. Поэтому отложения на их конусе чередуются. На склонах стратовулканов образуются ребристые коридоры из застывшей лавы, которые служат вулкану опорой.
Купольные (рис.4) вулканы образуются, когда гранитная, вязкая магма вздымается над краями кратера вулкана и лишь небольшое количество просачивается наружу, стекая по склонам. Магма закупоривает жерло вулкана, подобно пробке, которую накопившиеся под куполом газы буквально вышибают из жерла. Вулканы-кальдеры. (рис.5) они взрываются так яростно, что разрушают сами себя. Их извержения сопровождаются очень сильными пирокластическими взрывами. Эти вулканы погубили наибольшее число людей, а последствия их взрывов сделали безлюдными прилегающие к ним районы.

Процесс извержения.
Наша планета Земля напоминает яйцо: сверху тонкая твердая скорлупа - земная кора, под ней находится вязкий слой горячей мантии, а в центре — твердое ядро. Земную кору называют литосферой, что в переводе с греческого означает «каменная оболочка». Толщина литосферы в среднем около 1% радиуса земного шара. На суше она составляет 70-80 километров, а в глубине океанов может быть всего 20 километров. Температура мантии — тысячи градусов. Ближе к ядру температура мантии больше, ближе к коре — меньше. Из-за разницы температур происходит перемешивание вещества мантии: горячие массы поднимаются вверх, а холодные — опускаются (так же, как закипающая вода в кастрюле или чайнике, но только происходит это в тысячи раз медленнее). Мантия, хоть и разогрета до огромных температур, но из-за колоссального давления в центре Земли она не жидкая, а вязкая, как очень густая смола. Литосфера как бы плавает в вязкой мантии, немного погрузившись в нее под тяжестью своего веса.
Достигая подошвы литосферы, остывающая масса мантии какое-то время движется горизонтально вдоль твердой каменной «скорлупы», но затем, остыв, она снова опускается в направлении центра Земли. Пока мантия движется вдоль литосферы, вместе с ней поневоле движутся и куски земной коры (литосферные плиты), при этом отдельные части каменной мозаики сталкиваются и наползают друг на друга.
Часть плиты, которая оказалась снизу (на которую наползла другая плита), постепенно погружается в мантию и начинает плавиться. Так образуется магма — густая масса расплавленных пород с газами и парами воды. Магма легче, чем окружающие породы, поэтому она медленно поднимается к поверхности и накапливается в так называемых магматических очагах. Они располагаются чаще всего вдоль линии столкновения плит.
Поведение раскаленной магмы в магматическом очаге и правда напоминает дрожжевое тесто: магма увеличивается в объеме, занимает всё свободное пространство и поднимается из глубин Земли по трещинам, норовя вырваться на волю. Как тесто приподнимает крышку кастрюли и вытекает через край, так и магма прорывает земную кору в самых слабых местах и вырывается на поверхность. Это и есть извержение вулкана.
Извержение вулкана происходит из-за дегазации магмы, то есть выхода газов из нее. Процесс дегазации известен каждому: если осторожно открыть бутылку с газированным напитком (лимонадом, кока-колой, квасом или шампанским), раздается хлопок, и из бутылки появляется дымок, а иногда и пена — это из напитка выходит газ (то есть происходит его дегазация).
Продукты извержения вулканов. Извержение вызывает магма, прорывающаяся через земную кору. Большинство извержений случается, когда вулканический канал или кратер вулкана блокированы. Из-за поступающей снизу магмы давление нарастает. Когда блокирующая канал пробка прорывается и давление находит выход, газ в пузырьках магмы вскипает, словно шипучий напиток.
Именно это приводит к взрыву вулкана. При извержении вулкан разбрасывает не только жидкую лаву, но и большие куски застывшей лавы - их называют бомбами,- которые с грохотом обрушиваются на землю на расстоянии до двух миль от кратера. Пепел и вулканические газы образуют столбообразные вулканические облака, поднимающиеся иногда на большую высоту.
Основными продуктами извержения являются лава, пепел, и др. вещества, которые выходят на поверхность земли после деятельности вулкана. Вулканы могут испускать значительное количество ядовитых газов. Вулканические газы, выделяемые вулканами, поднимаются в атмосферу, но отчасти они могут возвратиться на поверхность земли в виде кислотных дождиков. Довольно серьезные последствия кислотных дождей для организма и здоровья можно наблюдать при отравлении марганцем, который также может находиться в дождевой воде в громадных количествах..
Где распространены вулканы?
Тихоокеанское побережье Центральной Америки — одно из самых активных мест вулканической деятельности в мире. И на самом деле, в этом месте расположено более двух третей действующих вулканов, а также множество таких, что прекратили свою деятельность сравнительно недавно.
Причина вот в чем: в этих местах земная кора очень слаба, по сравнению с другими районами земного шара. Там, где есть слабый участок земной коры, появляется вулкан.
Основные районы вулканической активности (рис5.)

Моделирование действующей модели вулкана в домашних условиях
Модель вулкана своими руками

Но не терпится все потрогать своими руками и увидеть все наяву - эти брызги огня, сверкающую ползучую лаву, вырывающиеся клубы дыма и брызги фонтана из камней. Это огненное зрелище поможет нам сделать набор «Сделай сам Вулкан». Следуя строго по инструкции, с помощью ножниц, газетной бумаги, клеевой пасты, вооружившись азами геометрии, кропотливо шаг за шагом мастерим макет нашего вулкана. Макет сделан, осталось смоделировать извержение вулкана
Проведение эксперимента. Извержение вулкана.
Прочитав одну из статей в интернете, я узнал, что можно смоделировать извержение вулкана и в домашних условиях.
Мне потребовались следующие материалы для опыта:
- пищевая сода (2 столовые ложки)
- лимонная кислота(70 м.л.)
- стеклянная или железная банка(150 м.л.)
- пластилин разных цветов
- средство для мытья посуды
Ход эксперимента:
1) Берем сделанную модель вулкана
2) Насыпаем в «кратер» 2 ст.л. соды
3) Наливаем 2 ст.л. жидкости для мытья посуды
4) Вливаем 50-70 мл лимонной кислоты
5) Наблюдаю «извержение вулкана»
Поэкспериментируй:
-добавь больше жидкости для мытья посуды;
-добавь больше уксуса;
-добавь мелкие кусочки пенопласта.
Из проведенного эксперимента можно сделать следующий вывод. При соединении соды и лимонной кислоты происходит химическая реакция с выделением углекислого газа, который пузырится, заставляя массу переливаться через края «кратера», а средство для мытья посуды заставляет «лаву» пузыриться сильнее. Данная химическая реакция имеет не только внешний эффект, но и практический: она очень востребована в кулинарии. Хозяйки «гасят» соду уксусом и добавляют в тесто, выделяемый углекислый газ делает тесто пышным, образуя в нем пузырьки и воздушные дорожки.
Вот так, в игровой форме, я показал и объяснил природу возникновения вулканов на Земле.

Заключение
Подробно изучив и проанализировав научно - популярную литературу, узнал много нового и интересного про вулканы. На самом деле вулкан извергается, потому что в вулканической камере скопилась магма и под воздействием газа, входящего в ее состав, она поднимается наверх. В жерле вулкана количество газа становится больше. Магма превращается в лаву, достигает кратера и происходит извержение. Также, что вулканы имеют большое значение в природе. Они несут с собой как разрушительную, так и созидательную силу. Мы можем только наблюдать и объяснять происходящее. Останавливать, изменять, даже предупреждать эти грозные явления природы человек не может.
При помощи химической реакции я показал и объяснил природу возникновения вулканов на Земле. Тем самым удовлетворил свой познавательный интерес, а также заинтересовал своих одноклассников этим экспериментом.

Введение……………………………………………………………………………... 3

Глава I. Что такое вулкан?.................................................................................... 4

      Понятие вулкана, их расположение……………………………………...….. 4

      Схема извергающегося вулкана………………………………………………. 5

      Извержение вулкана Везувий и его последствия………………………...…. 8

      Влияние вулканов на жизнь людей……………………………………..……. 11

Глава II. Вулканы в нашей жизни…………………………………………………… 13

2.1. Знают ли учащиеся 4 «Г» и 4 «А» о вулканах и их последствиях………….. 13

2.2. Проектирование вулкана в домашних условиях………………………………. 15

Заключение……………………………………………………………………………. 17

Список литературы………………………………………………………………….… 18

Приложение

Введение

На уроке «Окружающего мира» мы проходили тему «Археология, древние раскопки». Выполняя индивидуальное домашнее задание, я встретил в Интернете информацию о раскопках города Помпеи. Выяснилось, что город пострадал от извержения вулкана Везувий 24 августа 79 года н.э. Археологические раскопки города ведутся до сих пор.

Цель исследования: изучить влияние вулканов на жизнь людей.

Задачи исследования:

    Изучить что такое вулкан и узнать где они расположены;

    Исследовать схему извергающегося вулкана и классификацию вулканов;

    Извержение вулкана Везувий и его последствия;

    Узнать есть ли положительные последствия от вулканов;

    Опросить ребят, чтобы выяснить знают ли они о вулканах и их последствиях;

    Создать макет извержения вулкана на основе эксперимента;

Объект исследования: вулканы;

Предмет : влияние вулканов на жизнь людей;

Гипотеза исследования : вулканы – это опасное явление и приносят только вред людям.

Методы исследования:

Анализ литературы; изучение различных источников; работа с фотоматериалами и документами; подбор текстов; работа в сети Интернет.

Эксперимент;

Опрос, анкетирование.

Глава I . Что такое вулкан?

      Понятие вулкана, их расположение

Познакомившись с материалами энциклопедий «Планета Земля», «Большая книга для любознательных», «География» мы выяснили для себя много нового и интересного о вулканах.

ВУЛКАН (в греческой мифологии ГЕФЕСТ) бог огня и кузнечного дела, покровитель металлургии. Почитался как бог подземного огня.

Слово «Вулкан» происходит от имени древнеримского бога огня Вулкана.

Наука, изучающая вулканы - вулканология.

ВУЛКАН – геологическое образование, возникшее над каналом или трещиной в земной коре, по которым извергается на земную поверхность огненно-жидкая масса – лава, а так же газы, водяные пары, обломки горных пород. Их температура может быть от 50 до 1000 С.

В мире насчитывается около одной тысяч трехсот действующих вулканов, хотя в течение года, как правило, происходит лишь 20 – 30 извержений. Большинство вулканов распложено неподалёку от краёв гигантских плит, составляющих в своей совокупности внешние слои Земли.

      Схема извергающегося вулкана

Строение извергающегося вулкана

ОЧАГ МАГМЫ – расплавленная огненно – жидкая масса преимущественно силикатного сплава – возникает в земной коре или верхней мантии.

ЖЕРЛО ВУЛКАНА - канал, по которому магма поднимается к кратеру.

КРАТЕР- углубление в виде чаши или воронки, образовавшееся на вершине или склоне вулкана в результате его активной деятельности. Диаметр кратера может быть от десятков метров до нескольких километров, глубина - от десятков до нескольких сотен метров.

ЛАВА - раскалённая, огненно-жидкая или очень вязкая силикатная масса, изливающаяся на земную поверхность при извержении вулканов.

ВУЛКАНИЧЕСКИЕ ГАЗЫ И ПЕПЕЛ, мелкие брызги магмы, с силой выбрасываемые из жерла вулкана застывая, образуют, пепел, газы на 95-98% состоят из воды, а так же из различных примесей, пыли, хлопьев вулканического пепла.

Формы вулканов

Форма вулкана зависит от типа лавы, от того, как далеко она растекается, а также от силы взрыва. Вязкая лава – очень густая; она быстро застывает вокруг жерла, образуя крутой конус. Так возникают конические вулканы.

Жидкая лава течёт очень быстро и может растекаться на несколько километров от кратера, прежде чем начнёт остывать. Так образуются щитовидные вулканы. Они бывают невысокими и плоскими.

Классификация вулканов по их активности

Вулканы делятся в зависимости от степени вулканической активности на действующие, спящие и потухшие.

Спящими считаются недействующие вулканы, на которых возможны извержения.

Потухшими - на которых они маловероятны.

Вместе с тем, среди вулканологов нет единого мнения, как определить активный вулкан. Период активности вулкана может продолжаться от нескольких месяцев до нескольких миллионов лет. Многие вулканы проявляли вулканическую активность несколько десятков тысяч лет назад, но в настоящее время не считается действующими.

      Извержение вулкана Везувий и его последствия

Везувий (итал. Vesuvio ) - Действующий вулкан на юге Италии, примерно в 15 км от Неаполя. Расположен на берегу Неаполитанского залива в провинции Неаполь, регион Кампания. Входит в Апеннинскую горную систему, имеет высоту 1281 м.

Везувий является одним из трёх действующих вулканов Италии - вулкан Этна находится на острове Сицилия, а Стромболи - на Липарских островах. Везувий - единственный действующий вулкан континентальной Европы, считается одним из наиболее опасных вулканов.

В исторических источниках имеются сведения о более чем 80 значительных извержениях, наиболее известное из которых произошло 24 августа 79 года, когда были уничтожены древнеримские города Помпеи, Геркуланум, Оплонтис и виллы Стабий. Было описано древнеримскими авторами (в том числе Плинием Младшим) и долгое время считалось легендарным событием, пока не было подтверждено в результате археологических раскопок. Последнее историческое извержение Везувия произошло в 1944 году.

Недавние раскопки показали, что в I тысячелетии до н. э. существовало поселение близ современного города Нола и в VII веке до н. э. приблизилось к устью. Новое поселение - Помпеи - было основано осками в VI веке до н. э. Их название скорее всего восходит к оскскому pumpe - пять, и известно с самого основания города, что свидетельствует о формировании Помпей в результате слияния пяти поселений. Деление на 5 избирательных округов сохранилось и в римское время. По другой версии название произошло от греческого pompe (триумфальное шествие): по легенде об основании городов Помпеи и Геркуланума героем Гераклом, тот, победив великана Гериона - торжественно прошествовал по городу.

Картина К. Брюллова. Последний день Помпеи (1833)

Предвестником извержения стало сильное землетрясение, произошедшее 5 февраля 62 года н. э. и описанное, в частности, в «Анналах» Тацита. Бедствие нанесло большой урон городу, практически все постройки в той или иной степени были повреждены. Большая часть зданий была отремонтирована, однако некоторые сохранили повреждения до самой гибели города в 79 году.

Извержение Везувия началось днём 24 августа 79 года и длилось около суток, о чём свидетельствуют некоторые сохранившиеся манускрипты «Писем» Плиния Младшего. Оно привело к гибели трёх городов - Помпеи, Геркуланум, Стабии и нескольких небольших селений и вилл. В процессе раскопок выяснилось, что в городах всё сохранилось таким, каким было до извержения. Под многометровой толщей пепла были найдены улицы, дома с полной обстановкой, останки людей и животных, которые не успели спастись. Сила извержения была такова, что пепел от него долетал даже до Египта и Сирии.

Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Большинство жителей покинуло город до катастрофы, однако останки погибших находят и за пределами города. Поэтому точное число погибших оценить невозможно.

Среди погибших от извержения был Плиний Старший, из научного интереса и из желания помочь страдавшим от извержения людям пытавшийся приблизиться к Везувию на судне и оказавшийся в одном из очагов катастрофы - у Стабии.

Архитектор Доменико Фонтана, прокладывая в 1592 году канал от реки Сарно, обнаружил часть городской стены. В1689 при постройке колодца нашли руины древнего здания, содержащие надпись со словом «Помпеи». Тогда, однако, посчитали, что это вилла Помпея Великого.

Раскопки начались лишь в 1748 году под руководством Р. Дж. Алькубьерре, который был уверен, что найденный им город - Стабии. Основные работы в то время проводились в Геркулануме, в Помпеях были раскопаны только три не связанных друг с другом участка. Алькубьерре интересовали лишь представляющие художественную ценность находки, которые он отправлял в королевский музей в Портичи. Прочие находки уничтожались. Подобная практика была прекращена после протеста ряда учёных.

При управляющем Ф. ле Вега в 1760-1804 раскопки приобрели иной характер. Исследованные здания перестали засыпаться вынутым грунтом, его начали вывозить за пределы города. Открытые памятники реставрировались, находки, не отправившиеся в музей, оставлялись на месте для всеобщего обозрения. Был разработан план экскурсионных маршрутов. В 1763 с обнаружением надписи на пьедестале статуи стало ясно, что погребённый под пеплом город - не Стабии, а Помпеи. Особенно активно раскопки велись в 1808-1814 при Мюрате. Важную роль в них играла Каролина Бонапарт.

С 1863 года раскопками руководил Джузеппе Фиорелли. В 1870 он обнаружил, что на месте тел людей и животных, погребённых под слоем вулканического пепла, образовались пустоты. Заливая эти пустоты гипсом, удалось реконструировать предсмертные позы жертв извержения. При нём раскопки впервые приобрели систематический характер.

Начиная с 1961, а особенно после землетрясения 1980 года, в городе ведутся практически одни реставрационные работы. В настоящее время около 20-23 % территории Помпей не раскопано.

      Влияние вулканов на жизнь людей

Для того чтобы проверить гипотезу исследования мы проанализировали литературу и выделили причины опасности извержения вулканов:

    При извержении вулканов погибает много людей;

    Огромные города превращаются в груды пепла;

    Происходит загрязнение питьевой воды, водоемов, рек;

    Из-за загрязнения окружающего воздуха люди начинают болеть

    Затрудняются авиасообщения между городами, странами;

    Происходит похолодание климата, так как солнечная радиация не проходит в полном объёме к поверхности земли;

    Большинство мощных извержений сопровождается землетрясениями.

Но, помимо отрицательного влияния в литературе обозначены положительные моменты влияния вулканов на жизнь людей.

Положительные моменты:

    Многие крестьяне селятся на вулканах, потому что почва, образующаяся на лаве или вулканическом пепле, очень плодородна;

    Продукты извержений: пемза, обсидиан, базальт – используются в строительстве.

    Вблизи вулканов образуются месторождения полезных ископаемых- серы, алмазов. Серу применяют для производства серной кислоты. Также сера применяется для получения сероасфальта и серобетона. Алмазы имеют особую ценность. Требуется много сил, чтобы их добыть. Необработанные алмазы не блестят и выглядят невзрачными. Алмазы состоят из углерода и являются самым твердым минералом, который мы знаем.

    Зоны вулканизма сопровождают такие необычные явления, как термальные источники и гейзеры.

Таким образом, гипотеза исследования не подтвердилась. Вулканы, действительно, опасны и при извержении наносят большой вред людям. Но также есть и польза от вулканов.

Меня заинтересовал вопрос: возможно ли извержение вулкана на территории нашего Пермского края? Территория Пермского края расположена на одной плите на северо-востоке Восточно-Европейской платформы. Поэтому извержение вулкана в Пермском крае не может быть.

Глава II . Вулканы в нашей жизни

2.1. Знают ли учащиеся 4 «Г» и 4 «А» о вулканах и их последствиях?

Изучив литературу, я узнал много нового о вулканах и у меня возник вопрос «Знают ли учащиеся моего класса о последствиях вулканов?». Для этого был проведен опрос, результаты получились следующие.

Всего было опрошено 18 учащихся из 4 «А» и 4 «Г» класса.

На первый вопрос «Что такое вулкан» 13 человек написали, что это «гора»; 3 человека не знают, что такое вулкан, 1 человек считает, что это «движение плит», 1 – «камни с лавой».

Таким образом, большинство учащихся знают, что такое вулкан.

2 вопрос «Опасны ли вулканы для людей?». Все учащиеся ответили, что «да» опасны.

3 вопрос «Как Вы думаете, есть ли какая-нибудь польза от вулкана?». 14 человек ответили «нет пользы», 2 человека написал, что «лава делает почву плодородной», 1 человек отметил «образование полезных ископаемых», 1 написал, что «появляются острова после застывшей магмы».

Таким образом, несмотря на то, что все учащиеся отметили опасность вулканов для людей, некоторые учащиеся знают о том, что вулканы приносят пользу: полезные ископаемые и плодородная почва.

4 вопрос «Как вы думаете, возможно ли извержение вулкана на территории Пермского края?». 14 человек ответили «нет», 4 – «да».

Таким образом, не все учащиеся знают, что территория Пермского края расположена на одной плите на северо-востоке Восточно-Европейской платформы. Поэтому извержение вулкана в Пермском крае не может быть.

2.2. Проектирование вулкана в домашних условиях

Мы сами попробовали сделать модель вулкана. Для этого нам потребовалось модель вулкана, сделанная из картона и пластилина, сода, уксусная кислота, красная краска, моющая пена, ложка.

    Мы насыпали чайную ложку соды, красителя и несколько капель моющей жидкости в отверстие модели вулкана.

2. Затем сверху в отверстие налили немного уксусной кислоты.

3. Из вулкана полилась лава. Извержение вулкана началось.

Таким образом, в результате проделанного опыта, мы увидели, как происходит извержение вулкана. Такой опыт может сделать каждый дома или в классе с ребятами.

Заключение

Итак, познакомившись с материалами о вулканах, мы узнали много интересного. Мы знаем, что предсказать извержение вулкана очень трудно, так как всякий раз это происходит по-разному.

В старину, например, определяли это по различным признакам, таким, как появление новых выпуклостей на склонах вулкана. В наши дни разработаны более точные методы прогнозирования. Ученые могут теперь с помощью спутников определять местоположение «горячих точек» глубоко в недрах Земли.

Мы узнали, что вулканы приносят не только разрушения, но и пользу. В породах, которые образуются при извержении вулкана, содержатся руды ценных металлов, золото и медь, минералы, например алмазы.

Несмотря на постоянную угрозу новых извержений, люди ближайших селений трудятся на полях, используяплодородный вулканический пепел в качестве удобрения.

Мы сделали для себя вывод, что вулканы – это чудо природы, построили модель вулкана.

Список литературы

1.Джон Купер. Большая книга для любознательных.- Москва «РОСМЭН», 2001

2.Страун Рейд, Фелиса Эверетт. География. Энциклопедия. – Москва «РОСМЭН», 1998

3.Фиона Уотт. Планета Земля. Энциклопедия окружающего мира. – Москва «РОСМЭН», 1998

4. Любка. М. Энциклопедия для детей. Обо всем на свете. – Ростов/Д:Владис,2013. – 272с.

Приложение 1

    Что такое вулкан?_________________________________________

    Опасны ли вулканы для людей?

А)да б)нет

3. Как Вы думаете, есть ли какая-нибудь польза от вулканов?

а)да (напишите какая) ____________________________________

б)нет пользы

4. Как Вы думаете возможно ли извержение вулкана на территории Пермского края?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гришковская средняя общеобразовательная школа»

Немецкий национальный район, Алтайский край

Учебный творческий проект

Лютов Даниил

Ученик 6 класса,

МБОУ «Гришковская СОШ»

Руководитель:

Михайлова Ирина Витальевна,

Учитель географии

2017 г.

Глава 1.Теоретическая

1.1 Происхождение слова “вулкан”

1.2 Вулкан-что это такое?

1.3 Строение вулканов

1.4 Виды вулканов

1.5 Как вулкан извергается?

1.6 Извержение вулканов- это катастрофа

Глава 2. Практическая

2.1 Модель вулкана

Заключение

Список использованной литературы

Ведение

Вулканы - это красивые и величественные природные образования. Они окутаны тайнами. Сегодня на Земле остается немало действующих вулканов. Некоторые из них могут быть опасны. Поэтому тема моего проекта кажется мне очень важной и значимой.

Основными источниками новых знаний для меня стали энциклопедии, Интернет, книги и фильмы про вулканы.

Цель: изучить особенности вулканов.

Задачи:

  1. Узнать происхождение слова “вулкан”
  2. Изучить литературу по теме “Вулканы”
  3. Собрать факты из истории существовании вулкана.
  4. Изготовить модель действующего вулкана.

Глава 1. Теоретическая

1.1 Происхождение слова “вулкан”

Вулканы образно называют огнедышащими горами. Само название этих гор происходит от имени Вулкан. Слово «вулкан» происходит от имени древнеримского бога огня Вулкана (от латинского слова «vulkanus» - огонь, пламя). Он был покровителем кузнечного ремесла: делал оружие и доспехи для богов и героев. Его кузница находилась в вулкане Этна на острове Сицилия. Он создавал Юпитеру (царю богов, богу неба и грозы) молнии. Согласно мифу, однажды разъярённый Юпитер выбросил Вулкана с небес. Вулкан сломал при этом обе ноги и захромал. С тех пор Вулкан живет на Земле.

1.2 Вулкан-что это такое?

Вулканы - геологические образования на поверхности коры Земли или другой планеты , где магма выходит на поверхность, образуя лаву , вулканические газы , камни (вулканические бомбы и пирокластические потоки ).

1.3 Строение вулканов

КРАТЕР- углубление в виде чаши или воронки, образовавшееся на вершине или склоне вулкана в результате его активной деятельности. Диаметр кратера может быть от десятков метров до нескольких километров, глубина- от десятков до нескольких сотен метров.

ОЧАГ МАГМЫ (расплавленная огненно-жидкая масса преимущественно силикатного состава)-возникает в земной коре или верхней мантии.

ЖЕРЛО ВУЛКАНА - канал по которому магма поднимается к кратеру. (образование вулканических островов).

ЛАВА - раскалённая, огненно-жидкая или очень вязкая силикатная масса, изливающаяся на земную поверхность при извержении вулканов.

ВУЛКАНИЧЕСКИЕ ГАЗЫ И ПЕПЕЛ мелкие брызги магмы, с силой выбрасываемые из жерла вулкана застывая образуют пепел газы на 95-98% состоят из воды, а так же из различных примесей, пыли, хлопьев вулканического пепла.

1.4 Виды вулканов

В зависимости от степени вулканической активности различают: действующие, условно активные и потухшие («спящие») вулканы. Деление вулканов по активности весьма условно. Известны случаи, когда вулканы, считавшиеся потухшими, начинали проявлять сейсмическую активность и даже извергаться.

В зависимости от формы вулканов различают:

  • Стратовулканы – классические «огненные горы» или вулканы центрального типа конусообразной формы с кратером на вершине.
  • Вулканические расщелины или трещины – разломы в земной коре, через которые выходит на поверхность лава.
  • Кальдеры – впадины, вулканические котлы, образовавшиеся вследствие провала вулканической вершины.
  • Щитовые – называются так из-за большой текучести лавы, которая, протекая на многие километры широкими потоками, образует подобие щита.
  • Лавовые купола – образованы скоплением вязкой лавы над жерлом.
  • Шлаковые или тефровые конусы – имеют форму усеченного конуса, состоят из рыхлых материалов (пепел, вулканические камни, глыбы и т.д.).
  • Сложные вулканы.

Помимо наземных лавовых вулканов существуют подводные и грязевые (извергают жидкую грязь, а не магму) вулканы. Подводные вулканы более активны, нежели наземные, через них происходит выброс 75% извергаемой из недр Земли лавы.

1.5 Как вулкан извергается?

В зависимости от вязкости лав, состава и количества продуктов извержения выделяют 4 основных типа извержения вулканов.

Эффузивный или гавайский тип – относительно спокойное извержение лавы, образовавшейся в кратерах. Выходящие при извержении газы образуют лавовые фонтаны из капель, нитей и комков жидкой лавы.

Экструзивный или купольный тип – сопровождается выделением газов в больших количествах, приводящих к взрывам и выбросам черных туч из пепла и обломков лавы.

Смешанный или стромболианский тип – обильный выход лавы, сопровождающийся небольшими взрывами с выбросами кусков шлака и вулканических бомб.

Гидроэксплазивный тип – характерен для подводных вулканов на мелководье, сопровождается большим количеством пара, выделяющегося при контакте магмы с водой.

1.6 Извержение вулканов - это катастрофа

24-25 августа 79 н.э. произошло извержение считавшегося потухшим вулкана Везувия, находящегося на берегу Неаполитанского залива, в 16 километрах к востоку от Неаполя (Италия). Извержение привело к гибели четырех римских городов - Помпеи, Геркуланума, Оплонтия, Стабии – и нескольких небольших селений и вилл. Помпеи, находившиеся в 9,5 километра от кратера Везувия и в 4,5 километра от подошвы вулкана, были засыпаны слоем очень мелких кусков пемзы толщиной около 5-7 метров и покрыты пластом вулканического пепла. С наступлением ночи со стороны Везувия потекла лава, повсюду начались пожары, от пепла стало трудно дышать. 25 августа вместе с землетрясением началось цунами , море отступило от берегов, а над Помпеями и окрестными городами нависла черная грозовая туча, скрывшая Мизенский мыс и остров Капри. Большая часть населения Помпей смогла спастись, но на улицах и в домах города от ядовитых сернистых газов погибло около двух тысяч человек. В числе жертв был и римский писатель и ученый Плиний Старший. Геркуланум, находившийся в семи километрах от кратера вулкана и примерно в двух километрах от его подошвы, был засыпан слоем вулканического пепла, температура которого была настолько высока, что все деревянные предметы полностью обуглились. Руины Помпей были случайно обнаружены еще в конце XVI века, но систематические раскопки начались только в 1748 году и продолжаются до сих пор, наряду с реконструкцией и реставрацией.

Глава 2. Практическая

Изготовление модели действующего вулкана.

Изучив строение вулкана, я решил сделать модель действующей «огнедышащей горы». Для этого мне потребовался:

Пластилин;

Питьевая сода – одна столовая ложка;

Уксус 3-9% – 40-50 мл;

Немного краски;

Жидкость для мытья посуды – одна столовая ложка.

Разделить имеющийся пластилин пополам: одну половину раскатать в круглый блин, а другую – в прямоугольник, из которого свернуть потом конус с небольшим отверстием сверху и соединить его нижнюю часть с «блином», аккуратно защепив по кругу, чтобы не осталось ни одной щелочки.

Приготовить «лаву»: смешать жидкость для мытья посуды, сухую соду и краску, залить все это в «жерло вулкана». Теперь добавить туда же уксус. В результате начнется бурная реакция с выделением углекислого газа и из жерла вулкана повалит бурлящая пена.

В итоге, я увидел последствия небольшого «извержения». Мой вулкан начал действовать, и «лава» заливала окружающую местность.

Заключение:

Целью моей работы было желание разобраться в строении вулканов и влиянии вулканов на близлежащую местность.

Для достижения цели были поставлены задачи, которые я успешно выполнил. Интересные факты и сведения о вулканах, которые я собрал, помогли мне понять строение вулканов, оценить их разнообразие и построить модель действующего вулкана.

В результате проделанной работы, я выяснил, что, несмотря на достижения современной науки и техники, человек остается уязвимым перед силами природы. Сегодня десятки тысяч жизней уносят такие природные катаклизмы, как землетрясения, наводнения, цунами и, конечно, извержения вулканов. Все эти явления связаны между собой и берут свое начало глубоко в недрах Земли. На сегодняшний день устройство нашей планеты достаточно хорошо изучено, однако точно предсказать, когда Земля возмутится и извергнет из себя потоки раскаленной лавы, когда в океанских глубинах из-за землетрясения зародится огромная волна и накроет прибрежный город нельзя. Извержения вулканов были и остаются самыми зрелищными, захватывающими, но непредсказуемыми и опасными явлениями природы.

Исследовав информацию о вулканах, я сделал вывод, что вулканы - это природное явление. Извержение вулканов происходит из-за сталкивания и смещения тектонических плит. Эти плиты наезжают одна на другую, их нижние слои опускаются глубже, тают и формируют магму. Извержения вызывает магма. Также я исследовал виды вулканов и извержений, познакомился с самыми красивыми вулканами на земле. В ходе исследования мной была выполнена модель вулкана, которая необходима для наблюдения процесса извержения.

Список использованных источников:

http://сезоны-года.рф/вулканы.html


Анастасия Эльмурзаева
Познавательно-исследовательского проекта по теме «Вулканы»

Актуальность работы заключается в проявлении автором интереса к таким природным объектам, как вулканы и возникшем проблемном вопросе : «Почему вулканы извергаются , как это явление происходит?». Знания о вулканах помогают нам осмыслить, что на земле и в России есть такие природные объекты как – вулканы , которые влияют на климат земли, на живые организмы, на изменения рельефа земли.

Объект исследования : Вулканы

Цель работы : Выяснить, почему извергаются вулканы .

Гипотеза. Вулкан извергается сам по себе, тогда, когда захочет.

Задачи исследования :

1. Выяснить, где в России находятся вулканы .

2. Определить какие бывают виды вулканов .

3. Познакомиться со строением вулканов .

4. Создать макет вулкана .

5. Провести эксперимент «извержение вулкана » .

Методы исследования : изучение литературы по данной теме и интернет-ресурсов , изготовление макета, проведение опыта, анализ и сравнение полученных результатов с первоначальной гипотезой.

Новизна исследования : новизна исследования заключается в том, что я не только получил ответ на вопрос, но и узнал интересные факты о вулканах . Совместно с воспитателем создал макет вулкана и провел эксперимент, моделирующий взрыв вулкана .

Практическая значимость исследования : Суть проекта состоит в том , чтобы привлечь внимание к изучению земной поверхности. Проект содержит естественно-научную информацию о вулканах , его строении, видах, отвечает на вопрос, почему они являются предметом изучения ученых, описание создания модели вулкана и проведения экспериментальной части проекта . С результатами исследования можно ознакомить своих друзей и близких.

Выводы о полученных результатах исследования.

Я узнал, что вулкан - это дыра в земной коре. При извержении вулкана из недр Земли на поверхность через эту дыру извергаются очень горячие расплавленные горные породы. Узнал, что на Камчатке очень много вулканов разных видов : спящие, действующие и потухшие. Действующие вулканы часто проявляют свою активность. Спящие вулканы – в будущем могут стать действующими. Потухшим называется вулкан , жизнедеятельность которого прекратилась навсегда. Я узнал, что вулкан состоит из горных пород, магмы, жерла и кратера, откуда выходит магма, образуя лаву. Взрыв происходит из-за скопления газов.

С помощью бросового материала создал макет вулкана и приготовил смесь для изготовления извержения вулкана с использованием пищевой соды, гуаши красного цвета, моющей жидкости и уксуса.

В ходе исследовательской деятельности моя гипотеза не подтвердилась. Вулкан взрывается не сам по себе, когда сам захочет. Я узнал, что газ выталкивает магму через жерла вулкана при движении земной коры. Человек не может влиять на извержение вулкана и остановить его .

Публикации по теме:

Наступила зима - время холода, мороза и веселых забав. Наблюдая за изменениями в природе, экспериментируя, организуя зимние игры на прогулке.

Тип проекта: познавательно-творческий, социальный, средней продолжительности, групповой. Участники проекта: дети второй младшей группы,.

Процесс приобщения к чтению детей раннего возраста будет осуществляться успешно, если использовать нетрадиционные методы, приемы и современные.

Конспект познавательно-творческого проекта «Пришла коляда накануне Рождества» (средняя группа) Цель: воспитывать любовь и уважение к народным праздникам, традициям. Задачи: Ознакомить детей с праздником Христово Рождество; дать понятие.

Конспект познавательно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вулканы» Цель: Познакомить детей с природным явлением – вулканы. Задачи: Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира и их.

Конспект занятия «Горы и вулканы» Тема: «Горы и вулканы Земли» Цель: 1. Обобщить знания детей о горах и вулканах с применением схем, макета действующего вулкана. 2. Развивать.

Методическая разработка исследовательского проекта по музыкальному воспитанию дошкольников «Загадочная свистулька» Видео Методическая разработка исследовательского проекта с старшими дошкольниками "Загадочная свистулька" 2. (Слайды мини музея "Русская игрушка").

Открытое занятие познавательно-исследовательского характера в средней группе «Поможем найти Снегурочку» (видеоотчёт) Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение ребенка в активную познавательно-исследовательскую деятельность, развитие.

Паспорт творческо-исследовательского проекта «Свойства и качества бумаги» Работа по проекту проводится в рамках комплексно-тематической программы «воспитательно-обучающей в детском саду»,