Происхождение албанцев. Балканские славяне и албанцы — история соседей -продолжение Албанец национальность

Мы затронули тему генетических данных по этим самоидентифицируемым народам и очень осторожно продолжаем тему различий и сильно неприязненных отношений уже между славянским сербско — черногорским этносом и албанцами.

Римской империей от нынешнего греческого острова Корфу на юге до нынешних границ Словении и Италии, это есть серьезная историческая подпорка для навязывания понятия «Великой Албании».

Cоветские исследователи Л.А. Гиндин и О.С. Широков признавали генетическую близость раннеалбанского языка с фракийским (один из самых известных представителей Фракии -вождь восставших рабов Спартак). В начале VI в. слав
яне застали албанцев в районе современного сербского города Ниш. Античное его наименование Наиссус уже тогда получило албанское звучание Ниш, которое и усвоили славяне. С волнами славянского движения предки албанцев передвинулись ближе к побережью и там, застали славян, которые расселились незадолго до этого и через посредство славян восприняли романскую топонимию.

Например, город Диррахий славяне называли Драч, а от этого названия произошло албанское наименование Дуррес. Но при всех сложностях межэтнических контактов и непрямолинейности передвижений предки албанцев, по мнению Л.А. Гиндина, обитали на Балканах уже в первые века нашей эры в рамках Римской империи, именно поэтому в их язык проник уже отмечавшийся выше обширный запас романских слов, обозначающих понятия государственности, церкви, права и т. п.

Как видно по карте сильные внешние воздействия на иллирийцев и на их язык с юга оказывали греческие колонии и племена фракийцев, то есть происходила элинизация. Особенно подверглись воздействию греков древние иллирийские племена Тавлантии (Taulantii основатель шестой сын Иллирия-Таулас) находилось в районе города Эпидамн (современный Дуррес) и племя Бильенци (Bylliones). В 3-ем веке до нашей эры эти племена стали двуязычными и скорее всего албанский язык был миксом -фракийского, древнегреческого и диалекта южно иллирийского. Есть большая доля вероятности, что в период

В Далмации и Паннонии очень сильное влияние на иллирийцев оказали кельты, а в первые века нашей эры повлиял вкраплениями,еще и ныне мертвый, латинский язык. Сам же иллирийский язык стал окончательно умирать и умер начиная со 2-го по 6-ой век нашей эры.

А в 1443 году началась экспансия Арберии-Албании турками и стоит принять во внимание, что османская империя, сменив византийскую, владычествовала над этим государством до 1912 года (с 15-го века по 20-ый век это серьезный срок)

Албанцы: 27% гаплогруппа E1b1b1-(snp М78) – основная гаплогруппа древних египтян.

Общий предок жил 11-12 тысяч лет назад. Род E1b1b1а (snp М78) стоял у истоков древнеегипетской цивилизации.
В бронзовом веке египтяне или их потомки переселились на Балканы. В настоящее время гаплогруппа E1b1b1а наиболее распространена среди албанцев и греков, и представлена балканскими субкладами(E1b1b1a2 (snp V13) — потомки микенцев, македнов и эпирцев и
E1b1b1a5 (snp M521) возможно, потомки ионийцев. Кроме вышеупомянутых двух субкладов, в гаплогруппе E1b1b1а выделяют ещё три:
E1b1b1a1 (snp V12) — потомки южных египтян E1b1b1a3(snp V22) — потомки северных египтян и E1b1b1a4 (snp V65) — ливийцы и марокканские берберы.)

19% гаплогруппа J2- зародилась примерно 18000 лет назад на Ближнем Востоке или Анатолии и затем распространилась на Балканы и во всем Средиземноморье. Представители гаплогруппы J2 изобрели земледелие и первыми стали одомашнивать животных, тем самым подарив миру скотоводство. В центральную Европу некоторые представители гаплогруппы J2 могли прибыть с одной из нескольких миграционных волн из Анатолии, частично с греками, финикийцами, или с римскими легионерами и поселенцами в начале нашей эры.

В Европе гаплогруппа J2 наиболее распространена в Греции и Италии, где на eё долю приходится до 30 %, а также в Турции и на Кавказе. На северном Кавказе в высокой концентрации у ингушей (до 87%) и чеченцев (до 67%). В Индии с достаточно высоким процентом (в среднем до 10%) встречается подгруппа J2b (snp M241). Другая подгруппа J2a ограничена, главным образом, северо-западом субконтинента. Вероятно часть из них попали туда с неолитическими миграциями, а часть при индо-европейском вторжении. Большое разнообразие J2 в турецком и южных европейских поселениях объясняется исторической связью с Эгейской культурой и с Ближним Востоком. Многие члены гаплогруппы J2 были ограничены прибрежными средиземноморскими областями. Именно морская торговля вокруг Средиземноморья, возможно, наравне с неолитической сельскохозяйственной миграцией, способствовала распространению гаплогруппы J2 всюду в средиземноморском мире…

16% гаплогруппа R1B — параллельный субклад для гаплогруппы R1a. Родоначальник гаплогруппы R1b родился около 16 000 лет назад в центральной Азии от родительского рода R1. Примерно 10 000 лет назад гаплогруппа R1b распалась на несколько субкладов, которые начали расходиться в разных направлениях. Восточную ветвь — субклад R1b-M73 некоторые ученые связывают с древними тохарами, которые приняли участие в этногенезе такого народа, как современные уйгуры.Продвижение гаплогруппы R1b на запад в Европу вероятно происходило в несколько этапов. Часть может быть связана с неолитическими миграциями из Малой Азии и Закавказья, а часть с миграциями постнеолитическими и распространением археологической культуры Колоколовидных Кубков. Существует версия и о миграции по Североафриканскому побережью к Гибралтарскому проливу, с дальнейшей переправкой на Пиренеи в виде археологической культуры Колоколовидных кубков — но в данной гипотезе слишком много натяжек. В любом случае большинство европейских представителей гаплогруппы R1b имеют снип P312, который определенно произошел уже в Европе. После того, как египетские ученые провели анализ мумии Тутанхамона, было обнаружено, что фараон оказался представителем гаплогруппы R1b.

О процентном соотношении генотипа славян сербов и черногорцев посмотрите для сравнения на ресурсе источнике haplogroup.narod.ru

Доктор Йован И. Деретич излагавший версию о происхождении албанцев как невозвращенцев из кавказской Албании, может взять на заметку, что почти 20% гаплогруппы J2 среди албанцев как раз перекликаются с высокой концентрации этих генов у ингушей (до 87%) и чеченцев (до 67%) на северном Кавказе. Война Византии с Сербией в 11 веке и названные турками албанцы как «арнауты», что означает «те, кто не вернулся» заслуживает дополнительного исследования.

И в завершение несколько фото самых известных представительниц албанского этноса:

Эмина Чунмулаж / Emina Cunmulaj (род. 12 сентября 1984 г, Мичиган, США) — албано-американская модель. Родилась в албанской семье, но приехала в США из Черногории в 1988 г. Свободно говорит на албанском. Впервые появилась на конкурсе Elite Model Look Yugoslavia 2001, став его полуфиналистом, а позже победителем. После победы подписала контракт с Elite.

Эрмонела Джахо / Ermonela Jaho (род. 1974 г Тирана, Албания) — албанская оперная певица, сопрано. Лауреат многих международных конкурсов: Giacomo Puccini в Милане (1997), Spontini International Competition in в Анконе (1998), Zandonai в Роверето (1999) и «Лучшая певица» Вескфордского фестиваля 2000. Выступила в оперных театрах по всему миру, включая Королевский оперный в Лондоне, Метрополитен-опера в Нью-Йорке, Staatsoper в Берлине, Paris Champs-Elysees, Театр Сан-Карло в Неаполе и во многих других.

Хасна Кхукичи / Hasna Xhukici (род. 13 апреля 1988 г) — албанская модель, победительница национального конкурса «Мисс Вселенная Албания-2009», на международном конкурсе «Мисс Вселенная-2009» заняла 11-е место. Учась в университете Тираны мечтает стать детским врачом. Свободно говорит на албанском, английском и испанском языках. Она является моделью бренда Sherri Hill.

Ерсела Курти / Ersela Курти (род.1992 г, Тирана, Албания) — албанская модель, выиграла национальный титул «Мисс Мира Албания-2012», будет представлять Албанию на следующем ежегодном международном конкурсе «Мисс Мира» в 2013 году.

Проблема национальных меньшинств в качестве одного из основных элементов национальной политики югославского государства возникла сразу же после образования Королевства сербов, хорватов и словенцев (СХС) в 1918 г. На территории нового балканского государства оказалось значительное число различных этнических групп, не только проживавших там ранее, но и появившихся на югославянских землях в результате послевоенного изменения границ. Из двенадцати миллионов жителей Королевтсва СХС почти по 500 тысяч составляли диаспоры немцев, венгров и албанцев, более 170 тысяч чехов и словаков, 130 тысяч румын, 130 тысяч турок. В конфессиональном отношении наиболее многочисленными, после православных и католиков, были мусульмане – свыше 1,5 миллионов человек. Эти данные важны для понимания особенностей массового сознания косоваров и албанцев, их отношения к Косово.

Согласно переписи 1931 г., население Косово составляло 552,1 тысяч человек, из которых 347,2 тысяч (62,8 %) были албанцами. Югославское правительство всячески старалось вытеснить албанцев с этих земель, где они были расселены османской администрацией с конца ХVII в. В июле 1938 г. по соглашению между Югославией и Турцией приблизительно 200 тысяч этнических албанцев, турок и мусульман из Космета и Македонии должны были переселиться в Турцию, которая в то время остро нуждалась в заселении малонаселенных областей Анатолии. Накануне Второй мировой войны турецкий парламент решил не ратифицировать июльское соглашение 1938 г. с югославами по причине недостатка финансов, вследствие чего программа колонизации потерпела неудачу. В то же время миграционный процесс шел и в направлении Албании, где албанцы из Косово и других регионов Югославии устраивались, главным образом, в западной ее части, в современных районах Фиер, Кавадже, Берат, Эльбасан, Дурес и Крудже. По приблизительным подсчетам общее количество эмигрантов из Югославии составило от 200 до 300 тысяч человек. Однако и здесь программа колонизации не удалась в основном из-за нехватки финансовых ресурсов, некомпетентности чиновников и изменения политического курса после смены правительства в 1939 г.

Накануне Второй мировой войны албанцы в Югославии ощущали себя гражданами второго сорта, несмотря на то, что им были гарантированы гражданские права. Патриархальный характер албанского населения Косово и Метохии, его недоверие к официальной политике Белграда вели к тому‚ что среди косовских албанцев получили дальнейшее развитие этноцентристские тенденции, ирредентистское движение, направленное на объединение с Албанией, а также идеи Великой Албании, призванной собрать вместе всех албанцев, живущих на Балканах. Все эти тенденции усилились после гитлеровской агрессии против Югославии в апреле 1941 г. и ее расчленения.

После гитлеровской оккупации, область Косово-Митровицa была подчинена непосредственно немецкому военному командованию, и с районами городов Лаб, Вуцитрн и Дезево была включена в созданный Косовский Департамент. Немецкими властями были основаны албанская жандармерия, состоявшая из 1 тысяч человек, и отряд так называемых «Vulnetara» – вооруженных добровольцев под командой местных офицеров. Бóльшая же часть Косово вместе с городами Дебар, Тетово и Струга, охватывающая приблизительно 11780 км 2 и населением более 820 тысяч человек в мае 1941 г. была передана находящейся под властью Италии Албании.

В управляемой итальянцами части Косово повсюду был разрешен албанский флаг, албанский язык впервые был объявлен обязательным для местной администрации и школ. Такие меры привлекли на сторону итальянских оккупационных властей значительное количество националистически настроенных косоваров, предопределив слабое национально-освободительное движение в крае. В тоже время, положение сербского и черногорского меньшинства, воспринимавшихся и итальянцами, и немцами, и многими албанцами в качестве врагов, было диаметрально противоположным. Множество православных церквей были разрушены и ограблены. Часть сербов и черногорцев были высланы на работы в трудовые лагеря в Приштине и Митровице, часть отосланы в Албанию для работы на различных стройках. Около 10 тысяч семей сербов и черногорцев были вынуждены эмигрировать из Косово, а число изгнанных сербов период всей оккупации составляло не менее 100 тысяч человек. Одновременно, более 72 тысяч албанцев переехали из Албании в Косово.

Народно-освободительное движение в Косово было довольно слабым, что было обусловлено не только проводимой оккупационными властями политикой, но и недостаточной деятельностью в крае югославских партизан. Коммунистическая Партия Югославии (КПЮ), заявлявшая еще на своем IV Конгрессе в 1928 г. о помощи «общей борьбе угнетенного и разделенного албанского народа за независимую и единую Албанию», на V Национальной Конференции в 1940 г. изменила этот тезис на «формирование крестьянской республики Косово посредством революционного свержения империалистического и фашистского Велико-Сербского режима». Такая позиция югославских коммунистов вела к тому, что косовары начали избегать КПЮ как иностранную «панславянскую» организацию, которая игнорировала их национальные интересы и могла предложить лишь неопределенное место в федеральной Югославии, в которой все народы были бы свободны и равны. Таким образом, на первом этапе национально-освободительного движения в крае албанское население не приняло в нем сколько-нибудь серьезного участия, как, например, это сделали косовские сербы и черногорцы.

В конце 1940 – начале 1941 гг. начались первые контакты КПЮ с немногочисленными и разрозненными коммунистическими ячейками, работавшими в Албании. В задачу югославских эмиссаров М. Поповича и Д. Мугоша, помимо помощи в организации албанской компартии, входил контроль над политическим развитием коммунистической Албании. Идея национального объединения должна была отойти на второй план, а на ее место выдвигался тезис о преданности партии и классовой борьбе.

Осенью 1941 г. КПЮ опубликовало воззвание ко всем албанцам на Балканах. В нем было заявлено о необходимости совместной югославско-албанской освободительной борьбы, которая привела бы к свободе и национальному объединению Косово и Западной Македонии с Албанией. Однако, несмотря даже на такое заявление, коммунистические идеи югославов широкого распространения среди албанцев региона не получили. Это можно связать не только с изолированностью освободительного движения в Косово от борьбы в других частях Югославии, но и отсутствием прямых связей с Центральным комитетом КПЮ. Помимо этого, деятельности югославских и албанских коммунистов мешала созданная в ноябре 1942 г. националистическая организация «Балы Комбетар» (Национальный фронт, НФ). Лидеры балистов М. Фрашери и А. Келсири видели своей основной целью создание Великой Албании в границах осени 1941 г. за счет соседних территорий, в том числе, и Косово. Созданный для противодействия оккупации Албании НФ со временем подвергся шовинистическим тенденциям, и под его руководством с 1943 г. в Косово и Метохии начались погромы и гонения славянского населения.

Несмотря на многочисленных аресты и погромы, национально-освободительное движение в Косово постепенно укреплялось, и к лету 1942 г. почти во всех районах уже имелись подпольные партийные и военные организации. К августу структуры КПЮ в Косово включали сорок восемь ячеек с 463 членами, 12 процентов из которых были албанцами (остальные сербы и черногорцы). Первая бригада албанских партизан «Zejnel Ajdini», где сражались вместе албанцы‚ сербы и черногорцы из Призрены и Джаковицы, была сформирована в сентябре 1942. В апреле 1943 г. в Косово для создания общего штаба сопротивления прибыл делегат ЦК КПЮ и Высшего Армейского Командования С. Вукманович-Темпо. Он был назначен Тито командующим Национальной Освободительной Армией и частей партизан в Косовской области. Ознакомившись с военной и политической ситуацией в Косово, Темпо принял ряд мер, нацеленных на стабилизацию и усиление национально-освободительного движения в регионе. Он настоял на укреплении частей партизан и предпринял меры для объединения их с частями в соседней Сербии, Черногории, Македонии и Албании. По его требованию, албанский Национально-освободительный комитет (НОК) должен был послать два военных подразделения из северной Албании в Косово для их дальнейшего сотрудничества с местными освободительными силами под руководством Ф. Ходжи. Вукманович поддержал формирование специального албанского подразделения, носившего форму национальных цветов – красного и черного, чем рассчитывал привлечь на свою сторону албанское население региона.

В августе 1943 г. в местечке Мукье в центральной Албании состоялась встреча лидеров Албанского НОК и «Балы Комбетар». Между ними было достигнуто соглашение, предусматривавшее создание объединенного Комитета по Спасению Албании. И националисты, и коммунисты обязывались бороться за освобождение «этнической» Албании, которая должна была включать в себя и Косово. В договоренности отмечалось право албанцев на самоопределение и создание объединенного Албанского государства. Однако в ЦК КПЮ усмотрели опасность для своего положения в крае, вследствие чего Вукманович формально аннулировал соглашение в Мукье и потребовал, чтобы албанские коммунисты порвали все связи с националистическим движением. Таким образом‚ попытка объединения албанских коммунистов и националистов провалилась, а политический патронат КПЮ над албанской компартии только усилился.

С ростом национально-освободительного движения в Югославии и соседней с ней Албанией в компартиях двух стран утвердилось мнение, что проблема албанцев в Югославии будет решена по-дружески, как только будет окончена война. Однако, в отличие от албанцев, считавших, что будущее Косово должно быть решено с помощью послевоенного плебисцита, югославы заявляли о намерении сохранить албанское меньшинство в пределах новой Югославии, которая должна была стать «землей свободных наций». Об этом было объявлено на второй сессии АВНОЮ в г. Яйце 29 ноября 1943 г.

Первые трения между руководителями Национально-освободительного движения Югославии и Албании начались в конце 1943 – начале 1944 гг., когда албанские партизаны принимали участие в военных операциях Народно-освободительной армии Югославии (НОАЮ) по очищению от немецких оккупантов и вооруженных отрядов албанских коллаборационистов ряда районов Черногории, Сербии и Западной Македонии, населенных албанцами. После освобождения ими в сентябре 1943 г. города Дебар (алб. Дибра), там был поднят албанский флаг и введена албанская администрация. С. Вукманович-Темпо направил в связи с этим письмо Э.Ходже, протестуя против «доходящего до крайности великоалбанского шовинизма». Возникли трения между партизанскими штабами. Вновь встал вопрос о неправомерности расчленения албанских земель, осуществленного великими державами еще в 1913 г., когда согласно подписанного во Флоренции протокола за пределами Албании (в том числе и современной) осталась большая часть территории с преобладающим албанским населением (прибрежные районы Чамерии на юге). Последовал весьма резкий обмен письмами между Э. Ходжой и И.Б. Тито, после чего вновь была достигнута договоренность не поднимать вопрос до окончания войны, а затем решить его путем плебисцита.

После краха фашистской Италии Косово перешло под управление немецкой администрации, которая сумела на первых порах предотвратить создание объединенного антифашистского фронта под руководством коммунистов. 16 сентября 1943 г. один из наиболее активных членов НФ Д. Дева, стоявший на позициях непримиримой борьбы с коммунистами, создал так называемую Вторую Призренскую Лигу. В сотрудничестве с немецкими оккупационными властями она координировала действия многочисленных албанских националистических движений на оккупированной территории. Новая Лига утверждала, что представляет всех албанцев живущих в Албании и Югославии, объявляя своей главной задачей создание Великой Албании, в которой Косово должно было иметь автономный статус. К октябрю 1944 г. в отрядах Второй Призренской Лиги было около 30 тыс. бойцов, считавших своим долгом вести бескомпромиссную борьбу с сербами за Косово.

Действия Второй Призренской Лиги серьезно расстроили планы лидеров НОД в Косово и Албании. Понимая необходимость снижения влияния Лиги, лидерами коммунистического движения в октябре 1943 г. было объявлено о созыве национально-освободительного комитета для того, чтобы гарантировать полную свободу и независимость Косово и Метохии. Помимо этого, было решено провести конференцию по вопросу дальнейшей судьбы областей. Такая конференция состоялась в местечке Буян с 31 декабря 1943 г. по 2 января 1944 г. при участии сорока девяти представителей коммунистического движения из Албании и Косово, из которых сорок три были албанцами, трое сербами и трое черногорцами. По окончании работы была принята Буянская резолюция, в которой заявлялось о создании Краевого национально-освободительного совета, ставившего в качестве одной из своих целей, наряду с освобождением от оккупантов, создание условий для самоопределения албанского населения.

Решения конференции подверглись резкой критике со стороны ЦК КПЮ и в течение всех послевоенных лет рассматривались югославским руководством в качестве одного из первых проявлений «албанского сепаратизма». В своем письме лидерам движения сопротивления в Косово и Метохии от 28 марта 1944 г. югославские коммунисты поддержали ориентацию НОК Косово и Метохии на продолжение антифашистской борьбы, однако раскритиковали ту часть решения, где упоминалось стремление косовских албанцев присоединиться к Албании. Отношение югославов к косовской проблеме на завершающем этапе Второй мировой войны прекрасно раскрывает августовское письмо 1943 г. Вукманович-Темпо к региональному комитету КПЮ по Косово и Метохии, где говорилось о том, что вопрос будущих границ между Югославией и Албанией будет решен в соответствии с братским соглашением и сотрудничеством между руководством национально-освободительного движения Югославии и Советом Национального Освобождения Албании на основе права самоопределения наций. Расширение границ должно было зависеть от развития политической ситуации в Югославии и Албании после окончания народно-освободительного движения, а до тех пор вопрос считался нецелесообразным. Вследствие нажима, лидеры косовского сопротивления изъяли из Буянской резолюции положение об объединении Косово и Метохии с Албанией. Э. Ходжа согласился на то, что вопрос будущего Косово и других албанских областей в Югославии не должен подниматься в течение войны, а косовские албанцы должны бороться с фашизмом в пределах структуры Югославии. Помимо этого, лидер албанских коммунистов заявил, что проблема Косово будет решена после войны двумя братскими партиями и самими албанцами.

Война шла к концу и, не смотря на то, что партийная организация в Косово была значительно ослаблена из-за эмиграции славян, к январю 1944 г. в рядах партии в Косово состояло около 400 человек, из которых 45 были албанцами. К лету 1944 г. подразделения НОАЮ начали продвигаться от Санджака к Косово и южной Сербии. Для координирования действий во всей этой области, Тито послал директиву Генеральному штабу Косово и Метохии, который менял его название на «Оперативный Штаб Косово и Метохии». Со 2 сентября 1944 г. он переходил под командование Генерального штаба Сербии. В соответствии с соглашением между высшим командованием НОАЮ и Общим Штабом НОА Албании, две албанские дивизии (V и VI) должны были объединиться в Косово с югославской армией. Необходимо отметить, что в тот период еще не шла речь о прямом включении каких-либо албанских частей в НОАЮ‚ но именно сербский штаб должен был отвечать за военные действия в районе Албании. Заключительные сражения за освобождение края происходили в октябре и ноябре 1944 г., а вся территория Косово и Метохии была освобождена югославскими партизанами в конце ноября.

И.Б. Тито понимал, что только сохранение Косово в пределах границ Сербии даст надежду на окончательное укрепление в крае югославов. Косовары, из-за своего сотрудничества с оккупантами, воспринимались как политически ненадежный элемент и являлись возможной угрозой стабильности и территориальной целостности Югославии. Поэтому, руководство югославского НОД провело крупномасштабную военную кампанию в области, в ходе которой была проведена принудительная общая мобилизация тысяч албанцев, сербов и черногорцев и дальнейшая их отправка на фронт для борьбы с отступающими немцами в Банате, Среме, Боснии и Герцеговине, Хорватии и Словении. Косовары отреагировали всеобщим восстанием против югославских партизан, которое было поддержано остатками НФ и четниками. Непосредственным поводом для начала восстания стал массовый расстрел зимой 1944 г. гражданских жителей в местечке Дреница, обвиненных в сотрудничестве с оккупантами. Югославский штаб не предпринял сколько-нибудь существенных мер для поиска виновных, что вызвало волну возмущения среди простого населения. В течение следующих двух месяцев, область Дреницы превратилась в арену ожесточенной борьбы югославских партизан и националистически настроенных косоваров.

Лидер восставших И. Бериша заявил о союзе Косово и Западной Македонии с Албанией. Официальные же власти говорили о последней попытке поднять контрреволюционный мятеж с помощью остатков НФ и других профашистских сил, а так же албанцев, покинувших бригады НОАЮ и поставивших себя вне закона. Край был объявлен «зоной военных действий» и подчинен непосредственно Верховному Штабу НОАЮ. Началось принудительное формирование косовских бригад, включавшихся в югославские военные подразделения или в ряды недавно созданных «трудовых бригад», которые отправлялись на север Югославии. В феврале 1945 г. югославское правительство объявило в Косово военное положение, после чего административное управление края перешло к военным. За шесть месяцев военных действий против повстанцев было убито около 48 тыс. албанцев, а сербские и черногорские военные подразделения были объявлены освободителями края.

Таким образом, возникшая задолго до Второй мировой войны проблема албанского меньшинства Косово и Метохии, в указанный период неоднократно становилась причиной непонимания между коммунистическими руководителями Югославии и Албании. Тот факт, что из-за условий оккупации решение вопроса о территориальной принадлежности края было отложено на неопределенное будущее, оказал достаточно серьезное влияние на эскалацию межнациональной напряженности в крае в конце ХХ века.

Использованные источники и литература

1. Албанский фактор в развитии кризиса на территории бывшей Югославии. Документы: в 3 т. М.: Индрик, 2006. Т. 1 (1878 – 1997 гг.). 312 с.

2. Архив внешней политики Российской Федерации (АВП РФ). Фонд 144. Оп. 4-е. П. 19а. Д. 2. (Информационные материалы по Югославии. 1941–1945 гг.).

3. Белая книга о враждебной политике правительства Народной Республики Албания по отношению к Федеративной Народной Республике Югославия / Институт совр. Истории. М.: Иностранная литература. 1961. 128 с.

4. Бенчева К. Албанская проблема в Македонии и Сербии // Гуманитарно-экономический вестник. 1998. № 3. С. 22-28.

5. Восточная Европа в документах российских архивов: 1944 – 1953 гг. / М.-Новосиб.: Сиб. хронограф, 1997. Т. I. 1944. 985 с.

6. Зборник документата и податка о Народноослободилачком рату Jугословенских народа / Срп. акад. наука и уметности. Београд: Просвета, 1968. Т. 9. Кн. 8. 684 с.

7. Косовско-метохиjски зборник / Српска акад. наука и уметности. Београд: Белетра. 1990. 248 с.

8. Народноослабодилачка Борба у Црноj Гори. 1944 – 1945. Хронологиjа догаħаjа / Историjски институт СР Црне Горе. Титоград: Историjски институт СР Црне Горе. 1963. 764 с.

9. Национальная политика в странах формирующегося советского блока. 1944 – 1948. М.: Наука, 2004. 551 с.

10. Новiкаỳ Я. Iосiп Броз Цiта, альбо праỳдзiвая гiсторыя росквiту i падзення панславiзму ỳ Югаславii // Arche. 2000. №1. С. 28-39.

11. Пелевиħ Б. Кроз историjу Косова и Метохиjе: од VI до XXI века. Београд: Евро. 2005. 612 с.

12. Смирнова Н. Д. История Албании в ХХ веке. М.: Наука.2003. 431 с.

13. Bebler A. Kakos am hitao. Beograd: Cetvri jul. 1982. 424 c.

14. Сohen Ph. The World War II and Contemporary. Chethniks. Zagreb: Jugoart. 1997. 44 с.

15. Dizdarević N. Albanski dnevnik. Zagreb: Globus. 1988. 217 с.

16. Halliday J. The Artful Albanian Memories of Enver Hoxha. London: Verso. 1986. 186 с.

17. Omari L. Тhe people’s revolution in Albania and the question of state power in Albania. Tirana: «8 nent.» Publ. house. 1986. 230 с.

18. Petranovič B. Istorija Jugoslavije 1918 – 1978. Beograd: Nolit. 1981. 650 c.

19. Srbija i albanci: 3 t. / Sloven. Akad. Znanosti I umetnosti. Ljublyana: Gospodarski vestnik. 1989. T. III. Pregled politike srbije prema albancima ad 1944 do 1989 godina. 614 с.

20. Vickers M., Pettijer J. Albania: from anarchy to a Balkan identity. London: HURST & COMPANY. 1997. 182 с.

21. Vickers М. Between Serb and Albanian. A History of Kosovo. London: HURST & COMPANY. 1998. 346 с.

22. Zbornik dokumenta I podataka o narodnooslobodilaćkom ratu naroda Jugoslavije / Savezni sekretarijat za inostrane poslove. Beograd: Vojnoizdavaćka organizacija «Zrinji». 1986. T. XV. Kn. 1. О učešču u napadu i okupaciji jugoslavije 1941 – 1945. 1986. 707 с.

Сohen Ph. The World War II and Contemporary. Chethniks. Zagreb: Jugoart. 1997. P. 14.

Бенчева К. Албанская проблема в Македонии и Сербии // Гуманитарно-экономический вестник. – 1998. – № 3. – С. 24.

Vickers М. Between Serb and Albanian. A History of Kosovo. London: HURST & COMPANY. 1998. P. 117-118.

Новiкаỳ Я. Iосiп Броз Цiта, альбо праỳдзiвая гiсторыя росквiту i падзення панславiзму ỳ Югаславii // Arche. – 2000. – №1. – С. 30.

Dizdarević N. Albanski dnevnik. Zagreb: Globus. 1988. S. 47-48.

Национальная политика в странах формирующегося советского блока. 1944 – 1948. М.: Наука, 2004. С. 456.

Bebler A. Kakos am hitao. Beograd: Cetvri jul. 1982. S. 101.

Vickers M., Pettijer J. Albania: from anarchy to a Balkan identity. London: HURST & COMPANY. 1997. P. 73.

Zbornik dokumenta I podataka o narodnooslobodilaćkom ratu naroda Jugoslavije / Savezni sekretarijat za inostrane poslove. Beograd: Vojnoizdavaćka organizacija «Zrinji». 1986. T. XV. Kn. 1. О učešču u napadu i okupaciji jugoslavije 1941 – 1945. 1986. S. 217.

Dizdarević N. Albanski dnevnik. S. 106.

Смирнова Н. Д. История Албании в ХХ веке. М.: Наука. 2003. С. 208-209.

Petranovič B. Istorija Jugoslavije 1918 – 1978. Beograd: Nolit. 1981. P. 373.

Народноослабодилачка Борба у Црноj Гори. 1944 – 1945. Хронологиjа догаħаjа / Историjски институт СР Црне Горе. Титоград: Историjски институт СР Црне Горе. 1963. С. 689.

Halliday J. The Artful Albanian Memories of Enver Hoxha. London: Verso. 1986. P. 50-51.

Зборник документата и податка о Народноослободилачком рату Jугословенских народа / Срп. акад. наука и уметности. Београд: Просвета, 1968. Т. 9. Кн. 8. С. 384.

Srbija i albanci: 3 t. / Sloven. Akad. Znanosti I umetnosti. Ljublyana: Gospodarski vestnik. 1989. T. III. Pregled politike srbije prema albancima ad 1944 do 1989 godina. S. 32.

Восточная Европа в документах российских архивов: 1944 – 1953 гг. / М.-Новосиб.: Сиб. хронограф, 1997. Т. I. 1944. С. 478.

10 июня 1878 в Призрене была создана первая Призренская Лига, требовавшая отмены решений Берлинского конгресса 1878 г. о передаче Черногории и Греции пограничных с ними районов европейской Турции, заселённых албанцами. В апреле 1881 турецкие войска разбили плохо вооруженные войска лиги и жестоко расправились с её участниками.

Пелевиħ Б. Кроз историjу Косова и Метохиjе: од VI до XXI века. Београд: Евро. 2005. С. 313.

Vickers М. Between Serb and Albanian. A History of Kosovo. P. 134.

Omari L. Тhe people’s revolution in Albania and the question of state power in Albania. Tirana: «8 nent.» Publ. house. 1986. Р. 75.

Письмо Светозара Вукмановича-Темпо, члена Верховного штаба НОАЮ ЦК КПЮ от 8.08.1943 г. // Белая книга о враждебной политике правительства Народной Республики Албания по отношению к Федеративной Народной Республике Югославия / Институт совр. Истории. М.: Иностранная литература. 1961. С. 135

АВП РФ. Фонд 144. Оп. 4-е. П. 19а. Д. 2. (Информационные материалы по Югославии. 1941–1945 гг.). Л. 107.

Vickers М. Between Serb and Albanian. 138.

АВП РФ. Фонд 144. Оп. 4-е. П. 19а. Д. 2. Л. 137.

Косовско-метохиjски зборник / Српска акад. наука и уметности. Београд: Белетра. 1990. С. 80-83.

Уважаемые посетители!
На сайте закрыта возможность регистрации пользователей и комментирования статей.
Но чтобы были видны комментарии под статьями прошлых лет оставлен модуль, отвечающий за функцию комментирования. Поскольку модуль сохранен, то Вы видите это сообщение.

Вот тут пишут в статье, что албанцы устроили пьяную оргию в честь лженезависимости, ссылочку на источник ниже дала:-) Вечеринка была в Косово, а похмелье будет во всем мире Кэтрин Филп В эти выходные бары и рестораны Приштины были переполнены. Неубедительные доводы, что независимое Косово станет первым исламским государством в Европе, похоже, оказались клеветническими. Косово никогда не относилось к религии слишком серьезно, так было и в эти выходные, когда празднование независимости превратилось в пьяную оргию на радужном фоне флагов Албании и других стран. Ни одна мусульманская страна мира не может похвастаться таким прозападным рвением, как у косовских албанцев. Косовары знают, кому они обязаны своей независимостью, и спустя девять лет после того, как натовская кампания открыла им путь к независимости, их благодарность все так же велика. Вся Приштина увешана плакатами с надписью "Спасибо" и названиями стран – главным образом, Великобритании, Германии и США, – настоявших на интервенции НАТО, позволившей в 1999 году изгнать сербские войска из Косово. И как раз этим странам придется бороться с всемирным похмельем еще долго после того, как косовские албанцы завалятся домой в обнимку со своей наградой – независимостью. Настойчивые заявления Сербии о том, что отделение приведет к "катастрофе неизмеримых масштабов", возможно, преувеличены, но российское поигрывание мускулами на стороне Белграда лишь подливает масла в огонь напряженности с Западом по всем вопросам, начиная с поставок газа и противоракетной обороны и заканчивая обвинениями в адрес Кремля в причастности к убийствам диссидентов за границей. Европа не может похвастаться единством в косовском вопросе, несмотря на то, что миссия ЕС должна сменить ооновскую администрацию в Косово. Если Британия, Франция, Германия и Италия возглавят список признавших независимое Косово, то Греция, Испания, Словения и Болгария воздержатся, опасаясь, что этот шаг придаст смелости их собственным сепаратистским территориям. Кипр, боясь создать прецедент для одностороннего отделения своей северной части, оккупированной Турцией, вероятно, никогда не признает новое европейское государство. Не признает его – без согласия России – и ООН. Российская позиция по Косово в большей мере объясняется не поддержкой Сербии, а стремлением России удержать собственные сепаратистские территории. С точки зрения права позиция России более последовательна. Официально США и ЕС настаивают на независимости Косово на основании спорного прочтения резолюции ООН, положившей конец войне со Слободаном Милошевичем. По резолюции в Косово было введено правление ООН с целью поиска "политического решения косовского кризиса" без уточнения, каким именно должно быть это решение. Аргументы России гораздо очевиднее: учитывая, что Сербия не согласилась на отделение Косово и нет резолюции Совбеза, обязывающей ее дать такое согласие, независимость противоречит международному праву. Аргументы обеих сторон имеют вес в отсутствие международно-признанного стандарта независимости. Все это относится скорее не к самому Косово, а к прецеденту, им создаваемому. Как напомнил в пятницу Совбезу представитель США, это зверства Милошевича, а не посягательства на сербский суверенитет подтолкнули Запад к тому, чтобы положить конец правлению Белграда в Косово. Вариантов действия у России не так уж много. Но это гораздо более решительная Россия, чем девять лет назад, хотя даже та, прежняя Россия не смирилась с оскорбительным вторжением НАТО. Один из часто забываемых эпизодов той войны – трехдневное противостояние с НАТО после того, как российские войска, стремившиеся к разделу Косово, захватили аэропорт Приштины. Конечно, никто не ждет, что колонны российских танков появятся сегодня в Приштине. Но невозможно не обращать внимания на российскую риторику. Когда командование НАТО осознало, что на кону – целостность Косово, оно приказало блокировать аэропорт, чтобы не дать садиться российским самолетам. Генерал сэр Майкл Джексон отказался выполнить приказ. Ставки выше, чем будущая маленькая балканская страна, сказал он. "Сэр, я не стану ради вас начинать третью мировую войну".

Государственным языком Албании является албанский язык, который принадлежит к индоевропейской семье языков и основан на тоскском диалекте. В письменности используется латинский алфавит.

На сегодняшний день Албания имеет самый высокий естественный прирост населения в Европе.

Ученые считают, что предками албанцев были иллирийские племена (I тыс. до н.э.). С XI в. стал распространяться этноним «арберы», т. е. албанцы .

Господство Османской империи, продолжавшееся почти 5 веков, с 15 века до 1912 года, вызвало миграции населения, часть которого перешла в ислам.

С середины XIX в. начался рост национального сознания, сложился литературный язык.
После поражения Турции в I Балканской войне Албания добилась формальной независимости.
В 1939 г. захвачена фашистской Италией, в 1943 г. - фашистской Германией.
В 1946 г. провозглашена народной республикой,
в 1976 г. переименована в Народную Социалистическую Республику Албанию,
с мая 1991 г. - Республика Албания.

С самых древних времен главным занятием албанцев было скотоводство.

Летом они выпасают овец и коз на высокогорных альпийских лугах, зимой - в долинах.

Но времена изменились, так еще 20-30 лет назад большинство сельских жителей занимались преимущемтвенно животноводством, а в наши дни все больше и больше людей склоняются к растениеводству. Албанцы выращивают много зерновых культур, кукурузу, сахарную свеклу, а также хлопчатник.

В наши дни взгляду туристовсе больше открываются сады цитрусовых и других плодовых деревьев, виноградники, оливковые рощи.

По этническому составу Албания довольно однородена - 98% населения составляют албанцы.

Однако бытовая культура албанцев очень разнообразна, что объясняется естественной изоляцией отдельных групп населения в условиях горной местности.

Почти 2/3 жителей Албании живет в селах, большинство из которых расположено на прибрежных равнинах и плоскогорьях.

Современные дома сочетают в себе приметы цивилизованного комфорта с привычным бытовым укладом.

Традиционный же тип жилого дома зависел не от способа ведения хозяйства, а от рельефа местности.

Как и прежде, наиболее распространенный дом - двухэтажная постройка, чаще всего каменная.
Жилые комнаты расположены наверху; нижний этаж крестьяне используют для содержания скота, горожане - под кладовые, лавки, мастерские.

Кое-где еще можно увидеть примечательное строение албанских горцев - массивную каменную башню с бойницами - кулу.

До сих пор не забыта и традиционная одежда.

Например, многие мужчины продолжают носить белые валяные из шерсти шапочки.

Крестьянки среднего и старшего возраста обязательно носят фартуки и головные платки.

По горным тропам ходят в опингах - своего рода сандалиях из сыромятной кожи.

На столе у земледельцев преобладают овощи и маслины, скотоводы употребляют различные виды молочных продуктов, но более всего сыр.

Турками привнесены элементы восточной кухни.

Так, повсеместно распространился обычай пить кофе.

Албания долгое время была разделена на две сферы влияния:

  • северная ее часть находилась под властью греков,
  • южная - под властью римских, славянских и турецких завоевателей.
До сих пор сохраняются существенные различия между гегами, северным племенем и тосками, проживающими к югу от реки Шкумбини.

В отдельную административную единицу выделена Территория Тираны. В XX в. численность населения Албании неуклонно росла и к концу его составляла приблизительно 600 тыс. человек.

Независимое Косово и три основных мифа об албанцах. В предверии анти-албанской компании в среде армянских, греческих и славянских патриотов.

Миф первый – албанцы выжили сербов с исторических сербских территорий, из в Косово и Метохии.

Многочисленные исторические свидетельства, дают основание считать албанцев потомками иллирийцев и одним из самых автохонных народов Балкан. Албанский язык принадлежит к индоевропейской группе языков. Албанцы населяли Балканы задолго до прихода туда славянских племён, мигрировавших в регион примерно в V – VI веках н.э. Значительная часть албанцев, была уничтожена, изгнана и ассимилированна, с большей части заселённых ими регионов Балкан. В османский период, исламизированные албанцы вновь были переселены на Балканы в целях османской политики.

Миф второй – албанцы мусульмане.

Албанцы первоначально приняли христианство. Ислам им был навязан насильно. Среди алюанцев примерно равное число православных,католиков и мусульман. Большинство албанцев-мусульман не являются фанатиками ислама и относятся к нему с прохладцей, обвиняя турков в этнической и религиозной ассимиляции. Известно, что часть абхазцев (примерно половина из проживающих в Абхазии - Гудаута и Гагра) и осетин (Дигорцы) тоже официально исповедуют ислам. Но мы их почему-то мусульманами не считаем. Впрочем, конфессиональные различия у абхазов,осетин и албанцев не столь резки благодаря сохранившимся дохристианским и доисламским верованиям, от которых они никогда не отказывались и всегда их исповедывали параллельно с новой верой принятой ими вольно или невольно.

15 июня 1389 года в знаменитой битве на Косовом поле, войска албанских княжеств вместе с сербами сражались против турецкой экспансии на Балканах. Примечательно, что находившийся в составе турецкой армии армянский контингент примерно в 5 000 человек, во время сражения,узнав что им предстоит биться против христиан - перешёл на сторону сербов и албанцев. Битва с турками всё же была проиграна. Впоследствии эти осевшие на Балканах армяне основали в Косово армянский монастырь Эрменчич.

Миф третий – сербов в Косово и Метохии проживало больше чем албанцев, которые их-сербов оттуда выжили.

Этническое самосознание албанцев всегда было довольно слабым. Это часто их и подводило. Различные общины албанцев не поддерживали друг друга. Албанский менталитет можно сравнить с менталитетом закрытого традиционалистского типа сзамедленной реакцией на происходящие вокруг события.

В 1879 году косовские ичерногорские албанцы отказались выполнить решение Берлинского конгресса о включении албанских земель в состав Сербии и Черногории.

В 1913 году, по решению Лондонской конференции территории Косово и Метохии заселённые в основном албанцами в состав Албании не вошли и были «поделены» между Сербией и Черногорией. При передаче этих территорий, Сербии был предоставлен только мандат управления территорией и не более того.

В 1921 году «конференция послов» подтвердилаграницы Албании 1913 года и факт протектората над албанцами Косово - "Королевством сербов, хорватов и словецев" , так тогда называлась Югославия.

В 1922 году, по соглашению Великобритании, Франции и СССР над центральной Албанией (нынешняя республика Албании) был ещё раз подтверждён протекторат Италии, но южный Эпир отошёл к Греции, а северная часть (имеется в виду часть Косово и Метохии) была оставлена в составеСербии и Черногории.

В 17-м веке, этнический состав Косово постоянно менялся в зависимости, от его вхождение в Сербию или в состав Османской империи. Сербы вытесняли албанцев, а турки заселяли ими край для противодействия сербам.

После первой мировой войны, сербское правительство, ставя целью изменить этнический составКосово, стало активно вытеснять и изгонять из негоалбанцев. Албанские деревни жгли и разрушались, а мусульманское албанское население вынуждено переселятли в Турцию. К 1944 году в Турцию было изгнано около 250 000 албанцев. Но даже несмотря на эти, так сказать, мероприятия, сербское население Косово в период его максимального увеличения составляло не более 30% от населения края.

В 1946 году Иосиф Броз Тито пообещал, что со временемКосово и Метохия войдут в состав Албании.

В 1963 году после многочисленных межнациональных столкновений Косово получает статус национальнойавтономии.

В 1974 Косово году становится конституционным субъектом с ещё большей независимостью от центральных властей Югославии.


Ну и ещё пару строк в заключение. Признание независимости Косово показывает пример тому как относятся США и Запад к своим союзникам. А пример Сербии и Карабаха показывает отношение наших союзников. Пожалуй на сегодня всё...