Референдум в ссср. Vii. референдум о сохранении ссср. Референдум как шоковая терапия

Проводить референдум в СССР было возможно для выяснения мнения большинства в ходе опроса по какому-либо значимому вопросу. При этом проводиться он мог как по инициативе президиума Верховного совета, так и по требованию любой из союзных республик. Впервые в советской конституции такая норма появилась в 1936 году, но за все время существования СССР к ней обратились только один раз. Это был 1991 год, когда было необходимо выяснить будущее самого Советского Союза.

Что привело к референдуму?

Всесоюзный референдум в СССР был объявлен на 17 марта 1991 года. Его главной целью стало обсуждение того, необходимо ли СССР сохранять как обновленную федерацию, в которую входили бы равноправные и суверенные республики.

Необходимость проводить референдум в СССР появилась в разгар перестройки, когда страна оказалась в тяжелом экономическом положении, наметился к тому же серьезный политический кризис. Коммунистическая партия, которая 70 лет бессменно была у власти, продемонстрировала, что изжила себя, а допускать новые политические силы не позволяла.

В результате в декабре 1990 года четвертый Съезд народных депутатов СССР провел поименное голосование, чтобы закрепить позицию о необходимости сохранения Советского Союза. Отдельно отмечалось, что в нем должны обеспечиваться права и свободы человека любой национальности в полной мере.

Для того чтобы окончательно закрепить это решение, было решено провести референдум. На него были вынесены 5 вопросов референдума 1991 года.

  1. Считаете ли вы необходимым сохранение СССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере обеспечиваться права и свободы человека любой национальности?
  2. Считаете ли вы необходимым сохранение СССР как единого государства?
  3. Считаете ли вы необходимым сохранение в СССР социалистического строя?
  4. Считаете ли вы необходимым сохранение в обновленном власти?
  5. Считаете ли вы необходимым гарантирование в обновленном Союзе прав и свобод человека любой национальности?

На каждый из них можно было ответить односложно: да или нет. При этом, как отмечают многие исследователи, никаких юридических последствий в случае принятия того или иного решения заранее оговорено не было. Поэтому изначально у многих возникли серьезные сомнения в том, насколько легитимным будет этот референдум о сохранении СССР.

Вопросы организации

Практически в тот же день организацией первого и последнего референдума в СССР занялся президент. На тот момент это был Михаил Горбачев. По его требованию Съезд народных депутатов СССР принял два постановления. Одно было посвящено референдуму по вопросу частной собственности на землю, а второе - сохранению Советского Союза.

Большинство депутатов высказались за оба постановления. Например, первое поддержали 1553 человека, а второе - 1677 депутатов. При этом количество проголосовавших против или воздержавшихся не превышало ста человек.

Однако в результате референдум был проведен только один. Председатель комитета по законодательству в Верховном Совете, которым был Юрий Калмыков, объявил, что президент посчитал преждевременным проводить референдум, посвященный частной собственности, поэтому от него было решено отказаться. А вот второе постановление незамедлительно принялись реализовывать.

Решение Съезда

Итогом стало решение Съезда о проведении всесоюзного референдума. Верховному Совету было поручено определить дату и сделать все для его организации. Постановление было принято 24 декабря. Это стал ключевой закон СССР о референдуме.

Еще через три дня был принят закон о всенародном голосовании. Согласно одной из его статей, назначать его могли только сами депутаты.

Реакция союзных республик

Президент СССР Горбачев поддерживал референдум, выступая, чтобы он прошел в режиме открытости и гласности. А вот в союзных республиках на это предложение прореагировали по-разному.

Поддержали референдум в России, Белоруссии, Украине, Узбекистане, Казахстане, Киргизии, Азербайджане, Туркмении и Таджикистане. Там незамедлительно были созданы специальные республиканские комиссии, которые занялись формированием участков и округов, а также начали принимать все необходимые меры для подготовки и организации полноценного голосования.

В РСФСР проводить референдум было решено 17 марта. Это было воскресенье, поэтому ожидалось участие максимально возможного количества граждан. Также в этот день только в РСФСР было решено провести еще один референдум о введении в республике поста президента, уже в то время было очевидно, что на эту должность претендует Борис Ельцин, который в то время возглавлял президиум Верховного Совета республики.

На территории РСФСР во всенародном опросе приняли участие более 75 % жителей, более 71 % из них высказались за введение в республике поста президента. Уже меньше чем через три месяца первым и единственным президентом РСФСР стал Борис Ельцин.

Народ против

Немало советских республик высказались против референдума о сохранении СССР. Центральные власти обвиняли их в нарушении конституции, а также основных законов Советского Союза. Получалось, что власть на местах фактически блокирует решение народных депутатов.

Таким образом, в той или иной мере препятствовали проведению референдума в Литве, Латвии, Грузии, Армении, Молдавии, Эстонии. Там не создавались центральные комиссии, но голосование на большинстве этих территорий все же состоялось.

При этом в Армении, например, власти объявили о своей независимости, поэтому посчитали, что проводить у себя референдум не нужно. В Грузии его бойкотировали, назначив свой республиканский референдум, на котором планировалось решить вопрос о восстановлении независимости на основе акта, принятого еще в мае 1918 года. В этом референдуме проголосовали почти 91 % избирателей, более 99 % из них высказались за восстановление суверенитета.

Такие решения нередко приводили к эскалации конфликтов. Например, лидеры самопровозглашенной республики Южная Осетия обратились лично к президенту СССР Горбачеву с просьбой вывести с территории Южной Осетии грузинских военных, ввести на территории чрезвычайное положение, а закон и порядок обеспечивать силами советской милиции.

Получилось, что референдум, который был запрещен в Грузии, прошел в Южной Осетии, которая фактически являлась частью этой республики. Грузинские войска отреагировали на это силой. Вооруженные формирования штурмовали Цхинвали.

В Латвии голосования также бойкотировали. Многие его называли референдумом о развале СССР. В Литве, как и в Грузии, был проведен опрос по поводу независимости республики. Местные власти при этом блокировали желающих участвовать во всесоюзном референдуме, голосование было организовано только на нескольких участках, которые усиленно контролировались силовиками.

В Молдавии также был объявлен бойкот референдума, его поддержали только в Приднестровье и Гагаузии. В обеих этих республиках подавляющее большинство граждан поддержали сохранение Советского Союза. В самом Кишиневе возможность проголосовать была только на территориях воинских частей, которые напрямую подчинялись Министерству обороны.

В Эстонии от бойкота референдума отказались в Таллине и северо-восточных районах республики, где исторически проживало много русских. Власти не стали им препятствовать и организовали полноценное голосование.

При этом в самой Эстонской республике был проведен референдум о независимости, участие в котором имели право принять только так называемые правопреемные граждане, в основном это были эстонцы по национальности. Почти 78 % из них поддержали независимость от Советского Союза.

Итоги

Все-таки на большей части СССР 17 марта 1991 года референдум состоялся. Если говорить о явке, то из 185,5 миллиона человек, которые проживали на территориях, где референдум поддерживался местными властями, правом голоса воспользовались 148,5 миллиона. В общей сложности 20 % жителей СССР были отрезаны от участия во всенародном опросе, так как оказались на территории республик, высказавшихся против этого голосования.

Из тех, кто пришел на избирательные участки и заполнил бюллетень для голосования на референдуме в СССР, за сохранение Советского Союза в обновленном виде высказались 76,4 % граждан, в абсолютных цифрах - это 113,5 миллиона человек.

Абсолютно из всех регионов РСФСР только один высказался против сохранения СССР. Это была Свердловская область, в которой ответ "да" на вопросы референдума дали только 49,33 %, не набрав необходимой половины голосов. Самый же низкий результат в Советском Союзе был продемонстрирован в самом Свердловске, там обновленное советское государство поддержали только 34,1 % горожан, пришедших на участки. Также довольно низкие цифры наблюдались в Москве и Ленинграде, в двух столицах только около половины населения поддержали советское государство.

Если подводить итоги референдума о СССР по республикам, то более 90 % населения поддержали СССР в Северной Осетии, Тыве, Узбекистане, Казахстане, Азербайджане, Киргизии, Таджикистане, Туркмении и Каракалпакской СССР.

Более 80 % голосов "за" отдали в Бурятии, Дагестане, Башкирии, Калмыкии, Мордовии, Татарстане, Чувашии, Белоруссии и Нахичеванской АССР. Более 70 % жителей поддержали предложения референдума о СССР в РСФСР (71,3 %), Кабардино-Балкарии, Карелии, Коми, Марийской АССР, Удмуртии, Чечено-Ингушской АССР, Якутии.

Результаты референдума

Предварительные результаты были объявлены уже 21 марта. Уже тогда было очевидным, что две трети проголосовавших высказались за сохранение Советского Союза, далее цифры только уточнялись.

Отдельно стоит отметить, что в некоторых республиках, не поддержавших референдум, была дана возможность проголосовать желающим, преимущественно это было русскоязычное население. Таким образом, около двух миллионов человек сумели, несмотря на различного рода трудности, отдать свои голоса в Литве, Грузии, Молдове, Эстонии, Армении и Латвии.

По результатам голосования Верховный совет решил отныне руководствоваться в своей работе исключительно этим решением народа, исходя из того, что оно является окончательным и имеет силу на всей территории СССР без исключения. Всем заинтересованным сторонам и органам власти рекомендовалось более энергично вести завершение работы над Союзным договором, подписание которого должны были организовать в кратчайшие сроки. При этом отмечалась необходимость ускорить разработку нового проекта советской конституции.

Отдельно уточнялось, что необходимо провести полномасштабную работу комитету, отвечающему за чтобы оценить, насколько высшие государственные акты, действующие в стране, соответствуют соблюдению всех без исключения граждан СССР.

Вскоре представители этого комитета выступили с официальным заявлением, в котором отмечали, что любые акты высших органов государственной власти, которые напрямую или исподволь препятствовали проведению этого референдума, противоречат конституции, являются незаконными, подрывающими основы государственного строя.

В срочном порядке был созван внеочередной Съезд народного совета депутатов, одним из главных решений которого стало принятие постановления о порядке подписания Союзного договора. Предполагалось, что он будет заключен между всеми союзными республиками. В официальных заявлениях подчеркивалось, что в итогах прошедшего референдума выражена воля и желание советского народа сохранить государство, поэтому РСФСР высказывал решимость в ближайшее время подписать Союзный договор.

Наступившие последствия

Из-за того, что голосование было организовано должным образом не во всех республиках, неоднократно возникал вопрос, был ли референдум в СССР. Несмотря ни на что, ориентируясь на количество его участников, нужно признать референдум состоявшимся, даже учитывая проблемы с его проведением, возникшие сразу в нескольких республиках.

Основываясь на его итогах, центральные власти начали готовить проект по заключению договора о союзе суверенных республик. Его подписание официально было назначено на 20 августа.

Но, как вам известно, ему было не суждено состояться. За несколько дней до этой даты Государственный комитет по чрезвычайному положению, вошедший в историю как ГКЧП, предпринял провалившуюся попытку захвата власти и насильственного отстранения от управления Михаила Горбачева. в стране было объявлено 18 августа, политический кризис в стране продолжался до 21 числа, пока не удалось сломить сопротивление членов ГКЧП, его самые активные участники были арестованы. Таким образом, подписание Союзного договора было сорвано.

Союзный договор

К осени того 1991 года был подготовлен новый проект Союзного договора, над которым трудилась та же рабочая группа. Предполагалось, что участники войдут в него в качестве независимых государств, объединенных в федерацию. Предварительное подписание этого соглашения официально было объявлено на 9 декабря.

Но и ему было не суждено состояться. Накануне, 8 декабря, президенты России, Украины и Белоруссии объявили, что переговоры зашли в тупик, а процесс выхода республик из состава СССР необходимо признать состоявшимся фактом, поэтому необходимо срочно образовывать Содружество Независимых Государств. Так появился союз, больше известный как СНГ. Эта межправительственная организация, которая при этом официально не имела статуса государства, зародилась по итогам подписания Беловежского соглашения. Свое название оно получило из-за места, где было заключено - Беловежская пуща на территории Белоруссии.

Украина, Белоруссия и Россия стали первыми странами, которые вошли в СНГ. Затем к ним присоединились и другие союзные республики. Перед наступлением нового 1992 года сессия Совета Республик приняла декларацию, которая официально утвердила прекращение существования СССР как государства.

Интересно, что 17 марта в 1992 году экс-народные депутаты инициировали проведение годовщины референдума, для этого даже поступало предложение собраться в Москве на еще один съезд народных депутатов. Но из-за того, что решением Верховного Совета деятельность депутатов была прекращена, им было запрещено разрабатывать либо принимать какие-либо законодательные акты. Их попытки возобновить работу были признаны реанимированием деятельности органов бывшего СССР, а значит, прямым посягательством на суверенитет нового государства - России, которое уже объявило себя независимой федерацией. СССР официально перестал существовать, все попытки вернуться к его общественным и государственным институтам потерпели провал.

Как оценивали референдум

Прошедшему референдуму было дано немало политических оценок. Некоторые из них стало возможным сформулировать только спустя определенное время. Например, в 1996 году депутаты федерального парламента стали опираться на положение о том, что решение, принятое в 1991 году на референдуме, является обязательным к исполнению и окончательным на всей территории СССР. Отменить же его представляется возможным, согласно существовавшим законам, только после проведения нового референдума. Поэтому и было принято постановление о том, что проведенный референдум обладает юридической силой для России, которая теперь должна стараться поддерживать сохранность Советского Союза. Отдельно было отмечено, что никакого другого вопроса по поводу существования СССР не проводилось, значит, именно эти результаты легитимны и имеют юридическую силу.

В частности, в принятом депутатами постановлении отмечалось, что должностные лица в РСФСР, которые готовили, подписывали и, в конце концов, ратифицировали решение о прекращении существования СССР, самым грубым образом нарушили волеизъявление большинства жителей страны, что формально действительно было так.

В связи с этим Государственная дума, опираясь на решение большинства граждан, объявила, что постановление Верховного Совета о денонсации договора об образовании СССР теряет всякую юридическую силу.

Правда, их инициатива не была поддержана членами высшей палаты российского парламента - Советом Федерации. Сенаторы призвали своих коллег вернуться к рассмотрению перечисленных выше актов, чтобы еще раз внимательно и взвешенно проанализировать возможность их принятия.

В итоге депутаты Государственной думы большинством голосов признали. что данные постановления носят преимущественно политический характер, отвечают желаниям братских народов, объединенных когда-то Советским Союзом, жить в правовом и демократическом государстве.

При этом федеральные парламентарии отметили, что перечисленные постановления в полной мере отражают политическую и гражданскую позицию самих депутатов, никак не влияют на стабильность права в России, а также международные обязательства, принятые перед другими государствами.

Также отдельно было отмечено, что постановления, которые принимает Государственная дума, способствуют общей интеграции в экономической, гуманитарной и других областях. В качестве примера приводилось четырехсторонее соглашение между Российской Федерацией, Казахстаном, Белоруссией и Киргизией. Следующим важным шагом, как отмечали федеральные парламентарии, стало официальное образование Союзного государства между Россией и Белоруссией.

В заключение нужно отметить, что на эти постановления весьма негативно отреагировали многие бывшие республики СССР. В частности, Узбекистан, Грузия, Молдавия, Азербайджан и Армения.

17 марта 1991 года подавляющее большинство жителей СССР однозначно высказалось за спасение своей страны от развала.

В семидесятилетней истории Советского Союза (если считать от даты его создания, то есть от 30 декабря 1922 года) был один-единственный всесоюзный референдум. По иронии судьбы, на это всенародное голосование был вынесен вопрос о сохранении самого СССР, и подавляющее большинство участников единственного советского референдума однозначно высказались «за».

Событие, о котором идет речь, состоялось 17 марта 1991 года и стало прологом к подготовке окончательной редакции нового договора, который положил бы начало новому Советскому Союзу. Но история распорядилась иначе: вопреки воле почти 80% проголосовавших за сохранение СССР жителей союзных республик, которые участвовали в референдуме, это государственное образование не было сохранено. Другой вопрос, был ли у Советского Союза шанс сохраниться в тех условиях.

Когда президент и депутаты заодно

За точку отсчета распада Советского Союза обычно принимается так называемый «парад суверенитетов» 1988-89 годов. Сначала страны Прибалтики — Латвия, Литва и Эстония — заявили о своем суверенитете и намерении воспользоваться предусмотренным от 1922 года правом на самоопределение и выход из состава этого государственного образования. Вскоре к ним присоединились Грузия, Молдавия и Армения.

За сохранение Советского Союза еще до проведения референдума высказывалось подавляющее большинство взрослых жителей СССР.
Источник: https://altapress.ru

Для многих жителей СССР, а уж для руководителей Советского Союза тем более, стало очевидно, что сохранение страны в прежнем виде — задача сверхсложная, если не невозможная. Но в условиях объявленной перестройки и гласности, под пристальным вниманием международных институтов и наблюдателей из стран, которые еще совсем недавно были системными противниками СССР, нельзя было идти на силовое решение вопросов сохранения Союза. Но президент СССР находил возможности обойти это препятствие, используя и армию, и внутренние войска, и милицию (прежде всего ОМОН), но виртуозно перекладывая ответственность за их действия на них самих, оставаясь как бы ни при чем. То же касалось и учащавшихся проблем в сфере межнациональных отношений: виновниками усиления напряжения оказывался кто угодно, но только не делавший ошибку за ошибкой глава государства.

Чтобы легитимировать усилия по сохранению Советского Союза и получить хотя бы формальный мандат от его населения на такие шаги, Михаил Горбачев и выдвинул идею организации и проведения референдума, на котором рассматривался бы этот вопрос. Сама по себе идея всенародного голосования была для советского народа в новинку, и было понятно, что у привыкшего к митинговой активности населения такая форма волеизъявления получит поддержку. Тем более, что подобную идею практически в то же время выдвигали и делегаты IV Съезда народных депутатов, претендовавшие на роль выразителей народных чаяний.

Именно депутатскому съезду и было доверено обнародовать и формализовать идею всесоюзного референдума о сохранении СССР. Первые формулировки выносившихся на него вопросов депутаты обсудили 24 декабря 1990 года. Фактически они повторяли обороты из постановления съезда, которое говорило о необходимости «сохранения Союза ССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик». Забегая вперед, следует отметить, что практически в таком же виде вопрос и был вынесен на всесоюзный референдум, хотя в бюллетенях формулировка стала немного более расплывчатой: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности».

Как подготовить небывалое голосование?

Поскольку в Советском Союзе такой формы всенародного волеизъявления, как референдум, до тех пор не существовало, Съезду народных депутатов пришлось сначала создать законное основание для его проведения. Закон «О всенародном голосовании (референдуме СССР)» был принят тремя днями позже, 27 декабря 1990 года, и одновременно введен в действие. Этот закон предусматривал, в частности, что объявить всесоюзное голосование по вопросу сохранения Советского Союза может только Верховный Совет СССР. Что тот и сделал, но уже после Нового года.


Митинг на Манежной площади в Москве за сохранение Советского Союза, февраль 1991 года.
Источник: https://www.proza.ru

16 января 1991 года, за два месяца до самого референдума, Верховный Совет издал постановление «Об организации и мерах по обеспечению проведения референдума СССР по вопросу о сохранении Союза Советских Социалистических Республик». В нем, в частности, говорилось: «Исходя из того, что никто, кроме самого народа, не может взять на себя историческую ответственность за судьбу Союза ССР, во исполнение решения четвертого Съезда народных депутатов СССР и в соответствии с законодательством о референдуме СССР Верховный Совет СССР постановляет:

1. Провести на всей территории СССР в воскресенье, 17 марта 1991 года, референдум СССР по вопросу о сохранении Союза ССР как федерации равноправных республик.

«Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности».

«Да» или «Нет».


Так выглядел бюллетень всесоюзного референдума о сохранении обновленного Советского Союза.
Источник: http://www.gosrf.ru

Так впервые в истории Советского Союза у его народа появилась возможность самостоятельно решить, в каком будущем он намерен жить. Но вот гарантировать реализацию этих решений не мог никто.

Девять из пятнадцати

Первым препятствием на этом пути стала невозможность проведения референдума во всех пятнадцати советских республиках. Те из них, которые уже однозначно заявили о своем суверенитете и курсе на независимость, со всей очевидностью отвергали и саму идею проведения на их территории всесоюзного референдума, а тем более идею сохранения Советского Союза.

Таких республик набралось шесть — все участники «парада суверенитетов», за исключением Азербайджана, и присоединившаяся к ним Молдавия. Девять республик, включая Россию, Белоруссию и Украину, поддержали идею референдума и принялись за организацию этого небывалого для СССР процесса. Для этого, как следовало из того же постановления Верховного Совета, надлежало «высшим органам государственной власти республик, местным Советам народных депутатов, их исполнительным и распорядительным органам обеспечить в строгом соответствии с законодательством о референдуме СССР гарантии свободного волеизъявления граждан по вопросу, выносимому на референдум, исключить возможность оказания на граждан любого неправомерного воздействия, препятствующего осуществлению ими права на участие в референдуме». Кроме того, республиканским властям настойчиво рекомендовалось «обеспечить формирование соответствующих комиссий референдума СССР с учетом национального представительства голосующих».


В РСФСР в день всесоюзного референдума голосовали еще и за введение поста российского президента.

17 марта 1991 года состоялся Всесоюзный референдум, на котором был поставлен вопрос о сохранении Советского Союза. Народ проголосовал за, но в результате подписанных 8 декабря 1991 года Беловежских соглашений СССР распался.

Предпосылки

Предпосылки к проведению референдума были налицо. Во-первых - политический кризис власти, которая потеряла присущий ей авторитет; во-вторых - экономический и идеологический кризис в стране, в-третьих - противостояние представителей элиты. Власти требовалась легитимность, которую мог бы подтвердить референдум. Здесь важно заметить, что референдум - высшая форма проявления демократии. Проблемы государства, ставшие очевидными к началу 1991 года, можно было завуалировать проведением глобальной демократической процедуры. Люди должны были думать, что их мнение значимо, что они могут влиять на судьбу страны.

Страны-участницы

В референдуме участвовали не все республики СССР. Кроме того, в разных республиках разнилась и формулировка вопроса. В Казахской ССР голосование проходило по вопросу: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза ССР как Союза равноправных суверенных государств». Таким образом, уже тогда закладывалась идея создания СНГ. На Украине вопрос дополняли ещё одним: «Согласны ли вы с тем, что Украина должна быть в составе Союза Советских суверенных государств на основе Декларации о государственном суверенитете Украины?» И этот вопрос получил 80,2% одобрительных ответов. В шести союзных республиках (Литва, Эстония, Латвия, Грузия, Молдавия, Армения), которые ранее объявили о независимости или о переходе к независимости, референдум фактически не проводился, но люди все же могли проголосовать: местные Советы народных депутатов, общественные группы на предприятиях и некоторые трудовые коллективы, а также командование воинских частей самостоятельно образовали округа и участки, окружные и участковые комиссии, зарегистрированные Центральной комиссией референдума СССР. Референдум также состоялся в Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье и Гагаузии.

Лозунги

Референдум 1991 года проходил в условиях усиленной агитации. Волеизъявление народа ненавязчиво направлялось в нужное русло. В распоряжениях на местах указывалось: «Агитплакаты должны быть развешаны в магазинах, поликлиниках, отделениях связи, детских дошкольных учреждениях, на остановках городского транспорта». Среди населения работали агитаторы, распространялись пугающие листовки, в которых перспектива развала Союза представлялась в неблагоприятном свете: «Нет» на референдуме – это 10 миллионов беженцев из республик в Россию», «Нет» на референдуме - 600-900 миллиардов дополнительных расходов на организацию дополнительных сооружений». Были и совсем «креативные» лозунги, например такой: «Хочешь строить коммунизм - Голосуй за «обновизм». Не дай Бог нам, братцы, сбрендить - Дать себя обреферендить!»

Вопрос легитимности

Одним из главных вопросов, который решал референдум, был вопрос о законности власти. Референдум ненадолго, но «оправдал» действующую власть. Интересно, что до сих пор продолжаются разговоры о том, что результаты голосования на референдуме 1991 года и сейчас не потеряли своей легитимности, однако это только разговоры. Итоги референдума могут перечеркнуть только итоги другого референдума. Так и произошло после всенародного голосования 12 декабря 1993 года по поводу проекта Конституции РФ.

Президентский фактор

17 марта 1991 года на референдуме народ также отвечал на вопрос о введении должности президента. В этом опросе приняли участие 75,09% граждан России, из них 71,3% поддержали это предложение. Этот вопрос был «контрходом» ельцинской «команды». Через три месяца, 12 июня 1991 года, первым президентом РСФСР был избран Борис Ельцин.

Игра слов

Вопрос на референдуме был умело сформулирован. Сама его постановка подбивала на то, чтобы люди ответили утвердительно. «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере обеспечиваться права и свободы человека любой национальности?» Таким образом, кто-то проголосовал за красивое слово «суверенный», кто-то за не менее красивое слово «равноправие», другие - за «обновление», четвертые - за «права и свободы».

Неутешительные итоги

Народ, пожелавший сохранить Советский Союз, недолго радовался своему выбору. Уже 30 декабря 1991 года СССР не стало. Этому поспособствовали различные процессы, происходившие как на государственном, так и на геополитическом уровне. Страна, которую на протяжении многих лет разрушали механизмы, запущенные ещё в начале 1980-х годов, оказалась неспособной сопротивляться, а народ, давший положительный ответ 17 марта 1991 года, в очередной раз почувствовал себя обманутым.

Ровно 25 лет назад большинство советских людей выступили за сохранение СССР

17 марта 1991 года в СССР прошел всесоюзный референдум. Гражданам предлагалось ответить на вопрос «считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?» Тогда более 77 процентов участников опроса проголосовали за сохранение союза, против высказались около 22 процентов. Тем не менее, спустя некоторое время СССР распался.

К началу девяностых годов XX века дезинтеграционные процессы в СССР приобрели критический характер.

Весной летом 1990 года начался так называемый "парад суверенитетов", в ходе которого прибалтийские, а за ними и другие республики СССР, включая Россию, приняли Декларации о национальном суверенитете, в которых оспорили приоритет общесоюзных законов над республиканскими. Также ими были предприняты действия по контролю над местными экономиками, включая отказы выплачивать налоги в союзный и федеральный российский бюджеты. Эти конфликты разрывали многие экономические связи, что еще больше ухудшило экономическое положение в СССР.

В этих условиях одной из важнейших задач стала проблема реформирования СССР и заключение нового Союзного договора, в котором права республик существенно расширялись.

3 апреля 1990 года был принят специальный Закон СССР "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР", в статье 2 которого было установлено, что "решение о выходе союзной республики из СССР принимается свободным волеизъявлением народов союзной республики путем референдума (народного голосования)".

3 декабря 1990 года Съезд народных депутатов СССР, реагируя на "парад суверенитетов", принял постановление "Об общей концепции нового Союзного договора и порядке его заключения". Концепция предусматривала преобразование многонационального государства в "добровольный равноправный союз суверенных республик - демократическое федеративное государство".

Однако стремительное нарастание процессов распада подтолкнуло руководство СССР во главе с Михаилом Горбачевым к проведению общесоюзного референдума.

Решение о проведении референдума было принято на IV Съезде народных депутатов СССР, когда 1665 делегатов из 1816 присутствующих проголосовали за сохранение Союза ССР. 24 декабря 1990 года Съезд принял Постановление "О проведении референдума СССР по вопросу о Союзе Советских Социалистических Республик".

Во исполнение решения IV Съезда народных депутатов СССР и в соответствии с законодательством о референдуме СССР, исходя из того, что никто, кроме самого народа, не может взять на себя историческую ответственность за судьбу Союза ССР, Верховный Совет СССР 16 января 1991 года принял Постановление "Об организации и мерах по обеспечению проведения референдума СССР по вопросу о сохранении Союза Советских Социалистических Республик".

17 марта 1991 года состоялся единственный за 70 летний период существования СССР референдум

Перед гражданами Советского Союза был поставлен вопрос: "Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?".

Референдум по этому вопросу проводился в РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР, Узбекской ССР, Азербайджанской ССР, Киргизской ССР, Таджикской ССР, Туркменской ССР, в республиках, входящих в состав РСФСР, Узбекской ССР и Азербайджанской ССР, в Абхазской АССР, входящей в состав Грузинской ССР, а также в округах и на участках, образованных при советских учреждениях и в воинских частях за границей.

В Казахской ССР голосование на референдуме СССР проводилось по вопросу, сформулированному Верховным Советом республики: "Считаете ли вы необходимым сохранение Союза ССР как Союза равноправных суверенных государств". При этом Президиум Верховного Совета Казахской ССР официально просил включить результаты голосования в общие итоги референдума СССР.

В шести союзных республиках (Литва, Эстония, Латвия, Грузия, Молдавия, Армения), которые ранее объявили о независимости или о переходе к независимости, всесоюзный референдум фактически не проводился. Властями этих республик не были сформированы Центральные избирательные комиссии референдума, но часть граждан, проживающих на территории этих республик, все же смогла проголосовать.

Ряд местных Советов народных депутатов, трудовые коллективы и общественные объединения на предприятиях, в учреждениях и организациях, а также командование воинских частей, руководствуясь пунктами 3 и 5 постановления Верховного Совета СССР "О ходе выполнения постановления Верховного Совета СССР об организации и мерах по обеспечению проведения референдума СССР 17 марта 1991 года", самостоятельно образовали округа и участки, окружные и участковые комиссии, зарегистрированные Центральной комиссией референдума СССР. Референдум также состоялся в Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье и Гагаузии.

Центральная комиссия референдума СССР установила, что абсолютное большинство граждан высказались за сохранение союзного государства в обновленном виде.

По данным комиссии по Союзу ССР в целом: в списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме СССР, было включено 185 647 355 человек; приняли участие в голосовании 148 574 606 человек, или 80% процентов. Из них ответили: "Да" 113 512 812 человек, или 76,4%; "Нет" - 32 303 977 человек, или 21,7%; Признаны недействительными - 2 757 817 бюллетеней, или 1,9 %.

В РСФСР в списки для голосования были включены 105 643 364 человек; приняли участие в голосовании 79 701 169 (75,44%). Из них ответили "Да" 56 860 783 (71,34% участвовавших, 53,82% избирателей), "Нет" - 21 030 753 (26,39%). Признаны недействительными 1 809 633 бюллетеней.

В Украинской ССР "Да" ответили 70,2%; в Белорусской ССР - 82,7%; в Узбекской ССР - 93,7%; в Казахской ССР - 94,1%; в Азербайджанской ССР - 93,3%; в Киргизской ССР - 94,6%; в Таджикской ССР - 96,2%; в Туркменской ССР - 97,9%.

В Литве, где референдум проводился только на участках в воинских частях и на предприятиях, за "обновленный Союз" высказались около 16% жителей республики, имеющих право голоса. В Латвии, где общесоюзный референдум официально не проводился, на избирательных участках, организованных на предприятиях и в воинских частях, примерно 21% от общего числа жителей Латвии, имеющих право голоса, высказались за "обновленный Союз". Положительно ответили на этот вопрос 21,3% жителей Эстонии, имеющих право голоса.

В Молдавии, где по решению парламента референдум не проводился, за Союз проголосовали около 21 % избирателей на участках, организованных на предприятиях и в воинских частях. (Коммерсантъ weekly, Москва, 25.03.1991.)

Абхазия и Южная Осетия, принявшие участие во Всесоюзном референдуме, проголосовали за сохранение СССР. Согласно сообщению Центральной комиссии референдума, в частности, в Абхазской АССР в голосовании приняли участие 52,3% числа граждан, включенных в списки для голосования, из которых 98,6% ответили "да".

Однако в дальнейшем воля граждан была проигнорирована рядом политических деятелей и Союз прекратил свое существование в результате подписанных 8 декабря 1991 года Беловежских соглашений.

Более половины россиян (64 процента) в случае проведения референдума проголосовали бы сейчас за сохранение СССР. Против выступили бы 20 процентов граждан, свидетельствуют результаты опроса Всероссийского центра исследования общественного мнения (ВЦИОМ), опубликованные на сайте организации.

Идея сохранения СССР находит наибольшую поддержку среди граждан старше 45 лет. Среди россиян 18-44 лет данную инициативу могли бы одобрить не более четверти опрошенных.

«Распространенное представление о всеобщей ностальгии по СССР является преувеличением. Основными носителями этой ностальгии сегодня являются те, кто голосовал за сохранение Союза четверть века назад и по-прежнему винит в его распаде Горбачева. Это люди старших поколений, у которых слово "советский" прочно ассоциируется с порядком, определенностью и стабильностью», - пояснила руководитель исследовательских проектов Управления социально-политических исследований ВЦИОМ Юлия Баскакова.

Она отметила, что для представителей новых поколений СССР является перевернутой страницей. Их представление о Союзе включает «приятно греющее ощущение принадлежности к великой державе и мечты о социальном государстве», однако такие черты, как дефицит, отсутствие потребительских благ и свобод для них неприемлемы.

Причиной распада Союза треть опрошенных (27 процентов) считают влияние Михаила Горбачева, 17 процентов - действия депутатов и правительства, еще 13 процентов винят в произошедшем команду Бориса Ельцина. Около 40 процентов затруднились ответить на вопрос.

Исследование ВЦИОМа проводилось с 5 по 6 марта. В нем приняли участие 1600 человек в 46 регионах. Статистическая погрешность не превышает 3,5 процента.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Представление М.С. Горбачева о наилучшем для страны национально-государственном устройстве были вполне определенны: расширение прав республик, экономическая и другая самостоятельность, и, даже статус «суверенных», но сохранение СССР как целостного федеративного государства, ибо «сейчас ни одна республика не может жить без другой»: «Смысл формулы: сильные республики - сильный центр». Конкретное воплощение эта идея должна была найти в новом союзном договоре всех республик. Его подготовка заняла весь 1990 год. При этом были использованы: семь проектов, подготовленных семью республиками (в основном среднеазиатскими); два проекта Академии наук, три отмеченные премией жюри Межрегиональной депутатской группы, и один - от группы политических партий. Договор пять раз обсуждался в Верховном Совете и Совете Федерации СССР.

В начале 1991 года Президент СССР решил опереться на мнение народа. На 17 марта был назначен референдум по вопросу: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?» В Грузинской, Литовской, Молдавской, Латвийской, Армянской и Эстонской ССР, где центральные комиссии референдума созданы не были, ряд местных Советов народных депутатов, трудовые коллективы и общественные объединения самостоятельно образовывали округа и комиссии.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОМИССИЯ РЕФЕРЕНДУМА СООБЩАЕТ

«Считате ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности».

…Центральная комиссия референдума СССР установила:

По Союзу ССР в целом:

В списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме СССР, было включено 185 647 355 чел.; приняли участие в голосовании 148 574 606 чел., или 80,0 %.

Из них ответили:

«Да» - 113 512 812 человек, или 76,4 %;

«Нет» - 32 303 977 человек, или 21,7 %;

Признаны недействительными - 2 757 817 бюллетеней, или 1,9 %.

Результаты референдума по некоторым республикам:

Республики: «ДА» (в %)/«НЕТ» (в %)

РСФСР 71,3/26,4

Украинская ССР 70,2/28,0

Белорусская ССР 82,7/16,1

Узбекская ССР 93,7/5,2

Чечено-Ингушская ССР75,9/22,6

Якутская ССР 76,7/21,6

Из сообщения Центральной комиссии референдума СССР об итогах референдума СССР, состоявшегося 17 марта 1991 г.

СЛЕДУЯ РЕШЕНИЮ РЕФЕРЕНДУМА…

23 апреля 1991 года М.С. Горбачев встретился с лидерами девяти республик - его участниц. В результате было принято «Заявление десяти (9+1). Начался последний этап создания Союзного договора, вошедший в историю как «Ново-огаревский процесс». Весь июль 1991 в резиденции М.С. Горбачева под Москвой руководители союзных и автономных республик обсуждали проект: выбиралась степень силы Центра и независимости окраин. 23 июля в проекте была поставлена точка. Уставшие политики разъехались отдыхать, чтобы 20 августа вновь собраться в Москве и торжественно подписать договор. В особой программе церемонии уже было подсчитано количество подарков, букетов и папок для текста…

Б.Н. Ельцин в интервью программе «Парламентский вестник» 4 мая 1991 г.: «Я убежден, что произошло большое событие. За девять с половиной часов встречи от первоначального документа осталось процентов 20. Все было переделано по предложению республик. Сегодня республика в Союзе - это суверенное государство, которое проводит самостоятельную политику. Так впервые. Никогда Президент страны на эту формулировку не шел. Впервые было признано, что Латвия, Литва, Эстония, Молдова, Грузия и Армения должны сами решать вопрос о присоединении к союзному договору без какого-то давления. В то же время подписавшие получают режим наибольшего благоприятствования отношений друг с другом, прежде всего экономических, а вот соглашения с не вошедшими в Союз будут строиться на основе мировых цен. После подписания договора через полгода - принятие новой конституции и всенародные выборы Президента страны. Президента там критиковали, и довольно резко, и прямо сказали, что, в общем, для вас это последний шанс. Сейчас уйти от выполнения каких-то ваших взаимных договоренностей просто невозможно».

А.И. Лукьянов - председатель Верховного Совета СССР: «Однако М. Горбачев продолжал политику компромиссов и уступок. На закрытой встрече с Б. Ельциным и Н. Назарбаевым 30 июля 1991 года он сдал последние позиции Союза, согласившись на одноканальную систему налогообложения и на подписание Союзного (точнее конфедеративного) договора фактически без участия представителей Верховного Совета СССР, как это было предусмотрено в решении Союзного парламента от 12 июля 1991 года, что означало в целом полное игнорирование парламента страны и воли народов СССР. Вся эта ситуация, содержащая реальную угрозу распада Советского Союза вопреки решению всенародного референдума, и стала главной причиной создания ГКЧП (Государственного комитета по чрезвычайному положению), который был образован группой руководителей страны во главе с вице-президентом Г. Янаевым и премьер-министром В. Павловым».