Русская эскадра премиум. Водка русская эскадра. Организация Русской эскадры

Из «Русского Карфагена» с любовью

Несколько лет в Тунисе жил осколок русского государства в виде эскадры черноморских кораблей, ушедших из Севастополя в конце 1920 года. Писатель Сент-Экзюпери назвал колонию наших соотечественников в Бизерте (именно там обосновались на долгие годы корабли-изгои и моряки с семьями) "русским Карфагеном". Сегодня от "русского Карфагена" остался один человек - дочь командира эсминца "Жаркий" Анастасия Александровна Ширинская-Манштейн. В сентябре этого года ей исполняется 95 лет. Писатель Николай Черкашин побывал у нее в гостях.

Капитанская дочка

"Мадам Русская эскадра". Это не титул конкурса красоты. Это пожизненная должность Анастасии Александровны Ширинской, чей дом в тунисском порту Бизерта знает каждый прохожий.

Жила-была девочка. Звали ее Настя. Папа у нее был капитаном, точнее, командиром корабля на Балтийском флоте. Девочка видела его редко, поскольку жила у бабушки под Лисичанском в небольшом усадебном доме с белыми колоннами. Там было все, чем счастливо детство: бабушка, мама, подруги, лес, река...

#comm#Эту сказку оборвала революция, октябрьский переворот и гражданская война. Потом был бег на юг, в Крым, в Севастополь, где к тому времени отец - старший лейтенант Александр Сергеевич Манштейн - командовал эсминцем "Жаркий". #/comm#

На нем в ноябре 1920 года он и вывез свою семью вместе с другими беженцами в Константинополь. А оттуда 8-летняя Настя вместе с сестрами и мамой переправилась на переполненном пароходе "Князь Константин" через Средиземное море в Бизерту. Отец же, как полагали поначалу, сгинул со своим эсминцем в штормовом море. По счастью, "Жаркий", изрядно потрепанный, все же пришел в Бизерту после Рождества.

На несколько лет их домом стал старый крейсер "Георгий Победоносец". До сих пор в детской памяти младшей сестры Анастасии Александровны - Анны - "родной дом" рисуется, как бесконечный ряд дверей в корабельном коридоре. Насте повезло: для нее "родной дом" - это белые колонны среди таких же белых берез... В тоске по тому, навсегда оставленному дому, она приходила на мыс Блан Кап, Белый мыс, который, как ей рассказали взрослые, самая северная оконечность Африки, и потому оттуда до России ближе всего, и кричала в морскую даль: "Я люблю тебя, Россия!" И самое удивительное, что соотечественники ее услышали! Но об этом чуть позже...

"Русское княжество" в Африке

Моряки, казаки, остатки белой русской армии не сбежали из Крыма в ноябре 1920-го, а отступили, ушли, как говорили их деды - в ретираду, с походными штабами, со знаменами, хоругвями и оружием. Французы, вчерашние союзники по германской войне, дали черноморской эскадре Врангеля приют в своей колониальной базе - Бизерте. Осколок России вонзился в Северную Африку и таял там долго, как айсберг в пустыне. Год за годом на севастопольских кораблях правилась служба, поднимались и спускались с заходом солнца андреевские флаги, отмечались праздники исчезнувшего государства, в храме Александра Невского, построенном русскими моряками, отпевали умерших и славили Христово Воскресение, в театре, созданном офицерами и их женами, шли пьесы Гоголя и Чехова, в морском училище, эвакуированном из Севастополя и размещенном в форту французской крепости, юноши в белых форменках изучали навигацию и астрономию, теоретическую механику и историю России...

Местный летописец Нестор Монастырев выпускал журнал "Морской сборник". Редакция и станок-гектограф размещались в отсеках подводной лодки "Утка". Ныне несколько экземпляров этого сверхраритетного издания хранятся в главной библиотеке страны...

Как отмечал еще один флотописец Бизерты капитан 1 ранга Владимир Берг в своей книге "Последние гардемарины", севастопольцы в Бизерте "составили маленькое самостоятельное русское княжество, управляемое главой его вице-адмиралом Герасимовым, который держал в руках всю полноту власти. Карать и миловать, принимать и изгонять из княжества было всецело в его власти. И он, как старый князь древнерусского княжества, мудро и властно правил им, чиня суд и расправу, рассыпая милости и благоволения".

#comm#Эскадра как боевое соединение прекратила свое существование после того, как Франция признала СССР. В ночь на 29 октября 1924 года с заходом солнца на русских кораблях спустили Андреевские флаги. Тогда казалось - навсегда. А оказалось - до поры...#/comm#

Спустя семь месяцев - 6 мая 1925 года - в гардемаринском лагере Сфаят корабельный горн протрубил сигнал "Разойдись!". Разошлись, но не рассеялись, не разбежались, не сгинули, не забыли, кто они и откуда. Написали книги, возвели церковь, отчеканили памятный нагрудный крест. Одним словом, явили миру подвиг верности Флагу, присяге, Отчизне. Ничего об этом в СССР не знали. Точнее, не хотели знать...

В арабской части города был Русский дом, где собирались моряки со своими женами. Офицеры приходили в безукоризненно белых отутюженных кителях, даром, что с заплатами, аккуратно поставленными женскими руками.

Арабы знали, что русские, несмотря на золотые погоны, были так же бедны, как и они сами. - Рассказывает Ширинская. - Это вызывало невольное расположение туземцев к пришлым изгнанникам. Мы были бедные среди бедных. Но мы были свободными! Понимаете? Я говорю об этом безо всякого пафоса. Ведь мы, и в самом деле, не испытывали того страха, который пожирал по ночам наших соотечественников у себя на родине. Они, а не мы, боялись, что ночью войдут в твой дом, перероют вещи, уведут невесть куда. Мы могли говорить о чем угодно, не опасаясь чужих ушей, доносов в охранку. Нам не надо было прятать иконы - это в мусульманской, заметьте, стране. Нас не морили голодом в политических целях. Слово "Гулаг" я узнала только из книг Солженицына.

Мы были бедны, порой нищи. Мой отец мастерил байдарки и мебель. Адмирал Беренс, герой "Варяга", на старости лет шил из лоскутков кожи дамские сумочки. Но никто не повелевал нашими мыслями. Это великое благо - думать и молиться свободно.

Я никогда не забуду того ужаса, с каким вылезал из моего окна один советский гражданин, когда в дверь позвонил сотрудник советского же посольства. Это было в 1983 году, и мой гость боялся лишиться визы, если кто-то скажет, что он общается с белоэмигранткой.

"Я люблю тебя, Россия!"

Осенью 1976 года подводная лодка, на которой я служил, входила в военную гавань Бизерты. Я оглядывался по сторонам - не увижу ли где призатопленный корпус русского эсминца, не мелькнет ли где ржавая мачта корабля-земляка. Но гладь Бизертского озера была пустынна, если не считать трех буев, ограждавших "район подводных препятствий", как значилось на карте. Что это за препятствия, ни лоция, ни карта не уточняли, так что оставалось предполагать, что именно там, неподалеку от свалки грунта, и покоятся в донном иле соленого озера железные останки русских кораблей.

Нашу плавбазу "Федор Видяев" и подводную лодку тунисцы поставили в военной гавани Сиди-Абдаллах, там, где полвека назад стояли наши предшественники.

По утрам по палубной трансляции плавбазы крутили бодрые советские песни и старинные русские вальсы. Послушать их собирались на причале русские старики, те самые, с белой эскадры. Несмотря на то, что "особисты" не рекомендовали общаться с белоэмигрантами, судовой радист, откликаясь на просьбы стариков, повторял по несколько раз и "Дунайские волны" и "На сопках Манчжурии". Знать бы тогда, что совсем рядом живет такой человек - Анастасия Александровна Ширинская.

#comm#Я был наслышан о ней немало. Из Москвы казалось: доживает свой век Божий одуванчик в тишине и забвении... При встрече увидел престарелую шекспировскую королеву: достоинство, мудрость и человеческое величие. #/comm#

Ее знает вся Бизерта. Я долго искал путь к ее дому. Никто не мог сказать, где в лабиринте припортового района затерялась улочка Пьера Кюри. Но когда в очередной тщетной попытке прояснить дорогу я случайно произнес ее имя, как молодой араб улыбнулся и, воскликнув: "А, мадам Ширински!", тут же привел к нужному дому. Когда она идет по улице, с ней здоровается и стар, и млад. Почему? Да потому что она всю жизнь проработала в бизертском лицее учительницей математики. У нее учились даже внуки ее учеников. И вице-мэр Бизерты, и многие высокопоставленные чиновники Туниса, ставшие министрами. Все помнят добрые и строгие уроки "мадам Ширински", она никогда не делила своих учеников на бедных и богатых, занималась у себя на дому с каждым, кому математическая премудрость давались с трудом.

Никого из моих учеников не смущало, что уроки проходят под иконой Спасителя. Один студент-магометанин попросил меня даже зажечь лампаду в день экзамена.

Совсем недавно президент страны Бен Али вручил старейшей учительнице орден "За заслуги перед Тунисом". Она одна сделала для укрепления доверия арабов к русским больше, чем целый сонм дипломатов. Слава Богу, имя ее известно теперь и в России.

#comm#Я знаю человека, который пришел из Севастополя на яхте в Бизерту, повторив весь путь Русской эскадры с одной целью: поднять Андреевский флаг в том городе, где он развевался дольше всего, поднять его в тот самый день, когда он был печально спущен - 29 октября. #/comm#

Это сделал мой товарищ и сослуживец по Северному флоту капитан 2 ранга запаса Владимир Стефановский. Он очень торопился успеть, чтобы символический взлет сине-крестного полотнища на мачту произошел на глазах той женщины, которая одна из всех не доживших до того дня изгнанников помнила, как его спускали, и верила, что однажды его снова поднимут. Верила все семьдесят лет и еще три года. И дождалась!

Это был воистину рыцарский жест, достойный офицера русского флота.

Потом Стефановский принимал ее в Севастополе. Из всех, кто покинул город в 1920 году, только ей одной удалось туда вернуться.

"Я люблю тебя, Россия!" - Кричала девочка с африканского мыса Блан Кап. И Россия ее услышала! И это не стилистическая фигура. Услышала, в самом деле! Правда, не сразу, спустя полвека. Мало помалу в дом на припортовой улице Пьера Кюри стали приходить соотечественники. Расспрашивали о жизни русских в Бизерте, о судьбах черноморских кораблей... Первым, кто поведал нам о ней во всеуслышание, был телепублицист Фарид Сейфульмулюков. Затем по голубым экранам прошел фильм Сергея Зайцева о Ширинской. Снял свою ленту о ее судьбе и Русской эскадре тунисский режиссер. В "эпоху гласности" Бизерту и ее "последнюю могиканку" открыли для себя и своих читателей многие газеты и журналы. В год 300-летия российского флота Президент России наградил Анастасию Ширинскую юбилейной медалью. А два года назад она получила в российском посольстве свой первый(!) в жизни настоящий паспорт, почти такой же, какой был и у мамы - с двуглавым орлом на обложке. До этого она перебивалась беженским свидетельством, так называемым "нансеновским" паспортом. В нем было записано: "Разрешен выезд во все страны мира, кроме России". Почти всю жизнь прожила она под этим страшным заклятьем, не принимая никакого иного подданства - ни тунисского, ни французского - сохраняя в душе, как и отец, как и многие моряки Эскадры, свою гражданственную причастность к России. Именно поэтому известный французский журнал назвал Ширинскую "сиротой великой России".

#comm#Теперь она не сирота. Эхом тех давних девчоночьих возгласов с Белого мыса вернулось Ширинской и ее гражданство, и награды, и многочисленные приглашения на родину, и целая стая писем, прилетевших в Бизерту из всех уголков России, даже из Магадана. #/comm#

Ей желали здоровья, расспрашивали, звали в гости... Народ у нас отзывчивый. С недавних пор начался поток визитеров на улицу Пьера Кюри. Даже за время моих недолгих встреч с Ширинской я каждый раз знакомился в ее гостиной то с военно-морским атташе России, то с предпринимателями из Санкт-Петербурга, то с историком из Москвы... Она всех принимает по-русски - под иконой Спасителя с эсминца "Жаркий", с чаем и пирогами, которая печет сама, несмотря на годы.

Чем она еще занята? На ее попечении безработный сын. Она выпустила в московском Воениздате книгу своих воспоминаний "Бизерта. Последняя стоянка". Это в наше-то время выпустить книгу да еще прилететь в Москву на презентацию! Она это сделала.

Помимо обычных домашних забот, она готовит русское издание своей мемуарной книги. Переводит на французский язык русские романсы. Ищет спонсора для перевода тунисского видеофильма о Русской эскадре на более долговечную кинопленку. Хлопочет о восстановлении русских могил на муниципальном кладбище, выплачивая из пенсии по десять динаров сторожу за добрый присмотр. Собирается на Украину в Лисичанск к подруге детства Оле, которой сейчас уже за девяносто и которая сказала ей: "Не стану умирать, пока не повидаюсь с тобой".

Ширинская уже побывала там. На месте родного дома с белыми колоннами - школа.

Но мне стало теперь много легче. Ведь тот дом, который мне столько снился, уже больше не уходит от меня.

Осенью 2001 года в Бизерту пришел ракетный крейсер "Москва" ("Слава"). На нем доставили мраморную плиту для могилы последнего командира Русской эскадры контр-адмирала Михаила Беренса. Плиту положили на столичном кладбище Боржель. Потом мимо нее под марш "Прощание славянки" прошел почетный караул в белых форменках, белых тужурках при золотых погонах. Над моряками развевался Андреевский флаг. Все было так, как и должно было бы быть полвека назад.

Это Настя Ширинская дождалась, нет, добилась всей своей многолетней жизнью, чтобы ее Эскадре, нашей Эскадре, Русской Эскадре Россия отдала высшие воинские почести.

Москва - Бизерта

Специально для Столетия


От редакции: 28 февраля на нашем сайте была помещена статья "Судьбы русского флота", рассказывающая об уникальных документах, хранящихся в Центральном архиве ФСБ России. Сегодня мы приводим некоторые из них, посвященные Бизертской эскадре, с необходимыми примечаниями и комментариями.

3 (16) ноября 1920 г. корабли и суда Черноморского флота, вышедшие из портов Крыма, сосредоточились на Константинопольском рейде. Начался один из самых драматических эпизодов истории Русского флота - пребывание его на чужбине. Приказом командующего флотом № 11 от 21 ноября 1920 г. Черноморский флот переименовывался в Русскую эскадру. О последних годах существования оперативного соединения кораблей под Андреевским флагом в североафриканском порту Бизерта за последние два десятилетия написано немало. Напомним читателям, что после признания Францией Советской России дальнейшее существование эскадры стало невозможным. 29 октября 1924 г. Андреевские флаги на кораблях были спущены.

Советское правительство очень надеялось увеличить мощь Рабоче- Крестьянского Красного Флота за счет кораблей бывшей Русской эскадры. Требования вернуть корабли начали выдвигаться с августа 1921 г., однако в тот момент юридического обоснования у подобных претензий не имелось. Уже в октябре 1924 г. "Морской сборник", издававшийся в Москве, писал: "Мы не можем сомневаться, что возвращение судов - вопрос ближайшего будущего, так как по самому существу вопроса судьба эскадры ни в коей мере не может быть предметом будущих переговоров, тем более в плоскости экономической. Возвращение судов есть первый шаг, вытекающий из логики вещей, логики момента, из самой сущности факта признания де юре. <...>

Мы не знаем их (кораблей эскадры. - Н.К.) действительного технического состояния, но, судя по имеемым точным данным, большинство из судов было приведено в состояние долговременного хранения, побывало в доках и имело ремонт механизмов. И хотя развал личного состава эскадры вначале сопровождался хищениями и попытками распродажи судового имущества и инвентаря, однако нужно думать, наличие некоторой организации на эскадре (появившейся вскоре после прихода в Бизерту) не дало развиться этому явлению.

Во всяком случае, долгие годы бесхозяйного существования не могли не отразиться на материальной части судов. С этим придется считаться. Но в длинной череде трудов, намеченных з а к о н н ы м х о з я и н о м (разрядка в оригинале. - Н.К.), в деле восстановления морской мощи Республики рабочих и крестьян найдутся место, силы и средства для приведения в должный боевой вид и этой части достояния народа и Красного Флота"1.

Как видим, представители Красного Флота имели весьма достоверную информацию о жизни эскадры и даже признавали наличие на ней "некоторой организации". Скорее всего, такую осведомленность можно связать и с определенной разведывательной работой, и с тем, что в этот период существовала еще относительно свободная почтовая связь с заграницей.

20 декабря 1924 г. командование Советского флота назначило М.В. Викторова "начальником отряда судов Черноморского флота, находящихся в Бизерте, с оставлением его в должности начальника гидрографического управления", комиссаром отряда был назначен А.А. Мартынов. Для буксировки кораблей в Одессе сформировали отряд в составе ледокола "С. Макаров" и ледореза "Фёдор Литке".

В конце 1924 г. из Парижа в Бизерту прибыла техническая комиссия из Москвы. В ее состав входили брат адмирала М.А. Беренса Е.А. Беренс - военно-морской атташе в Англии и Франции (капитан 1 ранга Императорского флота), выдающийся русский кораблестроитель А.Н. Крылов, инженеры А.А. Иконников, П.Ю. Орас и Ведерников.

Члены комиссии первоначально опасались, что корабли эскадры могут быть заминированы. Однако еще в июле 1924 г. бывший военно-морской агент в Париже В.И. Дмитриев сообщил Е.А. Беренсу: "Я вполне понимаю необходимость безболезненного разрешения Бизертского вопроса и разделяю Ваш взгляд на возможность двух выходов - личному составу остаться на своих кораблях или мирно уйти, сделавшись беженцами. Я не допускаю возможности третьего, т.е. попытки уничтожить суда, - слишком она нелепа и бессмысленна. Мне лично кажется, что за исключением отдельных лиц - все уйдут с кораблей".

После приезда комиссии в Бизерту французские власти подтвердили слова Дмитриева, заявив: "Адмирал Беренс дал честное слово, что никто из его состава ничего не сделал, а ему мы верим как честному человеку". Отношение французских морских властей к членам советской комиссии в целом казалось довольно доброжелательным. Однако французы очень опасались какой-либо большевистской пропаганды со стороны прибывших из СССР и все предполагаемые работы по подготовке кораблей к переходу в советские порты желали осуществлять лишь собственными силами (разумеется, на платной основе). С еще оставшимися в Бизерте чинами Русской эскадры советские моряки и инженеры никаких контактов не имели, да и французы старались оградить их от таковых. Более того, командующий эскадрой адмирал М.А. Беренс на все время пребывания комиссии в Бизерте (с 28 декабря 1924 г. по 6 января 1925 г.) покинул город, не желая компрометировать родного брата, которому предстояло возвращаться в страну, где свирепствовал чекистский террор.

Осмотр кораблей и судов показал, что большая их часть была подготовлена экипажами к долговременному хранению. Но в целом состояние кораблей оставляло желать лучшего. Е.А. Беренс писал: "Впечатление от поверхностного осмотра довольно пессимистичное. Суда в отношении их внешности все в ужасном виде, все, что может заржаветь и быть легко попорчено, - проржавело и поломано, во внутренних помещениях - в общем, то же самое, что же касается корпусов и механизмов, то тут судить трудно, после такого беглого осмотра. Затем заметна разница в состоянии, в особенности мелких судов: три "Новика" в приличном виде и даже с исправной артиллерией и аппаратами, другие же два и строившийся "Цериго" - плохи, и их придется капитально ремонтировать. Линкор, за исключением верхних надстроек и шлюпок, видимо, хорош, артиллерия в башнях закрыта после смазки, и французы говорят, что из пушек можно стрелять хоть сейчас; в каком виде трубопроводы и вообще проводки на судах, сказать трудно, они требуют более тщательного осмотра, на который у нас нет ни людей, ни средств". На некоторых кораблях обнаружились даже экземпляры журнала "Красный флот", присылавшиеся из Советской России в обмен на бизертинский "Морской сборник".

О том, что, несмотря на неприятие Советской власти, большинство моряков эскадры не только не было склонно уничтожать корабли, а с определенным пониманием отнеслось к тому, что они вновь попадут в Россию, свидетельствовала записка бывшего командира эсминца "Цериго" с перечнем книг и корабельной документации, адресованная "первому красному командиру "Цериго". Комиссия работала в Бизерте с 28 декабря 1924 г. по 6 января 1925 г.

Члены комиссии составили перечень кораблей, намечавшихся для возвращения в СССР: линкор "Генерал Алексеев", крейсер "Генерал Корнилов", 6 эсминцев типа "Новик" и 4 подводные лодки. Остальные корабли и суда, находившиеся в ветхом состоянии, решили продать на слом.

Однако идея передачи кораблей советской стороне не встретила поддержки французского Сената и общественности, усматривавших в этом факте "угрозу французским колониальным владениям от общих замыслов Советского правительства". Также против передачи эскадры выступили и многие государства (прежде всего прибалтийские и причерноморские), не желавшие усиления Красного Флота. Их активно поддерживала и "владычица морей" Великобритания. Острая дискуссия по вопросу возвращения кораблей развернулась и в Лиге Наций.

Кроме того, конструктивному решению вопроса мешали и взаимные претензии СССР и Франции по возмещению долгов Российской империи и ущерба от интервенции. Решение вопроса затянулось, но первые годы советская сторона все еще надеялась усилить флот с помощью кораблей бывшей Русской эскадры. Так, в сводке сведений о составе сил Рабоче-Крестьянского Красного Флота на 1 апреля 1926 г. указывалось: "Особенно реально встает вопрос о необходимости скорейшего возвращения Бизертской эскадры, техническое состояние которой позволяет рассчитывать на возможность введения кораблей в строй путем их ремонта, стоимость которого является значительно меньшей по сравнению со стоимостью новых кораблей"2. К концу 1920-х годов ситуация окончательно зашла в тупик; состояние кораблей, продолжавших стоять на якоре без экипажей, становилось все более и более плачевным. В итоге в 1930-1936 гг. оставшиеся у Франции русские корабли пошли на слом...

Попыткам возвращения кораблей Русской эскадры посвящены две серьезные публикации известного историка флота кандидата исторических наук Н.Ю. Березовского (1949-1996). Обе они подготовлены на основе материалов Российского государственного военного архива (РГВА)3.

Публикуемые ниже документы из архива ФСБ Российской Федерации вводятся в научный оборот впервые. Они интересны тем, что показывают взгляд органов государственной безопасности на проблему возвращения кораблей, а также освещают позицию иностранных держав, недовольных возможным усилением Красного Флота с вводом в строй кораблей Русской эскадры. В письме неустановленного лица (члена технической комиссии по возвращению кораблей, сотрудника ОГПУ) рассказывается о работе комиссии и об отношении представителей французских властей к ее деятельности. В агентурном донесении говорится о слежке, которая велась представителями спецслужб Франции за членами комиссии. Рапорт генерал-майора С.Н. Потоцкого, копия которого была получена агентурным путем, посвящен отношению Швеции к возможному усилению РККФ. Два других документа показывают взгляд на эту проблему правительств Финляндии и Румынии.

№1. Письмо неустановленного лица к неустановленному адресату, посвященное пребыванию в Бизерте советской технической комиссии

Дорогой товарищ,

Результаты осмотра следующие:

а) Ни один корабль не может идти собственными средствами, так что возможна лишь их перевозка на буксире.

б) Признаны годными для дальнейшей службы: линкор "[Генерал] Алексеев"4, крейсер "[Генерал] Корнилов"5, 6 эсминцев ("Новиков")6 и 4 подводных лодки7.

в) Броненосец "Георгий Победоносец" (который теперь является казармой для белых), крейсер "Алмаз", учебное судно "Моряк"8 и 4 старых миноносца9 признаны негодными к дальнейшей службе и подлежащими продаже на слом. Стоимость лома приблизительно равна: "Георгий" - 25 тысяч фунтов стерлингов, "Алмаз" - 8-9 тысяч фунтов стерлингов, "Моряк" - 500 фунтов стерлингов и миноносцы по 700 фунтов каждый10.

г) Для приведения кораблей в состояние, при котором можно их буксировать от Бизерты до порта в Черном море, необходимо произвести на них специальный ремонт, который сделал бы их способными к плаванию в открытом море. На этот ремонт потребуется около 50 тысяч золотых рублей денег и около трех месяцев времени. Малые суда могут быть готовы к выходу значительно ранее. Для исправления рулевого устройства линкора последний придется отвести в один из французских портов, так как порт Бизертский не в силах справиться с этой задачей. Остальной ремонт линкора, а также и ремонт малых судов берется произвести бизертская фирма "Вернис". Расчеты денег и сроков даются приблизительно, так как точное исчисление требует более детального осмотра и более длительной работы специалистов, чем та, которую могла произвести наша комиссия в Бизерте.

д) Стоимость линкора и 6 "Новиков" (наиболее ценная часть флотилии) оценена профессором Крыловым приблизительно: линкор - 35 миллионов рублей золотом, 6 эсминцев - 15 миллионов рублей золотом. Для приведения этих судов в полную боевую готовность (это уже работа наших советских портов) потребуется от 10 до 15 миллионов золотых рублей.

е) Имеющаяся на судах артиллерия11 находится, насколько о том позволяет судить беглый осмотр, в более или менее удовлетворительном состоянии. Что касается боевых припасов, то вопрос о них здесь, на месте, стал в иной плоскости, чем это представлялось в Москве. Дело в том, что снаряды, находящиеся в погребах линкора и крейсера, а также на берегу на складе у французов, представляют из себя весьма значительную ценность, равную приблизительно (грубо) 3 миллионам рублей. Директива Генриха Григорьевича12 - выбросить все эти снаряды в море, чтобы не подвергать опасности взрыва корабли, - ввиду ценности снарядов (особенно 12-дюймовых, которых на линкоре имеется около13 100 тыс. штук14), вызывает необходимость поставить вторично вопрос об окончательной судьбе столь ценного артиллерийского имущества. Сама комиссия, без постановки этого вопроса на разрешение Москвы, не решается уничтожить имеющиеся на судах снаряды. Вопрос о снарядах может быть разрешен следующим образом:

1) или оставить их в погребах линкора и крейсера, произведя предварительно тщательную ревизию самих кораблей и их погребов с целью установления степени безопасности хранения на них боеприпасов, а также обследовав и сами снаряды - с целью установления степени их безопасности для перевозки, причем под понятием безопасности надо разуметь как безопасность с точки зрения чисто технической, так и с точки зрения специфической (отсутствие на кораблях и в погребах установленных белыми адских машин, закладки пироксилиновых шашек со включением их запалов в электрическую проводку кораблей и т. п.);

2) или очистить все корабли от боевых запасов, перегрузив последние на специально назначенное для их перевозки судно.

Вторая комбинация потребует для своего осуществления значительных расходов на перегрузку и упаковку снарядов, причем эти расходы могут превзойти саму стоимость снарядов. Это тем более вероятно, что французы едва ли согласятся допустить в Бизерту значительное количество нашего экипажа, а в таком случае всю работу по перегрузке и упаковке снарядов придется производить наемным трудом французов.

Во всяком случае необходимо выяснить в Морведе - какую ценность имеют для последнего находящиеся в Бизерте снаряды и что он с ними предполагает делать, принимая во внимание, с одной стороны, необходимость принятия исчерпывающих мер для безопасности перехода Бизертской флотилии, а с другой - необходимость затраты значительных средств на перевозку снарядов в случае эвакуации их с кораблей.

Если Морвед склонен сохранить эти снаряды, пусть он примет один из предложенных мною двух вариантов и сообщит свое решение комиссии. В случае оставления снарядов на кораблях Морвед должен дать исчерпывающие инструкции посылаемым им для приемки артиллерийского имущества ответственным спецам, касающиеся сортировки этого имущества, его хранения и вообще принятия мер для безопасности перевозки снарядов на кораблях.

ж) Общее состояние судов в смысле их безопасности от пожаров, взрывов и прочих случайностей таково.

Суда расположены в трех местах:

а) группа, состоящая из линкора и крейсера, находится на рейде Бизертской бухты, далеко от берега;

б) группа, состоящая из15 миноносцев, "Алмаза", "Моряка" и четырех подводных лодок, - у самого берега, в нескольких километрах от первой группы, рядом с французскими судами;

в) совершенно отдельно стоит у берега, у самой окраины города Бизерты, "Георгий Победоносец".

Суда первых двух групп охраняются французскими матросами, под надзором "метров" (соответствующих бывшим нашим подпрапорщикам). Общий надзор за этими группами возложен на отдельных французских морских офицеров.

"Георгий Победоносец" находится в полном распоряжении белых.

"Алексеев", "Корнилов", "Новики", да, можно сказать, все суда, завалены различным хламом, среди которого, однако, имеется и ценное имущество (запасные части артиллерии, пулеметы со станками к ним, некоторые измерительные приборы, правда, требующие ремонта, винтовки русские и иностранные, тросы и т.п.). Повсюду масса грязи и сора. Большинство кораблей, можно сказать, загажены.


В пожарном отношении весь этот хлам представляет несомненную опасность.

Порохов ни на одном судне не имеется - так заявили французы. Осмотреть все корабли, в отсеках которых кое-где может заваляться порох и другие взрывчатые вещества, не представляется возможным без предварительного разбора имеющегося на корабле хлама.

Снаряды имеются лишь на "Алексееве" (линкоре) и "Корнилове" (крейсере). Если на "Алексееве" они приведены в некоторый порядок (относительный, конечно), учтены, а погреба, в которых находятся эти снаряды, закрыты, и ключи от них находятся на "одной связке", если не у одного французского матроса, то на "Корнилове" хранение снарядов находится в безобразном состоянии: погреба раскрыты, и никто из французов ничего не знает, никто не знает, что в этих погребах и сколько чего в них находится.

В одном из погребов мы обнаружили рассыпанные по полу винтовочные патроны, что представляет прямую опасность в пожарном отношении.

Когда мы заявили о всех этих непорядках французам, то они сначала обещали принять соответствующие меры к устранению некоторых из них (закрыть крышки погребов, почистить самые погреба), но вскоре на практике отказались от обещания ввиду невозможности без производства предварительного ремонта осуществить обещанное мероприятие.

Бизерта. Полузатопленные эсминцы бывшей Русской эскадры

На последнем совместном совещании с французами мы все-таки внесли свои пожелания (вносить требования как комиссия чисто техническая, в задачу которой входит лишь осмотр судов и определение их годности к дальнейшей службе, мы "не имели права") относительно улучшения состояния судов в смысле их безопасности, что и было занесено в протокол заседания. Но, разумеется, эти оговорки мало могут изменить фактическое состояние судов, которое, в сущности говоря, находится в полной воле французов и всяких случайностей. И если французам представится выгодным в один прекрасный момент пустить наши суда ко дну, то они спокойно могут это сделать, сославшись на какую-нибудь случайность.

Единственный выход из положения, единственная гарантия безопасности наших судов - это скорейшее получение судов в наши руки, посадка на них наших людей, чистка судов от "всякой скверны" и послеующее их хорошее содержание и охрана.

Если французы затянут дело с передачей нам флотилии, то можно было бы рекомендовать в качества паллиатива, гарантирующего безопасность наших судов, посылку французам особой ноты с возложением на них ответственности за состояние и безопасность судов этой флотилии. Но это дело высокой политики.

з) По приезде в Париж узнал от Унылова, что разрешение вопроса о передаче флотилии, по-видимому, откладывается французами на неопределенный срок. Об этом свидетельствует сообщение наших источников относительно давления на французов со стороны румын, а также о том же говорит16 неблагоприятный исход домогательств нашего Полпредства перед французским Мининделом об ускорении дела с передачей нам флотилии. Дело в том, что по поручению тов. Красина17 т. Волин18 на другой19 день [после] нашего отъезда из Бизерты был с визитом в Мининделе у Лароша - начальника политического отдела МИД20, который на просьбу Волина начать переговоры о передаче нам флотилии ввиду возвращения из Бизерты нашей комиссии и окончания ею осмотра наших судов ответил, что, во-первых, он еще не читал доклада Морского министерства, а во-вторых, вопрос о передаче флотилии ввиду его сложности будет передан на предварительное рассмотрение специальной юридической комиссии. Этот ответ ясно показывает, что французы будут затягивать дело с передачей нам флотилии.

и) Наше пребывание в Бизерте прошло чрезвычайно гладко, без всяких инцидентов. Со стороны французов мы встречали содействие и официальную любезность. Правда, мы были совершенно изолированы от внешнего мира, нам не разрешили съездить в Тунис, за нами следили, но все это не выходило из обычных рамок. В местной прессе, по французскому обыкновению, писали о нас всякий вздор и небылицы, но ввиду нашего смирного поведения и нашего воздержания от пропаганды мы заслужили в этой же прессе прискорбный эпитет "бон и пезибль буржуа"21. По слухам, морской префект Бизерты22 послал о нас благоприятный рапорт в Париж, что не мешает ему, однако, высказываться против допущения в Бизерту нашей команды.

к) Ввиду оттягивания французами момента передачи нам флотилии наше пребывание в Париже грозит так же затянуться на неопределенное время. В связи с этим ожидаю от Вас распоряжений о дальнейшей моей судьбе. Также прошу дать мне ответ на некоторые мои предложения, с которыми я обратился к Вам в своем последнем письме.

Машинопись с пометками от руки. На первой странице документа имеется штамп "Закордонная часть ИНО-ГПУ. Вход. № 580/п. 16.I.1925 г."; на последней странице имеется пометка неустановленного лица от 5 апреля 1929 г.

№2. Агентурное донесение из Парижа Иностранного отдела Закордонной части ОГПУ о работе французской разведки во время пребывания в Бизерте советской комиссии

Одновременно с комиссией Крылова, ездившей в Бизерту, французской разведкой было послано 6 человек из Парижа для слежки за нашей делегацией. Вместе с этими французами отправились по просьбе французов два польских шпика (фамилия одного из них Кенсик). Разведчикам было поручено следить за тем, не ведет ли наша комиссия пропаганды в колониях, а главное, не имеет ли наша комиссия связи с кем-либо в Марселе и Бизерте. На днях разведчики вернулись в Париж и представили подробный доклад. Они выдали нашей комиссии полное "свидетельство благонадежности", пропагандой она не занималась и никаких связей нигде не имела.

До приезда нашей комиссии в Бизерту туда были отправлены специально люди из Парижа, для того чтобы привести в возможно более негодное состояние наши эскадры. Это делалось для того, чтобы у "большевиков" пропала всякая охота требовать такой хлам.

Машинопись. Копия. На документе имеются пометки: "Совершенно секретно. 6 экз[емпляров]. 1 - т.[оварищу] Чичерину, 2 - Менж[инскому] - Ягоде, 3 - "Б", 4 - к делам Бизертского флота".

№3. Сопроводительный материал и рапорт генерал-майора С.Н. Потоцкого23, посвященные отношению Швеции к возможному возвращению СССР кораблей Русской эскадры в Бизерте

Копенгаген

При сем прилагается секретный рапорт представителя [Великого] [Князя] Николая Николаевича24 в Дании генерала Потоцкого, посвященный вопросу об опасениях Швеции в связи с возникшими слухами о переводе так называемого "врангелевского флота" в Балтийское море.

Действительно, реакционная шведская пресса бьет по этому поводу тревогу, и влиятельная "Свенска Дагбладет" недавно еще выступила с заявлением, что Швеции необходимо присоединиться к протесту других прибалтийских стран против усиления Красного Флота.

Указание на постройку новых судов шведского военного флота нуждается в коррективе: суда эти начаты постройкой давно, и для завершения работ нужно около 5,4 миллионов [шведских крон], каковые и внесены в бюджет Швеции на текущий год вместе с общим ассигнованием на защиту страны.

Машинопись. Копия. На документе имеются пометки: "Совершенно секретно. 13.2.25 г. ИНО ОГПУ № 2471/п от 13.02 из Копенгагена 9.II.25 г. т. Берзину, т. Ь, к делу Бизертского флота".

февраля 1925 г.25

Копенгаген

Вопрос о возможном переводе русских военных судов, находящихся в Бизерте, в Балтийское море чрезвычайно занимает политические круги Швеции. Вся пресса, исключая лишь коммунистические органы, открыто заявляет, что Швеция исторически заинтересована в существовании нынешних прибалтийских республик и что усиление Красного Флота является непосредственной угрозой их существованию.

По шведским данным, Советское правительство не только восстановило прежний состав Балтийской эскадры, но и дополнило ее двумя новыми дредноутами, недавно достроенными в кронштадтских доках. Если суда из Бизерты будут действительно переведены на Север, то большевики окажутся сильнейшей державой в Балтийском море и нынешнее статус-кво будет скоро нарушено.

В парламентских кругах утверждают, что Англия будет всячески препятствовать морскому усилению большевиков в Прибалтике и среди консервативной партии существует сильное стремление к тому, чтобы побудить Швецию выступить открыто и заявить о своей солидарности с Эстонией, Латвией и другими окраинными образованиями, которые в усилении Красного Флота видят прямую для себя угрозу. В то же самое время правые политические партии считают морской военный конфликт с Россией рано или поздно неизбежным и ведут сильную агитацию за расширение морской строительной программы Швеции. Несмотря на то, что нынешнее социал-демократическое правительство страны является сторонником сокращения вооружений, тем не менее и оно внесло в смету на текущий год свыше пяти с половиной миллионов крон, необходимых для окончания постройки двух торпедных крейсеров, двух подводных лодок и двух моторных торпед, коими в ближайшее время пополнится шведский флот; в то же самое время в настоящий момент разрабатывается серьезно вопрос о создании добровольного флота путем всенародных пожертвований.

Разослано в Париж, Сремски-Карловицы, Белград, Берлин и Гельсингфорс.

Машинопись. Копия.

№4. Письмо посла Великобритании в Финляндии26 в Министерство иностранных дел Великобритании об отношении Финляндии к возможному возвращению СССР кораблей Русской эскадры в Бизерте

Гельсингфорс

Мой французский коллега сказал мне, что несколько дней тому назад большевистский представитель довел до сведения финского правительства, что врангелевский флот ни в коем случае не будет препровожден в Балтийское море.

Как Вы знаете, финское общественное мнение всегда склонно беспокоиться по поводу советских морских сил в Финском заливе: таким образом, хотя эти судна не могут являться серьезным фактором для страны, имеющей кое-какие морские силы, это заявление в известной степени успокоит здешнее общественное мнение.

Машинопись. Копия. На документе имеются пометки: "Сов[ершенно] секретно. ИНО ОГПУ № 3278/II от 27/ II 23/II-25 г. 1) Чичерину, 2) М27, 3) Менж[инскому] - Ягоде, 4) 7, 5) Ь, 6) к делу Бизертского флота".

№5. Справка об отношении Румынии к возможному возвращению СССР кораблей Русской эскадры в Бизерте

Румыния предлагает устройство союзнической морской базы в Констанце.

23 февраля румынский посол посетил английского посла в Париже. Целью визита было изложить взгляд румынского правительства на возможность появления Бизертского флота в Черном море. Румынский посол выразил от своего правительства надежду, что если действительно советский флот окажется в Черном море, Англия и Франция организуют черноморскую морскую базу, причем Констанца считается самым подходящим портом для установки базы союзнической эскадры. Английский посол ответил Диаманди28, что, по его информациям, Бизертский флот находится в таком состоянии, что, во всяком случае, в период времени, который обычно учитывается при постройке планов, он не сможет сыграть опасной роли. Румынский посол настаивал, однако, на том, что уже сам факт реяния Советского флага на черноморских водах весьма неприятен и неудобен как для Румынии, так и для Болгарии и следовало бы ему противопоставить англо-французскую эскадру. Английский посол, обещая доложить об этом своему правительству, выразил мнение, что вряд ли в ближайшее время можно ожидать какого-нибудь союзнического выступления на Черном море.

Машинопись. Копия. На документе имеются пометки: "Сов[ершенно] секретно. Реферировано с английск[ого]. Материал достоверный. ИНО ОГПУ № 5143/п. от 19.III, тов. Берзину, тов. Чичерину, тов. Менж[инскому] - Ягоде, тов. Сталину, тов. Т., тов. Э., тов. Б., к делам, Дзержинскому".

Примечания

1) Бизертская эскадра // Морской сборник. 1924. №10.

2) РГВА. Ф.7. Оп.10, д.106, л.12.

3) Русская эскадра в Бизерте: Документы РГВА о переговорах представителей СССР и Франции о возвращении кораблей Черноморского флота. 1924-1925 гг. // Исторический архив. 1996. №1. С.101-127. Трагедия российского флота (новые документы о судьбе Бизертской эскадры) // Гангут. Вып.21. СПб., 1999. С.2-15.

4) Линейный корабль "Генерал Алексеев" - один из трех черноморских дредноутов типа "Императрица Мария". До 16 апреля 1917 г. - "Император Александр III", до 17 октября 1919 г. - "Воля".

5 Крейсер "Генерал Корнилов", до 25 марта 1907 г. - "Очаков", до 31 марта 1917 г. - "Кагул", до 18 июня 1919 г. - вновь "Очаков".

6 "Дерзкий", "Гневный", "Беспокойный", "Поспешный", "Пылкий", "Цериго".

7 "Буревестник", "Тюлень", "Утка", "АГ- 22".

8 Баркентина "Моряк" (бывшая "Великая княгиня Ксения Александровна", в 1917 г. переименована в "Свободу") была учебным судном Морского корпуса в Бизерте.

9 "Капитан Сакен", "Жаркий", "Звонкий", "Зоркий".

10 Так в тексте документа. Скорее всего, речь идет о суммах в 5000 и 7000 фунтов стерлингов.

12 Ягода Генрих Григорьевич (1891-1938), с сентября 1923 г. - второй заместитель председателя ОГПУ.

13 "около" вписано от руки.

14 Цифра, приведенная в документе, не имеет к реальности никакого отношения. Полный боекомплект для одного 12-дюймового орудия состоял из 100 выстрелов, т.е. максимальное количество снарядов данного калибра не могло превышать 1200.

15 "состоящая из" вписано от руки.

16 "о том же говорит" вписано от руки.

17 Красин Леонид Борисович (1870-1926). В 1920-1923 гг. -полпред и торгпред в Великобритании; одновременно нарком внешней торговли. В марте 1921 г. подписал англо-советское торговое соглашение. В 1922 г. участник международной конференции в Генуе и Гааге. В 1924 г. полпред во Франции. С 1925 г. полпред в Великобритании.

18 Скорее всего, речь идет о Льве Лазаревиче Волине (1887-1926) - руководителе Особой части при Валютном управлении Наркомата финансов в 1923-1926 гг.

19 Зачеркнуто "в самый", вписано от руки "на другой".

20 Зачеркнуто "кабинета Эрио", вписано от руки "отдела МИД".

21 Фр. bonne et paisible bourgeois - добрые и мирные буржуа.

22 С июля 1922 г. эту должность занимал контр-адмирал А. Эксельманс, который в 1925 г. был уволен в отставку за то, что (по свидетельству одного из современников) отказался "сдать остатки Русской эскадры... большевикам".

23 Потоцкий Сергей Николаевич (1883-1954) - русский военный агент в Дании в период Первой мировой войны. В эмиграции проживал там же.

24 Великий князь Николай Николаевич (младший) (1856-1929). 16 ноября 1924 г. принял общее руководство крупнейшей военной организацией Русского зарубежья - Российским общевоинским союзом. Среди белой эмиграции считался претендентом на российский престол как старший по возрасту член династии, хотя сам никаких монархических притязаний не высказывал.

25 Точная дата отсутствует в оригинале документа.

26 Эрнест Амелиус Ренни - посол Великобритании в Финляндии в 1921-1930 гг.

27 Зачеркнуто - "Берзину".

28 Посол Румынии в России с 1913 г. В 1918 г. был арестован большевиками, но вскоре отпущен.

Подготовка к печати и комментарии Н. Кузнецова

Эвакуация Крыма в 1920 году

10 ноября 1920 года вышел приказ по флоту об эвакуации Крыма, которой завершилось отступление Добровольческой армии. В течение трех дней на 126 судов были погружены войска, семьи офицеров, часть гражданского населения крымских портов – Севастополя, Ялты, Феодосии и Керчи. В добровольное изгнание отправились 150 тысяч человек.

Из всех судов лишь два не дошли до Турции. Эскадренный миноносец «Живой» затонул в черноморской пучине. Еще одной потерей стал катер «Язон» , шедший на буксире парохода «Эльпидифор». Ночью команда, насчитывавшая 10-15 человек, обрубила буксирные тросы и вернулась в Севастополь.

Организация Русской эскадры

21 ноября 1920 флот был реорганизован в Русскую эскадру, состоящую из четырех отрядов. Её командующим был назначен контр-адмирал Кедров, которому было присвоено звание вице-адмирал.

1 декабря 1920 Совет Министров Франции согласился направить Русскую эскадру в город Бизерта в Тунисе.

Переход Русской эскадры в Бизерту

Как только Бизерта была определена французским правительством окончательной базой стоянки, корабли вышли в море. Эскадра не принадлежала ни одному из государств и находилась под покровительством Франции, шла под конвоем французских кораблей. Андреевские стяги реяли за кормой, но на гротмачтах подняли французские флаги. Переход совершался в самое ненастное время года.

В конце 1920 года, обогнув полуостров Пелопоннес, один за другим русские корабли бросали якорь в тунисском порту Бизерта . 23 декабря 1920 года первым в Бизертский порт вошел пассажирский пароход "Великий князь Константин" . На борту, кроме команды, было множество гражданских лиц, среди которых - историк Николай Кнорринг . Русская эскадра прибыла в Бизерту со своими корабельными церквями и морским духовенством. В составе эскадры насчитывалось 13 православных священников. Православная паства гордилась своими духовными наставниками. Наибольшую известность получил протоиерей Георгий (Спасский) .

К середине февраля 1921 года в тунисский порт Бизерта прибыла вся эскадра - 33 корабля, включая два линкора "Генерал Алексеев" и "Георгий Победоносец" , крейсер "Генерал Корнилов" , вспомогательный крейсер "Алмаз" , 10 эскадренных миноносцев, 3 подводные лодки и еще 14 кораблей меньшего водоизмещения, а также корпус недостроенного танкера "Баку" . На судах было около 5400 беженцев.

Особенно торжественно был отмечен приход флагманского старого трехтрубного крейсера «Генерал Корнилов» (бывший "Кагул", а еще раньше – "Очаков"), с которого в далеком 1905 году руководил Севастопольским революционным восстанием лейтенант Шмидт и который нес большую боевую нагрузку на протяжении первой мировой войны: охотился за немецкими крейсерами "Гебен" и "Бреслау", обстреливал турецкое побережье, ходил в разведки, прикрывал минные постановки и сам ставил минные заграждения, топил турецкие торговые суда.). Командующий эскадрой адмирал Кедров со своим штабом стоял на мостике крейсера и приветствовал каждое русское судно, уже стоявшее в порту.На этом же корабле размещался штаб генерала Врангеля.

Флагман эскадры – линкор «Генерал Алексеев» был одним из самых современных кораблей того времени, легкий крейсер "Алмаз" - один из первых авианесущих кораблей Российского флота с "летающей лодкой" на борту. В Бизерту пришли русские подводные лодки последних проектов... Был также транспорт «Якут» , пришедший в Крым из Владивостока перед самой эвакуацией. На нем в Бизерту эвакуировали кадетов и гардемаринов Морского корпуса. Однако больше всего в порт Бизерты пришло эскадренных миноносцев типа «Новик », это был самый современный класс кораблей. Миноносцы "Беспокойный" , "Гневный" , "Дерзкий" , "Пылкий" , "Поспешный" были первыми в русском флоте серийными турбинными эсминцами. Эти корабли компенсировали отсутствие на Черном море современных крейсеров. В годы первой мировой войны они активно участвовали в боевых действиях, использовались на торговых коммуникациях, занимались минными постановками на побережьях Турции . На счету этих миноносцев свыше 30 турецких парусников, 5 транспортов, буксир.

Самым современный кораблем эскадры многие считали транспорт-мастерскую "Кронштадт" . Во время первой мировой войны он конкурировал в ремонте кораблей с севастопольским портом. В Бизерте впоследствии он давал работу сотням квалифицированных матросов.

Но были и "старые калоши", такие как переквалифицированный в линейный корабль броненосец "Георгий Победоносец" , впоследствии ставший плавучей гостиницей для русских семей. На его специально оборудованной палубе проходили первое время православные церковные службы.

Сокращение состава Русской эскадры и списание на берег в 1922 году

По своему составу контингент беженцев наполовину состоял из крестьян, казаков и рабочих. Остальная половина - из молодежи (учеников средних учебных заведений и студентов), офицеров флота и лиц интеллигентных профессий - докторов, юристов, священников, чиновников и других.

Провиантом прибывших русских снабжали со складов французской армии. Некая часть снабжения осуществлялась стараниями американского и французского Красного Креста. Со временем количество пайков и их размеры начали сокращаться, а ассортимент - ухудшаться.

Сокращение ударило по личному составу эскадры. Его тоже пришлось уменьшать. К январю 1922 года -до 1500, а к лету того же года - до 500 человек. Это означало перевод на берег многих моряков и ухудшение снабжения офицерских семей.

В октябре 1922 года морской префект Бизерты получил приказание сократить личный состав Русской эскадры до 200 человек. Это было равносильно ликвидации. Начались переговоры, длившиеся несколько дней, которые закончились тем, что было разрешено оставить 348 человек. Командующему пришлось согласиться, хотя он не терял надежды увеличить это число путем ходатайства через Париж. 7-го ноября было назначено списание, причем, морской префект настаивал на скорейшем проведении этой меры.

Списание на берег влекло за собой нехватку жилья. Проблема эта вскоре проявилась со всей остротой. Тогда в плавучее общежитие быстро переоборудовали бывший броненосец «Георгий Победоносец», где поселили семейных моряков. Как вспоминают участники событий, флотские острословы тут же окрестили броненосец «бабаносцем». Остальных разместили в лагерях, оборудованных под Бизертой и с самого начала предназначенных для гражданских беженцев.

Остававшиеся на кораблях моряки продолжали нести свою, теперь вдвойне нелегкую, службу. Надо было содержать в порядке вооружение, механизмы, машины. Зачастую это приходилось делать офицерам, ибо матросов не хватало. Надлежало проводить учения по боевой подготовке, осуществлять текущий и доковый ремонт.

Морякам в Бизерте выплачивалось символическое жалование. Заработная плата составляла от 10 франков – для рядового матроса, до 21 франка для командира судна в звании капитана 1-го ранга. Из источников тех лет узнаем: «Французское Морское Ведомство выдало всем членам Эскадры и Корпуса по два комплекта рабочего парусинового платья и по паре ботинок, что явилось значительным подспорьем к полученным в декабре 1920 года, по приходе в Бизерту, сукну на верхний костюм, белью, а так же американским ботинкам». Русская эскадра сумела обеспечить достаточно высокое медицинское обслуживание не только своей колонии, но и местного населения. До осени 1922 году на морском транспорте «Добыча» функционировала операционная. Для помощи заболевшим и временно потерявшим трудоспособность создали больничную кассу.

Уничтожение кораблей Русской эскадры

Между тем, отношение французских властей к эскадре, ее экипажам и командирам ухудшалось. Не довольствуясь сокращением личного состава и упразднением гардемаринских рот, они взялись и за корабли.

Начали французы с малых кораблей. Чтобы восполнить недавние потери своего флота в мировой войне, они еще в июле 1921 года увели из Бизерты самый современный корабль эскадры - транспорт-мастерскую «Кронштадт», дав ему название «Вулкан». Во время первой мировой войны он конкурировал в ремонте кораблей с севастопольским портом. Здесь, в Бизерте, он давал работу сотням квалифицированных матросов. Ледокол «Илья Муромец» стал французским минным заградителем «Поллукс». Морское министерство приобрело и недостроенный танкер «Баку».

На 12 единиц пополнился флот министерства торгового мореплавания Франции. Итальянским судовладельцам достались транспорты «Дон» и «Добыча», мальтийским - посыльное судно «Якут». В конце декабря 1924 года в Бизерту прибыла советская техническая комиссия во главе с известным кораблестроителем академиком Крыловым. После тщательного осмотра эскадры комиссия составила список судов, которые должны были быть переданы СССР. В него вошли броненосец «Генерал Алексеев», шесть миноносцев, четыре подводные лодки. Поскольку не все корабли были в технически удовлетворительном состоянии, комиссия потребовала произвести необходимые ремонтные работы. Франция эти требования отклонила. Тогда свои услуги предложила Италия.

Однако Москва так и не дождалась передачи обещанных кораблей. В Западной Европе поднялась волна протестов против выполнения франко-советской договоренности до части передачи эскадры. Большинство государств опасалось, что это приведет к чрезмерной активизации советской внешней политики. Особенно были встревожены правительства причерноморских и прибалтийских стран. С ними соглашалась и Англия.

Острая дискуссия развернулась в Лиге Наций. Да и в самой Франции, прежде всего, в сенате и колониальных кругах, громко заговорили о советской угрозе французским заморским владениям и морским коммуникациям. От имени российской эмиграции с резким протестом выступил барон Врангель.

Враждебная Советам кампания сделала свое дело. Франция уклонилась от выполнения соглашения по флоту. Корабли эскадры остались в Бизерте, но их судьба была незавидной. Лишенные необходимого повседневного ухода и с годами капитального ремонта, суда, несмотря на попытки консервации механизмов, ветшали, утрачивали мореходные и боевые качества. Одни из них французы успели продать тем или иным странам. Другие были обречены на демонтаж, продажу на металлолом. В обоих случаях экипажи снимали корабельные орудия, отсоединяли замки к ним, а затем сбрасывали те и другие в море.

По сути, большинство русских кораблей было оставлено на произвол судьбы. По два, по три, по четыре в год их продавали на металлолом. Вслед за этим корабли были проданы на слом. Началась агония русской эскадры, все еще стоявшей на рейде. Агония эта длилась 11 с лишним лет, пока корабли медленно разбирались по частям. Снимались орудия, механизмы, медь и каютная отделка. Затем были разобраны и сами корпуса. Последним пошел на плаху линейный корабль «Генерал Алексеев». Началось и его четвертование. Но агония гиганта длилась долго: армия молотобойцев не скоро справилась с его могучим корпусом, и стук тяжелых молотов долго отдавался в сердцах моряков.

Водка «Русская эскадра» привлекает потребителя не столько качеством хорошего классического напитка, сколько оригинальными решениями дизайна. Каждая бутылка - своеобразный «киндер-сюрприз», только с игрушкой для взрослых мужчин. На дне сосуда находится миниатюрная, искусно сделанная из серебра высшей пробы модель глубоководной мины, военного самолёта, танка Т-34 или крейсера. Так что поклонники водки получают не только любимый напиток, но и сувенир. Не удивительно, что многие из них собирают коллекции. Модель хорошо видна сквозь прозрачное стекло, поэтому при покупке можно выбрать недостающий коллекционный экспонат. Эксклюзивный дизайн подчёркивают и картины военных сражений на этикетке - в воздухе, на море или на суше.

О производителе

Водочная компания «СтандартЪ» основана в 2003 году в Нижнем Новгороде. Статус - общество с ограниченной ответственностью. Общая производственная мощность - полтора миллионов декалитров в год.

Генеральный директор Сергей Верховодов главной причиной успеха предприятия считает высокий уровень качества продукции, которого удаётся достичь благодаря собственной лаборатории, импортному оборудованию, полностью автоматизированным линиям розлива.

Водку производят по классическим канонам, но применяют полирующую фильтрацию - многоступенчатую систему очистки древесным углем и серебром.

Продукт не разливают сразу: сначала водка «отдыхает» в полутёмном подвале около двух недель. По мнению специалистов компании, такая выдержка улучшает органолептические свойства напитка, смягчает вкус.

В штате компании есть бригада из шести профессиональных дегустаторов, проверяющих продукцию по всем показателям.

ООО «СтандартЪ» производит эксклюзивные бренды - с индивидуальным логотипом и авторским оформлением. Дизайн согласовывается с потребителем и создаётся направленно - к юбилею, корпоративному празднику, к свадьбе или другому торжеству.

Продукцию предприятия экспортируют в Китай, Южную Корею, Вьетнам, Эфиопию.

Дизайн предусматривает многоступенчатый уровень защиты от подделок и фальсификаций: оригинальная бутылка в форме маяка, колпачок с контролем вскрытия, стильная этикетка с голографией, стикер с кодом.

«Создание военно-патриотической линейки «Русская эскадра» стало данью уважения к героизму русских военных - лётчиков, моряков, танкистов. Это наш символ преклонения перед военной мощью России», - говорит Генеральный директор предприятия.

Бренд «Русская эскадра» в 2014 году получил золото конкурса ПродЭкспо в Москве, а в 2016 году - награду «Звезда ПродЭкспо».

Виды водки «Русская эскадра»

«Русская эскадра» состоит из трёх видов: лимитированная серия, GOLD и ПРЕМИУМ. По технологии приготовления, вкусовым и обонятельным особенностям напитки не отличаются. Различия лишь в дизайне: лимитированная серия - с моделями вооружения, «Голд» - золото на этикетке и глубоководная мина на дне, «Премиум» - глубоководная мина за тонированным бутылочным стеклом.

Основным компонентом напитков является спирт класса «люкс», очищенная с помощью угля, серебра и нанофильтров вода, экстракт хлопьев из проросшей пшеницы. Тонкий и лёгкий аромат напоминает запах свежеиспечённого хлеба. Полный бархатистый вкус имеет немного пряный зерновой оттенок. Подают водку охлаждённой до 8-10 °С к традиционным русским блюдам - блинам с икрой, буженине, холодцу, домашним соленьям, маринованным грибам. Напиток оттеняет вкус и аромат мясных закусок, сочетается с солёной и копчёной рыбой, используется барменами в коктейлях.

Производитель «Русской эскадры» доносит до потребителей, что качество сырья – это не главное свойство супер-премиального алкоголя. Покупателями управляет идея, которая, по мнению владельцев бренда, объединяет дух патриотизма, гордость за отечество и предвкушение боя за родину.

Особенности

Авторы напитка уходят от разговоров о вкусовых добавках, их натуральности и происхождении. Они не рассуждают о спиртовых сортах – в алкоголе класса «супер-премиум» используется спирт не ниже сорта «Люкс». Создатели преподносят «Русскую эскадру» как произведение ювелирного искусства и уверяют, что оно займёт место на полке коллекционера.

Аналогов «Русской эскадре» в мире нет, утверждает производитель. Так ли это? Давайте разберемся.

Материальная ценность

Очертания бутылки премиального напитка походят на башню маяка. Происхождение и внешний вид сосуду дала Франция – европейская военно-морская держава. Бутылку-маяк изготовили французские стекольщики.

Художественные сюжеты на оловянной этикетке относят наблюдателей к военным сражениям эсминцев и броненосцев военно-морского флота Российской империи во время Русско-японской войны 1904-1905 годов.

Килограмм олова скупщики цветных металлов оценивают в 1000-1500 рублей.

«Враг не пройдёт», гласит надпись на бирке в нижней части сосуда. Как подтверждение слогана, внутри бутылки плавает миниатюрная копия подводной мины. От «подрывного устройства» тянется цепочка. За неё якорь тянет мину ко дну сосуда.

Подводные мины — дело рук мастеров российских ювелирных фабрик. Для продуктовой линейки «Русской эскадры» ювелиры создали мины из серебра и золота. Ювелиры говорят, что мину удерживает на плаву воздух. Кислород ювелирные мастера закачали в полость серебряного шара. В составе макета взрывного устройства лежит серебро 999 пробы.

Коллекционеры покупают, продают и обмениваются наборами мин «Русской эскадры».

Пищевая ценность

Технологи включают в состав напитка воду, которую очистили природными коагулянтами: углём и серебром. После тройной очистки воду перемешивают со спиртом спорта «Альфа», добавляют сироп из сахара и настой хлопьев пшеницы в зародыше.

Химики и микробиологи проверяют готовые продукт и сырьё в собственной лаборатории при ликероводочном заводе.

Условия хранения и употребления

Текст на упаковке предупреждает, что плавучесть драгоценной мины нарушится, если не соблюдать правила хранения. Алкогольный напиток должен храниться в специальных условиях: температура не должна превышать плюс 30 и минус 15 градусов по Цельсию, а влажность воздуха — держаться в пределах 85%. Изготовитель напоминает, что холодильные камеры снижают температуру до минус 40 градусов по Цельсию, что нарушает нормы, которые ГОСТ установил для спиртных продуктов.

Специалисты советуют перед употреблением охладить горючую жидкость до температуры 8-10 градусов по Цельсию.

Проверка подлинности

Создатели защищают продукт и потребителя от подделок при помощи Системы DAT. Разработка российской компании предоставляет информацию о подлинности бутылки водки по SMS или через сайт. Для этого изготовитель маркирует этикетку DAT-кодом. Цифровой код нельзя просмотреть до покупки.

Покупатель оплачивает покупку и отправляет короткое текстовое сообщение с комбинацией цифр (DAT-кодом) на номер Системы или вводит запрос на сайте Системы. Ответ приходит в течение 5 минут. Если программа «говорит», что бутылка ненастоящая, покупатель возвращает покупку и деньги, которые он потратил.

Производитель

Супер-премиальную водку разливает предприятие «Стандартъ». Производственные мощности водочный завод расположил в Нижнем Новгороде. Изготовитель выпускает крепкий алкоголь с 2006 года. Продукты ликёроводочного завода охватывают нижний, средний и верхний ценовые сегменты.

Компания удовлетворяет спрос любителей крепких алкогольных напитков и коллекционеров. Для последних ЛВЗ запустил линейку продуктов с драгоценными металлами внутри бутылки. К числу коллекционных продуктов нижегородского завода принадлежит водка с названием Русская эскадра.

Продуктовая линейка

Бренд представляет супер-премиальную водку, составом которой маркетологи не хвалятся. Напиток готовят из отборных ингредиентов: воды и спирта сорта «Альфа» из пшеничных и ржаных зерен. Состав жидкости в продуктовой линейке одинаковый.

Маркетологи выяснили, что интерес потребителя вызывает духовная и материальная ценности «военно-морского напитка», и ликероводочный завод предложил рынку лаконичную линейку продуктов. Их различают только по внешнему виду.

Премиум

На дно бутылки этой марки создатели мину из драгоценных металлов не положили. Цена водки относит содержимое к спиртному класса «премиум».

С серебряной миной

С золотой миной

Якорь тянет за цепочку к стеклянному дну мину из золота.

Водка Русская эскадра Золотая мина продаётся в кожаной или картонной подарочной упаковке и без неё. Сотрудники завода руками укладывают стеклянные сосуды с водкой в упаковку из кожи.

«Маяк» золотой эскадры «Стандартъ» поставил на верхний порог стоимости в линейке супер-премиального алкоголя.

Отзывы

Аналоги «Русской эскадры» магазины не продают. Вкусовые качества напитка потребители не обсуждают, отзывы на заказ для нижегородского алкоголя в интернете не пишут. Дизайн и драгоценное содержимое бутылки-маяка говорят покупателю за себя.

Московский житель Надежда Иванова и её коллеги по работе выбирали подарок для руководителя. На решение купить «маяк» с оловянной этикеткой повлиял внешний вид и материальная ценность ювелирной мины внутри.

Пользователь Агафон из Нижнего Новгорода считает, что сорокаградусный продукт от местного ликероводочного завода не стыдно дарить и пить.

Покупатель Андрей приобрёл напиток по случаю Дня военно-морского флота и подарил её знакомому моряку, говорит, тот был в восторге.

Игорь Ристолаинен, со-основатель музея водки в латвийской Риге, хранит экземпляр «Русской эскадры», как дань прошлым сражениям в Русско-Японской войне. Коллекцию начали собирать ветераны боевых действий и войн 20 века. Витрины музея вместили 3000 стеклянных сосудов из-под водки.

Стоимость в магазинах

Супер-премиальный крепкий алкоголь от ЛВЗ из Нижнего Новгорода завоевал серебро на российском конкурсе Best Vodka 2016. Компания заявляет, что, по состоянию на январь 2017 года, спрос на продукты линейки превышает предложение. Это видно по ассортименту интернет-магазинов: продукт «на полках» отсутствует.

География продажи

Дистрибьюторы ЛВЗ «Стандартъ» поставляют водку нижегородского предприятия в 55 российских регионов. Бренд военно-морской водки завоевал 20 стран мира. Заводские поставщики называют страны Союза независимых государств, ближнее и дальнее зарубежье. Географию поставок производитель не раскрывает.

3 коктейля на основе напитка

Русско-японская война

  • Заполнить стопку 20 мл ликёра из дыни
  • Утопить в ликёре вишню для коктейлей и влить 5 мл сока лимона
  • Проложить слой из 20 мл водки

Морской коктейль

  • Заполнить ледяными кубиками высокий бокал
  • Влить 50 мл сока апельсина и 50 мл водки
  • Заполнить свободный объём морсом из клюквы и размешать
  • Декорировать бокал апельсиновой долькой

Ворошиловский стрелок

  • Влить в стопку 15 мл голубичного ликёра
  • Разложить в стопке слоями пару ягод черники и сок четвертой части лимона
  • Уложить слой из 15 мл водки

Позиции на рынке

«Стандартъ» сделал ставку на ювелирную ценность продукта и оторвался от погони ликероводочных заводов за качеством спирта, воды и вкусовых добавок. Своими действиями владельцы бренда ограничили себя в возможностях изобретать новинки: потребитель ценит водку нижегородского производителя не за вкус, а доступных цветных металлов не хватит, чтобы разнообразить продуктовую линейку.