Тесты ЕГЭ по русскому языку тест по русскому языку (11 класс) на тему. Стар и мал (млад) Запятая перед И не ставится


Вариант 6
Часть 1.
Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)История шляпы в России насчитывает 300 лет и полна невероятных событий, свидетельствующих не столько о причудах моды, _____ об особой роли шляпы. (2)С давних пор головной убор наделяли особыми свойствами и интерпретировали как своего рода «замещение» головы. (3) Сложная история взаимоотношений человека и его головного убора позволяет рассматривать шляпу не просто как элемент костюма, но как своеобразный культурный и художественный феномен.
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1. История взаимоотношений человека и его головного убора позволяет рассматривать шляпу как своеобразный культурный феномен.
2. Шляпу следует рассматривать как своеобразный культурный и художественный феномен, поскольку её история в России насчитывает 300 лет.
3. С давних пор головной убор наделяли особыми свойствами и интерпретировали как своего рода «замещение» головы.
4. История шляпы полна невероятных событий, которые позволяют её рассматривать не просто как элемент костюма.
5. Шляпа рассматривается как своеобразный культурный феномен, поскольку с человеком её связывает сложная история взаимоотношений.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
1. только
2. сколько
3. однако
4. как
5. а возможно
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЭЛЕМЕНТ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ЭЛЕМЕНТ, -а, м.
1. Составная часть чего-л.; компонент. Разложить целое на элементы. Из каких элементов состоит культура? Природа - э. производства. Составные элементы чего-л. // Характерное движение, одна фигура какого-л. упражнения, танца и т.п. Гимнастические, танцевальные элементы. Разучивать э. фигурного катания.
2. чего или какой; книжн. Отдельная сторона, характерная особенность чего-л. Фантастический э. повести. Драма с элементами комедии. Э. бессознательности в поведении человека.
3. Спец. Деталь какого-л. сооружения, устройства; единица какого-л. множества. Сборные элементы лестницы. Полупроводниковые элементы. Интернациональные элементы лексики.
4. (С опр.). О человеке, личности как представителе какой-л. среды, социальной группы и т.п. Прогрессивные элементы общества. Посторонние элементы. Чуждый э. в коллективе. / (Без опр.). Неодобр. О плохом, вредном и т.п. человеке. Все знают, что ты за элемент!
5. Спец. Простое вещество, неразложимое обычными химическими методами на составные части. Периодическая система элементов. Лёгкие элементы.
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
сливОвыйвоссоздалАнефтепровОдОтрочество
наделИтВ одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1. Чарский был один из КОРЕННЫХ жителей Петербурга.
2. Это была самая симпатичная сотрудница в отделе, тихая и БЕЗОТВЕТНАЯ.
3. Авторская позиция глубоко ЭТИЧНА, и из статьи ещё раз можно убедиться, что Сергей Викторович - очень хороший человек.
4. Наверное, никакой мудрец не разрешит этой ВЕЛИКОЙ тайны любви.
5. Трагедия не вызывала в слушателях недоумения, она будила в их душах сочувственный ОКЛИК, созвучное настроение.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
заключить ДОГОВОРЫ
не более ПОЛУТОРА метров
МОЛОЖЕ сестры
совсем ОЗЯБНУЛ
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) неправильное построение предложения с косвенной речью 1) Участники экспедиции, посетивший остров, совершили настоящее открытие.
Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 2) После сна, продолжавшегося более двух часов, он был бодр и свеж.
В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 3) Этот учёный не только сделал технологии доступными, но и понятными всем.
Г) ошибка в построении предложения с однородными членами 4) Правду говорят: писателям известно о жизни чуть больше, чем остальным.
Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 5) Совершая необдуманные поступки, людям трудно вовремя остановиться.
6) Остроту зрения обеспечивает спинномозговой нерв, расположенный в районе второго шейного позвонка.
7) Большую часть своих фельетонов сатирик опубликовал в журнале «Крокодиле».
8) Вы, конечно, верно заметили, что пусть, Митя, всё так и остаётся.
9) В один прекрасный день Славик объявил мне, что больше никому не доверяет.
Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков
Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
б...дритьсянепром...каемыйзач...рпнутьг...рностайс...лидныйОпределите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр...оритет, пр...мироватьсверх...зысканный, меж...нститутскийкон...юнктивит, кур...ёзныйчере...чур, бе...жалостный
з...ночевать, не...бозримыйВыпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
доверч...вый
вылеп...вшийнаста...вал
засушл...вый
сит...чкоВыпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква А(Я).
они хвал...тсябор...щийсята...щиестел...щийсяшепч...щиеВыпишите слово, в котором НЕ пишется СЛИТНО.
1. Никита шёл по улицам всё прямо и ни о чём (НЕ)ДУМАЯ.
2. Большой двор, (НЕ)СМОТРЯ на сильный зной, был оживлён.
3. Из-за каменных зданий солнца (НЕ)ВИДНО.
4. Врагов (НЕ)БЫЛО только у беркута и коршуна.
5. Лось - зверь далеко (НЕ)ПРОСТОЙ.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1. Он всегда появлялся внезапно и ТАК(ЖЕ), как его брат, внезапно исчезал, ЧТО(БЫ) через год появиться снова.
2. Имейте (В)ВИДУ, что одно и ТО(ЖЕ) событие по-разному воспринимается разными людьми.
3. (И)ТАК, (В)ТЕЧЕНИЕ месяца вы должны будете ежедневно принимать эти таблетки.
4. Солнце уже светило (С)БОКУ, и дорога, укатанная после дождя телегами, уходила (В)ДАЛЬ, зыбкую, подёрнутую туманом.
5. (В)СЛЕДСТВИЕ инцидента никто не пострадал, но садовый дом сгорел (ДО)ТЛА
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Я видел много озёр с водой цвета олова, слушал стари(1)ые песни, видел нашу деревя(2)ую Флоренцию - церкви и монастыри, плавал по Онежскому озеру и до сих пор не могу избавиться от впечатления, что оно заколдова(3)о и осталось нам от тех времён, когда первозда(4)ая тишина земли ещё не нарушалась ни одним пороховым взрывом.Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1. Бросились туда и стар и млад.
2. В дни праздников на городской площади устраивались если не спортивные игры то театрализованные представления.
3. Летом одинаково хорошо в лесу и в поле и на лугу.
4. Захотел медведь мёду да вспомнил про пчёл.
5. В гавани огни фонарей столпились в разноцветную группу и видны были стволы мачт.
Сергей Юрьевич помолчал (1) глядя в окно (2) и (3) повернувшись ко мне (4) снова принялся за объяснения.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Рассказы Чехова (1) кажется (2) не имеют ни начала, ни конца: они - сплошная середина, вроде той черепахи, когда она спрячет хвост и голову. Однако (3) в них, если приглядеться, и хвост, и голова (4) несомненно (5) имеются, хоть и (6) порой (7) они втянуты внутрь.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Я ничего не имею против писателей (1) которые считают (2) что искусство и литература ничему не служат (3) что они игра свободных внутренних сил (4) которая никак не касается жизни (5) и не отвечает перед ней.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Фильм произвёл на нас сильное впечатление (1) и (2) когда мы возвращались из кинотеатра домой (3) то вспоминали меткие фразы (4) которыми так и сыпал главный герой.
Прочитайте текст и выполните задания 20-25.
МГНОВЕНИЕ
(1)Что же руководит миром и всеми нами? (2)Может быть, это раскалённая бездна звезды в центре Вселенной или ослепительная чернота, поглощающая в утробе своей расплавленные тела созвездий и целые галактики? (З)Может быть, именно эта наивысшая власть даёт законы мировому движению, определяет все начала и концы, жизнь и смерть, вращение Земли, рождение и гибель человечества, подобно тому, как земная природа создаёт в лесах муравейники и предопределяет их последнюю секунду, уже в самое рождение вкладывая срок конечный?
(4)Немыслимо представить бесконечное пространство Вселенной: огнедышащие ураганы, протуберанцы солнечных кипений, испепеляющих всё в страшном гигантском вихре, вспышки взрывающихся звёзд, ливни огненной карусели, и где-то среди таинственной тьмы, на каком-то пересечении космических осей координат летит, вращается слабая пылинка - Земля, которой наивысшая сила великого мироустройства сообщила определённую энергию, задачу и срок существования согласно общим законам вселенского механизма.(5)Невозможно согласиться, что в её рождении уже заложен последний миг прощания, что смерть - нерасторжимая уже тень жизни, неразлучный её спутник в солнечные дни радости, любви, молодости, успеха, и чем ближе к закату, тем длиннее и заметнее роковая тень.
(6)Вечность - это бесконечное время, и вместе с тем нет времени у вечности.
(7)Если долголетие Земли - лишь мгновение микроскопической крупицы мировой энергии, то жизнь человека - мгновение наикратчайшего мгновения.
(8)26 января 1976 года в северном полушарии неба взорвалась звезда размером с наше Солнце, и загадочный гигантский взрыв продлился всего сорок минут, выплеснув в пространство такое количество энергии, которой хватило бы Земле и нам, грешным, на миллиард лет.
(9)Никому не известно, с чем был связан этот взрыв - со смертью или рождением новой звезды, или, может быть, агония стала рождением, или, может быть, было непостижимое высвобождение ядерной энергии, гибель звезды, её превращение в чёрную дыру, необычайной плотности небесное тело, которому в предназначенный миг тоже суждено взорваться и умереть, смертью своей образуя совсем уж загадочную белую дыру.
(10)Кто точно ответит, каким законам, каким силам Вселенной подчинена стихия и эволюция, периоды жизни и час смерти, рычаги превращения жизни в смерть и смерти в жизнь?
(11)Едва ли мы сможем объяснить, почему человеку дан срок не девятьсот лет, а семьдесят (по Библии), почему так молниеносна, быстротечна молодость и почему так длительна старость. (12)Мы не можем найти ответа и на то, что подчас добро и зло невозможно отъединить, как причину от следствия. (13)Как это ни горько, однако не стоит переоценивать понимание человеком своего места на Земле - большинству людей не дано познать смысл бытия, смысл собственной жизни. (14)Ведь нужно прожить весь данный тебе срок, чтобы иметь основания сказать, правильно ли ты жил. (15)Как иначе осмыслить это?
(16)Умозрительным построением возможностей и назидательных предопределений?
(17)Но человек не хочет согласиться с тем, что он только мизерная крупица пылинки-Земли, невидимая с космических высот, и, не познав себя, дерзостно уверен, что может постичь тайны, законы мироздания и, конечно, подчинить их повседневной пользе.
(18)3нает ли человек, что он обречён?.. (19)Беспокойная эта мысль лишь изредка мелькает в его сознании, он отстраняет её, он защищается, успокаивается надеждой - нет, роковое, неизбежное не случится завтра, ещё есть время, ещё есть десять лет, пять лет, два года, год, несколько месяцев...
(20)Он не хочет расставаться с жизнью, хотя она у большинства людей состоит не из великих страданий и великих радостей, а из запаха рабочего пота и простеньких плотских удовольствий. (21)При всём этом многие люди отделены друг от друга бездонными провалами, и только тоненькие жёрдочки любви и искусства, то и дело ломающиеся, соединяют их иногда.(22)И всё же сознание человека, наделённого умом и воображением, вмещает и всю Вселенную, её ледяную жуть звёздных совершающихся таинств, и личную трагедию закономерной случайности рождения на свет и краткосрочности жизни. (23)Но и это почему- то не вызывает отчаяния, не придаёт его поступкам бессмысленной тщетности, подобно тому как не прекращают неутомимой деятельности и мудрые муравьи, озабоченные, видимо, одной полезной необходимостью её. (24)Человеку мнится, что он обладает наивысшей властью на Земле, и поэтому он убеждён, что бессмертен. (25)Он надолго не задумывается о том, что лето сменяется осенью, молодость - старостью и даже ярчайшие звёзды гаснут. (26)В его убеждённости - пружины движения, энергии, действия, страстей. (27)В его гордыне - легкомыслие зрителя, уверенного, что занимательный фильм жизни будет длиться непрерывно.
(28)Не преисполнено ли гордыни и искусство в самонадеянном желании познать мгновения мгновений бытия, в надежде передать человеку чужой опыт разума и опыт чувства и таким образом остаться бессмертным?
(29)Но без этого убеждения нет идеи человека и нет искусства.
(По Бондареву *)
* Юрий Васильевич Бондарев (род. в 1924 г.) - русский советский писатель. Участник Великой Отечественной войны (с августа 1942). Первый сборник рассказов «На большой реке» вышел в 1953 году. Автор рассказов, повестей «Юность командиров», «Батальоны просят огня», «Последние залпы», романов «Горячий снег», «Тишина», «Берег» и др. Автор сценария фильма, снятого по роману «Горячий снег». Один из соавторов сценария киноэпопеи «Освобождение».
Какие из высказываний противоречат содержанию текста? Укажите номера ответов.
1. Невозможно объяснить, почему так быстротечна молодость и так длительна старость человека.
2. Добро и зло, жизнь и смерть - это две стороны бытия, которые невозможно разъединить.
3. Жизнь большинства людей состоит из великих страданий и великих радостей.
4. Человек обладает наивысшей властью на Земле, поэтому он не впадает в отчаяние перед неизбежностью смерти.
5. Большинству людей не дано познать смысл собственной жизни.
Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
1. В предложениях 1-3 представлено рассуждение.
2. Предложение 14 поясняет содержание предложения 13.
3. В предложении 16 содержится ответ на вопрос, сформулированный в предложении 15.
4. В предложениях 22-23 представлено описание.
5. Содержание предложения 21 представляет собой вывод, следствие из предложения 20.
Из предложения 11 выпишите антонимы (антонимическую пару).
Среди предложений 21-24 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью сочинительного союза и указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23.В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
«Юрий Бондарев обращается к самым сложным вопросам, испокон веков волновавшим человека, приглашая читателей к совместному размышлению с помощью (А) _____ (предложения 1, 2, 3, 15,18 и др.). Непостижимую сложность мирового устройства писатель изображает с помощью различных лексических средств, таких как (Б) _____ («начала» - «концы», «жизнь» - «смерть» в предложении 3), (В) ______ («гигантском вихре», «загадочный взрыв»), а также (Г) _____ («ливни огненной карусели», «вселенского механизма» в предложении 4, «жёрдочки любви и искусства» в предложении 21)».
Список терминов:
1) эпитеты
2) антонимы
3) метафора
4) градация
5) парцелляция
6) односоставные предложения
7) сравнение
8) вопросительные предложения
9) риторическое восклицание
Часть 2.Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения учитываются первые два аргумента).Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

[И] стар и мал (млад)

Разг. Все без различия возраста. ФСРЯ, 454; БТС, 546; ЗС 1996 316.


Большой словарь русских поговорок. - М: Олма Медиа Групп . В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина . 2007 .

Смотреть что такое "[И] стар и мал (млад)" в других словарях:

    - (иноск.) все без разбора Ср. На гулянье это не попадал разве тот из котовцев, кто помирал накануне. Стар и мал с чадами и домочадцами, барин и слуга, барыня и судомойка словом, ни одного калеки нищего не оставалось в городе... Даль. Варнак. См.… …

    Стар и мал (стар и млад) (иноск.) все без разбора Ср. На гулянье это не попадал разве тот из котовцев, кто помирал накануне. Стар и мал с чадами и домочадцами, барин и слуга, барыня и судомойка словом, ни одного калеки нищего не оставалось в… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Стар и млад - Разг. Экспрес. То же, что Стар и мал. Случилось этим летом, что покос на лугах несколько зажали дожди. Но вдруг… дождь перестал и, как у нас это исстари повелось, стар и млад бросились на луга (Пришвин. Заполярный мёд) … Фразеологический словарь русского литературного языка

    все люди - ▲ все люди стар и мал [млад]. старый и малый. молод и стар. от мала до велика. все как один. как один человек. ни одна собака … Идеографический словарь русского языка

    - [И] стар и мал (млад). Разг. Все без различия возраста. ФСРЯ, 454; БТС, 546; ЗС 1996 316. Накинуть на старое. Новг. Опохмелиться. НОС 5, 146 … Большой словарь русских поговорок

    Ая, ое; стар, стара, старо и старо; стары и стары; старше, старее и (устар.) старее, старе; старейший. 1. Проживший много лет, достигший старости; противоп. молодой. Старый человек. □ Стар я, батюшка, чтобы лгать: седьмой десяток живу. Гоголь,… … Малый академический словарь

    I. СТАРЫЙ ого; м. Разг. Старый мужчина, старик. II. СТАРЫЙ ая, ое; стар, стара, старо и старо, стары и стары; старше, старее; старейший. 1. Проживший много лет, достигший старости (противоп.: молодой). С. человек. С ая лошадь. С. годами, летами.… … Энциклопедический словарь

    старый - I ая, ое; стар, стара/, ста/ро и старо/, ста/ры и стары/; ста/рше, старе/е; старе/йший см. тж. старо, по старому 1) Проживший много лет, достигший старости (противоп.: молодо/й) Ста/ры … Словарь многих выражений

    ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II - Учение Считая правильную веру необходимым условием спасения, И. З. в то же время призывал веровать в простоте сердца, не обнаруживая излишнего любопытства и помня, что «природа рассудочных доводов подобна некоему лабиринту и сетям, нигде не имеет … Православная энциклопедия

    Прежде чем мы перейдем к рассмотрению главного города внутреннего африканского царства, мы должны бросить взгляд на историю тех стран, центральный пункт которых я попытаюсь обрисовать. История Судана начинается только в наше время;… … Жизнь животных

Вариант 35

(1)Когда нам грустно, слёзные железы над глазным яблоком производят солоноватую жидкость, и у нас из глаз текут слёзы. (2) (...) слёзы возникают не только тогда, когда мы печалимся. (З)Пока мы бодрствуем, слёзы вырабатываются непрерывно: они выполняют очень важную функцию - следят за тем, чтобы чувствительная роговая оболочка на поверхности глазного яблока постоянно была увлажнена и никогда не высыхала.

1В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Когда нам грустно и печально, у нас из глаз текут слёзы, это нужно для того, чтобы роговая оболочка глазного яблока была увлажнена и никогда не пересыхала.

2. Слёзы появляются не тогда, когда нам грустно, а когда пересыхает роговая оболочка глазного яблока, которая должна быть постоянно увлажнена.

3. Слёзные железы над глазным яблоком производят солоноватую жидкость в течение всего времени, пока человек грустит.

4. Для увлажнения роговой оболочки глазного яблока, чтобы она не пересыхала, слёзные железы человека непрерывно вырабатывают солоноватую жидкость.

5. Слёзы возникают не только тогда, когда мы грустим, но и когда мы не печалимся, так как нужны для того, чтобы роговая оболочка глазного яблока была постоянно увлажнена и не пересыхала.

2Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. Поэтому

2. Другими словами,

5. Вот почему

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СЛЕДИТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.


СЛЕДИТЬ, слежу, следишь; несовершенный вид, за кем-чем.

1. Смотреть, наблюдая. Следить за полётом птиц.

2. Наблюдать, вникая в развитие чего-нибудь, ход чего-нибудь. Следить за успехами науки. Следить за чьей-нибудь мыслью. Следить за литературой.

3. Наблюдая, заботиться. Следить за детьми. Следить за собой (заботиться о своей внешности и здоровье).

4. Наблюдать чьи-нибудь действия с целью собрать какие-нибудь сведения, разоблачить, поймать. Следить за нарушителем границы.

5. Охранять, оберегать. Следить за стадом.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

изОгнутый

отослАла

(с) тОртами

красИвее

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Водолазы исследовали ГЛИНИСТОЕ дно реки.

2. Радость от успеха незаметно для него переросла в ГОРДЫНЮ.

3. Сегодня я совершил УДАЧЛИВУЮ покупку - приобрёл полное собрание сочинений.

4. Старушка была чем-то расстроена и говорила ПЛАКСИВЫМ голосом.

5. НЕПРОГЛЯДНЫЙ туман окутал окрестности.

6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

СТА домами

известные ПРОФЕССОРА

на ширине ПЛЕЧЕЙ

несколько БЛЮДЕЦ

ЗАЕЗЖАЙТЕ в восемь

7Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.

Б) ошибка в построении сложного предложения

2) Обращаясь к творчеству, осознаёшь, что до какой степени лишён человеческого достоинства в его произведениях маленький человек, оскудевший духовно, склонный к чинопочитанию, неискренности и корыстолюбию.

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

4) Фильм выдающегося кинорежиссёра Сергея Эйзенштейна посвящён восстанию моряков на броненосце «Потёмкине» в 1905 году.

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

5) Лермонтов пишет о своём поколении, что «и ненавидим мы, и любим мы случайно».

6) срывает с Молчалина маску покорности и угодничества и показал его истинное лицо.

7) Все, кто бывали в городе на Неве, конечно, видели памятник Пушкину на фоне величественной колоннады Русского музея.

8) Читая книги о Леонардо да Винчи и глядя на его картины, природа захотела соединить множество талантов в одном человеке.

9) Художник нарисовал и любуется прекрасной картиной.

8Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

обл...котиться

утр...мбовать


прим...рение

п...норама

пор...вняться

9Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

меж...ярусный, п...еса

чере...чур, и...бежал

пр...стыдил, пр...емник (традиций)

(без) пр...крас, пр...обрёл

п..ник (духом), поз...вчера

10Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

потч...вать

подразум...вать

нацеж...вая

застр...вая

овлад...вающий

11Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.

трат...тся

помн...щий

стел...щийся

12Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. (НЕ)ОЖИДАВШИЕ встретить таких опасных противников пираты переменили тактику.

2. В фабуле этого романа есть никем из литературоведов (НЕ) ОБЪЯСНЁННЫЙ один фрагмент.

3. Оказалось, что это (НЕ)ПРИГОДНЫЙ для работы инструмент.

4. Только (НЕ)СЖАТА полоска одна, грустную думу наводит она.

5. Отец Булгакова преподавал (НЕ)ЧТО иное как историю западноевропейских христианских конфессий, то есть протестантство

13Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. В ТО(ЖЕ) время я был горд (ОТ)ТОГО, что мою дипломную работу высоко оценили.

2. Кругом было ТАК(ЖЕ) тихо, как и (НА)КАНУНЕ.

3. (В)ПОСЛЕДСТВИИ рядом со станицей должны были построить новый мост, но, (В)ВИДУ того что людям негде было жить, решили сначала построить дом.

4. Они шли (НА)ВСТРЕЧУ опасности, не жалея себя, ЧТО(БЫ) потом о них ни говорили.

5. Я пытался идти ТАК(ЖЕ) быстро, как это делал наш проводник, но (В)СКОРЕ понял, что выбился из сил.

14Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Этим слегка ветре(1)ым утром залитый солнцем прославле(2)ый городок с белё(3)ыми каме(4)ыми домиками и аккуратно стриже(5)ой зеленью парков, как будто вымер.

15Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Бросились туда и стар и млад.

2. В дни праздников на городской площади устраивались если не спортивные игры то театрализованные представления.

3. Летом одинаково хорошо в лесу и в поле и на лугу.

4. Захотел медведь мёду да вспомнил про пчёл.

5. В гавани огни фонарей столпились в разноцветную группу и видны были стволы мачт.

16Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Прокуратор (1) не спеша (2) подошёл к креслу и сел, а пёс (3) высунув язык (4) и (5) часто дыша (6) улёгся у ног (7) сильно уставшего за день (8) хозяина.

17Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Между тем (1) в библиотеке (2) по словам учёных (3) было (4) якобы (5) приблизительно десять тысяч книг. Это (6) однако (7) лишь приблизительный подсчёт.

18Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Потом (1) человек в плаще поднимается всё выше к луне (2) увлекая своего спутника (3) за спиной (4) которого (5) идёт спокойный и величественный гигантский остроухий пёс.

19Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В почтовом ящике оказалось сразу несколько писем (1) и (2) если бы не строгий запрет командира (3) то вряд ли кто-нибудь из отряда удержался бы от искушения проверить (4) нет ли весточки из дома.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)У каждого из нас бывают в жизни такие времена, когда естественная, от природы данная нам одинокость вдруг начинает казаться нам тягостною и горькою. (2)Ты чувствуешь себя всеми покинутым и беспомощным, ищешь друга, а его рядом нет. (3)И тогда изумленно и растерянно спрашиваешь себя: как же это так могло случиться, что я всю жизнь любил, желал, боролся, страдал и, главное, служил великой цели, но не нашел ни сочувствия, ни понимания, ни друга? (4)Почему единство идеи, взаимное доверие и совместная любовь не связали меня ни с кем в живое единство духа, силы и помощи?

(5)Тогда в душе просыпается желание узнать, как же слагается жизнь у других людей: каким образом находят себе настоящих друзей? (6)Как же жили люди раньше, до нас?

(7)И не утрачено ли начало дружбы в наши дни? (8)Иногда кажется, что именно современный человек решительно не создан для дружбы и не способен к ней. (9)И в конце концов неизбежно приходишь к основному вопросу: что же есть настоящая дружба, в чём она состоит и на чём держится?

(10)Конечно, люди теперь нередко «нравятся» друг другу и «водятся» друг с другом. (11)Но, Боже мой, как всё скудно, поверхностно и беспочвенно! (12)Ведь это означает, что им приятно и забавно совместное времяпрепровождение или они умеют просто угодить друг другу. (13)Если в склонностях и вкусах есть известное сходство; если оба умеют не задевать друг друга резкостями, обходить острые углы и замалчивать взаимные расхождения; если оба умеют с любезным видом слушать чужую болтовню, слегка польстить, немножко услужить, то вот и довольно: между людьми завязывается «дружба», которая, в сущности, держится на внешних условностях, на гладко-скользкой «обходительности», на пустой любезности и скрытом расчёте.

(14)Бывает «дружба», основанная на совместном сплетничании или на взаимном излиянии жалоб. (15)Но бывает и «дружба» лести, «дружба» тщеславия, «дружба» протекции, «дружба» злословия, «дружба» преферанса и «дружба» собутыльничества. (16)Иногда один берёт взаймы, а другой даёт взаймы, и оба считают себя «друзьями». (17)Люди вершат совместно дела и делишки, не слишком доверяя друг другу, и думают, что они «подружились». (18)Но «дружбой» иногда называют и легкое, ни к чему не обязывающее «увлечение», которое связывает мужчину и женщину, а иногда и романтическую страсть, которая подчас разъединяет людей раз и навсегда. (19)Все эти мнимые «дружбы» сводятся к тому, что люди, взаимно посторонние и даже чуждые, проходят друг мимо друга, временно облегчая себе жизнь поверхностным и небескорыстным соприкосновением: они не видят, не знают, не любят друг друга, и нередко их «дружба» распадается так быстро и исчезает столь бесследно, что трудно даже сказать, были ли они раньше вообще «знакомы».

(20)Люди сталкиваются друг с другом в жизни и отскакивают друг от друга, словно деревянные шары.

(21)Но истинная дружба проламывает одиночество, преодолевает его и освобождает человека к живой и творческой любви. (22)Истинная дружба есть духовная любовь, соединяющая людей. (23)А духовная любовь есть сущее пламя Божие! (24)Кто не знает Божьего пламени и никогда не испытал его, тот не поймёт истинной дружбы и не сумеет осуществить её, но он не поймёт также ни верности, ни истинной жертвенности. (25)Вот почему к истинной дружбе способны только люди духа. (26)Люди без сердца и без духа неспособны к дружбе: их холодные, своекорыстные «союзы» всегда остаются условными и полу m предательскими; их расчётливые и хитроумные объединения держатся на уровне рынка и карьеризма.

(27)Настоящий человек носит в своем сердце некий скрытый жар, как если бы в нём жил таинственно раскалённый уголь. (28)Бывает так, что лишь совсем немногие знают об этом угле и что пламя его редко обнаруживается в повседневной жизни. (29)Его свет светит и в замкнутом пространстве, и искры его проникают во всеобщий эфир жизни. (З0)Всякая истинная дружба возникает из этих искр. (31)Эта излетевшая искра духа может быть воспринята и постигнута только духовно живым и искрящимся духом, только таким сердцем, которое само любит и излучает. (32)Холодный мрак поглощает всё бесследно. (ЗЗ)Такая мертвая пустота не может дать ответа. (34)Огонь стремится к огню, а свет тянется к свету. (35)И когда встречаются два огня, то возникает новое мощное пламя, которое начинает шириться и пытается создать новую, живую «ткань» огня.

(З6)Самый слабый луч благожелательства, сострадания, бережного и чуткого отношения человека к человеку содержит уже начаток, зерно истинной дружбы. (37)Лестница начинается уже с первой ступени; и пение начинает свою мелодию уже с первого звука. (По.)

20Какие высказывания соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1. Истинная дружба основывается исключительно на том, что людям приятно совместное времяпрепровождение или они умеют просто угодить друг другу.

2. Истинная дружба подразумевает духовное единение людей.

3. Истинная дружба помогает человеку преодолеть мучительное чувство одиночества и порождает в нем любовь к Богу.

4. Дружба, основанная на гладко-скользкой «обходительности», наиболее крепка.

5. Основу истинной дружбы составляет бережное и чуткое отношение человека к другим людям.

21Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов

1. В предложениях 10-15 представлено рассуждение.

2. Предложения 21-25 содержат повествование.

3. Предложение 2 содержит объяснение высказанного в предложении 1 суждения.

4. Предложение 19 содержит итоговый вывод из представленной в предложениях 15-17 информации.

5. В предложениях 1-4 представлено описание.

22Из предложений 14-21 выпишите фразеологизм.

23Среди предложений 27-35 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи определительного местоимения . Напишите номер этого предложения.

24 «Передавая свои чувства, возникшие при размышлении о сущности истинной дружбы, использует такие синтаксические средства, как (А) _____ (предложения 11, 23) и (Б) _____ («словно деревянные шары» в предложении 20). Эмоциональное состояние автора помогает передать такой прием, как (В) _____ (предложение 34). Душевное смятение автора выражается благодаря использованию такого тропа, как (Г) _____ («мертвая пустота» (предложение 33), «холодный мрак» (предложение 32), «мощное пламя» (предложение 35))».

Список терминов:

1. эпитеты

2. фразеологизмы

3. вопросно-ответная форма

4. сравнительный оборот

5. метафоры

6. противопоставление

7. парцелляция

8. восклицательное предложение

Однородные члены предложения (главные и второстепенные), не соединенные союзами, разделяются запятыми : В кабинете стояли коричневые бархатные кресла , книжный шкап (Наб.); После обеда он сидел на балконе, держал на коленях книгу (Бун.); Холодом, пустотой, нежилым духом встречает дом (Сол.); Впереди цветение вишенья, рябины, одуванчиков, шиповника, ландышей (Сол.); Остается только безмолвие воды, зарослей, вековых ив (Пауст.); Щербатова рассказывала о своем детстве, о Днепре, о том , как у них в усадьбе оживали весной высохшие, старые ивы (Пауст.).

Если последний член ряда присоединяется союзами и, да, или , то запятая перед ним не ставится: Он [ветер] приносит холод, ясность и некую пустоту всего тела (Пауст.); На километры тянутся густые, высокие заросли ромашки, цикория, клевера, дикого укропа, гвоздики, мать-и-мачехи, одуванчиков, генцианы, подорожников, колокольчиков, лютиков и десятков других цветущих трав (Пауст.).

§26

Однородные члены предложения, соединенные повторяющимися союзами, если их больше двух (и… и… и, да… да… да, ни… ни… ни, или… или… или, ли… ли… ли, ли… или… или, либо… либо… либо, то… то… то, не то… не то… не то, то ли… то ли… то ли ), разделяются запятыми: Было грустно и в весеннем воздухе, и на темневшем небе, и в вагоне (Ч.); Не было ни бурных слов, ни пылких признаний, ни клятв (Пауст.); После разлуки с Лермонтовым она [Щербатова] не могла смотреть ни на степь, ни на людей, ни на попутные села и города (Пауст.); Видеть ее можно было ежедневно то с бидоном, то с сумкой, а то и с сумкой и бидоном вместе – или в нефтелавке, или на рынке, или перед воротами дома, или на лестнице (Булг.).

При отсутствии союза и перед первым из перечисляющихся членов предложения соблюдается правило: если однородных членов предложения больше двух и союз и повторяется хотя бы дважды, запятая ставится между всеми однородными членами (в том числе и перед первым и ): Принесли букет чертополоха и на стол поставили, и вот передо мной пожар, и суматоха, и огней багровых хоровод (Забол.); И сегодня рифма поэта – ласка, и лозунг, и штык, и кнут (М.).

При двукратном повторении союза и (если число однородных членов – два) запятая ставится при наличии обобщающего слова при однородных членах предложения: Всё напоминало об осени: и желтые листья, и туманы по утрам ; то же без обобщающего слова, но при наличии зависимых слов при однородных членах: Теперь уж можно было расслышать в отдельности и шум дождя, и шум воды (Булг.). Однако при отсутствии указанных условий при однородных членах предложения, образующих тесное смысловое единство, запятая может не ставиться: Кругом было и светло и зелено (Т.); И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом (П.).

При двукратном повторении других союзов, кроме и , запятая ставится всегда : Колоть беспрестанно мне глаза цыганской жизнью или глупо, или безжалостно (А. Остр.); Он готов был поверить, что приехал сюда не вовремя – или слишком поздно, или рано (Расп.); Дамочка не то босая, не то в каких-то прозрачных… туфлях (Булг.); Весь день идет либо снег, либо дождь со снегом. Они [лампы] лишь подсвечивали то стены пещерного зала, то наиболее красивый сталагмит (Сол.); Рано ли , поздно ли , но приду .

Примечание 1. Не ставится запятая в цельных фразеологи-зированных сочетаниях с повторяющимися союзами и… и, ни… ни (они соединяют слова с противопоставляемыми значениями): и день и ночь, и стар и млад, и смех и горе, и там и сям, и то и се, и туда и сюда, ни два ни полтора, ни дать ни взять, ни сват ни брат, ни взад ни вперед, ни дна ни покрышки, ни то ни се, ни стать ни сесть, ни жив ни мертв, ни да ни нет, ни слуху ни духу, ни себе ни людям, ни рыба ни мясо, ни так ни сяк, ни пава ни ворона, ни шатко ни валко, ни тот ни этот и др. То же при парных сочетаниях слов, когда третьего не дано: и муж и жена, и земля и небо .

Примечание 2. Союзы ли… или не всегда являются повторяющимися. Так, в предложении И не понять, смеется ли Матвей Карев над своими словами или над тем, как заглядывают ему в рот студенты (Фед.) союз ли вводит изъяснительную придаточную часть, а союз или соединяет однородные члены. Ср. союзы ли… или в качестве повторяющихся: Идет ли дождь, или светит солнце – ему всё равно; Видит ли он это, или не видит (Г.).

§27

Однородные члены предложения, соединенные одиночными соединительными или разделительными союзами (и, да в знач. «и »; или, либо ) не разделяются запятой : Теплоход встал поперек реки и дал течению развернуть его вниз, по ходу (Расп.); День да ночь – сутки прочь (поел.); Поддержит он Уздечкина или не поддержит ? (Пан.).

При наличии между однородными членами противительного союза (а, но, да в знач. «но », однако, хотя, зато, впрочем ) и присоединительного (а также, а то и ) запятая ставится : Секретарь перестал записывать и исподтишка бросил удивленный взгляд, но не на арестованного, а на прокуратора (Булг.); Ребенок был резов, но мил (П.); Ученик способный, хотя ленивый ; Он посещал библиотеку по пятницам, впрочем не всегда ; Мокеевна уже вынесла из дома плетеную корзину, однако остановилась – решила присмотреть яблоки (Щерб.); Квартирка маленькая, зато уютная (газ.); Она знает немецкий, а также французский язык .

§28

При попарном соединении однородных членов предложения запятая ставится между парами (союз и действует только внутри групп): Аллеи, засаженные сиренями и липами, вязами и тополями , вели к деревянной эстраде (Фед.); Песни были разные: про радость и горе, день прошедший и день грядущий (Гейч.); Книги по географии и туристские справочники, друзья и случайные знакомые твердили нам, что Ропотамо – один из самых красивых и диких уголков Болгарии (Сол.).

Примечание. В предложениях с однородными членами возможно употребление одних и тех же союзов на разном основании (между разными членами предложения или их группами). В таком случае при расстановке знаков препинания учитываются разные позиции союзов. Например: …Везде ее встречали весело и дружелюбно и уверяли ее, что она хорошая, милая, редкая (Ч.) – в этом предложении союзы и не повторяющиеся, а одиночные, соединяющие пары двух однородных членов предложения (весело и дружелюбно; встречали и уверяли ). В примере: Никто больше не нарушал тишину протоков и рек, не обрывал блесной холодные речные лилии и не восторгался вслух тем, чем лучше всего восторгаться без слов (Пауст.) – первое и соединяет зависимые от слова тишину словоформы протоков и рек , второе и замыкает ряд сказуемых (не нарушал, не обрывал и не восторгался ).

Однородные члены предложения, объединенные попарно, могут входить в другие, более крупные группы, в свою очередь имеющие союзы. Запятые в таких группах ставятся с учетом всего сложного единства в целом, например, учитываются противопоставительные отношения между группами однородных членов предложения: Отец Христофор, держа широкополый цилиндр, кому-то кланялся и улыбался не мягко и умилительно , как всегда, а почтительно и натянуто (Ч.). Учитывается и разный уровень соединительных отношений. Например: В них [лавочках] найдешь и коленкор для саванов и деготь, и леденцы и буру для истребления тараканов (М. Г.) – здесь, с одной стороны, объединяются словоформы коленкор и деготь, леденцы и буру , а с другой – эти группы, уже на правах единых членов, соединяются повторяющимся союзом и . Ср. вариант без попарного объединения (при раздельном оформлении однородных членов):…Найдешь и коленкор для саванов, и деготь, и леденцы, и буру для истребления тараканов .

§29

При однородных членах предложения, кроме одиночных или повторяющихся союзов, могут употребляться двойные (сопоставительные) союзы, которые членятся на две части, располагающиеся каждая при каждом члене предложения: как… так и, не только… но и, не столько… сколько, насколько… настолько, хотя и… но, если не… то, не то что… но, не то чтобы… а, не только не… а, скорее… чем и др. Запятая всегда ставится перед второй частью таких союзов: Я имею поручение как от судьи, так равно и от всех наших знакомых (Г.); Грин был не только великолепным пейзажистом и мастером сюжета, но был еще и очень тонким психологом (Пауст.); Говорят, что летом Созополь наводняют курортники, то есть не то чтобы курортники, а отдыхающие, приехавшие провести отпуск у Черного моря (Сол.); Мама не то что сердилась, но все-таки была недовольна (Кав.); Туманы в Лондоне бывают если не каждый день, то через день непременно (Гонч.); Он был не столько расстроен, сколько удивлен сложившейся ситуацией (газ.); Он был скорее раздосадован, чем опечален (журн.).

§30

Между однородными членами предложения (или их группами) может ставиться точка с запятой .

1. Если в их состав включаются вводные слова: Оказывается, существуют тонкости. Надо, чтобы костер был, во-первых , бездымен; во-вторых , не очень жарок; а в-третьих , в полном безветрии (Сол.).

2. Если однородные члены распространены (имеют зависимые слова или относящиеся к ним придаточные части предложений): Его уважали за его отличные, аристократические манеры , за слухи о его победах; за то , что он прекрасно одевался и всегда останавливался в лучшем номере лучшей гостиницы; за то , что он вообще хорошо обедал, а однажды даже пообедал с Веллингтоном у Людовика-Филиппа; за то , что он всюду возил с собой настоящий серебряный несессер и походную ванну; за то , что от него пахло какими-то необыкновенными, удивительно «благородными» духами; за то , что он мастерски играл в вист и всегда проигрывал… (Т.)

§31

Между однородными членами предложения ставится тире : а) при пропуске противительного союза: Знание людьми законов не желательно – обязательно (газ.); Трагический голос, уже не летящий, не звонкий – глубокий, грудной, «мхатовский» (газ.); б) при наличии союза для обозначения резкого и неожиданного перехода от одного действия или состояния к другому: Тогда Алексей стиснул зубы, зажмурился, из всех сил рванул унт обеими руками – и тут же потерял сознание (Б. П.); …Хотел всегда жить в городе – и вот кончаю жизнь в деревне (Ч.).

§32

Однородные члены предложения и различные их сочетания при расчленении предложения (парцелляции) разделяются точками (см. § 9): А потом были длинные жаркие месяцы, ветер с невысоких гор под Ставрополем, пахнущий бессмертниками, серебряный венец Кавказских гор, схватки у лесных завалов с чеченцами, визг пуль. Пятигорск , чужие люди, с которыми надо было держать себя как с друзьями. И снова мимолетный Петербург и Кавказ , желтые вершины Дагестана и тот же любимый и спасительный Пятигорск. Короткий покой , широкие замыслы и стихи, легкие и взлетающие к небу, как облака над вершинами гор. И дуэль (Пауст.).

Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающими словами

§33

Если обобщающее слово предшествует ряду однородных членов, то после обобщающего слова ставится двоеточие : Рыбак-подледник бывает разный : рыбак-пенсионер, рыбак – рабочий и служащий, рыбак-военный, рыбак-министр, так сказать, государственный деятель, рыбак-интеллигент (Сол.); В этом рассказе вы найдете почти всё, о нем я упоминал выше : сухие дубовые листья, седого астронома, гул канонады, Сервантеса, людей, непоколебимо верящих в победу гуманизма, горную овчарку, ночной полет и многое другое (Пауст.).

При обобщающих словах могут быть уточняющие слова как например, например, как то, а именно , перед которыми ставится запятая, а после них – двоеточие. Слова как например, как то употребляются для пояснения предшествующих слов, слова а именно – для указания на исчерпывающий характер последующего перечисления: Круглосуточно работают многие предприятия и службы, как например : связь, скорая помощь, больницы; Вводные слова могут выражать эмоциональную оценку сообщаемого, например : к счастью, к удивлению, к радости и др. (из учебника); Катя… исследовала сарай, обнаружив там, кроме баллона и плитки, еще массу полезных вещей, как то : две низенькие зеленые скамейки, садовый столик, гамак, лопаты, грабли (Степ.); На собрание явились все, а именно : преподаватели, студенты и сотрудники института . После уточняющих слов такие как (со сравнительным оттенком значения) двоеточие не ставится: Первыми после зимы расцветают цветы, такие как крокусы, тюльпаны (газ.).

§34

Обобщающее слово, стоящее после однородных членов, отделяется от них знаком тире : Поручни, компасы, бинокли, всякие приборы и даже высокие пороги кают – всё это было медное (Пауст.); И эти поездки, и наши с ней разговоры – всё проникнуто было щемящей, безысходной тоской (Бек.).

Если перед обобщающим словом, отделенным от однородных членов посредством тире, имеется вводное слово, то запятая перед вводным словом опускается: В вестибюле, в коридоре, в кабинетах – словом , всюду толпились люди (Поп.),

§35

Тире ставится после перечисления однородных членов, если перечислением предложение не заканчивается: Повсюду : в клубе, на улицах, на скамейках у ворот, в домах – происходили шумные разговоры (Гарш.).

При наличии двух обобщающих слов – перед однородными членами и после них – ставятся оба указанных знака препинания: двоеточие (перед перечислением) и тире (после него): Всё : быстро проехавший экипаж по улице, напоминание об обиде, вопрос девушки о платье, которое надо приготовить; еще хуже, слово неискреннего, слабого участия – всё болезненно раздражало рану, казалось оскорблением (Л. Т.). То же при распространенном обобщающем слове: В несколько минут он мог нарисовать всё что угодно : человеческую фигуру, животных, деревья, здания – всё выходило у него характерно и живо (Бек.).

§36

Однородные члены предложения, находящиеся в середине предложения и имеющие значение попутного замечания, выделяются тире с двух сторон: Всё, что могло приглушить звуки, – ковры, портьеры и мягкую мебель – Григ давно убрал из дома (Пауст.); Всем – и Родину, и обоим Лычковым, и Володьке – вспоминаются белые лошади, маленькие пони, фейерверки, лодка с фонарями (Ч.).

Примечание. Допустимо используемое в современной практике печати при всех позициях обобщающих слов употребление тире , в том числе – перед перечислением (на месте традиционного двоеточия): В новом цехе организуется массовое производство изделий для машиностроения – втулок, стаканов, зубчатых сеток (газ.); Хороших байдарочников было всего трое – Игорь, Шуляев, Коля Корякин и, разумеется, сам Андрей Михайлович (Тендр.); Люби всё – и росу, и туман, и уток, всех других птиц и зверей (Тендр.); Если бы его что-то выделяло среди других – талант, ум, красота… Но ничего такого у Дюка действительно не было (Ток.); Всё, всё услышал я – и трав вечерних пенье, и речь воды, и камня мертвый крик (Забол.); Всё волновало тогда его ум – и луга, и нивы, и лес, и рощи, в «часовне ветхой бури шум, старушки чудное преданье» (Гейч.); Он вывесил на стенку свою драгоценную коллекцию – ножи, сабли, шашку, кортик (Щерб.). Ср. то же у К. Паустовского, Б. Пастернака: После него [дождя] начинают буйно лезть грибы – липкие маслята, желтые лисички, боровики, румяные рыжики, опенки и бесчисленные поганки (Пауст.); К полудню над тусклой водой началось далекое нагромождение Баку – серых гор, серого неба, серых домов, покрытых заплатками яркого, но тоже серого солнечного цвета (Пауст.); Я имел случай и счастье знать многих старших поэтов, живших в Москве , – Брюсова, Андрея Белого, Ходасевича, Вячеслава Иванова, Балтрушайтиса (Б. Паст.).

Знаки препинания при однородных определениях

§37

Однородные определения, выраженные прилагательными и причастиями и стоящие перед определяемым словом, отделяются друг от друга запятой , неоднородные – не отделяются (исключение см. § 41).

Примечание 1. Различие между однородными и неоднородными определениями заключается в следующем: а) каждое из однородных определений относится непосредственно к определяемому слову; б) первое определение из пары неоднородных относится к последующему словосочетанию. Ср.: Красные, зеленые огни сменяли друг друга (Т. Толст.) – красные огни и зеленые огни; Скоро задымят здесь трубы заводов, лягут крепкие железные пути на месте старой дороги (Бун.) – крепкие → железные пути. Между однородными определениями возможна вставка союза и , между неоднородными – невозможна. Ср.: Стекла холодно играют разноцветными огоньками, точно мелкими драгоценными камнями (Бун.). – В прихожей холодно, как в сенцах, и пахнет сырой, промерзлой корой дров… (Бун.). В первом случае союз и вставить нельзя (мелкими драгоценными камнями ), во втором – возможно (сырой и промерзлой корой ).

Примечание 2. Часто в качестве неоднородных выступают определения, выраженные сочетанием качественного и относительного прилагательных: Ее [сирену] заглушали звуки прекрасного струнного оркестра (Бун.). Как неоднородные могут быть восприняты и определения, выраженные качественными прилагательными разных смысловых групп: Вот на землю стали падать холодные крупные капли (М. Г.).

1. Однородны определения, обозначающие признаки разных предметов : Талантливый студент, владевший пятью языками и чувствовавший себя во французской, испанской, немецкой литературах как дома, он смело пользовался своими знаниями (Кав.).

Однородны определения, которые выражают схожие признаки одного предмета, т. е. характеризуют предмет с одной стороны : Это был скучный, утомительный день (Кав.); Поезд шел медленно, и неровно, поддерживая старый, скрипящий вагон (Расп.); Тяжелая, отсыревшая стена сосняка не шевелится, безмолвствует (Лип.); Лена устроила ее в просторной, пустой комнате (Кав.); Зима сперва раскачивалась нехотя, как в прошлом году, потом ворвалась неожиданно, с резким, холодным ветром (Кав.). Схожесть признаков может проявиться на основе некоторого сближения значений, например, по линии оценочности: И в эту минуту сдержанный, мягкий, вежливый Зощенко вдруг сказал мне с раздражением: – Нельзя лезть в литературу, толкаясь локтями (Кав.); на основе единства ощущений, передаваемых определениями (осязания, вкуса и т. д.): В ясное, теплое утро, в конце мая, в Обручаново к здешнему кузнецу Родиону Петрову привели перековать двух лошадей (Ч.); Блаженством была прохладная, свежая, вкусная вода, мягко скатывающаяся с плеч (Кав.).

Схожесть признаков может возникнуть у прилагательных, употребляемых в переносном значении: Я пожал протянутую мне большую, черствую руку (Шол.); Жестокая, студеная весна налившиеся почки убивает (Ахм.); В сердце темный, душный хмель (Ахм.). Однородность определений подчеркивается присоединением одного из них сочинительным союзом и : В них [песнях] преобладали тяжелые, унылые и безнадежные ноты (М. Г.); Такой мизерный, серенький и лживый чиж (М. Г.); Утомленные, загорелые и пыльные физиономии были совсем под цвет бурым лохмотьям крыла луны (М. Г.).

2. Не являются однородными определения-прилагательные, характеризующие предмет или явление с различных сторон: Большие стеклянные двери были распахнуты настежь (Кав.) – обозначение размера и материала; Бывшая елисеевская столовая была отделана фресками (Кав.) – обозначение временно́го признака и признака принадлежности; Толстая черновая тетрадь, в которую я записывал планы и черновые наброски, была уложена на дно чемодана (Кав.) – обозначение размера и предназначения; В моем архиве нашлась желтенькая школьная тетрадка, написанная беглым почерком (Кав.) – обозначение цвета и предназначения; Леса, наискось освещенные солнцем, казались ему грудами легкой медной руды (Пауст.) – обозначение веса и материала; Известный и отважнейший наш путешественник Карелин дал мне о Кара-Бугазе весьма нелестную письменную аттестацию (Пауст.) – обозначение оценки и формы; К чаю бригадирша подала тягучее вишневое варенье (Пауст.) – обозначение свойства и материала; Довольно высокая старинная фаянсовая лампа мягко горела под розовым абажуром (Бун.) – обозначение величины, временно́го признака и материала.

§38

Определения-прилагательные могут сочетаться с причастными оборотами. Постановка запятой зависит в этом случае от местоположения причастного оборота, который выступает то в качестве однородного с определением-прилагательным члена предложения, то – неоднородного.

Если причастный оборот стоит после определения-прилагательного и перед определяемым словом (т. е. разрывает непосредственную связь прилагательного и существительного), то между определениями ставится запятая: Даже старые, серыми лишаями покрытые ветви деревьев зашептали о прошлых днях (М. Г.); Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины (Шол); Небольшая, местами пересыхающая летом речушка <…> разлилась на целый километр (Шол.); Стоячий, заблудившийся в воздухе запах цветов пригвожден был зноем неподвижно к клумбам (Б. Паст.).

Если причастный оборот стоит перед определением-прилагательным и относится к следующему затем сочетанию определения-прилагательного и определяемого слова, то запятая между ними не ставится: Каждый раз появлялась и снова тонула в кромешном мраке припавшая к широким балкам степная станица (Пауст.); Сергей увидел плавающие в воздухе белые листки тетрадки (Вороб.).

§39

Запятая ставится при сочетании согласованных и несогласованных определений (несогласованное определение помещается после согласованного): Между тем в приземистой, с коричневыми стенами зимовке Клюшиных действительно горела слегка увернутая семилинейная лампа (Бел.); Она сняла со стола толстую, с бахромой скатерть и постелила другую, белую (П. Нил.).

Однако запятая не ставится , если сочетание согласованного и несогласованного определения обозначает единый признак: Белая в клеточку скатерть; на ней была синяя в горошек юбка .

§40

Определения, стоящие после определяемого слова, как правило, являются однородными и поэтому разделяются запятыми: Слово высокопарное, фальшивое, книжное действовало на него резко (Бун.). Каждое из таких определений непосредственно связано с определяемым словом и имеет самостоятельное логическое ударение.

§41

Неоднородные определения разделяются запятой только в том случае, если второе из них поясняет первое, раскрывая его содержание (возможна вставка слов то есть, а именно): Он… осторожно ступал по блестящей проволоке с новым, свежим чувством восторга (Гран.) – здесь новый значит «свежий »; без запятой, т. е. при снятии пояснительных отношений, окажется иной смысл: было «свежее чувство восторга» и появилось новое (новое свежее чувство, но: новое, свежее чувство); – Приюти сиротку, – вступил третий, новый голос (М. Г.) – определение новый поясняет определение третий; Нет у природы более талантливых и менее талантливых произведений. Делить на те и другие их можно только с нашей, человеческой точки зрения (Сол.). Ср.: В дачном поселке появились новые кирпичные дома (к имевшимся кирпичным домам прибавились еще другие). – В дачном поселке появились новые, кирпичные дома (до этого кирпичных домов не было).

Знаки препинания при однородных приложениях

§42

Приложения (определения, выраженные именами существительными), не соединенные союзами, могут быть однородными и неоднородными.

Приложения, стоящие перед определяемым словом и обозначающие близкие признаки предмета, характеризующие его с одной стороны, однородны. Они разделяются запятыми: Герой Социалистического Труда, народная артистка СССР Е. Н. Гоголева – почетные звания; Обладатель Кубка мира, чемпион Европы NN – спортивные звания.

Приложения, обозначающие разные признаки предмета, характеризующие его с разных сторон, не однородны. Они не разделяются запятыми: первый заместитель министра обороны РФ генерал армии NN – должность и воинское звание; главный конструктор проектного института по строительному машиностроению для сборного железобетона инженер NN – должность и профессия; генеральный директор производственного объединения кандидат технических наук NN – должность и ученая степень.

При сочетании однородных и неоднородных приложений соответственно расставляются и знаки препинания: заслуженный мастер спорта, олимпийская чемпионка, двукратная обладательница Кубка мира студентка института физкультуры NN .

§43

Приложения, стоящие после определяемого слова, независимо от передаваемого ими значения разделяются запятыми и обязательно выделяются (см. § 61): Людмила Пахомова, заслуженный мастер спорта, олимпийская чемпионка, чемпионка мира, неоднократная чемпионка Европы, тренер; Н. В. Никитин, доктор технических наук, лауреат Ленинской премии и Государственной премии СССР, автор проекта Останкинской телевизионной башни; В. В. Терешкова, летчик-космонавт, Герой Советского Союза; Д. С Лихачев, литературовед и общественный деятель, академик РАН, Герой Социалистического Труда, председатель правления Российского фонда культуры, лауреат Государственной премии; А. И. Солженицын, писатель, публицист, лауреат Нобелевской премии .

Знаки препинания при повторяющихся членах предложения

§44

Между повторяющимися членами предложения ставится занятая . Например, повторение подчеркивает длительность действия: Еду, еду в чистом поле; колокольчик дин-дин-дин… (П.); Плыли, плыли в синей смутной глубине вспененные ветром облака (Шол.); указывает на большое число предметов или явлений: По Смоленской дороге – леса, леса, леса . По Смоленской дороге – столбы, столбы, столбы (Ок.); обозначает высокую степень признака, качества, чувства, причем каждое из повторяющихся в таком случае слов имеет логическое ударение: Страшно, страшно поневоле средь неведомых равнин (П.); Небо теперь было серое, серое (Сол.); Что же ты гуляешь, мой сыночек, одинокий, одинокий ? (Ок.); подчеркивает категоричность утверждения: Сейчас… всё, чем живу, – это работа, работа (Ам.).

Примечание 1. Об употреблении дефиса при повторах см. «Орфография», § 118, п. 1.

Примечание 2. О повторении предложных сочетаний с формами местоименных слов (в чем в чем, с кем с кем ) см. «Орфография», § 155, п. б.

Примечание 3. Запятая не ставится, если повторяющиеся члены с частицами не или так между ними образуют единое смысловое целое со значением подчеркнутого утверждения, согласия или выражают значение неопределенности: Нет так нет; Ехать так ехать; Валерия опять посмотрела на меня и ничего не сказала: завтра так завтра (Сол.); Всё под руками у нас в деревне: лесок так лесок, речка так речка (Сол.); Дождь не дождь, не поймешь что . То же при выражении значения уступки: Время не время, а ехать надо .

Если повторяющиеся сказуемые с частицей так имеют условно-следственные значения с оттенком усиления, то запятая может ставиться: – А что ж! – вдруг восклицает он с неожиданным приливом энергии. – Собираться, так собираться (Купр.); Ну, будет, спасибо. Удружил, так удружил (Чак.). (Ср.: Если надо собираться, то соберемся; Если удружил, то с лихвой .)

§45

Повторяющиеся члены предложения с союзом и при резком подчеркивании их смысла отделяются знаком тире : Уходите – и побыстрее уходите; Нам нужна победа – и только победа . Однако при более спокойной интонации возможна и запятая: Ты, и только ты способен на это; Нужны факты, и только факты .

Если союз и стоит между двумя одинаковыми глаголами, которые выступают в качестве единого сказуемого, выражающего постоянно повторяющееся действие, запятая не ставится: А он всё пишет и пишет письма по старому адресу .

Добрый день! Сегодня отвечаю на вопрос «Когда ставится и не ставится запятая перед союзом И?»

Предлагаю вам посмотреть видео, в конце которого вы сможете проверить свои знания. 😉

Вот теория в текстовом виде.

Запятая перед И не ставится.

1. Между двумя однородными членами предложения.

В букете были ромашки и васильки .

2.Между предпоследним и последним ЧП в ряду ОЧП

В корзине лежали красные , зелёные , синие и жёлтые шары.

3. Когда И – часть составного союза

Например,

НЕ ТОЛЬКО … , НО И

КАК … , ТАК И

4. Когда два обособленных ЧП зависят от одного слова

Он задумался, повторяя про себя слова матери _и планируя дальнейшие действия.

Тишина, нарушаемая лишь пением птиц _и оберегаемая природой, сохранялась здесь всегда.

5. При однородном подчинении двух придаточных в СПП

, () и ().

[Они узнали], (что оставаться здесь опасно) _и (что спасатели скоро прибудут).

6. В особых типах ССП

1)Если у двух частей сложносочиненного предложения есть общий второстепенный член.

Вчера [опали последние листья] _и [выпал первый снег].

2)Если у двух частей сложносочиненного предложения есть общее вводное слово.

Кажется, [опали последние листья] _и [выпал первый снег].

3)Если у двух частей сложного предложения, связанных сочинительной связью, есть общая придаточная часть.

Медсестра сказала _и врач подтвердил, что больному стало лучше .

4)Если обе части сложносочиненного предложения являются односоставными назывными предложениями.

Мороз _и солнце ; день чудесный !

5)Если обе части сложносочиненного предложения являются вопросительными предложениями.

Кто вы _и что вы здесь делаете?

7. Во фразеологизмах

и день и ночь

и стар и млад

и там и сям

Запятая перед И ставится.

1. Между ОЧП, соединёнными повторяющимися союзами И

В ящике лежали и жёлтые, и синие, и зелёные, и красные ш ары.

2.Между частями ССП

[Опали последние листья], и [выпал первый снег].