Умники и умницы. Фронтальные логопедические занятия Структура занятия по логопедии

При составления конспекта логопедического занятия очень важны этапызанятия..

Этапы занятия по постановке звука.

    Организационный момент.

    Артикуляционная гимнастика.

    Упражнения на дыхание.

    Постановка звука.

    Развитие познавательных процессов.

    Развитие мелкой моторики.

    Итог.

1. Организационный момент.

3. Упражнения на дыхание.

4. Автоматизация звука

а) в слогах

б) в словах

в) во фразах

г) в тексте

д) в собственной речи.

6.Развитие мелкой моторики.

7.Итог.

Этапы занятия по автоматизации звука

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Упражнения на дыхание.

4. Дифференциация звуков

а) в слогах

б) в словах

в) во фразах

г) в тексте

д) в собственной речи.

5.Развитие познавательных процессов.

6.Развитие мелкой моторики.

7.Итог

1. Первый этап занятия это организационный момент. Продолжительность данного этапа 4 минуты. Цель: воспитание интереса к занятию. На этом этапе настраиваем детей на занятие, повторяем пройденный материал, развиваем общую моторику, заучиваем различные стихотворные завлекалочки.

2. Второй этап это логопедическая артикуляционная гимнастика. Продолжительность второго этапа 5-7 минут. На этом этапе готовим артикуляционный аппарат к произношению звука. Проводим не более 6 упражнений. Например для звука [С] : учим удерживать губы в улыбке, расслаблять язычок и т.д.

3. На третьем этапе упражнения на дыхание. Продолжительность данного этапа 3-4 минуты. Цель: развитие речевого дыхания. Проводим 3-4 вида упражнений: припевки, работа с различными предметами (ватные шарики, подуть на рыбки и т.д.).

4. Четвертый этап это массаж органов артикуляции. Цель: расслабление мышц языка, шеи, шейно-воротниковой зоны. Массаж проводится 5-7 минут и подбирается с учетом диагноза. Для массажа используют такие принадлежности как перчатки, бинты, зонды, шпатели и т.д.

5. Пятый этап это постановка звука. Цели данного этапа: формирование правильного артикуляционного уклада. Развитие памяти, внимания. Воспитание целенаправленности, усидчивости. Особенность работы на первом занятие логопед объясняет и помогает выполнить то или иное упражнение. На следующем занятии ребенок рассказывает артикуляцию звука с помощью логопеда или с опорой на картинки с символами. На последних занятиях ребенок должен самостоятельно выполнить и рассказать артикуляцию звука.

6. Шестой этап это автоматизация звука. Цели данного этапа: закрепление звука в словах, слогах и т.д.; развитие фонематического слуха, восприятия, памяти.; развитие речи. Виды заданий на данном этапе это работа по развитию фонематического восприятия, работа с предметными картинками или предметами, с сюжетными картинками или серией сюжетных картин.

7. Седьмой этап это дифференциация звуков. Цель обучение различению звуков по артикуляционному укладу и на слух. Ребенок должен произносить два звука и различать чем они похожи и чем различаются. Дальнейшая работа идет как при автоматизации с 2 звуками.

8. Восьмой этап это развитие познавательных процессов. Цель данного этапа: развитие памяти, внимания, ощущения, восприятия, мышления. На данном этапе используем различные игры и занимательные задания по развитию психических процессов.

9. Девятый этап это развитие мелкой моторики. Цели данного этапа: укрепление мелкой моторики, пальцев рук, формирование четкой координации движения, формирование синхронностей движений. Виды занятий: пальчиковая гимнастика, массаж, штриховка, работа с счетными палочками, пластилином, с различными семенами, крупами и т.д.

9. И последний этап это подведении итога. На данном этапе закрепляем полученные знания на занятии.

Схема построения индивидуального

логопедического занятия

Индивидуальное логопедическое занятие № 1.

Патология ребенка : псевдобульбарная дизартрия (стертая форма), ОНР (3 уровень речевого развития по Р. Левиной): нарушено произношение свис­тящих и шипящих (Ш, Ж, Щ → Ч), звука [Л]; нарушение полиморфное. Несформированность фонематического ана­лиза (простого и сложного) и фонематического синтеза. Снижение объема пассивного словаря, номинативного, атрибутивного. Нарушения грамматических функций словоизменения и словообра­зования, выраженные экспрессивные аграмматизмы, не резко выраженные импрессивные аграмматизмы. Несформированность слухового внимания и памяти. В поведении аде­кватен, контактен, эмоционально лабилен. (Наши комментарии: диагноз указываем один раз, можно на титульном листе плановой тетради)

Этап коррекционной работы : подготовительный

Время проведения занятия : 20 минут.

Оборудование: (указываем то, что используем в занятии)

занятия, дата проведения

(трудности)

занятия, дата проведения

Анализ выполнения заданий ребенком

(трудности)

Над чем работать на следующем занятии

Занятие № 1

09.08.2012

Тема занятия:

1.Организационный момент:

Сюрпризный момент, начало игрового сюжета

2.Формирование диафрагмального дыхания, длительного фонационного выдоха

"Веселая вертушка"

3.Артикуляционная гимнастика (данный комплекс для звука Ш)

для губ «трубочка – улыбка» 5 –6 раз.

Если трубочка из губ недостаточно логопед большим и указательным пальцем нажимаем на щеки и выдвигаем вперед. «хоботок - покой» «хоботок» влево, вправо, «Жевать язык»

«хоботок» по часовой и против часовой стрелки. поднять вверх верхнюю губу опустить вниз нижнюю губу поднять вверх верхнюю губу, опустить вниз нижнюю губу, опустить вниз верхнюю губу, поднять вверх нижнюю губу.

4.Фонематический строй речи

5.Формирование ритмической стороны речи

Покажи карточку с цифрой - сколько ударов ты слышишь 1 11 111 1111 (с опорой на наглядность)

7.Графическое восприятие буквы

Недостаточная продолжительность выдоха

Трубочка не получается

Хоботок не удерживается, формируется только с помощью руки логопеда

Только с помощью логопеда

Затрудняется выделять звук Ш

Гнусавость

Удлинять выдох, фиксировать диафрагмальное дыхание

Пассивная гимнастика, логопедический массаж

Работать над выделением звука

Снятие носового оттенка

Примерный план на 10 занятий

Занятие

1

2

3

4

5

6

Формирование диафрагмального дыхания, длительного фонационного выдоха

Артик. гим-ка (для каждого звука своя)

Фонематический строй речи

Формирование ритмической стороны речи

Графическое восприятие буквы

Занятие № 1

1.Постановка диафрагмального дыхания: положение лежа, игрушка - контроль.

2. "Веселая вертушка"

Для каждого звука своя артикуляционная гимнастика

Выдели звук на фоне слога. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук…

Покажи карточку с цифрой - сколько ударов ты слышишь

1 11 111 1111

(с опорой на наглядность)

Пропеть гласные звуки (со средней силой голоса)У_У, АУ - АУ, АИУ-

Ощупывание буквы из наждака: 10 раз с открытыми, 15 раз с закрытыми глазами

Занятие № 2

1. "Полный выдох"

"Оттягивающий выдох"

2."Мыльные пузыри"

То же

Подними флажок если в слове есть заданный звук.

Прослушай серию акцентированных ударов, покажи карточку с количеством ударов (с опорой на наглядность)

безвучно-шепотом-тихо-громко

Вылепливание буквы из пластилина.

Складывание из веток.

Занятие № 3

1. "Фиксированный выдох" (изменение раствора рта)

"Выдох воздуха 3-мя толчками"

2. "Волшебные шарики"

То же

"Чудо - дерево"

Укрась дерево игрушками, которые имеют заданный звук

Прослушай серию акцентированных ударов, покажи карточку с количеством ударов, за ширмой (без опоры на наглядность)

Нарисуй букву пальцем.

Выложи из пуговиц, карандашей.

Занятие № 4

1."Свисток"

"Фиксированный выдох со звуками: с-с-с, х-х-х, ф-ф-ф, ш-ш-ш"

2. "Помоги насекомым перелететь через реку"

То же

Отбери картинки, в названии которых есть заданный звук

Отхлопай ритм (без опоры на наглядность) изолированные удары, серия простых ударов.

Счет: прямой от 1 до 5 (с повышением голоса)

Буквенные пазлы. Выкладывание буквы из лент, веревок. Из ложек, вилок Из бусин, из теста

Занятие № 5

1.Выдох на слоги.

2. "Путешествие"

То же

Отбери овощи, в названии которых есть заданный звук.

Отхлопай серию акцентированных ударов: запиши условными знаками предложенные для воспроизведения удары, самостоятельно воспроизведи удары по карточке.

Название дней недели:

П. - в - безв.

С-ч - шеп.

П-с - сред. силы

В - громко

С-п- ср.

Ч-с- шепотом

В-п без звука

Буква выкладывается из шнурка.

Из листов, цветов.

Из кубиков, линеек

Занятие № 6

1.Полупропевки на выдохе: мамаомумы

2."Одуванчик"

То же

Отбери картинки, названия которых начинаются на заданный звук

Медленно отхлопай ритмический рисунок: та, та та, тату , тата, татату, татата

Произнесение предложения с изменением силы голоса:

"Мама ушла домой"

Подружи буквы:

Логопед говорит, ребенок выкладывает

Р А, О, У.

Занятие № 7

2. "Как воет ветер?"

То же

Отгадай загадку покажи с какого звука начинается отгадка.

Отхлопай ритм слова и предложения с одновременным произнесением

Вопросительная, повествовательная, восклицательная интонация. Уоа? Уоа. Уоа!

Вылепи У, О, А, (буква которую отрабатываем).

Подружи их как я назову: ра, ро, ру, ры.

Занятие № 8

1. Дыхательные упражнения с движениями.

2. "Бабочка на цветках"

То же

"Кто больше?" отыщи на картинке слова с заданным звуком.

Ритмическое произнесение имени. Названия деревьев, животных под хлопки

Диалог:

Уоа?

Уоа.

Сложение слогов по кубикам названных логопедом

Занятие № 9

1. Дыхательные упражнения с движениями.

2."Запусти самолетик"

То же

Я назову 4 слова, а ты скажешь какое по счету слово лишнее и почему:

Рак, рот, сом, рука.

Лишнее 3-е слово. Остальные слова начинаются на один и тоже звук.

Воспроизведение ритмической структуры с игрой в мяч

Диалог:

Уоа?

Уоа.

Подружи буквы как я назову: ор,ар,ур, ара, оро, уру.

Занятие № 10

1. Дыхательные упражнения с движениями.

2. "Перышко"

То же

"Магазин"

купи только те продукты, в названии которых есть заданный звук (в начале, в конце, в середине, вообще)

Воспроизведение ритмической структуры со считалками

Инсценировка стихотворения "Перчатки" Маршака

Напиши слоги под диктовку

Тема занятия: "Пчелка Майя" Наши комментарии: занятие должно проводится в едином игровом сюжете, отсюда и «игровая» тема.

Рабочая тема: " Звук Ш"

Ход занятия

    Организационный момент:

    Формирование диафрагмального дыхания, длительного фонационного выдоха

    Артикуляционная гимнастика

    Фонематический строй речи

    Формирование ритмической стороны речи

    Графическое восприятие буквы

Задание для воспитателя:

    Артикуляционные упражнения

    Графическое восприятие буквы

Домашние задания (основная задача ): Отрабатывать и закреплять навыки, полученные на занятии


Формы и методы логопедической работы в соответствии с ФГОС дошкольного образования

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого–педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого–возрастным и индивидуальным особенностям.

Основной формой коррекционного обучения в специализированном детском саду являются логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи предполагает решение коррекционных задач в форме:

Фронтальных (подгрупповых) занятий;

Индивидуальных занятий;

Занятий подвижными микрогруппами.

Занятия проводятся логопедом после того, как проходит обследование детей группы в начале года.

Фронтальные (подгрупповые) логопедические занятия позволяют эффективно решать те задачи развития речи и коррекции ее недостатков, которые являются приоритетными для всех или большинства воспитанников группы. Данный вид занятий формирует у них умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, ориентироваться на лучшие образцы речи.

В основе планирования занятий с детьми с ОНР лежат тематический и концентрический подходы.

Тематический подход организации познавательного и речевого материала занятия предполагает его фокусировку на какой – либо теме из окружающего ребенка предметного мира. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Изучение темы параллельно изучается на разных по видам деятельности занятиях: при ознакомлении с окружающим, развитии речи, на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, в играх. Подбор и расположение тем определяются следующими условиями: сезонностью, социальной значимостью, нейтральным характером.

Один из важнейших факторов реализации тематического принципа – концентрированное изучение темы, благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения очень важна как для восприятия речи детьми (пассив), так и для ее активизации.

В соответствии с концентрическим подходом программное содержание в рамках одних и тех же тем год от года углубляется и расширяется.

При планировании и проведении фронтальных подгрупповых логопедических занятий:

Определяются тема и цели занятия;

Выделяется предметный и глагольный словарь, словарь признаков, которые дети должны усвоить в активной речи;

Отбирается лексический материал с учетом темы и цели занятия, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей, при этом допускается ненормативное фонетическое оформление части речевого материала;

Обеспечивается постепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий;

При отборе программного материала учитывается зона ближайшего развития дошкольников, потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности;

включается в занятия регулярное повторение усвоенного речевого материала.

Оптимизация содержания занятий обеспечивается их интегрированным характером, когда параллельно реализуются и органично дополняют друг друга разные линии работы по коррекции тех или иных компонентов речевой системы дошкольников, а также дефицитарно развитых психических и психофизиологических функций. Например, на занятиях по формированию фонетико – фонематической стороны речи с старшей группе при изучении звука мы работаем над четким произнесением этого звука, параллельно работаем над развитием фонематического слуха и формированием фонематического восприятия, и у нас начинается формирование языкового анализа и синтеза, когда дети работают с символами звуков, пытаясь «прочитать» их вместе.

Опора на игру как ведущий вид деятельности дошкольников и обязательное включение разных видов игр в логопедические занятия обеспечивают выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов.

Исходя из всего сказанного, к фронтальным занятиям должны предъявляться следующие требования :

1. Занятие должно быть динамичным.

2. Обязательно включаются игровые фрагменты и сюрпризные моменты. Можно включить забавные ситуации, участниками которых будут дети.

3. Должна быть частая смена различных видов деятельности.

4. Необходимо развивать у детей коммуникативную направленности, обучать общению с педагогом и друг с другом.

5. Необходимо на занятиях приучать детей слушать, слышать, исправлять ошибки в чужой и в своей речи.

6. Использовать разнообразный дидактический материал, красочный и удобный.

7. Самое главное – на занятиях дети должны много говорить.

Технологии, используемые на занятиях, должны располагаться в порядке возрастающей сложности и быть разнообразными.

Фронтальные занятия в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции речи подразделяются на следующие типы :

1. Занятия по формированию фонетико – фонематической стороны речи.

2. Занятия по формированию и развитию связной речи.

3. Занятия лексические с элементами грамматики.

4. Занятия по формированию лексико – грамматических категорий.

Основными задачами занятий по формированию фонетико – фонематической стороны речи являются: развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия, навыков произнесения слов различной звуко – слоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи; подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

Специфика этого типа занятий обуславливает подбор лексического материала, насыщенного изучаемыми и правильно произносимыми звуками.

Задачей занятий по формированию и развитию связной речи является обучение детей самостоятельному высказыванию. На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ – описание.

На лексическом занятии с элементами грамматики используется «лексический» подход. При таком подходе происходит пополнение знаний и сведений детей, их словарного запаса. Логопедом выбираются игры, с помощью которых можно закрепить какую – то грамматическую форму, уже имеющуюся в речи детей.

На занятиях по формированию лексико – грамматических категорий используется лексико – грамматический подход. При таком подходе на занятиях изучаются наиболее типичные формы словообразования, а также основные модели построения словосочетаний и предложений, характерные для грамматической системы русского языка. Таким образом, у дошкольников с общим недоразвитием речи формируются грамматические представления. Основными задачами этих занятий являются развитие понимания речи, уточнение и расширение словарного запаса, формирование обобщающих понятий, формирование практических навыков словообразования и словоизменения, умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур.

В нашем саду во второй младшей и средней группах проходят лексические занятия с элементами грамматики. В старшей и подготовительной группах проводятся занятия по формированию лексико – грамматических категорий.

С чем связано то, что используются разные типы занятий ? В младших группах в саду логопедической направленности основной упор в работе логопеда делается на обогащение словаря детей. И здесь нужны занятия лексического типа. Т.е. в соответствии с тематическим годовым планированием, выбирается лексическая тема, внимание логопеда и детей на занятии полностью сосредоточено на словаре, лексико – грамматические категории если и берутся, то только уже известные ребенку. В данном типе занятий изучение лексико – грамматических категорий играет второстепенную роль.

В старших группах изучение лексико – грамматических категорий выходит на 1 место, то есть, на одном занятии логопед планирует изучение только одной лексико – грамматической темы. Это обусловлено тем, что ни одна грамматическая категория не может войти в самостоятельную речь детей – логопатов без многократного сознательного использования ее в разных словосочетаниях и предложениях. Темы для лексико – грамматических занятий выбираются не случайно, а в соответствии с физиологическими и психолого – педагогическими особенностями формирования ребенка при ОНР.

Занятия в подвижных микрогруппах представляют логопеду возможность варьировать их цели и содержание в зависимости от задач коррекционной работы, речевых и индивидуально – типологических особенностей воспитанников. В начале года, когда большее количество времени отводится на постановку звуков, как правило объединяют детей, имеющих более или менее однородные дефекты произношения звуков. Позднее, когда акцент перемещается на закрепление поставленных звуков, возрастает возможность включать упражнения, направленные на расширение словаря и овладение грамматически правильной речью, целесообразно перегруппировать детей с учетом всего объема речевой работы. Данный подход помогает дифференцированно работать с детьми, недостатки которых выражены в основном в звуковой стороне речи. Так же на занятия в подвижных микрогруппах происходит закрепление лексико – грамматических категорий, работа по развитию фонематического слуха и формированию фонематического восприятия.

Индивидуальные занятия составляют существенную часть рабочего времени логопеда в течение каждого дня. Они позволяют осуществлять коррекцию речевых и иных недостатков психофизического развития, глубоко индивидуальных для каждого воспитанника.

Роль таких занятий особенно велика в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, особенности которого мешают установить продуктивные контакты со взрослым, а тем более со сверстниками. Тем не менее постепенный отход от индивидуальных занятий к занятиям в малых подгруппах в течение учебного года позволяет оптимизировать временные затраты и перейти к формированию некоторых навыков совместной продуктивной и речевой деятельности детей.

К индивидуальным логопедическим занятиям предъявляются определенные требования. При их подготовке и проведении логопед должен:

Сформулировать тему и цели занятия;

Продумать этапы занятия, их связь друг с другом;

Запланировать постепенное усложнение речевого материала занятия;

Осуществлять дифференциальный подход к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей;

Формулировать инструкции кратко и четко;

Использовать разнообразный и красочный наглядный материал;

Уметь создавать положительный эмоциональный фон занятия.

Основная задача индивидуальных занятий заключается в первоначальном формировании звуковой стороны речи, что включает в себя комплекс подготовительных артикуляционных упражнений, коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова, развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия.

Определяя содержание индивидуального логопедического занятия, подбирая речевой и практический материал, логопед должен стремиться к тому, чтобы сделать занятие не только интересным, но и максимально продуктивным, с высокой речевой активностью ребенка. Для этого можно подбирать лексико – грамматические игры и игры на развитие ВПФ со словами, насыщенными автоматизируемым звуком.

Индивидуальные занятия как правило включают в себя следующие этапы: во – первых, это артикуляционная гимнастика, затем, пальчиковая гимнастика, затем идет работа по постановке или автоматизации звука. Лексический материал должен содержать максимальное количество закрепляемых звуков. Необходимо повышать темп речевых упражнений от неторопливого, утрированного произнесения переходить к более быстрому проговариванию и, наконец, к скороговоркам. Требование здесь – к постепенному усложнению лексического материала, переход от простых видов речевой деятельности к более сложным – от элементарного повторения слов за логопедом, к называнию предметов, описанию, стихам, пересказам, составлению рассказов по картинкам.

здоровьесберегающие технологии . Здоровьесберегающие технологии очень важны для наших детей с ограниченными возможностями здоровья, т.к. это как правило дети с ослабленным здоровьем. Подбор элементов различных здоровьесберегающих технологий зависит от возрастных и психофизиологических особенностей детей.

Здоровьесберегающие технологии – это зрительная гимнастика, смена статических и динамических поз, голосовые и дыхательные упражнения, подвижные игры речевого характера, упражнения для коррекции общей и мелкой моторики. Постепенно включая в каждое занятие различные виды массажа, динамические паузы, пальчиковые игры, гимнастику для глаз, логопед создает необходимую атмосферу, снижающую напряжение и позволяющую использовать все время занятия более эффективно. Все упражнения следует выполнять на фоне позитивных ответных реакций ребенка.

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы. Практические используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр. К практическим методам можно отнести широко используемые в последнее время методы моделирования и метод проектов.

Метод моделирования является одним из перспективных направлений совершенствования процесса коррекционно – развивающего обучения и активно применяется в нашем детском саду. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности детей. У ребенка, владеющего формами наглядного моделирования появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Введение наглядных моделей позволяет более целенаправленно закреплять навыки в процессе коррекционного обучения. Например, при подготовке к обучению грамоте метод наглядного моделирования позволяет решить следующие задачи:

Познакомить детей с понятием «слово» и его протяженностью;

Научить интонационно выделять звук в слове, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой, изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов;

Сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений.

При обучении связной речи моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания. На этом этапе метод наглядного моделирования способствует:

Усвоению принципа замещения (умение обозначать персонажей художественного произведения заместителями), передачи событий при помощи заместителей;

Овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;

Формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ;

Применение наглядных моделей в работе над монологической речью детей с ОНР позволяет более успешно обучить детей составлению связного речевого высказывания.

Таким образом, результаты проводимого коррекционного обучения свидетельствуют о широких возможностях использования наглядного моделирования в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи.

В последнее время в нашем саду стал активно применяться метод проектов. Использование этого метода - принципиально иной подход к построению образовательного процесса, основанный на активной исследовательской позиции детей с учетом их личных интересов. Это способ достижения цели через детальную разработку проблемы, результатом которой является продукт, оформленный тем или иным способом. В этом году в подготовительной группе был разработан, а затем проведена презентацияпроекта на тему: «Мотивы осени». Этот проект развивает эмоциональную сферу и музыкально-эстетические чувства старших дошкольников с речевыми нарушениями. Исследуя окружающий мир, ребенок, получает обобщенный опыт в сфере развития речевых, познавательных, музыкально-эстетических способностей.

Для того, чтобы дети проявили музыкально-эстетические чувства – нужно привить им любовь к хорошей музыке и научить эту музыку понимать, а это невозможно без развития музыкальных способностей.

Деятельность педагогов в этом проекте была сосредоточена на приобщение детей к высокохудожественному и доступному музыкальному репертуару, на развитии творческой активности детей.

Еще одним новшевством в работе нашего сада является использование такого метода коррекции речевых нарушений у детей как логосказки. Мы только приступаем к разработке этого проекта, целью которого является создание условий для ранней пропедевтики речевых нарушений у детей посредством игровой деятельности. С помощью логосказок мы надеемся решить следующие задачи логопедической коррекции коммуникативной сферы детей:

Создание благоприятной психологической атмосферы в ходе образовательной деятельности;

Обогащение эмоционально – чувственной сферы детей посредством общения со сказкой;

Развитие диалогической и монологической речи;

Повышение эффективности игровой мотивации детской речи, ее художественно – эстетической направленности;

Приобщение детей к красоте художественного слова, народному фольклору;

Развитие сотрудничества учителя – логопеда и воспитателей с детьми и друг с другом на основе личностно ориентированной модели взаимодействия.

Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения и предназначаются для систематического развития всех компонентов речи и подготовки к школе.

По форме занятия могут быть фронтальные (со всей группой) и индивидуальные (с отдельными детьми). Иногда логопед объединяет несколько детей с одинаковыми нарушениями и проводит логопедические занятия с подгруппой.

Основной задачей индивидуальных занятий является формирование звуковой стороны речи, для чего проводятся подготовительные артикуляционные упражнения, упражнения, развивающие слоговую структуру слов, фонематическое восприятие, коррекция произношения дефектных звуков с учетом возможностей каждого ребенка.

На подгрупповых занятиях дети со сходными речевыми нарушениями объединяются. С ними проводится работа по автоматизации звуков, расширению словаря, развитию связанной речи. В каждое занятие на развитие лексико-грамматических форм языка включаются задания на формирование психофизической сферы детей. Все задания объединяются одной лексической темой или сюжетом сказки, рассказа, который порой по ходу действия (задания) сочиняют дети.

Фонетическое фронтальное занятие состоит из нескольких этапов, к каждому из которых логопед дает четкую и краткую инструкцию. Учитывая, что на эти занятия выносится изучение только правильно произносимых звуков, не рекомендуется тратить более 3 минут на упражнение, включающие артикуляционную гимнастику. Предусматривается постепенное усложнение заданий для различения речевых звуков. Отличительной способностью этих занятий является так же постепенная отработка, имеющихся или пройденных ранее грамматических категорий с предъявлением требования их правильного фонетического оформления.

Занятия по формированию правильного произношения у детей должны отличаться строгой систематичностью. Их следует проводить не реже трех раз в неделю. Постановка звуков осуществляется на индивидуальных занятиях, а дальнейшую работу над ними можно проводить на групповых занятиях. Для этой цели объединяют детей, у которых в данное время исправляют один и тот же звук. Обычно таким образом составляются группы из трех-четырех человек. Состав групп подвижен и меняется с каждым новым звуком.

Продолжительность индивидуальных и групповых занятий не должна превышать 15 минут, поскольку дети дошкольного возраста не выдерживают большей активной речевой нагрузки и у них наступает переутомление.

Особого внимания заслуживает вопрос о порядке исправления неправильно произносимых звуков. Понятно, что, когда ребенок не владеет правильным произношением одного - трех звуков, не может быть речи о специальной системе. Но, как известно, чаще встречаются сложные нарушения звукопроизношения, при которых оказывается нарушенными большое число фонем, принадлежащим к разным фонетическим группам.

Логопедическое воздействие строится на основе онтогенетического принципа, с учётом закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций речи. Так, в тех случаях, когда у ребёнка наблюдается большое количество нарушенных звуков, например, свистящие, шипящие, р, последовательность в работе определяется последовательность их появления в онтогенезе (свистящие, шипящие, р).

Следует пояснить, что не только возможна, но и необходима параллельная работа над двумя звуками. Однако при этом соблюдаются следующие требования. Прежде всего нельзя брать для одновременной работы те звуки, артикуляция которых характеризуется прямо противоположным укладам речевых органов. Так, например, нецелесообразно одновременно работать над исправлением бокового произнесения звука с и постановкой звука л. В данном случае для правильной артикуляции фонемы с нужно добиваться широкого уклада языка с желобком посередине, с для л - совершенно противоположного (язык узкий - "жалом", желобок отсутствует, а воздух проходит по боковым щелям между языком и коренными зубами). Параллельная работа над этими звуками может привести к взаимному торможению движений, необходимых для их произнесения. Следующее требование состоит в том, что нельзя одновременно работать над так называемыми "трудными" звуками, т.е. теми, произнесение которых вызывает у ребенка наибольшую затрату энергии. Так, например, одновременная работа над звуками р и ш, требующими большого напряжения дыхательных органов, может привести к быстрому утомлению вплоть до головокружения. Если у ребенка нарушено произношение парных согласных звуков, то в первую очередь работают над глухими звуками, например над ш, затем усложняют артикуляцию, прибавляя к ней голос, и получают звук ж. Определяя порядок работы над дефектным произношением ребенка, логопед должен обязательно учитывать и индивидуальные особенности логопата, а в первую очередь податливость тех или иных дефектов к устранению. Поэтому в процессе обследования ребенка он должен точно установить, какие звуки легче поддаются исправлению, и при составлении плана работы включить их в первую очередь.

Особое внимание следует уделить организации самих занятий. С самого начала учебного года необходимо воспитывать у детей организационные навыки, позволяющие осуществить коллективную речевую деятельность. С этой целью рекомендуется давать детям возможность свободного размещения во время занятий (в круг, полукругом, около логопеда) так, чтобы им было удобно рассматривать изучаемые предметы, смотреть друг на друга, на логопеда, обеспечивая тем самым полноту восприятия чужой речи. Это, в свою очередь, поможет добиться большей продуктивности обучения. Важно на протяжении всего занятия поддерживать мотивацию общения. Этому способствует четкая и логическая система подбора вопросов, адресованных подгруппе и отдельным детям, умелый отбор тематики занятий, способной заинтересовать детей, красочные и разнообразные пособия, а так же предварительная подборка материала для занятий с помощью родителей. Логопед должен ориентироваться на общие интересы детей, что позволит активизировать их высказывания.

При определении структуры занятий необходимо распределение эмоциональных моментов таким образом, чтобы наиболее интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости.

В процессе работы, естественно, у детей возникают трудности и ошибочные ответы. В таких случаях логопед не должен делать замечание, способных вызвать у ребенка негативную реакцию. Возможны разные варианты исправления ошибок:

а) деликатно, по ходу занятия, исправить ответ ребенка;

б) привлечь внимание всех детей к данному ответу, определить правильность его или ошибочность;

в) предложить кому-то из детей исправить ошибку;

г) повторить правильный ответ хором, а затем индивидуально с ребенком, допустившим ошибку.

При этом необходимо, чтобы работа детей над ошибками приобретала сознательный характер и носила форму коллективного разбора.

Важно создать положительный эмоциональный фон, вызвать у детей интерес к занятиям, поэтому проводить их надо в увлекательной игровой форме. Задания должны быть доступными детям и располагаться в порядке нарастающей сложности. Большое значение имеет этичное поведение логопеда, его правильная реакция на ошибки детей. Он должен разъяснить детям, что нельзя смеяться над недостатками речи, что в исправлении дефектов успех приходит постепенно и зависит прежде всего от трудолюбия самого ребенка и помощи окружающих. Необходимо, чтобы логопед в процессе работы с детьми объективно и тактично оценивал успехи каждого ребенка и привлекал к ним внимание его товарищей. Коррекция нарушений речи проводится с учётом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, формирования личности ребёнка. Большой интерес к занятию дети проявляют тогда, когда создаются занимательные игровые сюжеты, в которых часто они сами являются активными участниками. Поэтому логопед использует разнообразное построение занятий: в одном случае это игра, в другом - занятие-спектакль, где дети - участники спектакля, и зрители, в третьем они учителя, а не ученики и т.д. Часто педагог провидит занятия с использованием литературных персонажей, специально изготовленных панно, сюжетных и пейзажных картин и т.д. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия, т.к. дети-логопаты часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Постоянно обращается внимание на соматически ослабленных детей, которые быстро устают и их работоспособность падает. Поэтому в середине занятий проводятся динамические паузы для снятия мышечного напряжения. Используются физкультминутки, пальчиковая гимнастика и другие приемы с речевым ритмическим сопровождением.

С-1. В связи с окончанием нашего любимого конкурса после просмотренных мероприятий, по мнению жюри, возникла необходимость напомнить коллегам о некоторых обязательных моментах работы, конкретно относящихся к нашему направлению.

С-2. 1-й момент - это основные этапы структуры коррекционно - логопедического занятия (в дальнейшем просто занятия).
Организационная и сюжетная основа коррекционно-логопедических занятий может быть беспредельно разнообразной. Все зависит от желания и возможностей логопеда, его готовности к экспромтам.
Но необходимо помнить, что вся коррекционная работа, а также структура логопедического занятия строятся по принципу: от простого - к сложному.

С-3. Вот некоторые варианты организации логопедических занятий:
При этом не обязательно использовать только общеизвестные сюжеты и темы. Сюжет можно придумать самим полностью либо использовать основу сюжета и развивать его по ходу занятия, если позволяют возможности совместного экспромта и творчества логопеда и детей.

С-4 по С- 12. Выбор структуры коррекционно-логопедических занятий в первую очередь зависит от выявленных проблем ребёнка, но каждый вид структуры включает обязательные элементы, необходимые для данного вида нарушения, которые даже при варьировании занятия в зависимости от тем всегда остаются.

Я перечислила 9 видов структур занятий, зачитывать не буду, вы их отлично все знаете. Моя цель сегодня напомнить вам, что при подготовке открытого занятия основные этапы должны сохраняться.

С- 13. Каждый этап занятия имеет свою цель и задачи. Я привела 2 примера, остальные аналогичны.

Пример: Организационный момент (в разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения).

С-14. Пример для этапа. Произношение звука в связной речи. Особо хотелось бы остановиться на проведении физминуток.

С-15. Это один из главных элементов здоровьесбережения. Почему я уделяю им особое внимание? В течение 30-40 минутного занятия должно быть не менее 2 физминуток.

Формы проведения разнообразны. Музыка и ритмичные движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение детей. В последнее время педагоги чаще стали употреблять музыкальные видеофизминутки, при которых дети весело пританцовывают как бы повторяя движения и слова героев мультика, но при этом не успевая отрабатывать ни произношения, ни чёткости и координации движений, ни ориентировку в пространстве.

При планировании физминутки необходимо помнить, что подвижные игры и физические упражнения в сочетании с речью способствуют совершенствованию как общей моторики, так и общего развития. Это может быть подвижная игра, имитация трудовых действий, произношение придуманных чистоговорок с сопровождением действий. Часто развитие сюжета в физминутке связывается ситуативной цепочкой со словом из предыдущего этапа занятия. Физминутка может проводиться и в форме психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают состояние разных животных. Если физминутка музыкальная, её необходимо связывать с темой занятий, т.к. наша задача -развитие всех сторон речи.

С-16. Приемы и методы работы учителя-логопеда разнообразны, вводятся новые технологии по обучению детей, но в любом случае необходимо помнить, что структура именно логопедического занятия и задания должны соответствовать ликвидации проблемы ребёнка. А именно:

  • соответствовать заключению по обследованию логопата;
  • на протяжении всего занятия независимо от темы и формы занятия необходимо контролировать речь ребёнка и уделять повышенное внимание наиболее слабым в группе/подгруппе детям по ликвидации проблем.

Например:

Если группа сборная по заключениям, то ребёнку с ОНР или СНР уделяется больше внимания, обязательно необходимо контролировать его звуковку и не давать отмалчиваться за спинами других детей, требуя самостоятельного ответа или хотя бы повтора за кем-либо правильного ответа.

Если занятие с детьми по ликвидации фонематического недоразвития, то независимо от номера занятия, от выбранных технологий и методов пропедевтика перед самостоятельной детской работой. Так как цель логопедической работы - предупреждение, выявление и устранение тех нарушений речи, которые являются причиной неуспеваемости и сдерживают дальнейшее развитие ребёнка, создают трудности в учебном и бытовом общении.

С-17. Следующий момент, который необходимо обсудить, это самоанализ.

С-18 и С-19. Качество и эффективность логопедического занятия во многом зависят от умения учителя-логопеда анализировать свои и чужие успехи и ошибки. Поэтому важным элементом педагогической деятельности является самоанализ своего занятия, качество которого зависит от многих факторов и, прежде всего, от привычки учителя-логопеда к рефлексии своих действий и тех результатов, к которым они привели или могут привести. Самоанализ занятия помогает логопеду взглянуть на свой труд как бы со стороны, оценить собственные силы, увидеть достижения и недостатки своей работы.

Так же самоанализ собственной работы — одна из самых продуктивных мер повышения квалификации специалиста.

С-20. По словам профессора Юрия Анатольевича Конаржевского, самоанализ является важнейшим средством стимулирования самообразования педагога. С этим нельзя не согласиться, так как содержательная сторона процесса самообразования учителя-логопеда в значительной мере формируется на основании выводов педагогического анализа его занятий. Пробелы в дидактическом, методическом, профессионально-содержательном образовании логопеда, обнаруженные руководителем образовательного учреждения или коллегами в ходе посещения и анализа занятий, должны быть восполнены логопедом путем самопознания, в основу содержания которого ложатся полученные рекомендации.

С-21. В педагогической литературе описаны различные подходы к самоанализу. При множестве этих подходов отсутствуют единые требования к его проведению. Главное - раскрыть все стороны занятия реально, оценив его ход. Поэтому хотелось бы предложить наиболее оптимальную схему самоанализа логопедического занятия.

Этот перечень вопросов не является исчерпывающим. Он может варьировать в зависимости от цели, которую вы преследуете. Это зависит от того, что является главным для логопеда на данный момент. Самоанализ после открытого занятия при участии в конкурсе -это, своего рода, спасательный круг для логопеда. И здесь от всех членов жюри хотелось бы ещё раз сказать, что недопустимо начинать самоанализ после открытого занятия с того, что не получилось. Нельзя эту фразу повторять и после упадка сил делать на неё упор несколько раз, нельзя при комиссии опускать руки, если что-то не получилось. Самооценка и обоснование достигнутых на занятии результатов и самооценка как одно из условий творческой работы логопеда при самоанализе стоят последними пунктами обсуждения.

Для примера я к презентации прикладываю 2 самоанализа- 1 с интернета и 1 свой, который я проводила после открытого урока при аттестации. Буду рада, если они помогут будущим участникам нашего городского конкурса «Признание» и вообще в работе. Все члены жюри желают вам больше проявлять инициативы на данном городском конкурсе, чаще принимать в нём участие, и в будущем это обязательно поможет самым настойчивым и целеустремлённым провести открытое занятие на округ или Россию.

С-22. Спасибо за внимание!