Вопрос по речи к логопеду психологу и неврологу. Направления логопедической работы

Речь – это то, что объединяет людей, позволяет им общаться и договариваться между собой, изучать языки, путешествовать по миру, приобретать знания. Развитая, хорошо поставленная речь позволяет ее обладателю правильно себя презентовать, а в современном мире это имеет огромное значение. И не только в современном. Еще в Древней Греции будущему блистательному оратору Демосфену для того, чтобы взыскательная афинская публика согласилась его слушать, приходилось упорно работать над «фефектами фикции». Он клал в рот камешки и черепки и отправлялся на берег моря, где, перекрикивая шум волн, говорил, говорил, говорил…

К счастью, сегодняшним деткам такого делать не придется – если, конечно, заботливая мама отведет их к хорошему детскому логопеду. И сделает это вовремя.


Что лечит логопед?

Начнем с пункта первого. Что значит «хороший детский логопед»? Хороший – это, прежде всего, такой, который вам симпатичен и умеет найти подход к вашему малышу. А еще он должен обладать высокой квалификацией и уметь работать на результат.

Миф 1. Логопед только ставит звуки

Между тем, логопед – это врач, и к его выбору надо подходить ответственно. Это только кажется, что плохой логопед не может навредить. Может, и еще как! В лучшем случае, вы просто впустую потратите время и деньги.

С серьезными речевыми нарушениями, такими как:

Заикание, недоразвитие речи различного происхождения (в том числе на фоне задержки психического развития), фонетический дефект, дизартрия, алалия, ринолалия, нарушения чтения и письма (дислексия, дисграфия, дисорфография)

– способен справиться лишь специалист с высшим профильным образованием, логопед-дефектолог. Он владеет необходимыми знаниями в неврологии, пато- и нейропсихологии, психофизиологии и других смежных областях. В нашем Центре детский логопед тесно сотрудничает с психологами и неврологами, что помогает правильно установить причину речевого расстройства и подобрать оптимальную методику лечения.


Миф 2. Хороший логопед посмотрит ребенка и сразу скажет, сколько занятий потребуется

Каждый ребенок – индивидуальность. Это касается и речевых особенностей, и способности к обучению. Точных цифр здесь нет и быть не может. Зато мы гарантируем, что специалист в нашем Центре работает добросовестно, с полной самоотдачей и на высоком профессиональном уровне. У нас занятия детского логопеда открыты для посещения. Мы только рады, если мамы и папы на них присутствуют! Слушайте, запоминайте, повторяйте упражнения дома. Для приобретения и закрепления речевого навыка важна постоянная тренировка, и активное взаимодействие «логопед–ребенок–родитель» улучшит и ускорит результат.

Миф 3. Занятия с детским логопедом лучше проводить у себя дома

Не место красит человека, а человек место. В случае с логопедией первичен именно специалист, его квалификация, опыт и умение установить психологический контакт с ребенком. А уж где проходят встречи – дело второстепенной важности. К хорошему логопеду возят детей со всей Москвы, а то и из Подмосковья. Лучше пройти эффективный курс выездных занятий, чем годами заниматься в уютной, но расслабляющей домашней обстановке. Наоборот, у малыша вырабатывается привычка: привела его мама к тете в кабинет – значит, настало время веселых и забавных упражнений для язычка. В нашем Центре логопедический кабинет – это не унылые серые стены, а светлое современное помещение, с яркими картинками и множеством интересных пособий. А братья и сестрички с удовольствием подождут «ученика» в нашей замечательной игровой комнате.

Когда нужна консультация детского логопеда?


Миф 4. Консультация детского логопеда нужна ребенку не раньше 4-5-летнего возраста

В государственной образовательной системе постановкой речи с детьми действительно принято заниматься ближе к школе. Именно на этот возраст – 4-5 лет и старше – рассчитаны логопедические программы в районных поликлиниках, обычных и профильных детских садах. Между тем, психологи и педагоги давно уже установили, что сенситивным (наиболее продуктивным) периодом развития речи является возраст до (!) 5 лет. Именно в это время занятия с детским логопедом принесут ребенку максимум пользы.

К логопеду можно обратиться в любой момент, просто для консультации. Специалист оценит речевое развитие малыша, даст персональные рекомендации: как расширить словарный запас, как научить ребенка пересказывать информацию, формулировать свои мысли.

После появления на свет

Буквально через несколько месяцев после рождения кроха уже способен воспринимать окружающую речь. Говорить сам он пока не может, однако прекрасно различает обращенные к нему ласковые слова, реагирует улыбкой, лепетом, гулением. Если этого не происходит, надо показать малыша логопеду. Особенно это важно при наличии диагноза, при котором потенциально возможна задержка развития. Чем раньше кроха начнет занятия с детским логопедом, тем больше у него будет шансов нагнать сверстников.

От года до трех

В год ребенка рекомендуется привести на профилактическую встречу с логопедом. «Где мишка?» – спросит логопед, и вроде бы больше ничего особенного не произойдет. На деле же, специалисту эта встреча скажет о вашем ребенке многое. Врач оценит пассивный словарный запас ребенка, его мелкую моторику, правильность развития речевого аппарата, научит вас пальчиковым играм и артикуляционной гимнастике, упражнениям на концентрацию вниманию и усвоение новых слов, а при необходимости покажет приемы логопедического массажа – расслабляющего, тонизирующего или избирательного, в зависимости от нужд малыша.


В возрасте до 3 лет к детскому логопеду нужно обратиться обязательно, если:

  • Ребенку поставлен диагноз, при котором нарушен тонус артикуляционных или других скелетных мышц (ДЦП и др.), а также возможна задержка речевого развития или умственная отсталость.
  • При наследственном факторе (кто-либо из родителей поздно заговорил или имеет дефекты речи).
  • У малыша имеются проблемы со слухом и/или зрением.
  • или стоматолог диагностировал короткую уздечку языка.

От трех до пяти

Корней Чуковский недаром назвал свою восхитительную книгу о детском словотворчестве «От двух до пяти». Именно в этом возрасте речь ребенка самая метафоричная, самая изобретательная и любопытная. Наслаждайтесь «перлами» своего малыша, но не забывайте отмечать для себя определенные нюансы.

Если ребенок:

  • Говорит неразборчиво и непонятно для окружающих.
  • Переставляет местами и «глотает» слоги, «съедает» окончания.
  • Постоянно путается в предлогах и союзах, числах и падежах, а на ваши поправки не реагирует.
  • Не в силах связно описать картинку, выстроить последовательность действий.
  • Многие звуки произносит мягко (словно сюсюкает) или, наоборот, твердо (как будто говорит с акцентом).
  • Если он произносит «р» на французский манер (грассирует) или «ц», «с», «з» – на английский (помещая язык между зубами).

От таких дефектов речи ребенок самостоятельно не исправится. И чем раньше вы забьете тревогу, тем лучше: ставить звуки «с нуля» НАМНОГО проще и быстрее, чем переучивать с неправильного варианта на правильный.

В это время ребенок с помощью логопеда будет не только формировать речь, но и развивать ее. Такие занятия – прекрасная подготовка к школе.

Во время учебы в школе

  • Если у ребенка в первом классе заканчивается первая четверть, а с письмом явные проблемы…
  • Если ученику любого класса не даются даже базовые навыки чтения и письма…
  • Если ваш школьник вдруг стал пропускать буквы и слоги, писать мимо строк, особенно на фоне какой-либо травмы…
  • Если у него хроническая неуспеваемость…

– вашему ребенку рекомендована консультация детского логопеда и, возможно, . Ребенок с нарушенной речью часто отличается сниженным слуховым вниманием (слух и речь в нашем организме теснейшим образом взаимосвязаны). Поэтому записать со слуха диктант или примеры, которые зачитывает учитель, для него задача непосильная. И дело вовсе не в отсутствии интеллекта. Просто такому ребенку нужна помощь – помощь профессионала.

Логопед займется с ним формированием внимания, мышления, памяти, научит грамматике, привьет понимание принципов языкового строя. Это поможет ребенку адаптироваться к школьной программе.

Кстати, будьте готовы к еще одному приятному эффекту от занятий с детским логопедом. Вполне возможно, что ваш отчаянный драчун, гроза песочницы, вдруг станет общительным и дружелюбным. А вчерашний грубиян, на которого жаловались все педагоги, неожиданно сделается вежливым и улыбчивым. Действительно, зачем бить совочком и отнимать игрушку, если можно ее просто попросить? Зачем хамить и огрызаться в классе, если у тебя все получается и никто не ругает?

Хороший детский логопед – настоящая палочка-выручалочка и для школьников, и для тех, кто только-только начинается осваивать «великий, могучий русский язык».

Записаться на прием к врачу Центра можно через:

анонимно , Женщина, 27 лет

Здравствуйте! Даже не знаю к кому обратиться, вопрос сразу к 3 специалистам: неврологу, психологу и логопеду. Дочь, воздаст 2, 6, не говорит, лепечет. К самообслуживанию стремится, не все умеет, но пытается из-за всех сил. Обучаема достаточно легко, любит игрушки, навязчивых действий не наблюдалось, есть махание руками во время радости очень сильной. Дома ужасная обстановка, с мужем друг друга ненавидим и терпим ради дочери, вместе стараемся не пересекаться. Наблюдаемся у 2 неврологов, диагноз алалия или зпрр. Простые команды понимаем, глаголы, некоторые пытаемся повторять (исить, лятьгу, игать и т.п.). Но вот что у меня не сходится: в глаза смотреть может и не только маме, есть повторения за мамой, интерес к маминым действиям, общение глаза в глаза гласными звуками, (чмоканием, хрюканием) и т.д., во время песен старается напевать мелодию глядя в глаза. Когда же пытаюсь отдельные говорить слова, не всегда смотрит. Есть пару слов, но они не обращенные, просто есть и есть. Неоднократно слышала "мама", но не обращено. Ничего не понимаю что с ребенком!? Встречает с работы, улыбается, смеется, манипулирует взрослыми, капризничает, как обычный ребенок, но говорить просто как специально отказывается. Может причина в нас? В родителях, что мы скандалим? Рисует с мамой и без, играет в прятки со взрослыми (голит), любит догоняшки, смотреть и пытаться повторять действия чьи-то? Пробует себя в роливых играх, кормит маму с вилки и мн.др, но говорить отказывается. Какие могут подходить диагнозы под описание, какие анализы лучше всего сделать в данном случае, или все же это зпрр и нам где-то 1 - 1.7 года по развитию? Хоть понять, в какую сторону искать решение вопроса, я не медик, а диагнозов много(

Здравствуйте! извините за задержку с ответом! Диагноз звучит адекватно: алалия и зпр.. Но ситуация в том, что это просто обобщенное название, причины могут быть разные. Расскажите, как протекала , роды, первый год жизни. Интересуют травмы, инфекции, интоксикации как у вас, так и у ребенка. Как с наследственностью? Как вела себя до года? Когда обратили внимание на то, что что-то не так? Какие-нибудь странности в поведении еще есть? С супругом давно напряженные отношения? Ребенок мог быть свидетелем громких скандалов? Буду признательна за дополнения.

анонимно

Екатерина, спасибо Вам за ответ и такие важные вопросы. Вы первая, кто начал их задавать. Попробую более подробно описать ситуацию, возможно Вы сможете прояснить хотя бы пару моментов для меня. Вопросов много накопилось за 6 месяцев лечения, ответы получаю только на некоторые из них. Беременность протекала физически хорошо, чувствовала себя отлично все 42 недели. Но вот морально, меня будто сглазили: ограбили только открывшийся бизнес, авария с переломами рук, скандалы на работе, на меня упал потолок амстронг и мн. мн. др. Постоянно лежала на сохранении и скакал белок в анализах мочи. Я бойко старалась держаться и не унывать, проявляла чувство юмора и т.д. в любых ситуациях. В 1 месяц, еще не зная о положении, сдавала госы и дипломную, вышла замуж, узнала в день свадьбы о беременности. Роды протекали тяжело, род деятельность слабая, лежала больше 12 часов. Пузырь проткнули, стимулировали, воды зеленые. Диагноз при выписке: гипоксия, ВЗУР (внутриотробная задержка развития), диспластический вариант под вопросом. Что это за диспластический вариант я так и не поняла. Не было рефлекса к ходьбе. К счастью, я занялась ходьбой серьезно и дочь пошла в 1 год и 2 месяца. До 2 лет все было по срокам и хорошо, все как у всех. Доча начала после 2-х лет как сбавлять обороты, медленно. Летом мы упорно за нее всей семьей взялись: картоксин, лазер, глицын, пальтекольцин, магний, электрофорез, поездки на природу и т.д. Динамика есть. Доча более обучаема, более спокойна, хотя она и не была особо неспокойной, просто более активна. Я не логопед и не медик, но упорно взялась за дочь. К счастью, я дизайнер, беру её фантазией. Упор ставлю на моторику и речь. Изночально подозревали неврологи аутизм, практически сразу исключили. Врачи сказали так: аутист не будет специально орать или капризничать для достижения цели и легкие лекарства не помогут такому результату. Сглазить боюсь, но за 3 месяца мы многому научились: прыгать, хлопать в ладоши, самообслуживание улучшается (хочет сама), петь пару песенок (точнее подпевать маме: поем вдвоем или по очереди), ловить мячик (кидать и пинать умели), пробуем раскачиваться и каталься на велосипеде. Появилось желание ролевой игры. Повторение с каждым днем нарастает: бывает сразу, бывает после пару попыток. Мы очень много рисуем, знаем все материалы для рисования, раскрашиваем, стал получаться сюжет. У нас нет не страхов (и не было) нетипичных, стимуляторы проявляются реже, нет механики. Я знаю, что аутизм, в основном - это отсутствие общения, все остальное роли не играет. Все детки разные и у всех по разному этот диагноз развивается, но из всего у дочи страдает речь, взгляд и указательный жест. Рукой мамы пользуется только для помощи, если что-то не получается сразу. В глаза она смотреть умеет и она может повернуться и начать со мной лепетать глаза в глаза. Как только ей понятно, она общается и смотрит, начинаю усложнять слова - как отрезало, прекращает смотреть. Не могу понять, что это? Психологический зажим? Как раз с 2 где-то лет дочери, даже чуть раньше, и до 2,4 мы с мужем очень сильно ругались, на материальной почве и измены. Я не могла сдержать эмоции и постоянно орала на него, он уткнувшись в одну точку сидел и ничего не делал. Сейчас стараюсь не орать и вообще не повышать голос, если злюсь, просто ухожу куда-нибудь в сторону. По поводу общения дочери могу уточнить, если это и можно считать детским общением.... Хвостом ходит, где все, там и она. Если дети к ней тянутся, она с радостью включается в игру. Любит прятки, догонялки, хороводы. Детей не боится, не прячется и не убегает. Иногда может отобрать игрушку, без агрессии, понимает правила игры (любой). На кого-то просто прекрасно реагирует, вместе играет, прыгает, дурачится, кого-то сразу не подпускает. На руки просится, может уснуть на руках спокойно (ради интереса пробовала). Проявляет сообразительность: включить свет, если темно, например. Подставить что-то, если высоко. Не боится прикосновений к телу и к голове, спокойно заплетается. Все мои новые занятия, предложенные мной, с радостью выполняются. Очень любознательна, не боится нового ничего. Так то особо ничего не беспокоит, обычный ребенок, как ребенок, который отзывается, обычно капризничает, имеет разные интонации, чувство страха там, где и должен он проявляться. Пугало, что не ела сама, не пользовалась горшком, не одевалась, лепетала, ходила на цыпах и толком не смотрела в глаза (до 2-х лет было лучше со зрительным контактом). Лечение помогает, есть плюсы во всем. Ну и я отрубила всю технику, стала только живое общение давать и заниматься, заниматься, заниматься, как в школе. Может ли быть это психологическим зажимом или страхом, что не поймут?

Здравствуйте! Спасибо за пояснения. 1. Диспластический вариант - это значит, что вероятно во время созревания плода было нарушение развития соединительной ткани. В серьезных случаях это проявляется неправильно развитыми ушными раковинами, резкой асимметрией лица, неправильно развитыми пальцами. Тем не менее, даже дисплазия под вопросом обозначает, что во время беременности что-то внутри шло не так, а следовательно, глубинные мозговые структуры, которые формируются в утробе и в течение первого года жизни, развиты не очень хорошо. На практике это может обозначать, что у ребенка довольно слабая нервная система, он быстро устает, много болеет, ему тяжело сосредоточиться, внимание неустойчивое. Конечно, эти симптомы могут проявляться в негрубой форме. Для коррекции этой мозговой дисфункции рекомендована лечебная физкультура, массажи, растяжки, спокойная умеренная физическая нагрузка. Но есть один важный момент. Физкультура тут должна стать спутником жизни. То есть, чтобы человек хорошо себя чувствовал, не болел, важно постоянно давать себе физические нагрузки. Правда, я бы рекомендовала избегать командных видов спорта, поскольку они очень изматывают хотя бы в том плане, что много нужно общаться с членами команды, это может быть сложным. Ну и в целом активное общение со сверстниками таким детям не очень нравится. 2. Вот то, что к 2 годам начала "сбавлять обороты", тоже к дисфункции стволовых структур мозга. Тяжело, нервная система слабенькая, но это не значит, что ребенок не способный или у него есть серьезные проблемы с развитием. Просто ему физически сложно много делать. 3. Медикаментозная терапия была назначена адекватная. Динамика должна пойти на ней. Но не забывайте про слабенькую нервную систему. поэтому динамика тоже медленная. Значит терапия нормальная. потому как иногда бывает, что дети резки становятся суперактивными, неугомонными, шумными. И это тоже нормально, но гораздо бережнее все же на мой взгляд это постепенная динамика. 4. Не аутизм. Согласна с этим выводом. 5. То, что с фантазией к делу подходите - просто невероятно здорово и очень важно! 6. про усложнение и отказ от выполнения. Все та же причина в мозговой дисфункции - тяжело. просто очень физически сложно сделать усилие. Это нормально. Здесь главное - спокойно, постепенно усложнять. 7. Ребенок очень восприимчив к неблагоприятному климату внутри семьи. Даже если вы и не ругаетесь при дочери, то она все равно чувствует ваше напряжение. От этого ей тревожно. Ну и опять возвращаемся к нашей слабой нервной системе. Ей тревожные эмоции тоже тяжело даются, отнимают много сил. В совокупности: тревога + мозговая дисфункция, и мы имеем то, что имеем. 8. Такие детки очень теплые, контактные (в отличие от больных аутизмом), они тянутся, хотят общения, но опять же они устают. Любая эмоция, будь то положительная, или отрицательная, так или иначе отнимает силы. 9. Насчет техники. Сейчас есть много приложений для деток для развития памяти и внимания. ни там в игровой форме дают задания. Можно иногда в эти игры играть. Но, конечно, это не заменяет развивающие игры с семьей или с другими детьми. 10. Как выше сказала, тревога и мозговая дисфункция. Ну и потихоньку приближаемся к кризису трех лет, который характеризуется жаждой самостоятельности. Не стоит забывать, что самостоятельность ей тяжело дается. А неудача может отпугнуть от дальнейшего совершенствования своих действий. поэтому можно порекомендовать хвалить даже за самые маленькие успехи, не критиковать в случае неудачи, а помогать, делать какие-то вещи вместе, с последующей похвалой. Девочке может не хватать веры в свои силы. А в остальном - физическая нагрузка. При необходимости, после консультации с неврологом, небольшие дозы ноотропов. И все получится. Успехов вам!

анонимно

Спасибо за такой хороший ответ!!! Мне хотя бы стала понятна причина. Мы очень с дочей вдвоем стараемся: я сочиняю и изощряюсь, как развивать ей и память и фантазию, речь, она - с удовольствием подхватывает за мной все мои предложения. Она у меня большая умница и молодец! Для нашей ситуации мы очень хорошо развиваемся и многое преодолели. Я готова ждать сколько угодно времени, сколько ей потребуется, лишь бы только все у нее было хорошо. Огромное ВАМ человеческое спасибо!!!

анонимно

Здравствуйте еще раз! Очень понравился Ваш ответ, поэтому хотела бы еще Вам вопросик задать, если можно. Итак, дочке 3 года и 2 месяца, динамика на лицо, лечение помогает без спорно, ну и занятия. Продолжаем кортексин, лазер, электрофорез, микрополяризацию, занятия с психологом АВА и дефектологом. Пошли мы в центр к психологу и дефектологу, где занимаются со сложными случаями. Сначала подозревали РАС, сейчас слышу от психолога, что дочка умная, у нее сохранный интеллект и что она однозначно заговорит. Понимание речи нарастает, стала понимать простые просьбы и появились простые просьбы с дальнего расстояния (с одного края комнаты в другой): дай лошадку, дай зайку, неси мне книжку и т.д. Отзывается на имя очень часто. Стала кушать ложкой (2,5 года), ходит на горшок, одевает одежду сама или просит помощи, проявляется указательный жест в книжках, вопрос глазами "кто это?" и указательный жест, стала отвечать на вопросы, причем любые (УРА! хотя не всегда правильно), на вопрос "где мама" ищет меня глазами или на вопрос "кто я?" ответит "мама". Появилось около 60 слов и они нарастают. Пробует соединять эти слова в предложения из 2 слов. Знает цвета и разделяет оттенки. Рисует, чиркает. Лепит из пластилина. Собирает 2-6 детальные пазлы сама и 24 с помощью мамы. Выставляет игрушки животных в парочки, которые целуются и любятся, иногда бывает рядочком, но срадостью по моей просьбе всех их назовет или даст мне кого-то. Строит башни из всего чего только можно, причем разного вида, любит башни из латто (когда на 2 досточки кладут сверху одну), лего, кубики, книжки-кубики. Сейчас иногда может путаться в словах, но всегда поправит саму себя и скажет правильно. Прищепки пришпандоривает. Ходит гулять с игрушками, в ванну. Стала любить помогать по дому: протирать стол, пылесосить, мыть пол шваброй, стирать в машинке, убирать игрушки. После занятий всегда бежит ко мне обниматься. Стала много ластиться, обнимать меня за ногу, искать меня по всей квартире, нервничать, когда я чем-то занята. Мне стало гараздо легче находиться с дочкой одной дома, когда она меня стала понимать, слушаться, особенно засыпать рядом или бежать ко мне под одеяло, когда страшно. Я стала чувствовать эту девчачью любовь и соответственно отдавать ей больше. Буквально недавно мы делали ЭЭГ, выяснилось, что у нас мозг не соответствует возрасту, доминируют тетта и дельта волны. Эпилепсии нет. Это может служить причиной? Если ЗПРР - следствие, то мы выяснили причину? ВУЗР с рождения так и тянется хвостом? Нам 3 года, а развитие на 2 года. Все так же проблема с глазами, контакт поймать можно чаще, чем раньше, но он не такой пристальный. Хотя на чужих стала вылупливаться, как и на себя в зеркале.

Здравствуйте! Я очень рада за ваш прогресс! по поводу ЭЭГ. Там просто показана незрелость коры головного мозга, это проходит, когда проводится коррекционная работа. Причин может быть много.... Сложно однозначно сказать. На мой взгляд, основная причина - нарушение развития плода во внутриутробном периоде, мы с вами ранее об этом говорили. Но это проходит, если коррекцией этого нарушения занимаются. И очень важно, что все мероприятия подобного рода вы стали проводить сейчас. Тут важно не затягивать. Обычно в таких случаях бывает, что прогресс идет замедленно, неравномерно, а после 7-8 месяцев - бабах! - и ребенок "как новенький". Главное, по достижении явных хороших результатов не бросать коррекцию, а добиться устойчивости. Всего доброго вам и вашей дочке!

анонимно

Здравствуйте! Я подумала, возможно Вам будет интересно, какие у нас результаты по истечении времени... Сделали 4 сеанс кортексина, ходим к логопеду, психологу, на танцы и в садик на адаптации до 12.00. В сад пошли обычный, но в логопедическую группу. Не жалею об этом решении. В речи огромный прорыв: активно пользуется словами, и в пассивный словарь стали входить фразы, которые периодически из нее вылетают. Поем песни. Огромный репертуар детских песней, очень музыкальна. После исправления речевых трудностей обязательно отдадим куда-нибудь в кружок пения. Этот факт замечаю не я одна, что есть природные данные к музыке и пению. Стала повторять движения, копирует активно, все лучше и лучше. Летом был огромный прорыв, сказали, что удалось главное, вытрясти душу наружу. Дома - ангел, в садике пока молчит, как партизан. Но мы не унываем и выжидаем, продолжая занятия и коррекцию. Аутичные черты есть, но все же все стали склоняться к зпрр, небольшая разница в отставании в возрасте в развитии, не больше года. Появилось понимание "хочу" и "не хочу", да и нет. Стала себя почти полностью обслуживать, больше лень. Легко наденет штаны, застегнет молнию, пробует шнуровать. Когда она рядом, вижу, как она развивается, общается, как она стремится, хочет. Действительно, ей тяжело и она устает. Как только бабушка задаривает игрушками, дочку несет, слишком бурно реагирует. Очень надеюсь, что со временем это пройдет. Знает цвета и оттенки, цифры, буквы, всех животных, всех птиц, всех букашек и таракашек, растения, вперед, назад, право, влево, время ночь и день, зима и лето, считает до 10, пробует читать по слогам или по буквам не большие слова. Любопытство ей помогает бороться и развиваться. Последнее время стала развиваться фантазия и моторика, особенно крупная. Нет проблем с прищепками, пластелином, красками, бусинами и т.д. Все просто стало не проблемой, проще, легче. За садик переживаю, но все же надеюсь, что и там дело пойдет. Она не то чтобы не общается и доставляет хлопоты, просто её пока не понимают. Но скажет она ребенку "писить" или "пить", они не понимают, как и начнет песни петь, никто конечно не подпевает ей, как дома. Ролевые игры пошли, маленькие, но все же есть. И нет в них механики. Играет с кем-то, может спать положить, потом на горшок посадить, на машине покатать, потом взять другого и чай налить или искупать. Все комментирует, то есть, она понимает, что делает. Стала задавать один вопрос "кто это?" очень активно. Честно, я очень рада результатам и не собираюсь останавливаться. Вам огромное спасибо! Вы единственный специалист, который возможно и рассматривал аутизм, но все же предположение дали другое и оказались правы. Я о нашей переписке не рассказывала никому. Летом услышала ваши же слова от врачей с прогнозом "ждем в 4 года Вас уже говорящих, остальное пройдет медленно вместе с речью". Спасибо большое!

Когда логопед направляет ребёнка к неврологу, у родителей возникает множество обоснованных вопросов. Зачем нам идти к врачу? Как связана неврология с логопедией? Чего ожидать? Вдруг нам назначат агрессивные медикаменты? Можно ли обойтись без этого? Благодаря статье вы найдёте ответы на эти вопросы и сможете лучше понять ситуацию.

Специалистам, а может и некоторым внимательным родителям, давно известно о тесной связи логопедии и медицины. Научные исследования показали нам, что механизм развития ряда нарушений речи связан с патологиями и особенностями нервной системы. Сложная организация речевых механизмов требует слаженного функционирования всех ее отделов. Поэтому детский невролог - лучший друг логопеда и ребенка на пути к нормальному речевому развитию.

  • В чем заключается связь неврологии и логопедии?
  • Каково место нервной системы в развитии речевых патологий?
  • Когда необходима консультация врача и чего от нее ожидать?
  • Стоит ли бояться направления к неврологу?
  • Можно ли обойтись без врачебной помощи?

Физиологические аспекты патологии речи

Для лучшего понимания того, в каких случаях и для каких целей малыша следует показать неврологу, обратимся к физиологии.

В формировании речи принимают участие бульбарные центры мозга, проводящие пути, ассоциативный центр, анализаторы чувствительности, различные нервы (языкоглоточный, блуждающий, лицевой и т.д.) и другие мозговые структуры, в первую очередь, кора.

Кора головного мозга - это структура, которая мантией покрывает полушария большого мозга. Она состоит из так называемого «серого вещества» и образует огромное количество извилин. Это самое молодое образование нервной системы, которое отвечает за высшую психическую деятельность. Именно в коре головного мозга располагаются основные речевые центры:

  1. Центр Брока. Располагается в области третьей лобной извилины левого полушария (у правшей, у левшей - правого полушария). Это моторный центр речи, который координирует мышечные волокна языка, нёба, глотки и других областей, отвечающих за артикуляцию. Таким образом, центр Брока обеспечивает моторную организацию речи. Что же произойдет при поражении этой структуры? Нарушение речеобразования. Ребенок будет понимать речь других, но сам нормально говорить не сможет.
  2. Область Вернике. Располагается в зоне верхней височной извилины доминантного полушария мозга. Ее функцией является процесс усвояемости речи (как письменной, так и устной). В этом случае ребенок не понимает содержание слов и не может донести свои мысли.

Основные речевые расстройства, которые могут быть связаны с патологией нервной системы и устранение которых требует вмешательства невролога:

  • Афазии
  • Дизартрии
  • Алалии

Почему нужно обращаться к неврологу и можно ли обойтись без этого?

Любая органическая патология требует вмешательства врача. Иногда родители тратят огромное количество сил, времени и денег на всевозможные развивающие занятия, а проблема сохраняется. Это говорит о том, что ребенку требуется комплексная помощь, которая заключается не только в логопедической коррекции, но и в соблюдении рекомендаций врача-невролога. Без этого эффективность занятий с логопедом снижается и сроки достижения результатов становятся непредсказуемо длительными.

Существуют ситуации, когда корень проблемы лежит глубже, чем кажется или хочется думать. А именно связан с органическими нарушениями нервной системы. Причин на это может быть очень много: токсикозы беременности, асфиксии, перенесенные инфекции, травмы и другое. Все это довольно распространенные явления, последствия которых не всегда видны сразу. Иногда единственный тревожный признак, который замечают родители - это нарушение речи. При подозрении на такую ситуацию опытный должен направить ребенка на консультацию к детскому неврологу. Эта необходимость связана с тем, что только квалифицированный врач может провести нужное обследование, которое позволит выявить причину беспокоящих симптомов и поможет провести полноценную коррекцию.

Занятия с логопедом-дефектологом, конечно, являются неотъемлемой частью борьбы с нарушениями речи при органических патологиях. Они позволяют добиться более быстрого и качественного результата. Но необходимо понимать, что если не влиять на сам очаг проблемы (бульбарная система мозга, его корковые структуры, проводящие пути и другие структуры нервной системы, в зависимости от ситуации), а применять только внешние методы коррекции, то успех не может быть достигнут. Если своевременно не обратиться к нужному специалисту, то проблема будет усугубляться. С возрастом такие дети начинают испытывать все большие трудности в общении со сверстниками и близкими людьми, им сложнее дается учеба, становится непросто вести полноценную жизнь, они замыкаются в себе. К счастью, всего этого можно успешно избежать, если вовремя обратиться к врачу. Так стоит ли рисковать? Мы считаем, что нет.

Визит к неврологу: чего ожидать?

Неврологический прием похож на педиатрический, только с акцентом на исследовании нервной системы. Объем диагностических мероприятий будет зависеть от результатов консультации и предполагаемого диагноза.

Помимо физикального обследования, наиболее клинически значимыми методами являются электроэнцефалография, МРТ головного мозга, ультразвуковая допплерография. Эти и другие способы назначаются при необходимости и являются абсолютно безопасными.

При обнаружении органической патологи назначается лечение. Не стоит беспокоиться: используется только самая мягкая и современная медикаментозная терапия, которая поможет убрать симптоматику и сделает намного эффективнее.

Важно своевременно приступить к лечению органических нарушений речи. Тогда, в зависимости от заболевания и его стадии, медикаментозного лечения может даже не понадобиться. Порой назначения врача ограничиваются ЛФК, массажем и дыхательной гимнастикой. В любом случае более точное определение проблемы и комплексный подход невролога и логопеда позволят добиться максимального эффекта.

Рекомендуется выбрать одного специалиста-невролога и наблюдаться только у него, ведь только так возможно полноценно наблюдать динамику клинических проявлений. На состояние ребенка оказывает влияние множество факторов: от эмоционального состояния до уже начатого лечения. Поэтому новый специалист, который не знает всех тонкостей вашего случая и не видел ребенка до начала терапии не всегда может корректно оценить ситуацию.

Помните, что ряд нарушений речи - не самостоятельные признаки, но являются проявлением расстройства нервной системы. Поэтому иногда без обращения к врачу не обойтись. К счастью, практика показывает, что своевременно начатая совместная работа невролога и логопеда-дефектолога дает отличные результаты. При правильном подходе можно рассчитывать на устранение проблемы и полную нормализацию речи.

Детский логопед-дефектолог занимается коррекцией речевых навыков у детей, имеющих какие-либо патологии речевой системы.

Также в компетенцию специалиста входит работа с малышами, страдающими расстройством аутистического спектра, задержкой умственного развития. Детский логопед-дефектолог тесно сотрудничает с другими детскими специалистами — комплексный подход дает возможность быстрее установить причины проблем и найти решение для их эффективной коррекции.

Обращение к врачу

Диагностика

Коррекция

Запись на прием

С какими проблемами можно обращаться к логопеду

Детский логопед-дефектолог занимается устранением ряда патологий речевой системы:

  • Дислалия;
  • Дизартрия;
  • Алалия;
  • Артикуляционная апраксия;
  • Задержки речевого развития различного происхождения;
  • Расстройства речи, характерные для детей с ЗПР, умственной отсталостью и РАС;
  • Нарушения чтения и письма.

Причиной речевого расстройства у ребенка могут стать факторы, связанные с нарушениями здоровья, многочисленные психоэмоциональные проблемы, социальные факторы. Малышам с ограниченными возможностями, в анамнезе которых имеются отклонения и задержка в психоречевом развитии, особенно необходимо своевременное проведение коррекционно-развивающей терапии. И начинать ее следует с раннего возраста.

Когда нужно обращаться к детскому логопеду-дефектологу

Вам обязательно нужна консультация детского логопеда-дефектолога, при наличии следующих проблем:

  • Ребенок 6−8 месяцев не проявляет никакой ответной реакции на обращенную к нему речь.
  • Годовалый малыш не произносит короткие слова (папа, мама, на, дай и т. д.).
  • Ребенок старше 2,5 лет не говорит совсем или не может сформулировать простое предложение.
  • Есть сомнения в том, что ребенок полностью и правильно понимает речь других людей;
  • У ребенка есть проблемы с мимикой, жеванием твердой пищи и глотанием;
  • Ребенок ходит с открытым ртом, язык выпадает из ротовой полости или наоборот, есть трудности в подвижности языка, губ.
  • Малыш в 3 и старше года не договаривает окончания слов или сокращает слова до короткого слога, переставляет слоги в слове, меняет одни звуки на другие.
  • Произносит предложения или слова только по слогам.
  • Испытывает трудности с запоминанием, концентрацией внимания.
  • Речь активная, но смазанная, понятная только близкому окружению ребенка.
  • К 5 годам в речи искаженно произносятся или совсем не произносятся некоторые звуки.
  • Проблемы освоения чтения и письма у младших школьников.

Логопеды-дефектологи клиники GMS начинают заниматься с маленькими пациентами с возраста от 2,5 лет и старше. Совместное наблюдение ребенка специалистами разного профиля — логопеда-дефектолога, нейропсихолога, невропатолога, помогают быстрее преодолевать имеющиеся проблемы в психоречевом развитии и социализации.

Какие методы диагностики применяются

Специалист анализирует коммуникативные навыки ребенка, его речевую, интеллектуальную и психоэмоциональную зрелость. Анализирует словарный запас, степень речевой готовности, сформированность системы звуков, качество речи и другие параметры. Проводит анализ семейной ситуации, речевого окружения ребенка. Диагностические мероприятия проводятся в игровой форме и включают:

  • оценку состояния артикуляционной моторики;
  • выявление нарушений произношения звуков;
  • анализ фонематических процессов;
  • оценку состояния мелкой и общей моторики;
  • выявление возможных нарушений слуха;
  • оценка понимания обращенной речи;
  • анализ словарного запаса и слоговой структуры слов, умение связно говорить, грамматически выстраивать речь (у говорящих детей);
  • оценка соответствия психоречевого развития ребенка его возрасту.

Также дефектологу может потребоваться проведение дополнительных консультаций:

  • невролога;
  • психиатра;
  • психолога;
  • отоларинголога;
  • ортодонта.

А также исследований, которые проведут эти специалисты.

В арсенале логопеда-дефектолога множество эффективных инструментов, позволяющих выявить те или иные отклонения речевого развития. Число задач, время диагностики, специфика методик и техник, их сложность зависят от разных факторов и определяются персонально. Анамнез собирается из беседы с родителями и анализа медицинских документов ребенка.

Какие методы коррекции использует логопед-дефектолог

На основании полученных результатов составляется курс коррекционной терапии, который состоит из комбинации разных методик и техник. Коррекционно-развивающие занятия направлены на:

  • выработку или улучшение коммуникативных навыков;
  • развитие когнитивных процессов (мышления, памяти, концентрации внимания и т. д.);
  • вызывание речи и ее понимание и т. д.
  • улучшения состояния звукопроизношения.

Программа включает комплекс различных упражнений. Это дыхательная гимнастика, логопедический массаж, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, прорабатывание каждого отдельного звука и другие методики. Логопедический массаж — это особый способ воздействия на речевой аппарат при нарушениях тонуса речевой маскулатуры.

Занятия проходят в игровой форме. Это позволяет заинтересовать ребенка и удерживать его внимание столько времени, сколько потребуется для закрепления полученного навыка.

Услуги детского логопеда-дефектолога в GMS Clinic

В медицинском центре GMS Clinic работают опытные логопеды-дефектологи, которые быстро проведут диагностику речевых нарушений и разработают коррекционную программу, которая будет наиболее результативной в данном клиническом случае.

  • GMS Clinic оснащена современным диагностическим оборудованием экспертного класса и располагает широкими возможностями в проведении комплексного обследования, направленного на выявление причин речевой дисфункции.
  • Консультации ведут опытные детские логопеды-дефектологи, тесно работающие с другими узкими специалистами — детским неврологом, оториноларингологом, психиатром, нейропсихологом и т. д. , что позволяет комплексно воздействовать на проблему и достигать скорейшей нормализации речи.
  • Применяются современные разработки в области диагностики и коррекции речевой дисфункции у детей.
  • Занятия проводятся в индивидуальной и групповой форме.
  • Коррекционная программа составляется исходя из возраста ребенка и клинических особенностей, что позволяет достигать положительного результата уже с первых занятий.

Записаться на консультацию к специалисту можно в удобное время, по телефону или онлайн.

Как проходит консультация

Прием детского логопеда-дефектолога требует подготовки. На прием необходимо принести, если имеются все выписки о неврологическом статусе ребенка. Подготовьте рассказ о том, как протекали беременность, роды, ранний период жизни малыша. Сформулируйте основную проблему, которую хотите решить и составьте запрос. Запишите вопросы, которые хотите задать специалисту, чтобы не забыть ничего в процессе приёма.

Специалист начнет консультацию с беседы с родителями, задав ряд вопросов, касающихся особенностей развития малыша, когда возникли признаки нарушения речи, наблюдаются ли улучшения или ухудшения и т. д. Затем проведет необходимые диагностические мероприятия в игровой форме и на основании полученных результатов составит оптимальную схему коррекционного воздействия

Как записаться на прием

Консультация детского логопеда-дефектолога проводится по предварительной записи. На прием к специалисту GMS Clinic можно записаться в удобное время, оставив заявку на сайте или по телефону.

Стоимость услуг детского логопеда-дефектолога

Название услуги Обычная цена Цена со скидкой 30%
Первичный прием специалиста 8 245 руб. 5 771,5 руб.
Повторный прием специалиста 7 007 руб. 4 904,9 руб.
Первичная консультация ведущего специалиста 11 779 руб. 8 245,3 руб.
Повторная консультация ведущего специалиста 10 010 руб. 7 007 руб.

Цены, указанные в прайс-листе, могут отличаться от действительных. Пожалуйста, уточняйте актуальную стоимость по телефону +7 495 781 5577 (круглосуточно) или по адресам: г. Москва, 1-й Николощеповский пер., д. 6, стр. 1 (клиника GMS Смоленская) и ул. 2-я Ямская, д. 9 (клиника GMS Ямская). Прайс-лист не является публичной офертой. Услуги оказываются только на основании заключенного договора.

В нашей клинике принимаются к оплате пластиковые карты MasterCard, VISA, Maestro, МИР.

Почему GMS Clinic?

GMS Clinic - это многопрофильный медицинский и диагностический центр, предоставляющий широкий спектр медицинских услуг и возможность решить большинство проблем со здоровьем при помощи медицины западного уровня, не покидая Москвы.

  • Отсутствие очередей
  • Своя парковка
  • Индивидуальный подход
    к каждому пациенту
  • Западные и российские стандарты доказательной медицины

Наступает 1 сентября и стройные ряды неловких и возбудимых детей идут в школу. И понеслось: бесконечные замечания на уроках, при чтении и в тетрадях. Учителя стонут, детки рыдают, родители опускают руки. Ребенок оказывается частым гостем .

А логопед прежде всего направляет такого ученика к неврологу. Ведь его, логопеда, учили в педагогическом институте, что помощь неуспевающему ребенку должна быть комплексной.

Невролог осматривает ребенка и делает пометку в карточке и в справке для школьного логопеда: «Очаговой симптоматики не обнаружено».

Что это значит? Это означает, что все отделы головного мозга у неуспевающего ученика устроены правильно, и функционирование нервных клеток тоже в пределах нормы.

На самом деле, у ребенка не обнаруживается лишь грубых симптомов. К примеру, ребенок не хромает, может нормально ходить, умеет прыгать и бегать, не поджимает ту или иную руку, обе они одинаковой толщины и т. п.

Но существуют и малозаметные признаки неблагополучия в развитии головного мозга.

К примеру, во время письма сильно напрягаются мышцы рук, шеи, лицевые мышцы. Ребенок смотрит на доску, но не замечает то, что написано на ней справа или слева.

Такие признаки можно выявить, только лишь спровоцировав некоторые симптомы. Например, держать левую руку ребенка, пока он выполняет задание правой.

А родители неуспевающего ученика ждут от невролога помощи, умоляют «что-нибудь» сделать, чтобы ребенок не числился в «дурачках» и двоечниках. Невролог прописывает успокаивающие или стимулирующие мозг препараты. Мама с ребенком послушно посещают врача с периодичностью 1 раз в 3-4 месяца. Но проблемы не уходят. Поведение остается прежним, количество ошибок в чтении и письме не уменьшается. И родители, разочаровавшись в медицине, исчезают навсегда.

Большинство врачей довольны уровнем своей подготовки. Лечению неуспевающих в школе детей не учат в медицинском институте. В идеале, после института врач-невролог должен развиваться самостоятельно, находить учителей-единомышленников и вместе с ними проводить эффективный коррекционный курс для таких детишек.

Грустно и то, что большинство родителей рады тому, что от них не требуется никаких усилий.

Какие дети должны быть под наблюдением невролога?

1 группа. Возбудимые дети.

Они заикаются, писаются ночью, имеют тики: непроизвольно двигают губами, плечами, моргают. Возбудимые дети часто совершают ритуальные или стереотипные действия: без конца потирают или нюхают руки, включают и выключают воду и свет, закрывают и открывают двери и т. п.

На перемене они так возбуждаются, что весь урок не могут успокоится и просто не в состоянии контролировать свое поведение: передвигают предметы на парте, вертятся, роняют ручку и карандаши на пол. Словом, всеми способами отвлекают других от учебного процесса.

В чем причина повышенной возбудимости ребенка?

На этот вопрос сможет ответить только команда специалистов, в которую входят невролог, нейропсихолог, психолог, а иногда и психиатр.

Обычно таких причин несколько и сложно выделить ведушую без точной диагностики состояния ребенка.

Стратегию и тактику эффективной коррекционной работы сможет определить, опять же, только команда специалистов. Иногда возбудимому ребенку достаточно будет курса подходящих медикаментов. Но чаще помогает изменение отношения к ученику, выстраивание определенных программ действий (к примеру, выполнение какой-то рукодельной или домашней работы, которая требует соблюдения определенной последовательности).

2 группа. Дети, которые перенесли гемипарез.

Гемипарез возникает вследствие ассиметричного поражения головного мозга. Он может возникнуть из-за недостаточного поступления крови в головной мозг (если пережаты сосуда) или из-за кровоизлияния.

Ярким симптомом гемипареза является ассиметричное поражение рук или ног. Одна нога или рука начинает слабеть, медленно развиваться, «поджиматься».

Кроме «скрюченности» одной руки или ноги, у ребенка может быть перекос туловища и плохая подвижность шейного отдела (когда, чтобы посмотреть в сторону, ребенок поворачивает не голову, а все тело).

Гемипарез часто связан с травмой во время родов, но бывают также и другие, более поздние причины — кровоизлияния, не связанные с родами, тяжелые травмы (из-за автокатастрофы), инфекции головного мозга.

Грубое нарушение в форме пареза (когда ребенок не владеет в полной мере одной половиной тела) встречаются не часто и не проходят мимо внимания врачей. Гораздо чаще встречаются «легкие» поражения, на которые никто, как правило, не обращает внимания. Перечислим их.

Перенесшие гемипарез дети не в состоянии сосредоточиться на одном занятии. Их желания меняются молниеносно. Они не умеют выстроить программу действий и постоянно хватаются за все сразу, в результате ничего не доводят до конца. У них все ломается и «горит» в руках. Часто такие детки любят бесцельно бегать по кругу. Пугают окружающих тем, что могут беспричинно разрыдаться.

Став постарше, эти дети становятся чрезвычайно неловкими. Спотыкаются и падают «на ровном месте», не попадают в дверной проем и набивают шишки, спотыкаются на лестницах. Категорически не любят лепить, рисовать, вязать, шить или вышивать. Мальчики отдают предпочтение бесцельному катанию машинок туда-сюда, а не игре в конструктор.

Логопеды уверенно скажут, что из таких «неумех» и вырастают потом школьники, стойко неуспевающие по чтению и русскому языку.

В следующей статье мы поговорим о том, как лечат возбудимых детей и детей, перенесших гемипарез.

Василенко Ольга Георгиевна,
учитель-логопед