Японские народные сказки. Эпосы, мифы, легенды и сказания - Кузнечик. Сказки народов Северного Кавказа Кавказские сказки для детей

Работа над проектом «Сказки народов Кавказа» началась в конце 2012 года. Идея заключалась в том, чтобы записать народный фольклор голосами известных кавказцев. Почти все озвученные произведения заимствованы из сборника «Сказки народов Кавказа», который был выпущен годом ранее Фондом «Эльбрусоид» совместно с РКНК. В книгу вошли сказки 24 этносов, проживающих на Кавказе. Это уникальный сборник, в котором собраны позабытые и неизвестные народные сказания шапсугов, ингушей, кумыков, адыгов, табасаранцев, даргинцев, черкесов, чеченцев, азербайджанцев, балкарцев и т.д.

Абазинские народные сказки: «Старик и волк», «Три брата».
Читает: Фирдауз Кулова, журналист, главный редактор газеты «Абазашта».

Абхазская народная сказка: «Ацаны».
Читает: Тимур Тания, актер, капитан команды КВН «Нарты из Абхазии».

Азербайджанские народные сказки: «Пшеничное зерно величиной с яйцо», «Сказка о дружбе осла и лиса».
Читает: Ровшан Аскеров, игрок Элитарного клуба «Что? Где? Когда?».

Аварские народные сказки: «Храбрый кот», «Гора-путешественница» (автор Шапи Казиев).
Читает: Шапи Казиев, писатель, драматург, сценарист, Заслуженный деятель искусств РД.

Армянские народные сказки: «Вишап, сын царя Чинмачина», «Храбрый Назар» (автор Аванес Туманян).
Читает: Арарат Кещян, актер.

Балкарские народные сказки: «Темрюк и Наэльхан», «Счастье, ум и богатство».
Читает: Кантемир Хуртаев, кандидат экономических наук; председатель Всероссийского межнационального союза молодежи.

Даргинские народные сказки: «Кувшин золота», «Ханский закон».
Читает: Мухтар Гусенгаджиев, актер, йог, самый гибкий мужчина планеты «Человек-змея».

Грузинская народная сказка: «Цикара».
Читает: Ираклий Пирцхалава, певец, композитор.

Ингушские народные сказки: «Как старик шайтанов перехитрил», «Храбрый Пахтат».
Читает: Фатима Албакова, доктор философских наук, Член ОП РФ.

Кабардинские народные сказки: «Сын бедной вдовы», «Жир-Аслан».
Читает: Сати Казанова, Заслуженная артистка КБР, КЧР, Республики Адыгея

Казачьи народные сказки: «Казак и солнце», «Как казак женился».
Читает: Виктория Лопырева, телеведущая, Мисс Россия 2003.

Карачаевские народные сказки: «Черный орел», «Сулемен и злой карлик».
Читает: Азрет Акбаев, Народный поэт КЧР, Заслуженный деятель искусств РФ.

Кумыкские народные сказки: «Друзья пастуха», «Чалтук-Ахмед».
Читает: Мавлет Тулпаров, режиссер Русского театра (г. Махачкала).

Лакские народные сказки: «Бацулай и Кацулай», «Кот Маракан».
Читает: Ширвани Чалаев, Народный артист России, композитор.

Лезгинские народные сказки: «Ленивец», «Как смышленный пахарь барса проучил».
Читает: Шабан Муслимов продюсер, режиссер, сценарист.

Осетинские народные сказки: «Общее счастье», «Как мышь женился».
Читает: Феликс Царикати, Народный артист России, певец.

Сказки горских евреев: «Лев и пахарь», «Бессмертный человек».
Читает: Ефрем Амирамов, Народный артист КБР, поэт, композитор.

Чеченские народные сказки: «Кувшин-башня», «Спящий джигит».
Читает: Зулай Хамидова, доктор филологических наук, профессор, академик.

Сказки народов Северного Кавказа Для младшего возраста КУЗНЕЧИК Сказки народов Северного Кавказа Редактор В. В. Безбожный. Художник В. В. Вторенко. Художественный редактор В. С. Тер-Вартанян. Технический редактор Г. Я. Грамотенко. Корректоры Е. Е. Агафонова, В.Я. Пономарева СОДЕРЖАНИЕ Сирота (кабардинская сказка) Кузнечик (кабардинская сказка) Мусил - Мухад (лакская сказка) Синяя птица (даргинская сказка) Лиса и перепёлка (аварская сказка) СИРОТА Рано маленькая Фатимат осталась без матери. Отец схоронил жену и привёл в саклю молодую вдову, у которой свои дети были. Совсем плохо стало маленькой Фатимат. Родных дочерей новая хозяйка наряжала в дорогие платья, баловала их как могла. А Фатимат доставались побои, брань и работа. Даже ела она отдельно, сидя где-нибудь в уголке. Кормили её объедками. Одежда у девочки истрепалась - одни лохмотья. Чуть свет вставала она. Шла по воду к горному потоку, разводила огонь в очаге, подметала двор, доила коров. Трудилась бедная Фатимат с восхода до поздней ночи, но мачехе угодить не могла. Родные дочери злой мачехи играли в куклы, а Фатимат чахла от непосильной работы. Однажды, ярким солнечным днём, пасла она коров и пряла пряжу. Грело солнце, жужжало весёлое веретено. Но вдруг налетел ветер и вырвал из рук девочки пряжу. Понёс, закружил пучок шерсти и зашвырнул к далёкой пещере. Что было делать? Не возвращаться же домой с пустыми руками. Изобьёт злая мачеха. И пошла сирота искать пропажу. В огромной пещере, куда шерсть принесло ветром, жила испокон веков эмегёнша1. Увидела она Фатимат, закричала: - Собери-ка мне, девочка, серебро, что вокруг разбросано! 1 Эмегёнша - великанша. Огляделась сирота и увидела, что у входа в пещеру везде куски серебра валяются. Собрала она все до единого и отдала эмегёнше. - А теперь сними поясок, покажи карман. И это сделала Фатимат. Убедилась эмегёнша, что ничего не утаила, ничего не спрятала девочка. - Ладно. Я спать лягу, а ты постереги здесь. Если потечёт белая вода по пещере, разбудишь меня. Заснула великанша крепким сном. И тотчас зашумела, забурлила по камням вода, белая, как молоко. Разбудила Фатимат эмегёншу. Проснулась та, умыла сироте лицо белой водой и подвела её к зеркалу. Глянула в зеркало замарашка и ахнула: никогда не видела она себя такой красавицей. Лицо, ясное, как солнце, горит, руки и плечи белее лунного света, а дорогие парчовые одежды сверкают драгоценными камнями, золотом и серебром. Гордая и весёлая, простилась Фатимат с доброй эмегёншей и погнала своих коров домой. По дороге люди не могли наглядеться на сверкающую её красоту. Никто не узнавал в девочке прежнюю замарашку. А злая мачеха как увидела, чуть с досады не лопнула. Однако виду не показала. Пришла в себя и говорит ласково: - Доченька, милая, где нашла ты такие одежды, как сталатакой красавицей? Рассказала простодушная Фатимат всё без утайки. На следующее утро послала мачеха пасти коров свою дочь на то же самое место. И она пряла пряжу. Ветер налетел, вырвал веретено и унёс вместе с шерстью к далёкой пещере. Побежала дочь мачехи вдогонку и услышала голос эмегёнши из тёмной пещеры: - Собери-ка мне, дочка, серебро, что вокруг разбросано! Стала та собирать и спрятала в карман самые большие куски. - А теперь поясок сними, покажи карман! Вывернула дочь мачехи карман, а серебро выпало и покатилось со звоном по каменному полу пещеры. Нахмурилась эмегёнша. - Ладно,- говорит,- я спать стану. А ты стереги. Как чёрная вода потечёт, разбуди меня. Заснула она крепким сном. И тотчас забурлила, зашумела по камням вода, чёрная, как сажа на пастушьем котле. Проснулась эмегёнша, умыла лицо девочки чёрной водой и подвела к зеркалу. Подкосились у той ноги от страха. Половина лица у неё обезьянья, а половина - собачья. Бросилась она бежать со слезами. Люди от неё - во все стороны. Так наказала добрая эмегёнша мачеху и еёдочьзазлостьи несправедливость. А отец выгнал мачеху и остался с красавицей дочерью. Зажили они тихо и счастливо. КУЗНЕЧИК Жил на свете бедняк по имени Кузнечик. Никто не знал толком, почему его так назвали. Отправился он однажды в соседнее село просить подаяние. По дороге устал и сел на высокий курган отдохнуть. Как раз в тех местах паслись ханские табуны. Увидел бедняк, что табунщики спят, а кони спустились в глубокую лощину. Подумал-подумал и пошёл дальше. Когда до соседнего села Кузнечик добрёл, суматоха там была: без следа пропали лошади грозного хана! Смекнул он, что на этом деле можно заработать, если с умом взяться. - Позволил бы мне великий хан по кабардинскому обычаю погадать на горстке фасоли - нашёл бы я ему скакунов,- сказал он. Дошли его слова до хана. - Привести хвастуна немедля ко мне! - приказал хан. Притащили слуги Кузнечика к хану. Разбросал бедняк по полу горстку фасоли и делает вид, что гадает. - Никто не захватил твои табуны. Вижу я, как пасутся они в глубокой долине, куда трудно проникнуть и пешему. Высятся над той долиной две высокие горы. Если пошлёшь, господин, верных людей в долину, клянусь аллахом всевидящим, всех коней без потерь получишь обратно. Если обманул я - не гадать мне больше на этой фасоли! Помчались туда верховые и через некоторое время пригнали табуны в целости и сохранности. Весть о чудесном предсказателе облетела все окрестные сёла. А во дворе у хана опять случилась пропажа: потеряла ханская дочь золотое кольцо с драгоценными камнями. По приказу хана позвали Кузнечика. - Погадай на фасоли и найди кольцо, иначе утром повешу. "Зачем обманул я его тогда и выдал себя за гадателя?- печально подумал бедняк.- Что ж, поживу ещё хоть одну ночь, от этого мне вреда не будет". И сказал хану: - Тогда прикажи, о всемогущий хан, дать мне отдельную комнату. Ночью я в ней в одиночестве погадаю. - Твою просьбу исполнить нетрудно,- ответил хан и велел запереть Кузнечика в самом просторном покое дворца. Глаз не сомкнул ночью бедняк, всё думал о том, как утром его повесят. В глухую полночь кто-то постучался в окно. - Кто там, зачем пришёл?- спросил Кузнечик и услышал в ответ голос одной из служанок хана: - Это я, чудесный провидец. Конечно, ты узнал меня, недостойную. Именем аллаха молю, не выдавай меня грозному хану. Пожалей грешницу, возьми кольцо, только не выдавай. Повеселел Кузнечик. - Я,- говорит,- о тебе всё думал. Если б не пришла ты с кольцом сама, пропащая была бы твоя голова. Ну а теперь так мы с тобой условимся: дай кольцо проглотить белому гусю, у которого крыло сломано, а как утро настанет, велю я его зарезать и вынуть перстень с драгоценными камнями. Обрадовалась служанка, поблагодарила его и ушла. А Кузнечик спать лёг. Наступило яркое утро. Вывели Кузнечика из дворцовых покоев во двор, где собрались почти все жители села. - Что скажешь, знахарь?- спросил хан. - Нехитрую задачу ты задал мне, господин,- ответил Кузнечик.- Думал я, долго искать придётся, а нашёл быстро: сразу зёрна фасоли правду открыли. Лежит кольцо в зобу у твоего собственного белого гуся с поломанным крылом. Поймали гуся, зарезали и распотрошили. Смотрит хан, а в зобу у гуся - золотое кольцо. Изумились люди искусству предсказателя, а хан щедро одарил Кузнечика и отпустил с миром. Немало времени с тех пор пролетело. Поехал однажды хан в гости к хану другого государства и будто бы ненароком похвалился: - Есть у меня в стране чудесный человек: любую тайну раскрыть сумеет, всё разгадает, что ни прикажешь. Не поверил хозяин. Долго они спорили, потом наконец решили биться об заклад на большое богатство. Возвратился хан к себе во дворец и вызвал Кузнечика. - Поспорил я,- говорит,- со своим другом, повелителемсоседнего ханства, что любую тайну ты сумеешь открыть. Если разгадаешь, что он прикажет, озолочу тебя, на всю жизнь богачом станешь. Не разгадаешь - велю повесить. Взял хан с собою Кузнечика и отправился в соседнее ханство. Принял их хозяин в кунацкой1. Сам вышел на улицу и вернулся, пряча в кулаке что-то. 1 Кунацкая - комната для гостей. - Узнай, прорицатель, что держу я в своей руке? Покачал головой бедняк и говорит ему: - Эх, бедный, несчастный Кузнечик, раз прыгнул - ушёл от расправы, другой раз прыгнул - опять ушёл, а на третий - попался! Рассердился хозяин, топнул ногой. - Дьявол, а не человек мог угадать такое!- вскричал он и разжал кулак, из которого зелёный кузнечик выскочил и застрекотал на полу. Обрадовался хан, который бедняка привёз, что заклад выиграл, и, вернувшись домой, предложил Кузнечику столько добра, что на всю жизнь хватило бы. Но отказался Кузнечик. - Только три раза имел я право гадать,- сказал он хану.- Больше я тебе не слуга. До сих пор живёт Кузнечик в достатке и благополучии. МУСИЛ - МУХАД Жил или не жил один бедный человек по прозвищу Мусил-Мухад. У него было много детей. Вот засеял он поле, и настало время жатвы. Отец со старшей дочерью Райганат пошли в поле. Девушка стала жать, а Мусил-Мухад вязал снопы. И вот под одним снопом он увидел большого змея. - Мусил-Мухад,- сказал змей,- выдай за меня свою дочь, а тебе за это будет большая выгода. Мусил- Мухад так перепугался, что не в силах был завязать сноп. Девушка спросила: - Что ты делаешь, отец? Почему не вяжешь сноп? - Как же вязать, дочь моя? Этот змей просит, чтобы выдал я тебя за него замуж, и обещает мне за это большую выгоду. - Хорошо, лучше оставайтесь без меня, чем всей семье голодать,- ответила дочь.- Выдавай меня замуж за змея, только спроси, чем он тебе сумеет угодить. Тогда Мусил-Мухад подошёл к змею и сказал: - Я выдам за тебя дочь, но чем ты мне угодишь? - И ты и твоя семья всю жизнь не будете ни в чём терпеть нужды. После этого змей повёл отца с дочерью к одному полю. Посередине этого поля была дыра. Вошли они в дыру и спустились по ступенькам, высеченным из камня. Увидели они широкую улицу, а на ней дома-крепости. Все дороги охраняют аждаха1. 1Аждаха - дракон. Увидя их, аждаха начали выдыхать огонь. Но змей заставлял их кланяться. Вошли в комнаты, а там все вещи сделаны из золота и серебра, полы покрыты коврами. Змей обернулся и сказал Райганат, чтобы она наступила ногой на его хвост. Она наступила на хвост, и из змеиной чешуи вышел молодой человек, красоту которого невозможно описать. Девушка и отец обрадовались. Юноша сказал: - Мусил-Мухад, теперь ты ни о чём не думай, я - твой сын. Открыв сундук, он вынул скатерть и обратился к отцу: - Возьми эту скатерть, иди домой и скажи: "Скатерть, развернись!"- и на ней появятся всякие кушанья. Когда кончите есть,скажи:"Скатерть, свернись!" Отправился Мусил-Мухад домой и, как только прошёл полпути, не вытерпел, кинул скатерть на землю и сказал: - Развернись, скатерть! Скатерть развернулась, а на ней появились всякие кушанья, какие только есть на свете. Пришёл домой Мусил-Мухад, позвал жену и детей есть. Жена привела детей, спросила: - Где же твоя еда? Я пока ничего не вижу. И где Райганат? - Райганат вышла замуж и живёт счастливо. Ты посмотри сюда,- проговорил он, кинул скатерть на пол и сказал:- Скатерть, развернись! Скатерть раскинулась по всей комнате, и на ней появились самые разные яства, фрукты и напитки. - Ешьте, что хотите, пейте, что хотите, угощайте, кого хотите. Все обрадовались и жили несколько дней так, как они хотели. И вот по аулу разнеслась весть о Райганат и её муже. По соседству с семьёй Мусил-Мухада жили трое завистников. Они стали говорить: - Что за удивительное дело, Мусил-Мухад сразу потолстел, дети у него поздоровели. Oтчего они разбогатели? И вот разузнали они о скатерти и как-то ночью похитили её. Утром дети встали и начали искать скатерть, чтобы поесть, а скатерти нет. В этот день они остались голодными. Тогда Мусил-Мухад пошёл к зятю и рассказал ему, что скатерть украли. Зять дал ему ручные жернова и сказал: - Если прикажешь: "Жернова, жернова, крутитесь!"- они будут крутиться и молоть муку. Когда тебе будет довольно, скажи: "Жернова, жернова, стойте". Они остановятся. Взял жернова Мусил-Мухад и пошёл. Когда он прошёл полпути, поставил жернова на дорогу и сказал: - Жернова, жернова, крутитесь! Жернова начали крутиться, а из них посыпалась мука. Тогда он приказал им остановиться. Чуть не умирая от радости, он отправился домой. Поставил в большой комнате жернова и сказал: - Жернова, жернова, крутитесь! Вся комната сразу наполнилась мукой. И вот стали они печь хлеб и есть, а остальную муку продавали. Но завистливые соседи опять украли жернова и муку. Снова Мусил-Мухад со слезами пошёл к зятю и рассказал, что жернова украли. Тот дал ему осла. - Иди домой и скажи: "Осёл-мосёл, пур-мур" - и из него посыплются монеты. Мусил- Мухад отправился домой с ослом. Привёл осла в ту же большую комнату, привязал его к прочному гвоздю и сказал: - Осёл-мосёл, пур-мур. Комната заполнилась монетами до потолка. Ослу он дал полную чашку фиников и уложил его на монеты. Ещё богаче стал Мусил-Мухад. Но опять те же воры сумели похитить осла вместе с монетами. Мусил- Мухад опять отправился к зятю и заплакал. Зять спросил: - Зачем пришёл? Что случилось? - Клянусь, зять, мне уже стыдно ходить к тебе. Теперь и осла похитили. - Хорошо, отец мой. Мы все эти вещи легко найдём. Зять принёс три большие палки с острыми колючками. - Иди домой с этими палками, сядь у порога и скажи: "Палки-малки, тарк-марк! По голове тем, кто похитил скатерть, жернова и осла. Тарахтите, не останавливайтесь, пока всё не принесут домой". Взяв эти палки, Мусил-Мухад пошёл домой и, когда прошёл полпути, не вытерпел и сказал: - Палки-малки, тарк-марк! И палки начали избивать Мусил-Мухада. - Ой, я нарочно сказал, остановитесь!- закричал он. Палки остановились. Пришёл он домой и сел у порога, а воры уже ожидали его. Подошли и спрашивают: - Сосед, не нашёл ли ты украденного? Мы все горюем о твоих потерях. - Как же я найду похищенное?- ответил Мусил-Мухад.- Лучше садитесь, я покажу вам одну вещь. Собрались все соседи и сели около него. Мусил-Мухад положил перед собой все три палки и приказал: - Эй, палки-малки, похитителям моей скатерти, моего осла и моих жерновов - по голове, пока они не принесут эти вещи в мой дом. Без остановки, тарк-марк, тарахтите! Палки подскочили и стали воров бить. Воры хотели спрятаться у себя дома, а палки погнались за ними и били их до тех пор, пока они не стали умолять Мусил-Мухада спасти их и не пообещали вернуть всё украденное. Мусил- Мухад сказал: - Это не моё дело. Пока украденное не вернётся в мой дом, палки не остановятся. Тогда воры вернули всё, что украли, и стали просить Мусил-Мухада: - Пощади, сосед! Спаси нас! - Палки, остановитесь!- приказал он. После этого поставил их в угол и сказал: - Смотрите, если ко мне придёт вор, бейте его без остановки! С тех пор воры боялись Мусил-Мухада. И он с детьми зажил так, как хотел. СИНЯЯ ПТИЦА В одной стране жил хан, и было у него три сына. Однажды, когда хан был на охоте, он сел отдохнуть около родника. Вдруг прилетела синяя птица. Взглянул на неё хан и ослеп от её блеска. Долго блуждал хан по лесу и насилу вернулся домой. Созвал хан сыновей и поведал им всё, что случилось: - Зрение вернётся ко мне только в том случае,- закончил хан свой рассказ,- если в мои руки попадёт хоть одно перо синей птицы. И вот старший сын хана отправился на поиски птицы. Долго блуждал он по свету, но ничего не нашёл и вернулся домой. После этого отправился второй сын, но и он, как и старший брат, вернулся ни с чем. Тогда собрался в путь младший сын. Долго бродил он в поисках птицы. Однажды ханский сын встретил слепого старика и рассказал ему всю свою историю. - Я тоже ослеп из-за синей птицы,- отвечал старик.- Трудно найти её. Но если ты ничего не боишься, я дам тебе один совет. Ступай вон на ту гору. Там есть двор, окружённый забором, а на воротах висит уздечка. Каждый вечер туда приходит табун лошадей. Ты возьми уздечку и стань у ворот. Из всего табуна выбери ту лошадь, которой впору эта уздечка. Садись на лошадь и слушайся её во всём. Ханский сын поблагодарил старика и поступил по его совету. Едва юноша сел на лошадь, как та пустилась вскачь и заговорила человеческим голосом: - Когда мы достигнем крепости, я прыгну во двор через высокую стену. Привяжи меня к железному столбу, а сам войди в дом. Там ты увидишь богатыря и сядешь рядом с ним. Вскоре показалась крепость. Лошадь взвилась, как птица, и перепрыгнула через стену. Посреди двора стоял железный столб, который доходил до самого неба. Юноша привязал лошадь и вошёл в дом. Увидев богатыря, он уселся рядом с ним. Удивился богатырь: как мог проникнуть к нему гость? До сих пор это никому не удавалось. Богатырь созвал своих нукеров1 и приказал им: 1 Нукер - телохранитель. - Вечером пригласите непрошеного гостя ужинать и убейте его! Но нукеры ничего не смогли сделать с ханским сыном. Тогда они обратились к одной старухе-гадалке. - Вам не одолеть гостя,- сказала гадалка,- потому что он - нарт1. Завтра он поедет ловить синюю птицу. 1Н а р т - богатырь, наделённый волшебной силой. Наутро ханский сын подошёл к своей лошади. - Синяя птица живёт на небе,- сказала лошадь.- Мы поднимемся по этому железному столбу, и ты увидишь птицу. Ты должен схватить её и держать до тех пор, пока она не скажет: "Ради твоей лошади отпусти меня". Ханский сын вскочил в седло, и лошадь поскакала вверх по столбу. Как только они добрались до неба, юноша увидел синюю птицу и схватил её. Долго билась птица у него в руках и наконец проговорила: - Отпусти меня ради своей лошади, теперь я твоя. Юноша отпустил птицу, и она стала совсем покорной. Вскоре ханский сын верхом на своей лошади и с птицей на плече спустился по железному столбу на землю. Только юноша соскочил с лошади, как синяя птица превратилась в красивую девушку. Богатырь очень завидовал нарту, но был бессилен перед ним. Пришлось богатырю устроить роскошный пир, а потом ханский сын взял девушку и отправился домой. Через час он уже был у своего отца. Оказалось, что тот прозрел в миг, когда юноша схватил синюю птицу. Сыграли свадьбу, и ханский сын стал мужем красавицы. ЛИСА И ПЕРЕПЁЛКА Однажды поймала голодная лиса жирную перепёлку и хотела её съесть. - Не ешь меня, лиса!- сказала перепёлка.- Будь моей названой сестрицей. - Ещё что выдумаешь!- удивилась лиса.- Ну да так и быть, я согласна. Только разок накорми меня, разок насмеши и разок напугай. Да поскорей, я очень голодна! - Хорошо,- сказала перепёлка,- накормлю тебя, насмешу, испугаю! Вспорхнула перепёлка и полетела. Увидела она женщину, которая несла пахарям в поле обед, вернулась к лисе, велела ей бежать за собой. Привела лису к полю и сказала: - Спрячься за этот куст! После того вылетела на дорогу и села. Женщина увидела перепёлку и захотела её поймать. Поставила она узелок с кувшинами на дорогу и стала догонять перепёлку. Перепёлка отбежала немного и снова села. Женщина опять погналась за нею. Так перепёлка манила женщину, пока не увела её далеко от дороги. А лиса тем временем развязала узелок, съела весь обед и ушла. Догнала её перепёлка и спрашивает: - Сыта ли ты, лиса? - Сыта. - Ну, теперь я тебя насмешу... Иди за мной! Полетела перепёлка поближе к пахарям, а лиса побежала вслед за ней. А пахари проголодались, ждали обеда и остановили быков. Перепёлка снова спрятала лису за куст и села на рог пёстрого быка. - Смотри, смотри!- закричали погонщики пахарю.- Перепёлка села на рог твоего быка... Хватай её! Размахнулся пахарь палкой - хотел перепёлку подшибить, а перепёлка - фрр!- улетела. Удар пришёлся быку по рогам. Стал бык метаться во все стороны, других быков перепугал. Разнесли они и сохи и упряжь. Увидела это лиса - стала смеяться.Ужонасмеялась-смеялась, смеялась-смеялась, так смеялась, что даже устала. - Довольна ты?- спрашивает перепёлка. - Довольна! - Ну, лежи здесь. Теперь я тебя испугаю,- сказала перепёлка. Полетела она в ту сторону, где ходил охотник с собаками. Собаки завидели перепёлку и бросились за ней, а перепёлка стала водить их по всему полю. Водила-водила и привела прямо к лисе. Лиса - бежать, а собаки - за ней. Бегут по пятам, не отстают, совсем загнали лису. Без сил добежала лиса до своей норы. Еле живая ушла, а хвост не успела спрятать. Собаки ухватились за лисий хвост и оторвали его. Рассердилась лиса, отыскала перепёлку и говорит: - Опозорила ты меня перед всем моим родом. Как я теперь без хвоста жить буду? - Ты же сама просила накормить тебя, насмешить и напугать,- отвечает перепёлка. Но лиса была так зла, что и слушать не хотела. Разинула она пасть и схватила перепёлку. Видит перепёлка - дело плохо. Говорит она лисе: - Ну что ж, ешь меня, я не против, только скажи мне раньше: пятница сегодня или суббота? - А тебе зачем это?- сердито крикнула лиса и разжала зубы. А перепёлке только того и надо было: вырвалась она и улетела.

Сказки народов Северного Кавказа

КУЗНЕЧИК (сборник)

Ростов-на-Дону. Ростовское книжное издательство, 1986

СИРОТА

кабардинская сказка

Рано маленькая Фатимат осталась без матери. Отец схоронил жену и привёл в саклю молодую вдову, у которой свои дети были. Совсем плохо стало маленькой Фатимат. Родных дочерей новая хозяйка наряжала в дорогие платья, баловала их как могла. А Фатимат доставались побои, брань и работа. Даже ела она отдельно, сидя где-нибудь в уголке. Кормили её объедками. Одежда у девочки истрепалась - одни лохмотья.

Чуть свет вставала она. Шла по воду к горному потоку, разводила огонь в очаге, подметала двор, доила коров. Трудилась бедная Фатимат с восхода до поздней ночи, но мачехе угодить не могла. Родные дочери злой мачехи играли в куклы, а Фатимат чахла от непосильной работы.

Однажды, ярким солнечным днём, пасла она коров и пряла пряжу. Грело солнце, жужжало весёлое веретено. Но вдруг налетел ветер и вырвал из рук девочки пряжу. Понёс, закружил пучок шерсти и зашвырнул к далёкой пещере. Что было делать? Не возвращаться же домой с пустыми руками. Изобьёт злая мачеха. И пошла сирота искать пропажу.

В огромной пещере, куда шерсть принесло ветром, жила испокон веков эмегёнша. Увидела она Фатимат, закричала:

Собери-ка мне, девочка, серебро, что вокруг разбросано!

Огляделась сирота и увидела, что у входа в пещеру везде куски серебра валяются. Собрала она все до единого и отдала эмегёнше.

А теперь сними поясок, покажи карман. И это сделала Фатимат. Убедилась эмегёнша, что ничего не утаила, ничего не спрятала девочка.

Ладно. Я спать лягу, а ты постереги здесь. Если потечёт белая вода по пещере, разбудишь меня.

Заснула великанша крепким сном. И тотчас зашумела, забурлила по камням вода, белая, как молоко.

Разбудила Фатимат эмегёншу. Проснулась та, умыла сироте лицо белой водой и подвела её к зеркалу. Глянула в зеркало замарашка и ахнула: никогда не видела она себя такой красавицей. Лицо, ясное, как солнце, горит, руки и плечи белее лунного света, а дорогие парчовые одежды сверкают драгоценными камнями, золотом и серебром. Гордая и весёлая, простилась Фатимат с доброй эмегёншей и погнала своих коров домой.

По дороге люди не могли наглядеться на сверкающую её красоту. Никто не узнавал в девочке прежнюю замарашку. А злая мачеха как увидела, чуть с досады не лопнула. Однако виду не показала. Пришла в себя и говорит ласково:

Доченька, милая, где нашла ты такие одежды, как стала такой красавицей?

Рассказала простодушная Фатимат всё без утайки.

На следующее утро послала мачеха пасти коров свою дочь на то же самое место. И она пряла пряжу. Ветер налетел, вырвал веретено и унёс вместе с шерстью к далёкой пещере. Побежала дочь мачехи вдогонку и услышала голос эмегёнши из тёмной пещеры:

Собери-ка мне, дочка, серебро, что вокруг разбросано!

Стала та собирать и спрятала в карман самые большие куски.

А теперь поясок сними, покажи карман!

Вывернула дочь мачехи карман, а серебро выпало и покатилось со звоном по каменному полу пещеры. Нахмурилась эмегёнша.

Ладно, - говорит, - я спать стану. А ты стереги. Как чёрная вода потечёт, разбуди меня.

Заснула она крепким сном. И тотчас забурлила, зашумела по камням вода, чёрная, как сажа на пастушьем котле.

Проснулась эмегёнша, умыла лицо девочки чёрной водой и подвела к зеркалу. Подкосились у той ноги от страха. Половина лица у неё обезьянья, а половина - собачья. Бросилась она бежать со слезами. Люди от неё - во все стороны.

Так наказала добрая эмегёнша мачеху и её дочь за злость и несправедливость.

А отец выгнал мачеху и остался с красавицей дочерью. Зажили они тихо и счастливо.

КУЗНЕЧИК

кабардинская сказка

Жил на свете бедняк по имени Кузнечик. Никто не знал толком, почему его так назвали. Отправился он однажды в соседнее село просить подаяние. По дороге устал и сел на высокий курган отдохнуть.

Как раз в тех местах паслись ханские табуны. Увидел бедняк, что табунщики спят, а кони спустились в глубокую лощину. Подумал-подумал и пошёл дальше.

Когда до соседнего села Кузнечик добрёл, суматоха там была: без следа пропали лошади грозного хана! Смекнул он, что на этом деле можно заработать, если с умом взяться.

Позволил бы мне великий хан по кабардинскому обычаю погадать на горстке фасоли - нашёл бы я ему скакунов, - сказал он.

Дошли его слова до хана.

Привести хвастуна немедля ко мне! - приказал хан.

Притащили слуги Кузнечика к хану. Разбросал бедняк по полу горстку фасоли и делает вид, что гадает.

Никто не захватил твои табуны. Вижу я, как пасутся они в глубокой долине, куда трудно проникнуть и пешему. Высятся над той долиной две высокие горы. Если пошлёшь, господин, верных людей в долину, клянусь аллахом всевидящим, всех коней без потерь получишь обратно. Если обманул я - не гадать мне больше на этой фасоли!

Помчались туда верховые и через некоторое время пригнали табуны в целости и сохранности. Весть о чудесном предсказателе облетела все окрестные сёла.

А во дворе у хана опять случилась пропажа: потеряла ханская дочь золотое кольцо с драгоценными камнями. По приказу хана позвали Кузнечика.

Погадай на фасоли и найди кольцо, иначе утром повешу.

«Зачем обманул я его тогда и выдал себя за гадателя? - печально подумал бедняк. - Что ж, поживу ещё хоть одну ночь, от этого мне вреда не будет». И сказал хану:

Тогда прикажи, о всемогущий хан, дать мне отдельную комнату. Ночью я в ней в одиночестве погадаю.

Твою просьбу исполнить нетрудно, - ответил хан и велел запереть Кузнечика в самом просторном покое дворца.

Глаз не сомкнул ночью бедняк, всё думал о том, как утром его повесят. В глухую полночь кто-то постучался в окно.

Кто там, зачем пришёл? - спросил Кузнечик и услышал в ответ голос одной из служанок хана:

Это я, чудесный провидец. Конечно, ты узнал меня, недостойную. Именем аллаха молю, не выдавай меня грозному хану. Пожалей грешницу, возьми кольцо, только не выдавай.

Повеселел Кузнечик.

Я, - говорит, - о тебе всё думал. Если б не пришла ты с кольцом сама, пропащая была бы твоя голова. Ну а теперь так мы с тобой условимся: дай кольцо проглотить белому гусю, у которого крыло сломано, а как утро настанет, велю я его зарезать и вынуть перстень с драгоценными камнями.

Обрадовалась служанка, поблагодарила его и ушла. А Кузнечик спать лёг.

Наступило яркое утро. Вывели Кузнечика из дворцовых покоев во двор, где собрались почти все жители села.

Что скажешь, знахарь? - спросил хан.

Нехитрую задачу ты задал мне, господин, - ответил Кузнечик. - Думал я, долго искать придётся, а нашёл быстро: сразу зёрна фасоли правду открыли. Лежит кольцо в зобу у твоего собственного белого гуся с поломанным крылом.

Поймали гуся, зарезали и распотрошили.

Смотрит хан, а в зобу у гуся - золотое кольцо.

Изумились люди искусству предсказателя, а хан щедро одарил Кузнечика и отпустил с миром.

Немало времени с тех пор пролетело. Поехал однажды хан в гости к хану другого государства и будто бы ненароком похвалился:

Есть у меня в стране чудесный человек: любую тайну раскрыть сумеет, всё разгадает, что ни прикажешь.

Не поверил хозяин. Долго они спорили, потом наконец решили биться об заклад на большое богатство.

Возвратился хан к себе во дворец и вызвал Кузнечика.

Поспорил я, - говорит, - со своим другом, повелителем соседнего ханства, что любую тайну ты сумеешь открыть. Если разгадаешь, что он прикажет, озолочу тебя, на всю жизнь богачом станешь. Не разгадаешь - велю повесить.

Взял хан с собою Кузнечика и отправился в соседнее ханство. Принял их хозяин в кунацкой. Сам вышел на улицу и вернулся, пряча в кулаке что-то.

Узнай, прорицатель, что держу я в своей руке?

Покачал головой бедняк и говорит ему:

Эх, бедный, несчастный Кузнечик, раз прыгнул - ушёл от расправы, другой раз прыгнул - опять ушёл, а на третий - попался!

Рассердился хозяин, топнул ногой.

Дьявол, а не человек мог угадать такое! - вскричал он и разжал кулак, из которого зелёный кузнечик выскочил и застрекотал на полу.

Обрадовался хан, который бедняка привёз, что заклад выиграл, и, вернувшись домой, предложил Кузнечику столько добра, что на всю жизнь хватило бы.

Но отказался Кузнечик.

Только три раза имел я право гадать, - сказал он хану. - Больше я тебе не слуга.

До сих пор живёт Кузнечик в достатке и благополучии.

В этот том вошли сказки о животных, волшебные и бытовые сказки народов, проживающих в европейской части России, на Украине, в Беларуси, Молдове, в странах Балтии, и сказки народов Кавказа

СКАЗКИ НАРОДОВ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ И КАВКАЗА
(Том 9 из серии "сказки народов мира в 10 томах")

Сказка-складка

В серии "Сказки народов мира" в 1988 году вышел в свет том "Сказки народов Европы", включающий сказки народов стран Западной, Центральной и Юго-Восточной Европы. В данный том вошли сказки народов Восточной Европы, проживающих в государствах Балтии (Литва, Латвия, Эстония), на Украине, в Беларуси, в Молдове, в Армении, Грузии, Азербайджане. Значительное место в томе занимают сказки народов Российской Федерации. Это народы и Севера (карелы, вепсы, саамы и другие), и Поволжья (татары, башкиры, удмурты, мордва, марийцы, коми, чуваши), и Северного Кавказа, пожалуй превосходящего по числу языков и народностей любой другой регион мира, пусть даже более обширный по территории.

Многие столетия эти народы имели тесные исторические, экономические и культурные связи. А значит, всегда шел интенсивный обмен фольклорными произведениями. Каждому известно, что соседи всегда учатся друг у друга; обмениваются они и песнями, и рассказами, и сказками, в результате чего культура каждого из них становится только богаче.

Читатель, который прочитает до конца лежащую перед ним книгу, убедится в том, что, несмотря на стремление составителя отобрать самые оригинальные произведения, в сказках разных народов много общего. Конечно, это обусловлено не только и не столько взаимодействием культур этих народов, сколько сходством их исторических судеб, а следовательно, и экономического, и культурного развития.

В этом томе представлены все основные разновидности народной сказки - волшебные, авантюрные, бытовые и о животных.

Волшебные, или, как их еще называют, собственно сказки, занимают центральное место в фольклоре любого народа. Характерная черта волшебного эпоса - поразительное сходство сюжетов сказок самых разных народов. Сюжеты таких сказок, как, например, "Золушка" или "Кот в сапогах", встречаются почти у всех народов мира, и поэтому в фольклористике они называются международными или бродячими сюжетами. Однако сказки на эти сюжеты воспринимаются нами как совершенно самостоятельные произведения. И это потому, что в сказке каждого народа международный сюжет, оставаясь узнаваемым, получает свое, присущее только этой сказке оформление. Так, например, сюжет о запечном дураке и о трудных задачах, которые он решает с помощью своих чудесных помощников, совершенно по-разному оформлен в украинской сказке "Летучий корабль", в белорусской "Мудрая девушка" и в грузинской "Сказке об Олененке и Елене Прекрасной".

Кроме того, так называемые международные сюжеты в ряде сказок получают своеобразное развитие. Так, в литовской сказке "Ель - королева ужей" известный многим народам рассказ о том, как девушка становится женою человека, принимающего облик того или иного животного или чудовища (в данном случае ужа), имеет совершенно оригинальное продолжение. В отличие от сказок других народов, где родственники героини сжигают звериную шкуру своего зятя, в литовской они коварно убивают ужа. Это приводит и к нетрадиционному финалу: с горя жена и дети превращаются в деревья - ель, ясень и осину. Иначе говоря, типично волшебная сказка соединяется с древним мифом о происхождении этих деревьев.

В марийской сказке "Дуболгó Пичáй" своеобразное оформление и развитие получил сюжет о спящей красавице, а в лакской "Зазá, красная коровушка" - сюжет "Золушки". К тому же герои каждой из этих сказок живут так, как жили их создатели, и это придает сказочному повествованию национальное своеобразие.

Калмыцкая сказка "Три брата" - пример того, как традиционные сюжеты органично соединяются с оригинальными, отражающими жизнь создавшего ее народа. В ней необычное начало: кобылица, которую хозяева хотели зарезать (известно, что калмыки, как и многие другие народы, употребляют конину в пищу), убежала от них, нашла трех мальчиков, вырастила их и наплодила им табуны чудесных коней. Такая поэтизация лошади, которая способна не только одарить людей несметными табунами, но и вырастить ребят - будущих хозяев этих коней, вполне понятна в фольклоре народа, в жизни которого конь всегда играл огромную роль. Это оригинальное начало естественно сочетается с широкоизвестным сюжетом о том, как младший из братьев добывает жен для своих старших братьев и для себя, как завистливые и неблагодарные братья хотят погубить его и как счастливо все кончается.

Наконец, в фольклоре каждого народа есть сказки на совершенно самобытные сюжеты: такова эстонская сказка "Златопряхи", чувашская "Как крестьянский сын за солнце работал" и многие другие, составившие этот том.

А вот кого же называет народ героем сказки, какими чертами наделяет? В центре многих сказок - герой-богатырь, отличающийся чудесным происхождением (в марийской сказке бездетная старуха вылепила себе мальчика из теста - его так и назвали Нончы́к-паты́р, т. е. "богатырь из теста") или необыкновенным воспитанием (герой грузинской "Сказки об Олененке и Елене Прекрасной" был оставлен родителями в лесу и выкормлен оленихой, герой калмыцкой сказки "Три брата", как уже говорилось, выращен чудесной кобылицей). Если даже рассказывается о чудесном происхождении или необыкновенном детстве героя, то во всех случаях подчеркивается, что он обладает незаурядной силой, острым умом, находчивостью. Таковы герой молдавской сказки "Фэт-Фрумо́с и Солнце", богатырь из аварской сказки "Морской конь". Главное - то, что все свои недюжинные способности богатырь употребляет на пользу людям, даже тем, которые поступают с ним коварно. Отличительная его черта - справедливость: он справедливо делит все, добытое им, с братьями или с друзьями.

В сказках о герое-богатыре отразились древнейшие представления о сверхъестественном родстве человека и животных, вот почему звери или животные нередко бывают воспитателями (или даже родителями) сказочных богатырей. Сказочный герой может быть и царским сыном, и сыном крестьянина, но это не имеет особого значения: он всегда отличается бесстрашием, решительностью в достижении поставленной цели, добротой и великодушием. Герой сказки нередко обретает чудесных помощников именно потому, что оказывает бескорыстную помощь тем, кто попал в беду: герой карачаевской сказки "Приключения охотника" сохраняет жизнь орлу, козе, рыбе, кунице и обретает в них надежных друзей.

Иногда достоинства одного героя как бы разделены между несколькими персонажами. Так, в абази́нской сказке "Три брата" все братья умные и справедливые. Благодаря этому они не только возвращают похищенного у них коня, но и мудро делят наследство между княжескими сыновьями и в награду получают большой надел земли.

В сказках разных народов есть и персонаж, аналогичный русскому "Мальчику с пальчик". Герой еврейской сказки "Мальчик Бе́беле" произошел из фасолины и этим отличается от своих сказочных собратьев. В остальном это такой же озорной, веселый, но в то же время умный и добрый мальчик, как и в сказках других народов.

Герой волшебной сказки наделен лучшими человеческими качествами. Но даже он никогда бы не смог добиться поставленной цели, если бы у него не было чудесных помощников, таких, как красавица из калмыцкой сказки "Три брата". Нередко ее красота заставляет терять разум не только обычного человека, но и чудовищного дэва: "Как взглянул дэв на красавицу, так и ослеп от ее красоты, вмиг истаял и дух испустил". Но еще больше ценит народ в героине волшебной сказки доброту, решительность характера, готовность прийти на помощь, умение вести хозяйство, смекалку. Особенно отмечаются в сказке чудесные способности героини - такие, как понимание языка птиц и зверей.

Вместе с тем сказка сурово осуждает героиню, когда она проявляет коварство по отношению к герою, жестокость к окружающим, когда она груба и ленива (как мачехина дочка в лакской сказке "Заза, красная коровушка").

Как видим, волшебные сказки разных народов все вместе воссоздают идеальный, по народным представлениям, образ женщины, обладающей не только прекрасной внешностью, но и добрым характером, умом, к тому же хорошей хозяйки и верной помощницы своего жениха или мужа.

Чудесными помощницами сказочного героя нередко выступают встретившиеся на пути героя старухи (белорусская сказка "Мудрая девушка", карельская "Черная уточка", абхазская "Санта́ Сааджа́ и Сафа́ Сааджа́" и др.). Нередко это не простая старуха, а старуха-великанша, мать враждебных герою чудовищ-дивов. В таком случае она заставляет своих сыновей помочь герою достичь цели. Помощниками героя бывают и враждебные, но побежденные им чудовища.

Нередко на помощь герою волшебной сказки приходят люди, наделенные необыкновенными способностями, которые могут выпивать море, передвигать горы, слушать землю - такие, как Объедало и Опивало из украинской сказки "Летучий корабль".

Среди помощников-животных одно из центральных мест принадлежит коню. Нередко наделенный даром человеческой речи, конь бывает мудрым советчиком своего хозяина.