Апостол летопись. Апостол Андрей — первый миссионер на Русской земле. Произведение полиграфического искусства ХVI века


В первом кондаке акафиста апостол Андрей прославляется как «первозванный апостол Христов, Евангелия святаго проповедник, Русския страны богодухновенный просветитель». В многочисленных произведениях Древней словесности сохранились об этом непреложные свидетельства, согласно которым Русь получила святое крещение еще во времена апостольские.

Самое древнее свидетельство проповеди апостола Андрея на Русской земле принадлежит святому епископу Ипполиту Портуенскому (Римскому) (+ ок. 222 г.). У Оригена (200-258) в труде, посвященном памяти Апостолов, записано: «Апостолы и ученики Господа и Спасителя нашего, рассеявшись по вселенной, проповедовали Евангелие, а именно: Фома, как сохранилось до нас предание, получил в удел Парфию, Андрей - Скифию, Иоанну досталась Азия...»

Святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский (1816-1882), писал о важности записей этих двух древних церковных писателей, сохранивших письменные свидетельства, так как «Ориген учился у Климента Александрийского (150-215), который сам был учеником Пантена (+203), и обращался с другими мужами апостольскими» . «Ипполит называет себя учеником святого Иринея (130-202), который пользовался долгое время особенною близостию у святого Поликарпа и любил расспрашивать непосредственных учеников апостольских обо всем, касающемся их божественных учителей. Следовательно, Ориген и Ипполит могли узнать о месте проповеди святого апостола Андрея из вторых уст!»

Важно отметить, что вышеуказанные сведения о проповеди апостола Андрея на земле Великой Скифии-Руси, относились только к землям славян и русов, так как «римская и ранневизантийская провинция Малая Скифия (район современной Добруджи, Румыния) появилась только в конце III - начале IV века нашей эры при императоре Диоклетиане» .

«Дорофей (около 307-322), епископ Тирский, пишет: «Андрей, брат Петра , протёк всю Вифинию, всю Фракию и Скифов…». Святитель Софроний (+390) и святитель Епифаний Кипрский (+403) также приводят в своих трудах свидетельства о проповеди апостола Андрея в Скифии. Евхерий Лионский (+449) и Исидор Испалийский (570-636) пишут в своих трудах о деяниях, проповеди и учении святого апостола Андрея: «Он получил в удел Скифию и вместе Ахайю» . Последним по времени из церковных историков, описывающих подвиг апостольского труда Апостола в земле Скифов, является Никита Пафлагон (+873), который отмечал: «обняв благовестием все страны севера и всю прибрежную часть Понта в силе слова, мудрости и разума, в силе знамений и чудес,везде поставив для верующих жертвенники (храмы), священников и иерархов (архиереев), он (апостол Андрей) » .

О том, что еще в древности славяне и русы приняли крещение, свидетельствует иранский писатель Ибн ал-Фатих ал-Хамазани в «Книге стран» («Китаб ал-Булдан», 903 г.): «у славян - кресты, но хвала Аллаху за ислам» .

Нестор Летописец в «Повести временных лет» (далее - ПВЛ) описывает посещение киевских холмов апостолом Андреем и его учениками. Однако, из жизнеописания учеников апостола Андрея Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула известно, что они были им направлены на Евангельскую проповедь в другие страны: Стахий - в Византию, Амплий, Урван, Амплий были оставлены управлять местной Церковью в Диосполе Палестинском, Наркисс проповедовал в Афинах и Греции, Апеллий - в Ираклии и Аристовул - в Британии. Значит, они никак не могли быть рядом с апостолом Андреем в его миссионерском путешествии в Великую Скифь-Русь, так как были оставлены управлять своими епархиями . О каких тогда учениках говорит летописец? Утверждаем твёрдо: это русские ученики апостола Андрея. Несомненно, многие из них были рукоположены им в священники и епископы.

В.Н. Татищев (1686-1750) справедливо замечает, что «…они (Апостолы) проповедовали не горам или лесам, но людям и крестили людей, веру принявших» . «Несторова погрешность, что он град Горы, не зная, что сарматское слово Киви то же значит, пустыми горами именовал. И как все древние писатели до Христа и вскоре после Христа, Геродот, Страбон, Плиний и Птоломей многие города по Днепру кладут, то видно, что Киев или Горы град до Христа был населён, как то и Птоломей на восточной стране град Азагориум, или Загорие, близ Киева указывает, а сей от того именован, что он за градом Горы стал… да греки и латины, не зная языка славянского и не разобрав неискусные сказания, горы град пропустил» .

Первозванный Апостол прошел с учениками вверх по Днепру, пришел к киевским горам, далее дошел до озера Ильмень, поднялся к Ладожскому озеру, по Варяжскому (Балтийское) морю приплыл к южному побережью Вагрии , где проповедовал западным славянам, наконец, пришел в Рим, и «исповеда, елико научи и елико виде …» . Насколько важна эта примечательная строка: сказано кратко, но на удивление ёмко о великих трудах апостола Андрея Первозванного , понесённых им и его русскими учениками!

Первые русские святые мученики Инна, Пинна и Римма (I век) были учениками святого апостола Андрея, хотя в официальной церковной истории принято считать первыми русскими святыми мучеников Феодора и Иоанна, убитых при князе Владимире, ставшем впоследствии Великим Крестителем Руси, утвердившем Православие как государственную религию.

Во время правления славяно-русского (антского) царя Божа (+375), готы, возглавляемые своим князем Витимиром, начали войну против славян. В одной из битв царь Бож был захвачен в плен и распят со своими сыновьями и семьюдесятью старейшинами (может быть, - священниками?) на крестах ! . Готы, будучи язычниками, так могли расправиться только с христианами , так как общеизвестно, что смерть единоверному врагу для всех готов, варягов и викингов положена от меча ввиду древнего языческого верования, боготворящего меч, как тотем бога Одина. А смерть на кресте для славяно-русского царя, его родственников и приближённых была для готов местью отступившим от язычества славяно-русам, принявших Православную веру.

Насколько глубоко в те времена народ принял веру христианскую, можно увидеть из истории Вселенского Православия. Многие историки не уделяют должного внимания значению Великоскифской Церкви, епископы которой участвовали в соборных заседаниях Вселенских Соборов! В четырёхтомном издании деяний Святых Вселенских Соборов в списках епископов, участвовавших в соборных заседаниях Семи Вселенских Соборов, указаны присутствующие епископы не только Малой, но и Великой Скифии-Руси, а в списке участников VII Собора (787 г.) есть даже епископ Порусский!

В деяниях IV (451 г.) и V (553 г.) Соборов принимали самое активное участие скифские монахи. Их деятельность поддерживали Православные епископы Востока, а также папа Римский Гормизд (+523). Более того, ревность скифских монахов за чистоту Православия была настолько известна в те времена, что их при жизни почитали за исповедников! Краткий вероисповедный символ: «Единородный Сыне и Слове Божий бессмертен Сый…», написанный этими монахами, был любезно преподнесён в дар императору Юстиниану Великому (483-565) . Император Юстиниан по происхождению был славянин, его настоящее имя Управда . Авторство этого символа-гимна впоследствии было приписано императору Юстиниану, и с его именем он вошёл в чин Божественной Литургии.

На IV Вселенском Соборе (451 г.) решался вопрос о предоставлении Херсонесской (Скифской) Церкви автокефального управления! В память об этом «Русская Православная Церковь благоговейно творит память о деяниях святых отцов IV Вселенского Собора». Память этого события совершается 18 мая . Знаменитые Отцы Церкви, а также византийские историки и хронисты в своих трудах приводят немало свидетельств, исключительных по своей значимости, в которых показаны великие труды, понесённые Апостолом Андреем для создания самостоятельной самоуправляемой независимой Русской Православной Церкви. Их авторитетное слово является неопровержимым свидетельством того, что основателем Церкви на нашей земле является Апостол Андрей Первозванный.

Память о проповеди святого Апостола Андрея свято хранилась на Руси . В 1030 году Всеволод Ярославич, младший сын князя Ярослава Мудрого, получил в крещении имя Андрей и в 1086 году основал в Киеве Андреевский (Янчин) монастырь. В 1089 году Переяславский митрополит Ефрем освятил построенный им в Переяславле каменный собор во имя Андрея Первозванного. В конце XI века в Новгороде был построен храм во имя Андрея Первозванного.

Макарий (Булгаков) , митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. М., 1994. Т. 1. С. 92.

Мужами Апостольскими в церковно-исторической науке называют первых учеников Апостолов.

Макарий (Булгаков)

Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 2. С. 370-377.

Макарий (Булгаков) , митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. М., 1994. Т. 1. С. 93.

Очерки по истории Русской Православной Церкви 988-1988 гг. Изд. Отдел Московской Патриархии, 1988. Вып. I. Кн. I. С. 5.

Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия. М.: РАН, ИВИ, МОиН, 2009. Т. 3. С. 34.

Димитрий Ростовский , святитель. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. Изд. Свято-Введенской Оптиной Пустыни, . Репр. с изд-ия 1905 г. Октябрь. С. 641.

Татищев В.Н. От скифов до славян: история Российская во всей её полноте. М., 2011. С. 49.

Там же. С. 50.

Вагрия - исконные земли полабских славян, живших здесь с древнейших времён. Земли простирались от современного Берлина до побережья Балтики, от границы современной Дании до Калининграда. В 1139 году после долгой войны со славянами были вытеснены немцами в соседнюю Поруссию и Польшу. Многие из вагров-руссов переселились в северную Русь в ходе завоевательного похода князя Рюрика. К XVI веку в немецких хрониках имеются последние упоминания о проживающих на территории земли Мекленбург-Николин Бор-Померания-Поморье и острова Рюген поселений вагров. Ныне только топонимы напоминают о жизни здесь славян-русов. Это названия городов: Зверин, Росток, Вицин, Розенов, Сатов, Редегаст, Руссов, Рерик, Бандов, Варин, Рубов, Лисов, Белов, Кобров, Зирков и другие. Здесь протекают реки: Лада=Лаба=Эльба, Одер=Одр=Покой, Пена, Трава, Варнова. Город Зверин, который немцы произносят как Шверин, расположен на берегу Русского озера! Посмотрите современную карту северной части Германии и Балтийского побережья в районе острова Рюген, в древности это был русский остров Буян.

Повесть временных лет по Лаврентьевской летописи 1377 г. / Подг. текста, перевод и ком. Д.С.Лихачева/ Под ред. В.П.Адриановой-Перетц. Серия ЛП. Изд. 2-е. СПб.: Наука, 1996. С. 9.

Нечволодов А.Н. Сказания о Русской земле. Репр. с изд.-ия 1913 г. М., 1991. Т. 1. С. 54.

Деяния Вселенских соборов: В 4 т. Казанская Духовная академия, 1996. Репр. с изд-ния 1908.

Карташев А.В . История Вселенских соборов. СПб.: Библиополис, 2002. С. 325-328.

Димитрий Ростовский , святитель. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. Изд. Свято-Введенской Оптиной Пустыни, . Репр. с изд-ия 1905 г. Ноябрь. С. 409.

Очерки по истории Русской Православной Церкви 988-1988 гг. Изд. Отдел Московской Патриархии, 1988. Вып. I. Кн. I. С. 6.

Подробнее см.: Православная энциклопедия. М., 2000. Том II. С. 370-377.

В 1564 г. в Москве начинает свою работу первая типография в стране. Под руководством печатника Ивана Федорова подготавливается к печати и издается Апостол - часть Нового Завета, включающая Деяния святых апостолов и 21 апостольское послание (полное название книги: «Деяния апостольские, послания соборные и святого Павла послания»). Оригинальный шрифт, 48 заставок, 22 инициала и другие оформительские элементы образовали собственный стиль, названный старопечатным. Вероятно, было отпечатано 1-1,5 тыс. экземпляров Апостола, до наших дней дошло около 60.

ПЕРВОПЕЧАТНИК

Жизнь русского первопечатника Ивана Федорова полна загадок. Не известны ни год, ни место его рождения, ни даже социальное происхождение. Правда, обнаружен документ, из которого следует, что в 1532 г. Иван Федоров был удостоен степени бакалавра в Краковском университете (Немировский Е. Л. Иван Федоров в Белоруссии. М., 1979). Первые достоверные сведения о Федорове в русских источниках начинаются с послесловия к Апостолу 1564 г., где сообщается, как по распоряжению к изданию первой датированной русской книги приступили дьякон кремлевской церкви Николы Гостунского Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец (по-видимому, выходец из белорусского города Мстиславля)… В 1565-1568 гг. по неведомым нам причинам они покидают Москву и оказываются в имении известного ревнителя православия, великого гетмана литовского Г.А. Ходкевича. Ивану Федорову пришлось осенью 1572 г. покинуть Заблудово и перебраться во Львов, где в 1574 г. уже в своей собственной типографии он издал Апостол… Первопечатник обращается к новому ремеслу - «пушкарскому»; по разным делам он побывал в 1583 г. в Кракове, Вене, возможно и в Дрездене. Скончался Иван Федоров во Львове 5 декабря 1583 г.

Такова краткая событийная канва жизни Ивана Федорова, скорее, напоминающей судьбы западноевропейских гуманистов, переходивших от одного мецената к другому, чем жизненный путь древнерусского книжника. Иван Федоров был не только организатором книгопечатания в Москве и на Украине, не только издателем полиграфически совершенных книг, он был и замечательным мастером слова. Памятниками его писательского искусства служат послесловия к осуществленным им изданиям. С одной стороны, эти послесловия продолжают традиции древнерусских послесловий к рукописным книгам и писцовых записей на рукописных кодексах. С другой стороны, эти сочинения Ивана Федорова (а большинство исследователей склоняется к тому, что они принадлежат перу самого первопечатника) заложили основы совершенно особого жанра - послесловия к печатной книге (послесловиями была снабжена большая часть продукции Московского Печатного двора), с присущим ему лаконизмом, особым формуляром и т. д.

ПОСЛЕСЛОВИЕ К АПОСТОЛУ

По воле Отца, и с помощью Сына, и при поддержке Святого Духа, по повелению благочестивого царя и великого князя Ивана Васильевича, всея Великой России самодержца, и с благословения преосвященного Макария, митрополита всея Руси, многие святые церкви воздвигались в столичном городе Москве, и в окрестных землях, и во всех городах царства его, особенно же в недавно приобщенном к христианству месте - в городе Казани и его пределах. И все эти святые храмы благоверный царь украшал почитаемыми иконами, и святыми книгами, и сосудами, и ризами, и другой церковной утварью по заветам и по правилам святых апостолов и богоносных отцов и по установлению благочестивых царей греческих, в Царьграде царствовавших Константина Великого, Юстиниана, и Михаила и Феодоры, и других благочестивых царей, в древние времена живших. И поэтому благоверный царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси повелел святые книги на торгах покупать и в святые церкви вкладывать: Псалтыри, и Евангелия, и Апостолы, и другие святые книги, но среди них мало нашлось пригодных, другие же все оказались испорчены переписчиками, невежественными и несведущими в науках, а кое-что испорчено было по небрежению писцов.

Дошло это и до слуха царя; тогда он начал размышлять, как бы наладить печатание книг, как у греков, и в Венеции, и в Италии, и у других народов, чтобы впредь святые книги издавались в исправленном виде. Эту мысль свою он сообщает преосвященному Макарию, митрополиту всея Руси. Иерарх же, услышав об этом, весьма обрадовался и, Бога поблагодарив, царю сказал, что тому такая мысль пришла от Бога и как сходящий свыше дар. И вот по повелению благочестивого царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси и с благословения преосвященного Макария митрополита начали готовить устройство для печатания книг в год 61 восьмой тысячи (1563), в тридцатый год царствования Ивана Васильевича. Благоверный царь повелел на средства из своей царской казны устроить дом, где будет совершаться печатное дело, и щедро наделял из своей царской казны печатников - дьякона церкви Николая Чудотворца Гостунского Ивана Федорова и Петра Тимофеева Мстиславца: для устройства печатного дела и для их собственных нужд, пока дело не было налажено. И в первую очередь начали печатать эту святую книгу - Деяния апостолов, и послания соборные, и послания святого апостола Павла в год 7071 (1563) апреля 19 числа в день памяти преподобного отца Иоанна Палеврета, то есть из старой лавры. А завершено было издание в год 7072 (1564) марта 1 числа при архиепископе Афанасии, митрополите всей России, в первый год правления его, во славу Всемогущей и Живоначальной Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, аминь.

КНИГОПЕЧАТАНИЕ И ОФИЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Для нашей темы особенно важна первая причина заведения книгопечатания на Руси - Апостол 1564 г. говорит о распространении первопечатных книг в районе Казанского царства. М.Н. Тихомиров в своей статье о начале книгопечатания в России подтверждает это сообщение свидетельством писцовых книг Свияжска 1565-1567 гг. (Свияжск - город на другом от Казани берегу Волги). В Успенском Свияжском монастыре в это время было: «Евангелье печатное в десть на бумаге... пятеры псалмы в полдесть печатных». М.Н.Тихомиров отождествляет эти книги с одним из так называемых безвыходных Евангелий и Псалтырью, которые были посланы в пределы «новопросвещеннаго» Казанского царства.

В середине XVI в. в монастырях и церквах Московского государства был объявлен сбор книг для новооснованных церквей и монастырей Казанской епархии - об этом свидетельствуют II Новгородская летопись, записные и переписные книги монастырей. Новгородская II летопись под 1555-м годом сообщает: «И того лета по всем монастырем новгороцким сбирали денги на владыку Казанскаго на Гурья, да и книги имали по манастырем, Апостолы и Евангелия, и четьи - в Казань».

Это подтверждает важность сформулированной в послесловии Апостола первой причины заведения книгопечатания. Такие факты свидетельствуют и о том, что московские правители в середине XVI в. сразу же оценили, какое мощное средство политического и идеологического воздействия получили они в виде печатного станка в самый разгар освоения русскими восточных земель (Казань, Астрахань, наконец, Сибирь), жители которых, по свидетельству летописца, «держаше Моамета проклятаго закон, или кумиром покланяются и жертвы приносят идолом, и жруще им, яко богу» (Лихачевская летопись).

Апо-сто-лом Ру-си-Рос-сии (и во-об-ще се-вер-ных зе-мель) мы счи-та-ем Ан-дрея, бра-та апо-сто-ла Пет-ра, ро-дом из Виф-са-и-ды, го-род-ка на се-вер-ном бе-ре-гу Га-ли-лей-ско-го озе-ра. Его па-мять - 30 но-яб-ря / 13 де-каб-ря и 30 июня / 13 июля , в празд-ник Со-бо-ра Две-на-дца-ти апо-сто-лов.

Гре-че-ское имя апо-сто-ла Ἀνδρέας, Андрэ ас (ев-рей-ское неиз-вест-но) пе-ре-во-дит-ся как «му-же-ствен-ный», «храб-рый». Пер-во-на-чаль-но он был ры-бак, а за-тем стал уче-ни-ком Иоан-на Кре-сти-те-ля. В спис-ке две-на-дца-ти апо-сто-лов Ан-дрей зна-чит-ся сре-ди чет-ве-рых наи-бо-лее близ-ких Хри-сту уче-ни-ков; при-чём, его при-зва-ние од-ним из пер-вых () или да-же пер-вым (ра-нее бра-та, - ), обес-пе-чи-ло ему имя «Пер-во-зван-ный» (по-гре-че-ски Прото кле-тос ). По-след-ние упо-ми-на-ния об Ан-дрее Пер-во-зван-ном в Но-вом За-ве-те - в рас-ска-зе о при-хо-де в Иеру-са-лим гре-ков, хо-тев-ших ви-деть Хри-ста (), и в на-ча-ле Кни-ги Де-я-ний Апо-столь-ских. По пре-да-нию (апо-кри-фи-че-ские «Де-я-ния Ан-дрея» и др.), он по-лу-чил в апо-столь-ский удел се-вер-ные зем-ли Рим-ской им-пе-рии («Ски-фию») и про-по-ве-до-вал хри-сти-ан-ство бал-кан-ским и при-чер-но-мор-ским на-ро-дам. Вер-нув-шись в Гре-цию, апо-стол Ан-дрей был схва-чен и рас-пят в Па трах по при-ка-за-нию про-кон-су-ла Эгея. При этом от-ме-ча-ет-ся, что бру-сья его кре-ста не бы-ли пер-пен-ди-ку-ляр-ны друг ко дру-гу, но ока-за-лись сби-ты на-ис-кось, как ла-тин-ская бук-ва X (икс). Та-кой крест по-это-му ста-ли на-зы-вать Ан-дре-ев-ским.

Честна я гла-ва и ча-сти-цы кре-ста апо-сто-ла Ан-дрея хра-нят-ся в го-ро-де Па тры (Гре-ция), в со-бо-ре его име-ни. Дру-гие ча-сти мо-щей на-хо-дят-ся в ита-льян-ском го-ро-де Амаль-фи, ку-да их пе-ре-нес-ли из Кон-стан-ти-но-по-ля, и в мо-на-сты-рях Афо-на. Десни ца (пра-вая ру-ка) апо-сто-ла Ан-дрея с 1644 го-да на-хо-ди-лась в Успен-ском со-бо-ре Мос-ков-ско-го Крем-ля. В на-сто-я-щее вре-мя она хра-нит-ся в Бо-го-яв-лен-ском со-бо-ре в Москве.

Апостол Византии и Руси

Фор-ми-ро-ва-ние ле-ген-ды об Ан-дрее Пер-во-зван-ном про-хо-ди-ло в рус-ле ин-те-ре-сов боль-шой по-ли-ти-ки, что бы-ло неиз-беж-но в усло-ви-ях «го-судар-ствен-ной Церк-ви» (осо-бен-но это ха-рак-тер-но для Ви-зан-тии). Пре-стиж древ-ней-ших цен-тров Хри-сти-ан-ства был свя-зан с их ран-гом «Апо-столь-ских церк-вей», т. е. Церк-вей, ос-но-ван-ных са-ми-ми апо-сто-ла-ми (Рим - ка-фед-ра апо-сто-ла Пет-ра, Алек-сан-дрия - ка-фед-ра апо-сто-ла Мар-ка, и т. д.). Ко-гда же пор-то-вый го-ро-док Виза нтий, не имев-ший по-доб-ной ис-то-рии, по во-ле им-пе-ра-то-ра Кон-стан-ти-на Ве-ли-ко-го стал в 330 го-ду Но-вым (Вто-рым) Ри-мом (Кон-стан-ти-но-по-лем), сто-ли-цей Рим-ской им-пе-рии и цен-тром Во-сточ-но-го Хри-сти-ан-ства (поздне е - Пра-во-сла-вия), спо-рив-шим за пер-вен-ство с «ка-то-ли-че-ским» Пер-вым Ри-мом, - то для утвер-жде-ния ав-то-ри-те-та ему по-на-до-би-лась ана-ло-гич-ная ис-то-рия. (В скоб-ках за-ме-тим, что Кон-стан-ти-но-поль-ских пат-ри-ар-хов счи-та-ли «вы-скоч-ка-ми», обя-зан-ны-ми сво-им воз-вы-ше-ни-ем лишь им-пер-ской по-ли-ти-ке, не толь-ко в Ри-ме, но и на Во-сто-ке, осо-бен-но в Алек-сан-дрии Еги-пет-ской, дол-го быв-шей вто-рой по че-сти ка-фед-рой - по-сле Ри-ма - во всём хри-сти-ан-ском ми-ре.) По-это-му воз-ник-ло ска-за-ние о пре-бы-ва-нии Ан-дрея Пер-во-зван-но-го в Виза нтии и по-свя-ще-нии им пер-во-го епи-ско-па это-го го-ро-да Ста хия, «апо-сто-ла от Се-ми-де-ся-ти».

Ко-гда же в зо-ну ви-зан-тий-ско-го Пра-во-сла-вия во-шла Русь (поздне е став-шая глав-ной пра-во-слав-ной дер-жа-вой), воз-ник-ла необ-хо-ди-мость отож-де-ствить «ски-фов», ко-то-рым про-по-ве-до-вал Ан-дрей Пер-во-зван-ный, со сла-вя-на-ми. По-это-му в «По-весть вре-мен-ных лет» (на-ча-ло XII ве-ка) бы-ла вне-се-на ки-ев-ская «Ле-ген-да об Ан-дрее», за-ста-вив-шая его прой-ти по тер-ри-то-рии бу-ду-щей Ру-си, бла-го-сло-вить пу-стын-ный дне-пров-ский бе-рег, во-дру-зив на нём крест, и пред-ска-зать воз-ник-но-ве-ние Ки-е-ва.

«… И ска-зал (апо-стол Ан-дрей) быв-шим с ним уче-ни-кам: „Ви-ди-те ли эти го-ры? На этих го-рах вос-си-я-ет бла-го-дать Бо-жия, бу-дет го-род ве-ли-кий, и воз-двигнет Бог мно-го церк-вей“. И взо-шел на го-ры эти, бла-го-сло-вил их, и по-ста-вил крест, и по-мо-лил-ся Бо-гу». За-тем он по-бы-вал да-же в нов-го-род-ских зем-лях и по-ди-вил-ся рус-ско-му обы-чаю об-ли-вать-ся в бане ква-сом и хле-стать се-бя до по-лу-смер-ти ве-ни-ка-ми, о чём рас-ска-зал, при-дя в «„Уди-ви-тель-ное ви-дел я в Сла-вян-ской зем-ле на пу-ти сво-ем сю-да. Ви-дел ба-ни де-ре-вян-ные, и разо-жгут их до-крас-на, и раз-де-нут-ся, и бу-дут на-ги, и обо-льют-ся ква-сом ко-же-вен-ным, и под-ни-мут на се-бя мо-ло-дые пру-тья, и бьют се-бя са-ми, и до то-го се-бя до-бьют, что ед-ва вы-ле-зут, чуть жи-вые, и обо-льют-ся во-дою сту-де-ною, и толь-ко так ожи-вут. И тво-рят это вся-кий день, ни-кем же не му-чи-мые, но са-ми се-бя му-чат, и то со-вер-ша-ют омо-ве-нье се-бе, а не му-че-нье“. Те же, слы-шав это, удив-ля-лись» (Па-мят-ни-ки ли-те-ра-ту-ры Древ-ней Ру-си. XI - на-ча-ло XII ве-ка. М., 1978, с. 27, - пер. Д. С. Ли-ха-че-ва). Этот по-след-ний, анек-до-ти-че-ский, эпи-зод ле-ген-дар-но-го пу-те-ше-ствия но-сит яв-но из-де-ва-тель-ский ан-ти-нов-го-род-ский ха-рак-тер: Ки-ев и Ве-ли-кий Нов-го-род с са-мо-го на-ча-ла бы-ли дву-мя со-пер-ни-ча-ю-щи-ми цен-тра-ми рус-ской го-судар-ствен-но-сти и куль-ту-ры.


с. Грузино Новгородского уезда
Собор св. ап. Андрея Первозванного
1805 г. (Фото ок. 1908 г.)

Ки-ев-ская Русь уви-де-ла в Ан-дрее Пер-во-зван-ном по-кро-ви-те-ля го-судар-ствен-но-сти. В 1030 го-ду Все-во-лод Яро-сла-вич, млад-ший сын кня-зя Яро-сла-ва Муд-ро-го, по-лу-чил в кре-ще-нии имя Ан-дрей; в 1086 го-ду он ос-но-вал в Ки-е-ве Ан-дре-ев-ский (Ян-чин) мо-на-стырь. В XIII ве-ке на ме-сте про-по-ве-ди апо-сто-ла Ан-дрея и во-дру-же-ния им кре-ста в Ки-е-ве бы-ла по-стро-е-на Кре-сто-воз-дви-жен-ская цер-ковь, а в 1744 го-ду на этом ме-сте воз-ве-ли ка-мен-ный храм во имя апо-сто-ла Ан-дрея по про-ек-ту ар-хи-тек-то-ра Ф. Б. Рас-трел-ли.

В кон-це XI ве-ка по-яв-ля-ет-ся пер-вый храм во имя апо-сто-ла Ан-дрея в Нов-го-ро-де. Через неко-то-рое вре-мя здесь про-ис-хо-дит до-пол-не-ние ска-за-ния о по-се-ще-нии апо-сто-лом Ан-дре-ем бу-ду-щих рус-ских зе-мель, чи-та-е-мое в «По-ве-сти вре-мен-ных лет». Со-глас-но мест-ным нов-го-род-ским пре-да-ни-ям, во-шед-шим в «Сте-пен-ную кни-гу», со-став-лен-ную по ини-ци-а-ти-ве мит-ро-по-ли-та Ма-ка-рия ду-хов-ни-ком Ива-на IV Гроз-но-го Ан-дре-ем (бу-ду-щий мит-ро-по-лит Афа-на-сий) меж-ду 1560 - 1563 го-да-ми, апо-стол Ан-дрей, при-дя в «зем-лю слове н», про-по-ве-до-вал сло-во Бо-жие, а за-тем «во-дру-зил» и оста-вил свой жезл в «ве си, на-ри-ца-е-мой Гру-зине». От-сю-да по ре-ке Вол-хов, Ла-дож-ско-му озе-ру и Неве он от-пра-вил-ся в «ва-ря-ги», за-тем в Рим и Кон-стан-ти-но-поль (прав-да, Но-вый Рим, или Ца-рь-град, по-явил-ся по-чти через три сто-ле-тия по-сле апо-сто-ла Ан-дрея!) (Пол-ное со-бра-ние рус-ских ле-то-пи-сей. Т. 21. Ч. 1, с. 73). О жез-ле апо-сто-ла Ан-дрея из се-ла Гру-зи-на по-дроб-нее го-во-рит-ся в жи-тии пре-по-доб-но-го Ми-ха-и-ла Клоп-ско-го, ко-то-рое со-ста-вил в Нов-го-ро-де в 1537 го-ду бо-яр-ский сын В. М. Туч-ков по по-ру-че-нию свя-ти-те-ля Ма-ка-рия, быв-ше-го в 1526-1542 го-дах ар-хи-епи-ско-пом Нов-го-род-ским. То-гда же, ве-ро-ят-но, бы-ло на-пи-са-но По-хваль-ное сло-во Ан-дрею Пер-во-зван-но-му «и о мо-на-сты-ре, реко мом Гру-зи-но» .

Поздне е се-ло Гру-зи-но бы-ло по-да-ре-но им-пе-ра-то-ром Пав-лом I гра-фу Алек-сею Ан-дре-еви-чу Арак-че-е-ву, пре-вра-тив-ше-му его в об-раз-цо-вое по-ме-стье († 21.04.(3.05).1834; был по-хо-ро-нен там же). Здесь, на кра-си-вом вы-со-ком бе-ре-гу ре-ки Вол-хов, он по-стро-ил боль-шой храм в честь Ан-дрея Пер-во-зван-но-го (со-хра-ни-лись лишь остат-ки фун-да-мен-та). Арак-че-ев счи-тал, что сде-лал это на ме-сте «во-дру-же-ния» апо-сто-лом Ан-дре-ем его жез-ла и что от-сю-да, буд-то бы, про-ис-хо-дит и са-мо на-зва-ние «Гру зи-но». Недав-но мест-ные жи-те-ли, гор-дые слав-ной ис-то-ри-ей сво-ей «ве-си», уста-но-ви-ли на ме-сте раз-ва-лин па-мят-ный знак с изо-бра-же-ни-ем Ан-дре-ев-ско-го кре-ста. (В на-сто-я-щее вре-мя - де-рев-ня Гру-зи-но, в 10 км от ст. Чу-до-во Мос-ков-ской ж/д; Нов-го-род-ская об-ласть.)

Во 2-й по-ло-вине XVII ве-ка бы-ло-со-став-ле-но «Ска-за-ние крат-ко о со-зда-нии пре-честны а оби-те-ли бо-го-леп-на-го Пре-об-ра-же-ния Гос-по-да Бо-га Спа-са на-ше-го Иису-са Хри-ста на Ва-ла-а-ме…», где го-во-рит-ся о по-се-ще-нии Андреем Первозванным ещё и Ва-ла-ам-ско-го ар-хи-пе-ла-га. Это зна-чит, что на-чаль-ное ки-ев-ское ска-за-ние о пу-те-ше-ствии апо-сто-ла Ан-дрея по Дне-пру и Вол-хо-ву пре-вра-ти-лось в тра-ди-цию об апо-столь-ской про-по-ве-ди по всей Рус-ской зем-ле. Уже при Иване Гроз-ном апо-сто-ла ста-ли вос-при-ни-мать как «Кре-сти-те-ля Ру-си», и те-ма «апо-столь-ской пре-ем-ствен-но-сти» Рус-ской Церк-ви, став-шей «Апо-столь-ской ка-фед-рой», на-стой-чи-во зву-ча-ла в тех слу-ча-ях, ко-гда тре-бо-ва-лось за-щи-тить са-мо-сто-я-тель-ность Рос-сии в цер-ков-ных де-лах (по-ле-ми-ка с Рим-ско-Ка-то-ли-че-ской Цер-ко-вью и др.). Вско-ре Ан-дрей Пер-во-зван-ный стал небес-ным по-кро-ви-те-лем на-шей дер-жа-вы и да-же па-тро-ном во-ен-но-мор-ско-го фло-та; с тех пор Ан-дре-ев-ский крест укра-ша-ет на-ши су-до-вые фла-ги (Ан-дре-ев-ский флаг).

Про-ис-хо-дит вполне по-нят-ное раз-ви-тие этой ле-ген-ды, и совре-мен-ные ва-ла-ам-ские мо-на-хи «ни-что же сумня ше-ся» по-ка-зы-ва-ют вос-хи-щён-ным про-сто-душ-ным па-лом-ни-кам «ка-мень апо-сто-ла Ан-дрея». Ве-ро-ят-но, «ло-ги-ка» ле-ген-ды вско-ре за-ста-вит апо-сто-ла Ан-дрея от-плыть на Со-лов-ки (чем эта слав-ная оби-тель ху-же Ва-ла-ам-ской?!), а за-тем сде-ла-ет его по-ляр-ным ис-сле-до-ва-те-лем. (В скоб-ках за-ме-тим, что та-ко-ва во-об-ще «ло-ги-ка» раз-ви-ва-ю-щей-ся вне на-уч-но-ис-то-ри-че-ско-го кон-тек-ста на-род-ной ре-ли-ги-оз-но-сти. Об-ра-зо-ван-ные хри-сти-ане долж-ны от-но-сить-ся к это-му с муд-рым по-ни-ма-ни-ем и не спо-рить с её про-сто-душ-ны-ми но-си-те-ля-ми.)

Кро-ме Рос-сии, апо-сто-ла Ан-дрея счи-та-ет сво-им апо-сто-лом и по-кро-ви-те-лем Шот-лан-дия; на фла-ге ко-то-рой при-сут-ству-ет и Ан-дре-ев-ский крест.

Ночь, пред-ше-ству-ю-щая цер-ков-но-му дню па-мя-ти апо-сто-ла Ан-дрея, име-ну-ет-ся «Ан-дре-ев-ской но-чью», в ко-то-рую, по на-род-но-му по-ве-рью, мо-ло-дым пар-ням и де-вуш-кам яв-ля-ют-ся об-ра-зы суже-ных.

Орден св. Андрея Первозванного

Императорский орден св. Андрея
Первозванного

Име-нем Ан-дрея Пер-во-зван-но-го был на-зван ор-ден, учре-жден-ный ца-рём Пет-ром I в 1698 го-ду. Ан-дре-ев-ский ор-ден - пер-вый и выс-ший ор-ден Рос-сий-ской им-пе-рии (до 1917 го-да). Пер-вое на-граж-де-ние со-сто-я-лось 10 мар-та 1699 го-да, ко-гда Петр воз-ло-жил зна-ки ор-де-на на ге-не-рал-криг-смей-сте-ра (впо-след-ствии фельд-мар-ша-ла) Ф. А. Го-ло-ви-на. Ор-де-ном на-граж-да-лись выс-шие во-ен-ные и граж-дан-ские чи-нов-ни-ки, не ни-же ге-не-рал-лей-те-нан-та или тай-но-го со-вет-ни-ка. Им-пе-ра-тор Па-вел I стал на-граж-дать свет-ски-ми ор-де-на-ми рос-сий-ское ду-хо-вен-ство, и пер-вы-ми ду-хов-ны-ми ли-ца-ми, при-чис-лен-ны-ми к ор-де-ну Ан-дрея Пер-во-зван-но-го, ста-ли мит-ро-по-лит Санкт-Пе-тер-бург-ский и Нов-го-род-ский Гав-ри-ил (Пет-ров) (1775-1801) и мит-ро-по-лит Мос-ков-ский Пла-тон (Лев-шин) (1775-1812). За всю ис-то-рию ор-де-на вру-че-но немно-гим бо-лее 1000 зна-ков. Де-виз ор-де-на - «За ве-ру и вер-ность». Знак ор-де-на - ко-сой Ан-дре-ев-ский крест си-ней эма-ли, на-ло-жен-ный по-верх чер-но-го двух-гла-во-го ор-ла, увен-чан-но-го тре-мя ко-ро-на-ми. На кре-сте изо-бра-же-ние рас-пя-то-го апо-сто-ла Ан-дрея и че-ты-ре зо-ло-тые ла-тин-ские бук-вы по кон-цам кре-ста: SAPR (Sanctus Andreas Patronus Russiae - «Свя-той Ан-дрей, По-кро-ви-тель Рос-сии»).


Орден св. ап. Андрея Первозванного с алмазной звездой -
высший орден Русской Православной Церкви

Ор-де-ну при-над-ле-жал Ан-дре-ев-ский со-бор в С.-Пе-тер-бур-ге на Ва-си-льев-ском ост-ро-ве (Боль-шой про-спект, 21/23). В свя-зи с этим над вхо-дом в со-бор укреп-лён знак ор-де-на Ан-дрея Пер-во-зван-но-го.

Пер-вы-ми ка-ва-ле-ра-ми вос-ста-нов-лен-но-го в 1998 го-ду ор-де-на апо-сто-ла Ан-дрея Пер-во-зван-но-го ста-ли ака-де-мик Д. С. Ли-ха-чев, кон-струк-тор стрел-ко-во-го ору-жия М. Т. Ка-лаш-ни-ков, пре-зи-дент Ка-зах-ста-на Н. На-зар-ба-ев и Свя-тей-ший Пат-ри-арх Алек-сий II.

Име-нем Ан-дрея Пер-во-зван-но-го на-зван и выс-ший ор-ден Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви, учре-ждён-ный Опре-де-ле-ни-ем Свя-щен-но-го Си-но-да 28 де-каб-ря 1988 го-да в свя-зи с празд-но-ва-ни-ем Ты-ся-че-ле-тия Кре-ще-ния Ру-си. На-граж-да-ют-ся им толь-ко гла-вы По-мест-ных Пра-во-слав-ных Церк-вей. Со-сто-ит из оваль-но-го зна-ка с изо-бра-же-ни-ем в рост апо-сто-ла Ан-дрея, дер-жа-ще-го в ру-ке боль-шой че-ты-рех-ко-неч-ный крест, и вось-ми-ко-неч-ной ал-маз-ной звез-ды с вен-зе-лем С. А. и над-пи-сью по окруж-но-сти: «Аз есмь свет ми-ру».

Юрий Ру-бан,
канд. ист. на-ук, канд. бо-го-сло-вия

Ли-те-ра-ту-ра

Мюл-лер Л. Древ-не-рус-ское Ска-за-ние о хож-де-нии апо-сто-ла Ан-дрея в Ки-ев и Нов-го-род // Ле-то-пи-си и хро-ни-ки: Сб. ста-тей 1973 г. М., 1974, с. 48-63; По-ныр-ко Н. В., Пан-чен-ко А. М. Апо-кри-фы о Ан-дрее Пер-во-зван-ном // Сло-варь книж-ни-ков и книж-но-сти Др. Ру-си. Вып. I. М., 1987, с. 49-54; Ро-бин-сон А. Н. «Марш-рут» апо-сто-ла Ан-дрея // Стра-ни-цы: Жур-нал Биб-лей-ско-Бо-го-слов-ско-го ин-та ап. Ан-дрея. М., 1996. № 2, с. 57-74; Бур-ков В. Г. Ор-ден Ан-дрея Пер-во-зван-но-го // Со-фия. Нов-го-род, 1997. № 4, с. 36-37; Бур-ков В. Г. Воз-рож-де-ние пер-во-го рос-сий-ско-го ор-де-на // Со-фия. Нов-го-род, 1999. № 2, с. 34-35; Пра-во-слав-ная эн-цик-ло-пе-дия. М., 2001. Т. II, с. 370-377, 399-409 (ста-тьи с по-дроб-ны-ми биб-лио-гра-фи-че-ски-ми ука-за-ни-я-ми).

Публикации раздела Литература

«Апостол» - первая датированная печатная книга на Руси

В марте 1564 года вышла первая печатная датированная книга - «Апостол». С нее началась история книгопечатания в России. Вспоминаем интересные факты об «Апостоле» и его издателях.

Книги «От руки»

Иван III Васильевич. Портрет из «Царского титулярника». XVII век.

Титульная страница рукописи «Стоглава» из Главного собрания библиотеки Троице-Сергиевой лавры.

Первопечатник Иван Федоров. Иван Томашевич. 1904 г.

Книгопечатанию в России предшествовала эра рукописных книг. Переписывали их в монастырях, и при этом не обходилось без «человеческого фактора». Чтобы в книгах не появлялись ошибки и отступления от церковных норм, правила работы «списателей» священных текстов опубликовали в Стоглаве 1551 года. Сборник также содержал церковные правила и наставления, древнерусские нормы права и нравственности.

«Благоверный царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси повелел святые книги на торгах покупать и в святые церкви вкладывать. Но среди них мало нашлось пригодных - все оказались испорчены переписчиками, невежественными и несведущими в науках. Тогда он начал размышлять, как бы наладить печатание книг, чтобы впредь святые книги издавались в исправленном виде».

Иван Федоров, послесловие к «Апостолу»

Первая типография на Руси

Приступить к решению проблемы в масштабах страны помог прогресс. Столетием ранее был изобретен печатный станок, позже он появился и в России. В середине ХVI века на Руси были изданы несколько «анонимных» - без указания издателя - книг религиозного содержания. Это были три Евангелия, две Псалтыри и Триодь. В 1553 году государь Иван Грозный повелел на средства царской казны построить Печатный двор - неподалеку от Кремля, на Никольской улице. Из зданий первой типографии сохранилось самое старое - «правильня» или корректорская.

По приказу государеву «изыскать мастерство печатных книг» за дело взялся дьякон Кремлевского храма Николы Гостунского Иван Федоров. Федоров был широко образован: он знал греческий и латынь, умел переплетать книги и занимался литейным делом.

Почему именно «Апостол»

Памятник Ивану Федорову, Москва. Фотография: artpoisk.info

«Апостол», 1564 г. Обложка книги. Фотография: mefodiya.ru

Место бывшего печатного двора, Москва. Фотография: mefodiya.ru

Для печати первого издания взяли «Деяния и послания апостолов», написанные евангелистом Лукой, - часть Нового Завета. Книгу использовали на богослужениях, при подготовке священников и для обучения грамоте в церковно-приходских школах.

Печать столь серьезной книги требовала тщательной подготовки. Для нового начинания Ивану Федорову понадобились помощники - среди них был Петр Мстиславец, которого также считают одним из первых книгопечатников на Руси. Сначала все учились набирать текст и печатать его. Федоров с помощниками делали формы для каждой буквы, отливали все новые и новые свинцовые литеры разных шрифтов и вырезали деревянные орнаменты для украшения глав. За процессом подготовки следил лично государь.

Особенно старательно Иван Федоров и митрополит Макарий отбирали первоисточник - варианты рукописных «Апостолов» присылали из монастырей. При Печатном дворе открыли «справную палату», где готовили образец для печати. Проработки требовал и сам текст книги.

«Надо сказать, что Иван Федоров «облегчил» книгу, устранив из нее многие служебные материалы, не входившие в канонический текст, но по традиции помещавшиеся в рукописных Апостолах. Это всевозможные предисловия, толкования и пр.».

Евгений Немировский, ученый-книговед, доктор исторических наук

От царского повеления запустить печатный станок до самой печати прошло почти десять лет. Лишь в апреле 1563 года мастера принялись изготавливать саму книгу.

Работа над книгой

Фрагмент книги «Апостол». 1564 г.

Фрагмент книги «Апостол». 1564 г.

Печатали первую книгу почти год. За образец шрифта в итоге был взят «рукописный полуустав» ХVI века - некрупные округлые буквы с небольшим наклоном вправо. В таком стиле обычно переписывали церковные книги. Чтобы печатную книгу было удобнее читать, мастера кропотливо выравнивали строки и пробелы между словами. Для печати использовали проклеенную французскую бумагу - тонкую и прочную. Иван Федоров сам гравировал и сам набирал текст.

В 1564 году вышла первая русская печатная датированная книга. В ней было 534 страницы, на каждой - 25 строк. Тираж по тем временам был внушительным - около двух тысяч экземпляров. До наших дней в музеях и библиотеках сохранилось около 60 книг.

Произведение полиграфического искусства ХVI века

Фронтиспис и заглавная страница «Апостола». 1564 г. Экземпляр из Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук.

Фрагмент книги «Апостол». 1564 г. Экземпляр из Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук.

«Апостол» декорировали в стиле древнерусских рукописных книг. Деревянный переплет обтянули сафьяном с золотым тиснением и латунными застежками. Внутри «Апостол» был «с картинками»: книгу украшали 48 рисунков из причудливо переплетенных трав с плодами и шишками. Начало главы печатник выделял орнаментом, а буквицы и вставки еще и красным - киноварью. Краски оказались столь высокого качества, что не выцвели даже спустя столетия.

При столь традиционном оформлении в «Апостоле» появился и новый элемент декора: гравированный фронтиспис - рисунок, размещенный на одном развороте с титульным листом. На нем изображена фигура евангелиста Луки в арке на двух колоннах.

«В прошлом году ввели они у себя печатание… и я сам видел, с какой ловкостью уже печатались книги в Москве» , - отметил работу московских печатников в 1564 году итальянский аристократ Рафаэль Барберини, побывавший в те годы в России.

Годы подготовки и скрупулезная работа над книгой себя оправдали: исследователи не обнаружили в книге ни одной ошибки или опечатки.

Автор послесловия рассказывал о великом церковном строительстве «по всем градом» Московской Руси, особенно «в новопросвещенном месте во граде Казани и в пределах его», и потребности в печатных церковных книгах, не искаженных переписчиками: «все растлени от преписующих ненаученых сущих и неискусных в разуме».

Другие книги Ивана Федорова

Спустя год после выхода «Апостола» Иван Федоров издал сборник молитв под названием «Часовник». Книга вышла двумя «заводами», то есть изданиями. На работу первопечатник потратил около трех месяцев, после чего уехал из Москвы во Львов.

«…Не пристало мне ни пахотою, ни сеянием семян сокращать время моей жизни, потому что вместо плуга я владею искусством орудий ручного дела, а вместо хлеба должен рассевать семена духовные во Вселенной и всем по чину раздавать духовную эту пищу…»

Иван Федоров

Позже он издал еще один вариант «Апостола» и первый русский учебник - «Азбуку», следуя своему жизненному принципу - «рассевать семена духовные». Еще одну книгу Иван Федоров выпустил в типографии города Острога в 1581 году - Острожскую Библию.