Проектный подход как средство и предмет. Проектная концепция управления. Области применения проектного менеджмента

Условия XXI века, в которых сегодня приходится вести дела и решать всевозможные задачи, крайне изменчивы, и чтобы им соответствовать приходится все время находить новые способы и пути решения задач и проблем. И к наиболее популярным и эффективным инструментам относится проектный подход. Это и обуславливает актуальность проектного управления в наши дни. В своей деятельности управление проектами применяют компании, занятые в сферах малого, среднего и крупного бизнеса, федеральные организации и даже инвестиционные корпорации, органы власти и государственные предприятия. Так почему же проектный менеджмент так востребован?

Что такое проект и управление проектами

Проектом называется ограниченное по времени предприятие (имеется в виду мероприятие), целью которого является создание уникального продукта, товара или услуги или получение принципиально новых результатов.

Исходя из этого определения, под управлением проектами (Project Management) следует понимать приложение знаний, усилий, опыта, инструментов и методов к проектным работам для удовлетворения предъявляемых к проекту требований.

И в процессе существования любой организации, а также в процессе осуществления любой серьезной задумки рано или поздно наступит момент, когда придется принимать решение: использовать в своей деятельности профессиональное управление проектами или продолжать работать в прежнем режиме.

Зачем нужно управление проектами

Как и следует полагать, организации и компании всегда имеют стратегию и стратегические цели, и в рамках применяемой стратегии обычно выполняются те или иные проекты. Проект-менеджмент - это в первую очередь инструмент, позволяющий достигать стратегических целей. Проще говоря, эффективное проектное управление позволяет не просто грамотно управлять проектами, но и получать целый комплекс средств достижения стратегических целей, а также обеспечивает выделение ресурсов (временных, трудовых, финансовых и т.д.) лишь на те задачи, решение которых будет продвигать организацию на пути к решению главных задач.

Когда имеется какой-то единый принцип отбора проектов, то и применение корпоративных систем управления проектами (КСУП) делает возможным получение единой картины выполнения портфеля проектов, позволяет контролировать бюджет, сроки выполнения, расход ресурсов и общий прогресс проекта. Использование систем управления проектами, помимо прочего, предоставляет организации прозрачность и возможности для оценки разного рода затрат (финансовых, человеческих, временных и т.д.) в ракурсе проектной работы.

Представленный контроль и эта самая прозрачность в процессе проектного управления позволяют находить причины отклонений и перерасходов, тем самым оптимизируя ресурсы и сокращая их объемы, а значит, и позволяют снижать всевозможные затраты. Кроме того, систематизированные и структурированные методы управления проектами многократно повышают потенциал и конкурентоспособность компаний, помогая им достигать успеха и закрепляться в выбранных нишах.

Однако не следует забывать и о том, что подходы к управлению проектами, да и сам проект-менеджмент как таковой, - это всего лишь стандарты и своды знаний, если работой не управляет грамотный и опытный специалист, обладающий необходимыми компетенциями. Без руководителя ни один проект не будет иметь шансов на жизнь.

Кто такой руководитель проекта

Как мы и заметили, успех любого проекта, не важно, что это - создание инновационного продукта, разработка веб-сайта или запуск новой рекламной кампании - всегда будет зависеть от занимающейся реализацией этого проекта команды. Но вот какой именно будет эта команда, насколько слаженно и продуктивно она будет работать, каким образом в ней будет распределена ответственность и т.д. - все это самым прямым образом зависит от проект-менеджера (руководителя проекта).

Но нередко понимание должности проектного менеджера настолько размыто, что совершенно непонятно, чем занимается этот человек, какие функции выполняет, за что отвечает и т.д. Давайте разберемся, кто такой PM (Project Manager).

Если заглянуть в Свод знаний по управлению проектами (PMBoK), можно увидеть, что руководителем проекта называют человека, назначенного исполняющей организацией на должность руководителя команды и отвечающего за достижение поставленных перед проектом целей. И это определение, пожалуй, наиболее верное, т.к. задача проект-менеджера - построить процесс работы над проектом, используя в рамках бюджета ресурсы и руководствуясь установленными сроками и оговоренными требованиями к качеству результата.

К компетенциям руководителя проекта относят:

  • Знания, т.е. то, что проект-менеджер знает о проект-менеджменте
  • Исполнение, т.е. то, что проект-менеджер в состоянии сделать и чего достичь, используя свои знания
  • Личностные качества, т.е. поведение проект-менеджера в процессе реализации проекта и связанной с ним работы

Каким бы ни был проект, его руководитель всегда будет взаимодействовать с руководством, заказчиком, командой и самим проектом. И чтобы его деятельность была эффективной, он должен не только обладать вышеназванными компетенциями, но еще и уметь управлять проектами, применяя для этого свои личные качества и вспомогательные инструменты.

Как научиться управлять проектами

Итак, чтобы проект-менеджер был действительно эффективным и дал положительные результаты, руководитель должен быть в состоянии:

1 Собрать для осуществления задумки правильных людей и создать из них команду, члены которой будут разделять общие идеи, ценности и цели, нести ответственность за свои решения и поступки. Этот навык можно назвать основополагающим.
2 , т.к. во время реализации проектов их насчитывается огромное количество. Сюда же можно отнести и . Без этих навыков реализация проекта будет сопряжена с массой проблем, как внутренних, так и внешних.
3 Повести за собой людей, т.е. быть лидером. Учитывая то, что не каждый от рождения обладает способностью к лидерству, лидерские навыки нужно развивать и культивировать. Для этого существует немало специальных тренингов и курсов.
4 Применять различные методы управления проектами, причем речь здесь идет именно о практическом навыке их применения. Но для начала о них следует узнать, и с самыми популярными из них вы познакомим вас в этом курсе.
5 Внедрять в деятельность и использовать разнообразные программные продукты - системы управления проектами. О нескольких десятках таковых вы также узнаете, пройдя наш курс.

Безусловно, проект-менеджмент - это сложная работа с невероятным количеством тонкостей и подводных камней, о которых, не имея опыта, просто не узнаешь. Но не нужно думать, что научиться этому невозможно. На самом деле, как вы и сами знаете, возможно практически все в этом мире, а уж управлять проектами - и подавно. Именно для этого мы и разработали предлагаемый вам курс. Он, естественно, не заменит высшего профильного образования и мастер-классов у специалистов с мировым именем, но вполне может стать отправной точкой и послужить базой, на которую впоследствии ляжет другая информация.

Наш курс по управлению проектами представлен двумя главными составляющими: теоретической и практической. Теоретическая часть состоит из информации, которую вам потребуется прочесть и осмыслить. Что касается практической части, то она включает в себя рекомендации, советы, техники, методы и системы управления проектами, которые можно и нужно использовать в работе.

Акцент в курсе сделан на управление проектами, однако мы включили в него несколько блоков на тему командообразования и планирования, т.к. все это в рамках проект-менеджмента тесно переплетается друг с другом. Информации из курса будет вполне достаточно, но мы все-таки советуем вам ознакомиться с дополнительными материалами, которые пригодятся вам в дальнейшей практике. Обратите внимание на следующие материалы:

И еще один нюанс, на который мы хотели бы указать: одно из наиболее важных правил освоения любого навыка - это перенос теоретических знаний в практическую плоскость. О том, как проходить занятия, мы еще поговорим, а пока скажем, что все, что вы узнаете из курса, нужно сразу же начинать применять.

Советы, рекомендации, методики, системы проектного управления - все это должно быть взято вами на вооружение и использовано в работе, пусть даже вы пока не взялись за серьезный проект. Чем раньше вы начнете совершать правильные действия, тем быстрее у вас появится опыт и сноровка, которые так нужны для достижения успеха.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

А теперь предлагаем вам познакомиться с кратким содержанием каждого из пяти уроков курса «Управление проектами».

Уроки управления проектами

При составлении курса мы изучили достаточно много информации по проект-менеджменту. Включать в состав курса все, что хотелось, мы не стали по причине огромного объема темы. Поэтому, оставив наиболее значимые по нашему мнению темы, мы сосредоточились на них и постарались раскрыть основные их аспекты, немного переработав материал и адаптировав его (насколько это было возможно) для более легкого восприятия и понимания.

Курс включает в себя пять уроков, посвященных отдельным разделам проект-менеджмента, и содержит теоретические сведения и практические указания. Пошаговое изучение уроков позволит вам сформировать четкое и объективное представление о проектном управлении, функциях проект-менеджера и задачах, выполнением которых должна заниматься команда проекта. В дополнение к урокам мы сделали краткие обзоры популярных тематических книг.

Проектная деятельность невозможна без предварительного планирования. Планирование же представляет собой постановку целей и определение способов их достижения. Все это направлено на решение поставленных перед проектом задач.

Из первого урока вы узнаете о том, что такое планирование проекта, об основных и вспомогательных процессах планирования, познакомитесь с принципами планирования, структурой разбиения работ, матрицей ответственности и статьями затрат. Также мы расскажем о сетевом планировании, планировании по временным параметрам и организации работ по проектному планированию.

Как реализация проекта невозможна без грамотного руководителя, так она невозможна и без команды специалистов. И важно здесь не только наличие у членов команды необходимых компетенций, но и создание в коллективе продуктивной атмосферы и положительного микроклимата. Об этих и других не менее важных вещах рассказывается во втором уроке.

Мы подробно рассмотрим состав команды и участников проекта, поговорим о проект-менеджере и его обязанностях и функциях, а также требованиях к нему. Но основной материал посвящен вопросам командной работы, а именно: признакам команды и подходам к ее формированию, жизненному циклу команды и отбору ее участников, планированию и организации командной работы, развитию команды и урегулированию конфликтов.

Проектная деятельность любого масштаба всегда связана с определенными рисками, и чем крупнее проект, тем больше и масштаб потенциальных угроз для него. И здесь крайне важно не просто оценивать риски, но и уметь разрабатывать пути реагирования на изменения в ходе проекта, способные минимизировать степень рискованности.

В третьем уроке вы познакомитесь с понятием проектных рисков и неопределенности, концепцией и планированием риск-менеджмента, идентификацией, анализом и оценкой проектных рисков, планированием реагирования на риски. В конце урока приводятся 10 правил управления рисками от профессионала в области проектного управления - Барта Джутта.

Успешность управления проектами обусловлена, в дополнение ко всему, применяемыми для этого методами. Несмотря на то, что универсальной методики, которая подходила бы ко всем проектам, пока не создано, есть некоторое количество методов, признанных наиболее эффективными.

Четвертый урок посвящен рассмотрению самых популярных на сегодняшний день методов управления проектами: Agile, Lean, Six Sigma, Kanban, Scrum и PRINCE2. Кроме описаний мы приведем упрощенные схемы работы по этим методам и расскажем об их преимуществах и недостатках.

Чтобы качество проектного менеджмента, эффективность работы команды и управления портфелем проектов были на высоте, необходимо использовать в своей работе системы управления проектами. Они представляют собой информационные и автоматизированные системы проектного управления, т.е. специализированное программное обеспечение.

В пятом уроке приведены ознакомительные характеристики пятидесяти систем управления проектами, среди которых Basecamp, Asana, TeamBridge, Адванта, Time Master, Microsoft Project, Project Kaiser, Workdoer, ProjectOffice, Comindwork, WebAsyst, Zoho Projects, IPI.MANAGER, Assembla и ряд других. В заключение мы немного поговорим о пользе применения этих систем.

Книги по управлению проектами

Этот раздел мы посвятили интересным и полезным книгам по проект-менеджменту. Они содержат в себе просто колоссальный объем теоретических и практических сведений, с которыми вам обязательно нужно познакомиться. Безусловно, многое придется проверять на своем собственном опыте, но согласитесь, что использование в своей работе опыта других людей способно уберечь от множества ошибок и сэкономить уйму времени. Поэтому после прохождения курса выделите время на прочтение хотя бы нескольких книг из предложенного нами списка.

Как проходить занятия

Овладеть проект-менеджментом непросто, по причине чего и сам курс может показаться вам в определенной степени сложным. Но, как мы уже упоминали, информацию мы постарались по возможности упростить и сделать более удобоваримой, т.к. тема все-таки специфическая. Не стоит пугаться непривычной терминологии и замысловатых таблиц и графиков - по мере изучения курса все обязательно встанет на свои места, а значит, и разобраться в теме вы сможете без проблем.

Все уроки имеют практическую направленность, и подходить к ознакомлению с ними следует именно с такой позиции. Все, что вы узнаете из курса, может быть использовано вами в тот же день, причем даже когда речь идет о компьютерных программах: вы можете скачать заинтересовавшее ПО на свой компьютер и попробовать его в действии. Что уж говорить о планировании, личной и командной эффективности.

Проходить уроки мы рекомендуем в той последовательности, в которой они представлены, и на прохождение каждого из уроков мы советуем рассчитывать минимум 2-3 дня. Сегодня вы просто читаете урок и осмысливаете его, выделяете наиболее важные моменты, быть может, . Завтра обращаетесь к тому, что показалось самым интересным и значимым, знакомитесь с дополнительными материалами, методиками и программами. Послезавтра, если есть такая возможность, внедряете полученные знания в практическую деятельность.

Кстати, именно последний пункт мы считаем наиболее важным. Всегда и во всем стремитесь применять свои знания, чтобы они не оставались просто багажом бесполезных знаний. Помните: не важно, сколько всего вы знаете, важно то, что вы можете сделать с этими знаниями. Эту мысль можно назвать краеугольным камнем любого обучения.

И напоследок предлагаем вам познакомиться с мыслями некоторых знаменитых людей на тему проектов и управления проектами. Вполне вероятно они послужат для вас дополнительной мотивацией, а заодно и пару минут вы проведете с удовольствием и пользой. Так что налейте себя чашечку чая или кофе и приступайте к прохождению курса. Мы уверены, что у вас все получится!

Цитаты знаменитых людей о проектах и управлении проектами

«В какой бы стадии ни находился проект, время, необходимое для его завершения, есть величина постоянная» - Закон Хартри

«Все вещи создаются дважды. Первый раз ментально, второй раз - физически. Ключ к креативности в том, чтобы начинать работу, зная заранее результат, который хочешь получить» - Стивен Кови

«Проект - это черновик будущего» - Жюль Ренар

«Мы должны либо найти путь, либо проложить его» - Ганнибал

«Пытаться управлять проектами без проектного управления - это как пытаться играть в футбол без плана игры» - Карен Тейт

«Если нужно выбрать среди экспертов одного настоящего, выбирай того, кто обещает наибольший срок завершения проекта и его наибольшую стоимость» - Принцип Уоррена

«Из всего, что я делал в жизни, самым важным я считаю управление талантливыми людьми, которые работали на нас, направление их к нужной цели» - Уолт Дисней

«Не важно, насколько хороша ваша команда или как эффективна методология, если вы не решаете правильную проблему, то проект провалится» - Вуди Уильямс

«ПРАВИЛО 90 НА 10. При осуществлении любого проекта первые 90 процентов работы занимают 10 процентов времени, а последние 10 процентов — остальные 90 процентов времени. - Законы Мерфи

«Планы — бесполезны, планирование — бесценно» - Дуайт Эйзенхауэр

Деятельность любой компании требует постоянного управления, которое включает в себя: постановку целей, формулирование задач, расчет и поиск ресурсов, контроль процессов и реализации целей, мотивацию персонала. Все это можно осуществлять в рамках разных подходов (методологий) к управленческой деятельности. Одними из наиболее популярных методов в малом и среднем бизнесе являются функциональный и проектный подход к управлению.

Функциональный подход

Функциональный подход основан на универсальном принципе распределения труда, где каждый отдел/цех/служба имеет четко обозначенный функционал и хорошо знает границы своей ответственности. Изначально обозначаются все бизнес-процессы, типовые функции, задействованные для эффективной работы компании (например, алгоритм оказания услуги клиенту), а затем они закрепляются за сотрудниками или отделами (если предприятие достаточно большое).

Функциональный подход, таким образом, отвечает на вопрос «что делать?» – каждый человек в организации ответственен за свой участок работы, а каждое подразделение ─ за выполнение своей задачи. К несомненным достоинствам такого метода можно отнести четкое разделение работ, высокую производительность, минимальные издержки на управление, высокую слаженность бизнес-процессов и, как следствие, эффективность компании. Такой подход применим в малых предприятиях, компаниях, работающих в условиях достаточно стабильной внешней среды, а также в крупных организациях, где все процессы имеют циклический характер (например, при осуществлении серийного и массового производства).

Данный подход может иметь и недостатки, в случае если прописываемые для отделов функции закрепляются исключительно бюрократическими методами и в процессе расширения деятельности компании наращиваются по принципу «лоскутного одеяла». Цепочка технологических процессов будет напоминать перемешанное «спагетти», и руководитель может столкнуться со сложностью в упорядочивании функций, «разматывания» клубка перемешанных процессов. Предотвратить это можно методом четкого и грамотного планирования – понятной постановкой целей, согласованных и упорядоченных между собой.

Проектный подход

Проектное управление применимо в тех отраслях бизнеса, где высока ориентация на создание уникального, единичного продукта (например, разработка и внедрение новой технологии), где задействованы методы инновационного проектирования и деятельность каждого специалиста не может быть раз и навсегда описана, а, напротив, ему необходимо работать в условиях изменений (например, при строительстве сложного объекта). Проектный подход актуален для консалтинговых компаний, строительных организаций, проектно-ориентированных предприятий. Он применим и в тех компаниях, где активно реализуется функциональный метод управления, например, внутренние процессы компании строго регламентированы (управление персоналом, управление финансами, документационное обеспечение, управление ИТ-службой), а работа с клиентами ведется по проектному принципу (новый клиент или заказ – новый проект).

Проектная структура выстраивается не в виде функций или процессов, а в виде отдельного комплекса работ над конкретной задачей, которая имеет фиксированное начало и окончание. Такая структура удобна, если приходится работать в условиях изменений, требующих быстрой гибкости и хорошей адаптивности. В ряде случаев в организациях с четко регламентированными бизнес-процессами используются элементы проектного управления, если традиционная структура слишком громоздка и неповоротлива или не отвечает всем требованиям достижения целей.

Деятельность всей компании может планироваться и как совокупность проектов ─ финансовых, промышленных, трудовых и т.д. Если бизнес небольшой, все эти вопросы консолидируются в единый план-проект: руководитель определяет цели, формирует структуру, организует работы, координирует деятельность исполнителей. В более крупной организации за управление разными ресурсами могут отвечать несколько руководителей, и они точно так же работают в рамках своей зоны ответственности, согласуя действия между собой.

Как только проект окончен, структура данного проекта распадается, а «компоненты» обретают новый статус, например, сотрудники переключаются на новый проект или увольняются (если они привлекались на контрактной основе).

Смешанное управление – наиболее распространенный принцип совмещения двух подходов

Неверно было бы выделять какой-либо один принцип организации деятельности компании и настаивать только на его внедрении – и проектный, и функциональный метод имеют свои преимущества для решения определенного вида задач или применения на определенном этапе развития бизнеса. Однако для качественного выполнения бизнес-целей целесообразно задействовать оба инструмента, чтобы обеспечить максимальное использование ресурсов компании.

Например, можно реализовывать внутренние проекты, направленные на развитие самой компании, в рабочие группы которых включать отдельных сотрудников функциональных подразделений с индивидуальной мотивацией. Таким образом, каждая долгосрочная цель может одновременно реализовываться и проектным способом и функциональным, а также методом смешения обоих подходов.

Инструменты А2Б для систематизации управленческих задач

Инструменты системы А2Б как средства поддержки управления позволяют использовать те методы, которые наиболее подходят компании. Вне зависимости от того, отдаете вы предпочтение проектному или функциональному подходу или используете смешанный тип, вы всегда сможете обеспечить прозрачность учета и мониторинг исполнения всех работ ваших сотрудников. При выборе любого подхода к управлению вы можете задействовать наиболее удобный для вас метод или совместить проектное и функциональное управление, если этого требует деятельность организации.

Целеполагание

Уже на этапе описания целей организации руководитель может зафиксировать крупные цели в среднесрочной и долгосрочной перспективе, воспользовавшись модулем «Цели» на специализированном портале А2Б. Это первый шаг к определению ключевых задач всей компании, ориентации и мотивации персонала на выполнение необходимых работ. Чем четче будут описаны цели, тем прозрачнее и понятнее будет суть работ и предназначение каждого подразделения или сотрудника и более фиксированной становится зона его ответственности.

Модуль «Цели» А2Б позволяет описать перспективные задачи, привязать к ним оперативные планы деятельности и проекты компании и в процессе выполнения автоматически собирать информацию о степени их достижения (с подробными данными о том, кто, как быстро и как именно работает над выполнением каждой цели).

Кликните, чтобы посмотреть.

Проектный подход

При выборе проектного способа вам понадобится подключить в А2Б модуль «Проекты».

Используя этот модуль, вы сможете эффективно и вполне контролируемо распределять ресурсы компании по проектам, отслеживая их использование, составить наглядный план каждого проекта с описанием задач для каждого сотрудника (а также с указанием сроков их выполнения), планировать и контролировать ведение всех проектов вашей организации (внешних и внутренних, регулярных и временных). В перечень функций модуля «Проекты» входят создание перечня проектов, наглядное их представление в виде диаграммы Ганта, корректировка статусов (вы всегда сможете отметить, на какой стадии реализации находится проект), бюджетирование проекта, назначение и контроль ответственных лиц; контроль эффективности проекта и постоянная связь с исполнителями, обсуждение проекта в специально предназначенном для этого месте, выдача коротких поручений по проекту, не вошедших в план-график, предоставление гостевой ссылки на просмотр и обсуждение проекта (например, приглашение заказчика оценить ход реализации проекта).

Кликните, чтобы посмотреть.

Функциональный подход

Модуль «Планы» подходит для компаний, ориентированных на традиционное управление, когда перед каждым отделом и сотрудником выставляются задачи на текущий период и отслеживание их выполнения осуществляется посредством получаемой отчетности.

Используя модуль «Планы», ваша компания может самостоятельно определять периоды, на которые устанавливаются планы, формировать оперативные планы подразделений и сотрудников. В оперативных планах фиксируется информация о задачах и мероприятиях, сроки выполнения в рамках отчетного периода, планируемые результаты и ответственные за выполнение. Во время реализации ведется автоматический подсчет процента исполнения планов подразделений и сотрудников компании. В конце отчетного периода руководитель компании сверяет фактические результаты с согласованными планами и принимает необходимые управленческие решения: стоит ли менять тактику достижения целей, нужно ли кого-то премировать или депремировать, а может, следует сократить персонал или, наоборот, увеличить штат.

Кликните, чтобы посмотреть.

Данный модуль значительно облегчает организацию деятельности, так как управление происходит в полуавтоматическом режиме:

  • система наглядно позволяет проводить мониторинг выполнения задач и анализ отклонений;
  • выставленная приоритезация фиксирует внимание руководителя на наиболее значимых задачах, позволяет тщательнее отслеживать их качество;
  • единое информационное пространство делает более прозрачным взаимодействие внутри компании и облегчает донесение задач, контроль и мотивацию (у сотрудника перед глазами всегда находится процент реализации плана и конечная цель, он сам рассчитывает свою нагрузку, не нуждаясь в напоминаниях);
  • автоматически фиксируемые результаты сотрудников позволяют в конце отчетного периода рассчитать премирование (мотивацию).

Видя выполнение планов у соседних подразделений, сотрудники более полно понимают, кто чем в компании занимается, появляется мотивация «обогнать» и добиться более высокой степени исполнения планов, чем у других (в лучших традициях «соцсоревнования»).

Разовые небольшие задачи и поручения

Кроме того, у руководителя могут быть мелкие и срочные задачи, которые не имеет смысла включать отдельно в проекты или планы, а контролировать их выполнение необходимо. В этом случае система А2Б позволяет задействовать модуль «Поручения» – простой и удобный сервис для ежедневного использования, прекрасно дополняющий как функциональный, так и проектный способ организации работы. Поручения можно делегировать, принимать и отклонять, а понятный интерфейс и удобство не дадут забыть даже самую незначительную задачу.

Кликните, чтобы посмотреть.

Выводы об использовании электронных средств управления

С точки зрения достижения стратегических целей компании программные средства А2Б целесообразно применять в тех компаниях, где «ручного» управления уже недостаточно, а на постоянный контроль у руководителя не хватает времени. В малом и среднем бизнесе инструменты А2Б позволяют создавать прозрачные и четко определенные планы на будущее, эффективно распределять имеющиеся ресурсы, обозначать степень ответственности исполнителей и удерживать ключевые точки контроля.

Кроме этого, электронная система ведения планов А2Б сохраняет всю накопленную информацию, что делает более эффективным управление не только системой исполнения и мотивации, но также корпоративными знаниями и опытом.

Протестировать систему управления бизнесом А2Б можно совершенно бесплатно в течение 30 дней.

Партнерский материал

I. Теоретические аспекты организации проектной деятельности в современной школе.

Понятие и подходы к классификации проектной деятельности

Изначально представления о проектной деятельности возникли в трудовой деятельности, а именно в архитектуре и строительстве, инженерном деле, позже - в сферах, где на первый план выходил аспект преобразования, результативного практического действия, причем, как правило, ограниченного относительно конкретным сроком исполнения. Сегодня слово «проект» используют . Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского - брошенный вперед) толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание» .

Неразрывно с понятием проект связано и такое понятие как метод проектов , основой которого является понятие проект, то есть результат, который можно получить при решении той или иной пробелы, задачи. В связи с большой популярностью этого метода в специальной литературе можно встретить множество его определений. Однако все они сводятся к утверждению учебный проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, которая имеет общую цель и согласованные способы, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для учащихся проектов.

Метод проектов, как источник развития сферы образования и разновидность профессионально-педагогической активности , формировался достаточно длительный период. Более трехсот лет назад великий чешский мыслитель, основоположник теоретической педагогики Я.А. Коменский высказал идею о внесении в деятельность педагога исследовательского стимула, который бы выступал одним из критериев успешности обучения. Он писал «Людей следует учить главнейшим образом тому, чтобы они черпали знания не из книг, а наблюдали сами небо и землю, дубы, буки, т.е. чтобы они исследовали и познавали сами предметы, а не помнили бы только чужие наблюдения и объяснения» .

По мере развития профессионально-педагогического сознания проектирование из области педагогической практики перемещается в область теории. В первой трети XX столетия вклад в развитие научно-методического обеспечения проектной деятельности внесли представители самых различных областей знания. Среди них такие известные ученые, как Дж. Дьюи , К. Поппер , Г. Саймон , В.Х. Килпатрик и многие другие.

Сегодня часто путают такие понятия как проектное обучение, метод проектов, проектная деятельность. Необходимо уметь различать эти понятия. Разграничение их весьма условно, но оно позволяет показать многоаспектность образовательного процесса. Проектное обучение может рассматриваться как дидактическая система , а метод проектов - как компонент системы, как педагогическая технология, которая предусматривает не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных знаний, приобретение новых. Метод проектов даёт возможность обучающимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности . В настоящее время метод проектов становится интегрированным компонентом современной системы образования . Таким образом, мы можем говорить о том, что метод проектов входит в понятие проектное обучение.

Необходимо так же разобрать понятие проектная деятельность. Существует несколько подходов к определению этого понятия.

Так, по мнению К.Н. Поливаной, проектирование (проектная деятельность) - это обязательно практическая деятельность. Она в гораздо меньшей степени регламентируется педагогом, т.е. в ней новые способы деятельности не приобретаются, а превращаются в средства решения практической задачи .

Так же проектная деятельность может рассматриваться как форма учебно-познавательной активности учащихся, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели. Проектная деятельность обеспечивает единство и преемственность различных сторон обучения и является средством развития личности субъекта учения .

Проект может рассматриваться как форма организации совместной деятельности людей .

Под проектной деятельностью понимается и любая социально значимая организованная деятельность обучающихся, которая опирается на их индивидуальные интересы и предпочтения, направленная на достижение реальной, личностно значимой, достижимой цели, имеющая план и критерии оценки результата, поддержанная культурой деятельности обучающихся, традициями, ценностями, освоенными нормами и образцами. .

Итак, мы можем сказать, что проектная деятельность является инновационной в современной школе, и подразумевает под собой самостоятельную, практическую деятельность учащихся, которая направлена на решение учебных задач, в которой учитель выступает в качестве помощника, консультанта. Итогом проектной деятельности обязательно должен быть какой-либо макет, презентация, сочинение, работа с картами и т.д.

При изучении проектной деятельности особое внимание следует уделить изучению целей и задачей. При изучении определения проектной деятельности, выделяют цели, которые отражены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 - Цели проектной деятельности

1. Формирование универсальных учебных действий обучающихся через: - Освоение социальных ролей, необходимых для проектной деятельности; - Актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития: умение учиться, готовность к самостоятельным поступкам и действиям, целеустремленность; - Освоение научной картины мира, понимание роли и значения науки в жизни общества; - Развитие компетентности общения;
2. Овладение обучающимися продуктно-ориентированной деятельностью при помощи последовательного освоения - Основных этапов, характерных для проектной работы; - Методов овладения конкретного пользователя продуктами проекта; - Технологией анализа инновационного потенциала продукта до момента начала его создания.
3.Развитие творческих способностей и инновационного мышления, обучающихся на базе: - Предметного и метапредметного, научного и полинаучного содержания; - Владение приёмами и методами проектной деятельности, творческого поиска решений структурированных и неструктурированных задач.
4.Общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей.

Исходя из целей проектной деятельности, она решает ряд важных педагогических задач:

· Учит применять базовые знания и умения, усвоенные на уроках для поиска и решения разнообразных социальных, семейных и личных проблем;

· Стимулирует самостоятельную познавательную деятельность детей, когда они ищут способы решения поставленной перед ними проблемы, осваивая новую информацию и новые способы деятельности;

· Позволяет рассмотреть сложные объекты с точки зрения нескольких наук, что стирает границы между школьными предметами, показывает учащимся взаимосвязь между различными явлениями, приближая учебный процесс к реальным жизненным ситуациям;

· Привлекает детей к социально значимой, созидательной и преобразовательной деятельности, которая обеспечивает формирование различных социальных компетентностей, многих личностных качеств, профессиональных интересов.

Наряду с целями и задачами проектной деятельности выделяют так же принципы, которые являются условием успешного управления проектной деятельностью учащихся.

Принципы проектной деятельности:

- доступности - занятие проектно-исследовательской деятельностью предполагает освоение материала за рамками школьного учебника, и это происходит зачастую на высоком уровне трудности;

Естественности - тема исследования, за которую берётся обучающийся, не должна быть надуманной. Она должна быть интересной и настоящей, а значит, реально выполнимой. Естественность заключается в том, что ученик сможет исследовать тему самостоятельно, без каждодневной и постоянной помощи взрослого, когда ребёнок может сам «потрогать» проблему, ощутить возможности её решения, стать первооткрывателем без подсказки и руководства учителя;

- наглядности , или экспериментальности - принцип позволяет учащемуся выходить за рамки только созерцательной стороны восприятия предметов и явлений и экспериментировать с теми предметами, материалами, вещами, которые он изучает в качестве исследователя;

Осмысленности - для того чтобы знания, полученные в ходе проекта, стали действительно личными ценностями ученика, они должны осознаваться и осмысливаться, а вся его деятельность в ходе работы должна быть подчинена поиску единого поля ценностей в рамках проблемы. Именно процесс осмысливания даёт ученику осознанность выполняемого им действия и формирует умение совершать логические умственные операции, способность переносить ими имеющиеся знания в новую ситуацию;

- культуросообразности - это воспитание в ученике культуры соблюдения научных традиций, научного исследования с учётом актуальности и оригинальности подходов к решению научной задачи;

Самодеятельности - ученик может овладеть ходом своей проектной работы только в том случае, если она основана на его собственном опыте. Выбор собственной предметной деятельности позволяет школьнику самостоятельно анализировать результаты и последствия своей деятельности, что приводит к появлению новых планов и замыслов, которые в дальнейшем конкретизируются и воплощаются в новые исследования.

Принцип самодеятельности является самым главным из всех вышеперечисленных принципов, так как именно самодеятельная деятельность - основной показатель понимания обучающимся изучаемой им проблемы, становления его мировоззренческой позиции. Именно принцип самодеятельности подкрепляется принципами доступности, естественности, экспериментальности, благодаря которым происходит успешное управление проектной деятельностью .

Немаловажным является и выделение факторов проектной деятельности, к которым относятся:

  • повышение мотивации учащихся при решении задач;
  • смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
  • формирование чувства ответственности;
  • создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся .

Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака - самостоятельного выбора. Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих эта задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.

Многообразие содержания и способов организации проектной деятельности школьников обусловило необходимость появления различных классификаций. Прежде всего, различают:

· Учебные проекты - предусматривают самостоятельную учебную деятельность школьников по освоению и применению в практике новой информации в рамках изучаемых одной или нескольких дисциплин. Выполняются под руководством учителя.

· Социальные проекты - носят комплексный характер, т.е. связаны с различными сферами деятельности, выходящими за рамки учебных дисциплин. Они могут выполняться на основе имеющихся образовательных и творческих ресурсов детей не только в школе, но и в других организациях, внешкольных объединениях, и направлены на улучшение, преобразование окружающей среды.

Деление на учебные и социальные проекты весьма условно, т.к. в рамах учебных дисциплин могут разрабатываться и выполняться проекты, имеющие высокую социальную направленность.

В таблице 1.2 представлено разделение проектов на некоторые виды в соответствии с наиболее значимыми признаками.

Таблица 1.2 - Классификация проектов

Признак Виды проектов
Уровень творчества · Исполнительский · Конструктивный · Творческий
Содержание · Монопредметный · Межпредметный · Внепрограммный
Вид деятельности · Исследовательский · Информационный · Игровой · Практико-ориентированный
Характер контактов участников проектов · Внутриклассовый (участники первичного коллектива) · Внутришкольный (участники образовательного учреждения) · Региональный · Международный
Количественный состав исполнителей · Индивидуальный · Групповой · Коллективный
Возрастной состав исполнителей · Одновозрастной · Разновозрастной
Продолжительность выполнения · Мини-проект (несколько занятий) · Четвертной · Полугодовой · Годовой · Многолетний
База выполнения · Школьный · Внешкольный (социум, УДО)
Назначение · Учебный · Личный (семейный) · Общественный · Производственный

Существуют и другие классификации проектов: классификация проектов, наиболее часто применяемых в обучении географии (приложение 1).

Очевидно, что все признаки проектов тесно взаимосвязаны, их классификация весьма условна. Один проект можно охарактеризовать, используя разные признаки, причем каждый учитель может выделить признаки, наиболее характерные для организации и выполнения учащимися своего проекта.

Борисов Сергей Александрович , аспирант, ассистент кафедры управления финансами предприятий, Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева, Россия

Плеханова Анна Феликсовна , доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой управления финансами предприятий, Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева, Россия

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

Москва + 7 495 648 6241

Источники:

1. Управление проектами: учебник / Клиффорд Ф. Грей, Эрик У. Ларсон. – М.: Изда тельство «ДИС», 2003. – 528 с.
2. Управление проектами: учебник / Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. – М.: Издательство «Омега – Л», 2008. – 405 с.
3. Руководство к своду знаний по управлению проектами (A Guide to PMBOK). – М.: 2004
4. Моделирование, анализ, реорганизация и автоматизация бизнес – процессов: учебник / Калянов Г.Н. – М.: издательство «Финансы и статистика», 2006.
5. Методология функционального моделирования IDEFO. Руководящий документ. Издание официальное. Госстандарт России. – М.: ИПК Издательство стандартов, 2000. – 62 с.
6. Учитесь видеть бизнес-процессы: учебник / М. Ротер, Дж. Шук. – М.: Издательство «Альпина», 2001.

По итогам изучения первой главы читатель будет: знать теоретические основы управления проектами, роль внешней и внутренней среды проекта, экономические аспекты проекта, основные организационно-правовые формы реализации проектов; уметь выбирать наиболее приемлемую схему организационно-правового взаимодействия участников проекта; владеть навыками проектирования организационных структур.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ

Современное управление предприятием представляет собой сложную систему, включающую не только принципы и задачи управления, структуру управления, различные методы и подходы, но и целый ряд функциональных подсистем, таких как стратегическое планирование и оперативное руководство; управление производством и персоналом; управление маркетингом, финансами, инвестициями, информацией и т.д.

Развитие предприятия происходит в процессе непрерывной хозяйственной деятельности. В ходе этой деятельности на предприятии реализуются различные изменения, направленные на создание новых технологий, продукции, на решения организационных задач, на разработку и реализацию нововведений и продвижение инноваций. Все эти задачи решаются через организацию и осуществление различных мероприятий.

В связи с возрастанием сложности решаемых задач, их разнородностью, а порой и уникальностью, традиционные методы управления, которые нацелены на реализацию системных повторяющихся управленческих воздействий, оказались малоэффективными. Возникла необходимость разработки и применения на практике более прогрессивных методов управления сложными мероприятиями.

Мероприятие , мероприятия, ср. (книжн. офиц.) - действие, направленное на осуществление чего-нибудь, для осуществления какой-нибудь цели 1 .

Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Гос. ин-т«Сов. энцикл.»: ОГИЗ: Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940.

Мероприятие - кратковременный неформализованный набор работ, направленных на получение заданных результатов. Мероприятие можно рассматривать как проект, к которому применяется упрощенный документооборот в связи с его краткосрочностью и низкой трудоемкостью.

Таким образом, в практике организационного управления возникает понятие «проект» как объект управления мероприятиями особого рода. Соответственно, управление проектами можно рассматривать как метод управления мероприятиями, нацеленный на сложные, неповторимые действия (авт .).

Слово «проект» имеет английское происхождение (от англ. project - проект, программа, план, стройка). В научной литературе и в повседневной жизни термин «проект» может означать следующее :

  • средство или способ достижения целей;
  • комплект документации, необходимый для строительства;
  • временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов, услуг, результатов;
  • сложное мероприятие;
  • программа, реализуемая с некоммерческими целями, например в общественном самоуправлении.

В российской управленческой литературе под проектом понимается совокупность, комплекс задач и действий, имеющих следующие отличительные признаки: четкие конечные цели, взаимосвязи задач и ресурсов, определенные сроки начала и окончания проекта, известная степень новизны целей и условий реализации, неизбежность различных конфликтных ситуаций вокруг и внутри проекта.

Примерами проектов, которые мы реализуем в повседневной жизни, могут быть ремонт в квартире, проведение торжественного мероприятия - свадьбы, юбилея, научное исследование. Но мы мало задумываемся над тем, что это - проекты. И тем более нам не приходит в голову применять знания, инструменты и методы управления в подобного вида проектах.

Тем не менее, основываясь на определении Института проектного управления, управление проектами означает применение знаний, навыков, инструментов и методов управления к проектной деятельности для удовлетворения предъявляемых к проекту требований.

В общей структуре менеджмента проект отличается определенными характеристиками (признаками) и реализуется при помощи особого вида управленческой деятельности - управления проектами. Параметрами проекта являются:

  • удовлетворение требований (англ, performans );
  • издержки реализации (англ, cost);
  • длительность реализации (англ. time).

К признакам, характеризующим проект, можно отнести следующее:

1. Достижение определенной цели. Зачастую появление проекта связано с необходимостью решения определенной проблемы или удовлетворения определенных требований. Эта проблема может носить самый различный характер, но решение ее всегда связано с уникальными, связанными между собой изменениями, которые необходимо провести в определенные сроки с учетом конкретного бюджета и получить результат, который имеет четкие характеристики.

Реализация такого подхода предполагает точное определение, формулирование и понимание целей, начиная с высшего уровня, а затем постепенно опускаясь до наиболее детализированных целей и задач. Кроме того, проект можно рассматривать как преследование тщательно выбранных целей, а продвижение проекта к завершению - достижение целей более высокого уровня, пока не достигнута конечная цель, т.е. результат.

При этом общую цель любого проекта можно выразить следующим образом: «как можно более полно удовлетворить предъявляемые требования быстро и дешево».

  • 2. Результат проекта. Результатом проекта является какой-либо продукт или услуга, который будет соответствовать запланированным параметрам, при этом обладать определенной уникальностью. Источники уникальности могут быть заложены в специфике конкретной производственной ситуации, длительности подготовки и реализации проекта, в уровне издержек, связанных с проектом, применением инновационных технологий, привлечением в команду проекта различных специалистов и т.д. При этом главное - все сложные и неповторяемые действия с учетом риска и неопределенности должны соответствовать результатам.
  • 3. Определенность проекта по времени, детерминированность. Этот признак является главным отличием проектного менеджмента от операционного. У проектов есть более или менее четко выраженные начало и конец. Некоторые авторы детерминированность рассматривают не только как ограниченность во времени, но и применяют «ясно определенную деятельность» к месту и условиям его выполнения. Значительная часть усилий при работе с проектом направлена именно на обеспечение того, чтобы проект был завершен в намеченное время. Для этого готовятся графики, показывающие время начала и окончания заданий, входящих в проект.

Поскольку проекты охватывают сложные объекты, то необходимо учитывать целые комплексы разнообразных и многочисленных требований к проекту (показатели или параметры, характеризующие результаты выполнения проекта). В некоторых проектах, например строительный проект, сфера и способ описания требований формализованы (задание на проектирование). При этом важно, чтобы формализация требований не ограничивала творческую инициативу.

Стоимость проекта - требование, выраженное в форме лимитов затрат и издержек. Этот параметр не должен превышаться.

Длительность проекта - определяет период времени, в течение которого проект должен быть реализован, а также календарные сроки реализации проекта.

Граница проекта - дополнительный параметр, который помогает увидеть зависимости между его основными параметрами.

Издержки проекта - параметр, зависящий от сферы реализации, требований и длительности проекта.

Все параметры проекта или требования тесно взаимосвязаны и должны определяться комплексно, с учетом взаимных влияний и ограничений.

Практическая деятельность показывает, что разнообразие проектов огромно. При этом проекты можно классифицировать по ряду специфических характеристик:

  • источнику заказа;
  • направленности;
  • уровню новизны;
  • размеру (масштабу);
  • сфере применения;
  • длительности.

По первой характеристике - источнику заказа на разработку проекта - проекты подразделяются на внешние и внутренние. Проект должен обрести главное заинтересованное лицо (организацию) - сторону, которая станет будущим владельцем и пользователем результатами проекта и будет нести за него ответственность. В нашей терминологии - это обычно заказчик проекта. В рыночной экономике - это владелец (собственник), часто в литературе по управлению проектами - клиент.

Внешние проекты исходят от клиентов предприятия. Предметом таких проектов могут быть уникальные изделия (корабли, самолеты, станки, кинофильмы), объекты (здания, инженерные сооружения), мероприятия (рекламные акции, спортивные соревнования, научные исследования).

Внутренние проекты - проекты, необходимость реализации которых обусловлена собственными потребностями предприятия (руководителей предприятия). Подобные проекты реализуются в целях активизации деятельности предприятия, например создание нового продукта, освоение новой территории для реализации продукта, внедрение информационных систем, реконструкция или замена технологического оборудования, внедрение новых технологий и т.д.

Управление внешними и внутренними проектами имеет свои особенности. Реализация проектов, выполняемых по внутренним и внешним заказам, различна. С одной стороны, предприятия, выполняющие проекты по внешним заказам, обычно лучше подготовлены к управлению проектами в методическом, кадровом и организационном аспектах. К реализации таких проектов привлекаются в первую очередь производственные структуры предприятия. С другой стороны, выполнение проектов по внешним заказам создает проблемы и увеличивает издержки, связанные с координацией работ, а также повышает неопределенность планирования и реализации этих проектов, что обусловлено необходимостью контактировать с заказчиком, обеспечивать корректный обмен информацией, четко разделять ответственность, а также грамотно рассчитывать сроки и издержки.

Следующая характеристика проекта - направленность (ориентация ). Направленность проектов может быть как на объект, так и на процесс. В проектах, направленных на объекты, целью является создание или изменение разнообразных материальных ценностей: продуктов, объектов строительства, технических систем и т.п. Цель проектов, ориентированных на процессы, заключается в создании или изменении процессов и исполнительных систем, например систем информирования и принятия решений, технологических и распределительных процессов, организационных систем и т.п.

Для предприятия последствия реализации выделенных видов проектов оказываются различными. По завершении реализации объектно-ориентированного проекта предприятие возвращается к функционированию в обычном режиме. Например, проект технологической модернизации производственного подразделения требует внесения некоторых изменений в систему организации и управления; однако после окончания работы над ним какие-либо существенные изменения в этой сфере не предусматриваются. Напротив, проекты, ориентированные на процессы, предопределяют изменения в функционировании предприятия и по их завершении. Например, проект по внедрению «бережливого производства» влечет за собой изменение организации и управления в других сферах деятельности объекта.

Представленная классификация приводит к различному пониманию смысла и значения завершающих фаз реализации проекта, в частности контроля за его реализацией и использованием результатов. Каждый вид проекта выдвигает свои требования к организации деятельности предприятия.

Третья характеристика, по которой проекты различаются между собой, - степень их новизны и оригинальности. Согласно определению (по Роговой) каждый проект должен обладать «известной степенью новизны целей и условий реализации», т.е. в каждом проекте должна присутствовать оригинальность.

Чаще всего в практике проектного управления проекты подразделяют на два класса: проекты с высоким уровнем новизны и проекты с низким уровнем новизны. Новизна в данном случае относится только к самому проекту, к его исполнителям. Новизной проекта является совершенствование традиционных приемов и методов и поиск инновационных подходов.

Проектами с высокой степенью новизны (оригинальности) считаются, например, научно-исследовательские проекты, посвященные поиску новых, оригинальных технических решений (строительство с применением не известных ранее технологий, использование нетрадиционных видов энергии и т.п.), а проектами с низким уровнем новизны (оригинальности) - строительство типовых зданий (производственных цехов) и т.п.).

Четвертой характеристикой проекта является его величина (масштаб ). Различия проектов по этой характеристике определяются объемом выполняемых работ, длительностью реализации, количеством задействованного персонала и (или) издержками. Согласно этому критерию, проекты можно подразделить на малые, большие и крупные. Пример малого проекта - строительство индивидуального жилого дома, большого проекта - строительство гостиницы, крупного проекта - строительство объектов для Олимпиады.

В практике, в частности в американской, существует подход, при котором классификация проектов по их величине основывается на трех критериях - численность проектного коллектива, трудоемкость проекта и его стоимость. Например, малые проекты - капиталовложения до 10-15 млн долл.; трудозатраты - 40-50 тыс. человеко-часов. Крупные капиталовложения - от 1 млрд долл, и более, нетрадиционные формы финансирования (акционерные, смешанные) - обычно консорциум фирм, трудоемкость - 2 млн человеко-часов - на проектирование, 15-20 млн человеко-часов - на строительство, пять - семь и более лет - срок реализации.

Также важным критерием классификации проектов служит сфера их применения. Согласно этому критерию можно выделить, в частности:

  • технический (строительство здания или сооружения, внедрение новой производственной линии, разработка программного обеспечения и т.д.);
  • организационный (реформирование существующего или создание нового предприятия, внедрение новой системы управления, проведение международной конференции и т.д.);
  • экономический (приватизация предприятия, внедрение системы финансового планирования и бюджетирования, введение новой системы налогообложения и т.д.);
  • социальный (реформирование системы социального обеспечения, защита необеспеченных слоев населения, преодоление последствий природных и социальных потрясений);
  • смешанный (проекты, реализуемые сразу в нескольких областях деятельности; к примеру проект реформирования предприятия, включающий внедрение системы финансового планирования и бюджетирования, разработку и внедрение специального программного обеспечения и т.д.);
  • инвестиционный проект: главная цель - создание или реновация основных фондов организаций, требующие вложения инвестиций;
  • инновационный проект: главная цель - разработка и применение новых технологий, ноу-хау и других нововведений, обеспечивающих развитие организаций.

Эта классификация может быть достаточно обширной, если более подробно выделять сферы применения, например Технический проект - строительство - гражданское строительство или промышленное строительство и т.д.

Проекты, реализуемые в разных областях, имеют значительные различия, поэтому для выбора того или иного подхода к управлению конкретным проектом необходимо предварительно разобраться с особенностями именно этого типа или вида проекта.

Классы проектов различаются по составу, структуре и предметной области проекта:

  • монопроекты - отдельные проекты различного типа и назначения, имеющие определенную цель, четко очерченные рамки по финансам, ресурсам, времени, качеству и предполагающие создание единой проектной группы (инвестиционные, инновационные и др.);
  • мультипроект - комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления (реформирование существующих и создание новых предприятий, разработка и внедрение внутрифирменных систем);
  • мегапроекг - целевые программы развития регионов, отраслей и другие, оказывающие влияние на все сферы жизни населения, например строительство Крымского моста.

По длительности проекты делятся:

  • на краткосрочные проекты - до трех лет;
  • среднесрочные проекты - от трех до пяти лет;
  • долгосрочные проекты - более пяти лет.

Если рассмотреть проект с точки зрения классического менеджмента, то его методологической основой является системный подход в проектном менеджменте, т.е. можно рассматривать проект как систему, в которой работа представляет собой процесс превращения входных элементов в выходные.

замысел (проблема, задача), средства реализации (решения, работы) и цели (результат). Входные элементы (проблема, ресурсы, деньги, трудозатраты) в процессе проектной деятельности при помощи средств реализации (процесс принятия управленческих решений) переходят в выходные элементы проекта (результаты, решения). Таким образом, достигаются цели реализации проекта (рис. 1.1).

Рис. 1.1.

Источниками для входных элементов проекта могут служить как внутренние составляющие проекта, так и внешнее окружение проекта. Проект не является жестким стабильным образованием, ряд его элементов в процессе реализации может менять свое местоположение, переходя из внешней среды в состав проекта и обратно.

Ряд элементов проекта могут использоваться в самом проекте и вне его одновременно, например специалисты, принимающие участие в проекте и одновременно работающие над решением других проблем. Основа управления проектами - методология, направленная на эффективное достижение целей проекта на всем протяжении проектного цикла с применением разнообразных инструментов и технологий управления.

К управляемым параметрам проекта относятся:

  • объемы работ и виды работ по проекту;
  • стоимость проекта, издержки и расходы;
  • временные параметры, включающие сроки, продолжительность и резервы выполнения работ, этапов, фаз проекта, а также взаимосвязи работ;
  • ресурсы, требуемые для осуществления проекта, в том числе человеческие, финансовые, материально-технические, а также ограничения по ресурсам;
  • качество проектных решений, применяемых ресурсов, компонентов проекта.

Проект и процесс его реализации являются сложной системой, в которой сам проект выступает как управляемая подсистема, а управляющей подсистемой является управление проектом.

  • Гонтарева И.В., Нижегородцев Р.М., Новиков Д.Л. Управление проектами:учеб, пособие. М.: ЛИБРОКОМ, 2013; Троцкий М., Трупа Б., Огонек К.Управление проектами: пер. с польск. М.: Финансы и статистика, 2006;Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогте Н.Г. Управление проектами: учеб, пособие / под общ. ред. И.И. Мазура. 3-е изд. М.: Омега-Л, 2004.