Социальная политика румынии. Геополитическая характеристика румынии. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

6 марта 1945 г. в Румынии было создано правительство Народно-демократического фронта. Премьер-министром стал известный политический деятель Петру Гроза. Это было первое демократическое правительство в стране. Крестьяне получили землю, государственный аппарат был очищен от бывших фашистов, военных преступников и реакционеров.
Однако его политика натолкнулась на сопротивление бывших руководителей, не желавших расставаться с властью. Они сконцентрировались вокруг королевской власти и короля Михая и препятствовали осуществлению демократических реформ.

В ноябре 1946 г. состоялись первые выборы в румынский парламент на основе всеобщего и тайного избирательного права. Демократические силы страны, объединившись в Блок демократических партий (БДП), одержали победу, получив 80% голосов. Правительство вновь возглавил Петру Гроза.

Это была победа новой демократии в Румынии, которую можно назвать народной, так как она отражала юлю подавляющего большинства румынского народа. Новое правительство сразу же приступило к проведению демократических реформ. Была проведена национализация собственности господствующих классов, национализированы банки, осуществлена денежная реформа, ликвидированы монополистические объединения - картели и тресты. Реформы значительно улучшили положение страны.

Провозглашение Румынской народной республики

30 декабря 1947 г. последний король Румынии — объявил о своем отречении от престола. Румыния была провозглашена народной республикой.

Но на этом период народно-демократических преобразований закончился. Румыния стала на путь утверждения тоталитарного режима. Коммунистическая партия вытеснила своих главных оппонентов, запретила оппозицию, установила монополию на средства информации.

В феврале 1948 г. коммунистическая и социал-демократическая партии объединились в Румынскую рабочую партию (РРП) во главе с Георге Георгиу-Деж. Петру Гроза оставался на посту премьер-министра до 1952 г., а затем вышел в отставку.

В апреле 1948 г. была принята новая конституция Румынии. Высшим органом законодательной власти стало Великое Национальное собрание.

Развитие экономики РНР в 50-60-е годы

В стране была национализирована вся промышленность, для ее руководства был создан Госплан. На 1951-1955 гг. был утвержден первый пятилетний план развития экономики республики. За годы пятилетки было построено 100 крупных предприятий, более 200 расширены и реконструированы. В стране началась масштабная электрификация. Но успехи в промышленном строительстве мало сказались на положении румынского народа. Монополия государственной собственности тормозила развитие производства продуктов потребления. Рыночные отношения были полностью ликвидированы. Вплоть до 1954 г. в стране сохранялась карточная система снабжения продуктами питания. Денежная реформа 1952 г. не дала нужных результатов, так как отсутствие свободного рынка лишало деньги их подлинного значения.

Тоталитарная экономика стала давать явные сбои, и руководство РРП принимает решение ускорить формирование тоталитарной политической системы. В сентябре 1952 г. была принята новая конституция, которая объявила РРП «руководящей силой» в политической жизни страны. Г. Георгиу-Деж в этом же году становится председателем Совета министров.

Укрепив свои позиции в государственных структурах страны, Георгиу-Деж приступил к утверждению своего единоличного диктата в партии.

Установление диктатуры Г.Георгиу-Деж

Став ее единоличным лидером, он открыто выступил за «национальные различия» в строительстве социализма и поддержал Н. Хрущева в его деятельности по разоблачению культа личности Сталина. Полностью освободившись от зависимости, он приступил к самостоятельным действиям по утверждению суверенитета Румынии. Вопреки планам СЭВ он разработал свой план индустриализации Румынии, чем вызвал недовольство советского руководства. В 1958 г. он добился вывода из Румынии советских войск.

В декабре 1955 г. РРП поставила перед страной задачу создания социалистической экономики. Приоритетным направлением стало развитие тяжелой промышленности, для которого у Румынии не было базы. В годы второй пятилетки в отрасль было направлено 3/4 всех капиталовложений. Были реконструированы черная и цветная металлургия, тяжелое машиностроение.

Георгиу-Деж Георге (1901-1965) - председатель Совета Министров РНР (1952-1955), председатель Государственного совета РНР (1961-1965).С 1961 по 1965 гг. - президент страны.

Дальнейшее продвижение по пути коллективизации сельского хозяйства объединило 81% всех крестьянских хозяйств. В 1962 г. коллективизация была завершена, а из магазинов исчезли основные продукты питания. Но партия добилась своего: в стране было достигнуто «монолитное» единство народа. В марте 1965 г. в стране прошли очередные выборы, на которых почти 100% избирателей отдали голоса кандидатам Фронта народной демократии, руководимого РРП. В том же году партия была переименована в коммунистическую (РКП).

Культ личности Н.Чаушеску

В 1965 г. после смерти Г. Георгиу-Деж роль диктатора переходит к его соратнику Николае Чаушеску (1918-1989), который в 1974 г. становится президентом страны и правит страной вплоть до своей смерти.

Культ личности Н. Чаушеску не имел аналогов в истории. Он привел к власти весь свой клан: около 40 его ближайших родственников находились на руководящих постах. Его именовали «наимудрейшим из кормчих», провидцем будущего, а историю Румынии после 1965 г. стали называть «золотой эпохой Чаушеску». Он полностью контролировал партию, страну и народ. Ему непосредственно подчинялись руководители местных партийных организации, а принцип совмещения партийных и государственных должностей обеспечивал монополию номенклатуры РКП на власть.

Стратегия экономического развития, провозглашенная Н. Чаушеску, предусматривала ликвидацию в короткий срок отставания страны от промышленно развитых государств. С этой целью шла ускоренная индустриализация: создавались крупные нефтехимические предприятия, развивалось автомобильное и тракторное производство. Румыния закупала в кредит за рубежом оборудование и технологию. Поскольку международные банки на развитие страны охотно давали деньги в кредит, вскоре у Румынии образовалась огромная задолженность в 21 млрд долларов, которую страна была не в состоянии выплатить.

Возводились грандиозные сооружения, престижные, дорогостоящие предприятия, зачастую никому не нужные здания, в то же время практически не развивались легкая и пищевая промышленность. Это вызывало острый дефицит потребительских товаров на внутреннем рынке. Низкая производительность труда в сельском хозяйстве, вызванная коллективизацией, нехватка кормов и удобрений не позволяли удовлетворить потребности населения в продуктах питания.

Революционные события 1989 г. и их итоги

24 года Н.Чаушеску был диктатором Румынии. Страна была доведена до крайней степени разорения. В начале 80-х годов экономика оказалась в крайне тяжелом положении. В нефтедобывающей стране возникла острая нехватка бензина, мазута, керосина, машинного масла. Экспорт промышленных и продовольственных товаров, вывозимых в счет уплаты долгов, разорили внутренний рынок. В стране ощущалась острая нехватка жилья.

В середине декабря 1989 г. вспыхнули беспорядки в г. Тимишоаре (Трансильвания) под лозунгом: «Долой Чаушеску». Чаушеску послал войска, которые совместно с полицией и органами безопасности разогнали демонстрацию. Десятки людей были убиты и ранены, сотни - арестованы. Волнения перекинулись в Бухарест. 22 декабря 1989 г. центральную площадь Бухареста заполнили тысячи людей с национальными флагами. Манифестанты ворвались в здание ЦК РКП и захватили его. Войска перешли на сторону народа. 25 декабря 1989 г. Н. Чаушеску и его жена Елена были арестованы при попытке бегства из страны и по решению суда расстреляны. «Золотая эпоха» Чаушеску и антикоммунистическая революция в Румынии завершились.

Власть перешла к Фронту национального спасения (ФНС), во главе которого стал Ион Илиеску (род. в 1930 г.), бывший член руководства РКП, отстраненный Чаушеску за несогласие с его политикой.

В стране произошла парадоксальная революция: был устранен ненавистный тиран, а не организация, которая его породила. На парламентских выборах 1990 г. ФНС завоевал абсолютное большинство мест в нижней палате и в сенате. Президентом Румынии был избран И. Илиеску. После опубликования результатов выборов в Бухаресте вспыхнули массовые беспорядки. 13 июня 1990 г. произошли столкновения между демонстрантами и полицией. Были подожжены ряд правительственных зданий. Для подавления беспорядков правительство вызвало из провинции 10 тыс. шахтеров, которые, действуя с исключительной жестокостью, разгромили штаб-квартиры национал-либеральной и национал-царанистской партий, восстановленных после свержения диктатуры Чаушеску.

Однако жизненный уровень населения продолжал снижаться. Шахтеры, поддержавшие правительство в 1990 г., вновь прибыли в Бухарест в сентябре 1991 г., но теперь уже для того, чтобы свергнуть новое правительство. После того, как их переговоры с правительством закончились неудачей, шахтеры начали штурм резиденции правительства и здания телецентра. Силы безопасности не допустили их захвата, но правительству пришлось уйти в отставку.

Переход страны к рыночным отношениям

С большим опозданием новое руководство Румынии поняло, что без реформ в экономике и социальной политике не обойтись. В 1991-1992 гг. такие реформы начались. Они имели целью переход к рыночным отношениям. Начался Демонтаж государственных структур экономики. Государственные предприятия превращались в акционерные компании. Конфискованные после 1945 г. дома, квартиры, земля (не более 10 га) возвращались прежним владельцам или им выплачивалась денежная компенсация. Этому процессу сопутствовали рост цен, безработица и социальная напряженность. Оппозиция сплотилась в Демократическую конвенцию. Но и левые силы не бездействовали. Они создали блок Демократического фронта национального спасения, в который вошло все левое крыло ФНС. Эти два блока противостояли друг другу на парламентских выборах 1992 г. Но ни одному из них не удалось добиться перевеса. Президентом вновь был избран И. Илиеску. Лишь президентские выборы 1996 г. принесли победу оппозиции. Президентом страны избран лидер либеральной партии И. Константинеску. Новые власти Румынии начали процесс искоренения всего, что связывало ее с прошлым. Все конфискованные земли были возвращены прежним владельцам. Правительство Румынии стремится вступить в НАТО и Европейский Союз стремится вступить в НАТО и Европейский союз.

Однако слишком радикальные меры правительства по искоренению коммунистического прошлого показали, что страна не готова к либеральным реформам. На президентских выборах в декабре 2000 г. вновь победил И.Илиеску.

Резюме

6 марта 1945 г. - создание правительства Народно- демократического фронта во главе с П. Гроза
ноябрь 1946 г. - первые выборы в парламент, победа блока демократических партий
национализация банков и собственности господствующих классов, ликвидация монополистических объединений, проведение денежной реформы
30 декабря 1947 г. - страна объявлена Румынской народной республикой
утверждение тоталитарного режима, борьба с оппозицией
февраль 1948 г. - объединение РКП и РСДП в Румынскую рабочую партию во главе с Г. Георгиу-Деж
апрель 1948 г. - принятие новой конституции национализация промышленности, создание Госплана
1951-1955 гг. - первый пятилетний план развития экономики
единоличный диктат Г. Георгиу-Деж
1958 г. - вывод советских войск из Румынии
1961 г. - Г. Георгиу-Деж - президент страны
1962 г. - завершение коллективизации. Ее негативные последствия
1965 г. - после смерти Г. Георгиу-Деж роль диктатора, переходит к Николае Чаушеску; с 1974 г. - президент страны
культ личности Чаушеску
ускоренная индустриализация страны
1989 г. - народное восстание
25 декабря 1989 г. - Н. Чаушеску казнен за государственную измену образование Фронта национального спасения (ФНС);
Ион Илиеску - президент Румынии
ухудшение экономического положения, выступление шахтеров, попытка свергнуть правительство
1991-1992 гг. - проведение реформ, ликвидация государственной собственности
1996 г. - президентом страны избран лидер либеральной партии И. Консгантинеску
2000 г. - новая победа на выборах И. Илиеску

  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.

Румыния в 50-90-х годах: Переход к Демократии Обновлено: Декабрь 6, 2016 Автором: admin

Румыния 1918-1939

Слаборазвитая аграрная страна, 80% населения которой
было занято в сельском хозяйстве.
Румыния в своем экономическом развитии значительно
отставала от государств Западной Европы.
Промышленность была развита слабо, преобладали
добывающая и перерабатывающая отрасли.
Большинство предприятий легкой промышленности были
мелкими.
В экспорте страны преобладала сырье и
сельскохозяйственная продукция.

Внутреннее положение в Румынии после Первой мировой войны

Румыния получала иностранные займы.Усилилась
позиция английского, французского капиталов, которые
вытеснили австрийский, немецкий. В собственности
иностранного капитала находилось до 80%
промышленных предприятий, он контролировал 49%
нефтедобывающей промышленности.
Решающую роль в стране играло сельское хозяйство, что
давало 2/3 национального дохода.
Сельское хозяйство отсталое: землю обрабатывали
примитивными орудиями труда, минеральные удобрения
почти не применялись, урожайность
сельскохозяйственных культур была низкой.

Внутреннее положение в Румынии после Первой мировой войны

1920-1921 pp. Началось проведение аграрной реформы, которая
устанавливала максимальные размеры земельных владений: 100
га - для Бессарабии, 200-500 га - для остальной территории.
Излишки сверх максимум государство отчуждала за выкуп и
продавала крестьянам.
Аграрная реформа была завершена в 1927 Крестьянам было
передано 3 млн. Га земли.
30-е 30-40% обрабатываемых земель оставалось в руках
землевладельцев, большинство крестьян были малоземельными
(имели до 5 га земли).
Правительство проводило шовинистическую политику в отношении
национальных меньшинств.
12. Существовала напряженность на почве национальных
отношений, например в Трансильвании между венграми и
румынами

Положительные Факторы влияния на развитие
Румынии:
Территория и население страны увеличились почти
вдвое.
Исторические соперники: Венгрия и Россия были
обессилены и пошли на территориальные уступки в
поль-зу Румынии. Румыния получила полный контроль над
устьем Дуная.
Избежала революционной смены власти; сохранилась
преемственность власти, что обеспечивало внутреннюю
стабильность.
Стала одним из главных союзников Антанты в Восточной
Европе.

Развитие Румынии после Первой мировой войны

Отрицательные Факторы влияния
Только что присоединенные территории существенно
отличались от старого королевства (Регат) экономически,
этнически и т. д. Эти территории нужно было
интегрировать,подавив сепаратистские и национальные
движения (национальные меньшинства составляли 30 %
новой Румынии)
Экономическая отсталость.
Засилье старой традиционной элиты.
Территориальные приобретения за счет соседей
порождали у последних реваншистские настроения.
Превращение Румынии в звено «санитарного кордона»
вокруг СССР существенно повлияло на
внутриполитическую жизнь (притеснение левых сил,
ограничение демократических свобод и т. п.)

КОНСТИТУЦИЯ РУМЫНИИ 1923

В 1923 г. в Румынии была принята новая конституция. В
соответствии с ней в стране сохранялся монархический строй.
Король пользовался неограниченными правами и фактически
являлся главой государства.
Конституция гарантировала сохранение частной собственности
и не гарантировала прав нацменьшинств, декларировала
равенство всех граждан перед законом, свободу совести,
печати, труда и объединение в союзы.
Провозглашая на словах демократические свободы, на деле
конституция лишала избирательных прав большую часть
населения страны - женщин и военнослужащих, молодежь до
21 года.
Конституция была дополнена рядом «чрезвычайных» законов,
которые позволяли нарушать права, зафиксированные в ней.
После первой мировой войны румынский капитал несколько
увеличил свою долю в нефтяной и металлургической
промышленности за счет акций фирм побежденной Германии.

КОНСТИТУЦИЯ РУМЫНИИ 1923

К 1923 г. французский, английский и американский капитал
проник в большую часть акционерных обществ Румынии. С 1919
по 1922 г. было учреждено несколько банков с участием
иностранного капитала.
К концу 1923 г. в Румынии, как и в других странах Западной
Европы, наступила частичная стабилизация. За годы
стабилизации ей удалось преодолеть послевоенные трудности,
значительно увеличить количество промышленных предприятий
и в некоторых отраслях промышленности не только
восстановить, но и превзойти довоенный уровень производства.
Экономическая политика Румынии в это время была
направлена на укрепление отечественной промышленности.
Она не только была защищена от иностранных конкурентов
высокими охранительными пошлинами, но и пользовалась
рядом льгот внутри страны: высокими ценами на
промышленные товары, усиленным кредитованием и низкими
процентами за кредиты.

Татарбунарское восстание

10. Татарбунарское восстание 15-18 сентября 1924

Предпосылки и причины:
Одной из причин восстания было недовольство крестьян
аграрной политикой проводимой румынским правительством,
в частности, аграрной реформой 1921 года.
В марте 1924 года в Вене состоялось открытие
конференции Румынии и СССР по вопросу Бессарабии.
2 апреля 1924 года румынская делегация отклонила
советское предложение о
проведении плебисцита (референдума) в Бессарабии и
прервала дальнейшие переговоры с СССР.
В ответ на это 6 апреля 1924 года
в Москве заместитель М.Литвинова(российский революцион
ер, советский дипломат и государственный
деятель.) сделал корреспонденту газеты «Правда»
следующее заявление: «Впредь до плебисцита мы будем
считать Бессарабию неотъемлемой частью Украины и
Советского Союза».

11. Татарбунарское восстание 15-18 сентября 1924

Предпосылки и причины:
28 июля 1924 года указом короля Румынии
запрещена Коммунистическая партия Румынии. Идея воссоединения
с Советским Союзом витала в воздухе. Котовский (советский
военный и политический деятель, участник Гражданской
войны) предлагал Фрунзе(революционер, советский
государственный и военный деятель, один из наиболее крупных
военачальников Красной армии во время Гражданской войны, военный
теоретик) решить проблему “одним лихим кавалерийским наскоком”.
Несколько иным образом - не снаружи, а изнутри - действовал
Южно-Бессарабский ревком, будоража и организуя местных жителей.
Именно эта организация комплектовала боевые отряды,
сосредоточивала в регионе оружие, налаживала связь и готовила явки.

12. Татарбунарское восстание 15-18 сентября 1924

Ход событий
15 сентября 1924 года в Татарбунарах (ныне Одесская
область Украины) началось вооружённое восстание против румынских
властей под руководством коммунистической организации Бессарабии,
во главе которой стоял А. И. Клюшников также известен под
псевдонимом Нинин (революционер, советский государственный и
военный деятель, один из наиболее крупных военачальников Красной
армии во время Гражданской войны, военный теоретик).
16 сентября восставшие захватили власть в селе. Был создан ревком,
в состав которого вошли А. Клюшников, И. Батищев, Л. Цуркан, Н.
Лисовой, И. Бежанович. Было провозглашено установление Советской
власти в Бессарабии.

13. Татарбунарское восстание 15-18 сентября 1924

Ход событий
17 сентября Татарбунарское восстание охватило почти весь юг
Бессарабии. Поднялось более 6 тысяч человек из
сёл Чишмия, Акмангит, Нерушай, Михайловка, Галилешты и др.
Повстанцы (молдаване, украинцы, русские,болгары,гагаузы и
др.) создавали органы Советской власти - ревкомы,
организовывали отряды народной милиции и Красной Гвардии.
Повстанцы вели борьбу за создание Молдавской советской
республики. Восстание не поддержали молдавские поселенцы
и немецкие колонисты. На подавление восстания королевское
правительство Румынии направило войска с артиллерией и
флот.

14. Татарбунарское восстание 15-18 сентября 1924

Ход событий
19 сентября румынские войска штурмом взяли Татарбунары -
центр восстания, применив артобстрел химическими снарядами.
Татарбунарцы продержались три дня, потом были разгромлены.
Погибло более 3 тысяч человек. Ещё четыре дня армии
понадобилось, чтобы подавить очаги сопротивления в других
местах.
На стороне восставших выступила Коммунистическая партия
Румынии. ЦК компартии Румынии в специальном манифесте
призвал оказать помощь повстанцам. В ноте протеста Советское
правительство потребовало положить конец кровавым
расправам.

15. Татарбунарское восстание 15-18 сентября 1924

Ход событий
Расправившись с восставшими и арестовав многих участников
восстания, румынские власти в 1925 году инсценировали
«процесс 500», который должен был доказать, что
Татарбунарское восстание - «дело рук Москвы».
В защиту арестованных татарбунарцев выступили А. Барбюс, Р.
Роллан, Э. Синклер, Т. Драйзер, А. Эйнштейн, Б. Шоу, Л.
Арагон, М. Садовяну, К. Пархон, Т. Манн и многие другие
представители науки и культуры.
В ноябре 1925 года в Кишинёв прибыла делегация
прогрессивной общественности стран Западной Европы во
главе с писателем Анри Барбюсом. Делегация добилась
присутствия на процессе.

16. Татарбунарское восстание 15-18 сентября 1924

Ход событий
Позднее Барбюс(французский писатель, журналист и
общественный деятель. Член Французской коммунистической
партии (с 1923). Иностранный почётный член Академии Наук
СССР) напишет в своей книге «Палачи»: «Может быть, если бы
я уже не был революционером, я стал бы им, вернувшись из
этого трагического хаоса южной Европы».
Судебные преследования длились до 1929 года. Не найдя
доказательств их связи с Москвой и под давлением
общественного мнения суд оправдал большинство
арестованных. Осуждено было только около 85 человек,
которые были приговорены к срокам от 5 лет до пожизненного
заключения.

17. Территориально - административное устройство Румынии (1925)

Территориально административное устройство
Румынии (1925)

18. Политическое развитие Румынии

Этапы
Характеристика
1918-1928
Доминирование либеральной партии в
политической жизни. Премьерство братьев
Братиану (1922-1928)
1928-1930
Пребывание у власти националкрестьянской (царанистской) партии
1930-1940
Правление короля Кароля ІІ.
Королевская диктатура (1938-1940)

19. Кароль II

В июле 1927 умер Фердинанд и его место
должен был занять старший сын Кароль.
Однако ни для кого не составляли тайны
диктаторские намерения и недостатки
принца, а потому Фердинанд Завещал трон
своему шестилетнему внуку, сыну Кароля
Михаю. По малолетству короля при нем
был создан регентский совет.
Именно в это время усилили давление на
правительство организации фашистской
ориентации. Обстановка еще больше
дестабилизирована в связи с
возвращением в Румынии в 1930 году.
Кароля. Он, лишив короны собственного
сына и присвоив титул « Большого воеводы
» , провозгласил себя королем - Каролем II.

20. Кароль II

Между тем румынские
последователи Б. Муссолини и А.
Гитле- ра в 1931 объединились в
партию - Железную гвардию во
главе с князем Кантакузеном и
начали реально претендовать на
власть.
В конце декабря 1933 в
результате террористического
акта зализногвардийцив погиб
премьер-министр И. Дука,
который следовал выступал
против Антанты Это стало
сигналом к усилению
авторитарной власти.

21. Кароль II

В этих условиях Кароль II действовал
решительно: Железную гвардия была
распущена, а Кантакузена, которого
нельзя было арестовать из-за его
аристократического происхождения,
отправил в сумасшедший дом. Со
временем, в 1937 году, Кароль в
некотором роде « амнистировал »
фашистов и позволил им открыто
носить свастику, поскольку, по
мнению короля, его позиции были
сильны как никогда, а также нужна
была противовес коммунистам.
10 февраля 1938 в стране установился
режим личной власти Кароля II .

22. Кароль II

Однако Железная гвардия,
продолжала действовать под
измененным названием, не
оставляла попыток повторить
итальянский сценарий прихода к
власти. В апреле она снова
организовала заговор, но она была
разоблачена. Руководителя партии
приговорили к 10 годам каторги, но в
конце сентября 1939
железногвадейцы совершили
очередную попытку переворота,
убив при этом премьера А.
Калинеску. Мятеж снова было
подавлен, однако он показал, что
Кароль II ситуацию в стране не
контролирует.

23. Установление режима Иона Антонеску

На внутреннюю ситуацию в
Румынии значительное влияние
оказывала международная
ситуация в Европе. Страна была
богата нефтью, а затем
представляла интерес для
государств, форсированно
готовили свои армии к
предстоящим баталиям, в
частности Германии и СССР. К
тому же Бухарест постоянно
находился под давлением СССР,
считал Северную Буковину и
Бессарабию « исконными
русскими землями ».

24. Установление режима Иона Антонеску

Роль арбитра в расчетах румынской
дипломатии отводилась Б. Муссолини.
Однако со сближением СССР и
Германии шансы Румынии на то, чтобы
сохранить и нефть, и Северную
Буковину и Бессарабию, становились
призрачными. Румыния решилась на
сближение с Германией, однако по
советско-германским договором,
подписанным в августе 1939, Германия
признала права СССР на Бессарабию и
в июне 1940 Румыния вынуждена была
смириться с присоединением к СССР не
только Бессарабии, но и Северной
Буковины * . К тому же в 1940 по
решению Венского арбитража Венгрии
было передано Северную
Трансильванию, а за Кра- йовським
договору в Болгарию отошла Южная
Добруджа.

25. Установление режима Иона Антонеску

Поскольку курс Кароля II на
сближение с Германией не
оградило страну от
территориальных потерь, то
монарх был вынужден обратиться
за помощью к генералу И.
Антонеску. Последний через свое
негативное отношение к королю
находился в то время в ссылке в
одном из монастырей. И. Антонеску
потребовал - отречение Кароля,
которая была принята, и он был
назначен премьер-министром с
чрезвычайными полномочиями. В
начале сентября 1940 Кароль II
отрекся от престола в пользу своего
сына Михая и покинул пределы
Румынии.

26. Чехословакия 1918-1938

27. Чешский и словацкий национальные вопросы в годы первой мировой войны


остаться в составе монархии (лидером которых был
А.Швегла (1873-1933 и социал-демократы во главе
с Б.Шмералем, рассчитывавшие на
демократическую эволюцию Австро-Венгрии.)
Независимость(среди сторонников не было
единства. Под руководством К.Крамаржа,
рассчитывая на победу держав Антанты и усиление
роли России в Центральной Европе, выдвигали
программу создания союза славянских государств
под скипетром династии Романовых.)

28. Чешский и словацкий национальные вопросы в годы первой мировой войны

Взгляд на решения национального вопроса:
лидер небольшой партии реалистов Томаш Гарриг
Масарик (1850-1937) считал, что поражение,
распад Австро-Венгрии и создание на ее основе
ряда независимых демократических государств
неизбежно. Масарик в большей степени
ориентировался на поддержку западных держав
Антанты – Англии и Франции, а не на Россию. Его
единомышленником и учеником был Эдуард Бенеш.
К этому течению примыкали и национальные
социалисты во главе с В.Клофачем

29. Развитие освободительной борьбы чехов и словаков:

Стихийные демонстрации в связи с
нехваткой продовольствия
Волнения при отправке на фронт
Возникали прорусские симпатии (в
следствии чего нарастание неприязни
между чехами и словаками, с одной
стороны, и немцами и венграми - с другой,
и в тылу, и на фронте.)
В период наступления российской армии
в Галиции в 1914 г. усилились репрессии в
Чехии и Моравии, аресту подвергся ряд
чешских политических деятелей

30. Развитие освободительной борьбы чехов и словаков:

Перенос центра национальноосвободительной борьбы за границу. В
ноябре 1915 г. в Париже был создан
Чешский заграничный комитет, вскоре при
участии Э.Бенеша и
М. Штефаника преобразованный в
Чехословацкий национальный совет. В
Париже стал издаваться ряд печатных
органов антиавстрийского движения
сопротивления.
С 1915 г. функционировала Чешская
Маффия (распространяла
антигосударственные настроения и
занималась сбором разведданных для
держав Антанты)

31. Развитие освободительной борьбы чехов и словаков:

Прозвучало требование создания
независимого государства. Это было
сделано в обращении чешских деятелей
культуры и науки с трибуны парламента
в конце мая 1917 г.
Cоглашение Словацкой Лиги и Чешского
национального объединения в Кливленде
(США) в октябре 1915 г., в котором было
зафиксировано стремление чехов и
словаков к созданию федерации.

32. Развитие освободительной борьбы чехов и словаков:

Был создан Чешский союз
(объединение парламентских
фракций в Вене) и Национальный
комитет в Праге как ведущий
политический орган. Его
председателем стал К.Маттуш, а
секретарем – Швегла. В конце 1916
– начале 1917 г. они начали
переговоры с венским
правительством.

33. Предпосылки образования Чехо-Словацкой республики

Предпосылки образования
Чехо-Словацкой республики
Февральская революция в России (повлияла
на возникновение движений за
демократические права и свободы)
Обстановка в Австро-Венгрии
Дезорганизация экономики, в первой
половине 1917 г. оживилось забастовочное
движение.
Внешнеполитический и внутренний кризис
монархии углубился.
Установление тесных контактов с
правящими кругами стран Антанты,
добиваясь признания ими своих
национальных требований

34. Предпосылки образования Чехо-Словацкой республики

Предпосылки образования
Чехо-Словацкой республики
Создание военных легионов во Франции,
Италии, России(в них насчитывалось 40
000 человек
Чехословацкий национальный комитет
был признан Францией в качестве
временного чехословацкого
правительства, а созданные им воинские
части - союзной Антанте армией.
Радикализация антигабсбургских
настроений трудящихся и обострение
кризиса в правящих кругах
Вывоз из чешских земель в Австрию
сырья, товаров, продовольствия

35. Создание Чехословацкой Республики

14 ноября 1918 г. в Праге состоялось
торжественное заседание Национального
Собрания. ЧСР провозглашалась
демократической республикой.
Первым президентом ее был единогласно
избран Т.Масарик., К.Крамарж – главой
правительства.
В соответствии с Версальским, СенЖерменским и Триановским мирными
соглашениями в состав Чехо-Словацкой
республики вошли Чехия, Словакия,
Австрийская Селезия с районом Цешина и
бывшее королевство Богемия с Судетской
областью

36. Создание Чехословацкой Республики

По состоянию на 1918 год немцы
составляли в Богемии, Моравии и
Силезии около 3,5 млн человек, а
чехи и словаки - 6, 25 млн. Это
приводило к этническим конфликтам.
Была попытка образования «Немецкой
Богемии» и присоединиться к
Германии.
Гражданами ЧСР стали так же 745 тыс
венгров и 500 тыс украинцев
Закарпатья.

37. Чехословацкая конституция 1920

С момента своего рождения и до самой ее
отмены она считалась одной из самых
«демократических» в Европе
Народ признавался единственным
источником гос власти
Присоединенная к Чехословакии
Закарпатская Украина управлялась
назначенным из Праги губернатором
Отказ от участия в выборах наказывался
денежным штрафом.

38. Устройство государственной власти

Нац собрание (парламент)
Законодательная власть-двухпалатный
парламент (нац собранию) которые
избирались тайным голосованием всеми
гражданами достигшими 21го года
Сенат
Срок службы
8 лет.
Минимальный
возраст 26 лет. А
сенаторам 45 лет
Палата
депутатов
Избиралась на
6 лет.
Минимальный
возраст 30 лет
Власть
президент
-Был главой
государства
-избирался
на 6 лет
Функционал
Созывал и
распускал
парламент
Распускал
министров

39. Масарик Томаш

То́маш Га́рриг Ма́сарик (чеш. Tomáš
Garrigue Masaryk (при рождении -
Томаш Масарик), имя часто
сокращается как TGM; 7 марта 1850
года, Гёдинг, Моравия, Австрийская
империя, - 14 сентября 1937
года, Ланы, Чехословакия) -
чешский социолог и философ,
общественный и государственный
деятель, один из лидеров движения
за независимость Чехословакии, а
после создания государства -
первый президент Чехословацкой
Республики (1918-1935).

40. Роль Томаша Массарика в образовании Чехословакии

Масарик Томаш чехословацкий государственный и
общественный деятель. Первый президент Чехословакии (19181935).
Один из основателей либерально-политической группы
«Реалисты», а также Чешской народной партии (1900), которая в
1915-1918 называлась Чешской прогрессивной партией.
К началу Первой мировой войны 64-летний Масарик - депутат
австрийского, выступал за сохранение Австро-Венгерской
империи при условии уравнивания славян в правах с немецкими
и венгерскими подданным императора.
С началом военных действий эмигрировал (сначала в Италию,
затем Швейцарию, позднее перебрался в Лондон) -
председатель Чешского национального комитета, приобрел
популярность своими яркими эмоциональными выступлениями.
В 1915 возглавил Чешский национальный комитет, ставящий
своей целью создание суверенного Чехословацкого государства.
После установления Чехословацкой республики Масарик в
ноябре 1918 был избран первым ее президентом.
Годы его президентства связаны с экономическим и духовным
подъемом Чехословакии. В народной памяти он сохранился как
один из самых выдающихся чешских лидеров.

41. Внешняя политика

В 1920–1930-е годы Чехословакия тесно сотрудничала с
Францией, Великобританией и Лигой наций.
Франко-чехословацкий договор о союзе и дружбе был подписан
в 1924 в Париже.
Новый франко-чехословацкий пакт (о взаимных гарантиях) в
Локарно был подписан в 1925 как часть соглашений,
объединявших несколько европейских стран
Министр иностстранранных дел Бенеш поддерживал с
Германией формальные дипломатические отношения до прихода
в 1933 к власти Гитлера
В 1935 Бенеш, следуя примеру Франции, подписал договор о
взаимной помощи с СССР в целях сдерживания нацистской
Германии.

42. Внутренняя политика

В апреле 1919 была проведена умеренная аграрная реформа
Она предусматривал изъятие помещичьей земли сверх
установленного размера в 150 га пашни и 250 га угодий в
целом. Изымаемая земля за выкуп передавалась
малоземельным крестьянам, тем самым снималась
социальная напряженность в деревне. Шляхте и церкви
принадлежало около 30% всей обрабатываемой земли. Острие
аграрной реформы прежде всего было направлено против
инонациональных помещиков. Из 4 млн. га изъятых земель
крестьянство получило около 45%, столько же было
возвращено прежним владельцам. Около 10% земельного
фонда достались ведущим функционерам аграрной партии,
создавшим крупные капиталистические хозяйства. Реформа
почти не коснулась церковного землевладения.

43. Внутренняя политика

Надеясь предотвратить инфляцию, был введен
стабильный курс кроны
ведущее место в экономике ЧСР занимали такие
крупнейшие предприятия, как оружейные заводы
"Шкода", а также известный концерн по производству
обуви Томаша Бати.
В 1924 было введено социальное страхование
Серьезную угрозу составляли фашисткие группы
«Чешское фашисткое общество» и «национальная
левая», сформированные в 1926

44. Кризис 1932-1933

В разгар кризиса промышленное производство упало
по сравнению с 1929 г. на 40%. Глубокими были
финансовый и аграрный кризисы.
Число безработных по официальным, явно
заниженным, данным достигло к началу 1933 г. 920
тыс., причем пособие по безработице выплачивалось
лишь 240 тыс. лиц.
Кризис усугублялся из-за падения внешнеторгового
оборота, за счет которого обеспечивалось 30-40%
национального дохода ЧСР. Происходила постепенная
утрата рынков сбыта в пользу соседней Германии.
Объем экспорта составлял в 1933 г. 29% от уровня 1929
г.

45. Кризис 1932-1933

Медленнее чем в промышленности, финансах и
сельском хозяйстве разворачивался кризис в
строительстве и производстве стройматериалов.
Интенсивно развивался автомобильный транспорт и
связанная с ним реконструкция и строительство
шоссейных дорог. Плотность их сети приблизилась к
западноевропейскому показателю. Продолжалась
электрификация, особенно чешских и моравских сел
и Словакии.
Концерн "Шкода", в который были сделаны крупные
французские капиталовложения, занимал видное
место в мировой торговле оружием, в том числе и с
СССР.

46. Кризис 1932-1933

Только в 1936 г. наметилось общее оживление в
экономике страны, а в 1937 г. валовый внутренний
продукт составил 98,4 % докризисного максимума.
На медленные темпы выхода народного хозяйства ЧСР
из кризиса влиял также экономический консерватизм
крупнейших банков, таких как Живнобанк и
Англопрагобанк.
Высокие темпы роста демонстрировали только
энергетика, автомобилестроение и оборонная
промышленность, повышенный спрос на продукцию
которой диктовался военной конъюнктурой.

47. Период президентства Бенеша: 1935–1938.

Многие немцы в Чехословакии, проживавшие главным
образом на западе в Судетской области, под влиянием
нацистской пропаганды объединились в Судето-немецкой
партии Конрада Генлейна.
14 апреля 1938 Генлейн выдвинул т.н. Карлсбадскую
программу (Карловарские требования), содержавшую
требование полной автономии для Судетской области,
самоуправление для проживающих в Чехословакии
немцев и радикального изменения всей государственной
системы
в феврале 1938 Гитлер объявил, что Третий рейх
является «защитником всех немцев, являющихся
подданными другого государства».
В мае 1938 обострение немецко-чешских отношений
создало угрозу возникновения новой мировой войны.

48. Период президентства Бенеша: 1935–1938.

12 сентября 1938 Гитлер выступил с официальным
заявлением о поддержке требований судетских немцев в
Чехословакии и предоставлении им права на
самоопределение.
Британский премьер Н. Чемберлен заявил: «ситуация
предельно обострена. Единственный способ избежать
войны – передать германии судетскую область»
Только У.Черчиль решительно выступил против:
«Франция и Англия могли выбирать между войной и
позором. Они избрали позор и получили войну»
В сентябре состоялась встреча Гитлера и Чемберлена.
Чемберлен согласился на передачу Германии Судетской
области без согласования с чехо-словацкими союзниками.

49.

50.

Презентацию
подготовили:
Веталий Кодиров
Халимоненко Дарья
Череватенко Данил

Экономическое развитие

Аграрный вопрос. В отношении аграрного вопроса с самого начала необходим общий подход, включающий все аспекты этой проблемы: социальный, политический, экономический и национальный. В период с 1864 г. до Первой мировой войны для определения аграрной ситуации были использованы такие формулировки, как «полуфеодальная», «полукрепостническая», «крепостническая», «неокрепостническая» и др. Ведущее место в сельском хозяйстве этого периода занимали арендные отношения. В 1913 г. примерно 55 % площади поместий свыше 1000 га сдавались в аренду, а по некоторым источникам, этот показатель составлял около 70 %. Основная цель арендаторов сводилась к получению наибольшего дохода за самое короткое время, и достигалась она путем жесткой эксплуатации крестьянского труда. Широкий размах в сельской местности приобрело ростовщичество, которое также способствовало сохранению низкого уровня жизни крестьянства. Предоставленные государством весьма незначительные ссуды способствовали тому, что крестьяне оказывались беззащитными перед помещиками и арендаторами, кредиты которых выдавались под крайне высокий процент или при условии выполнения большого объема работ. Тяжелое положение в сельской местности усугублялось экономическими кризисами и частыми засухами.

Статистические данные свидетельствуют о том, что в конце XIX – начале XX в. жизненный уровень в Румынии был одним из самых низких в Европе. Неслучайно в прошлом веке именно там вспыхнуло единственное крестьянское восстание на европейском континенте. Помимо бедности, был высок уровень заболеваемости, который объяснялся отсутствием достаточного количества медицинских работников, больниц и др.

Аграрный вопрос был тесно связан с процессом демократизации политической жизни. Отсутствие земельных наделов сопровождалось и отсутствием политических прав. Согласно статистическим данным того периода, в 1911 г. из более, чем 6 млн. жителей, правом голоса пользовались лишь 74 332 человека. Неслучайно осенью 1913 г. И. И. К. Брэтиану объявил об одновременной разработке проектов аграрного и избирательного законов.

Балканские войны и сложная международная обстановка вынуждали политическое руководство Румынии заботиться об ук- /533/ реплении положения внутри страны. Этого можно было достигнуть, прежде всего, путем решения аграрного вопроса, что позволило бы вести более активную внешнюю политику. Для завершения процесса национального и политического объединения румынского народа – основной внешнеполитической задачей страны – необходимо было срочно решить аграрный вопрос.

Решение данного вопроса путем проведения радикальной аграрной реформы наряду с введением всеобщего избирательного права стало возможным в новом историческом контексте, который сложился после окончания Первой мировой войны.

Индустриализация. Неотъемлемой частью модернизации в Румынии, как и во всех странах, стала индустриализация. Дискуссии по поводу соотношения промышленности и сельского хозяйства охватили широкие круги политической элиты, интеллигенции и всей общественности страны. Споры развернулись вокруг двух основных вопросов: о соотношении промышленность/ сельское хозяйство, которое должно определить стратегию процесса модернизации, и о характере таможенной политики (свободный обмен или протекционизм). Постепенно сложились два направления – сторонников теории «Румыния – преимущественно аграрная страна» (Н. Суцу, И. Гика, И. Страт) и сторонники теории индустриализации страны (М. Когэлничану, Д. П. Марциан, Б. П. Хашдеу, П. С. Аурелиан, А. Д. Ксенопол, В. И. К. Брэтиану). В пользу обеих теорий приводились доводы экономического и политического характера.

Исход этих споров был определен не только соотношением сил на политической арене Румынии, но и общим развитием международных экономических отношений. В 1876 г. консервативное правительство Румынии заключило торговые соглашения на основе свободного обмена с Австро-Венгрией, Германией, Францией, Россией и др. В результате иностранные промышленные товары, в основном из Австро-Венгрии и Германии, составили жесткую конкуренцию румынским товарам более низкого качества, препятствуя тем самым укреплению промышленности страны. После достижения независимости и истечения срока торгового соглашения с Австро-Венгрией либеральное правительство ввело в 1886 г. протекционистский таможенный тариф, согласно которому вместо 7 % общей пошлины на импорт промышленных товаров была установлена ввозная пошлина в пределах 8 – 20 %. Эта /534/ мера оказала положительное воздействие на развитие местной промышленности. В 1904 г. либералы для импорта промышленных товаров подняли таможенную пошлину до уровня 10–30 %.

Протекционистская политика Национал-либеральной партии воплотилась в принятом в 1887 г. Законе о мерах по поощрению национальной промышленности. Рядом преимуществ пользовались крупные предприятия с постоянным капиталом свыше 50 тыс. леев, где имелось 25 рабочих мест и использовались современные механизированные установки, а также те, где 2/3 штата состояло из румынских специалистов. Закон 1887 г. был дополнен принятым в 1912 г. консерваторами Законом о поощрении национальной промышленности, который предоставил льготы предприятиям, использующим в качестве сырья сельскохозяйственные продукты. В их число вошли мельницы, пивоварни, заводы по производству спирта и ремесленные мастерские с четырьмя наемными рабочими, а также некоторые предприятия, которые имели свыше 20 рабочих или двигатели минимальной мощностью в 5 л. с. Значительную роль в развитии нефтяной промышленности сыграл принятый в 1895 г. Закон о недрах, который установил четкие рамки процесса добычи нефти.

Участие иностранного капитала. Изучение вопроса об участии иностранного капитала в экономике Румынии до и после Первой мировой войны порой сталкивается с трудностями методологического характера. Нередко в работах исследователей встречаются противоречивые данные. В 1915 г. доля иностранного капитала в румынской промышленности составляла 80,4 % и около 95 % в нефтяной отрасли. {189}

Особое значение для развития румынской промышленности стало приобретать участие иностранного капитала в виде предоставления внешних займов. Первый такой 16 %-ный заем в объеме 916 тыс. фунтов стерлингов и сроком на 22 года был предоставлен в 1864 г. лондонским банком «Штерн». В период 1866–1914 гг. наибольшая часть внешних займов была получена из Германии, которая неслучайно стала основным торговым партнером Румынии.

Привлечение иностранного капитала путем прямых инвестиций или оказания займов стало характерной чертой для всех стран, которые приступали к осуществлению реформ с опозданием на десятилетия или столетия. Румыния в период правления Кароля I предоставляла ряд гарантий для иностранных инвесторов: /535/ политическая и экономическая стабильность (закрепленная германской династией), наличие стратегического сырья (пшеница и нефть), высокий уровень развития страны и тенденция ее интеграции в Европу, ответственный правящий класс, экономическое законодательство европейского характера, обеспечивающее гарантию и поддержку иностранных инвестиций.

Из книги История Германии. Том 1. С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

Экономическое развитие Негативные для германского хозяйства последствия Крестьянской войны, политических и религиозных конфликтов 30-50-х гг. XVI в. не изменили в целом вектор развития экономики Германии. Росла численность населения, увеличивались объемы производства, до

Из книги История Германии. Том 1. С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

2. Экономическое развитие Германский камерализм Характеристика экономического развития Германии в XVII и XVIII вв. затруднена в связи с недостаточностью надежных источников. Известно, что век статистики наступил после 1800 г., хотя некоторыми данными о состоянии своих земель

Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

Из книги История. История России. 11 класс. Базовый уровень автора Киселев Александр Федотович

§ 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Характер и особенности развития экономики. На рубеже XIX – XX вв. экономика России развивалась циклически: промышленный подъём 1893 – 1900 гг. сменился кризисом 1901 – 1903 гг. и последовавшей за этим депрессией, а в 1909 г. начался очередной рост,

Из книги История России [Учебное пособие] автора Коллектив авторов

8.1. Экономическое развитие Развитие капитализма в России при сохранении остатков крепостнических отношений порождало многочисленные экономические трудности и противоречия. Промышленный подъем 1890-х гг. сменился экономическим кризисом. Начало ему положил разразившийся

Из книги История Румынии автора Болован Иоан

Экономическое развитие Аграрный вопрос. В отношении аграрного вопроса с самого начала необходим общий подход, включающий все аспекты этой проблемы: социальный, политический, экономический и национальный. В период с 1864 г. до Первой мировой войны для определения аграрной

Из книги История Британских островов автора Блэк Джереми

Экономическое развитие Британии предстояло защищать свое положение ведущей морской державы и колониальные приобретения, сделанные ею в середине XVIII в., от серьезных угроз, возникших в 1775-1815 гг., среди которых можно выделить восстания в Америке и Ирландии и войны с

Из книги Япония: история страны автора Теймс Ричард

Экономическое развитие Официальный лозунг «Богатая страна - сильная армия» подразумевал как можно более тесные отношения между двумя направлениями политики национального укрепления. Японии было необходимо модернизировать экономику, чтобы сделать могущественной

Из книги Италия. История страны автора Линтнер Валерио

Экономическое развитие Среди исторических обстоятельств, обусловивших эти события, прежде всего отметим существенный рост численности населения Италии, которое в период с X по XIV век, по некоторым оценкам, удвоилось. Он повлек за собой повышение спроса и цен на землю и

автора Яров Сергей Викторович

2. Экономическое развитие 2.1. Промышленность Промышленный подъем 1921–1925 гг. во многом был обеспечен вводом в действие ранее остановленных предприятий. Выпуск промышленной продукции в 1925 г. составил 75,5 % от довоенного уровня, в 1926–98 %.Разумеется, это «средние» цифры: в

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

2. Экономическое развитие 2.1. Промышленность «Средние» промышленные показатели 1941 г. дают не совсем точную картину тогдашней производственной разрухи. Они отражают как относительно динамичное развитие промышленности в первой половине года, так и удар, нанесенный ей

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

2. Экономическое развитие 2.1. Промышленность Экономические эксперименты Хрущева не слишком сильно сказались на динамике промышленного развития в 1953–1964 гг. Но темпы экономического роста замедлились, что вскоре дало о себе знать все чаще возникавшей нехваткой тех или

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

2. Экономическое развитие 2.1. Промышленность Обычно период второй половины 1960-х гг. рассматривается как наиболее успешный этап промышленного развития страны в 1960–1980-х гг. В дальнейшем соблюдалось постепенное замедление темпов экономического роста. Уже в девятой

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

2. Экономическое развитие 2.1. Промышленность В 1985–1986 гг. экономические показатели по многим позициям улучшились, и это оценивалось как немаловажный аргумент в пользу продолжения «перестройки». Однако уже в последующие два года стало ясно, что решающего экономического

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

2. Экономическое развитие 2.1. Промышленность В 1992–1995 гг. число промышленных предприятий возросло (за счет малых и частных предприятий) с 61,1 до 137 тысяч, однако численность промышленного производственного персонала сократилась за это время с 20 020 до 16 006 тыс. человек. В

Из книги История времен римских императоров от Августа до Константина. Том 2. автора Крист Карл

Экономическое развитие И для экономического развития империи при принципате стрелки были поставлены еще при Августе. При этом в последующее время те рамочные условия, которые создал первый принцепс, и те косвенные импульсы, которые он дал, оказались важнее, чем

После событий 1989г. и свержения режима Николае Чаушеску в Румынии к власти пришли реформаторы, объединенные в партию - Фронт Национального спасения во главе с Ионом Илиеску. Новое руководство страны с приходом к власти первым делом отменило ряд непопулярных декретов прежнего режима. Сокращено продолжительность рабочего дня, сняты ограничения потребления электроэнергии и газа населением и предприятиями, отменены ограничения прессы. Ряд реформ в аграрном секторе прибавило популярности ФНС в сельской местности и позволило его представителям с большим перевесом выиграть парламентские выборы мая 1990г. Кандидат от ФНС, как представитель умеренной партии, И.Илиеску выиграл президентские выборы с большим перевесом. В 1992г. на выборах, во втором туре, И.Илиеску вновь был избран президентом страны

За этим последовали годы экономического спада и политической нестабильности в стране; команды правительств либералов и центристов меняли друг друга чуть ли не каждый год и в конце концов были вынуждены признать свою несостоятельность в проведении экономических реформ. В 2000г. на президентских выборах И.Илиеску в третий раз избирается президентом страны и к власти приходит правительство социал-демократов во главе с премьер-министром А.Нэстасе. Начало некоторого экономического роста в стране после 2000г, в условиях относительной политической и экономической стабильности, многие в Румынии связывают именно с приходом к власти социал-демократов, которые в этом году широко отмечали двухлетие своего правления.

До полной социально-экономической стабильности и устойчивого экономического роста, по мнению европейских экспертов, Румынии еще далеко и сегодня по многим экономическим параметрам она во многом напоминает Россию до 1998г. Не случайно рассмотрение вопроса ее вступления в ЕС был отложен до 2007г. Проблемы Румынии остаются более сложными, чем в других Восточной Европы.

Показатели социально-экономического развития Румынии за 16 лет (1990-2006 гг.)

Реальный рост ВВП, %

Бюджетный дефицит, % к ВВП

Платежный баланс, % к ВВП

В млн. евро

Внешний долг, % к экспорту

В млн. евро

Прямые иноинвестиции, % к ВВП

Млн. евро

Безработица

Среднегодовая инфляция

Согласно данным официальной статистики, общий экономический рост составил 4,7% (рост ВВП). Уровень потребления на внутреннем рынке увеличился на 3,8%. На официальном уровне часто подчеркивается то, что такие темпы роста оказались чуть ли не самыми высокими среди европейских стран, часто забывая о том, что за последние годы экономического застоя накопилось 18% отставания в росте ВВП. Доля промышленности, строительства и услуг в создании ВВП осталась практически неизменной - около 80%.

Согласно анализу проведенному, экспертами Европейской Комиссии, в течение последних трех лет ВВП Румынии сократился на 18% и рост наступил только с 2000г.

По данным Нацинститута статистики, прирост ВВП в 2002г. составил 4,9% по сравнению с 2001г. Доля ВВП на душу населения, рассчитанная по европейским стандартам покупательной способности (SPA) остается одной из самых низких среди стран Восточной Европы и с 1998г. не поднималась выше 25% от среднеевропейского уровня.

За год объем промпроизводства увеличился на 6%. Рост был обеспечен за счет перерабатывающей промышленности, объем которой увеличился на 7,2% при одновременном снижении объема производства в горнодобывающей, выработки электро- и тепловой энергии, добычи газа на 2,6% и 1,3%. На 12% увеличилось производство товаров длительного пользования и на 9,2% - потребтоваров. Основные энергетические ресурсы в пересчете на сырую нефть составили 31.166 тыс.т., в т.ч. 20.528 тыс.т. собственного производства.

Производство основных видов продукции в Румынии

Природный газ

Растительное масло

Мясо в убойном весе

Мясопродукты

Масло сливочное

Ткани (все виды)

Трикотажные изделия

Лесоматериалы

Кокс металлургический

Дизельное топливо

Химические удобрения

Сталь, выплавка

Металлопрокат г/к

Стальной лист, полоса х/к

Алюминий, вкл. прокат

Подшипники

Тракторы

Грузовые вагоны

Электроэнергия

млрд.квтч.

Важным экономическим событием года можно назвать проведение сельскохозяйственной переписи в стране 5-20 дек. 2002г. По итогам переписи, в Румынии насчитывается 2,7 млн. индивидуальных хозяйств, или 54,6% всех хозяйств в сельской местности. На поддержку сельского хозяйства в 2002г. было выделено 300 млн.долл. Согласно данным Торгового регистра, в Румынии насчитывается 941.700 частных предприятий, одно предприятие приходится на каждые 23 жителя страны.

Масса убыточных предприятий в стране является следствием практики «удержания на плаву» неконкурентных производств. Без реструктуризации производства, как показала практика последних лет, государство не в состоянии добиться существенного сокращения бюджетного дефицита и давление инфляции на экономику может только усилиться.