Современная наука считает смерть иллюзией. Наука о смерти: что мы знаем о последних секундах жизни и том, что происходит после

Алексей Светлов , руководитель Научно-Исследовательской Лаборатории по Изучению Психической Энергии (НИЛИПЭ), член РАИТ (г. Моршанск)

Именно, призрак смерти закрывает врата знания. Полезно в школах учить о бессмертии. Религия, учащая смерти, умрёт, как умрут все, желающие умереть, ибо будущее состояние заключено в сознании нашем (Учение Живой Этики )

ХХ век явил нам страшные образцы бездуховности и безнравственности. Один человек говорил: «Один раз живём…» и предавал друга. Другой заявлял: «После меня хоть потоп» и запускал руку государственную казну. Эта психология невежества нашла свою квинтэссенцию в следующем четверостишии:

Бери от жизни всё что можешь:
Бери и женщин и вино,
Ведь жизнь на двое не умножишь,
А дважды жить не суждено!

Материализм и отрицание духовного начала привели к тяжелейшему кризису нашей цивилизации, лишив человека надежды и явившись причиной войн, роста преступности, распада государств. Елена Ивановна Рерих писала:

«Как тяжкий рок висит над человеческим сознанием мысль о смерти. Как неминуемая чаша стоит призрак смерти, и, пройдя весь жизненный путь, дух приходит к заключению, что здесь нужно кончать явление жизни. Таково хождение духа, разобщённого с Космосом. Не зная начала и видя лишь конец, дух, разобщённый с Космосом, проходит жизнь бесцельно. Но заслужить каждый может бессмертие, приняв в сознание Беспредельность. Неустрашимость перед концом и устремление к Беспредельности дадут духу то направление к сферам космической неограниченности…» .

«Когда-то учёные пресекали жизнь, не их ли дело теперь продолжить жизнь в бесконечность?... Чередование воплощений засвидетельствовано как древними, так и новейшими учениями. В нашей литературе сделались обычными упоминания воплощений и кармы. Тем не менее, эта действительность мало входит в сознание, иначе она преобразила бы всю жизнь» . .

Именно дело учёных принести знание, которое позволило бы восстановить нарушенное равновесие материального и духовного начал в общественном сознании. Ведь никакими другими средствами не представляется возможным устранить причину зла – жало смерти. Браун Дюкасс, профессор из США не так давно заявил:

«Можно утверждать, что сознательная жизнь личности продолжается в некоей форме и после смерти. Это предположение можно считать действительно установленным как с естественно – научной, так и с философской точки зрения. Существуют полученные опытным путем свидетельства о том, что индивидуальный разум переживает смерть» ( с.119).

Мы присоединяемся к этому заявлению, и утверждаем, что учёные, работающие в различных областях знания, сегодня уже имеют неоспоримые доказательства его истинности.

В нашем сообщении будет сделан обзор некоторых научных работ, статей и публикаций современных учёных, которые рассеивают призрак смерти, закрывавший врата знания. Можно выделить пять главных направлений научных исследований, подтверждающих существование Тонкого Мира и продолжение жизни сознания после так называемой смерти.

Первым следует назвать концептуальный подход и обоснование самой возможности существования Тонкого Мира. Над этим вопросом работали следующие авторы: Дубров , Пушкин , Шипов , Акимов , Волченко , Бауров , Лесков , Пахомов и другие. Кратко остановимся только на одной работе – статье «Неизбежность, реальность и постижимость Тонкого Мира» Владимира Никитовича Волченко, д.т.н., профессора МГТУ им. Баумана, президента Международного общественно научного комитета «Экология человека и энергоинформатика» . В этой работе приводится научно-философское обоснование существования Тонкого Мира на основе духовной традиции и разнообразных феноменов информационно-энергетического обмена на уровнях человека, Земли и Космоса. Сознание человека рассматривается с более широких, нежели узко материалистических позиций. Сознание трактуется как энергоинформационная структура и в своих высших аспектах естественная часть Космоса. Автором вводятся численные характеристики возможных границ миров в системе координат «информативность – энергетичность». На основе замеченной тенденции к повышению информационной эффективности систем доказывается возможность постижимости Тонкого Мира. Обсуждаются свойства так называемых информационных безэнтропийных полей и пятого фундаментального взаимодействия. Рассматриваются возможные модели информационных полей (торсионная, бюонная, психоновая, семантическая, реликтовых нейтрино, аксионовая, продольных электромагнитных полей и др.). Автор утверждает, что метафизика должна стать наукой. Осуждается технократический путь развития человеческой цивилизации и предлагается синтетический подход. Подчёркивается значение морально – нравственной стороны в эволюции.

Второе направление наиболее обширно. Его можно обозначить как обоснование и доказательство объективного существования так называемой «души» или энергоинформационной (полевой, электромагнитной) сущности человека (сознания). Среди авторов, высказавшихся на эту тему Гурвич , Инюшин , Адаменко , Кобозев , Казначеев , Михайлова , Барр , Гуляев , Годик , Налимов , Лесков , Кравченко , Калашченко , Погорельский , Криппнер , Цзян , Гаряев , Джан , Крохалёв , Макдугалл , Коротков , Чоудхари , Пресман , Запорожец , Серобабин и многие другие. Дадим краткий обзор наиболее важных, на наш взгляд, работ. Одним из первых учёных, высказавших гипотезу о полевой природе человеческого сознания, был советский исследователь Гурвич . В «Избранных трудах» этого учёного, изданных в 1977 году отмечается, что вся информация о строении потенциального организма содержится в совокупном эмбриональном фотонном поле, излучаемом каждой хромосомой эмбриона. Автор утверждает, что такое интегральное поле создаёт волновой биополевой каркас, план, по которому идёт строительство или самоорганизация клеток в организм. В сущности предложена научная концепция биополя живых существ. Автор рассказывает о проявлениях митогенетического излучения в опытах с умерщвлением креветок, когда чувствительная фотобумага засвечивалась в результате излучения, генерируемого умирающими креветками при их ошпаривании кипятком. Подтверждением предположения Гурвича стала работа доктора Барра (Йельский университет, США) . Им был сконструирован прибор, позволяющий регистрировать слабые электрические напряжения вблизи живого объекта. После такого экспериментального подтверждения наличия некоего энергетического поля доктор Барр высказал гипотезу, по которой поле это представляет собой как бы матрицу, исходный чертеж, формирующий структуру тела.

«Молекулы и клетки человеческого тела, – пишет он, – постоянно перестраиваются, разрушаются и пополняются свежим материалом, поступающим из пищи. Но благодаря контролю поля новые молекулы и клетки воспроизводятся по тем же схемам, что и старые... Когда мы встречаем друга, которого не видели в течение шести месяцев, на его лице не остается ни одной молекулы, бывшей в то время, когда вы видели его последний раз. Однако благодаря контролю поля новые молекулы располагаются по старым, привычным схемам, и мы узнаем его лицо» .

Электромагнитную природу тонких тел живых существ доказывал советский учёный Пресман . Он опровергает материалистическую точку зрения на живой организм, как на систему биологического вещества. На основании результатов своих многочисленных экспериментов Пресманом продемонстрировано влияние слабых (в том числе естественных) электромагнитных полей на биологические объекты. Эффект от воздействия электромагнитных полей определялся не их интенсивностью (напряжённостью), а другими факторами, среди которых можно назвать режим модуляции и направление вектора индукции. Автором высказывается гипотеза о фундаментальной роли электромагнитного поля как носителя информации в живой природе. При этом биологические эффекты воздействия поля зависят не столько от величины их энергии, сколько от информационной насыщенности воздействия.

В середине 1970-х годов советские учёные Инюшин и Адаменко сообщили о неких фантомных эффектах, наблюдавшихся у повреждённых листьев растений при фотографировании их по методу Кирлиан. Сам метод газоразрядной визуализации в высокочастотных высоковольтных электрических полях (метод Кирлиан), был известен уже достаточно давно (с 50-х годов ХХ века), но по стечению обстоятельств не привлёк к себе особого внимания учёных – исследователей. Однако с этого момента дело начало развиваться по другому. Учёные, получившие удивительные фотографии, на которых обрезанные листья растений выглядели целыми, высказали предположение о существовании невидимой глазу энергетической структуры биологических объектов по которой последние строят свою форму. Её назвали биополем или биоплазмой .

Вокруг вопроса о том чем же в действительности являются изображения, проявляющиеся после удаления части листа растения, разгорелась жаркая полемика. Лишь в 1979 году группа индийских исследователей во главе с Чоудхари привела не только убедительные результаты, но и подробную схему генератора, с помощью которого выявлялись фантомы удалённых частей листа . И хотя среди учёных, занимающейся кирлионографией, до сих пор нет единства в этом вопросе , исследователями Гаряевым и Юниным были достигнуты большие успехи в части обоснования природы этого явления. В статье «Факт или фантом?» они говорят, что, усовершенствовав установку для получения фотоизображений методом газоразрядной визуализации, они добились устойчивого получения различных фантомных эффектов, которые могут быть признаны электрическим или полевым планом достройки части листа до целого. В доказательство своего утверждения авторы приводят опыты, когда фантомные эффекты были получены ими без применения метода газоразрядной визуализации с использованием специальных высокочувствительных фотопластинок для ядерных исследований. В работе утверждается, что источниками фантомов могут быть только излучения хромосомной ДНК в оставшейся неповреждённой части листа. Этот же механизм голографической ассоциативной памяти, по мнению авторов, объясняет фантомные боли после ампутации конечностей людей, а также сохранение памяти у людей в случаях, когда часть мозга разрушена вследствие травмы или операции. Делается попытка объяснить механизм записи и считывания голограмм – кодов с хромосом организма. Обращается внимание на эффект «памяти» воды.

Гаряев, развивая идеи Гурвича, в работе «Пересмотр модели генетического кода» доказывает, что синтез белка является результатом генетического кодирования на волновом уровне. Генетическая память трактуется Гаряевым и Леоновой как солитонно-голографическая. Утверждается, что хромосомы излучают свет и звук, что гены расщепляются на вещество и поле. Методом спектроскопии корреляции фотонов в 1985 году авторам удалось зафиксировать необычные аномально долго затухающие звуковые колебания ДНК. Было установлено, что ДНК обладает способностью синтезировать «незамолкающую сложную мелодию с повторяющимися музыкальными фразами». Геном высших организмов рассматривается авторами как солитонный биоголографический компьютер, формирующий пространственно – временную структуру биосистем по волновому образу – предшественнику. Таким образом, геном работает не только на вещественном, но и на волновом (тонкоматериальном) уровне. Обращается внимание на единство фрактальной структуры ДНК и человеческой речи. На основании этой связи становится возможным воздействовать на ДНК посредством особых генераторов, преобразующих речевые алгоритмы в солитонные модулированные поля.

Необычный подход применил в своих исследованиях другой советский учёный Геннадий Павлович Крохалёв. В своей работе «О влиянии психической энергии на материальные явления» он доказывает реальность психической энергии, как энергии сознания человека, обращает внимание на психотронику как на область знания, изучающую проявления энергий психических актов человека. В статье рассказывается об опытах фотографирования зрительных галлюцинаций, подтверждающих их объективную природу. С 1974 по 1996 год Крохалёвым проведено фотографирование зрительных галлюцинаций у 290 психических больных (в основном, у больных с алкогольными психозами), у 117 из них автору удалось сфотографировать зрительные галлюцинации, что составляет 40,3% повторяемости опытов. Автор утверждает, что экспериментально установил что при зрительных галлюцинациях происходит обратная передача зрительной информации от центра зрительного анализатора к периферии с электромагнитным излучением из сетчатки глаз в пространство зрительных образов в виде плоскостных или объёмных (голографических) изображений. Также была проверена область слуховых галлюцинаций, которые с помощью специальной методики фиксировались на магнитной плёнке обычного магнитофона. Крохалёвым проведены записи слуховых галлюцинаций у 30 психических больных. Из них у 6 больных на магнитной плёнке прослушиваются слабые «голоса» в том месте, где шла запись слуховых галлюцинаций. Автор утверждает, что экспериментально установил, что при слуховых галлюцинациях происходит обратная передача слуховой информации от центра слухового анализатора к периферии с звукоизлучением Кортиева органа.

Подобную работу провёл доктор физико-математических наук Анатолий Серобабин . Он занимался фотографированием мысли людей как голографического изображения, проецируемого из глаз экстрасенсов. В 1996 году учёный направил заявку на открытие «Об экспериментальном обнаружении физических полей, вызванных концентрацией мысли».

Но наибольшего успеха в области регистрации энергетического воздействия мысли добился Роберт Джан – руководитель лаборатории по изучению аномальных явлений Принстонского университета (США) . Он провёл большое количество опытов по воздействию операторов на генераторы случайных чисел, которые управляли движением механического робота. Было экспериментально доказано, что под воздействием операторов движение робота из случайного становилось более упорядоченным и шло в одном из определённых направлений.

В России подобные опыты производятся под руководством Юрия Попова – профессора Московского инженерно – физического института . В центре студенческих инициатив был сконструирован свой чувствительный прибор, регистрирующий мысленное воздействие. При этом, по мнению Попова, для влияния на прибор не обязательно находиться в непосредственно близости от него. Достаточно лишь мысленно представить его.

Наконец, американский врач из штата Массачусетс мистер Макдугалл провёл большое количество опытов по взвешиванию умирающих людей на весах чувствительностью плюс-минус 3 грамма. Его исследования стали широко известны именно благодаря этим опытам. Показания весов Макдугалла регистрировались автоматически. Учёным было обнаружено, что на фоне постепенного уменьшения веса умирающего (примерно 20 грамм в час) в самый момент смерти происходит быстрая скачкообразная утеря веса на величину 15-30 грамм (то есть примерно одной десятитысячной части от общей массы тела). Иногда потеря веса достигала даже 70 грамм!

Опыты Макдугалла повторил на мышах российский исследователь Мстислав Романович Мирошников , доктор технических наук. В его экспериментах мышь помещалась на чаше аналитических весов в стеклянном герметическом сосуде. Зверёк умирал от удушья, а в это время весы регистрировали скачкообразную потерю веса примерно на одну тысячную часть от его начальной массы. Кроме того, было обнаружено, что сразу после этого вес трупа начинает возрастать и примерно через 1,5-2 часа после момента наступления смерти он достигает первоначальной величины, а вскоре даже превосходит первоначальную массу тела на одну десятитысячную её часть. Однако сами по себе опыты Макдугалла и Мирошникова ещё не доказывают существования «души». Речь может идти о том, что в момент наступления смерти в организме умирающего происходит мощный энергетический процесс, влияющий на изменение веса тела.

Третьим направлением будет доказательство продолжения существования сознания после смерти физического тела. Здесь зарубежные учёные занимают лидирующие позиции. Назовём лишь несколько имён: Моуди , Кублер-Росс , Сабом , Стивенсон , Парича , Бенерджи , Коротков , Осис , Иванова и другие.

Явление, о котором будет идти речь, у нас в стране носит название «присмертный опыт». За рубежом оно известно как феномен NDE. Это аббревиатура английских слов «Near Death Experience», что буквально означает «опыт на границе смерти». К явлениям присмертного опыта относят воспоминания людей, переживших клиническую смерть и испытавших необычные переживания и видения, а так же видения умирающих.

Очень интересные и необыкновенно важные в мировоззренческом плане исследования провел американский психолог доктор Раймонд Моуди , изучивший и сопоставивший свидетельства людей, переживших то, что Моуди называет «присмертным опытом», хотя вся логика работы Моуди позволяет, как кажется, говорить об этом опыте как посмертном. Благодаря развитию реанимационной техники, Моуди получил возможность сбора весьма представительного в статистическом плане материала, обработка которого привела его к удивительным результатам. Выяснилось, что, «несмотря на большое разнообразие обстоятельств, связанных с близким знакомством со смертью, а также типов людей, переживших это, несомненным является то, что между рассказами о самих событиях в этот момент имеется поразительное сходство» .

«Я думаю, что мы достигли некоторой переходной эры – отмечает в предисловии к книге Моуди «Жизнь после смерти» доктор медицины Элизабет Кублер-Росс . Мы должны иметь смелость открывать новые двери и не исключать возможность того, что современные научные методы перестали соответствовать новым направлениям исследований. Я думаю, что эта книга откроет такие новые двери для людей с открытым сознанием и даст им уверенность и смелость в разработке новых проблем. Они увидят, что данная публикация доктора Моуди вполне достоверна, так как написана искренним и честным исследователем. Полученные данные подтверждаются моими собственными исследованиями и изысканиями других, вполне авторитетных ученых, исследователей и представителей духовенства, которые имеют смелость изучать эту новую область в надежде помочь тем, кто хочет знать, а не просто верить» .

Интересно было дальнейшее развитие событий. Доктор психологии США Кеннет Ринг снарядил целую экспедицию по клиникам штата Коннектикут. Итоги тринадцатимесячных исследований показали: феномен существует и не связан с какой-либо патологией. Ни интоксикация, ни сновидения, ни галлюцинации здесь ни при чём.

Проанализировав 102 случая клинической смерти, доктор Ринг констатировал:

60 % больных испытывают непередаваемое чувство покоя;

37 % – парили над собственным телом;

26 % – помнят различные панорамные видения;

23 % – входили в туннель, шлюз, мешок, колодец или погреб;

16 % – до сих пор восторгаются чарующим светом;

8 % – утверждают, что встречались с умершими родственниками.

Показания всегда совпадают, будь то пациенты из США, стран Европы или даже из Бурунди. При этом подобные переживания испытывали как верующие, так и атеисты.

На другом конце Соединённых Штатов молодой кардиолог доктор Майкл Сабом , рациональный и педантичный человек, прочитав тезисы Моуди, разразился язвительными насмешками и, чтобы совсем уж не оставить от них камня на камне, провёл систематическое анкетирование среди персонала реанимационной службы во Флориде. Когда же результаты его исследований полностью совпали с данными Моуди и Ринга, Сабом решил посвятить свою жизнь изучению этого феномена. Он даже разработал десятиступенчатую модель состояния клинической смерти, которая теперь носит его имя. Так возникла Международная ассоциация по изучению феномена NDE, которая сегодня имеет отделения во многих странах мира.

В книге доктора Карлиса Осиса «Наблюдение врачей и медсестёр у смертного ложа» описываются так называемые «видения на смертном одре», сделанные врачами и сиделками. 1004 достоверных случая видений анализируются и классифицируются согласно характерным чертам переживаний умирающих людей. Автор приходит к выводу, что совокупность этих переживаний не может быть полностью объяснена воздействием лечебных процедур или болезнью. Отмечается, что умирающие в 80 % случаев видят призраков усопших людей, причём последние в 75 % случаев зовут умирающего с собой на тот свет.

Большое количество научных данных, доказывающих продолжение существования сознания после смерти относится к феномену реинкарнации.

Американец доктор Ян Стивенсон – профессор психологии Вирджинского университета провел большое количество исследований в области изучения многократных рождений или реинкарнаций. Его примеры взяты как из стран Востока, так и из стран Запада. Он приводит более 2000 случаев , доказывающих, что феномен реинкарнации распространён в мире весьма широко. Специалисты из Бангалорского института психического здоровья и невропатологии провели, в частности, исследование 250 зарегистрированных с 1975 года случаев реинкарнации. В течение более 10 лет доктор Сатвант Пасрича объездила множество деревень, опросила не менее 20 очевидцев по каждому подобному случаю. В результате исследователи пришли к таким выводам: как правило, «эффект перевоплощения» наблюдается у детей в возрасте от трех до семи лет. С годами они полностью забывают об этом. «Перерождение» в другого человека обычно вызывает случайная реплика кого-либо из родных. Исследования показали, что в 82 % случаев дети отчетливо вспоминали свое имя в «прошлом рождении» и подробности «былой» жизни. Примечательно также и то, что в половине случаев в своих «предыдущих жизнях» люди умирали насильственной смертью. Их средний возраст был 34 года. «Перерождение» наступало в среднем через полтора года. В 26% случаев дети испытывали необъяснимую боязнь к вещам, которые прямо или косвенно были связаны с причиной их смерти в «предыдущих существованиях». Как правило, в следующем рождении пол человека не меняется. В 80% случаев лица, связанные «эффектом перевоплощения», не были родственниками, что исключает генетическую связь.

Оригинальный метод решения задачи применил Константин Георгиевич Коротков, кандидат физико-математических наук (Санкт-Петербург). Он является сторонником использования методов современной науки для решения самых фундаментальных проблем существования. В своих работах Коротков говорит о необходимости создания новой научной парадигмы. Исследователь описывает опыты с использованием эффекта Кирлиан при изучении динамики изменения характера светимости подушечек пальцев людей, умерших различными способами. Автором особо указывается на воспроизводимость результатов экспериментов по предложенной методике. Обращается внимание, что для всех умерших отмечается общий спад свечения от начала эксперимента к концу, однако характер газоразрядных кривых оказался зависящим от причин смерти людей.

Четвёртым направлением научных исследований, подтверждающих существование Тонкого Мира и продолжение жизни сознания после так называемой смерти можно считать доказательство возможности отделения сознания от физического тела. Насколько нам известно, научные изыскания в данном направлении проводятся в основном зарубежными учёными: Крукаллом , Фоксом , Тартом , Осисом , Каррингтоном , Грофом и другими.

Далее речь пройдет об исследовании феномена, который называется «внетелесный опыт»(ВТО), или, как его еще называют, внетелесный опыт, астральный выход, астральная проекция, билокация (одновременный обзор двух различных мест). Внетелесный опыт можно определить как наблюдение какого-либо явления из точки, не совпадающей с нашим физическим телом. При этом нередко ощущается, что сознание переместилось из физического тела в некое иное тело, называемое различно: астральным телом, эфирным телом, дублем или двойником.

Еще в 1919 году французским исследователем Шарлем Ланселеном, были выполнены опыты, с применением гипноза. Ланселен нашел испытуемых, способных покидать свое тело и являться наблюдателю в другой комнате. Нередко фантомы этих людей давали о себе знать прикосновениями, постукиваниями, а также вызывая различные изображения на фотопластинках и касаясь сульфидных экранов, в результате чего они начинали светиться. Однако вплоть до исследований, проведенных Целией Грин и Робертом Крукаллом в начале 60-х годов ХХ столетия, отчет Лансле продолжал оставаться единственным сообщением об изучении внетелесного опыта в лабораторных условиях.

Целия Грин – английская исследовательница данного феномена основала в 1961 году в Оксфорде институт психических исследований, в котором начались регулярные эксперименты на строго научной основе. Другой англичанин – Роберт Крукалл посвятил всю свою жизнь сбору и анализу случаев ВТО. Начиная с 60-х годов нашего столетия, ему удалось собрать по всему миру более 1000 эпизодов, которые он описал в своих работах.

Обширный материал, собранный Грин и Крукалом, убедил других исследователей в том, что документировано подтверждённое изучение внетелесного опыта, проводимое в лабораторных контролируемых условиях – вещь весьма заманчивая.

Пионером в этой области выступил д-р Чарльз Тарт . В 1965 году, являясь преподавателем Медицинского колледжа Вирджинского университета, Тарт приступил к серии удивительных экспериментов с участием мистера Икс. Этим мистером Икс был некто Роберт Монро – американский бизнесмен, человек, обладающий способностью спонтанного выделения тонкого тела, автор книги «Путешествия вне тела», вышедшей в свет в 1971 году, в которой изложил свой анализ ВТО. В дальнейшем он основал «Институт прикладных наук Монро» в штате Вирджиния. В 1982 году Институт Монро совместно с Медицинским центром Канзасского университета были приглашены представить на заседании Американской психиатрической ассоциации три доклада, посвящённых внетелесному опыту, что следует считать началом научного признания феномена.

Своего первого испытуемого Тарт экипировал таким образом, чтобы во время сна (испытуемый покидал свое тело во сне) можно было следить за колебаниями биотоков мозга, движениями глаз, давлением крови и электрическим сопротивлением кожи. Затем он помещал карточку с взятым наугад пятизначным числом на полку над его кроватью. Карточка была помещена так, что ее мог увидеть лишь наблюдатель, находящийся под потолком. Испытуемый не мог встать и заглянуть на полку без того, чтобы не нарушить работу электроэнцефаллографа. Однако сложной проблемой оказалась методика, использованная Тартом в ходе экспериментов, так как даже если бы его испытуемые правильно угадали 1000 контрольных цифр, это всё-таки не доказывало, что они для этого «выходили из тела». По мнению некоторых парапсихологов, такие результаты могли быть получены благодаря экстрасенсорному восприятию (например, благодаря ясновидению или телепатии). Тогда возникает естественный вопрос: как можно отличить внетелесный опыт от ясновидения?

Более убедительные в своей однозначности исследования, нежели опыты Тарта, были проведены Фондом Психических Исследований в Дареме (Северная Каролина, США). Исследования методологически напоминали опыты Тарта, но были несколько усложнены. Помимо наблюдения физиологических изменений и расположения целевого материала в другом помещении, исследователи поставили перед собой задачу выяснить, может ли какой-либо человек, животное или механическое устройство обнаружить присутствие «второго тела» неподалеку от мишени. Наиболее значимые результаты были получены при использовании в качестве детектора любимого котенка испытуемого. Котенок помещался в расположенный в целевой комнате открытый контейнер около метра глубиной, дно которого было размечено пронумерованными квадратами. Во время контрольного опыта – без внетелесного опыта – котенок был очень активен, часто мяукал, пересекал большое количество квадратов и пытался выбраться из контейнера. Однако во время «внетелесных» визитов испытуемого в целевую комнату котенок вел себя удивительно спокойно. Этот эффект повторялся в ходе четырех экспериментов. Другой опыт, в котором в качестве детектора использовалась змея, также дал поразительные результаты. Змея, совершенно спокойно лежавшая в течении контрольного периода, во время первой же пробы внетелесного посещения стала бросаться на стеклянную стенку, как бы пытаясь поразить невидимого противника.

В докладе об исследованиях феномена внетелесного опыта в Американском обществе психических исследований доктор Карлис Осис, директор исследований, писал:

«В последние два года исследовательский отдел был целиком занят изучением вопроса: продолжает ли существовать человеческая личность после смерти, физической смерти? Мы следовали нашей центральной гипотезе – человеческая сущность является “экзоматической системой”, способной действовать независимо и вне своего физического тела. Эта “экзоматическая” сторона человека способна оставить свое тело в момент смерти и продолжать существовать. Может ли человек, спрашиваем мы, действительно оставлять свое тело на время или постоянно (в момент смерти)?»

После детального обзора проводимых экспериментальных работ доктор Осис подвел следующий итог:

«Исследования внетелесного опыта оказались трудным делом, главным образом потому, что этот феномен в полном виде редко воспроизводится по желанию. Наши результаты, полученные до сих пор, согласуются с нашей гипотезой. После использования исследовательских возможностей, описанных выше, мы можем действительно надеяться получить доказательства экзоматического существования человеческой личности» .

Помимо таких чисто физических экспериментов, был проведен ряд статистических исследований, имеющих целью установление черт, общих для многочисленных разрозненных свидетельств лиц, переживших внетелесный опыт.

Наконец, пятым направлением научно-поисковой работы назовём доказательство существования в Тонком Мире других существ, способных воздействовать на физический мир, людей и животных. Этой работе посвящали своё время Бокконе , Юргенсон, Раудив , Винокуров , Исаков , Карташкин , Баччи, Фоменко, Прицкер и другие.

Ни для кого не является секретом огромный интерес, который всегда проявляли спиритуалисты к всевозможным контактам с загробным миром. Со временем этот праздный интерес, вылился в целеустремлённые попытки исследователей-энтузиастов найти объективные подходы к Миру Тонкому с использованием имеющихся аппаратных средств.

Наибольшего успеха добился на этом поприще латвийский психолог доктор Константин Раудив, проживавший в Швеции. С его помощью инженеры-электронщики сконструировали и собрали специальный прибор – гониометр, предназначенный исключительно для записывания «потусторонних» звуков. К 1968 году учёному удалось собрать на своих плёнках более 70.000 звуковых экспонатов! Исследования доктора Раудива приобрели широкую огласку благодаря его книге «Как услышать неслышимое» , вышедшей в Англии и США под названием «Прорыв». После этого феномен стали именовать «голосами Раудива».

Усилия учёных, всегда были направлены на получение объективных доказательств существования тонкоматериальных структур. Такие аргументы, единственные признаются имеющими право на участие в научной дискуссии. С началом развития фотографии, наука впервые за свою многолетнюю историю получила возможность запечатлеть касания Мира Тонкого. Большое количество фотоматериалов получил итальянский исследователь Лучиано Бокконе . На вершине большого уединенного холма Бокконе устроил лабораторию, оснастив ее различной регистрационной аппаратурой – фотометрами, термометрами, магнитометрами, регистраторами альфа-, бета- и гамма-излучений, фото- и кинокамерами. Были и живые «индикаторы» – собаки. Принцип исследований определили предельно просто: аномальные и необъяснимые отклонения в показаниях любого прибора свидетельствуют о наличии невидимых существ. Таких свидетельств было множество. За три года работы Бокконе собрал огромный материал. Причем создавалось такое впечатление, что таинственные явления чем дальше, тем больше рвались к Бокконе, чуть ли «не распихивая локтями» друг друга. Их регистрировали приборами, запечатлевали на пленку, видели невооруженным глазом. Постепенно раскрывались и их свойства. Поражала исследователей, если можно так выразиться, некая осмысленность их поведения. Все эти облака, сгущения неведомых полей, светящиеся шары в видимой, а чаще невидимой – инфракрасной и ультрафиолетовой – части спектра словно демонстрировали людям свои возможности – проносились или проплывали над ними, меняли скорость и направление полета, трансформировались в разные формы. Постепенно Бокконе пришел к выводу, что имеет дело с эфирными формами жизни. И дал им имя – краттеры. Вот как он сам пишет об этих объектах:

«Эти эфирные формы жизни, – писал Бокконе, – эти объекты – живые существа, и связанные с ними феномены не относятся к нашей трехмерной реальности, типичной для частотной полосы нашего видимого спектра. Это проявления чуждой нам жизни. Это, несомненно, живые существа – светлые и темные, плотные и прозрачные, плазматические формы, энергетические превращения, тающие облака и туманы, невидимые аморфные массы, не имеющие ничего общего с нашей физической реальностью» .

Материалы, полученные Бокконе не единственные в своем роде. Интересные фотоснимки получены группой Охатрина, Прицкером и другими исследователями.

К другой группе фактов, свидетельствующих о работе невидимых существ, можно смело отнести явления полтергейста. Проблемой полтергейста уже много лет занимаются исследователи из разных лабораторий и научных институтов мира. То, что, как правило, это люди самых разных специальностей, объяснимо: никто не может с точностью сказать, к какому разряду явлений можно отнести этот феномен. Профессиональный и региональный разброс исследователей как бы повторяет разнообразие форм, в которых проявляется феномен, и его способность появиться в самой неожиданной точке. Для полтергейста не существует ни расстояний, ни городской, ни сельской местности... Забавно, что представители каждой из наук, приглашаемые для исследования полтергейста, всякий раз находят полное ему объяснение, причем каждый в рамках своей отрасли знания. С чего начинает наука изучения любого явления? С попыток его систематизации. Но по какому признаку можно было бы систематизировать полтергейст? Хотя и сложно, но в каких-то пределах, это, очевидно, все-таки возможно, и советские исследователи пытаются это делать. По расчетам исследователя Винокурова , большая часть событий, связанных с полтергейстом, происходит в вечерние часы, а из дней недели – по субботам и воскресеньям (в 1,5-4 раза чаще, чем в остальные дни). При этом, чем интенсивнее вспышка, тем быстрее следует затухание. Другая закономерность – объектом воздействия полтергейста чаще оказываются диэлектрики – мебель, одежда, ткани. Металлические изделия оказываются объектом его воздействия значительно реже. Систематизировать события возможно также и по тому, как они группируются. Исследователь феномена Фоменко отмечает, что довольно часто один за другим опрокидываются или переворачиваются холодильник, кровать, сервант, т.е. тяжелые предметы. Серией идут также раскачивание и разбивание люстр, отвинчивание ножек у кушеток и приемников.

Вообще же в самом количестве версий и объяснений полтергейста недостатка нет. Что касается множественности предполагаемых гипотез, то в этом можно усмотреть упорство мысли, стремление на том или другом пути найти решение проблемы. Упорство достойное уважения само по себе. Если бы нужно было вычленить суть предполагаемых гипотез, я сказал бы, что она заключается в попытке примирить феномен с привычными реальностями мира, в котором мы живем, заставить его вписаться, если не в физические законы, то хотя бы в логику нашего мира...

Говорит руководитель секции по изучению аномальных явлений (г. Горький) Ермилов:

«...Изучение явления заставило нас склониться к тому, чтобы признать существование неких тонких структур. Это структуры, имеющие свойство разумности, могут реагировать, подчиняясь определенным командам. Некоторые экстрасенсы говорят, что видят такие структуры, описывают их. По их описаниям, выглядят они разнообразным образом: в случаях, связанных с полтергейстом, упоминают, в частности, антропоморфные формы. С этим, возможно, бывает связано и восприятие призраков человеческих фигур, часто сопровождающих феномен... Иногда это могут быть формы, напоминающие животных, но ни коем образом не воспроизводящие ни одно из известных нам, скорее это некая комбинация, напоминающая иногда страшные персонажи сказок или мифов» .

Мы рассказали Вам лишь о некоторых работах учёных, доказывающих существование невидимого Тонкого Мира. Подводя черту под сделанным нами обзором, хочется привести слова великого французского мыслителя Монтеня: «Господа, я сделал лишь букет из сорванных цветов и ничего не прибавил своего, кроме нитки, которая связывает их» .

«Разорвите нитку на клочки, если пожелаете; – добавляем мы, – что же касается букета фактов, уничтожить его нельзя, его можно только игнорировать» .

Литература

  1. Учение Живой Этики, Книга Знаки Агни Йоги. – М: МЦР, 1994-1997.
  2. Учение Живой Этики, Книга Беспредельность. Часть 1. – М: МЦР, 1994-1997.
  3. Форд А. Жизнь после смерти: Как об этом было рассказано Джерому Эллисону.– Л.: Леиздат – МП «Вестник», 1991.
  4. Дубров А. П. Реальность тонких миров: вопросы психофизики и методологии. – Парапсихология и психофизика, 1994, №2, с.54 - 57.
  5. Дубров А. П., Пушкин В. Н. Парапсихология и современное естествознание. – М.: СП «Соваминко», 1989
  6. Шипов Г. И. Теория физического вакуума. – М.: НТ-Центр, 1993.
  7. Шипов Г. И. Явления психофизики и теория физического вакуума. – М.: МНТЦ ВЕНТ, 1992.
  8. Акимов А. Е. и др. Сознание и физический мир. – М.: Изд. Агентства «Яхтсмен», Вып.1, 1995.
  9. Волченко В. Н. Неизбежность, реальность и постижимость Тонкого Мира. – Сознание и физическая реальность, Т.1, №1-2, 1996, с.2 - 14.
  10. Бауров Ю. А. «О структуре физического пространства и новом взаимодействии в природе». – Физическая мысль в России, №1, 18-41, 1994.
  11. Лесков Л. В. Вестник МГУ, сер.7, Философия, №4, 1994.
  12. Гурвич А. Г. Избранные труды. Медицина. – М., 1977.
  13. Инюшин В. М. Элементы теории биологического поля. Алма-Ата, 1978.
  14. Адаменко В. Г., Виленская Л. Светящиеся феномены. Техника – молодёжи, 1974, № 10.
  15. Кобозев Н. И. Избранные труды, Т. 2, – М.: МГУ, 1978.
  16. Казначеев В. П., Михайлова Л. П. Биоинформационная функция естественных электромагнитных полей. – Новосибирск: Наука, 1985.
  17. American Journal of Psychiatry. – Wash., 1980.
  18. Гуляев Ю. В., Годик Э. Э. Физические поля биологических объектов. – Вестник АН СССР, 1983, №8, с.118-125; ДАН СССР, 1984, т.277, №6.
  19. Налимов В. В. Спонтанность сознания. – М.: Наука, 1984.
  20. Лесков Л. В. Вестник МГУ, сер.7. Философия, 1994, №4.
  21. Кравченко Ю. П., Калашченко Н. В. К вопросу о регистрации электромагнитного излучения человеческого организма в целях медицинской диагностики. Парапсихология и психофизика, 1994, №4, с. 43 - 48.
  22. Кравченко Ю. П., Калашченко Н. В. Аурометр (новый метод исследования электромагнитной ауры человека). Журнал Aura – Z, 1993, №3, с.90 - 96.
  23. Погорельский М. Электрофотосфены и энергография, как доказательство существования физиологической полярной энергии. СПб, 1893.
  24. The Kirlian aura. Photographing the galaxies of life. Ed. by Stanley Krippner and Daniel Rubin. Garden City (N.Y.) Anchor press/ Doubleday, 1974.
  25. Цзян К. Ю. В. Биоэлектромагнитное поле – материальный носитель биоэнергетической информации. Журнал Aura - Z, 1993, №3, с.43 - 51.
  26. Гаряев П. П. Волновой геном. – М.: Изд-во «Общественная польза», 1994.
  27. Гаряев П. П., Юнин А.М. Факт или фантом? Энергия: экономика, техника, экология. Ежемесячный научно-популярный иллюстрированный журнал президиума АН СССР, М.: Наука, 1989, № 10.
  28. Гаряев П. П., Леонова Е. А. Пересмотр модели генетического кода. Журнал Сознание и физическая реальность, Т.1, №1 - 2, 1996.
  29. Джан Р., Данн Б. Границы реальности. Роль сознания в физическом мире. – М.: Объединённый институт высоких температур, РАН, 1995
  30. Джан Р. Нестареющий парадокс психофизических явлений: Инженерный подход. – Журнал ТИИЭР (США), 1982, т.70, №3, с.63 -104.
  31. Крохалёв Г. П. О влиянии психической энергии на материальные явления. – Пермь: Изд-во ЗУУНЦ, 1997.
  32. Крохалёв Г. П. Биофизические механизмы патогенеза зрительных галлюцинаций. – Пермь: Изд-во ЗУУНЦ, 1997.
  33. Крохалёв Г. П. Биофизические механизмы патогенеза слуховых галлюцинаций. – Пермь: Изд-во ЗУУНЦ, 1997.
  34. Крохалёв Г. П. Шизофрения – «информационный психоз». – Пермь, 1997
  35. Журнал психических исследований. – Лондон, 1979, март.
  36. Коротков К. Г. Свет после жизни. СПб, 1994.
  37. Коротков К. Г. и др. От эффекта Кирлиан к биоэлектрографии. СПб, 1998
  38. Коротков К. Г. Экспериментальные исследования активности сознания человека после смерти. Сознание и физическая реальность, Т.1, №1 - 2, 1996.
  39. The Journal of the Institution of Engineers, vol. 60, December, 1979.
  40. Пресман А. С. Электромагнитные поля и живая природа. – М.: Наука, 1968.
  41. Профессор ВЕМЗ (В.М. Запорожец). Контуры мироздания. Тайна смерти: Жизнь продолжается. – М.: Скорина, 1994.
  42. Зайцева В. На фотографии мысль. – Газета «24 часа», №2 от 14.01.1997 с.15.
  43. Медведев Ю. Человек мыслит частицами. – Газета Известия, 1999.
  44. Кашницкий С. Смерть подобна стрижке волос. Газета «Московский комсомолец», от 24.12.1999.
  45. Моуди Р. Жизнь после смерти. Машинописный перевод Изд. Стекпоул США, 1976.
  46. Moody Raymond A. Life after Life/ Bantam Books, 1976.
  47. Kubler-Ross E. Dr. Death does not exist. The Coev. Quart. Sum., 1977.
  48. Sabom Michael B. Dr. Recollections of death. Corgi Books, 1982.
  49. Рогальская П. Жизнь не прекращается. В сб. АУМ Синтез мистических учений Запада и Востока N1, 1987 – М.:»Терра», 1990.
  50. Переселение душ: блеф или загадка? Газета «Горизонт», Алма-Ата N22 (74) от 3 июня 1989.
  51. Карпенко М. Universum Sapiens (Вселенная Разумная). – М.: 1992.
  52. Osis and Haraldson. Drs. At the hour of death. N.Y., 1976.
  53. К. Осис. Наблюдение врачей и медсестёр у смертного ложа. – Нью - Йорк, 1961.
  54. Чего не было со мной – помню... Строительная газета N177 (8944) от 2 августа 1989.
  55. Grookall R. Out-of-the Body Experiences. N.Y., 1970.
  56. Fox O. Astral Projection: A Record of Out-of-the Body Experiences. N.Y., 1962.
  57. Tart C.T. Altered States of Consciousness and Psi Phenomena. // ASPR Newsletter, 1995, vol.XX, No 1.
  58. Малдун С., Каррингтон Х. Смерть взаймы, или выход астрального тела. – Алма-Ата: Казахстан, 1992.
  59. Гроф С. За пределами мозга. – М.: Изд-во Трансперсонального института, 1993.
  60. Гроф С. Целительные возможности необычных состояний сознания. Новые направления лечения и самопознания. – В кн.: «Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности». – М.: Прогресс, 1990.
  61. Странствия души. Путешествия вне тела: миф или реальность? Смоленск: Русич, 1995.
  62. Бокконе Л. НЛО – невидимая реальность.
  63. Раудиве К. Как услышать неслышимое, 1968.
  64. Винокуров И. В. Полтергейсты. – М.: Олимп, 1997.
  65. Исаков В. Т. Полтергейст – особая форма изменённого сознания. Журнал Парапсихология и психофизика, 1994, №1 с.28 - 41.
  66. Карташкин А. С. Полтергейст. – М.: Сантакс – Пресс, 1997.
  67. Прицкер Л. С. Невидимая реальность. Алма-Ата, 1991.
  68. Горбовский А. А. Незваные гости? Полтергейст вчера и сегодня. – М.: Знание, 1990. (Серия «Знак вопроса»; № 5)
  69. Блаватская Е. П. Введение к «Тайной доктрине» / В сб. Елена Петровна Блаватская: Биогр. сведения. Соч., вышедшие в Англии. – Репринт. изд. – Харьков: РИО Облполиграфиздата, 1991.

В последние десятилетия участились случаи добровольного ухода из жизни. В разных странах людям разных возрастов и социальных категорий вдруг надоедает жить, и они вешаются, прыгают с крыш многоэтажек и мостов, режут себе вены. Причинами участившихся случаев суицида называют обычно проблемы на работе, в личной жизни, политическую обстановку, кризис в стране. Но нередко такие случаи происходят даже без видимых причин, что особенно странно.

Самоубийства людей и животных

Наиболее распространен суицид среди подростков, переживающих кризис переходного возраста. Но и среди взрослых людей, имеющих семьи, хороший достаток и работу такие случаи нередки. Причем зачастую попытка уйти из жизни происходит спонтанно, без причин. Например, женщина из Казани пенсионного возраста так засмотрелась на блестящее лезвие, что словно под гипнозом попыталась разрезать себе вены. Избежать несчастья удалось лишь чудом. В другом случае мужчина в г. Санкт-Петербурге, стоя на балконе, чуть не шагнул с 8 этажа, так как его «позвал» некий голос. Подобных случаев происходит немало, причем нередко это происходит с людьми, которые никогда не страдали депрессиями и не собирались совершать подобного. Просто в какой-то момент их начинает неудержимо тянуть за перила балкона, или хочется изрезать себе вены, либо съесть смертельную дозу лекарств.

Случаи массовых самоубийств известны и среди животных. Особенно часто это происходит с китами и дельфинами, выбрасывающимися на берег порой целыми стаями. Так, в 1987 году произошел один из наиболее массовых случаев суицида дельфинов, когда на побережье Бразилии выбросилось 2 тыс. особей, среди которых были как взрослые, так и детеныши. В 1990 году 183 кита покончило с жизнью на берегах Тасмании. И такие случаи далеко не единичны – они происходят с завидной регулярностью.

Ученые пытаются объяснить подобные происшествия тем, что подводные лодки и суда создают помехи для морских млекопитающих, которые ориентируются в воде при помощи волн определенной длины. В результате «навигационный аппарат» китов и дельфинов дает сбой и поэтому они выбрасываются на берег. Но эта теория не может учесть и объяснить всех факторов.

Среди сухопутных млекопитающих особенно известны случаи суицида у леммингов. Эти мыши, когда численность их популяции особенно велика, начинают массово мигрировать, заканчивая часто свой путь, прыгая в водоемы. В случае с леммингами теория о помехах от судов никак не может работать, поэтому стало ясно, что причины подобного поведения иные.

Танатология – наука о смерти

В результате появилось научное направление под названием танатология, изучающее причины подобного поведения живых существ. Специалисты, занимающиеся этой проблемой, создали гипотезу, которая объясняет появление необъяснимой тяги к смерти живых существ. Согласно ей, в каждом живом организме заложены на генетическом уровне 2 основные программы – одна отвечает за выживание вида в любых условиях, вторая направлена на самоуничтожение. Когда работает первая, вид способен выживать и размножаться практически в любых условиях, даже очень суровых. Если же в определенный момент численность популяции превышает некий критический предел, когда это может нарушить равновесие в окружающей среде, включается вторая программа. В результате случаи смертей от банальных причин происходят все чаще, а кроме того, учащаются и попытки суицида, в том числе массовые.

Исследователи, занимающиеся этой проблемой, считают, что эта закономерность может работать как в отношении животных, так и людей. Однако достоверно доказать или опровергнуть данную версию пока нет возможности.

Мода на суицидальное поведение

Кроме того, тяга к суициду в последнее время стала весьма модной и среди подростков. В сети некие лица создают группы, куда втягиваются молодые люди, психика которых, как известно, является еще неокрепшей и легко поддается воздействию опытных манипуляторов. В результате случаи, когда подростки пытаются свести счеты с жизнью, в последнее время значительно участились.

Конспирологи считают, что те, кто втягивают молодых людей в подобные группы в социальных сетях, пытаются ослабить страну, так как подростки – это будущее государства.

Как бы то ни было, наряду с программой самоуничтожения, предположительно заложенной в человеке, в нем есть и другая программа, действующая с точностью да наоборот. Именно она помогает выжить в таких условиях, что врачи и ученые позже только разводят руками. Так, в Норвегии маленький мальчик пробыл в ледяной воде почти час, свалившись туда случайно. Когда его нашли, ребенок не подавал признаков жизни, но когда ему сделали массаж сердца и искусственное дыхание, пришел в себя.

Подобных случаев удивительной жизнестойкости, когда люди выживали в поистине невыносимых условиях, тоже существует немало. И это говорит о том, что немало в борьбе за жизнь зависит и от самого человека. Если он обладает достаточной силой воли, то сможет побороть любую проблему и справиться с зовом смерти.

Смерть - это полное прекращение жизненных процессов. Казалось бы, явление довольно очевидное с точки зрения науки, и, в сущности, обыденное - ведь рано или поздно это происходит со всеми. Тем не менее, смерть до сих пор сохраняет настолько таинственный и мистический статус, что даже разговоры о ней расцениваются неоднозначно. Взрослый человек, который публично заговаривает о смерти, часто получает в ответ шутки или обеспокоенно-непонимающие взгляды. Что говорить о детях, которым вместо ответов достаются отговорки.

Все явления, с которыми сталкивается человечество, становятся предметом изучения какой-то науки - а значит, и образования. Попробуем разобраться, кто и зачем изучает мортальное. А потом, вооружившись подходом death studies, поговорим о том, как изменялось представление о смерти, и как получилось, что один из самых базовых природных механизмов имеет такой странный статус.

Какие существуют науки о смерти?

Науки, которые напрямую касаются этой темы, обычно имеют прикладной или медицинский характер. Например, танатология - раздел медицины, который изучает состояние организма в процессе умирания. Патологическая анатомия рассматривает посмертные изменения, способствует изучению болезней и судебно-медицинской экспертизе.

Биоэтика может затрагивать вопросы смерти, рассуждая о границах между живым и неживым применительно к технологическим достижениям - смерть в таком ключе может оказаться относительным понятием и предметом дискуссий. О домах престарелых и хосписах обычно говорят в контексте исследований, связанных с работой социальной и экономической сферы жизни общества.

В психоанализе смерти уделено немало внимания - фрейдистская теория предполагает наличие инстинкта, который осуществляет «влечение к смерти». Из наиболее ключевых психологических исследований можно вспомнить работы американского психолога Элизабет Кюблер-Росс, которая занималась исследованием околосмертных переживаний и оказанием психологической помощи умирающим. Именно она ввела известную классификацию стадий принятия смерти от отрицания до смирения.

Дать философское осмысление гибели стремились современные французские учёные, говоря о философии и эстетике исчезновения - этот термин ввёл Поль Вирильо в своей одноимённой работе. Для этой группы философов рефлексия об исчезновении стала результатом драматических событий середины ХХ века. В контексте «философии исчезновения» говорят о политических и военных преступлениях, глобальных катастрофах, когда не только отдельные люди могли пропасть, сменив имя на номер робы и безымянную могилу, но и целые города и народы исчезали с лица земли. Здесь смерть тесно связана с опытом исторического шока, осмысление которого заставило Теодора Адорно сказать, что после Освенцима писать стихи невозможно , раз культура и просвещение не смогли ничего предотвратить.

Смерть как феномен

То, как феномен прекращения жизни отражается в культуре, редко становится предметом самостоятельного социокультурного и антропологического рассмотрения. Между тем, death studies социокультурного толка - это отдельная область знания, о которой в последнее время говорят всё чаще. Десять раз в год издаётся одноимённый научный журнал , а периодическое издание Omega , также посвящённое изучению смерти, существует с 1970-х годов. В России эту область знания называют социологией смерти или некросоциологией. С недавних пор выпускается научный печатный журнал «Археология русской смерти» .

Таким образом, гуманитарная танатология - это наука о мортальности, которая изучает опыт осмысления смерти как отдельным человеком, так и обществом, рассматривает социокультурные механизмы смерти и её отражение в общественном сознании.

Социолог Дмитрий Рогозин рассказывает об изучении социального контекста смерти.

Эволюция восприятия мортального

Одна из главных проблем, которые рассматривают death studies - то, как меняется отношение к смерти. Когда-то смерть была включена в понятный для конкретной общности контекст. Существовали традиционные обрядовые практики, относящиеся как к официальной церкви, так и к народной религиозности - поверья, обрядовые причитания, местечковые суеверия и семейные обычаи. Эта контекстуальная «упаковка» делала смерть близкой, понятной, возможной для принятия. В традиционных обществах смерть никого не удивляет - оставаясь трагическим событием, она, однако, не ошеломляет.

Экзистенциальный ужас смерти, ошеломляющая паника, переживание гибели идентичности стали активнее осмысляться культурой в начале ХХ века.

В это время в литературе и философии появляется экзистенциализм, говорящий о хрупких, единичных, неповторимых переживаниях, а в живописи - экспрессионизм, подстёгнутый ужасами Первой мировой. И то, и другое отражает интерес к индивидуальному опыту субъекта, который переживает отчаяние, тревогу и страх.

В большинстве развитых стран с развитием медицины старшие родственники стали жить дольше. Раньше муж и отец в любой момент мог надорваться на работе или погибнуть на промыслах, но со временем условия труда изменились. Детские и младенческие могилки, как и усыпальницы женщин, умерших во время родов, перестали быть грустным, но частым явлением. «Ядерные кнопки» изменили принципы глобальных конфликтов и спасли миллионы людей от гибели в штыковых атаках.

Вследствие всего этого смерть отдалилась от нас, превратившись в «несчастный случай».

Если она происходит на дороге, туда вскоре приедут машины скорой помощи и полиции, трассу огородят, а асфальт вымоют из шланга. Об уходе из жизни соседей по дому мы тоже узнаём (если узнаём вообще), увидев машины специальных служб. Для современного горожанина смерть - это то, чем должны заниматься «специальные люди».

В Древнем Египте с мумификацией и похоронными ритуалами был связан бог Анубис.

Дети и табуирование смерти

Некоторые прабабушки старой закалки и сегодня иногда шокируют внуков, говоря что-нибудь вроде: «Этот платок на мои похороны наденешь» или давая малолетним правнукам подробные инструкции о том, как нужно омывать тело покойника. Как правило, у родителей подобное вызывает шок. Прабабушке говорят: «Да ты всех нас ещё переживёшь!», а опешившему ребёнку советуют немедленно заткнуть уши.

Как и любой отказ в коммуникации, это загоняет проблему в вытесненное, а также прерывает механизм культурной трансляции околосмертных ритуалов.

Частая эмоция, которую дети испытывают, сталкиваясь со смертью близких - удивление. Иногда родителям может показаться, что ребенок проявляет черствость и равнодушие, не осознает масштаба случившегося или ведёт себя неподобающе. И это правда, если тема всегда замалчивалась. Детский вопрос о том, скоро ли умрёт бабушка, встречает явно транслируемое осуждение: «Замолчи, да что ты такое вообще говоришь!».

Кадр из фильма 1935-ого года по мотивам произведений Эдгара По.

Само собой, если бабушка «всех переживёт», смерть в представлении ребёнка будет в первую очередь странной и нереальной, а уже потом - грустной. Что и говорить о неожиданной гибели молодых людей - часто табуируется сам факт, что такое вообще возможно. Отсутствие предосмысления гибели предполагает, что нет и культуры скорби, траура. В результате дети, как и отчуждённые от контекста взрослые, просто не владеют устоявшимися реакциями и социальными кодами.

Колыбель качается над бездной. Заглушая шепот вдохновенных суеверий, здравый смысл говорит нам, что жизнь - только щель слабого света между двумя идеально чёрными вечностями. Разницы в их черноте нет никакой, но в бездну преджизненную нам свойственно вглядываться с меньшим смятением, чем в ту, к которой летим со скоростью четырех тысяч пятисот ударов сердца в час.

Владимир Набоков«Другие берега»

Говоря о смерти, мы часто ощущаем скованность и неловкость, как будто речь идёт о чём-то неприличном, хотя смерть соврешенно естественна. Это следствие табу - примерно то же происходит при разговорах о сексе. В большинстве случаев прогрессивные родители признают, что с ребёнком следует искренне говорить о том, как и почему он появился на свет. Но когда речь заходит о смерти, часто отделываются отговорками. Верёвка в доме повешенного становится актуализированным предметом умолчания, присутствие которого тем более ощутимо, чем больше мы о ней молчим.

Информационные технологии и смерть

1) Реальное и нереальное

Хотя близкую смерть мы видим редко, в «обществе спектакля» , которое создают медиа, она окружает нас ежедневно. Массовость и регулярность трагедий способна ввести в панику, если кто-то решит читать все грустные новости запоем. С одной стороны, всё это действительно происходит, с другой - такое количество трагедий избыточно для восприятия конкретного человека и создает неадекватную картину мира.

В то же время, смерть на видео и фотографиях кажется далёкой и нереальной, что снижает способность к сопереживанию, а в блокбастерах с драматическими приёмами гибель персонажей выглядит более эффектной и «настоящей», чем реальные трагедии в репортажах.

2) Цинизм и страх

Может показаться, что интернет и массовая культура формируют циничных, равнодушных и жестоких людей, которые готовы глумиться над чем угодно, включая трагедии. Однако ещё Михаил Бахтин дал понять , что в низовой, народно-площадной культуре смерть и смех тесно связаны.

Шутки освобождают от догматизма, снимают чувство неловкости и разрушают табу.

Мортальный юмор - это попытка справиться со страхом и преодолеть отчуждение. Причём чем более грубым и плоским он является, тем невротичнее порыв. На деле сетевой цинизм входит в противоречие с полной беззащитностью современного индивида перед близкой и реальной смертью. Интернет же не делает нас более жестокими или бесчувственными, а всего лишь служит инструментом для мгновенной трансляции контента.

3) Эффект присутствия

Когда-то письма шли месяцами, а гонцы с депешами могли заплутать в метели. Сегодня мы волнуемся, если кто-то несколько часов не появляется в сети. Распространение мгновенных мессенджеров и пуш-уведомлений создаёт ощущение постоянной «руки на пульсе» - сама эта метафора говорит о многом. При этом не обязательно знакомиться «вживую», чтобы общаться, играть или работать вместе.

Отъезд в место вне досягаемости - событие, которое для жителя мегаполиса может стать настоящим стрессом.

Не зря работающим специалистам советуют сервисы, которые блокируют уведомления, и специальные методики, помогающие не включать компьютер в отпуске. Когда поток информации прерывается, нас словно отключают от аппарата жизнеобеспечения. Виртуальное присутствие становится синонимом самой жизни, а смерть - синонимом обрыва связи.

Кадр из сериала «Чёрное зеркало».

4) Цифровое бессмертие

Раньше оставить что-то после себя могли только очень талантливые или очень богатые люди, но теперь у каждого есть возможность увековечить свой образ в сети. В то же время, существование страниц и аккаунтов людей, хозяева которых скончались, вызывает этические проблемы. Можно ли удалять такой аккаунт или передавать право доступа к нему другим людям? Что делать со спамом, который, как сорная трава, заполняет заброшенные страницы?

Каждый из нас создаёт на протяжении жизни огромное количество контента. Что будет лет через 50 с этим гигантским объёмом данных? Некоторые компании уже пытаются решать этот вопрос. Например, Google предлагает сервис с обтекаемым названием «На всякий случай» , который отслеживает, активен ли пользователь. Если программа не дождётся подтверждений, то удалит аккаунт и отправит письмо доверенному лицу.

Социология смерти позволяет больше узнать о культуре исходя из того, как в ней интерпретируется это явление, даёт возможность взглянуть на общество с неожиданного ракурса. Исследования мортальности не раскроют ничего о загробном мире и не дадут готовых ответов на личные вопросы. Точно так же онтология, наука о бытии, не отвечает на вопрос о «смысле жизни», а рассуждает о мире в категориях существования.

Зато они могут помочь развеять предрассудки, сделать нас честнее за счёт снятия запретов, и сильнее - благодаря наличию метода.

Смерть всегда являлась одной из основных тем религиозных практик, философии, медицины и искусства. Все они обращаются к специфическим особенностям процесса умирания и тому загадочному, мистическому состоянию, которым характеризуется приход смерти, для придания значимости вечным темам: понятию судьбы, существованию Бога, поискам своего места в жизни и так далее. Даже такой раздел медицинского знания, как танатология, посвящен скорее философским или политическим дискуссиям по поводу границы так называемой клинической смерти и определению рубежа, за которым заканчивается жизнь и начинается смерть, чем собственно медицинским вопросам. Психологию смерть интересует с точки зрения влияния на жизненный стандарт отдельного индивида, хотя Фрейд, стоящий в этом случае особняком и являющийся здесь скорее философом или социальным мыслителем, говорит о влечении к смерти как особом стремлении восстановить первоначальное неорганическое состояние организма. Однако нужна ли смерть социальной науке как отдельной гуманитарной отрасли?

В западной социологии (как это видно, например, из интервью с антропологом Сергеем Каном) применяется термин death studies - «наука о смерти». Это некая совокупность гуманитарного знания, касающегося тематики смерти и умирания. С этой позицией перекликается название статьи в журнале Naked Science - «Смерть как наука», собственно, как и позиция , высказываемая ее авторами. Создатель первого в России журнала по death studies «Археология русской смерти» Сергей Мохов предлагает выделять отдельную дисциплину - некросоциологию, которая изучала бы смерть как то, что влияет на фактическую жизнь общества. То есть изучала бы те аспекты, которые не поддаются нашему непосредственному наблюдению при нашей жизни, но являются результатом наблюдения за тем, как это происходит с другими. Российский исследователь Дмитрий Рогозин говорит о социологии смерти как об отрасли, изучающей человеческие реакции на смерть: «как и что люди думают о смерти».

Здесь надо сказать, что тема смерти как нечто отличное от других проблем, интересующих социальные науки, впервые появляется в работе исторического антрополога Филиппа Арьеса «Человек перед лицом смерти», изданной в 1977 году. В ней исследователь представляет историю ментальностей народов, групп и отдельных людей с точки зрения их представлений о смерти и умирании, а также обрядовых практик. Несмотря на то что данное исследование грешит претенциозным подходом (рассматриваются только теории, удобные автору) и избирательным цитированием, работа Арьеса породила «волну откликов не только в виде критики его построений, но и в виде новых исследований, посвященных теме восприятия смерти и загробного мира». По словам отечественного культуролога Арона Гуревича, работы Арьеса вызвали «мощный взрыв интереса к проблеме „смерть в истории“, который выразился в потоке монографий и статей, в конференциях и коллоквиумах». С этого момента западные представители death studies - вместе с ростом интереса политиков и различных ученых к людям, «близким к смерти» (пожилые, смертельно больные, представители профессий, связанных с риском внезапной смерти) - эксплуатируют идею «смерти в жизни». Это то, что может нам сказать о жизни в социуме и о самом социуме больше самой жизни.

Автор недавно изданной книги (М.: «Новое литературное обозрение», 2015) «Смерть в Берлине. От Веймарской республики до разделенной Германии» (пожалуй, первой переводной монографии в этой области) Моника Блэк задается следующими вопросами: что люди делали, когда соприкасались со смертью? что люди думали (если думали) о загробной жизни? и что вообще для них есть смерть? Исследователь старается через эти три аспекта докопаться до фундаментальных уровней взаимодействия между людьми, где деятельность регулируется мотивами, не имеющими связи со словами и внешними идеями, формулируемыми социумом. Все сделанное таким образом чаще всего не может быть сказано вслух участниками взаимодействия, но может с легкостью быть ими воспроизведено. Описанная таким образом картина жизни Берлина и Германии в целом в поразительно изменчивые для страны годы показывает «особость» немцев в их представлении о самих себе как о культурной нации, носителях пресловутой европейской Zivilisation. Отделяя себя через попытки сохранения «правильных» ритуальных практик от остального мира, немцы заготавливают себе потенциал для будущего восстановления страны после двух мировых войн и переустройства европейского порядка. Так, важной практикой являлось погребение отдельного тела в отдельном гробу: примечательны описанные в книге случаи, когда жители Берлина, уже захваченного советскими войсками, жертвовали едой и основными удобствами ради того, чтобы достать приличный гроб для каждого погибшего. Этот подход контрастировал с практиками погребения, например, в братских могилах, существовавших в советских подразделениях, которые находились в городе. Автор вслед за берлинцами мягко удивляется такому подходу, присоединяя себя к условно «культурным» нациям.

Что может дать такое направление отечественной науке? Безусловно, смерть, если говорить о ней открыто, является общим местом российского историко-антропологического дискурса, независимо от той конкретной темы, что берется в качестве объекта исследования. Гражданская война, репрессии, Великая Отечественная война, институт концентрационных лагерей и ГУЛАГ являются возможными темами для исследований современных некросоциологов. Наряду с этим несомненный и даже более значимый интерес представляют современные российские практики умирания и подготовки к смерти. Социальные нормы, поведение родственников, забота о близких в этом процессе - это то, что может интересовать отечественную науку. Говоря проще, в современном российском дискурсивном поле существует специальный, слабо поддающийся анализу и малоартикулируемый мир смерти, существующий параллельно с миром жизни, со своими правилами и особенностями.

Естественно, все эти вопросы можно рассматривать сугубо с позиции социальной антропологии: есть племя (общество, социум), у него есть определенные обряды перехода, в том числе ритуалы, связанные со смертью; мы их изучим и сможем что-то понять о социальных нормах и институтах этого племени. Это, в свою очередь, даст нам кальку, шаблон для понимания нашего общества. Тем не менее социологический подход к изучению мортальной тематики дает более широкий набор конкретных исследовательских практик.

Здесь есть определенные сложности - в первую очередь затрудненный доступ к полю. Мортальность - табуированная тема в российском социуме: предсмертные практики, уход за умирающими, сознание самой смерти в зеркале повседневной жизни до последних лет не попадали в поле зрения официальной науки. Хосписы, интернаты для престарелых, частные квартиры с парализованными родственниками - это так называемые сложные социальные поля, с доступом к которым могут возникнуть как минимум административные проблемы, не говоря уже об этических рамках исследователя. Общение с работниками кладбищ, которых людская молва (часто небезосновательно) связывает с криминалом, может закончиться для исследователя неудачей. Некросоциология - тяжелая работа по анализу труднодоступной или даже закрытой информации; работа некросоциолога отличается, например, от работы военного журналиста, который снимает серию фотографий о смерти военнослужащих в горячей точке, или от деятельности священника, который читает проповедь о воскресении из мертвых на пасхальной службе. У социолога, как и у священника и корреспондента, есть право на собственный взгляд на объект, но это не догма и не профессиональная инструкция. Доля беспристрастности и стремление к неангажированности накладывает жесткие ограничения на его работу.

Этот момент хорошо иллюстрируют темы двух вышедших номеров упоминавшейся «Археологии русской смерти». Большинство статей посвящены анализу печатных и других источников, изучению символического пространства кладбищ - собственно, проблемам грядущей некросоциологии, и только один материал «снят» с непосредственного разговора о смерти и посвящен похоронно-поминальным причитаниям отдельного района. Надо сказать, что, несмотря на это, разговор исследователя с респондентом, например, о зарплате последнего может оказаться несравнимо более сложной задачей, чем выяснение обстоятельств смерти его родственника. Все, что связано со смертью, в то же время является объектом купли-продажи, от ритуальных услуг до онлайн-игр. В отличие от коммерческого продукта, изучение смерти с социологической точки зрения выводит ее на чистую воду, представляя, скажем, последствия чернобыльской катастрофы для конкретных людей не просто как явление с физиологическими последствиями, но как моральную панику нового типа, страх смерти от доселе неизвестного источника, связанного с новыми механизмами наступления смерти.

В завершение нужно отметить, что личный опыт автора, который будет отражен в готовящихся работах, как и опыт команды исследователей, о котором говорит уже упомянутый социолог Дмитрий Рогозин, показывает, что в современной России люди все больше и чаще сами, первыми, готовы говорить о смерти, переводить ее в артикулируемое поле, обсуждать ее и «делиться» ею. Причина этого - также возможный предмет исследования.

Вопрос о том, что будет после ухода из жизни, интересует человечество с древних времен – с самого момента появления раздумий о смысле собственной индивидуальности. Сохранится ли сознание, личность после умирания физической оболочки? Куда попадает душа после смерти – научные факты и утверждения верующих одинаково твердо доказывают и опровергают возможность загробного существования, бессмертия, свидетельства очевидцев и ученых в равной степени сходятся и противоречат друг другу.

Доказательства существования души после смерти

Доказать наличие души (анимы, атмана и др) человечество стремилось еще с эпох шумерско-аккадской и египетской цивилизаций. Фактически все религиозные учения базируются на том, что человек состоит из двух сущностей: материальной и духовной. Вторая составляющая является бессмертной, базисом личности, и будет существовать после смерти физической оболочки. То, что говорят ученые о жизни после смерти, не противоречит большинству тезисов богословов о существовании загробного мира, так как наука изначально вышла из монастырей, когда монахи были собирателями знаний.

После научной революции в Европе многие практики попытались выделить и доказать существование души в материальном мире. Параллельно западноевропейская философия определяла самосознание (самоопределение) как источник человека, его творческих и эмоциональных позывов, стимула к рефлексии. На этом фоне возникает вопрос – что произойдет с духом, который формирует личность, после разрушения физического тела.

До развития физики и химии доказательства существования души базировались исключительно на философских и теологических работах (Аристотель, Платон, канонические религиозные труды). В средние века алхимия пыталась вычленить аниму не только человека, но и любых элементов, флоры и фауны. Современная наука о жизни после смерти и медицина пытаются зафиксировать наличие души на основании личного опыта очевидцев, переживших опыт клинической смерти, медицинских данных и изменений состояния пациентов в различные моменты их жизни.

В христианстве

Христианская церковь (в ее признанных миром направлениях) относится к человеческой жизни как к подготовительному этапу посмертия. Это не означает, что материальный мир не имеет значения. Наоборот, главное, что предстоит христианину в жизни, - это жить так, чтобы впоследствии попасть в рай и обрести вечное блаженство. Доказательств наличия души для любой религии не требуется, данный тезис является базисом для религиозного сознания, без него оно не имеет смысла. Подтверждением существования души для христианства может косвенно служить личный опыт верующих.

Душа христианина, если верить догматам, является частью Бога, но способной самостоятельно принимать решения, творить и созидать. Поэтому существует понятие посмертного наказания или награды в зависимости от того, как относился человек при материальном существовании к выполнению заповедей. Фактически после смерти возможны два ключевых состояния (и промежуточное – только для католицизма):

  • рай – состояние наивысшего блаженства, нахождения рядом с Творцом;
  • ад – наказание за неправедную и греховную жизнь, которая противоречила заповедям веры,место вечных мучений;
  • чистилище – место, которое присутствует только в католической парадигме. Обитель тех, кто умирает в мире с Богом, но нуждается в дополнительном очищении от неискупленных при жизни грехов.

В исламе

Вторая мировая религия, ислам, по догматическим основам (принцип мироздания, наличие души, посмертное существование) кардинально не отличается от христианских постулатов. Наличие частицы Создателя внутри человека определяется в сурах Корана и религиозными трудами исламских богословов. Мусульманин должен жить порядочно, соблюдать заповеди, чтобы попасть в рай. В отличие от христианского догмата о Страшном Суде, где судия – Господь, Аллах не принимает участие в определении, куда попадет душа после смерти (судят два ангела – Накир и Мункар).

В буддизме и индуизме

В буддизме (в европейском понимании) существуют два понятия: атман (духовная сущность, высшее Я) и анатман (отсутствие самостоятельной личности и души). Первое относится в внетелесным категориям, а второе – к иллюзиям материального мира. Поэтому нет точного определения, какая конкретная часть отправляется в нирвану (буддийский рай) и растворяется в ней. Одно можно сказать точно: после окончательного погружения в посмертие сознание каждого, с точки зрения буддистов, вливается в общее Я.

Жизнь человека в индуизме, как точно заметил бард Владимир Высоцкий, это череда переселений. Душа или сознание не помещаются с рай или ад, а в зависимости от праведности земной жизни перерождаются в другую личность, животное, растение или даже камень. С этой точки зрения доказательств посмертного опыта гораздо больше, потому что существует достаточное количество зафиксированных свидетельств, когда человек полностью рассказывал свою предыдущую жизнь (учитывая, что знать о ней он не мог).

В древних религиях

Иудаизм до сих пор не определил свое отношение к самой сути души (нешамы). В данной религии существует огромное количество направлений и традиций, которые могут противоречить даже в базовых принципах друг другу. Так, саддукеи уверены, что нешама смертна и погибает вместе с телом, фарисеи же считали ее бессмертной. Некоторые течения иудаизма базируются на принятом из Древнего Египта тезисе о том, что душа должна пройти цикл перерождений для достижения совершенства.

Фактически, каждая религия базируется на том, что цель земной жизни – возвращение души к своему создателю. Убежденность верующих в существовании загробной жизни базируется в большей своей части на вере, а не на доказательствах. Но нет и доказательств, опровергающих существование души.

Смерть с научной точки зрения

Максимально точное определение смерти, которое принято среди научного сообщества – необратимая утрата жизненных функций. Клиническая смерть подразумевает кратковременную остановку дыхания, кровообращения и мозговой активности, после чего пациент возвращается к жизни. Количество определений конца жизни даже у современной медицины и философии превышает два десятка. Этот процесс или факт остается такой же тайной, как и факт наличия или отсутствия души.

Доказательства жизни после смерти

"Есть многое на свете, друг Гораций, что и не снилось нашим мудрецам" - эта шекспировская цитата с большой долей точности отражает отношение ученых к непознаваемому. Ведь то, что мы не знаем о чем-то, вовсе не означает, что этого нет.

Найти доказательства существования жизни после смерти – это попытка подтверждения факта наличия души. Материалисты утверждают, что весь мир состоит из только частиц, но при этом наличие энергетической сущности, субстанции или поля, которые создают личность, никак не противоречит классической науке из-за недоказанности (например, бозон Хиггса, недавно найденную частицу, считали вымыслом).

Свидетельства людей

В этих случаях считаются достоверными рассказы людей, которые подтверждаются независимой комиссией из психиатров, психологов и теологов. Условно их разделяют на две категории: воспоминания о прошлых жизнях и рассказы переживших клиническую смерть. Первый случай - эксперимент Яна Стивенсона, который установил около 2000 фактов реинкарнации (под гипнозом тестируемый не может врать, а множество указанных пациентами фактов подтверждались историческими данными).

Описания состояния клинической смерти часто объясняют кислородным голоданием, которое испытывает в это время человеческий мозг, и относятся к ним с немалой долей скепсиса. Однако поразительно одинаковые рассказы, которые фиксируют не одно десятилетие, могут говорить о том, что нельзя исключать факт выхода некоей сущности (души) из материального тела на момент его гибели. Стоит упомянуть большое количество описаний мелких деталей, касающихся операционных, врачей и окружения, произносимых ими фраз, которые пациенты в состоянии клинической смерти знать не могли.

Факты истории

К историческим фактам наличия загробной жизни можно отнести воскрешение Христа. Здесь имеется в виду не только основа христианской веры, но большое количество исторических документов, которые не были связаны между собой, но в единый период времени описывали одинаковые факты и события. Еще, для примера, стоит упомянуть знаменитую признанную подпись Наполеона Бонапарта, которая появилась на документе Людовика XVIII в 1821 году после смерти императора (признана подлинной современными историками).