Удивительные старинные русские сундуки и их виды. Что раньше хранили в сундуках Описание сундука

Простой ящик, сколоченный из досок, приобрел крышку, запор и орнамент в эпоху неолита в хозяйствах земледельцев и переродился в сундук. Однако первые свидетельства о существовании сундуков относятся к эпохе 18-й династии фараонов, правивших Египтом (1539-1292 гг. до Р.Х).

Сундук стоял практически в каждом русском доме и являлся своеобразным хранителем семейного быта. Еще В.И. Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» писал, что «сундуки и коробьи -- коренная русская утварь». Говоря об истории возникновении этой формы на Руси, можно допустить, что сундук известен со времен монголо-татарских завоеваний, о чем говорит и происхождение слова. Именно в сундуках монгольские воины переносили свой скарб, в них же хоронили воинов. Может быть, отсюда проистекает определенное сходство сундука с саркофагом.

На Руси были распространены два вида сундуков -- с плоской откидной крышкой и выпуклой. Они различались также по размерам: от маленьких, близких к шкатулкам, предназначенных для хранения ценных украшений, бытовых мелочей, денег, а также более ранних сундуков-«подголовков», теремков, сундучков для приданого, до огромных, предназначенных для одежды или продуктов. Для прочности сундук оковывали железными полосами, иногда гладкими, иногда с просеченным узором. На большие сундуки навешивали большие замки. Часто стенки покрывали условной росписью: с растительными (на русском Севере) или зооморфными мотивами (у малых народностей). Это могли быть и сказочные сюжеты -- богатыри, травы, «чудная птица» попугай, наконец, храбрый Бова Королевич и королевна Дружевна, а также многие другие фольклорные персонажи и символы, значение и смысл которых постепенно утрачивался. Украшенные подобным образом изделия привносили ощущение праздника в небогатое жилище. Сундук стал прообразом многих народных мебельных форм.

Во многих музейных собраниях России хранятся русские сундучные изделия, украшенные кованным железным декором. В то же время, русские сундуки с железной оковкой не достаточно оценены как предмет коллекционирования частными коллекционерами, и на рынке русского антиквариата. Современному человеку, привыкшему к изобилию изделий из металла, и ценящему, преимущественно, вещи, изготовленные из серебра и золота, психологически трудно представить, что деревянные сундуки с железной оковкой могут являться редкими образцами русского декоративно-прикладного искусства. Музейный, коллекционный, и антикварный интерес к этому разделу отечественного декоративно-прикладного искусства, во многом, определяется не только значимостью сундучных изделий с железной оковкой в русском художественном ремесле, и в укладе русской жизни, но и тем, что само железо, ординарный сегодня для нас материал, которым оковывали и украшали сундуки в XVII в. -- первой половине XVIII в. был материалом дорогим, так как до петровских реформ и создания в результате них мощной металлургической промышленности к середине XVIII в., металл, и не только драгоценный, и цветной, но и чёрный (железо), в Россию привозили из-за рубежа, стоил он дорого, и шел он, в первую очередь, на военные и хозяйственные нужды. Изделия сундучные бытовые, интерьерные, с художественной отделкой железом являлись предметами роскоши, которые могли себе позволить только высшие слои русского общества -- царь, его семья, бояре, столбовые дворяне, высшие иерархи церкви, богатые купцы, т.н. гости. Только к середине XIX в., во второй его половине, и в начале XX в., когда от железа ручной ковки, с ручной отделкой, переходят к широкому использованию промышленного железа для оковки и отделки сундуков, сундуки с конструктивно-декоративной отделкой переходят в раздел массовых, более доступных, и демократических изделий для среднего и мелкого купечества, квалифицированных и хорошо оплачиваемых мастеровых и рабочих, даже для зажиточных крестьян. Предметом музейного и коллекционного собирательства, предметом интереса для антикварного рынка, в первую очередь, являются русские сундучные изделия с железной оковкой XVII-XVIII вв., начала XIX в.

Изучение сохранившихся памятников материальной культуры и имеющихся документальных и литературных источников позволяет считать, что производство на Руси сундучных изделий с железной оковкой являлось одним из традиционных видов городского ремесла уже с XVI в. На протяжении XVII в. данный вид художественного кузнечного и слесарного ремесла достиг высочайшего развития, оформившись в самостоятельный раздел городского художественного ремесла.

Крупнейшими центрами производства сундучных изделий в железной оковке в XVII в. стали Новгород, Холмогоры, Устюг Великий, а также Москва. Мастера-ремесленники каждого из названных городов имели свои специфические приемы художественной отделки сундучных изделий железом, но все вместе они создали тот единый художественный образ, который такую бытовую утилитарную вещь, как сундук, превратил в яркий образец русского декоративно-прикладного искусства. Работы москвичей, холмогорцев, устюжан вызывали восхищение у современников, как соотечественников, так и иностранцев. Через Холмогорскую ярмарку русские сундуки с декоративной железной оковкой вывозились и в Скандинавские страны.

В XVIII в. богатые традиции в деле художественной отделки железом сундучных изделий, накопленные на протяжении XVII столетия, воплотили и развили в своих работах мастера Великого Устюга, дополнившие в век бурного развития обработки металла один из его старинных видов -- художественную работу по железу, обогатив ее новыми техническими и декоративными приемами.

Сундучные изделия, оформленные железным декором, настолько прочно вошли в русский быт и столь высоко ценились, что даже вещи, изготовленные в XVII в., бытовали вплоть до конца XIX -- начала XX в.

В русском декоративно-прикладном искусстве сундучные изделия составляют самостоятельный раздел, материалы которого показывают то важное место, которое занимали эти вещи в жизненном укладе России на протяжении нескольких столетий. «Сундуки служили для хранения одежды…в них же, вместо шкафа и секретеров, держали книги и ценные бумаги, их брали в дорогу вместо чемоданов…в них хранили деньги и драгоценности». На протяжении XVI-XVIII вв. в интерьере русских домов различные виды сундуков соседствовали с немногочисленными предметами мебели, а нередко и заменяли ее. Подобное функциональное использование сундуков привело к тому, что они нашими предками воспринимались не только как вещь чисто утилитарная, но и как элемент художественного оформления жилища, что, в свою очередь, сформировало основные приемы декоративной отделки подобных изделий, которая менялась в зависимости от художественных вкусов общества и моды времени. Одним из популярнейших приемов художественного оформления сундучных изделий, тесно связанных с их функциональными задачами, была оковка железом. Вещи, выполненные в данной технике, русской работы, известны с XVI в., но подлинного расцвета подобный прием декоративной отделки достигает в XVII -- первой половине XVIII в.

В XVIII в. были известны уже разнообразные виды сундучных изделий разных наименований: непосредственно сундуки, скрыни (шафы, шкафы), шкатулки, ларцы, поставцы, казенки, коробья (коробьи), подголовки (подголовники), погребцы. Все эти вещи для прочности и в целях украшения оковывали сплошными или просечными железными полосами, которые нередко лудили («на поставцах, книгохранительницах и шафах писали также цветки и фрукты»), особенно популярны в XVII в. были сундуки-подголовки.

В XVI-XVII вв. на Руси были хорошо известны сундучные изделия, в том числе и с железной оковкой, сделанные в Новгороде. Их популярность и бытование были столь широки, что они даже получили название «ноугородские» (новгородские) коробья. Делали их обычно из луба и оковывали железными прутьями (полосами), которые имели или черный цвет (железо черное), или лудили (белое железо).

Размеры коробей были разнообразны -- от небольших настольных коробеек до больших коробей-сундуков, в которых хранили различный домашний уклад, а также книги. Сейчас из-за недостатка раннего вещевого материала трудно сказать, как же выглядели коробья новгородские, но по письменным источникам известно, что наряду с обычными для коробей круглыми или заоваленными формами они имели и вытянутые формы, близкие к прямоугольным, а их декоративное оформление строилось на сочетании желтого цвета луба, из которого делали корпус, с черным или белым цветом железа. Иногда лубяная основа окрашивалась в красный цвет.

СУНДУК - емкость для хранения одежды, тканей, предметов домашнего быта. Этим словом обозначался большой прямоугольный ящик из пиленых досок с покатой или прямой крышкой на петлях, закрывающейся на внутренний или висячий замок. Сундуки могли достигать очень больших размеров: до 1,5 м в длину, 60-70 см в ширину, около 1 м в высоту, но могли быть и маленькими: длиной 20 см, шириной 15 см, высотой около 10 см. Для обозначения маленьких сундуков использовался термин сундучок или шкатулка.

Словами «сундук», «сундучок» русские люди часто называли также и другие виды емкостей для хранения одежды и ценностей: казенки, коровья, ларцы, подголовники, поставцы1, скрыни. Различные сундучные изделия на протяжении многих веков составляли важную часть интерьера всех русских жилищ: от царских и боярских хором до самой убогой крестьянской избы. Они стояли в горницах, светёлках, сенях, клетях и использовались не только для хранения одежды, тканей, утвари, ценностей, бумаг, книг, но и служили подставкой для подушки, скамьей, а иногда и местом для дневного послеобеденного сна. Их покрывали специальными ткаными насундучниками или закрывали нарядными суконными чехлами.

Во многих домах сундуки разного размера выставляли в парадных помещениях в виде горки, т. е. ставили один на другой, иногда до самого потолка. Даже в XIX - первой четверти XX в., когда большая часть русского общества освоила европейский образ жизни, в домах дворян, чиновников, разночинцев, мещан, не говоря уж о крестьянах, сундук оставался неизменным предметом обстановки. В домах горожан, правда, его место было не столь почетным, как в старину. Зато в крестьянских избах и горницах он, как и прежде, выставлялся на видное место, свидетельствуя о богатстве семьи. Как и в старину, крестьяне хранили в сундуках наиболее ценные вещи, наполняли их девичьим приданым, заполняли свадебными подарками. В старинной свадебной песне невеста, обращаясь к подружкам, поет:

Положу ваши подарочки
Я к себе, да в окован сундук,
Увезу ваши подарочки
На чужую дальню сторону.

Заказчики предъявляли сундучным мастерам определенные художественные требования: сундуки должны были быть не только вместительными, прочными, но и красивыми. В XVI - первой половине XVIII в. сундуки и сундучные изделия изготавливали в Холмогорах, Великом Устюге, Новгороде, в Выговской (Выгорецкой) пустыни - центре старообрядцев поморского согласия, в селах по рекам Онеге, Северной Двине, в мастерских Оружейной палаты Кремля. Самыми известными в сундучном производстве в XVI-XVII вв. были Холмогоры и Великий Устюг. Сундучные изделия, изготовленные там, очень ценились, их охотно покупали в торговых рядах Москвы, Архангельска, Вологды, Владимира и других русских городов.

Иностранец Кильбургер, посетивший Русский Север в XVII в., отмечал: «В городе Холмогоры, на Северной Двине... делаются сундуки различной величины, заслуживающие справедливую славу» (Курц 1915,114). Сундуки, подголовники, ларцы, скрыни, шкатулки этого времени богато декорировались. Обычно их оковывали для прочности полосами железа, луженого или вороненого, или, в более позднее время, луженой жестью. Полосы железа могли быть гладкими, немного выпуклыми, или просечными, т.е. со сквозным узором растительного или геометрического характера. Они накладывались прямо на дерево или на специальную подкладку, обтягивавшую сундук, такую как цветная кожа, шкура нерпы, ткань, окрашенная бумага, слюда. Цветная подкладка виднелась сквозь просечные узоры железных полос, делая сундуки удивительно красивыми.

Сундуки часто расписывали темперными красками, разводившимися на яичном желтке. Роспись располагали на внутренней и внешней стороне крышек, на наружных стенках сундуков. До нанесения росписи поверхность доски пропитывали олифой или покрывали грунтом, составленным из мела и рыбьего клея, чтобы уменьшить пористость дерева и убрать неровности. Перед нанесением узора поверхность стенок и крышки расчерчивали черной краской на прямоугольники. Каждый из них служил своеобразной рамой для картины, содержание которой хорошо прочитывалось современниками. Любимыми мотивами росписи сундуков, подголовников, ларцов были жанровые сценки, богатыри, различные мифологические существа: грифоны, птицы-сирин, алконосты, стратим- птицы, единороги, а также экзотические для русских людей львы и попугаи.

Героями жанровых сценок были молодцы и девицы: молодцы изображались подбоченившимися, с заломленной на сторону шапкой, девицы - в скромных позах, с платком-ширинкой в руках. На них обычно надеты костюмы XVII или начала XVIII в., в руках, поднятых вверх, чарки или кубки. Вероятно, это сцены праздника или свадебного пира. Жанровые сценки иногда были иллюстрациями к популярным в XVII-XVIII вв. литературным произведениям, таким как «Повесть о Бове Королевиче» или «Повесть об Еруслане Лазаревиче», «Александрия, или Повесть сиречь история о великом и храбром царе Македонском». Среди фантастических существ любимым образом русских живописцев был Полкан (Китоврас, Кентавр) - полуконь-получеловек.

Обычно его изображали сражающимся с богатырем или с невидимым врагом. Кентавр наделялся всеми качествами, присущими богатырю, - мужеством, силой, быстротой: «всякий скок его по семи верст», в сражениях он побивает десятитысяч- ное войско. На сундучных изделиях очень часто можно было встретить изображение льва с пышной гривой, открытой пастью, готового к прыжку; грифона - крылатого зверя с поджарым туловищем на четырех когтистых лапах и головой орла.

Львы и грифоны счита- лись зверями сильными, мужественными, хорошими защитника- ми нажитого человеком добра, и именно поэтому их образы на- носили на сундуки, в которых хранились ценности. В росписи лев нередко изображался вместе с единорогом (инрогом, индри- ком) - существом, похожим на коня, но с длинным рогом на лбу. Единорог стоит напротив льва, направив на него свой рог. Борьба льва и единорога рассматривалась как борьба светлого начала, представленного единорогом, и темного начала, олицетворявшегося в данном случае в образе льва. Об этом противостоянии в народной песне говорилось так:

Кабы два зверя собиралися,
Кабы два лютые собегалися,
Промежду собой дрались, билися,
Один одного одолеть хочет...
Это не два зверя собиралися,
Не два лютые собегалися,
Это кривда с правдою соходилися,
Промежду собой бились, дралися...

Девицы и молодцы, богатыри, фантастические и реальные животные и птицы - все они были окружены пышными травами, листьями, цветами, плодами. Картины на сундуках рассказывали о неведомом красивом мире, в котором, как говорилось в созданном в XVII в. «Сказании о роскошном житии и веселии», «изобилны по лугам травы зеленящия, и разноцветущи, цветов сличных (красивых) прекрасных и благовонных несказанно. По лесам древес - кедров, кипарисов, виноградов, яблонь и груш и вишень и всякого плодного масличья - зело много; и толико премного и плодовито, что яко само древесие человеческому нраву самохотне служит, преклоняя свои вершины и розвевая свои ветви, пресладкие свои плоды объявляя. В садех же и дубровах птиц преисполнено и украшено - пернатых и краснопеснивых сиринов и попугаев, и струфокамилов, и иных птах, служащих на снедь человеческому роду» (Изборник 1969,591).

В конце XVIII в. старинные центры сундучного производства - Холмогоры, Великий Устюг, Вологда, мастерские Выпиской пустыни - перестали существовать. Сундучное производство начало развиваться в других регионах России. Самым крупным его центром стал Муромский уезд Владимирской губернии, где ремесленники изготавливали в конце XIX в. до 50 000 сундуков в год. Кроме того, сундуки производились кустарями Вятской, Пермской, Оренбургской губерний, а также ремесленниками некоторых сел среднерусских и южнорусских губерний.

Сундучные изделия ремесленников XIX в. отличались от изделий XVI - начала XVIII в.: сократился их ассортимент, изменился декор. Кустари прекратили изготовление ларцов, скрынь, подголовников, пользовавшихся спросом в XVII в. В продажу стали поступать только собственно сундуки, т. е. ящики из пиленых досок с покатой или прямой крышкой на петлях. Их покрывали полосами жести с тисненым узором, которые накладывали на окрашенное в красный, зеленый, синий цвета дерево, или полностью обшивали жестью. Применялась жесть желтоватого цвета, имитировавшая золото. Кроме того, большой популярностью пользовались сундуки «с морозом». Их поверхность имела перламутровый блеск, а узор, хорошо читавшийся на ней, напоминал орнамент, появлявшийся в морозные зимы на окнах деревенских изб.

Подобный эффект достигался путем протравливания жести серной кислотой. Такие сундуки впервые стали изготавливаться во второй половине XVIII в. в Великом Устюге. Наряду с крашеными и обитыми жестью сундуками в России XIX - начала XX в. изготавливали и сундуки с росписью. Ими славились сундучники Вятской, Нижегородской, Пермской губерний. Стенки и крышку сундуков окрашивали в оранжевый, синий, коричневато-красный цвета и расписывали крупным, ярким растительным орнаментом свободными мазками кисти. На сундуках выписывали вазоны с цветами, букеты. Иногда поверхность сундука покрывали полосками, горошинами, ромбиками. Сундуки в XIX - начале XX в. изготавливались мастерами для продажи на ярмарках, реже на заказ.

Скрыня

Емкость для хранения мелких домашних вещей, украшений, разновидность сундука. Представляла собой прямоугольный глубокий ящик с откидной крышкой на петлях и двумя дверными створками на передней стороне. Крышка была четырехскатной, с плоским завершением, похожей на крышку ларца. На боковых сторонах скрыни крепились ручки-скобы, а на передней стороне крышки - кольцо. Внутри скрыня имела два яруса. Верхний ярус был поделен тонкими досками на прямоугольные ячейки, в которые вещи укладывались сверху, после подъема крышки. Нижний ярус заполнялся выдвижными ящичками и закрывался дверцами с внутренним замком. Скрыню изготавливали из дубовых досок, оклеивали цветной кожей, шкурой нерпы, сукном, бархатом, окрашенной бумагой, слюдой и оковывали металлическими полосами. Полосы делали из кованого железа, луженого, вороненого, иногда золоченого.

С середины XVIII в. кованое железо на скрынях заменяется луженой жестью. Железные полосы могли быть сплошными, слегка выпуклыми, и просечными, т. е. с ажурным геометрическим или стилизованным растительным узором. Полосы располагались на скрыне вертикально, на равном расстоянии друг от друга или плотно прилегая друг к другу, создавая сплошное металлическое покрытие стенок и крышки изделия. В первом случае между полосами набивали металлические накладки - розетки, которые сверху и снизу украшали цветком граната. Скрыни изготавливали на Русском Севере: в Холмогорах, Великом Устюге, а также в ремесленных мастерских Москвы. Они бытовали в XVI-XVII вв. в домах бояр, купцов, посадских людей, богатых крестьян. В XVIII-XIX вв. они сохранялись лишь в деревнях Северной и Центральной России, а также в небольших провинциальных уездных городах, таких как Сольвычегодск, Лальск, Чердынь и др.

В избах русских крестьян всю мебель составляли стол, лавки вдоль стен, на которых днем сидели, а ночью спали. Но украшением любой избы, а также признаком семейного достатка и благополучия были сундуки. В зависимости от размера, они могли иметь различное функциональное назначение и выглядеть по-разному, да и называться иначе, но общим оставались их конструктивные особенности – деревянный короб с крышкой, закрывающейся на замок.

В больших сундуках – ларях, которые ставили в подсобных помещениях и кладовых, хранили продукты, которые нельзя было хранить в подвалах из-за сырости, например, развесной и травяной чай, а также запасы корма для животных. Ценное имущество хранилось в сундуках, которые в южных российских регионах называли скрынями. Сундуки поменьше, выдолбленные из целого ствола дерева служили для хранения особо ценных вещей и назывались кубло. Небольшие сундуки, которые обтягивали кожей и оковывали железом, называли шкатулами, в них упаковывали дорогую посуду из стекла. Были и сундуки-подголовки, имеющие слегка вогнутую форму, в которых перевозили деньги, и на которых можно было спать, не боясь, что пронырливый вор тихо вытащит богатство из-под подушки.

Функциональное назначение сундука

Обычный сундук исполнял функции шкафа и кровати, его могли поставить в сени или в горницу. Они передавались из поколения в поколение. Складывали в них праздничную одежду, тонкие сорочки, скатерти и полотно, хранили особенно красивые платки и дорогие сердцу подарки. Открывали сундуки не часто – в дни народных и церковных праздников, а также в жаркие дни лета – чтобы перебрать и просушить одежду, проложить ее душистыми травами и полынью – от моли.

В барских усадьбах, где для хозяев были кровати, сундуки, поставленные в сенях или в комнатах дворни, использовали как места для сна, стелили на них одеяла и украшали разноцветными подушками. Но многие сундуки и сами по себе были украшением. Над их изготовлением трудились не только столяры, но и кузнецы, ковавшие ручки, петли и замки, оковывавшие их железом. Очень ценились сундуки, которые делали в Нижнем Тагиле – на их крышках и стенках местные художники рисовали целые картины. Такой сундук ставили в красном углу под образами и хранили в нем только особенно ценные семейные реликвии. Считалось, что в масленичные дни сундуки с семейными богатствами открывать нельзя, чтобы удача и достаток из них не улетучились. По этой же причине, чтобы не лишиться своего счастья и богатства, семейные сундуки никому не дарили и не передавали.

Сундук как предмет мебели у многих ассоциируется со сказками. Воображение рисует нам избушку, в ней – большой деревянный стол, широкие лавки, рядом – прялка, буфет и обязательно сундук. В нем всегда хранили самое ценное. Сейчас нам кажется, что там хранятся сами предания глубокой древности. Но это не мешает использовать сундук как современный предмет, получившийся из . Его таинственный образ придаст Вашему дому особенный колорит, оттенок старины.

фото 1

Сундук неспроста считается ярким представителем антикварной мебели. Это – один из предметов утвари, который был популярен еще в XIII веке, в Древнем Египте. Эта страна и является родиной, казалось бы, русского предмета крестьянского интерьера. Мастера на Руси, бывая на заработках в Византии и других городах, постепенно усвоили европейские традиции. И подарили своей культуре такую ни с чем не сравнимую вещь, как сундук. Так миру стали известны русские, макарьевские сундучники.

Русский сундук приобрел свои неповторимые качества. В избе он занял особое место хранителя семейного быта. В нем помещались и деньги, и приданное, и одежда, и просто бытовые мелочи. Пожар – нередкий случай на Руси. Но сундук и в таких случаях хранил семейные сокровища. Потому что его можно было легко вынести за ручки из горящей избы. На Руси было распространено два вида сундуков – с плоской откидной крышкой и выпуклой. Были маленькие сундуки, похожие на шкатулки; большие – для хранения еды, одежды. Для прочности их оковывали железными полосами. Количеством сундуков измерялось богатство семьи.

фото 2

Немногие знают, что сундук – прообраз комода, саквояжа, чемодана, шкатулки, шкафа, стола, сейфов. «Вытянувшись» от обилия вещей в нем, сундук превратился в шкаф. Благодаря этому во многих квартирах сейчас царит минимализм. Ведь шкафы занимают мало места, а сундук - еще меньше. Для хозяев малогабаритных комнат это – большой плюс. Так сундук решил еще и проблему компактного хранения вещей.

С сундуком связаны и некоторые профессии, которые всегда считались весьма далекими от мебели. Была когда-то давно такая специальность – «укладчиков одежды в сундуки». Одним из таких укладчиков был еще неизвестный миру француз Луи Виттон. Он стал профессионалом в этом деле, ведь только он мог укладывать одежду так, что на ней не было после ни единой складочки. Ни то чтобы с этого и началась его популярность, но сундук в какой-то степени занимает место в судьбе этого великого дизайнера. Именно Виттон и превратил сундук в походный предмет мебели – по образу сундука были созданы чемоданы и дорожные сумки.

фото 3

Помимо своей богатой легендами истории, сундуки хранят в себе практичность и красоту. Они бывают разные: большие и маленькие; плетеные (из искусственных волокон или ротанга) и деревянные (из дуба, ясеня). Украшают сундуки по-разному. Их расписывают вручную и обивают шелковой тканью, выполняют на нем сложные орнаменты на тисненой коже и покрывают восточным тонким шерстяным ковром. Бывают сундуки и со сложными бронзовыми накладками, и резные, и окованные (фото 1) .

Сундук изготавливается, в основном, из дерева (фото 2) . А если быть точнее – из дуба, реже – из березы. Вообще, крестьянская мебель выполнялась из простых пород дерева. В центральных губерниях ее делали и из сосны, и из ели, осины. Самым лучшим русским лесом считался вологодский. Из лиственницы, которая росла в этом лесу, делали удивительные сундуки – в них никогда не заводилась моль.

фото 4

Деревянные сундуки не ушли в сказочное прошлое. Мода возвращается: сейчас дизайнеры часто работают над интерьером в русском стиле. Сундук – один из его главных атрибутов (фото 3) . Естественность будет в таком интерьере негласным правилом. Ведь вся мебель будет состоять из натуральных природных материалов. Кроме сундука, в интерьер впишутся буфет, ларь, камин, лавки с высоким изголовьем, длинный стол, украшенный резьбой. На окнах пусть висят льняные шторы, стены будут в светлых тонах натурального дерева, для пола нужно использовать массивную доску, а не ламинат или привычный для нас паркет. Все это создаст приятную, далекую от шумного города атмосферу.

Сундук не исчерпывает свою сказочную силу в русском стиле. Существуют так называемые этнические направления в дизайне помещений. «Содержимое» такого интерьера составляют предметы мебели, привезенные со своей исторической родины. Это похоже на антикварный стиль, но не требует «состаривания» вещей. Они могут быть абсолютно новыми – главное, чтобы в помещении царил особый колорит неведомых краев. Любовь к редким и красивым вещам – показатель не только богатства и аристократического вкуса человека. Так не происходит обезличивание быта, наполненного серийными неинтересными вещами. Ведь каждый редкий предмет имеет свое лицо и свою биографию.

фото 5

Но если уж говорить конкретно об этностиле, сундук занимает тут почетное место. Помимо традиционных кованых сундуков, хорошо смотрятся и плетеные, очень похожие на короба (фото 4) . И те, и другие напоминают о жарких странах и зовут в путешествия, в дальние края. Такой дизайн интерьера и такой редкий, красивый предмет мебели украсит дом, создаст неповторимую атмосферу и выгодно подчеркнет характер владельца жилища.

Вы будете удивлены, узнав, что в этническом интерьере будет уместен не только русский сундук, но и занзибарский (фото 5) . Он – элемент восточноафриканского колониального стиля. Именно занзибарский сундук считается среди дизайнеров самым оригинальным по сравнению с другими. Восточноафриканские сундуки завоевали свою популярность благодаря внешней привлекательности, долговечности и практичности. Материалом для изготовления этого особенного сундука служат разнообразные сорта местных тропических ценных пород дерева материковой части современной Танзании. Восточноафриканский стиль основан на арабских и индийских традициях обработки дерева. Неудивительно, что занзибарская резьба по дереву давно славится во всем мире (фото 6) .

фото 6

В зависимости от своих размеров, удивительный занзибарский сундук может быть и центральной фигурой в интерьерной композиции этностиля, и завершающим штрихом дизайнерского творения. Цена сундука не уступает его сказочному виду. В европейских странах стоимость колеблется в тысячах евро. Но в самой Танзании купить его обойдется на порядок дешевле.

Особое место сундук занимает в интерьере стиля винтаж. Это эпатажный стиль, символ элиты, утонченная эстетика. Это синтез культур, создающий ощущение благополучия и роскоши. Любители винтажа очень любят мебель «из прошлого». Комната таких хозяев напоминает постановочные театральные декорации к спектаклю о глубокой древности. Сундук поможет здесь навеять дух старинной, загадочной красоты. Это создаст большой простор для фантазии, придаст дому необыкновенный колорит, старые вещи как будто смогут удержать связь между прошлым и настоящим.

фото 7

Сундук найдет себе пристанище и в классическом интерьере, и в авангардном (фото 7) . Легко может претендовать на место в помещении ретро-дизайна. Сундук станет изюминкой комнаты, неким стилеобразующим элементом. И приятно удивит тех. кто ожидает типичной компоновки «шкаф-стол-кровать».

Сундучок – символ благосостояния - еще и оригинальный подарок на любой праздник. Он прекрасно вписывается в домашнюю обстановку благодаря природному материалу, из которого сделан. Если, например, Вы преподносите подарок мужчине - поинтересуйтесь так называемым «сундуком-баром», который оснащен удобными полочками. Маленький сундук для одной бутылки (например, дорогого вина или коньяка) тоже будет стильным и оригинальным подарком. Для женской половины можно подыскать и другие, аккуратно плетеные сундучки с необычной инкрустацией и красивой росписью, например, так называемый сундук «фалиант», который предназначен для хранения необходимых мелочей.

МАОУ СОШ с.Бердюжье
Информационный проект
«История сундука»
Подготовил учащийся 5б класса:
Ческидов Роман

Учитель: Верещагина Л.Н.
2017г

Содержание
I. Введение……………………………………….
II. Основная часть………………………………..
1. Что такое «сундук» ?..............................................

3. Технология изготовления сундуков. Сундучный
промысел……………………………
III. Заключение………………………………………
IV. Список литературы……………………………..
V. Приложение……………………………………...

I. Введение
Цель исследования: узнать историю возникновения сундука, узнать, как выглядели
сундуки у разных народов (русских, татар, чуваш).
Задачи:
 Выяснить назначение сундука.
 Выяснить содержимое сундука
Объект исследования: Прабабушкин сундук и его содержимое.
Как­то посетив школьный музей, я обратил внимание на одну старинную вещь. Возле стены
стоит сундук. Сундук ­ предмет, история которого уходит своими корнями в далекое
прошлое. У многих он вызывает ассоциации с чем­то очень древним и музейным. Возможно,
что и сейчас у некоторых жителей сохранились в память бабушкины сундуки. Эта тема
заинтересовала меня, и я решил посвятить своё исследование «тайне бабушкиного
сундука».
Моё исследование
II. Основная часть
1. Что такое «сундук»?
Первый вопрос, который меня заинтересовал ­ "Что такое сундук?". Чтобы ответить на
него, я заглянула в справочники и вот что там обнаружила.
Согласно словарю С.И.Ожегова, «Сундук - ящик с крышкой на петлях и с замком,
обычно окованный, для хранения вещей».
История сундука берёт свое начало в Древнем Египте. Известно, что все восточные
народы – египтяне, арабы, персы, ассирийцы и многие другие, даже в поздние века, вместо
шкафов пользовались сундуками.В России сундук оставался самой главной мебелью вплоть
до XIX века.
Сундуки были очень распространены и получили в народе разные названия. Видов
сундуков огромное множество (приложение №1). Они изготавливались различных
размеров, цветов, с применением различных пород дерева.
Сундук ­ мебель, украшавшая дома разных народов и культур с древних времен.
Оказывается, он является прародителем современной мебели: шкафа, кресла, комода,
кухонного дивана и даже кровати. История о сундуке начинается еще в Древнем Египте. В
нём хранилась домашняя утварь. Древние греки придумали использование сундуков как
лежанки и скамейки. Вплоть до ХIII века были распространены европейские сундуки,
которые выдалбливали в дереве. В Египте были распространены сундуки, почти все

разновидности которых дошли до нас. Украшались они богатым плоским цветным
орнаментом и иероглифическим письмом.
Греки и римляне употребляли древесные сундуки, похожие на египетские, для хранения
одежды. В Риме существовал вид обитых сверху бронзой сундуков, некое подобие
современных сейфов, которые никогда не передвигались и стояли традиционно в атриуме,
где спали мужчины. На юге (в Альпах) сундуки изготавливались из ели; на севере (на
германских, британских, скандинавских территориях) ­ почаще из дуба. С развитием
культуры быта увеличивается число находящихся в употреблении типов мебели, но сундук
остается одним из главных предметов мебели, выполняя роль шкафа и скамьи.
На Руси сундук известен со времён татаро­монгольских завоеваний, о чём говорит и
происхождение слова. В сундуках татарские воины переносили собственный скарб, в их же
хоронили воинов. На Руси были распространены два вида сундуков ­ с плоской откидной
крышкой и выпуклой. Они различались также по размерам: от малеханьких, близких к
шкатулкам, предназначенных для хранения ценных украшений, бытовых мелочей, средств,
до большущих, предназначенных для одежды либо товаров.
В раннее Средневековье сундук превратился в элегантный шкаф с дверками, украшенный в
готическом стиле резными филёнками. Позже, дополнив стандартный сундук выдвижными
ящичками, европейцы создали изысканный комод. Во время развития готического стиля
появилось кресло. Оно было создано на основе сундука, к которому приделали
экстравагантные подлокотники, ножки, спинку и сидение из мягкого текстиля.
На Руси издревле сундуки служили для бережного хранения одежды, приданного для
девушки, семейных ценностей и реликвий. Часто, накрытый мягким матрасом сундук,
превращался в удобную лежанку.
Пусть сундук и родился где­то за далекими морями, у нас он считается исконно русской
утварью. Миру были известны русские, макарьевские сундучники. Утварь эту делали из
дерева как на гвоздях, так и без них – на шипах, встык или на клее. Собственно говоря,
ничего не изменилось и через века. Сундуки схожи по своей конструкции. А вот декор!
Кованое железо, вставки из других пород дерева, обтяжка как внутри, так и снаружи
тканью, кожей.
«Сундук - ящик с крышкой на петлях и замком, обычно окованный и соскобами, для
хранения вещей»1
Сундук ­ предмет, история которого уходит своими корнями в далекое прошлое. Простой
ящик, сколоченный из досок, приобрел крышку, запор и орнамент в эпоху неолита в
хозяйствах земледельцев и переродился в сундук. В хозяйстве дикарей было множество
мелких вещей, таких как камни для растирания зерен, кусок мягкого дерева для добывания
огня, смола для прикрепления кремней к дереву. Всю эту домашнюю утварь необходимо
было где­то хранить, или как­то переносить. В те далекие времена люди пользовались для
переноса предметов необходимых для поддержания жизнедеятельности мешками из шкур
убитых животных. Когда человек стал вести оседлый образ жизни и не должен был таскать
весь этот скарб на себе, он стал хранить свои вещи, которые были ему дороги или весьма
полезны, в коробах из дуба или в ящиках из досок.2

В России сундук оставался самой главной мебелью вплоть до XIXвека.
Сундуки были очень распространены и получили в народе разные названия. Их именовали
ларцами и коробами, шкатулками и укладками, скрынями и ковчежцами. Видов сундуков
огромное множество. Они изготавливались различных габаритов, цветов, с применением
различных пород дерева (дуба, ясеня).
Прообразом русского сундука является бондарное или долбленоекубло, в которых
хранили приданное и другое ценное имущество.
Раньше всего у русских появились скрыни. Вначале это был ритуальный предмет, в
котором хранили «святые» реликвии. Русские называли скрыни и сундуками, и ларцами.
Судя по описаниям, скрыня ­ деревянный или металлический сундук любого размера, в них
традиционно хранили белье. Но иногда в них держали и
драгоценности. Скрыня
Другой разновидностью сундука является ларь(длинный ящик с крышкою,
для разного скарба и продуктов). Слово «ларь» заимствовано из
древнешведского «larr» ­
образом, ларь, в отличие от сундука –
ящик. Таким
европеец.
большой ящик,
ящик с
зернового хлеба или муки; то же, для продажи припасов на базара. Ларь
конецформыначалоформыЛарь ­
дощатый сруб, рундук, закрома;
навесн ю крышкою, откосом, для
оо
Ларец - искусно сделанный, украшенный ящичек для хранения вещей, дорогой,
изукрашенный ящичек для хранения разных вещей, главным образом
драгоценностей, шкатулка, сундучок.
Подголовные сундуки с наклонной крышкой называлиподголовками. Подголовок - это
деревянный (дубовый) невысокий сундук для поездок, с наклонной крышкой, окованный
железом, с замком. В нем перевозили деньги, драгоценности, ценные бумаги. Само название
говорит о том, что его можно было положить под голову - самое Сундук –
подголовник надежное место для сохранности. Сундучки­подголовки пользовались
большим спросом. «Подголовок - деревянная подставка с наклонной поверхностью (или
ларец с наклонной крышкой), помещаемая в
изголовье под подушку».
Небольшие по размеру и металлические изделия
получили название сундучок, или ковчежец.

Ковчег- небольшой сундучок, ящик из серебра или
дерева, обитый кожей. Более распространенным названием
было ларец или ларчик. В нем обычно хранили
драгоценности и украшения, в том числе и религиозные
святыни. Ковчег
Шкатула - ящик, обтянутый кожей или тканью,
железом. Вначале в них хранили посуду из стекла, держали
напитки, бумаги и драгоценности. Уменьшительное
наименование шкатулка.9
«Погребец - дорожный
сундучок для продуктов и
посуды»10
«Погребец - дорожный сундучок с напитками
и съестными припасами»11
«Коробья или коробейка - гнутый обычно из
осиновой обейчатки короб либо сундук…
круглый или с четырьмя тупыми углами. Она
оковывалась полосами».12 «Короб - лубяное
или Сундук – погребец берестяное изделие…»13
Коробья
Таким образом, деревянный сундук является предметом многофункциональным
и универсальным. Кроме своего прямого предназначения – хранить вещи, он украшал
помещение, вносил в него нотки народной культуры, старинного быта. Кроме того, сундук
часто использовался, как мебель, на нем сидели, а ночью спокойно спали, не опасаясь

воров. На Руси количеством сундуков измерялось богатство семьи. Однако прошло не так
уже много времени с тех пор, как сундук вышел из повседневного обихода. Еще в 60 – 70
годах XX века его можно было найти в любой русской избе.
Имеем ли мы сундук или никогда в жизни его не видели, само слово употребляем часто:
бабушкин сундук – копилка каких­то старинных вещей или даже идей, сундук истории –
давность, спрятать в сундук за семь замков – о жадности, сундук – о скрытном человеке,

А в общем сундуке на дне лежали тяжелые вещи: плюшевые жакетки, накрывные шали, т.е.
то, что использовали от случая к случаю. Выше шли полушалки, платки, кофты. И сверху –
самое интересное: вышивки, кружева. Слои перестилались тряпицами. Настоящий
праздник сундука (или сундуку?) устраивали в начале лета, в солнечный день, когда и
вещи, и сам сундук на просушку вытаскивали. На длинных веревках, поддерживаемых
кольями, такое разноцветье по селу полыхало! Сундук всегда содержал какую­то тайну.
Там хранились фотографии, документы, дорогие сердцу вещицы, разглядывание которых
было приурочено к дате, например, письма с войны, ордена и медали. В сундук прятали
сюрпризики для детей в виде парочки конфет. И сейчас дивен сундук– памятью о
временах, о людях…
Имеем ли мы сундук или никогда в жизни его не видели, само слово употребляем
часто: бабушкин сундук – копилка каких­то старинных вещей или даже идей,
сундук истории – давность,
спрятать в сундук за семь замков – о жадности,
сундук – о скрытном человеке,
старые авто обзывают сундуками, именем сундука компьютерное развлечение названо…
Таким образом, деревянный сундук является предметом, используемым человеком в
своей жизни в разных целях.Кроме своего прямого предназначения – хранить вещи, он
украшал помещение, так какимел рисунки народного творчества, старинного быта. Кроме
того, сундук часто использовался, как мебель, на нем сидели, а ночью спокойно спали, не
опасаясь воров. На Руси количеством сундуков измерялось богатство семьи.
2. Приметы и поверья, связанные с сундуками.
Сундук был не просто предметом мебели. К нему и отношение было особое. Ведь не о
каждом предмете мебели слагали приметы и поверья! А о сундуке они до сих пор
существуют. Например, такие:
Нельзя открывать сундук в один из дней Масленицы, чтобы не выпустить из него
богатство и удачу.
Свой сундук отдавать никому нельзя ­ сама замуж не выйдешь и той, кому отдала
­ счастья не будет.
Нельзя класть в сундуки детские вещи. Это считалось большим грехом, так как
одежда ребёнка пахла материнским молоком.

Существовали и народные традиции, связанные с сундуком. Например, такие:
При выкупе приданого на сундук садились младшие братья, сестры и племянники
невесты, которые назначали сумму выкупа.
Перед свадьбой сундук очищали от «нечистой силы». Для этого его обводили
зажженной свечой, иконой, сыпали щепотку соли. Затем клали деньги, хлеб, иногда посуду,
чтоб сундук всю жизнь не был пуст, чтоб молодые жили богато.
3. Технология изготовления сундуков. Сундучный промысел.
Следующий вопрос, на который мне захотелось найти ответ: «Как и где изготавливали
сундуки?» Вот, что мне удалось выяснить.
В XVI - XVII вв. самыми известными городами, где изготовляли сундуки,
были Великий Устюг и Холмогоры - крупные торговые города России на Северной
Двине.
Самыми богатыми были расписные сундуки Нижнего Тагила. На их стенках и крышке
рисовали до восьми картинок с сюжетами, списанными с гравюр(вид графики).
Чтобы изготовить сундук, требовались усилия мастеров разных специальностей: одни
делали деревянные ящики, другие – металлические замки, третьи – ручки, петли, четвертые
подготавливали железо, лакировали его, печатники и чеканщики украшали листы узорами.
Сундуки делали из тонких просушенных сосновых досок, а на стенки в определенной
последовательности набивали металлическую обшивку: грани украшали прочеканенными
или расписными полосами в косую клетку. На передней стенке врезали замок, к боковым
стенкам прикрепляли скобы – ручки.
III.Заключение
Мне было очень интересно писать эту работу, находить информацию в разных
источниках, обрабатывать её, делать выводы. Я расширил свои знания: узнал, какие бывают
виды сундуков, приметы и поверья, связанные с этой старинной мебелью.
Нельзя смотреть в будущее, забывая о прошлом. Мудрые люди говорят: «Не зная
прошлого, не построишь жизнь в будущем».
На основе результатов исследования можно сформулировать следующие выводы:
 Сундук господствовал в доме знатных, и бедных людей уже в 13 веке.
 Сундук­незаменимая вещь в быту, самая важная мебель, хранилище добра, кровать
и сиденье одновременно.
 Функции сундука ­ сохранение разных вещей. Сколько интересного может
рассказать его содержимое! А главное, что это не только скопленное добро, это­
целая жизнь.
 Сундук украшает интерьер, вносит в него нотки народной культуры, старинного
быта.

 История сундуков ­ это судьба наших предков, во многом схожая с судьбами людей
разных поколений.
IV. Литература
1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1968.
2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. 1990.
3. Миллард Энн «История в школе и дома»: М. «Росмэн» 1997
4. А.П.Рогов. Мир русской души.­ М.: Терра – Книжный клуб, 2002
5. Современный толковый словарь русского языка Т. Ф. Ефремовой.
6. Большой Энциклопедический словарь.
7. Газета «Земля Ветлужская» за 19 мая 2009 года.
8. Доброслава (Любимова Е. И.) «Обрать­дорога».
(славянские уроки Доброславы.)
9. Интернет­ресурсы.