Урок окружающего мира. Как человек познает окружающий мир. Как человек познает мир? III. Сообщение темы урока. Изучение нового материала

Открытый урок
Как изображают Землю.
Представление о Земле
древних народов. Модель земли

Цели :

познакомить с представлениями древних народов о форме и движении Земли;

формировать представления о глобусе как модели Земли;

развивать воображение, познавательный интерес к истории развития знаний о форме Земли, умение рассуждать;

воспитывать желание узнавать новое.

Оборудование : иллюстрации (представления древних о форме Земли, изображения старинных глобусов); карта полушарий.

Ход урока

1. Организационный момент.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять.

Учитесь тайны открывать

Ответы полные давать

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку “5. ”

2.. Проверка домашнего задания.

1. Фронтальный опрос .

Чем карта отличается от плана?

Что можно узнать по географической карте?

Что и как изображают на исторической карте?

2. Показ по физической карте России природных и географических объектов (реки, озера, равнины, горы и т. д.)

3. Работа по карточкам.

Карточка 1. Соедините линиями понятия и слова, поясняющие их.

Карточка 2. Соедините линиями возможный масштаб.

4. Проверка домашней работы в рабочих тетрадях (задания № 24, 25).

III. Тест - опрос

Разгадайте кроссворд и прочитайте ключевую фразу. Она является темой нашего урока.

1. Местность, которую мы видим вокруг себя.

2. Изображение вида предмета сверху.

3Число, показывающее во сколько раз размеры предметовуменьшены при изображении их на чертеже.

4. Система счёта суток, недель, месяцев, лет.

5. Единица измерения времени.

Ответы . 1. Горизонт. 2. Чертёж. 3. Масштаб. 4. Календарь. 5. Месяц.

Ключевая фраза : Земля.

Сегодня на уроке мы узнаем, как древние народы представляли Землю. Узнаем, как изобразить не участок земной поверхности, а всю Землю.

Древние люди часто задумывались над тем, на чём держится наша земля. По этому поводу они вели примерно такие разговоры.

Инсценирование.

Знаешь ли ты, что держит Землю?

Вода высокая

Что держит воду?

Камень

Что держит камень?

Четыре золотых кита

Что держит золотых китов?

Река огненная

Что держит огонь?

Дуб железный…

А что вы знаете о форме нашей Земли?

А кто из вас знает, какая наука изучает Землю более подробно? (география)

Географию вы будете изучать в старших классах. Но сегодня у нас в гостях учитель географии Коновалова Ирина Алексеевна. Она подробнее расскажет о том, как раньше представляли нашу Землю и как представляют теперь.

Но перед этим отдохнём

Физкультминутка

Мы летим под облаками, А земля плывёт под нами:

Роща, поле, сад и речка, И дома, и человечки.

(Махать руками, словно крыльями.)

Мы летать устали что-то, Приземлились на болото.

(Несколько глубоких приседаний.)

IV. Изучение нового материала.

Слайд 1: Окружающий мир – это лишь первая ступенька в изучении естественных наук. На следующий год, когда вы будете пятиклассниками, вы поднимитесь ещё на одну ступень изучения – это предмет природоведение. В 6 классе этой ступенькой будет изучение предметов география и биология, а в 7 и 8 классах вы познакомитесь с науками физикой и химией.

Слайд 2: А, знаете ли вы, ребята что изучает наука география? В переводе с греческого Ге – это Земля, а графо – пишу, значит география – это землеописание или описание Земли.

Слайд 3: На уроках «Окружающий мир» вы уже познакомились с понятиями карта, план местности, горизонт, ориентиры, компас, масштаб, параллели и меридианы. Эти понятия неразрывно связаны с географией. Карта – это обязательный атрибут каждого настоящего географа, а набор карт называют атласом. У каждого на парте есть такой атлас.

Слайд 4: Со сторонами горизонта связан один из первых дошедших до нас споров в истории географии. Каждый шаг в развитии географии, как и любой другой науки, сопровождается спорами. Далеко не все они уже разрешены.

Древнегреческого учёного Геродота потомки назвали «отцом истории», потому что мы многое узнали о событиях древнего мира. Но Геродота можно назвать и «отцом географии». Он донёс до нас следующее предание. Речь пойдёт об Африке. Найдите её на карте в ваших атласах. А кто покажет Африку на карте у доски?

Примерно 2700 лет назад египетский фараон (царь) Нехо отправил из Красного моря на юг корабль, поставив морякам задачу обогнуть Африку (тогда её называли Ливией). Три года о корабле не было ни слуху ни духу. Но вот неожиданно по Средиземному морю с запада в гавань вошёл корабль. Это и были те моряки. Они всё-таки выполнили приказ фараона.

После Геродот напишет: «Говорят, по-моему, неправду, а другой кто-нибудь, может быть, и поверит, что, плывя вокруг Ливии, они имели солнце справа».

Как вы думаете, кто прав: Геродот или моряки?

Учитель объясняет по карте полушарий: - Если плывёшь из Красного моря вокруг Африки, путь вначале идёт на юг, затем поворачивает на запад. Значит, когда моряки плыли с востока на запад, они видели солнце справа, то есть на севере. Ясно, что Геродот этому не поверил, так как это противоречило его наблюдениям.

Почему Геродот усомнился в правоте моряков? (Мало было сведений о Земле, её форме).

Что необходимо знать, чтобы изобразить всю Землю? Что необходимо использовать для этого? (Размеры Земли, карту, необходимо использовать масштаб).

Необходимо ли нам знать форму Земли? (Необходимо, так как небольшой участок земной поверхности можно считать плоским и перенести его в определённом масштабе на лист бумаги (плоскость), а в случае с Землёй так не получится).

Какой же представляли Землю древние народы и как её изображали? (Учащиеся дают ответы).

Сценка: Сейчас мои помощники покажут вам отрывок из повести Л. И. Лагина «Старик Хоттабыч», как шестиклассник Волька Костыльков по подсказке джинна Хоттабыча, которого он извлёк из бутылки, доказывал, что Земля имеет форму диска:

«Если бы Земля была шаром, воды стекали бы с неё вниз, а люди умерли бы от жажды, а растения засохли. Земля, о достойнейшая и благороднейшая из преподавателей и наставников, имела и имеет форму плоского диска и омывается со всех сторон величественной рекой, называемой «Океан». Земля покоится на шести слонах, а те стоят на огромной черепахе. Вот так устроен мир, о учительница».

Волька сам понимал, что несёт околесицу, но остановиться не мог. От беспомощности у него слёзы на глазах выступили. Учитель решил помочь ему и задал ещё вопрос.

Ну, Костыльков, вытри слёзы, не нервничай. Расскажи-ка, что такое горизонт?

Горизонт? – обрадовался Волька. – Это просто. Горизонтом называется воображаемая линия, которая…- Но за стеной снова закопошился Хоттабыч, и Костыльков снова пал жертвой его подсказки.

Горизонтом, о высокочтимая,- поправился он, горизонтом я назову ту грань, где хрустальный купол небес соприкасается с краем Земли».

Какие ошибки допустил Волька? Как представлял Землю, её форму джинн Хоттабыч?

Слайд 5: Всё правильно. Именно так и думали.

Слайд 6, 7: Почему именно так они изображали Землю? Знания человека в древности о мире по существу сводились к знакомству с ближайшей округой. Вы можете судить об этом и по старым картам.

Слайд 8 – 12: Во время путешествий, а тем более в обыденной жизни, эта округа разворачивалась перед человеком как свиток бумаги, на которой один ландшафт сменял другой. В каждом данном месте земная поверхность на взгляд выглядела плоской. Значит, сумма таких поверхностей тоже должна быть плоской. Отсюда естественно вытекало представление о плоской Земле.

А как, вы думаете, представляли Землю наши предки славяне? Ответ на этот вопрос я предлагаю вам найти в ваших учебниках на странице 52-53. (Зачитывают найденные ответы).

Но тогда же, в древности, возникло несколько «почему», на которые представления по плоской Земле не давали ответа:

Почему корабль, удаляясь от берега, вдруг исчезает из вида?

Почему наш взгляд наталкивается на какую-то преграду, на линию горизонта?

Почему с подъёмом на высокую точку горизонт расширяется?

Почему моряки, плывшие вокруг Африки с востока на запад, видели солнце справа от себя?

Почему во время лунных затмений тень Земли, надвигающаяся на Луну, имеет круглые очертания?

Эти вопросы породили ряд предположений о форме Земли. В науке такие предположения, ещё не доказанные, называются гипотезами. Землю считали и плоской, и цилиндрической, и кубической.

Слайд 13: Греческий математик Пифагор, живший в V веке до новой эры, считал её шарообразной, но доказать правильность своей точки зрения не мог.

Так завязался «великий спор» в географии. Сначала он касался только вопроса о форме Земли. Затем его рамки расширились и главным стал уже вопрос о месте Земли во Вселенной. Спор растянулся более чем на две тысячи лет, вовлёк в свою орбиту не только учёных, но и людей далёких от науки, но обладавших властью. В нём были прорывы вперёд и откаты назад, торжество одной точки зрения и преследования сторонников других. Завершился спор по историческим масштабам совсем недавно – на рубеже XIX столетия.

Слайд 14: Великий греческий учёный и мыслитель Аристотель жил в IV веке до новой эры. Он рассмотрел разные гипотезы и пришёл к выводу, что Земля может быть только шарообразной. При этом он опирался на два из приведённых выше вопроса – о горизонте и о наблюдении за тенью Земли во время затмений.

Слайд 15: В самом деле, лишь признав шарообразность Земли, можно объяснить появление горизонта. Правда, в некотором роде подобный эффект может быть и при цилиндрической форме Земли, но при цилиндре горизонт был бы виден только в двух из четырёх сторон света, в двух других наш глаз видел бы бесконечно далеко.

Слайд 16 : Особенно ясно указывали на шарообразность Земли лунные затмения. Ни цилиндр, ни куб, ни какая-либо иная форма не могут дать круглую тень, а плоский круг не может иметь горизонта.

Слайд 17: Так, соединённые вместе, два рассуждения приводят к однозначному выводу: Земля имеет форму шара.

Точка зрения Аристотеля была воспринята большинством учёных того времени, да и последующих времён. Опираясь на неё, Эратосфен, тот самый, который дал название нашей науке – географии, хитроумным методом, основанным на разнице в длине теней в полдень в разных точках Земли, сумел впервые вычислить величину окружности земного шара. Это было во II в. до н.э.. По расчётам Эратосфена, она равна 39 500 киллометров.

Это очень близко с нашими современными данными, которые получены спустя более чем две тысячи лет при помощи самых точных приборов – 40 008 киллометров.

Как вы думаете, какая модель более соответствует реальной форме Земли? (Круглая, а это модель – глобус).

Шарообразной форме Земли соответствует модель в виде шара.

Поняв, что Земля не плоская, а шарообразная, люди стали создавать её модели, многократно уменьшенные копии, своего рода игрушечные земли – глобусы. Да и слово «глобус» по латыни – это шар.

Слайд 18: Самый древний глобус, который дошёл до нас, был создан в 1492 году немецким учёным Мартином Бехаймом. Это был год открытия Колумбом Америки, что, однако никак не отразилось на содержании глобуса. На нём отсутствует пол мира. Почему? Да и не могло быть иначе, если даже сам Колумб до конца жизни был убеждён, что он побывал в Азии, а не в Америке. Глобус Бехайма даёт нам представление об уровне географических знаний накануне эпохи Великих географических открытий в XVI XVIII вв. На глобусе Бехайма нет таких материков как Австралия и Антарктида, т.к. они были открыты гораздо позже. И об этих открытиях мы с вами поговорим на уроках географии в 6 классе.

Слайд 19: Практическим доказательством шарообразности Земли стало первое кругосветное плавание Фернана Магеллана. В 1519 году флотилия из пяти кораблей вышла из Испании, прошла вдоль восточного берега Южной Америки, обогнула её через пролив и вышла в океан. В 1522 году экспедиция вернулась в Испанию, обогнув земной шар. Это и было доказательство шарообразности Земли. Правда, сам Магеллан погиб в стычке с туземцами на Филлипинских островах, а из пяти кораблей осталась одна «Виктория». Но это уже совсем другая история.

А сейчас, Вера Константиновна, познакомит вас с понятием синквейн.

6. Закрепление.

а)выборочное чтение текста стр.53

Как было написано о Земле в учебнике географии 600 лет тому назад.

7.Проверка усвоения знаний.

(синквейн)

V. Итог урока.

Кому урок понравился?

Что особенно запомнилось?

8.Рефлексия.

Наша земля – это очень красивая планета, но мы постараемся её ещё украсить. Я предлагаю вам выбрать смайлик, который соответствует вашему настроению, и поместить его на карту нашей страны.

(музыка)

Домашнее задание: учебник (с. 52–54).

Нарисовать нашу Землю в будущемю

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Земля и Вселенная. Смысл этих слов сегодня понятен каждому. Но слова эти существовали не всегда. На заре человеческой истории люди жили родами и племенами на обширных пространствах Европы, Азии, Африки. Они занимались коллективной охотой на крупного зверя, рыбной ловлей, собиранием плодов и кореньев.

Вопроса «что такое мир?» люди в то время просто не поняли бы. Их миром была та среда, в которой обитали данный род или племя, - с ее реками и лесами, пещерами и облаками... Недаром в ряде языков, в том числе и в древнерусском, слово «земля» некогда означало определенную географическую область или местожительство племени, народа. «О Русская земля, ты уже за холмом!» - восклицает автор «Слова о полку Игореве», и мы понимаем, что речь идет не о земном шаре, а о районе расселения восточных славян.

Повседневные наблюдения говорили также, что земля неподвижна и, кроме земного мира, не может быть ничего сущего. Небесная сфера, или твердь, была при этом необходима, чтобы объяснить, откуда берется вода, падающая с небес в виде дождя, града или росы, и почему она все-таки не заливает землю. Представление о небесной тверди хорошо подкреплялось падением «небесных камней» - метеоритов.

Изо дня в день, из года в год человек убеждался на опыте, что солнце, луна, планеты и звезды движутся по небу, восходят на востоке и заходят на западе. Но если уж сложилось представление о небесной тверди, не было ничего проще как прикрепить их к этой сфере и заставить двигаться вместе с ней. Для опровержения такого взгляда нужно было, по крайней мере, представить себе истинные размеры Земли и других небесных тел, их взаимные расстояния, понимать, что такое относительность движения и в чем состоит природа тяготения.

Астрономия - одна из самых древних наук. Еще на заре человечества охотники искали дорогу к своему стойбищу, ориентируясь по звездам. Большой толчок к изучению небесных явлений дал переход людей от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Сроки перегона скота и получения приплода определялись прежде всего по фазам луны. Сезоны в земледелии связывались с высотой солнца над горизонтом, с годовыми изменениями положения звезд на небе.

Так повседневные производственные нужды людей оказались тесно связаны с расположением небесных светил. Но объяснить научно эту связь человек в ту пору был еще не в силах. Поэтому он стал поклоняться солнцу и луне, планетам и звездам как могущественным и прекрасным богам. Религия тесно переплелась с наблюдательной астрономией, возникли так называемые «астральные», т.е. звездные, культы. И такие процессы совершались тех территориях нашей планеты, где люди переходили к оседлому образу жизни.

Историки древнего мира говорят, что уровень, достигнутый древней астрономией, был очень высок. Однако от нее была совершенно скрыта действительная природа изучаемых ею явлений. Древние астрономы, например, знали множество созвездий, могли рассчитать время захода и восхода луны, солнца, планет, наиболее крупных звезд, предсказывать солнечные и лунные затмения и т.п. Но при этом они совершенно ничего не знали (и не могли знать) о том, что представляют собой Земля, планеты и звезды, какое действительное положение занимают они во Вселенной.

Вселенная древних была очень маленькой и тесной. И это не удивительно: ведь люди, создавая свои представления о ней, не имели другого масштаба, кроме земного. Древние греки сделали первые шаги к правильному пониманию мира. Они порвали с религиозными мифами и впервые попытались понять устройство и масштабы мира с позиций науки. Исходные данные для этого они получили из путешествий и наблюдений.

Древнегреческий математик Пифагор (VI-V в. до н.э.), много путешествовавший, первым высказал мысль о шарообразности Земли. Философ Аристотель (IV в. до н. э.) доказывал, что Земля - шар, ибо в южных странах на небе появляются новые созвездия, не видимые в северных, а чем дальше мы двигаемся к северу, тем все больше появляется на небосводе незаходящих звезд. Он ссылался также на то, что во время лунных затмений тень от Земли имеет на лунном диске круглую форму. Спустя много столетий во время кругосветного плавания Магеллана это доказательство шарообразности Земли вернуло мужество его морякам, которые, находясь почти три месяца в водах Тихого океана, пришли в отчаяние, думая, что никогда уже не вернутся домой и не увидят суши.

Древнегреческий историк Геродот рассказывал услышанную им во время посещения Египта легенду о путешествии финикийцев вокруг Африканского континента. Геродот не поверил легенде, так как в ней утверждалось, будто, огибая Африку с юга и плывя с востока на запад, путешественники видели солнце в полдень с правой стороны, т.е. на севере! «Этого не может быть!» - восклицает Геродот, хотя, с нашей точки зрения, такой рассказ был лучшим доказательством пребывания финикийцев в Южном полушарии.

Постепенно идея о том, что Земля - шар, висящий в пространстве и ни на что не опирающийся, все шире распространялась среди античных мыслителей. Архимед писал: «Аристарх Самосский... полагает, что неподвижные звезды и Солнце не меняют своих мест в пространстве, что Земля движется по окружности вокруг Солнца, находящегося в ее центре».

Наконец, за 300 лет до нашей эры географ Эратосфен путем остроумного опыта определил подлинные размеры земного шара. Заметив, что в день летнего солнцестояния в городе Сиене (теперь Асуан) солнце стоит в зените и поэтому освещает дно самого глубокого колодца, он измерил угол падения солнечных лучей в тот же день в Александрии. Зная расстояние между этими городами, Эратосфен легко вычислил длину окружности земного шара. Его расчеты оказались близки к современным.

Шаг за шагом двигались люди к разгадке тайны мироздания. Однако на этом пути у них были два серьезных препятствия. Во-первых, люди не имели необходимых для наблюдения небесных тел приборов. Во-вторых, успехи античной науки были на много столетий приостановлены возникновением христианства.

Кстати об Александрии и знаменитой библиотеке (около 415г.н.э.):

Так как она (Ипатия) очень часто беседовала с Орестом (префект Александрии), то её обращение с ним подало повод к клевете, будто бы она не дозволяла Оресту войти в дружбу с Кириллом (александрийский епископ). Посему люди с горячими головами, под начальством некоего Петра, однажды сговорились и подстерегли эту женщину. Когда она возвращалась откуда-то домой, они стащили её с носилок и привлекли к церкви, называемой Кесарион, потом, обнажив её, умертвили черепками, а тела снесли на место, называемое Кинарон, и там сожгли. …. Упомянутое событие произошло в четвёртый год епископства Кирилла, в десятый консульства Гонория и шестой Феодосия , в месяце марте, во время поста .

Еще в древнегреческой философии возникло течение, резко противопоставлявшее небесное и земное. В то время как великий материалист древности Демокрит (V-IV вв. до н.э.) развенчивал веру в богов и отрицал божественность небесных светил, Платон (V-IV вв. до н.э.), философ-идеалист, говорил, что астрономия изучает на небе идеальный мир, соответствующий достоинствам обитающих там богов. Платон учил, что все небесные светила прикреплены к хрустальным сферам и движение их равномерно и совершенно. Все небесное, по учению Платона, вечно и неизменно. Это представление поддерживал и ученик Платона Аристотель. Он считал, что земной мир состоит из четырех элементов - огня, воздуха, воды и земли. Но этот изменяющийся «подлунный» мир простирается только до луны, за которой расположен мир совершенный и неизменный, где господствует пятый элемент - невесомый эфир. Латинское название пятого элемента - квинтэссенция - и до сих пор сохраняется в нашем языке как символ чего-то самого главного в каждой вещи, явлении.

Представления Платона и Аристотеля оказали сильное влияние на картину мира, созданную греческим астрономом Птолемеем во II в. до н.э. Птолемей пытался объяснить видимые движения по небосводу планет Солнечной системы - Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна. Как теперь известно, путь этих светил на нашем небе приобретает сложный вид потому, что мы наблюдаем их, сами находясь в движении вокруг Солнца. Два движения складываются и дают сложную видимую кривую. Птолемей же считал, что Земля находится в центре мира и не может двигаться. Поэтому он придумал сложную схему, согласно которой Солнце оказывается на третьем месте от Земли, а каждая планета движется не только вокруг Земли, но еще и по дополнительным орбитам (эпициклам), объясняющим видимые пути планет на земном небе.

Система Птолемея была поставлена под сомнение польским математиком и астрономом Николаем Коперником (1473-1543).

Выдающийся мыслитель, Николай Коперник в течение более чем 30 лет разрабатывал идею гелиоцентрической картины мира (от греческого «Гелиос»-«Солнце»), в соответствии с которой Земля оказывается рядовой планетой, в числе прочих обращающейся вокруг центрального светила -Солнца. Коперник решительно отбросил былые предрассудки о том, что Земля является центром мира и центром тяжести, вокруг которого якобы должны двигаться все небесные тела.

Трактат Коперника «Об обращении небесных сфер» вышел в свет лишь незадолго до его смерти, в 1543 г. Он произвел настоящий переворот в представлениях ученых о Вселенной. Коперник доказывал, что не Вселенная движется вокруг неподвижной Земли, а, наоборот, Земля перемещается в космическом пространстве. Провозглашая идею относительности движения, великий польский ученый поставил вопрос о том, что видимое нашим взором должно быть понято с учетом движения того тела, откуда ведется наблюдение.

Однако до тех пор, пока гипотеза не была доказана, церковь не особенно тревожилась. Решительная борьба против коперниковских идей началась лишь после того, как итальянский ученый Галилео Галилей (1564-1642) направил в небо увеличительную трубу собственной конструкции.

Случилось это в конце 1609 г. Труба Галилея была, по сегодняшним представлениям, совсем маленькой: она увеличивала всего в 30 раз. Но открытия, сделанные Галилеем в течение нескольких месяцев, опрокинули все имевшиеся у людей представления о мире, его масштабах и устройстве.

Прежде всего оказалось, что небеса состоят из таких же материальных объектов, как и Земля: на Луне обнаружились горы, «моря» и долины; на Солнце - этом символе божественной чистоты - пятна (как теперь известно, возмущения солнечной атмосферы, создающие вихри на ее поверхности); Млечный Путь распался на бесчисленное множество отдельных звезд и т. д. Оказалось также, что неверна и теория о тяготении всех небесных тел к центру мира - Земле. Уже при первых наблюдениях Галилей обнаружил, что вокруг планеты Юпитер движутся четыре спутника и что, следовательно, во Вселенной помимо Земли могут быть другие центры притяжения.

Наблюдения Венеры обнаружили, что она проходит, подобно Луне, смену видимых фаз, приобретая вид то узкого серпика, то полного диска. Это было прямым доказательством ее обращения вокруг Солнца.

Так за несколько месяцев рухнула под ударами новых фактов вся средневековая картина мира. Недаром Галилея, совершившего этот научный подвиг, современники прозвали «Колумбом Вселенной».

Таким образом, изучение мира, окружавшего человека, привело к расширению его знаний о природе, к созданию целой системы наук, изучающих природу, к созданию естествознания.

Естествознание - система наук о природе, совокупность естественных наук, взятая как единое целое. В настоящее время под естествознанием понимают формализованное (физико-математическое) и неформализованное содержательное (например, биология, химия, география), конкретное (например, антропология) естествознание, т.е. точное знание о всем, что действительно есть во Вселенной или, возможно, есть во Вселенной. Это знание часто можно выразить в виде математических формул.

По своему содержанию и по методу изучения явлений природы естествознание может быть разделено на эмпирическое и теоретическое, а по характеру своего объекта - на неорганическое и органическое. Неорганическое естествознание имеет своим предметом механические, физические, химические и иные явления. Органическое естествознание своим предметом изучения имеет явления жизни, или живую природу. Конечно, такое деление естествознания является довольно условным, так как достаточно сложно разделить неорганические и органические вещества, то есть вещества относящиеся к живой и неживой природе.

Таким делением определяется внутренняя структура естествознания, классификация наук. В середине XIX в. целым рядов естествоиспытателей и философов, среди которых были Ф. Энгельс и химик Ф. Кекуле, на основе тщательного изучения истории развития естественных наук были выдвинуты идеи об иерархии наук в форме четырех последовательных ступеней: механика, физика, химия, биология. В настоящее время науки о природе (или науку о природе) подразделяют на такие более или менее самостоятельные разделы, как физика, химия, биология, психология. Механика включена в физику. Среди наук о природе появилась психология.

Физика имеет дело не только со всевозможными материальными телами, но и с материей вообще. Химия имеет дело со всевозможными видами субстанциональной материи, т.е. с различными веществами. Биология - со всевозможными живыми организмами. Психология изучает различные разумные существа. Но это деление достаточно условно, так как систематически возникают междисциплинарные проблемы, которые решают пограничные дисциплины (биофизика, биохимия, психофизика, физическая химия и т.д.).

Далее идет переход к общественным наукам и наукам о мышлении. Вся история естествознания показывает основу, на которой оно находится. Это логически обоснованная математика. Без математики невозможно решить никакие проблемы естествознания.

Между естественными и социальными науками располагаются технические науки (включая сельскохозяйственные и медицинские). Дифференциация наук и их интеграция в процессе развития человеческого общества привели к возникновению новых наук (квантовая механика, ядерная физика, биохимия, бионика, геохимия, космохимия и др.). Особое место занимает кибернетика, представляющая собой раздел технических и математических наук, но глубоко проникающая в другие естественные и общественные науки. Естественные науки вместе с науками о человеке и обществе являются составными частями общечеловеческой культуры. Известны многие литературные произведения, внесшие вклад в развитие естествознание. Такими являются диалоги древнегреческого философа Платона (428 -348 гг. до н.э.), поэма «О природе вещей Тита Лукреция Кара (1 век до н.э.), «Естественная история» Ж. Бюффона (1707 - 1788), труды М.В. Ломоносова.

Гуманитарные науки, литература, искусство, религия сильно влияют на развитие естественных наук, на формирование мировоззрения естествоиспытателей.

Во взаимодействии науки, технологии, литературы, искусства возникают новые виды искусств. Так возникло книгопечатание, радио, кино, телевидение, компьютерная графика и др.

Каждый предмет природы является сложным образованием, т.е. состоит и каких-либо частей. Так, вещество может состоять из молекул, молекулы - из атомов, атом - из нуклонов и электронов, нуклоны или антинуклоны - из кварков или антикварков. Кварки в свободном состоянии не существуют и уже не имеют отдельных составных частей. Но по современным космологическим представлениям потенциально могут содержать в себе целые квазизамкнутые макромиры, имеющие собственные составные части. И это можно повторять до бесконечности. В этом состоит макромикросимметрия Вселенной, или циклическая замкнутость ее структур.

Аналогично и естествознание как система наук о природе состоит из основных частей, последовательно вложенных друг в друга: космология, физика, химия, биология, психология. Кроме того, естествознание включает в себя многие другие, более частные естественные науки (астрономию, географию и др.).

Химия, имеющая своим непосредственным основанием физику, сама является основанием биологии и оказывается характерным ключевым примером для последовательного развертывания всего естествознания по магистральному восходящему пути от исходной физики до психологии. Психология, занимая высшее место, потенциально циклически замыкается с исходной физикой:

Какие свойства должна иметь совокупность естественных наук, чтобы она могла рассматриваться как целое? Решение этого вопроса можно найти в системном подходе, или системном анализе изучаемых объектов. Суть системного подхода легче понять, рассматривая развитие химии в первой половине XIX в. В 1830-х гг. шведский химик И.Я. Берцеллиус выдвинул электрохимическую теорию химической связи, согласно которой молекулы образуются из атомов за счет электростатического притяжения разноименно заряженных атомов или атомных групп. Так, например, хлорид натрия образуется при притяжении положительно заряженного натрия и отрицательно заряженного хлора: Na+Cl-. При этом каждый из этих элементов может существовать самостоятельно. Или сульфат натрия Na2SO4 состоит из двух оксидов Na2O и SO3 , которые за счет электростатического взаимодействия образуют данную молекулу. И в этом случае оба оксида могут существовать самостоятельно.

Но в 40-х гг. XIX в. крупнейший французский химик Шарль Жерар установил, что теория Берцеллиуса может быть применена только к редким примерам построения молекул. В подавляющем большинстве молекулы состоят из атомов и атомных групп, так прочно связанных, что их самостоятельное существование без существенного изменения их качественного состояния невозможно. Распад молекул на части приводит к качественно новым веществам. Так, метан СН4, теряя только один атом водорода, превращается в радикал метил, который в свободном состоянии существовать не может и образует этан: СН3 + СН3 -> С2Н6. При потере двух атомов водорода образуется метилен СН2, также не существующий в свободном состоянии и образующий этилен С2Н4.

Молекулу Жерар назвал унитарной системой. Ученый также показал, что существует два вида множеств: множество суммативное, или аддитивное (полученное путем простого сложения) и множество системное, или просто система. В отличие от аддитивного множества, система представляет собой такое множество элементов, в котором все элементы не только тесно взаимосвязаны друг с другом, но влияют друг на друга и качественно преобразуют друг друга. Жерар привел убедительные примеры, подтверждающие это положение. Так, один и тот же элемент водород в составе различных молекул проявляет себя в совершенно различных качествах. В молекуле водорода он нейтрален и очень прочно связан со вторым атомом водорода: энергия связи Н-Н равна 432 кДж/моль. В молекуле бромистого водорода HBr водород представляет собой положительно заряженный катион Н+, и энергия связи H-Br составляет 358,9 кДж/моль. В гидриде натрия NaH водород является отрицательно заряженным ионом Н-, и энергия связи Na-H составляет всего 196,7 кДж/моль. Таким образом, включая один и тот же элемент, система делает его различным в зависимости от связанных с ним партнеров.

Открытие Жерара заинтересовало философов, которые с его помощью нашли объяснение диалектическому закону перехода количества в качество, или переходу количественных изменений в качественные. Атомарный кислород О имеет одни свойства, молекулярный кислород О2 имеет другие свойства, а озон О3 имеет свойства, отличные от двух предшествующих. Следовательно, изменение качества под влиянием количественных изменений может происходить только в том случае, если объект имеет системный характер.

Таким образом, система - такая совокупность элементов, в которой существуют их взаимное влияние и качественное взаимное преобразование. Система представляет единое целое, из которого нельзя отнять ни одного элемента, не изменив при этом качества всего целого.

Беспощадный, постоянно повторяющийся звонок будильника бесцеремонно вытаскивает из колыбели сна, заставляя возвращаться в реальность покидая мягкую, теплую и уютную постель. Он настойчив и невыносим. Приоткрывшиеся глаза видят корпус часов, цифры на дисплее. Утро. Пора вставать и включаться в режим бодрствования, впереди рабочий день. Работу пропускать нельзя. За окном морозное утро, так хочется пойти в парк на лыжах или просто прогуляться, или остаться дома под теплым пледом с чашкой чая и интересной книгой, и чтобы никто не мешал. Ну да ладно, впереди выходные, а сейчас пора приступать к утренним ритуалам.

Обычная жизненная ситуации, какое отношение имеет к ней психология. Дело в том, что в любой ситуации, даже в самой обычной проявляются свойства человеческой психики сначала воспринимать и перерабатывать информацию, а потом переходить к действию.

Как человек познает окружающий мир.

Получаемую из окружающего мира информацию человек воспринимает при помощи органов чувств: зрения, обоняния, осязания, слуха, вкуса. В приведенном выше примере получаемая информация при первичном восприятии разбита на детали (звук, корпус часов, цифры на дисплее).

Затем начинают работать ощущения, которые разрозненные детали информации собирают и доводят до сознания сведения о внешнем мире: о цвете, о форме, о звуке и запахе, о тактильных свойствах предметов и т.п... Поставляемая ощущениями информация отражает отдельные свойства явлений и процессов и не является полной.

Объединяясь в единое целое ощущения, порождают , результатом которого становится завершенный образ, имеющий смысл. Переработкой информации помимо ощущения и восприятия занимаются память, внимание и мышление. При помощи внимания выделяется тот конкретный объект или процесс, который воспринимается человеком в данный момент или о котором он думает, вспоминает, размышляет.

От ощущений и восприятия информация передается мышлению, способному обобщить полученное и сделать соответствующий вывод (за окном мороз, зонт можно оставить дома, но на работу идти придется). К процессу подключается память, сохраняя нужную информацию или освобождаясь от ненужной. Тесно связанное со всеми перечисленными процессами воображение позволяет представить то, что еще не случилось, например выходной день, теплый плед, горячий чай и интересную книгу.

Не все поступаемые к нам из внешней среды сигналы осознаются и замечаются. Внимание выделяет только то, что доходит до сознания. Более слабые сигналы воспринимаются, но не осознаются до тех пор, пока на них не будет направлено наше внимание. К примеру, когда мы сосредоточены на звуке будильника, мы ощущаем воздействие на кожу имеющейся на нас одежды, но не осознаем это до тех пор, пока специально не обратим внимание на возникающие у нас ощущения.

Примерно такой же механизм у процесса познания окружающей действительности. На нас постоянно что-то воздействует, при этом часть мы воспринимаем и осознаем, часть воспринимаем и не осознаем, а часть вообще не воспринимаем. Это первый этап отбора информации. Затем фильтрацией и обработкой информации начинает заниматься память, мышление и воображение. Они воспринимают сигналы не из внешнего источника, а из человеческой психики, работая с отражениями сигналов - образами.

В дальнейшем переработанная информация применяется человеком на практике, уточняясь, дополняясь, углубляясь и пополняясь новыми данными.

Восприятие человеком сигналов из внешнего мира зависит от мышления, мышление связано с деятельностью. Человек с первых дней своей жизни познает мир. Ребенок старается все пощупать, понюхать, попробовать, одним словом получить информацию об окружающем мире. Становясь старше, он продолжает стремиться к получению информации о мире вокруг него.

Все что имеется в сознании человека связано с его собственным опытом. Опыт - эта та информация, которую он получил из внешнего мира при помощи источников восприятия. Он не удовлетворяется полученной информацией, а находится в постоянном поиске чего то нового, занимаясь изменением и преобразованием фактов и процессов окружающей его действительности.

Человек неспособен удерживать в сознании неизменяющуюся информацию, поэтому он постоянно преобразует её при помощи органов чувств.

Постоянно и ритмично повторяющиеся звуки приводят к изменению сознания и погружают человека в состояние транса.

Мозг человека испытывает потребность в получении информации из внешнего мира и обращается за ней к своим органам чувств. Скорость получения информации зависит от пропускной способности органов чувств, имеющих свои пределы. Этот процесс называется чувствительностью.

Поступающие в наш внутренний мир потоки информации образуют океан, в котором отражается окружающий мир. Это созданный нашей психикой образ мира, который имеет цвет, звук, запах, объем и эмоциональный отклик. Образ мира у каждого свой, ведь и не похож на других.

Окружающий мир - 3 класс
Тема урока: "Человек"
Задачи урока:

  • знакомимся с организмом и органами человека;
  • учимся прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать;
  • знакомимся с органами чувств их значением для человека;
  • учимся беречь органы чувств.

Итак, ребята, вы уже знаете, что живая природа образно делится на 4 царства: животные, растения, грибы и бактерии + город лишайников.

Как вы думаете, в каком царстве живет человек? Докажи, назови общие признаки человека и жителей того царства, которое ты выбрал.

Человек - часть живой природы. Это очевидно! Он дышит, питается, размножается, растет, развивается...., как и другие живые существа. Можно было бы по этим признакам отнести человека к животным. Но человеку присущи и такие качества, которыми животные не обладают.

Как ты думаешь, что есть у человека, но нет или не достаточно у животных?

Приведи примеры.

Человек может создавать то, чего не создавала природа сама. С точки зрения людей верующих, человек - создание бога, который был создан по образу и подобию своему. Не иначе, как творцом. По сути, мы вольны создавать и творить , чего не дано было животным. Но творить могут только те существа, которые имеют разум.

Человек - творец. Он сам может создавать свои миры, строит города, пишет книги, сочиняет музыку, рисует картины, создает технику, делает новые открытия.


Что мы имеем? Человек - это и часть живой природы, и часть общества (социума). Человек в отличие от животных передвигается на двух ногах, может мыслить, рассуждать, планировать свою деятельность, заниматься творчеством, создает самостоятельно орудия труда и разные вещи, в общении использует разные виды речи (устную, письменную, эмоциональную), изучает природу и самого себя...

Это потому, что человек имеет РАЗУМ.

А как вы думаете, где "жилище" разума человека?

Конечно, это головной мозг . У человека он особенно развит. Это наш внутренний компьютер. Состоит наш мозг из двух полушарий, как ядрышко в грецком орешке.

Благодаря этим двум полушариям мы умеем решать примеры и задачи, придумываем что-то, умеем ориентироваться в нашем трехмерном пространстве, читаем, пишем, размышляем, фантазируем, логически мыслим и многое другое.

Еще человек умеет переживать, сочувствовать, испытывать разные эмоции (радость, восторг, сочувствие, сожаление...). Каждый человек имеет свои особенности характера и свои человеческие качества, которые может сам регулировать и менять благодаря своему собственному ВЫБОРУ. Он САМ РЕШАЕТ, быть ему добрым или злым, жадным или щедрым, завистливым или самодостаточным. Мы называем это ВНУТРЕННИМ МИРОМ ЧЕЛОВЕКА или ДУШЕВНЫМ МИРОМ ЧЕЛОВЕКА. Когда мы хотим разобраться в своем внутреннем, душевном мире, мы становимся ПСИХОЛОГАМИ. Есть такая наука - ПСИХО ЛОГИЯ (с греческого языка это переводится так: "психЕ" = душа , "лОгос"-наука, знания )

В течение всей своей жизни человек ПОЗНАЁТ окружающий мир с помощью ОРГАНОВ ЧУВСТВ . Так происходит ВОСПРИЯТИЕ человеком окружающего мира.


А с помощью чего еще познает человек мир, в котором живем?

  • ПАМЯТЬ - наша кладовая. Благодаря ей человек накапливает в своем мозгу-компьютере знания и опыт. Для памяти ценны все ощущения, и приятные для человека, и отрицательные. Потому что это позволяет нам не повторять своих ошибок.
  • МЫШЛЕНИЕ - помогает нам сравнивать, классифицировать, обдумывать, устанавливать связи между предметами и явлениями, помогает нам делать выводы.
  • ВООБРАЖЕНИЕ - помогает нам представлять то, чего перед нами нет.

Восприятие, память, мышление, воображение работают не сами по себе, а ВМЕСТЕ. Так получается цельная сложная картинка жизни во всей ее красоте.

Очень важно научиться ценить все эти инструменты Жизни, которые помогают нам не просто существовать, а жить интересной, радостной жизнью.

Берегите свое здоровье, развивайте память, мышление, воображение. И будьте счастливы!


Органы чувств, м/ф для детей

Как человек познает мир

Язык - главный орган вкуса

Интересные факты об органах чувств


Как человек познает окружающий мир.
Для чего люди путешествуют.
Что изучает наука археология

Цели :

– систематизировать знания, полученные в 1–3 классах;

– сформировать представление о путешествии как способе познания окружающего мира, о науках, использующих результаты путешествий: геологии, географии, археологии;

– повторить понятия: исторические источники, краеведческий и исторический музеи;

– продолжить развитие мышления, любознательности, умений добывать знания из иллюстративного материала;

– воспитывать уважение к трудной и интересной профессии археолога.

Оборудование: предметы, необходимые путешественникам; письменные и вещественные исторические источники, обнаруженные археологами; предметы, необходимые археологам (кисточки, скребки, лопатки, скальпели); репродукция К. Брюллова «Последний день Помпеи».

Ход урока

I. Организационный момент.

Окружающая среда

Все – от тополя у забора

До большого темного бора

И от озера до пруда –

Окружающая среда.

А еще и медведь, и лось,

И котенок Васька, небось?

Даже муха – вот это да! –

Окружающая среда.

Я люблю на озере тишь

И в пруду отраженья крыш,

Брать чернику люблю в лесу,

Барсука люблю и лису.

Я люблю тебя – навсегда! –

Окружающая среда!

Л. Фадеева

II. Повторение и систематизация полученных учащимися в 1–3 классах знаний о живой и неживой природе, о человеке.

Учитель демонстрирует на доске рисунки: солнце, гора, озеро, медведь, бабочка, воробей, кувшин, дом, книга и т. д.

– Перед вами предметы окружающего мира.

– На какие три группы можно разделить все предметы окружающего мира? (Неживая, живая природа и изделия человека.)

На доске появляется схема 1.

– Что относится к неживой природе?

Учитель обобщает ответы учащихся и записывает на доске схему 2.

– Назовите небесные тела.

– Назовите формы рельефа суши.

– Назовите водоемы.

– На какие группы можно разделить водоемы? (Естественные и искусственные.)

– Какие природные явления связаны с неживой природой? (Облака, ветер, осадки, гроза, радуга, цунами, наводнения, смерч и др.)

– Какие правила безопасности следует соблюдать, бывая на природе?

– Что мы относим к живой природе?

Учитель обобщает ответы учащихся и демонстрирует на доске схему 3.

– Какие группы растений мы узнали?

– Какие явления происходят с растениями в связи со сменой сезонов? (Листопад, цветение, созревание плодов, образование семян, прорастание и др.)

– Чем важны растения для всего живого на Земле? (Они производят питательные вещества, образуют кислород.)

– Что надо знать о растениях, чтобы соблюдать меры безопасности?

– С какими группами животных мы познакомились?

– Какие явления происходят с животными при смене сезонов? (Спячка, линька, перелеты, смена стадий развития.)

– Какие меры безопасности надо соблюдать при встрече с разными животными?

– Как отличить живую природу от неживой? (Живые существа или организмы дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают.)

– Что мы узнали о человеке?

Учитель демонстрирует схему 4.

– Что мы узнали об организме человека?

– Какие органы информируют человека о состоянии окружающей среды? (Это органы чувств: орган зрения, орган слуха и т. д.)

– Назовите важные внутренние органы человека. (Сердце, легкие, почки, желудок и т. д.)

– Что такое здоровый образ жизни?

III. Сообщение темы урока. Изучение нового материала.

1. Для чего люди путешествуют?

– Как человек познает окружающий мир?

Учитель демонстрирует на доске схему 5.

– Как человек использует наблюдения? (Человек анализирует, обобщает свои наблюдения и делает выводы об объектах окружающего мира.)

– Как человек использует эксперимент? (Экспериментируя, проводя опыты, человек изучает свойства веществ, течение разных процессов и природных явлений, объясняет их.)

– Как человек использует полученные знания? (Для своих нужд и для научных открытий.)

– А для чего люди путешествуют?

– Какие задачи ставит перед собой путешественник? (Открытие новых земель, описание географического положения новых стран, описание земной поверхности, водоемов, растительного и животного мира и др.)

– Значит, цель путешествия зависит от задач, которые ставит перед собой путешественник.

– Какое же снаряжение необходимо для путешествий по суше? По воде? В космос?

– Выполните задание 1 в рабочей тетради.

– Сейчас мы узнаем о событиях в мире, об обычаях разных народов из телепередач, сообщений радио, газет, книг. Но в древности рассказать народам друг о друге могли только путешественники. Это хорошо подметил великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Царь Салтан в его сказке спрашивает заморских купцов:

Ой вы, гости-господа,

Долго ль ездили? Куда?

Ладно ль за морем иль худо?

– О каких путешествиях рассказывают древнегреческие мифы? (Путешествия аргонавтов, плавание царя Одиссея.)

– Путешествие корабля «Арго» с греческими героями-аргонавтами на борту полно встреч со сказочными чудесами, но сама цель его достаточно прозаична: аргонавты плывут за золотым руном на Кавказ. А что такое золотое руно? Руно – это обыкновенная баранья шкура. Золотой же она становится потому, что жители Колхиды – Кавказского побережья Черного моря – использовали шкуры при добыче золота. Бурные реки Кавказа, протекая по золотоносным районам, захватывали мельчайшие крупицы золота. Бараньи шкуры раскладывали по речному дну, чтобы такие крупицы запутывались в шерсти. Руно становилось «золотым», то есть насыщенным золотыми крупинками, которые потом выбирались из шерсти, просто вытряхивались. Сказка же само руно превратила в золотое.

– О каких путешествиях вы читали книги, смотрели телепередачи?

– Что ищут в своих профессиональных путешествиях охотники, рыбаки, геологи, географы, ботаники, зоологи, экологи? (Историки путешествуют в поисках живых свидетелей или документов, связанных с важными событиями, с деятельностью знаменитых людей и т. д.)

– Какова цель путешествия обычных туристов? (Расширить свои представления о природных и рукотворных богатствах, о своеобразии населяющих ее народов.)

– Как вы думаете, при всех трудностях все же где легче путешествовать – по морю (океану) или по суше?

– Что являлось в Древней Руси основными дорогами путешествий? (Реки. Летом – по воде на кораблях – ладьях, а зимой – по льду на санях люди путешествовали.)

– А сейчас пофантазируйте. Расскажите о возможных путешествиях в будущем. (Путешествие к новым планетам, к затонувшей стране Атлантиде и др.)

– О каких будущих путешествиях вы мечтаете? Что хотите узнать, где хотите побывать?

– А как можно путешествовать в прошлое?

– Какая наука изучает прошлое, древний мир?

2. Что изучает наука археология.

– Науку, которая изучает прошлое человечества, называют археологией. Что же изучает наука археология?

– Археолог ставит перед собой другие задачи. Ему интересно, какие вещественные исторические источники можно обнаружить при раскопках. Археолог ищет остатки древних поселений, наскальные рисунки первобытных людей и др. Поэтому он путешествует по местам древних поселений. Тщательно их обследует, бережно собирая даже маленькие кусочки разбитых глиняных сосудов, чтобы восстановить их первоначальную форму, увидеть орнаменты, которые использовали наши предки для их украшения. По таким вещественным источникам историки узнают, какие народы населяли этот край, какова была их культура, какими предметами быта и орудиями труда они пользовались в повседневной своей жизни.

– Что же может оказаться в рюкзаке археолога?

– Нарисуйте предметы, необходимые археологу для раскопок (задание 2 в тетради).

– Что называют «историческими источниками»? (Исторические источники помогают узнать, как изменилось человеческое общество, чем занимались люди.)

– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 8. Назовите письменные и вещественные исторические источники.

– Запишите в тетради (задание 3) письменные и вещественные источники.

– Где бы вы проводили археологические раскопки в своей местности, если бы были археологами? Что бы вы смогли найти?

– Где хранятся памятники древности? (В историческом, краеведческом музеях.)

– О каких важных археологических раскопках вам известно?

– В 1748 г. в Италии начались раскопки античного города Помпеи, засыпанного вулканическим пеплом в 79 году во время извержения вулкана Везувия.

В Русском музее в Санкт-Петербурге находится картина К. Брюллова «Последний день Помпеи».

(Учитель демонстрирует репродукцию.)

Извержение вулкана Везувий в окрестностях Неаполя погребло под потоками лавы и пепла города Помпеи и Геркуланум, а их жители, застигнутые врасплох, были заживо похоронены. Археологические раскопки Помпеи, письма Плиния Младшего к Тациту рассказали о катастрофе, опера Джакомо Пучини «Последний день Помпеи», искусство античности и Высокого Возрождения послужило материалом для картины К. Брюллова, в которой он в 1833 году изобразил это историческое событие. В этой картине на ступенях храма с коробкой кистей художник изобразил самого себя.

А. С. Пушкин посвятил этой картине такие строки:

Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется – с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Под каменным дождем, под воспаленным крахом

Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

V. Итог урока.

– Чем занимаются археологи?

– Какие исторические источники могут быть обнаружены в слоях земли?

Домашнее задание: рабочая тетрадь № 1 (задания 2, стихотворение); учебник (с. 5–11).