Семинар для педагогов дополнительного образования "использование игровых технологий в учреждении дополнительного образования" методическая разработка на тему. Разработка методического семинара "современное учебное занятие в учреждении дополнительного обра

Конспект семинара-практикума для педагогов дополнительного образования «Моделирование учебного занятия как условие повышения качества образовательного процесса»


Автор : Шейко Ольга Валентиновна, методист государственного учреждения образования «Слуцкий Центр детского творчества», Минская область, Республика Беларусь.
Описание: Семинар-практикум адресуется педагогам учреждений дополнительного образования детей и молодежи. Разработка содержит теоретические и практические материалы по структуре учебного занятия, типы и виды занятий, требования к цели и задачам учебного занятия.
Цель: отработка педагогами технологии моделирования учебного занятия
Задачи:
1. Сформировать четкое представление об организации и структуре учебного занятия в системе дополнительного образования.
2. Обучить четко и доступно формулировать тему учебного занятия, ставить цель и вытекающие из нее задачи.
3. Ознакомить с основными формами и методами проведения занятий, правильным выбором методов и средств.
4. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.
План проведения:
1. Входная анкета для педагогов
2. Методический диалог с педагогами
3.Выступление по теме семинара с показом мультимедийной презентации и параллельным обсуждением

5. Рефлексия. Заключительное анкетирование
1 .Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего сегодняшнего семинара-практикума – «Моделирование учебного занятия как условие повышения качества образовательного процесса». С одной стороны, она проста, и, казалось бы, давно уже всеми нами досконально освоена, с другой стороны, как показали результаты мониторинга, организованного и проведенного методической службой, у многих имеются определенного рода затруднения при составлении плана-конспекта занятия, при реализации этапов занятия. Поэтому мы сегодня систематизируем наши знания об учебном занятии, отработаем навыки моделирования целей и задач занятия.
Для начала предлагаю проверить уровень своих знаний по данной теме и ответить на вопросы анкеты. Педагоги заполняют входные анкеты.


2.Ведущий: И так, давайте вспомним, что же такое учебное занятие, его характерные признаки, особенности? А какие вы знаете типы учебных занятий? Какие формы занятий вы можете назвать, методы обучения? Какие из них вы используете в своей работе? Ответы педагогов.
3.Ведущий (обобщает): Учебное занятие – это основная и постоянно действующая форма организации обучения. В системе дополнительного образования – это коллективная (групповая, мелкогрупповая) индивидуальная) форма обучения, которая характеризуется постоянным составом учащихся; устойчивыми временными рамками (45 мин., 35 мин.).
Признаки, отличающие учебное занятие от других организационных форм:
это постоянная группа учащихся,
руководство деятельностью учащихся с учетом особенностей каждого из них,
овладение основами изучаемого материала,
работа по образовательной программе, утвержденному расписанию.
Имеется общепринятая классификация учебных занятий по дидактической цели:
1. занятие по ознакомлению с новым материалом;
2. по закреплению изученного материала
3. по применению знаний и умений;
4. по обобщению и систематизации знаний и умений;
5. по проверке и коррекции знании и умений;
6. комбинированное (несколько дидактических задач решается на протяжении одного занятия).
Формы организации учебной деятельности учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Метод (гр. «путь к чему либо»)- способ деятельности, направленный на достижение определенной цели.
Метод обучения – это способ деятельности педагога и учащихся, совокупность действий и приемов работы педагогов и учащихся; путь, по которому педагог ведет учащихся от незнания к знанию.
Основные методы обучения:
словесные (объяснение, рассказ, беседа, дискуссия);
наглядные (иллюстрация (таблицы, схемы, рисунки), демонстрация (слайды, фильмы);
практические (упражнение, практическая работа, дидактические игры).
В последнее широкое распространение получили интерактивные методы обучения:
- методы создания благоприятной атмосферы,
- методы организации коммуникации,
- методы обмена деятельностями,
-методы смыслотворчества,
- методы рефлексивной деятельности.
Формы организации учебных занятий :
- Беседа, консультация, моделирование
- Практические занятия. Проводятся с целью закрепления и применения знаний, овладения практическими умениями и навыками
- Семинарские занятия. Проводятся для развития интеллектуальной, познавательной деятельности, творческого мышления, выработки навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой, информационным материалом.
- Экскурсии. Это завершенный цикл поэтапного решения познавательной задачи. По классификатору: предшествующие, сопутствующие, последующие
- Занятие-игра (имитационные, ролевые игры, тренинги)
- Занятия с игровой состязательной основой: «Придумай проект», «Лото», «Домино», «Что? Где? Когда?», «Следствие ведут знатоки», «КВН», «Морской бой», «Поле чудес» и т.д.
- Занятия, опирающиеся на фантазию: «Сказка», «Творческий отчет», «Смотр выставки», «Вернисаж».
- Занятия, основанные на оригинальной организации изучения учебного материала: «Обозрение», «Размышление», «Аннотация», «Монолог памяти», «Портрет».
- Занятие по аналогии с организованными событиями: «Аукцион», «Ярмарка», «Конференция», «Концерт», «Бенефис», «Суд» и т.д.
- Занятия по аналогии с известными формами и методами деятельности: «Диспут», «Интервью», «Мозговой штурм».
А теперь давайте вспомним структуру учебного занятия. Какие основные этапы мы выделяем?
Структура учебного занятия - это совокупность его элементов, частей, обеспечивающих его целостность и достижение дидактических целей. Структура занятия определяется его целью, содержанием, методами, средствами обучения, уровнем подготовки учащихся. По различным основаниям можно выделять большое количество этапов учебного занятия, но, как показывает практика, педагогам наиболее удобна и понятна следующая структура занятия:
1. организационный этап (подготовительный и т.п),
2. основной этап,
3. заключительный этап,
4. рефлексия.
Организационный этап решает следующие задачи: организовать рабочее место, «настроить», «ввести» учащихся в курс познавательной деятельности, сообщить тему занятия, осуществить целеполагание и постановку задач.
Цель занятия – это предполагаемый результат, она должна быть конкретной и достижимой.
Требования к цели учебного занятия
- четкость и простота формулировки цели;
- диагностичность цели, т.е. отражает ли формулировка цели конечный (ожидаемый) результат;
- соотносимость цели содержанию учебного материала;
- перспективность цели, т.е. связь цели с темой учебного занятия (как одного конкретного, так и последующих занятий по данной теме);
- обоснованность постановки цели, т.е. чем вызвана: требованиями образовательной программы, особенностями детского коллектива, интересами учащихся и т.д.;
- операциональность цели;
- реальность достижения.
Одна из традиционных ошибок педагога при формулировании целей занятий становится абстрактность или излишняя масштабность: например, не может быть за одно занятие достигнута цель воспитания у детей любви к предмету, природе или формирование комплекса знаний, умений, навыков.
Задачи раскрывают цель, конкретизируют ее, определяют содержание основных этапов занятия. При планировании задач занятия их необходимо ставить с учетом возрастных особенностей обучающихся, их учебной подготовленности, воспитанности, развития.
Формулируя задачи, педагог отвечает на вопрос: «Как достичь цели?». Задачи делятся на 3 группы:
- образовательные,
- воспитательные,
- развивающие.
Обучающие задачи направлены на освоение учащимися системы учебных знаний и формирования предметных умений и навыков:
сформировать у учащихся представления о (понятия о) …;
выявить (выявлять)…;
познакомить, ознакомить, продолжать знакомить…;
расширить…; закрепить…; обобщить…; систематизировать…;
дифференцировать…; научить применять на практике…;
научить пользоваться…;
обучить…;
проверить…;
создать условия…
Развивающие задачи направлены на развитие познавательного интереса, способностей и задатков ребенка:
развивать внимание, память, мышление, воображение, познавательный интерес,
развивать творческие способности,
развивать любознательность,
развивать гибкость, логичность мышления, доказательность суждений,
развивать эстетические чувства и др.
Воспитательные задачи направлены на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности, социальных компетенций:
воспитывать любовь к малой родине,
доброжелательное отношение к окружающим,
доброту, искренность, чуткость, общительность;
формировать аккуратность,бережливость,трудолюбие,сдержанность и т.п.
Основной этап
Основное назначение: усвоение новых знаний, закрепление знаний, умений и навыков, самостоятельная работа, проверка усвоения материала (в зависимости от типа занятия).
Что необходимо для усвоения новых знаний:
1. Использование разнообразных источников знаний: наглядные пособия, мультимедийные презентации, видеофильмы, дополнительная литература, информация интернет-ресурсов;
2. Поэтапное усвоение новых знаний. Материал занятия разделяется на небольшие логические элементы, каждый из которых отрабатывается с учащимися до тех пор, пока не будет осмыслен и усвоен.
3. Новый материал изучается в определенном стиле: исследовательским путем, проблемным способом (от рассмотрения частных, составных элементов нового материала к обобщению и выводам; от постановки проблемы, формулировки гипотезы  к ее доказательству).
Процесс усвоения знаний учащимися:
1. Восприятие предмета
2. Осмысление, понимание
3. Применение на практике, обобщение знаний
4. Закрепление и применение полученных знаний
Заключительный этап. Основное назначение  подведение итога занятия в различной форме: опрос, викторина, презентация, защита творческих работ).
Рефлексивный этап – организация рефлексивной деятельности учащихся, получение обратной связи, анализ эмоционального состояния учащихся:
Чему сегодня научились, что нового узнали?
Что успели сделать?
Что не получилось? Над чем предстоит работать на следующем занятии?
Существует множество интересных рефлексивных методов и методик. Более подробно мы рассмотрим их на отдельном занятии.
4. Практикум «Постановка целей и задач занятия»


Педагоги распределяются по группам по 3-5 человек согласно их профилю деятельности. Каждая группа получает карточку с указанием темы занятия и его места в учебно-тематическом плане. В течение 5-7 минут группы должны сформулировать цель и задачи данного занятия. Результат зачитывается и обсуждается всеми группами (членами коллектива).
5. Рефлексия. Заключительное анкетирование (Анкета №2).
Приложение
АНКЕТА 1
Уважаемые коллегии! Просим Вас ответить на вопросы предлагаемой анкеты:
1.Какие типы занятий Вы знаете? (отметить «V»):

Занятие по ознакомлению с новым материалом
Занятие по обобщению и систематизации знаний и умений
Занятие по применению знаний и умений
Занятие-экскурсия
Занятие «Ток-шоу»
Занятие-викторина
Занятие по проверке и коррекции знаний и умений
Занятие по закреплению изученного материала
«Литературная гостиная»
Комбинированное занятие
2.Из каких этапов состоит занятие? (отметить «V»):
организационный мотивационный
рефлексивный целеполагания
проверочный контрольный
подготовительный интегрирующий
основной информационный
теоретический практический
развивающий обобщения и систематизация знаний
3.Какие формы работы Вы используете? (отметить «V»)
собирательные фронтальные
групповые активные
дифференцированные индивидуальные
4.От чего зависит постановка целей и задач занятия?
Спасибо за участие!

АНКЕТА 2
Уважаемые коллегии! Просим Вас ответить на вопросы предлагаемой анкеты:
1.Профиль Вашего объединения по интересам.
2.С помощью каких форм и методов организации занятий Вы можете повысить эффективность обучения учащихся?
3.Какие типы занятий вы предпочитаете использовать?
4.Какие типы занятий вызывают у Вас затруднения?
5.Какой этап проведения занятия вызывает у Вас затруднения?
6.Какой этап проведения занятия удается Вам лучше всего?
7.С какими методами обучения Вы хотели бы познакомиться?
8.Каким образом Вы определяете результативность проведенного занятия?
Спасибо за участие!

ксения Шаимова
Семинар-практикум по организации дополнительного образования в ДОУ в соответствии с ФГОС

Цель : Систематизировать знания воспитателей об . Совершенствовать умения педагогов при организация кружковой и студийной работы ДОУ.

Задачи :

1. Изучить теорию и практику об организации дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с ФГОС

2. Кружки как форма

3. Разработать вариативную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом кружковой и студийной работы.

Оборудование : Интерактивная доска

I. 1. Теоретическая часть :

1.1. «Организация дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с ФГОС »

В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование , но и дополнительное . Дополнительное образование в дошкольных учреждениях дает возможность выявить и развить творческие способности детей. На занятиях по дополнительному образованию идет углубление , расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности .

Дополнительного образования детей даёт возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы. При организации деятельности дополнительного образования детей детский сад учитывает :

Интересы детей и добровольность выбора ими кружка, секций, студий;

образовательных

дополнительного образования детей именно на ее основе;

Нормы нагрузки на ребенка.

Дополнительное образование детей в детском саду – одно из направлений творческого, физического, социально-личного и интеллектуального развития воспитанников помимо реализуемой в дошкольных учреждениях основной общеобразовательной программы дошкольного образования .

Наиболее востребовано дополнительное образования детей художественно-эстетического направления : по обучению детей различным техникам изобразительной деятельности - лепка из пластилина, нетрадиционным способам рисования, а также по физическому развитию дошкольников.

Дополнительное образования осуществляется во внеурочной деятельности, и осуществляется в течение всего учебного года педагогическими работниками и специалистами.

Дети занимаются 1 раз в неделю во вторую половину дня. Результаты деятельности детей выражаются в оформлении коллективных выставок, в издании альбомов, оформлении стенгазет, в проведении отчетных концертов.

1.2. Кружки как форма дополнительного образования в ДОУ ;

Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством взрослого (педагога) .

Цель дополнительного образования - внедрение новых вариативных форм дошкольного образования с целью повышения качества образовательного процесса и удовлетворения запроса общества.

Кружки в детском саду выполняют несколько функций :

- образовательную – каждый воспитанник ОУ имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений , навыков в интересующем его виде деятельности;

Социально-адаптивную – занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха» , научиться самоутверждаться;

Коррекционно-развивающую – воспитательно-образовательный процесс , реализуемый на занятиях кружка, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;

Воспитательную – содержание и методика работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.

Кружки как форма дополнительного образования в ДОУ могут открываться с различными целями :

1. Углубление и расширение базовых знаний, опережающее развитие ребенка или компенсирующие занятия (для детей с отставанием в развитии) .

2. Ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки государственной Программы (работа с одаренными детьми) .

3. Ознакомление с областями знаний и умений, включающих развитие самопознания, саморегуляцию, саморазвитие, формирование навыков межличностных коммуникаций.

Деятельность любого кружка регулируется нормативно-правовыми документами :

Уставом ДОУ;

- Образовательной программой ДОУ ;

Положением о кружке;

Программой кружка (цель и задачи, предполагаемый конечный результат) ; - Планом работы кружка на год;

Списком детей;

Расписанием деятельности;

Материалами контроля качества (результативностью) работы кружка (диагностические карты) .

Алгоритм деятельности педагога по созданию кружка (секции, студии) :

1. Изучение нормативно-правовой базы.

2. Выявление потребностей ОУ, родителей, детей в .

3. Анализ результативности работы по усвоению детьми государственной программы дошкольного образования .

4. Разработка (подбор) программы кружка.

5. Разработка плана кружка на учебный год.

6. Утверждение программы, плана работы кружка заведующей ДОУ.

7. Реализация плана работы кружка на практике.

8. Анализ результативности работы кружка.

9. Защита результатов работы перед родительской и педагогической общественностью. (уголки кружковой работы, выставки, участие в конкурсах, показах и т. д.)

Важно учесть, что организация кружков предполагает добровольное (без психологического принуждения) включение детей в деятельность, поэтому помимо подбора интересного содержания существует ряд конкретных условий :

организация рабочего пространства;

– возможность детей заниматься по своим силам и интересам.

– игровой характер подачи любого материала;

Руководители кружков организовывают свою деятельность посредством следующих форм :

С детьми :

Фронтальные занятия (групповые)

Экскурсии

Тематические прогулки

Развлечения, досуги

Участие в различного уровня конкурсах

С педагогами :

Консультации, мастер- классы, семинары для педагогов ДОУ

С родителями :

Консультации, мастер- классы, выступления на родительских собраниях , информация на сайте.

Кружки могут быть различной направленности :

1) Физическое развитие

2) Социально - личностное развитие

3) Познавательно-речевое развитие

4) Художественно-эстетическое развитие

Тематика кружков может быть разнообразна .

При организации деятельности кружков педагоги должны учитывать :

Интересы детей и добровольность выбора ими кружка;

Возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях;

Необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;

Понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;

Необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;

Нормы нагрузки на ребенка.

Схема разработки программы кружковой работы

1. Титульный лист

2. Пояснительная записка (актуальность, цели и задачи)

3. Ожидаемые результаты (предполагаемый результат)

4. Учебно-тематическое планирование

5. Диагностические карты, методы проведения диагностики

6. Список литературы

2. Практическая часть :

2.1. Составление примерных вопросов для выявление потребностей родителей, детей в дополнительных образовательных услугах .

2.2. Разработка (подбор) программы кружка (студии, секции) .

Ожидаемый результат семинара-практикума :

1) Повышение эффективности педагогической деятельности.

2) Улучшение качества предоставляемых образовательных услуг .

3) Создание и привлечение инновационных педагогических технологий.

4) Создание доступного дошкольного образовательного пространства .

«Игровые технологии» в педагогике понимаются как довольно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. «Педагогическая игра» обладает четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Центра развития творчества детей и юношества»

на тему:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Подготовил: методист «ЦРТДиЮ»

Сибилева Ю.П.

Каменск-Шахтинский

2017

Цель:

  • Определение значений игровых технологий в образовательно-воспитательном процессе.
  • Раскрытие методики организации игровой деятельности на занятиях в Центре развития творчества.
  • Ознакомление педагогов с различными типами занятий, проводимых в игровой форме.

Ход семинара

Часть 1. « Использование игровых технологий в образовательно-воспитательном процессе в учреждении дополнительного образования детей».

В современном темпе, в котором приходится заниматься нынешним детям, заставляет задуматься над тем, чтобы найти оптимальные методы для работы с детьми. Любому педагогу хочется, чтобы обучающиеся работали активно и увлеченно. Вот тут большая роль отводится игровым технологиям.

«Игровые технологии» в педагогике понимаются как довольно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. «Педагогическая игра» обладает четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

В любом учреждении дополнительного образования игровой метод можно использовать в следующих случаях:

  • как самостоятельную технологию для освоения понятий, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элемент более большой технологии;
  • как технологию воспитательного мероприятия.

Реализовать игровые приемы можно по следующим направлениям:

  • можно поставить педагогическую цель перед учащимися в форме игровой задачи;
  • образовательно-воспитательная деятельность учащихся подчиняется определенным правилам игры;
  • учебный материал можно использовать как средство игры;
  • можно использовать как мотивацию, когда вводится элемент соревнований, который и переводит педагогическую задачу в игровую;
  • педагогическая цель успешно достигается и связывается с игровым результатом.

При проведении исследований психологами было установлено, что при использовании игровых методов достигается высокий результат при усвоении материала, так как достигается существенное сближение учебного материала и определенной практической деятельности. В тоже время значительно усиливаются мотивация и активность обучения у детей.

Игра невероятно нравится участникам любого возраста. Обучающиеся готовы тратить очень много сил, времени, творческой активности на участие в играх. И именно поэтому игра, став средством педагогики, использует все эти возможности для достижения своих определенных целей. А это значит, что если педагог будет вкладывать образовательное содержание в игровую сферу, то наверняка сможет решить одну из ключевых проблем педагогики - проблему мотивации учебной деятельности.

Многие педагоги, поняв уникальность игры и увидев в ней мощный потенциал для того, чтобы преодолеть кризисные явления в образовании, уже многие годы успешно используют ее в своей деятельности.

Можно классифицировать педагогические игры по нескольким принципам:

1.По виду деятельности:

  • физические (двигательные)
  • интеллектуальные (умственные)
  • трудовые
  • социальные
  • психологические.

2. По характеру педагогического процесса:

  • Обучающие
  • Тренировочные
  • Контролирующие
  • обобщающие
  • познавательные
  • воспитательные
  • развивающие;
  • репродуктивные
  • продуктивные
  • творческие;
  • коммуникативные
  • диагностические
  • профориентационные
  • психотехнические и другие.

Все развивающие игры в педагогическом процессе можно условно разделить на несколько этапов, связанных с возрастными периодами обучения и воспитания ребенка. Это:

  • игровые технологии для детей дошкольного возраста;
  • игровые технологии для детей младшего школьного возраста;
  • игровые технологии для среднего и старшего школьного возраста.

Хочется представить некоторые виды игр, которые могут использоваться педагогами дополнительного образования на своих занятиях. Итак, это:

Игры-имитации. На занятиях происходит имитация какого-либо события, конкретная определенная деятельность людей и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность.

Для проведения игры-имитации помимо сюжета педагогу необходимо разработать и описать структуру события.

Игры-операции - помогают отработать выполнение определенных специфических операций. В ходе такой игры педагог моделирует соответствующий рабочий процесс. Игры такого типа проводятся в условиях, которые имитируют реальные.

Ролевые игры. Здесь отрабатывается тактика поведения, действия, конкретное выполнение функций и обязанностей определенного лица. Для проведения ролевой игры педагог разрабатывает модель ситуации и распределяет роли с «обязательным содержанием».

Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «ролевой игре». Это практически «театр», но социально-психологический, где у участников отрабатывается умение прочувствовать ситуацию в коллективе, оценить и изменить состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.

Ну а какие игры можно использовать в дополнительном образовании нам расскажет педагог дополнительного образования Фатеева О.Ю.

Часть 2. Виды педагогических игр, применяемых в дополнительном образовании.

(Из опыта работы Фатеевой О.Ю)

В своей работе я, педагог изостудии «Акварелька», использую такие виды педагогических игр:

Игры-упражнения.

Такие игры занимают обычно 10-15 минут. Они чаще направлены на совершенствование познавательных способностей обучающихся в объединении, а также являются хорошим средством для развития познавательного интереса, осмысления и закрепления материала. Это всевозможные головоломки, викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, загадки и другое.

Игры-путешествия .

Эти игры можно проводить как непосредственно на занятиях, так и в процессе различных воспитательных и массовых мероприятиях. Служат они целям осмысления и закрепления материала. Активизация обучающихся в играх-путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах и ответах. Игры-путешествия носят характер географических, исторических, краеведческих «экспедиций», которые можно совершать по книгам, картам, документам совместно с педагогом. Все они совершаются детьми в воображаемых условиях, где все действия определяются игровыми ролями: ученого, археолога, зоолога и т.д. Отличительной чертой таких игр является гибкость и активность воображения. В результате такой игры у детей рождается определенная деятельность творческого воображения. Игры-путешествия я использую в начале проектов, где предполагается определенная поисковая творческая деятельность.

Ролевая игра.

В этой игре инсценируются условия воображаемой ситуации и обучающиеся играют определенные роли. Именно в ролевой игре ребенок учится справляться с неопределенностью и жизненными ситуациями.

Игра-соревнование .

Этот вид игры может включать в себя все вышеперечисленные виды дидактических игр или же их отдельные элементы. Для проведения этой игры обучающиеся делятся на команды и между ними идет соревнование. Особенностью данной игры является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают здесь ведущее мест, а вот сотрудничество определяется конкретными задачами. Игра-соревнование позволяет педагогу в зависимости от содержания материала вводить в игру не только занимательный материал, а довольно сложные вопросы образовательной программы. В этом и состоит основная педагогическая ценность и преимущество данной игры перед другим.

Для наиболее лучшего понимания того, как сделать использование игр более эффективным для обучения и воспитания обучающихся, как использовать игры и на каких этапах предпочтительнее, я провела небольшое исследование среди обучающихся своего объединения и обучающихся других творческих объединений Центра. Также мною было проведено анкетирование. (Приложение 1).

Анализ ответов дал следующие результаты:

1.В пользу использования игр на занятиях были получены положительные результаты в 100 % объеме.

2.89 % обучающихся в нашем Центре хотели бы, чтобы игры использовались на каждом занятии, но только в том случае, если данная игра им интересна.

4.100 % детей нравится побеждать в игре. Это стремление к победе обеспечивает развитие обучающихся в игровой деятельности.

Ну и в конце своего выступления, я хочу сказать, что игра – это активная форма деятельности человека. Данная модель обучения с использованием педагогических игр, если сравнить ее с традиционной, является более перспективной. Занятия, проводимые по игровой методике, довольно сильно повышают интерес обучающихся к предмету и позволяют детям лучше запомнить формулировки и определения.

Часть 3 (практическая).

Мастер-класс ««Занятие-игра - одна из форм использования игровых технологий в образовательно-воспитательном процессе в дополнительном образовании».

Для того, чтобы с сегодняшнего семинара вы, уважаемые педагоги, могли унести с собой не только теорию, но и небольшой практический багаж, я подготовила для вас несколько вариантов занятий-игр.

Занятие – игра «Домино».

Для проведения занятия-игры необходимо подготовить карточки, каждая из которых делится на две части. В этих частях размещаем задания и ответы. Карточки раздаем участникам игры. Все участники по очереди расставляют карточки так, чтобы каждая следующая карточка была логически связана с предыдущей. Но здесь необходимо теоретически обосновать тот факт, который написан на карточке игрока. В случае, если участник неправильно выставил карточку или же не смог объяснить причину ее выставления, то его ход пропускается. Игрок может воспользоваться помощью арбитра, но при этом теряется 100 очков.

Выигрывает тот частник, который первым выставил все карточки.

Методические указания по организации занятия :

Игра проводится на занятии как один из этапов групповой работы для того, чтобы повторить и закрепить знания по всей пройденной теме или же по нескольким темам. В каждой группе обязательно должен быть судья, который будет оценивать правильность ответа. Судьей может быть наиболее успевающий ребенок данной группы группы, либо ребенок, которому оказала доверие наибольшая часть группы.

Примеры карточек к игре:

Занятие – игра «Лото»

Условия игры: в игре участвуют пять команд. Каждая команда получает карточку, где указаны только номера десяти вопросов. Педагог достает из мешка бочонок с номерами. Команда, у которой в карточке есть этот номер, получает право на ответ. Если ответ верный, то команда получает бочонок и ставит его на соответствующий номер в карточке. Если же команда не дает правильного ответа на вопрос, то бочонок остается у ведущего и право ответа получает другая команда, которая, в случае правильного ответа, получает жетон. За этот жетон можно выкупить тот бочонок, который был вынут из мешка, но остался у ведущего. Побеждает та команда, которая первой поставит бочонки на все номера карточки. Эту игру можно проводить на занятиях обобщающего повторения или по всему курсу.

(Используются бочонки от настоящего лото), карточки с номерами готовятся самостоятельно)

Занятие – игра «Аукцион».

На торги выносятся задания по какой-либо теме, которая заранее обговаривается со всеми участниками. В игре участвуют 3 – 5 команд. При помощи проектора на экран проецируется лот № 1 – пять заданий на данную тему (можно задания заранее написать на доске, на плакате, или же используются готовые, распечатанные тексты). Первая команда выбирает задание и назначает ему цену от 1 до 5 баллов. Если цена этой команды выше тех, что дают другие, то она получает задание и выполняет его. Остальные задания должны выкупить другие команды, Если задание решено верно, команде начисляются баллы, если же задание провалено, то баллы (или часть их) снимаются. Достоинства этой простой игры в том, что при выборе задачи обучающиеся сравнивают все пять задач и мысленно прокручивают ход их решения. Данная игра является прототипом игры «Самый умный».

В какую из представленных игр вам, уважаемые педагоги, хотелось-бы сейчас поиграть?

(Проводится игра, выбранная большим количеством присутствующих педагогов)

Рефлексия. Подведение итогов семинара.

Уважаемые педагоги! Подводя итоги семинара, хочется сказать, что игра - наиболее доступный для детей вид деятельности и прекрасный способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его чувства, эмоциональность, активность, потребность в общении.

Интересная и грамотно спланированная игра повышает умственную активность ребенка. Она способна решить более трудную задачу, чем на традиционном занятии. Но, однако, это не значит, что занятия должны проводиться только в игровой форме. Игра - это всего лишь один из методов, и она дает хорошие результаты лишь только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением.

Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на всех детей без исключения, формируют многие умения и навыки. Это и умение работать в группе, и умение принимать решения, брать ответственность на себя. Они прекрасно развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем. Таким образом, использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач.

Участники семинара передают друг другу солнышко, и тот человек, в руках у которого находится солнце, рассказывает свое мнение о семинаре.

Уважаемые коллеги, наша сегодняшняя встреча подошла к концу. Мы надеемся, что знания, которые вы сегодня получили или закрепили, пригодятся вам в вашей работе. До свидания. Всем большое спасибо за работу.

Приложение 1.

Анкета для учащихся.

  1. Нравится ли тебе, когда педагог использует на занятии игру?
  2. Как часто ты бы хотел, чтобы игра использовалась на занятии?
  3. Какую форму игры ты любишь больше: индивидуальную, групповую или парную?
  4. На каких занятиях тебе нравится играть (перечисли)?
  5. Бывают ли случаи, когда тебе не нравится игра и почему?
  6. Зависит ли твое желание от педагога, использующего игры?
  7. Что тебе больше всего нравится в игре?

СЕМИНАР «ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. АРТ-ПЕДАГОГИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 26 февраля в Муниципальном образовательном учреждении «Дворец детского и юношеского творчества Кировского района города Донецка» согласно плану работы районного методического объединения руководителей кружков был проведен семинар-практикум по теме «Инновационные формы работы педагога дополнительного образования». В работе семинара приняли участие 45 руководителей кружков, педагоги школ и учреждений дополнительного образования детей. В программе семинара рассмотрены следующие вопросы, актуальные для педагогов дополнительного образования: 1.«Арт-педагогическое сопровождение социализации детей в условиях дополнительного образования» (докладчик Бурлака С.Е., методист ДДЮТ); 2. «Арт-педагогика как система психологического сопровождения образовательного процесса» (докладчик Бурлака, методист ДДЮТ). Проведены мастер-классы: - «Арт-терапия: техника «Акватушь», «Монотипия» (педагог-мастер Орлова И.В., ДДЮТ); - «Многофункциональный сувенир из пряжи» (педагог-мастер Шапаренко Н.С. ЦДТ); - «Цветочные открытки на Пасху» (педагог-мастер Провоторова Л.В., ЦДТ); -«Работа над образом при изучении вокального произведения» (Шелкова Д.М., педагог ДДЮТ). Арт-педагогика является одной из наиболее активно развивающихся сегодня областей научного знания. Ее поле деятельности – проблема использования в педагогической и коррекционной работе различных видов искусства, воспитание гармонично развитой личности, трансляция общечеловеческих и духовных ценностей и адаптация человека посредством художественной деятельности. Участники семинара отметили, что сегодня в использовании элемента «арт» педагогами ощущается некоторая образность, поскольку в арт-педагогике искусство не является единственной целью деятельности, а становится лишь средством решения профессиональных задач. Иными словами, арт-педагогическая теория и практика при помощи средств искусства решает профессиональные педагогические задачи, без претензий на серьёзное художественное образование. И к очевидным достоинствам арт-педагогики можно отнести то, что ее грамотное и систематическое использование повышает возможности поиска новых творческих путей в педагогике в целом и в коррекционной педагогике в частности. Все это способствует лучшему освоению детьми наук и искусств, а также – духовному и нравственному развитию, которое так актуально на сегодняшний день. В работе мастер-классов было представлено использование различных элементов и техник арт-педагогики в предметной деятельности. Тематика подобрана таким образом, чтобы участники семинара могли использовать практический опыт коллег в своей работе с кружковцами, а также ознакомились с новыми современными прикладными техниками, используемыми в декоративно-прикладном творчестве и изобразительном искусстве. Следует отметить, что семинар проводился согласно месячнику «Фестиваль педагогического мастерства-2018»; собственный стиль творческой деятельности продемонстрировали в формате проведения мастер-классов педагоги, подлежащие аттестации в 2018 году По результатам проведения семинара из 22 опрошенных респондентов новизну отметили – 62 %, содержательность семинара и актуальность темы – 71 %, практичность - 85 % участников. Творческая атмосфера, новизна используемых педагогических технологий, интересные педагогические приемы, личное мастерство педагога-мастера – такие характеристики в основном дали коллеги педагогам, представляющим свое мастерство. Педагоги, участники семинара были ознакомлены с Порядком подготовки, организации и проведения мастер-класса, рассмотренного на заседании районного методического объединения руководителей кружков 25.08.2017, утвержденного приказом от 25.10.2017 № 208 Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дворец детского и юношеского творчества Кировского района города Донецка», а также с Положением о проведении конкурса-выставки декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства педагогов «Крылья вдохновенья».

Разделы: Общепедагогические технологии

Цель: осмысление необходимости и возможности применения современных технологий как показателя педагогической компетентности современного педагога.

– систематизировать теоретические знания о социально-педагогических понятиях в образовании "компетентностный подход", "компетентность": смыслы и содержание понятий;
– проанализировать и определить влияние применения современных технологий в контексте компетентностного подхода на качество образования детей;
– обменяться имеющимся опытом работы по проектированию способов перехода на компетентностный подход в образовательной практике учреждений дополнительного образования

Оборудование:

– компьютер, медиа-проектор, медиа-экран, музыкальный центр;
– презентация “Современные технологии как инструмент управления качеством образования” (Приложение 1 );
– карточки для игры “Последствия” (Приложение 2 );
– памятки “Условия формирования ключевых компетенций” (Приложение 3 );
– визитки, мячик, ручки, чистые листы бумаги, фломастеры.

План проведения семинара

  1. 1.Приветствие. Цели и задачи семинара. Сообщение плана работы семинара.
  2. 2. Упражнение “Представление”

  3. Вступительная часть
  4. Теоретическая часть
  5. Практическая часть
  6. 1. Деловая игра
    2. Игра “Проблема на ладошке”
    3. Игра “Последствия”

  7. Рефлексия
  8. Итог семинара

I.

1. Приветствие. Цели и задачи семинара. Сообщение плана работы семинара.

2. Упражнение “Представление”

Каждый участник оформляет в произвольной форме карточку-визитку, где указывает своё имя. Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Визитка крепится так, чтобы её могли прочитать.

Даётся 3-4 минуты для того, чтобы все участники сделали свом визитки и подготовились к взаимному представлению, для чего они объединяются в пары, и каждый рассказывает о себе своему партнёру.

Задача – подготовиться к представлению своего партнёра всей группе. Основная задача представления – подчеркнуть индивидуальность своего партнёра, рассказать о нём так, чтобы все остальные участники сразу его запомнили. Затем участники садятся в большой круг и по очереди представляют своего партнёра, начиная презентацию со слов: “Для … самое главное…”.

II. Вступительная часть

1. Эпиграф семинара.

Кто не хочет применять новые средства,
должен ждать новых бед

Френсис Бэкон

Френсис Бэкон – один из величайших эрудитов XVII века, современник Галилея и предшественник Ньютона, автор трактата “Опыт и наставления нравственные и политические”

Учитель и ученик растут вместе:
обучение – наполовину учение.

III. Теоретическая часть

Программа модернизации содержания образования затрагивает все стороны образовательного процесса. Её задача состоит в достижении нового качества – качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально–экономических условиях.

Традиционно вся отечественная система образования ориентировалась на знания как цель обучения (ЗУНы). Преобразования российского общества в целом и образования в частности обусловили изменение требований к обучающимся. “Выпускник знающий” перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на “Выпускника умеющего, творческого”, имеющего ценностные ориентации. Решению этой проблемы призван помочь компетентностный подход к обучению.

Рассмотрим понятия “компетенция” и “компетентность”, которые почти синонимичны.

“Компетенция” – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которая позволяет ставить и достигать цели.

“Компетентность” – интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте.

Обучающийся считается компетентным по результатам деятельности, если он способен применять усвоенное на практике, то есть перенести компетентность на определенные ситуации реальной жизни.

Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу, чтобы развивать у обучающихся ключевые компетенции? Какими профессионально-педагогическими компетенциями необходимо владеть самому педагогу для того, чтобы обеспечивать собственное профессиональное продвижение и развитие? При каких условиях компетенции перейдут на уровень профессиональной компетентности? Попробуем разобраться в этом вопросе.

IV. Практическая часть

1. Деловая игра

Участники делятся на три группы “обучающиеся”, “педагоги”, “эксперты”

Первый вопрос для обсуждения: когда обучающемуся не интересно учиться? Когда педагогу не интересно учить?

В течение 5 минут методом мозгового штурма участники составляют перечень причин и предоставляют группе “экспертов”, которые готовят информационную справку для аудитории.

Из ответов эксперты выделяют 2-3 наиболее актуальные для данной аудитории проблемы и озвучивают их.

Предположим, что выделены следующие проблемы:

1. Недостаточный уровень владение педагогом современными образовательными технологиями препятствуют формированию ключевых предметных компетенций.
2. Развитие у обучающихся способности самостоятельно решать проблемы в различных областях деятельности невозможно без практико-ориентированной направленности обучения.
3. Противоречие между фронтальными формами организации обучения и “пассивными” методами обучения с одной стороны и необходимость обеспечения деятельностного характера обучения с другой стороны.

Второй вопрос для обсуждения: станет ли педагогу интересно учить, а обучающемуся интересно учиться, если использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии и методики?

В течение 5 минут участники подбирают как минимум по 3 довода, которые, по мнению членов группы, доказывают эффективность технологии, способной повысить интерес к процессу обучения.

Из ответов эксперты выделяют 2-3 наиболее эффективные, по мнению данной аудитории, технологии и озвучивают их.

Предположим, что выделены следующие технологии:

– личностно-ориентированные технологии предусматривают приоритет субъект-субъектного обучения, диагностику личностного роста, ситуационное проектирование, игровое моделирование, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном, социокультурном и образовательном пространстве;

– здоровьесберегающие технологии, отличительной особенностью которых является приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье – обязательное условие образовательного процесса;

– информационные технологии позволяют индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать познавательную активность и самостоятельность обучающихся;

– игровые технологии позволяют управлять эмоциональным напряжением в процессе обучения, способствуют овладению умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения. В процессе игры дети незаметно осваивают то, что трудным было ранее;

– проблемно-развивающие технологии обучения способствуют развитию творческих способностей обучающихся; формированию критического мышления и положительных эмоций.

проектные технологии , суть которых состоит в том, что обучающийся в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты, проживает конкретные ситуации. В основе проектных технологий лежит метод проектов, который направлен на развитие познавательных навыков обучающихся, критического мышления, формирование умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве.

Компетентностный подход предъявляет свои требования к педагогам: поиску новых форм, методов, технологий обучения. Педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Система технологических знаний является важнейшим компонентом и показателем педагогического мастерства современного педагога.

В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако, исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными педагогами, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.

2. Практикум

Педагоги Центра применяют в практике своей деятельности современные технологии, активные методы обучения, новые формы проведения занятий и мероприятий.

Наиболее успешным мы считаем применение игровых технологий Н.Е.Щурковой. Мы имеем определённый опыт и результат в данном направлении.

Игра “Проблема на ладошке”

Ход игры:

Каждому участнику предлагается посмотреть на проблему как бы со стороны, как если бы он держал её на ладошке.

Ведущий держит на ладошке красивый теннисный мячик и обращается к участникам семинара: “Я смотрю на этот мяч. Он круглый и небольшой, как наша Земля в мироздании. Земля – это тот дом, в котором разворачивается моя жизнь. Что бы я сделал с моей жизнью, если бы полностью был властен над ней?” (музыкальное сопровождение: музыка вселенной)

Участники поочерёдно держат на ладошке предмет, символизирующий проблему, и высказывают своё личностное отношение к ней.

Комментарий конце игры: успех игры возможен при соблюдении двух условий.

Во-первых, – наличие предмета, символизирующего проблему. Это может быть свеча, цветок, орех, шишка… – практически любой предмет, но главное, отвечающий требованиям эстетического вкуса. Профессионализм педагога заключается не в подборе предмета, а в умении предъявлять его детям. Предъявлять предмет не вещно, объективно, а в его социокультурном значении. Свеча – огонь, свет, человеческая мысль, разум. Цветок – не растение, вырабатывающее кислород, а Красота мира.

Во-вторых, здесь не может быть “правильных” и “неправильных” ответов. Главное – движение мысли. Наши проблемы не могут существовать только внутри нас, если существование понимать как жизнь в мире людей.

– Человеку, в отличие от животных, свойственно предвосхищать события, предвидеть будущее путём логических операций, анализа событий, поступков, слов, действий. На умение предвидеть последствия влияет наш опыт.

Ход игры:

  1. Участник сообщает о совершенном действии
  2. (действия написаны на карточках: “Я принёс и вручил цветы хорошему человеку”, “Я грубо надсмеялась над коллегой”, “Я люблю приврать, приукрасить, сболтнуть, прихвастнуть”, “Я начала курить”, “Нашла чей-то кошелёк и присвоила себе деньги”, “Я много читаю”, “Начала по утрам делать зарядку”, “Я сказала некрасивой, что она некрасивая”, “Забываю, зачем прихожу на работу”, “всегда довожу любое дело до конца”).

  3. Перед участником возникают поочерёдно Последствия происшедшего, произнося: “Я
  4. твоё последствие первое, я говорю тебе…”.

    Последствие-1 сообщает, что последует “сейчас” после совершенного участником; Последствие-2 предупреждает, что ожидает субъекта “через неделю”;

    Последствие-3 рисует картину “через месяц”;

    Последствие-4 предвидит неотвратимое “в зрелые годы”;

    Последствие-5 сообщает об итоге, к которому придёт участник в конце жизни.

  5. Выслушав предсказания будущего, участник принимает решение: либо он отказывается совершать в дальнейшем проделанное, либо он утверждается в значимости для своей жизни того, что он совершает.

Вопрос участникам семинара в конце игры : что думалось во время игры?

V. Рефлексия

1. Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”: “Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя”. Что могут означать для нас эти слова? (Ответы педагогов).

По существу в этих словах заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. Следует подчеркнуть, что любые педагогические инновации должны использоваться грамотно, и педагог должен всегда руководствоваться принципом: “Главное – не навредить!”

2. Вопрос к участникам семинара:

– Что является условием формирования или развития компетенций.

Итак, ключевые компетентности формируются , если (Приложение 3 ):

  • обучение носит деятельностный характер;
  • идет ориентация образовательного процесса на развитие самостоятельности и ответственности обучающегося за результаты своей деятельности (для этого необходимо увеличить долю самостоятельности работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера);
  • создаются условия для приобретения опыта и достижения цели;
  • применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность педагога за результаты своих обучающихся (проектная методика, реферативный подход, рефлексия, исследовательский, проблемный методы, дифференцированное обучение, развивающее обучение);
  • происходит усиление практической направленности образования (через деловые, имитационные игры, творческие встречи, дискуссии, круглые столы);
  • педагог умело управляет обучением и деятельностью обучающихся. Еще Дистервег говорил, что “Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить”, а для этого он должен сам обладать педагогической компетентностью).

VI. Итог семинара

1. Мы стремимся найти формы, которые помогут коллективу успешно освоить стратегию компетентностного обучения. И предлагаемая линия действий может нам в этом помочь: попробуй сам – предложи обучающимся – поделись с коллегами – найди единомышленников – объедините усилия. Ведь только вместе можно добиться наилучшего успеха.

2. Игра “Аплодисменты по кругу”

Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.

Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.

Список литературы:

1. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под редакцией В.С. Кукунина. – М.: ИКЦ “МарТ”: – Ростов н/Д, 2006.
2. Щуркова Н.Е.. Классное руководство: игровые методики. – М.: Педагогическое общество России, 2002, – 224 с.
3. Хуторской А.В. Статья “Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций”. // Интернет– журнал "Эйдос".
4. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101 с.