Технополисы и зоны развития импорта в японии. Японская модель технопарков. Крупнейший технополис Франции

Япония известна как страна с самой высокоразвитой наукой. По численности ученых и инженеров (850 тыс.) она уступает только США и Китаю и делит третье и четвертое место с Россией. По доле затрат на НИОКР Япония также входит в первую пятерку стран мира. Пользуясь сложной системой коэффициентов, ученые иногда рассчитывают общий уровень развития науки в той или иной стране. В этом случае Япония оказывается в самом начале ранжировки, занимая третье место после Швеции и Швейцарии.

С географических позиций наибольший интерес представляет вопрос о территориальной организации науки в Японии. Эта страна всегда отличалась очень высоким уровнем территориалъной концентрации науки, которая почти целиком сосредоточивалась в районах Канто, Токай и Кинки. Только в Большом Токио выполнялось более половины всех научных исследований, производимых в стране, в нем преподавала половина всех профессоров, обучалось более 40 % всех студентов. Тем более важно, что в начале 1970-х гг. произошло «великое переселение» науки из Токио в новый город науки – Цукубу, построенный специально для этой цели в 60 км к северо-востоку от столицы и вскоре ставший крупнейшим в стране центром научных исследований и разработок. Тем самым было положено начало процессу деконцентрации научной сферы, что в 1970-х гг. стало характерным и для других сфер экономической и внеэкономической деятельности.

В середине 1990-х гг. в Цукубе работало уже 78 различных научных учреждений. Среди них – два университета, 46 национальных научно-исследовательских лабораторий, 8 частных научно-исследовательских центров, а также предприятия и научные учреждения частных фирм. Они специализируются на высшем образовании (в Цукубе обучаются студенты из 50 стран мира), на исследованиях в области естественных (институты географии, окружающей среды), технических (металлургия, синтетические материалы) наук. Здесь работает космический центр, библиотека, музей науки, ботанический сад.

Но это было только начало. Гораздо более масштабная децентрализация научных исследований началась в связи с осуществлением программы «Технополис». Слово «технополис» («тэкунопорису») появилось в японском лексиконе в 1980 г. Оно как бы символизирует синтез двух важнейших идей, лежащих в основе новой экономической стратегии этой страны: всеобщей технополизации и сосредоточения «под крышей» одного города (полиса) самого рационального сочетания науки и производства. Для того чтобы лучше понять сам этот замысел, нужно вспомнить, что в Японии (как и в США) подавляющая часть затрат на НИОКР, превышающая 90 %, направляется на прикладные исследования и разработки.

Программа «Технополис» была впервые сформулирована в 1980 г. в специальном документе, подготовленном министерством внешней торговли и промышленности Японии под названием «Взгляд в 80-е годы». Она предусматривала сбалансированное, органичное сочетание высокотехнологичной промышленности, науки и благоприятного жизненного пространства. Конкретно речь шла о том, чтобы в разных частях страны, но за пределами самых крупных городских агломераций создать научно-производственные городки (технополисы), в которых должны иметься условия и для научно-исследовательской деятельности, и для наукоемкого производства, и для подготовки кадров. Некоторые специалисты считают, что в основу этой программы была положена довольно популярная в то время концепция «полюсов роста».

Одновременно были достаточно четко сформулированы основные критерии размещения будущих технополисов:

– близость (не более 30 мин езды) к «материнскому городу» с населением 150–200 тыс. человек, которая обеспечила бы коммунальное обслуживание;

– близость к аэропорту, а еще лучше к международному аэропорту или к станции скоростной железной дороги;

– наличие базового университета, осуществляющего подготовку кадров и исследования в области высоких технологий;

– сбалансированный набор промышленных зон, научно-исследовательских институтов и жилых кварталов;

– усовершенствованная информационная сеть;

– благоприятные условия для жизни, способствующие творческой научной работе и мышлению;

– планирование с участием всех трех заинтересованных сторон: бизнеса, университетов и местных властей.

В 1983 г. был принят закон о технополисах и началось его осуществление. Сначала программа предусматривала создание всего семи-восьми технополисов. Но оказалось, что свое желание участвовать в ней изъявили 40 из 47 японских префектур. Поэтому в 1983–1984 гг. были утверждены проекты 14 технополисов, а затем их общее число было доведено до 26.

Анализ размещения этих технополисов позволяет сделать ряд интересных выводов. Например, о том, что почти все они были созданы за пределами Тихоокеанского пояса. Далее о том, что 12 из них относятся (по В. В. Крысову) к полупериферийным, а 14 – к периферийным районам Японии. Наконец, о том, что технополисы появились во всех экономических районах Японии, но в наибольшем количестве (по 6) в таких действительно периферийных районах, как Тохоку и Кюсю.

Остров Кюсю, известный ранее добычей угля и металлургией, сельским хозяйством и рыболовством, уже в 1970-е гг. постепенно стал средоточием наукоемких производств – в первую очередь полупроводников, интегральных схем, что объясняется наличием дешевой рабочей силы, более низкой стоимостью земли, лучшей экологической обстановкой. Уже тогда из уст ребенка здесь можно было услышать: «Дедушка работает в поле, отец – в городе, а сестра – на заводе наукоемкого производства». Комитет «Технополис» отобрал здесь места для создания шести технополисов. Не случайно Кюсю стали называть Силиконовым островом.

В соответствии с замыслом все технополисы были созданы при университетских городах. Очень многие из них (Акита, Уцуномия, Нага-ока, Хакодате и др.) и названия имеют одинаковые со своими «материнскими» городами. Что же касается их научно-исследовательских профилей, то они самые разнообразные. Например, в Хакодате это производство средств освоения океана, в Аките – электроника, мекатроника, производство новых материалов, в Нагаоке – производство перспективных технических систем, индустрия дизайна, в Уцуномии – электроника, тонкая химическая технология, в Хамамацу – оптоэлектроника, в Тояме – биотехнология, информатика, в Кумамото – производство машин прикладного назначения, информационных систем и т. д.

В итоге можно утверждать, что технополисы в Японии уже стали важным звеном не только в территориальной организации науки, но и во всей территориальной организации хозяйства этой страны.

ТЕХНОПОЛИС - программа, разработанная в начале 80-х гг. Министерством внешней торговли и промышленности (МВТП) Японии, ставшая одним из ключевых элементов стратегии регионального развития страны в условиях перехода к наукоемкой структуре промышленности, ускорения научно-технического прогресса, софтизации и сервизации экономики.

Эта программа строительства городов

XXI в. предусматривала сбалансированное и органичное сочетание высокотехнологичной промышленности, науки (университеты, инженерные вузы, НИИ, лаборатории) и жизненного пространства (процветающие и просторные зоны проживания), а также соединение богатых традиций регионов с передовой промышленной технологией. Новые научно-производственные городки были задуманы в Японии как многоцелевые и комплексные, что отличает их от аналогичных территориальных образований в США и Европе. Так, японские технополисы включают не только научные парки и исследовательские центры, капиталы и новые технологии, но и новые жилые кварталы, дороги, средства связи и коммуникации.

Технополисы коренным образом отличаются и от территориально-производственных комплексов, которые создавались в самой Японии в 60-70-е гг. Новизна их состояла прежде всего в том, что в качестве главного рычага подъема экономики периферийных районов были выбраны наиболее передовые, находящиеся в стадии освоения или расцвета отрасли и технологии, характеризующиеся наукоемкостью и высокой долей добавленной стоимости. Процесс выбора этих отраслей и производств, как и разработка, и реализация конкретных планов развития для каждого технополиса, находился в компетенции местных органов самоуправления.

Технополисы должны были создаваться в различных уголках страны (но за пределами крупных городских агломераций) и стать опорными пунктами развития периферийных районов. Интересно, что первоначально МВТП не планировало большого числа технополисов, но интерес к ним в регионах оказался настолько высок, что было принято решение о расширении круга участников программы. К настоящему времени число технополисов достигло 26.

В 1990 г. наступил срок завершения первого этапа работ для 20 технополисов, которые были утверждены до 1985 г., и департамент окружающей среды и размещения промышленности МВТП принял решение о разработке планов второго этапа развития технополисов и внесении корректив в общую стратегию. При этом были подведены некоторые итоги развития зон технополисов. За основу были приняты 4 основных показателя: отгрузки промышленной продукции, объем добавленной стоимости, созданной в промышленности, то же в расчете на одного занятого, численность занятых в промышленности. Результаты обследования состояли в том, что среднегодовые темпы прироста в 1980 –1989 гг. по всем показателям существенно отставали от прогнозных.

Однако это не дает основания сделать вывод о несостоятельности самой идеи технополисов или ее практического воплощения. Сами прогнозные показатели носят ориентировочный характер. Программа строительства технополисов не является директивным планом, она определяет лишь общую стратегию развития, и с самого начала предполагалось, что она будет гибко корректироваться. Так, в 80-е гг. резко повысился курс иены, и в этих условиях промышленность устремилась не в провинцию, а за рубеж. В результате заложенные ранее в проект прогнозные показатели промышленного развития оказались завышенными. Кроме того, сказалась разная степень подготовленности префектур к реализации программы, наличие или отсутствие в той или иной местности крупных компаний, заинтересованных в участии в проекте, а также сильных лидеров, способных его возглавить.

Практика показывает, что наиболее успешно развиваются те из технополисов, которые расположены в районах высокого и среднего уровня экономического развития - север Кюсю, Тюгоку, Хокурику, Канто, Токай. При этом лидерами промышленного развития этих зон стали высокотехнологичные производства, что свидетельствует о качественных изменениях в отраслевой структуре промышленности в технополисах. Практически во всех технополисах заложены элементы новой научно-производственной и информационной инфраструктуры, которая является необходимым фундаментом будущего развития. И в этом, пожалуй, заключается самое большое достижение первого этапа программы «Технополис». В технополисах за 10 лет были построены исследовательские центры, технопарки, центры высоких технологий, высокоуровневые информационные системы, активизировались совместные исследования университетов и промышленности в области высоких технологий. Интересно, что наметилась продолжительная тенденция к замедлению оттока выпускников местных университетов из родных мест, так как технополисы открыли перед ними перспективы применения их знаний.

Учитывая эти обстоятельства, итоги первого этапа создания технополисов в целом оцениваются в Японии оптимистично. Во всяком случае, и правительство, и местные власти твердо намерены продолжать строительство сети технополисов в стране. В 1991 г. МВТП скорректировало общую линию развития технополисов. При этом подчеркивалось, что стимулирование размещения в провинции высокотехнологичной промышленности остается главной темой программы, но необходимо искать новые пути для эффективного соединения промышленности, науки и образования. На новом этапе жизни технополисов на первый план должна выйти поддержка НИОКР, направленная на воспитание «творческих» людей и «творческих» отраслей промышленности, усиление сферы услуг производственного характера («мозги промышленности»), создание приятной жизненной среды, возможностей для занятий спортом и других видов активного отдыха. Предполагается также усилить аспект, касающийся связи между отдельными технополисами.

По мнению МВТП, в сфере промышленного развития в зонах технополисов центр тяжести должен быть перемещен с привлечения предприятий извне на поддержку местных предприятий. Поэтому при составлении планов второго этапа префектурам было рекомендовано создавать фонды поддержки технологического развития местной промышленности и ее оживления, улучшать «мягкую» инфраструктуру с тем, чтобы преодолеть разрыв в капиталоэффективности между привлеченными и местными предприятиями.

Местные власти с энтузиазмом откликнулись на новые идеи и предложения МВТП. Во всех 20 технополисах разработаны новые планы дальнейшего развития, с которыми японские регионы войдут в XXI в.

Япония известна как страна с самой высокоразвитой наукой. По численности ученых и инженеров (850 тыс.) она уступает только США и Китаю и делит третье и четвертое место с Россией. По доле затрат на НИОКР Япония также входит в первую пятерку стран мира. Пользуясь сложной системой коэффициентов, ученые иногда рассчитывают общий уровень развития науки в той или иной стране. В этом случае Япония оказывается в самом начале ранжировки, занимая третье место после Швеции и Швейцарии.
С географических позиций наибольший интерес представляет вопрос о территориальной организации науки в Японии. Эта страна всегда отличалась очень высоким уровнем территориалъной концентрации науки, которая почти целиком сосредоточивалась в районах Канто, Токай и Кинки. Только в Большом Токио выполнялось более половины всех научных исследований, производимых в стране, в нем преподавала половина всех профессоров, обучалось более 40 % всех студентов. Тем более важно, что в начале 1970-х гг. произошло «великое переселение» науки из Токио в новый город науки – Цукубу, построенный специально для этой цели в 60 км к северо-востоку от столицы и вскоре ставший крупнейшим в стране центром научных исследований и разработок. Тем самым было положено начало процессу деконцентрации научной сферы, что в 1970-х гг. стало характерным и для других сфер экономической и внеэкономической деятельности.
В середине 1990-х гг. в Цукубе работало уже 78 различных научных учреждений. Среди них – два университета, 46 национальных научно-исследовательских лабораторий, 8 частных научно-исследовательских центров, а также предприятия и научные учреждения частных фирм. Они специализируются на высшем образовании (в Цукубе обучаются студенты из 50 стран мира), на исследованиях в области естественных (институты географии, окружающей среды), технических (металлургия, синтетические материалы) наук. Здесь работает космический центр, библиотека, музей науки, ботанический сад (рис. 121).
Но это было только начало. Гораздо более масштабная децентрализация научных исследований началась в связи с осуществлением программы «Технополис». Слово «технополис» («тэкунопорису») появилось в японском лексиконе в 1980 г. Оно как бы символизирует синтез двух важнейших идей, лежащих в основе новой экономической стратегии этой страны: всеобщей технополизации и сосредоточения «под крышей» одного города (полиса) самого рационального сочетания науки и производства. Для того чтобы лучше понять сам этот замысел, нужно вспомнить, что в Японии (как и в США) подавляющая часть затрат на НИОКР, превышающая 90 %, направляется на прикладные исследования и разработки.


Программа «Технополис» была впервые сформулирована в 1980 г. в специальном документе, подготовленном министерством внешней торговли и промышленности Японии под названием «Взгляд в 80-е годы». Она предусматривала сбалансированное, органичное сочетание высокотехнологичной промышленности, науки и благоприятного жизненного пространства. Конкретно речь шла о том, чтобы в разных частях страны, но за пределами самых крупных городских агломераций создать научно-производственные городки (технополисы), в которых должны иметься условия и для научно-исследовательской деятельности, и для наукоемкого производства, и для подготовки кадров. Некоторые специалисты считают, что в основу этой программы была положена довольно популярная в то время концепция «полюсов роста».
Одновременно были достаточно четко сформулированы основные критерии размещения будущих технополисов:
– близость (не более 30 мин езды) к «материнскому городу» с населением 150–200 тыс. человек, которая обеспечила бы коммунальное обслуживание;
– близость к аэропорту, а еще лучше к международному аэропорту или к станции скоростной железной дороги;
– наличие базового университета, осуществляющего подготовку кадров и исследования в области высоких технологий;
– сбалансированный набор промышленных зон, научно-исследовательских институтов и жилых кварталов;
– усовершенствованная информационная сеть;
– благоприятные условия для жизни, способствующие творческой научной работе и мышлению;
– планирование с участием всех трех заинтересованных сторон: бизнеса, университетов и местных властей.
В 1983 г. был принят закон о технополисах и началось его осуществление. Сначала программа предусматривала создание всего семи-восьми технополисов. Но оказалось, что свое желание участвовать в ней изъявили 40 из 47 японских префектур. Поэтому в 1983–1984 гг. были утверждены проекты 14 технополисов, а затем их общее число было доведено до 26.
Анализ размещения этих технополисов (рис. 122) позволяет сделать ряд интересных выводов. Например, о том, что почти все они были созданы за пределами Тихоокеанского пояса. Далее о том, что 12 из них относятся (по В. В. Крысову) к полупериферийным, а 14 – к периферийным районам Японии. Наконец, о том, что технополисы появились во всех экономических районах Японии, но в наибольшем количестве (по 6) в таких действительно периферийных районах, как Тохоку и Кюсю.



Остров Кюсю, известный ранее добычей угля и металлургией, сельским хозяйством и рыболовством, уже в 1970-е гг. постепенно стал средоточием наукоемких производств – в первую очередь полупроводников, интегральных схем, что объясняется наличием дешевой рабочей силы, более низкой стоимостью земли, лучшей экологической обстановкой. Уже тогда из уст ребенка здесь можно было услышать: «Дедушка работает в поле, отец – в городе, а сестра – на заводе наукоемкого производства». Комитет «Технополис» отобрал здесь места для создания шести технополисов. Не случайно Кюсю стали называть Силиконовым островом.
В соответствии с замыслом все технополисы были созданы при университетских городах. Очень многие из них (Акита, Уцуномия, Нага-ока, Хакодате и др.) и названия имеют одинаковые со своими «материнскими» городами. Что же касается их научно-исследовательских профилей, то они самые разнообразные. Например, в Хакодате это производство средств освоения океана, в Аките – электроника, мекатроника, производство новых материалов, в Нагаоке – производство перспективных технических систем, индустрия дизайна, в Уцуномии – электроника, тонкая химическая технология, в Хамамацу – оптоэлектроника, в Тояме – биотехнология, информатика, в Кумамото – производство машин прикладного назначения, информационных систем и т. д.
В итоге можно утверждать, что технополисы в Японии уже стали важным звеном не только в территориальной организации науки, но и во всей территориальной организации хозяйства этой страны.

Содержание Ø Что такое технопарк Ø Японские технополисы Ø Влияние технополисов Ø Критерии технополисов (по японской версии) Ø Южная Корея Ø Вывод

Что такое технопарк? Технопарк - имущественный комплекс, в котором объединены научно-исследовательские институты, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения. Начало технопаркам было положено в США в начале 50 -х годов, когда был организован научный парк Стэндфордского университета (штат Калифорния). В Японии технопарки называют ""технополисами"". поскольку во многом раз превышают парки и по территории и по объему проводимых работ и исследований.

Японские технополисы Японцы первыми увидели в технополисах модель будущего общества и поставили его формирование на рельсы государственного планирования. Строительство технополисов финансируется не только государством. Типичные источники финансирования в Японии: 30% - государственное финансирование, 30% - муниципалитеты, 30% - предприятия и частные лица, 10% - иностранные инвесторы.

Программа MITI "Технополис " Программа MITI "Технополис" - стала одним из ключевых элементов стратегии регионального развития страны в условиях перехода к наукоемкой структуре промышленности. Технополисы отличаются от комплексов, которые создавались в Японии в 196070 -е гг. Их новизна в том, что в качестве главного рычага подъема экономики периферийных районов были выбраны наиболее передовые технологии

Влияние технополисов Технополисы стали опорными пунктами развития периферийных районов. По инициативе правительства созданы 28 технопарковых комплексов. Технопарковые структуры Японии повысили конкурентные преимущества страны и обеспечили инновационно-технологический прорыв экономики. Японская модель технопарков является присущей и для других стран Юго-восточной Азии.

Критерии технополисов: а) быть расположенным не далее, чем в 30 минутах езды от своих “городов-родителей” (с населением не менее 200 тысяч человек) и в пределах 1 дня езды от Токио, Нагои или Осаки; б) занимать площадь меньшую или равную 500 квадратным милям; в) иметь сбалансированный набор современных научнопромышленных комплексов, университетов и исследовательских институтов в сочетании с удобными для жизни районами, оснащенной культурной и рекреационной инфраструктурой; г) быть расположенными в живописных районах и гармонировать с местными традициями и природными условиями.

ЮЖНАЯ КОРЕЯ В ходе развития новых технологий Южная Корея усилила меры по защите прав интеллектуальной собственности. Правительство внедрило несколько новых программ, направленных на развитие кооперации в научных исследованиях с другими странами, как частного, так и государственного сектора НИОКР. Правительство Южной Кореи передало заботу о промышленном развитии в частные руки и, способствуя развитию высокотехнологичных отраслей и научноисследовательской инфраструктуры, сняло введенные при военных диктаторах ограничения на торговлю и привлечение иностранных инвестиций.

Страны «соседи» Модель экономического развития Республики Корея сходна с японской. В отличие от своего северного соседа, Республике Корея за четыре десятилетия удалось создать высокотехнологичную индустрию. В 1987 году министерством науки и технологии Кореи был разработан пятнадцатилетний план, определивший основные направления научно-технической политики государства. В нем было намечено развитие микроэлектроники и чистой химии, информатики и автоматизации производства.

Сеул, Кенджу, Пусан В 80 -е годы прошлого столетия в стране начали создаваться научнопроизводственные парки (технопарки), НИИ и рискофирмы в сфере высоких технологий. Благодаря финансовым и налоговым льготам в них принимали участие крупные предприятия ведущих отраслей Кореи и зарубежные компании.

Вывод Таким образом можно сказать что технопарки оказали значительное влияние на развитие Японии и Южной Кореи в 80 -90 года прошлого столетия, и несмотря на их малочисленность они поспособствовали выходу этих стран в лидирующие позиции в сфере микроэлектроники.

Японская модель научно-внедренческих территорий предполагает строительство совершенно новых городов "технополисов". Они сосредотачивают научные исследования в передовых отраслях, обеспечивают непрерывные воспроизводства инноваций, соединение фундаментальных научных исследований и прикладных разработок, внедрение их в практику, тем самым, зарекомендовав себя интенсивно развивающейся формой интеграции науки и производства.

Само слово "технополис" было введено в употребление в Японии в 1980 году и символизирует синтез двух важных идей, лежащих в основе промышленной стратегии Японии. Первая идея ("технология") заключается в модернизации увядающих отраслей японской промышленности на основе инъекции новых, преобразующих технологий. Вторая идея ("полис") восходит к греческим античным городам-государствам, которые были основаны на равновесии между частной промышленностью, признаваемыми обществом идеями и общественностью.

Условиями получения статуса технополиса выступали такие требования как наличие в городе университета, высокая транспортная доступность, развитая инфраструктура. В отличие от американской "Силиконовой долины", концепция японских технополисов выдвигает более сбалансированный подход к развитию наукоемкой технологии. Не ограничиваясь упором только на технологию, она предлагала создание совершенно новых наукоградов, заполненных исследовательскими и технологическими центрами, новыми университетами, жилыми массивами, парками и учреждениями культуры. Все они удовлетворяют нескольким необходимым критериям:

  1. они расположены не далее, чем в 30 минутах езды от своих "городов-родителей" (с населением не менее 200 тысяч человек) и в пределах одного дня езды от Токио, Нагоя или Осаки;
  2. занимают площадь меньшую или равную 500 квадратным милям;
  3. имеют сбалансированный набор современных научно-промышленных комплексов, университетов и исследовательских институтов в сочетании с удобными для жизни районами, оснащенными культурной и рекреационной инфраструктурой;
  4. в отличие от большинства японских городов, технополисы расположены в живописных районах и гармонируют с местными традициями и природными условиями.

В целом, практически все 19 японских технополисов, полностью сложившихся или находящихся в стадии становления, функционируют вполне успешно. Зоны этих технополисов состоят из трех взаимосвязанных районов:

  1. научного городка из университетов, государственных исследовательских институтов и лабораторий научно-исследовательских разработок корпораций;
  2. промышленной зоны, где расположены фабрики, распределительные центры и конторы;
  3. жилых кварталов для исследователей и их семей.

Идею технопарков в азиатском регионе развили до нового уровня, что привело к появлению технополисов. По своей сути технополис – это трансляция идей организации технопарка на город в целом. Технополисы организовывали и ранее, особенно преуспела в этом деле Франция, но именно в японской госпрограмме были сформированы обязательные требования к данным образованиям и к претендентам городам, такие как:

  1. население не более 200000 человек;
  2. живописные природные территории;
  3. получасовая транспортная доступность от крупного районного центра

В дальнейшем идеи технополисов и активного участия государства в их строительстве и функционировании распространились по всему азиатскому региону. Особенно активно крупные технопарки и технополисы начали создавать в Китае, Индии, Малайзии, Сингапуре.

Таким образом, проанализировав историю основных изменений архитектуры технопарков, можно выделить тенденции её дальнейшего изменения:

  1. всё большая интеграция технопарков и учреждений высшего образования и науки;
  2. объединение в технопарке функций общественных центров;
  3. сохранение и увеличение роли парковых, природных ландшафтов и прочих рекреационных территорий;
  4. технопарк – как место внедрения инноваций, в частности, в строительстве и архитектуре;
  5. технопарковые структуры находят свою реализацию на большинстве пространственных уровнях, начиная от единичного объёма, здания и до крупных градостроительных образований, таких как технополисы и регионы науки.

Японский опыт может послужить примером реализаций крупных инновационных проектов, где инициативу и основные затрачиваемые ресурсы государство берёт на себя. Только такая схема, использующая системный подход, может реализовать проекты такого масштаба как технополис и регион науки. Эти долгосрочные проекты увязывают в себе не только науку и производство, но и крупные градостроительные системы: транспортную, инженерную, строительную и систему расселения в целом(смотреть приложение 3).

3. МИРОВАЯ ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ

Форма организации Функционал структуры Содержание
Технополис Это специализированный территориально замкнутый научно-производственный комплекс, в котором в единое целое сливаются научно-исследовательская деятельность, наукоемкое производство и подготовка научных, инженерных и рабочих кадров, необходимых для функционирования такого комплекса. «Селиконовая долина»,США Калифорния; «Милтон Кейнс» и «Кембридж», Англия; «София-Антиполис» и «Мей-лан-Гренобль»,Франции; «Химград»,Казань
Кластер Интенсивное развитие технологий, логистики, средств транспорта привело к тому, что передача информации и движение финансовых потоков стали практически мгновенными, а транспортировка грузов – дешевой и быстрой. В связи с этим важнейшими факторами достижения и удержания превосходства над конкурентами становятся не только инновации и образование, но и взаимосвязи между предприятиями, что обеспечивает условия по созданию сетевых структур. Биофармацевтический кластер,Алтайский край; Камский инновационный территориально- производственный кластер,Республика Татарстан Информационно-коммуникационный технологический кластер Балларат (Ballarat information communication technology cluster),Австралия
Наукограды Это преимущественно моно ориентированные городские (а иногда и сельские по официальному статусу) поселения, градообразующими предприятиями которых являются научные, научно-производственные и другие организации, связанные с научно-техническим развитием государства. Бийск,Алтайский край; Дубна,Московская область
Бизнес-инкубатор Это организация, занимающаяся поддержкой стартап-проектов молодых предпринимателей на всех этапах развития: от разработки идеи до её коммерциализации. Алтайский бизнес-инкубатор; Балаковскйи бизнес-инкубатор; Бизнес-инкубатор «Affinity Lab»,Вашингтон; Бизнес-инкубатор«First Flight Venture Center»,Северная Каролина
Технопарк Это имущественный комплекс, созданный для осуществления деятельности в сфере высоких технологий, состоящий из офисных зданий и производственных помещений, объектов инженерной, транспортной, жилой и социальной инфраструктуры общей площадью не менее 5000 кв. м. Технопарк города Аделаида (Technology Park Adelaide),Южная Австралия; Технологический парк Малайзии (ТПМ) Technology Park Malaysia Corporation Sdn. Bhd
Технико-внедренченская зона Вид особой экономической зоны для создания и реализации научно-технической продукции, доведение её до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределённых вычислений и оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем Санкт-Петербург (посёлок Стрельна)
Центр коллективного пользования Это центр услуг, где малым и средним предприятиям предоставляется возможность использования новых технологий в производстве посредством коллективного пользования оборудованием. «Центр прототипирования и дизайна Московского государственного технического университета «МАМИ»; Центр коллективного пользования «Арктика»
Логистический центр специализированное предприятие, основными функциями которого являются обработка и хранение грузов, таможенное оформление, информационные услуги. Транспортно-логистические центры предоставляют свободные площади для экспедиторских и транспортных компаний, располагают стоянкой для грузовых автомобилей. В хорошо развитых логистических центрах оказывается техническое обслуживание транспортным средствам, таможенные, брокерские и другие виды услуг. Логопарк «Климовск»Московская область, г. Климовск Логопарк «Армада Парк». Санкт-Петербург, пос. Шушары
Агропарк это комплекс объектов недвижимости, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства в области сельского хозяйства. Агропарк «Казань»
Инновационный центр 1)Южнокорейский медицинский центр Вончжу (Wonju Medical Industry Techno Valley – WMIT). 2)Таиландский научный парк (Thailand Science Park)


4. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ ТЕХНОПАРКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Нас сегодняшний день технопарки являются одним из важнейших элементов современной экономики:

а) технопарк - определённый вид свободной экономической зоны, внутри которой усиленно разрабатывается наукоемкая продукция и формируются новые кадры;

б) технопарк - форма поддержки малого предпринимательства, развитие которого позволяет выйти на качественно новую ступень общественного воспроизводства;

в) именно в технопарках науке предоставлены финансовые и прочие дополнительные возможности для проведения исследований. В связи с этим технопарки являются привлекательной формой поддержки отечественной науки.

Деятельность технопарка представляет собой процесс, определяющий последовательность разработки и реализации стратегии. Он включает постановку целей, разработку стратегии, определение необходимых ресурсов и поддержание взаимоотношений с внешней средой, которые позволяют технопарку добиваться поставленных задач.

Вообще, определение приоритетных направлений деятельности технопарков, а также формирование оптимальной организационно-функциональной инфраструктуры (в частности, отбор наукоемких фирм) требует особой тщательности и высокого профессионализма в принятии решений. В случае успеха деятельность технопарка может принести ощутимый социально-экономический эффект, складывающийся из общей совокупности взаимосвязанных и от того усиливающих действия друг друга результатов.

Этот эффект проявляется в следующем:

Развитие наукоемкого производства и распространение новых технологий;

Освоение и широкое внедрение новейших технологий;

Стимулирование экономически неразвитых районов;

Появление новых рабочих мест;

Увеличение прослойки высококвалифицированных специалистов;

Подъем экономически отсталых отраслей;

Интернационализация экономики;

Формирование социальной инфраструктуры повышения качества жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях проблемы формирования, развития и использования научного потенциала, вопрос о функционировании технопарков приобретает не только государственное, но и международное значение. Во всех передовых странах формируются государственные органы обеспечения развития науки, а государственная научно-техническая политика становится одной из основных составляющих экономической политики.

Несмотря на значительные сложности, с которыми сталкиваются компании и власти при реализации проектов, потенциал для создания и коммерчески успешного функционирования технопарков в России и в Северо-Западном Федеральном округе в частности на сегодняшний день не только не сократился, но и имеет тенденцию к росту.

Приложение 1

1. Структура американской модели технопарков

Приложение 2

2. Структура европейской модели технопарков

Приложение 3


3. Структура технополиса (Японская модель)

Приложение 4

Технополис «Химград» - это современный индустриальный парк, расположенный в северо-западной части Казани на въезде в город со стороны федеральной автомобильной трассы М-7 «Волга» Москва-Владимир-Нижний Новгород-Казань-Уфа.

Общая площадь составляет 131 га, проектная площадь зданий и сооружений превышает 500 тыс. кв. метров.

Идея Технополиса «Химград» заключается в предоставлении резидентам площадей и земельных участков на праве аренды и/или выкупа. Наличие комплексной инженерной инфраструктуры позволяет обеспечить быстрый старт производств. Управление площадкой осуществляет профессиональная управляющая компания, работа организована по принципу «одного окна».

Резидентами площадки являются компании малого и среднего бизнеса, занятые в области малотоннажной химии, переработки полимеров, нанотехнологий, ресурсосбережения и энергоэффективности, медицинских технологий.

Практика работы «Химграда» внесла существенный вклад в популяризацию идеи индустриальных парков в России. При активном участии специалистов «Химграда» совместно с Ассоциацией индустриальных парков России был разработан Стандарт индустриального парка, ведется работа по формированию законодательной базы деятельности индустриальных парков России и Республики Татарстан. Технополис «Химград» стал первым действующим сертифицированным Ассоциацией индустриальных парков России химическим индустриальным парком. Опыт Технополиса «Химград» активно используется при создании индустриальных парков в других регионах России и странах бывшего СНГ (Республика Башкортостан, Нижегородская область, Ярославская область, Волгоградская область, Пензенская область, Брянская область, Украина, Казахстан, Азербайджан).


Приложение 5

ОЭЗ ТВТ «Санкт-Петербург» создана постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2005 года № 780 «О создании на территории г. Санкт-Петербурга особой экономической зоны технико-внедренческого типа» в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

Особая экономическая зона технико-внедренческого типа располагается в Санкт-Петербурге на территории общей площадью 129,4 га. В Петродворцовом районе, п. Стрельна ОЭЗ, участок «Нойдорф» занимает площадь 18,99 га, из которых 5,49 Га относятся к инфраструктуре ОЭЗ и 13, 5 Га – под размещение резидентов. В Приморском районе ОЭЗ участок «Новоорловская» (севернее лесопарка Ново-Орловский) занимает площадь 110,41 га, из которых 41,88 Га – инфраструктура ОЭЗ, и 68,53 Га – участки резидентов.