Город горький в годы войны. Горький в годы войны: отдать все силы фронту и выжить. Сельское хозяйство края в годы войны

В конце 1939 года за счет сокращения производства основной продукции номенклатура Горьковского автозавода была расширена изделиями военного назначения. Согласно мобилизационному плану, введенному 1 сентября 1939 года, автозаводу предписывалось освоить производство корпусов для мин, бронебойных снарядов, взрывателей к авиационным бомбам и т.д.

В том же 1939 году в механическом цехе № 3, арматурно-радиаторном, кузнечно-прессовом цехах и цехе шасси был организован выпуск корпусов для 50-мм мин (окончательное производство мин осуществлялось на горьковских предприятиях «Красная Этна» и Завод фрезерных станков), 45-мм бронебойных снарядов и взрывателей АМ-А к авиационным бомбам. Помимо этого в колесном цехе было значительно увеличено производство колес для 76-мм дивизионных пушек, 45-мм противотанковых пушек, зенитных орудий, зарядных ящиков, передков гаубиц и т.д.

Из выступления по радио В.М. Молотова: «22 июня 1941 года, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежки со своих самолетов наши города».

К 1941 году Горьковский автозавод представлял собой огромный промышленный комплекс в машиностроительной отрасли СССР и обладал современным оборудованием, новейшими технологиями, высококвалифицированными кадрами и рядом филиалов и заводов-смежников (ЗАТИ, «Красная Этна» и другие), что составляло мощную производственную базу.

К этому времени автозавод освоил серийный выпуск широко ряда грузовых автомобилей , трехосных грузовиков повышенной проходимости , газогенераторных ГАЗ-42 , самосвалов ГАЗ-410 и газобаллонных грузовиков ГАЗ-44 и ГАЗ-45 , а также велась подготовка к выпуску перспективных моделей ГАЗ-11-40 , ГАЗ-11-73 и ГАЗ-61-40 .

С началом войны выпуск гражданской продукции отошел на второй план и большее внимание было уделено технике военного назначения. Заводские мощности загрузили выпуском ГАЗ-64, ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б для командного состава армии, а также бронеавтомобилей БА-64. В марте 1941 года, еще до начала войны, приоритетным стало производство штабных ГАЗ-05-193 и санитарный автобусов ГАЗ-03-32 и ГАЗ-55 , а выпуск пассажирских машин ГАЗ-03-30 отошел на второй план и в июле был вовсе свернут.

ФАКТ: «В субботу 21 июля 1941 года с конвейера Горьковского автозавода сошел 1000000-ый двигатель».

А уже наследующий день началась Великая Отечественная война… Вот как об этом писала газета «Горьковская коммуна» от 1 июля 1941 года:

«Провожая вас в Красную Армию, мы обещаем работать так, чтобы дать нашей армии в избыточном количестве снарядов, пулеметов, танков, самолетов, автомобилей… А если завтра страна призовет нас в ряды Красной армии, мы так же, как и все, с оружием в руках пойдем беспощадно бить врага. У станков нас заменят жены, матери, сестры».

22 июня 1941 года на площади около главной проходной Горьковского автозавода состоялся общезаводской митинг, на котором заводчане один за другим с импровизированной трибуны выступали с единственной мыслью о борьбе с врагом: «…Мы объявляем себя мобилизованными на защиту нашей любимой Родины и готовы трудиться и бороться, не щадя сил, до полной победы над врагом!».

26 июня 1941 года Президиумом Верховного Совета СССР был принят Указ «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время», согласно которому был увеличен рабочий день, введены обязательные сверхурочные работы продолжительностью от одного до трех часов и были отменны отпуска.

С началом Великой Отечественной войны на Горьковский автозавод стали поступать огромные объемы новых срочных заказов на освоение изделий военного характера, при этом технология их производства порой не соответствовала имеющемуся на заводе оборудованию. Так согласно мобилизационному плану, введенному приказом Наркомата среднего машиностроения 24 июня 1941 года, Горьковский автозавод должен был выпустить 13 миллионом 45-мм бронебойных снарядов и 8 миллионов взрывателей АМ-А. Однако с началом войны из снарядного и взрывательного цехов было вывезено оборудование для расширения авиамоторного производства, которое перед войной было выделено в самостоятельный завод и в июле 1941 года вновь присоединено в виде отдела авиационно-танковых моторов. Однако даже при трехсменной работе мощность производственного оборудования завода не позволяла изготовить более 7 млн снарядов и 5 млн взрывателей. По этой причине мобилизационный план по изготовлению боеприпасов на 1941 год был подкорректирован. В дальнейшем оборудование для цехов боеприпасов планировалось получить за счет сокращения выпуска некоторых моделей автомобилей и полного прекращения производства велосипедов и ширпотреба. К концу года завод получил новое задание вместо 45-мм снарядов освоить производство 57-мм бронебойные снаряды.

В отделе авиационно-танковых моторов кроме выпуска авиамоторов М-105Р было предписано организовать производство моторов ММ-6002 для легких артиллерийских тягачей типа «Комсомолец», спаренных двигателей ГАЗ-202 для легких танков и дизельных моторов М-17 для танков Т-34, которые изготовляли на заводе в Сормово.

В июле 1941 года Горьковский автозавод получил новое задание организовать выпуск в арматурном цехе боковых колясок для армейских мотоциклов М-72, которые делал Горьковский мотоциклетный завод.

Также на заводских площадях требовалось наладить выпуск легких танков. Было принято решение взять за основу модель Т-60, которая летом 1940 года была в срочном порядке разработана на московском танковом заводе № 37. Однако мощности данного завода не позволяли освоить выпуск новой модели танка в необходимых для фронта количестве, к тому же моторы к ним поставлялись непосредственно с Горьковского автозавода. Тогда Государственным комитетом обороны (ГКО) было принято решение перенести проектное бюро по легким танкам с завода № 37 на ГАЗ. Уже в сентябре 1941 года на заводе были изготовлены первые два танка, а с октября началось их серийное производство.

В декабре 1941 года на Горьковском автозаводе был налажен выпуск одноосных прицепов 1-АП-1,5 (затем другие предприятия на данных прицепах монтировали походные кухни) и сборка из поступавших по ленд-лизу машинокомплектов импортных грузовиков Marmon-Harrington, которые предназначались для монтажа минометов залпового огня БМ-13.

ФАКТ: «Во время Великой Отечественной войны рабочие смены на Горьковском автозаводе продолжались по 20-30 часов с перерывами на еду и короткий сон. Рабочие, которые уходили на фронт, заменялись заводскими ветеранами, женщинами и юными учащимися фабрично-заводских училищ. Более 5000 женщин за короткий срок были обучены профессиям кузнеца, сталевара, нагревальщика, формовщика и т.д. За первый год войны на завод пришли 11500 новых рабочих».

В ночь с 4 на 5 ноября 1941 года на Горьковский автозавод был совершен массированный налет немецкой авиации, которую не смог остановить даже заградительный зенитный артиллерийский огонь. В результате бомбардировки был разрушен и объят пламенем учебный комбинат, частично разрушен транспортный цех и несколько жилых построек Соцгородка .

С началом эвакуации Московского завода имени Сталина на восток страны требовались срочные меры для увеличения грузовиков на Горьковском автозаводе, так как Красная Армия несла огромные потери автомобильной техники. В начале 1942 года в связи в связи с острым дефицитом тонкой холоднокатаной стали и многих других деталей конструкция всех выпускаемых автомобилей была пересмотрена в сторону максимального упрощения. Так грузовики и автобусы для уменьшения комплектующих лишились второстепенных деталей, дверей кабины, одной фары, передних тормозов и переднего бампера, борта грузовой платформы перестали делать откидными, а для экономии листового проката передние крылья взамен штампования теперь гнули и сваривали из листового железа. Такие грузовики имели обозначение ГАЗ-ММ . Во второй половине 1942 года на автомобили вернули двери, но не с металлической, а деревянной внешней обшивкой и со сдвижными окнами вместо опускных. Помимо этого завод серийно выпускал санитарные ГАЗ-55 и штабные ГАЗ-05-193 автобусы, легковые автомобили ГАЗ-64 и бронеавтомобили БА-64, а также велась сборка импортных автомобилей из машинокомплектов, поступающих в СССР по ленд-лизу.

В конце 1941 года на предприятии был организован специальный цех для производства корпусов снарядов для минометов залпового огня БМ-13. Заводские инженеры доработали технологию их производства: впервые начал использоваться штампосварной способ, который позволял сократить расход металла, электричества и инструмента. В 1942 году дополнительно было освоено производство 300-мм (М-30) и 82-мм (М-8) корпусов для реактивных снарядов. Помимо этого завод выпускал 82-мм батальонные минометы, ствольные и затворные коробки и вкладыши для пистолета-пулемета Шпагина (ППШ), ручные гранаты РПГ-1, детали к взрывателям МУВ-13, а также штамповки и поковки для 25-мм и 37-мм зенитных автоматических пушек.

ФАКТ: «29 декабря 1941 года Горьковский автозавод был награжден орденом Ленина за образцовое выполнение заданий партии по выпуску оборонной продукции».

В 1942 году на заводе продолжился рост выпуска оборонной продукции. Было выпущено 450 новых деталей, узлов, поковок и литья для других заводов оборонной промышленности, освоен выпуск танков Т-70 и аэросаней ГАЗ-98, снарядов М-30, угломеров ММ и кузовом ГАЗ-417 для иностранных грузовиков, поступающих по ленд-лизу.

В мае 1942 года группой офицеров Главного управления вооружений был разработан реактивный снаряд калибра 300 мм, который получил наименование М-30. Главной особенностью снаряда являлся запуск прямо из деревометаллической тарной упаковки. Для этого ее требовалось разместить таким образом, чтобы вылетающий под действием под действием пороховых газов снаряд шел по баллистической траектории. Хоть дальность полета снаряда и составляла всего 2800 метров, однако он обладал огромной разрушительной силой и при прямом попадании М-30 был способен уничтожить любое деревоземное укрепление. Железобетонные доты хоть и выдерживали удар данного снаряда, однако бойцы дота при этом получали сильнейшие контузии. Вскоре было принято решение разместить производство данных реактивных снарядов на Горьковском автозаводе.

Заметка: «Русский фаустпатрон» — такое прозвище среди немцев в конце войны получили снаряды М-30 и М-31».

Руководство фашистской Германии прекрасно понимало роль Горьковского автозавода в обороноспособности СССР и любыми путями старалось вывести из строя автозавод, снабжавший армию грузовиками, бронеавтомобилями, легкими танками и силовыми агрегатами к танкам, а также снарядами, минами и стрелковым оружием.Примерно на 5-6 июня 1943 года немцами был запланирован массированный авиаудар по Москве. Для защиты столицы была в срочном порядке усилена противовоздушная оборона. Тогда фашисты отказались от первоначального плана и решили полностью уничтожить промышленно-экономический потенциал Горьковского региона.

Первый немецкий массированный авианалет на автозавод и Соцгород был совершен в ночь с 4 на 5 июня 1943 года. Фугасными бомбами были разрушены паровая кузница ковочных машин и подстанция, принимающая электроток от Горэнерго, а также частично пострадали рессорный цех и кузница № 3. От зажигательных бомб на многих цехах вспыхнула деревянная обшивка, и весь автозавод охватил пожар. В течение последующих нескольких ночей от постоянных немецких бомбежек были разрушены многие цеха, выведены из строя основные энергосооружения, серьезно повреждены магистральные коммуникационные сети и нарушен поточный производственный цикл.

Всего за время немецких бомбежек погибло большое количество рабочих и руководителей производства, и было разрушено или повреждено 50 зданий и сооружений:

  • полностью сгорели цех шасси, главный конвейер, термический цех № 2, колесный цех, главный магазин материалов, паровозное депо и монтажный цех;
  • в литейных цехах ковкого и серого чугуна были уничтожены стержневая, участок цветного литья и электропечь;
  • большим разрушениям подверглись кузнечный корпус, моторный цех № 2, инструментально-штамповой корпус, ремонтно-механический цех и прессово-кузовной корпус;
  • пострадали многие дома, детский сад, ясли и больница в автозаводском поселке;
  • разрушены оба водопровода, которые подавали воду на ТЭЦ, а также было нарушено водоснабжение города и завода;
  • были прерваны электролинии, которые соединяли Горьковский автозавод с системой Горэнерго;
  • выход из строя двух торфяных котлов резко снизил мощность ТЭЦ;
  • уничтожение шести компрессоров общей мощностью 21000 куб.м и повреждение других компрессоров лишило автозавод сжатого воздуха;
  • в 32 цехах было повреждено 5900 единиц или 51% технологического оборудования;
  • было повреждено 8000 электромоторов, а 5620 из них пришли в полную негодность;
  • разрушено или сильно повреждено 9180 метров конвейеров и транспортеров, более 300 электросварочных машин, 28 мостовых кранов, 8 цеховых подстанций и 14000 комплектов электроаппаратуры и приборов.

Государственным комитетом обороны (ГКО) было принято решение вернуть на разрушенный автозавод бывшего директора, который в октябре 1942 года был переведен с ГАЗа в Министерство электростанций СССР. Ведь только этот человек досконально знал сотрудников и предприятие и мог в короткие сроки восстановить завод и производство.

Заметка: «Мало кто верил в то, что после фашистских авианалетов летом 1943 года Горьковский автозавод может быть восстановлен. Однако заводчане всего за 100 дней подняли его из руин – и это стало настоящим чудом».

Для выполнения задач, поставленных ГКО, коллективом автозавода были проведены крупнейшие организационные и технические мероприятия, мобилизованы все имеющиеся ресурсы и организована помощь прибывшим строителям и монтажникам. Для восстановления автозавода широко привлекались строительные организации, смежные заводы и войсковые части.

В короткий срок были восстановлены магистральные сети и энергосооружения, водоснабжение территории завода и цехов, возобновлена работа железнодорожного транспорта и организован ремонт и восстановление инструмента и оборудования.

В первые же дни были организованы ремонтные базы для восстановления технологического оборудования непосредственно в пострадавших цехах. Выполнение сложного ремонта производилось в ремонтно-механическом цехе.

К 1 июля 1943 года было отремонтировано 3106 единиц или 55% оборудования, которое подлежало восстановлению. Еще до окончания полного восстановления из цехов начала выходить первая продукция. 14 июня заработала кузница, 18 июня – литейный цех, а 19 июля – начат выпуск колес. Со многих цехов уцелевшее оборудование просто выносили на улицу и выпуск продукции осуществлялся под открытым небом. Так, благодаря запасу деталей и бронекорпусов выпуск танков не останавливался ни на один день. К 15 июля было полностью восстановлено литейное производство и возобновлен выпуск боеприпасов. Уже 25 июля завод изготовил первые пять автомобилей, а в сентябре их выпуск достиг прежних объемов. 23 октября 1943 года заводчанами и строителями был отправлен рапорт в ГКО о восстановлении Горьковского автозавода.

В 1943 году на Горьковском автозаводе была создана линия по производству снарядов М-31, которые раньше изготовлялись в разных цехах, что создавало огромные организационные трудности при большом темпе выпуска данных снарядов.

ФАКТ: «9 марта 1944 года Горьковский автозавод был награжден орденом Красного Знамени за досрочную ликвидацию фашистских авианалетов, успешное выполнение заданий ГКО по освоению производства новой техники и вооружения и образцовое снабжение фронта военной продукцией».

В мае 1944 года Горьковский автозавод получил задание от Государственного комитета обороны наладить в июле массовое производство звеньев настила аэродромов, с программой выпуска до 120 тыс. в год. Это задание оказалось для автозавода достаточно сложным: технология штамповки 3-метровых деталей требовала использование прессов огромной мощности и габаритов, к тому же такое количество выпуска настилов при ограниченном количестве мощного прессового оборудования на заводе могло парализовать все остальное производство. Требовалось предусмотреть максимальную производительность оборудования, обеспечить бесперебойную подачу заготовок, сбор и удаление отходов и вывоз готовой продукции. Для этого были проведены лабораторные исследования и экспериментальные работы и созданы две параллельные поточные линии штамповки с минимальным перепланированием тяжелого оборудования. Вся организация участка настила с проведением всех проектных, строительных, монтажных, экспериментальных и конструкторских работ с изготовлением и наладкой штампов была выполнена всего за 40 дней.

9 мая 1945 года в 2 часа 10 минут диктор Ю.Б. Левитан по радио объявил: «Товарищи! Несколько минут назад в Берлине был подписан Акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил Верховному главнокомандованию Красной армии и одновременно Верховному командованию союзных экспедиционных сил! Великая Отечественная война победоносно завершилась! С победой вас, товарищи!».

Утром 10 мая на Горьковском автозаводе под грифом «Экстренно» вышел приказ директора И.К. Лоскутова с поздравлением трудового коллектива с Победой. Этот день был объявлен на предприятии выходным с проведением многотысячного митинга.

ФАКТ: «16 сентября 1945 года Горьковский автозавод был награжден орденом Отечественной войны I степени за успешное выполнение заданий ГКО по выпуску артиллерийских установок для Красной армии».

Однако окончание Великой Отечественной войны не означало завершение Второй мировой войны. Правительство СССР было связано обязательствами с союзниками и имело определенные военные планы на востоке страны. Поэтому выпуск военной продукции на Горьковском автозаводе не был прекращен и в прежних объемах продолжалось производство самоходных артиллерийских установок, бронеавтомобилей, легковых вездеходов ГАЗ-67Б, колясок для военных мотоциклов, боеприпасов и сборка импортных грузовиков, поступающих по ленд-лизу.

Также шло восстановление самого завода: в 1945 году было построено 35 тысяч квадратных метров новых площадей для выпуска новой продукции, расширена и реконструирована ТЭЦ и переведена с мазута на уголь, построен новый моторный корпус для производства шестицилиндровых двигателей ГАЗ-51.

ФАКТ: «27 апреля 1946 года Горьковский автозавод за успехи во Всесоюзном социалистическом соревновании получил на вечное хранение переходящее Красное знамя ГКО, которое за время войны автозаводу присуждалось 33 раза».

Горький подвергался массированным авиаударам с 1941 по 1943 годы. За время войны вражеские бомбардировщики совершили 43 налёта, из них 26 налётов ночью, во время которых на город были сброшены 33934 зажигательных бомб и 1631 фугасная.

Горький перед началом бомбардировки

Город попал в поле зрения немцев ещё при разработке операции «Барбаросса» по разгрому СССР. Он тогда был одним из крупнейших производителей и поставщиков вооружения Красной Армии. Полный захват Горького и переход его под свой контроль планировался нацистской Германией во второй половине сентября 1941 года. Сначала фашисты должны были уничтожить оборонную промышленность города - Горьковский автозавод, заводы имени Ленина, «Сокол», «Красное Сормово» и «Двигатель Революции». После захвата в нём планировалось создать Генеральный округ Горький или Генеральный округ Нижний Новгород , входящий в Рейхскомиссариат Московия . Горьковский машиностроительный завод планировалось переоборудовать под выпуск немецкой военной техники.

31 октября 1941 года на автозавод пришло распоряжение И. В. Сталина о том, что необходимо резко увеличить производство лёгких танков Т-60 и в ближайшие 2-3 дня начать по 10 танков в день, так как Башзавод не мог полностью выполнять своих функций.

Руководство города знало, что Горький в любой момент может подвергнуться атаке немецкой авиации и было необходимо укреплять ПВО города и маскировать заводы. Однако, необходимые меры не были доведены до конца и особенно отставала маскировка объектов. На радиотелефонном заводе № 197 им. Ленина прошло экстренное совещание, посвящённое маскировке завода. После него, 1 ноября был утверждён план, согласно которому необходимо было придать заводу вид жилого поселка на окраине Горького. В плане противовоздушной обороны завод был полностью готов.

Командующим Горьковским бригадным районом ПВО был назначен Н. В. Марков, в октябре 1941 года. Прибыв в Горький, он увидел, в каком плачевном состоянии находилась оборона города, который был буквально «напичкан» важнейшими стратегическими объектами. В нём имелось всего около 50 зенитных орудий и несколько прожекторов.

Атаки немецкой авиации

Ноябрь 1941 года

Вражеские налёты на Горький начались в октябре 1941 года. Немецкие самолёты разведывали обстановку в городе. Они пролетали через весь город на большой высоте, «зависая» над автозаводом. После этого начались бомбардировки в Дзержинске Горьковской области.

Днём 4 ноября нацистские самолёты появились в небе на Горьким. Они летели очень низко, чуть ли не задевая крыши домов. Летели они поодиночке или группами по 3-16 машин. Поначалу горьковчане приняли их за немецкую разведгруппу, поэтому просто наблюдали за полётами. Основной целью Люфтваффе стал Горьковский автозавод. К нему летели сразу два бомбардировщика. Один из них пронёсся на проспектом Молодёжным и направился прямиком к автозаводу. По рассказам очевидцев, самолёт стремительно приближался к ремонтно-механическому цеху завода. Затем из самолёта начали падать первые бомбы. Раздался жуткий грохот. Повсюду летели обломки цеха и корпусов, огонь вырывался наружу и всё заволокло дымом. Затем бомба упала в заводской столовой. Все, кто находился внутри мгновенно погибли. На заводе поднялась паника и все рабочие бросились на проходные. Но вахтёры отказались выпускать людей с завода и не открывали двери. Тогда люди стали перелезать через ворота. В тот момент вражеский «Хейнкель» уже развернулся и, подлетая к проходным, выпустил множество пулемётных очередей по толпе. Затем он скрылся, пролетая над Автозаводским районом и расстреливая по пути перепуганных горьковчан. Люди на ходу выпрыгивали из трамваев и автомобилей, пытаясь добежать до убежищ.

Второй самолёт полетел к Автозаводской ТЭЦ. Он сбросил на неё две бомбы. Одна из них полностью разрушила строящуюся новую часть здания. Вторая же только проломила крышу и застряла в стропилах, но не взорвалась.

В это же время третий бомбардировщик совершил налёт на завод имени Ленина в Ворошиловском районе. От ударов оказались полностью разрушены 2 цеха - деревообрабатывающий и сборочный. Два других цеха получили сильные повреждения, а электроподстанция № 3 была выведена из строя взрывной волной. На соседнем заводе имени Фрунзе, в цехах, выбило окна и обсыпалась штукатурка. На заводах и на, расположенной неподалёку, станции Мыза началась паника и рабочие, бросив свои места бросились к проходным.

Бомбардировщик, тем временем, полетел в центр Горького, осматривая местные достопримечательности. Над Кремлём он сделал «круг почёта» и, после этого, скрылся. К сожалению, в тот день, кремлёвская оборона ещё не была готова. Работник обкома ВКП(б) Анна Александровна Коробова, после этого, вспоминала:

Чуть позже со стороны Анкудиновки появился ещё один самолёт. Он направился в сторону «Двигателя Революции». Подлетев к заводу, он сбросил на него мину ВМ1000. Мощный взрыв, прогремевший в силовой станции, повалил на пол работников завода, засыпав их осколками стёкол. В здании начался огромный пожар. Взрывной волной и осколками были повреждены линии электропередач, и часть Ленинского района осталась без электричества.

Спустя полчаса, около 5 часов вечера, после налёта на дизельный завод «Двигатель Революции», к городу подлетели ещё два «Хейнкеля». К тому времени в Горьком уже стало темнеть. Самолёты снова летели к автозаводу. Они сбросили несколько бомб на территорию ГАЗа, но из-за темноты и дыма пилоты не смогли точно прицелиться. Большинство бомб упали между корпусами и на пустырях. На этот раз вторжение не осталось незамеченным, и вражеские самолёты были атакованы отрядом истребителей и тремя ЛаГГ-3 авиаотряда майора Николая Алифанова. Но атака была отбита. «Хейнкели» повредили 2 советских самолёта. Ещё спустя полчаса горьковчане вновь заметили вражеский самолёт. Пролетая над автозаводом, он сбросил на монтажный цех 3 бомбы. Затем он развернулся и ударил по «Двигателю Революции» и станкозаводу. Через 20 минут атака на ГАЗ повторилась. Однако, эти бомбардировки оказались почти безрезультатными для немецко-фашистских лётчиков. Бомбы падали мимо целей, нанося незначительный ущерб зданиям. После этих бомбёжек в Горьком наступило затишье.

Но оно было недолгим. Примерно в половине десятого вечера вражеский самолёт Люфтваффе опять появился в горьковском небе. И в этот раз он нацелился на автозавод и сбросил на цеха 4 бомбы. После этого он полетел в Ленинский район и выпустил по нему 10 фугасных бомб. После этой бомбардировки жители города начали устранять последствия. В час ночи, со стороны Москвы, на Горький налетели три бомбардировщика. Они как раз возвращались после обстрела столицы. Система оповещения города не работала, поэтому уже совсем скоро бомбы вновь засвистели на головами горьковчан. Спустя 20 минут на автозавод упала ещё одна мина. Удар был такой силы, что взрывная волна прокатилась по всем цехам, уничтожая на своём пути и станки, и людей. Фугасы падали на Октябрьской улице, в посёлках Нагулино и Гнилицы.

Однако, местная газета «Горьковская коммуна» ни словом не обмолвилась о налётах на город.

Июнь 1943 года

Утром 4 июня немцы изучали карты Горького. Разрабатывались схемы полётов и тактика бомбардировок. Поначалу офицеры Вермахта думали, что целью станет Москва, однако, позднее стало понятно, что налёт предстоит на крупнейший центр производства и промышленности.

Около 22:30 штаб Горьковского ПВО получил тревожное сообщение из Москвы о том, что большая группа бомбардировщиков прошла от линии фронта над Тулой и движется на северо-восток. В 23:56 был подан сигнал воздушной тревоги. Он был принят и продублирован по всему городу на заводах, ж/д станциях и административных учреждениях. Но, как оказалось, после гудка сирен, на многих объектах была проявлена халатность при светомаскировке и обороне. Так на крупной железнодорожной станции Горький-Сортировочный были демаскированы несколько окон, освещавшие противнику территорию депо. В результате этого, было отключено центральное освещение во всём городе. Зенитчики стали готовиться к отражению налёта и над городом появились аэростаты заграждения.

В 00:10 с постов ВНОС в Вязниках и Кулебаках стали докладывать о приближении вражеской авиации к центру Горького. Затем поступили донесения, что первые самолёты уже на подходе к городу. Первыми стали стрелять зенитные установки 742-го ЗенАП, затем подключилась артиллерия с других секторов.

Первые вражеские самолёты сбросили над Горьким несколько осветительных бомб. Чтобы дезориентировать советские ПВО и не дать понять, что является главным объектом бомбардировки, бомбы освещали сразу 4 района: Автозаводский, Ленинский, Сталинский и Кагановический. Также была сброшена, так называемая, «люстра» над Окским мостом.

Первая группа Ju-88 атаковала водозаборные станции на Оке и водопровод Автозаводского района. Прямым попаданием был уничтожен узел управления водоснабжением и теплофикацией. Несколько бомб попали в Автозаводскую ТЭЦ, в результате чего были остановлены все турбогенераторы. Вышла из строя заводская электроподстанция. ГАЗ оказался отрезанным от водоснабжения и полностью обесточен.

Следом, к городу подошли группы «Юнкерсов» и «Хейнкелей». Их основной целью стал ГАЗ. Помимо фугасных иосколочных бомб в их арсенале были также и зажигательные. Секторы завода были разделены между эскадрильями. Главный удар пришёлся по кузнечному, литейному и механосборочному цехам. От попадания фугасных и зажигательных бомб в механосборочном цехе № 1 начался крупный пожар.

В ту ночь отражение налёта оказалось крайне неэффективным. В зенитных полках отсутствовало оперативное управление огнём. Команды приходили на батареи с запозданием и не отвечали реальной ситуации в Горьком. Во время бомбардировки связь с командованием оказалась полностью оборвана. Взаимодействие с прожектористами также отсутствовало, поэтому ни один вражеский самолёт, попавший под прожектор, обстрелян не был. В неудачной обороне сыграло роль долгое затишье на городом, когда казалось, что война уже далеко.

Тем временем на город шла замыкающая группа бомбардировщиков. По воспоминаниям лётчиков над городом поднималось огромное пылающее облако и клубы дыма, что мешало точно прицелиться и попасть в цель. В результате Люфтваффе сбросили бомбы на окрестные дома и посёлки. Были разрушены множество жилых домов и бараков в Автозаводском районе, Американском посёлке и посёлке Стригино.

Противовоздушная оборона и защита города

В октябре 1941 года на аэродром города Сейма Горьковской области прибыл полковник С. В. Слюсарев, чтобы принять три новых полка, оснащенных истребителями ЛаГГ-3. Здесь он пробыл некоторое время, пытаясь наладить неспокойную обстановку в городе.

После ноябрьских налётов на Горький полковник получил приказ от товарища Сталина немедленно отбыть в город для обороны «Горьковского района» , как выразился главнокомандующий. Слюсарев отправился в путь в ту же ночь, несмотря на снегопад и мороз. Позднее он рассказывал:

Первым же делом полковник Слюсарев распорядился установить дневное и ночное патрулирование Горького. Сделал он это, скорее, для успокоения напуганных бомбардировками горьковчан. Сразу после этого решения он направился обратно в Сейму, где располагались 8 авиаполков. О приказал рассредоточить их по аэродромам дивизионного района.

В декабре оргкомитетом было принято решение о создании нескольких больших бомбоубежищ в Верхней части города. К 15 февраля 1942 года предполагалось соорудить 5 объектов:

  1. Кремль - Ивановский съезд под Мининским садом,
  2. Набережная им. Жданова - напротив Горьковского индустриального института,
  3. Почтовый съезд на улице Маяковского,
  4. Ромодановский вокзал,
  5. Овраг в конце ул. Воробьева.

Их строили 2300 человек. Так же, по всему городу и его границам рыли окопы и возводили оборонительные укрепления. Однако, впоследствии они не понадобились, так как 5 декабря 1941 года Красная Армия перешла в наступление.

Маскировка Горького

Помимо противовоздушной обороны города, правительство Советского Союза применило хитрую тактику. Было принято решение построить в Горьком ряд «ложных объектов». В архиве Нижнего Новгорода сохранился документ под названием: «Постановление Горьковского городского комитета обороны „О строительстве ложных объектов промышленных предприятий г. Горького“» от 1 августа 1942 года.

В целях отвлечения самолетов противника от оборонных объектов, комитет обороны постановляет:

1. Создать на подступах к г. Горькому ряд ложных объектов, имитирующих действительные оборонные объекты города. Предоставленную Горьковским корпусным районом ПВО и штабом МПВО города Горького дислокацию ложных объектов утвердить. Предложить директорам заводов: №21 «…», № 92 «…», № 112 «…», автозавода им. Молотова «…», им. Ленина «…» и стеклозавода имени М. Горького «…» немедленно разработать проекты ложных объектов, согласовать их со штабом МПВО города и осуществить строительство в срок до 15-го августа с.г. Директорам указанных предприятий обеспечить объекты связью и особыми командами для охраны и выполнения специальных указаний командования в условиях воздушных налетов. 3. Порядок оперативного ввода в действие ложных объектов разработать командующему Горьковским корпусным районом ПВО совместно с начальником МПВО города Горького. Председатель Горьковского комитета обороны М.Родионов

В результате этого постановления в деревне Мордвинцево, рядом с Федяково, был выстроен огромный муляж Автозавода. Он был сделан, в основном, из стекла и фанеры. Ночью на его территории горел свет, который с запозданием выключался после объявления воздушной тревоги. Немецкие бомбардировщики начинали путаться и бомбили муляж вместо самого завода.

Ещё одним важным стратегическим объектом для маскировки являлся завод «Двигатель Революции». Он к тому времени был уже изрядно разрушен, однако продолжал работать. Для его маскировки горьковчане применили «московскую» технологию раскраски улиц. Прямо по улице и по самому заводу были нанесены рисунки, изображающие частные дома и городскую застройку. Таким образом они «продлили» деревню Молитовка прямо на территорию завода. «Двигатель Революции» визуально исчез для лётчиков. С большой высоты было видно только ложную деревню.

На Канавинском мосту применили иную технологию маскировки. Для этого на воду были спущены катеры, которые всё время находились рядом с мостом. При объявлении воздушной тревоги они выпускали специальную плотную дымовую завесу. И, как только фашисты ни старались уничтожить мост, им это не удавалось из-за плохой видимости.

Более 75 лет назад началась Великая Отечественная война, следы которой не стёрты до сих пор с русской земли благодаря памяти нынешних поколений. В такие важные для нашей страны дни все мы оглядываемся назад, переносимся в эпоху грозных лет Отечественной войны, перебираем в памяти страницы семейной истории и вехи освободительной борьбы нашего народа. Немалую роль сыграл в этой борьбе и наш край, Горьковская область.

Сразу после начала вторжения войск гитлеровской Германии на территорию Советского Союза, вместе со всем советским народом встали на защиту Родины более 600 тысяч горьковчан. Многие из них пали смертью храбрых. По уточненным данным, имена около 600 Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы связаны с Горьковским краем.

Летчики Василий Рязанов и Арсений Ворожейкин удостоены высокого звания Героя дважды. Более 300 тысяч горьковчан за мужество и отвагу на фронтах войны награждены боевыми орденами и медалями.

Только в первый день войны в военкоматы Горьковской области поступило 10 тысяч заявлений с просьбой отправить на фронт в ряды действующей армии – таков был патриотический подъем в обществе.

Город Горький, как крупный промышленный центр страны, согласно «Плану Барбаросса», подлежал захвату в сентябре-октябре 1941 года. Этим планам противника не суждено было сбыться.
23 октября 1941 г. создается Горьковский городской комитет обороны – местный чрезвычайный орган руководства в условиях военного положения. Он объединял гражданскую и военную власть в городе и области.

Комитет руководил мобилизацией населения и материальных ресурсов, занимался вопросами формирования воинских подразделений, противопожарных и санитарных дружин, противовоздушной обороны, восстанавливал предприятия и дома, разрушенные во время вражеских бомбежек.

Руководил Комитетом обороны первый секретарь Горьковского обкома ВКП(б) Михаил Родионов , молодой талантливый управленец, ставший впоследствии председателем Совета министров Советской России. Особой его заботой было строительство оборонительных рубежей, где было задействовано свыше полумиллиона человек: местные жители, студенты и старшеклассники.

В ночь с 4 на 5 ноября 1941 г. на город Горький был совершен первый авианалет. К 1942-43 году налеты приобретали все большую интенсивность. На город было сброшено 1631 фугасная и 33934 зажигательных бомб. Особенно сильный ущерб был причинен в августе 1943 года Автозаводу .

Было разрушено и повреждено 50 зданий и сооружений. Наши земляки пришли восстанавливать лежащие в развалинах корпуса Автозавода и сделали невозможное: восстановили завод всего за 100 дней.

Автозавод выпускал автомобили, легкие танки Т-60, Т-70, танковые моторы, САУ, бронеавтомобили, минометы, боеприпасы, комплектующие изделия для танков Т-34, снаряды для реактивных установок, другую военную продукцию. На площадях автозавода работал и авиамоторный завод №466.

Легкий танк Т-60

Танк Т-70

С первых дней войны трудящиеся районов Горького мобилизовали все свои силы на помощь фронту. Одной из ярких героических страниц нашей истории является строительство танков на старейшем судостроительном заводе «КРАСНОЕ СОРМОВО» , который был значительно переоборудован для нового производства. Первый танк Т-34 вышел из испытания в сентябре 1941 г. Уже в октябре было изготовлено 5 машин, в марте 1942 г. – 160 машин. В бою средний танк Т-34 показал себя машиной, превосходящей не только свой класс, но и многие «тяжелые» типы машин.

Кроме Т-34 завод выпускал и другие виды танков: «командирский» танк с мощной радиостанцией, экранированный танк Т-74, огнеметный танк с радиолокацией. Всего за годы войны завод «Красное Сормово» дал фронту более 12 тыс. боевых машин.

Танк Т-34

Весомым вкладом в дело создания оружия победы в годы войны, было строительство на заводе «Красное Сормово» подводных лодок малого водоизмещения сери «С» для Балтийского и Северного флота. За 1941-45 гг. сормовичи выпустили более полусотни лодок-малюток.

На заводах проводились ударные вахты, появилось движение фронтовых бригад, работавших по 14 – 16 часов в сутки. Уже в первые дни войны конкретным выражением творческой инициативы горьковчан явилось движение двухсотников: «работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт». В годы войны развернулось и движение «тысячников».

Одним из первых «тысячников» был токарь-расточник авиационного завода Сергей Цецегов , выполнивший задание на 1031% . А первой женщиной – тысячницей Горьковской области стала работница авиационного завода А.Г. Яндаева .

АВИАЦИОННЫЙ ЗАВОД №21 ИМ. ОРДЖОНИКИДЗЕ в годы Великой Отечественной войны выпустил 19202 самолета (И-16, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7), то есть каждый третий отечественный истребитель дал фронту наш город. К 1944 г. темп выпуска достигал 26 самолетов в сутки.

В том же Кагановичском, а ныне Московском районе располагался и другой промышленное предприятие – МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД. В годы войны дал фронту 100 тысяч пушек конструкции Василия Грабина – это больше, чем произвели Германия и ее сателлиты. Дивизионная пушка ЗиС-3 признается специалистами как одной из лучших орудий Второй Мировой войны.

Боеприпасами и вооружением снабжал фронт завод №215 им. Петровского (эвакуированный из Киева), на заводе «ЭЛЕКТРОМАШ» был налажен выпуск снарядов для «Катюш». Молодой коллектив завода № 558 («Старт»), в подавляющем большинстве состоявший из бывших домохозяек и подростков, освоил выпуск боевой продукции для фронта – минные приборы КВ-4.

КАНАВИНСКИЙ ЗАВОД «КРАСНЫЙ ЦИНКОВАЛЬЩИК» стал филиалом авиационного завода №21. Здесь стали выпускать комплектующие изделия для самолетов и другие детали для военной техники. За годы войны Горьковский металлургический завод дал фронту несколько тысяч тонн ценных сплавов. Было организовано производство саперных лопат и ножниц – кусачек для резки проволочных заграждений. Десятки дивизий и корпусов были снабжены пилами, ножовками и другими инструментами, изготовленными на заводе.

«КРАСНЫЙ ОКТЯБРЬ» перешел на выпуск боеприпасов и укладочных приспособлений для горной артиллерии, понтонных якорей для инженерных войск и т.д. Завод им. Попова выпустил свыше 7 тыс. самосвалов, более 10 тыс. автобусов – штабных и санитарных, свыше 25 тыс. походных кухонь и много другой продукции военного назначения. Коллектив масложирового комбината им. Кирова наряду с основной продукцией организовал производство порошка «НА», который использовался для приготовления порошка для бутылок с зажигательной смесью.

В 1941 г. был построен цех и организовано производство динамитного, химически чистого глицерина, а также спецпродукта для военных заводов, изготовляющих военную технику. Большое значение имела бесперебойная работа железнодорожного транспорта.

ИВАН КАЛМЫКОВ

СССР, Горький

Горький во время Великой Отечественной войны, в период осень 1941 - лето 1943 года, подвергался бомбовым ударам со стороны немецкой авиации. Основной целью бомбардировок было разрушение промышленного потенциала города, наибольшие повреждения получил Горьковский Автомобильный завод (в 1940-е Завод им. Молотова, ЗИМ). За время войны вражеские бомбардировщики совершили 43 налёта, из них 26 налётов ночью, во время которых на город были сброшены 33934 зажигательных бомб и 1631 фугасная. Бомбардировки Горького стали самыми крупными ударами авиации Люфтваффе по тыловым районам СССР в годы войны.

Ноябрь 1941 года

В первом налете в ночь на 4-5 июня, в целях прикрытия, была запущена дезинформация о подготовке налета Люфтваффе на Москву. По данным ПВО, участвовало до 45 самолетов «Хейнкель-111», Юнкерс-88, Фоке-Вульф 200 «Курьер». Самолеты подходили с направлений Владимир-Ковров-Горький и Кулебаки, Арзамас-Горький, бомбардировка началась в 00 ч 45 мин., к городу прорвалось около 20 самолетов. Всего было сброшено 289 авиабомб, из них 260 на автозавод, были выведены из строя главный конвейер, рессорный цех, кузница № 3, разрушено в районе несколько домов и больница. В районе и на заводе были убиты 70 человек, ранены 210. Попытки прорваться в северную часть города к заводам «Красное Сормово», № 21 и № 92 не удались. Немецкой авиацией было потеряно 5 самолетов.

Во втором налете в ночь на 5-6 июня участвовало 80 самолетов «Хейнкель-111». Бомбардировка длилась с 00 ч 31 мин до 02 ч 08 мин. Налет осуществлялся 6 группами с разных высот и направлений. Прорвалось около 30 самолетов, Районами бомбометания были: автозавод, Соцгород, Сормово, Мыза, аэродром. Первые группы атаковали зенитные батареи, приглушив двигатели, они бесшумно входили в зону бомбометания. Основной удар нанесен по западной и северной сторонам автозавода. Выведены из строя основная линия электропередачи, сильно повреждена водонапорная сеть. Полностью сгорели монтажный цех, отдел смежных производств, склад резины, парк автотягачей, паровозное депо, цех шасси, диетстоловая, окончательно сгорел главный конвейер. На завод были сброшены до 100 бомб. Пострадал жилой массив и туберкулёзная больница. В деревне Монастырка сгорели и были разрушены 60-80 домов.

Третий налет 6-7 июня был наиболее мощным, в нем участвовало 157 самолетов «Хейнкель-111» и «Юнкерс-88». Основной удар пришёлся на центральную и северо-западную части завода (автозавод, Соцгород, Мыза). Был полностью уничтожен огнём очень важный объект - колёсный цех ГАЗа (изготавливались колёса для пушек артиллерийского завода им. И. В. Сталина № 92, катки для танков Т-34 завода «Красное Сормово», снаряды для установок «Катюша» и др.), пострадали инструментально-штамповочный корпус, прессово-кузовной и механический цеха (МСЦ № 5, МСЦ № 8), ж/д депо. Всего на предприятие было сброшено 170 бомб, 38 человек погибло, 83 ранено. Пострадали Соцгород, Американский посёлок, Монастырка, АТС, райисполком, поликлиника, центральный клуб, электроподстанция, отделение милиции, гараж райкома ВКП(б) и др. Разрушено часть домов на проспекте Молотова, особенно пострадали два дома: № 28 (разрушен на 45,7 проц.) и № 30 (30,9 проц.). В районе 73 человека погибли, 149 ранены. Огнем артиллерии сбито 4 самолета, истребителями 2.

В четвертом налете 7-8 июня участвовали 50-60 самолётов. На завод прорвалось 3 самолета, сбито 6, были сброшены 9 фугасных и 7 зажигательных бомб, пострадал литейных цех ковкого чугуна.

По результатам 4-х налетов на завод были сброшены 993 авиабомбы, из них ФАБ - 614, ЗАБ и комбинированных - 379. По данным медслужбы пострадали 698 человек, из них убиты 233, умерли от ран в госпиталях - 24, ранены 465.

В пятом налете 10-11 июня участвовали, по разным данным от 50 до 110 самолётов. Основной удар нанесен по ТЭЦ, водозабору, гавани.

Шестой налет 13-14 июня. 50-80 самолётов. Удар нанесен по восточной части автозавода и района.

Седьмой налет 21-22 июня (2-я годовщина нападения Германии на СССР) 75 самолетов. Сигнал воздушной тревоги получен в 00 ч 13 мин. Зенитная стрельба в районе завода началась в 1 ч 02 мин. Бомбометание продолжалось с 1 ч 08 мин до 1 ч 47 мин. Отбой тревоги дан в 2 ч 20 мин. На территорию автозавода сброшены: 31 осветительная ракета, 15 фугасных, 80 комбинированных (фугасно-зажигательных) и около 300 мелких зажигательных бомб. Пострадали литейный корпус № 3, арматурно-радиаторный корпус, завод «Новая сосна», в жилом секторе возникли четыре очага пожара[Л 6]. После этого налета попытки массовых бомбежек Горького прекратились.

Всего, по результатам операции, немецкой авиацией было совершено 645 самолето-вылетов, на город(автозавод) было сброшено 1631(1095) фугасных и 3390(2493) зажигательных бомб, погибло 254 мирных жителя и 28 бойцов ПВО, ранено соответственно более 500 и 27. человек. На заводе разрушено 52 здания, выведено из строя большое количество оборудования, жаркая засушливая погода способствовала возникновению сильных пожаров а маскировочные щиты выполненные из фанеры и досок были хорошим горючим материалом. Значительная часть завода была разрушена или сгорела, и хотя он продолжал работать, выпуск продукции в основном прекратился, силы рабочих были брошены на восстановление.

Действия ПВО

ПВО в районе города имела 433 зенитных орудий среднего калибра и 82 малого калибра, 13 РЛС орудийной наводки СОН-2, две РЛС «Пегматит» (РУС-2с), 231 зенитный прожектор, 107 аэростатов и 47 истребителей, базировавшихся на аэродромах в Стригине, Правдинске и Дзержинске.

Несмотря на значительную численность и оснащенность сил ПВО предотвратить прицельное бомбометание не удалось. Длительное отсутствие бомбардировок и успешное наступление Красной Армии способствовали ослаблению бдительности, выявилось много недостатков в организации обороны. Автозаводский район прикрывал 784-й зенитно-артиллерийский полк, состоявший, в основном, из девушек недавно заступивших на службу, одна из РЛС «Пегматит» из-за высокого берега Оки имела большую «мертвую зону» в секторе обзора, расчеты СОН-2 также были неподготовлены и зенитная артиллерия вела заградительный огонь без точного целеуказания, взаимодействие с прожекторами не было отработано, командные пункты ПВО в подвалах зданий выводились из строя при их разрушении, проводная связь часто прерывалась разрывами бомб, истребители, не имея опыта ведения боя в ночных условиях, пытались таранить бомбардировщики не израсходовав боезапас. Немалая часть сил ПВО также была отвлечена на защиту северного промышленного района города, где располагались авиационный, артиллерийский и танковый (Красное Сормово) заводы, имевшие большое стратегической значение.

После первых бомбардировок были приняты срочные меры по переброске в район автозавода дополнительных зенитных орудий и боеприпасов, улучшалась связь и система управления огнем. Изменили схему заградительного огня. На направлениях действий немецкой авиации создавались две линии завес на расстоянии 2-3 и 6-7 километров от автозавода, на крышах цехов устанавливались пулеметы для стрельбы по низколетящим самолетам. Последующие налеты встречались более организовано, на подходе к Горькому. Всего было сбито 14 самолетов, из них зенитными батареями - 8, истребителями - 6 (по другим данным сбито 23, повреждено около 210).

Последствия бомбардировок

Бомбардировка крупнейшего промышленного центра страны вызвала немедленную реакцию в высших эшелонах власти. Уже 5 июня вышло, написанное лично Сталиным, что было крайне редко, постановление ГКО № 3524 «О противовоздушной обороне г. Горького.». Для расследования причин невыполнения задач Горьковским корпусным районом ПВО назначена комиссия в составе: глава НКВД Л. П. Берия, шеф НКГБ В. Н. Меркулов, секретарь ЦК ВКП(б) А. С. Щербаков, председатель Моссовета В. П. Пронин и командующий ПВО территории страны М. С. Громадин. По результатам работы комиссии, был снят и понижен в должности командующий ПВО района генерал-майор А. А. Осипов и снят с должности директор автозавода А. М. Лифшиц (его место занял И. К. Лоскутов), на усиление ПВО Горьковского промышленного района 8 июня было выделено по 100 зенитных орудий малого и среднего калибра, 250 крупнокалиберных пулеметов, 100 прожекторов и 75 аэростатов воздушного заграждения. Практически сразу были начаты восстановительные работы, по инициативе главного конструктора Андрея Липгарта после первого налета сразу был эвакуирован конструкторский архив завода, с территории вывезен бензин и начался демонтаж маскировочных щитов, которые становились причиной пожаров.

Для оперативного решения вопросов по восстановлению в Горький прибыли нарком строительства С. З. Гинзбург, его заместитель К. М. Соколов, нарком среднего машиностроения С. А. Акопов.

Культяпов, Н. Хроники потерь и героизма. Как бомбили город Горький и родной Автозавод / Н. Культяпов // Автозаводец. – 2012. – 22 июня (№ 90). – С. 2

Ночную тишину разрезал сигнал воздушной тревоги. Но самое главное - стало огненно-светло. Словно в черном небе разом загорелись десятки ярких люстр. В этом ослепительном свете все вокруг проступало нереально четко, но становилось будто незнакомым. А потом появлялся страшный утробный звук, неумолимо приближающийся, заполняющий собой все пространство... Примерно так описывали начало фашистских налетов на Горький и Автозавод свидетели тех скорбных и героических событий.

Без тыла не было б Победы

Истина, не нуждающаяся в подтверждении. Подвиг тех, кто трудился в тылу, не выходя из заводских цехов сутками, во сто крат увеличивается тем, что пришлось пережить этим людям. Здесь, вдали от линии фронта, шла своя война. Может быть, не менее страшная и жестокая.

В плане немецкой операции было четко указано: «Разрушить автозавод им. Молотова и прилегающие объекты». Осуществить свои замыслы враг собирался с помощью авиации. Войска ПВО вели противовоздушную битву за Горький и промышленные объекты области в течение 596 дней и ночей. За оборону второго сектора ПВО, в котором находился и автозавод, отвечал 784-й зенитный артполк.

Налеты вражеской авиации начались осенью 1941 года. Впервые смертельный «вкус» бомбежки автозаводцы испытали 4 ноября. Белым днем самолеты прошли над улицами Соцгорода, заводскими проходными и сбросили бомбы. Они летели так низко, что были видны фашистская свастика на крыльях и лица пилотов. К Горькому бомбардировщики подлетали поодиночке и группами от 3 до 16 самолетов, волнами, с интервалом 15-20 минут. Всего в налете участвовали до 150 авиамашин, но к городу прорвались только 11. Остальные под огнем зенитной артиллерии ушли назад.

Боевое крещение

Следующей ночью кошмар повторился. За эти два массированных налета в Горьком было убито 127 человек, тяжело ранено 176 и легко 195. И хоть в период ноябрьских воздушных атак не был сбит ни один немецкий самолет, для воинов ПВО это стало боевым крещением.

8 ноября 1941 года Горьковский бригадный район ПВО вводят в состав действующей Красной Армии, принимаются дополнительные меры по укреплению противовоздушной обороны. На защиту автозавода направляются 58-й и 281-й отдельные зенитно-артиллерийские дивизионы, а вскоре в город прибывает 142-я истребительная авиационная дивизия, в состав которой входят 4 авиаполка, и 45-й зенитно-прожекторный полк.

В начале февраля 1942-го фашисты снова напомнили о себе, внеся много нового в тактику своих налетов. Они буквально подкрались к автозаводу. Так незаметно, что поначалу даже не была объявлена воздушная тревога. В ночь на 4 февраля враг произвел бомбардировку одиночными самолетами, используя различные направления и разные высоты. Один из них на большой высоте и с заглушёнными моторами, подлетев незамеченным к автозаводу, сбросил три фугасные бомбы. Были повреждены, правда, незначительно, колесный и моторный цеха, убито 17 человек, 41 ранен.

Увы, предательство, видимо, существует вне времени и обстоятельств. Вот и тогда - одни сражались иv гибли на фронтах, защищая свое Отечество, другие в нечеловеческих условиях ковали победу в тылу, а третьи... Третьи корректировали действия немецких налетчиков. Именно ночью 4 февраля был зарегистрирован массовый пуск с земли ракет красного и белого цветов - вражеская агентура действовала активно.

Ад в режиме нон-стоп

А вечером - новый налет. 12 бомбардировщиков четко были нацелены на автозавод и мосты через Волгу и Оку, но массированный огонь зенитной артиллерии не позволил им приблизиться к намеченным объектам. Однако одному самолету все же удалось сбросить 2 фугасные бомбы на завод и 3 - на Стахановский поселок. Очередная попытка уничтожить ГАЗ была предпринята 6 февраля, но заградительный огонь зениток буквально встал на пути врага. Надо сказать, во время налетов с 4 по февраля фашистам не удалось нанести сколько-нибудь серьезный урон промышленным объектам, однако среди гражданского населения были жертвы: убито 20 и ранено 48 человек.

Вражеские воздушные атаки и ад, сопровождающий их, повторялись с незавидной регулярностью. Ночь с 23 на 24 февраля, 22 и 30 мая... В последних случаях немцы вынуждены были сбросить 10 бомб на Стахановский поселок и 9 на Соцгород, 13 фугасных авиабомб упали в районе Сормова.

20 немецких самолетов пытались бомбардировать Горький, Бор и Дзержинск, а также железнодорожный узел станции Сортировочная, Стригинский аэродром и 31 мая, и ночью 10 июня. Но с земли их встретил мощный заградительный огонь.

Войска ПВО в тот период значительно укреплялись. Для обороны мостов, судов и пристаней были выделены канонерские лодки Волжской флотилии. С этого времени стали применяться аэростаты воздушного заграждения. В июне 1942 года Горьковский дивизионный район ПВО был преобразован в корпусный. Не достигнув успеха в июньских налетах, немцы отказались от прямых бомбардировочных налетов на объекты в зоне его действия, ограничиваясь разведывательными полетами. И лишь изредка по ночам в ноябре-декабре 42-го с неба на Горький начинал «сыпаться» бомбовый «дождь». В ноябре при ночном бомбардировочном налете немцы, кстати, впервые применили осветительные бомбы.

Смертельный дождь

Обстановка на фронтах менялась. В мае 1943 года прошла информация о том, что 5-6 июня готовится массированный налет на Москву. На самом деле это был лишь отвлекающий маневр. Разведка не располагала на тот момент данными о настоящих планах врага. Срочно была усилена противовоздушная оборона столицы, а у нас, в Горьком, наступило некоторое ослабление бдительности. Длительное отсутствие бомбежек и успешное наступление Красной Армии этому вполне способствовали. На самом деле противник решил раз и навсегда стереть Горьковский автозавод с лица земли. Вечером 4 июня 45 двухмоторных бомбардировщиков «Хейнкель-111» из эскадрилий КС-27 и КС-55 поднялись с аэродромов в Горький. К городу прорвались 20 самолетов. В воздухе на парашютах висело примерно 80 осветительных ракет. На заводе возникло 8 очагов пожаров, было выведено из строя водоснабжение. В результате этих бомбежек погиб 61 человек и 210 было ранено.

Следующей ночью в налете участвовали уже 80 бомбардировщиков, 30 достигли цели. Потери в этой воздушной атаке были куда более серьезными: 90 убитых и 95 раненых. Казалось, смертельный дождь, «льющийся» с неба, не кончится никогда.

В ночь с 6 на 7 июня немцы совершают третий по счету и наиболее массированный налет на Горький, используя до 160 самолетов «Ю-88» и «Хейнкель-111». И снова - 73 убитых и 149 раненых. Следующей ночью 80 бомбардировщиков вновь появились в зоне ПВО Горького. На этот раз к автозаводу прорвалось только 3 самолета. Ночи с 10 на 11 июня, с 13-го на 14-е, с 21-го на 22-е... Кошмар продолжался. За последние три налета было убито 158 человек и ранено 393. Некоторые самолеты с малой высоты поливали сооружения воспламеняющейся жидкостью. Даже жители Сормовского района, находившиеся в 13-15 км от автозавода, видели, как огромные огненные струи прорезали ночное небо и обрушивались на корпуса ГАЗа.

Невозможное за 100 дней

Именно июньские бомбежки 1943-го стали одной из самых черных автозаводских страниц Великой Отечественной войны. Пустые оконные пролеты, горелый кирпич, покореженные металлоконструкции... Завод и район после жестоких бомбардировок практически лежали в руинах, но люди все равно продолжали трудиться, давая фронту все необходимое. То, что фашисты крушили ночью, они восстанавливали днем. После отражения последних налетов немцы отказались от попыток разрушить автозавод.

В обороне города и ликвидации последствий воздушных вражеских ударов помогала вся страна. Но и сами горьковчане работали ударными темпами, сделав фактически невозможное. По прогнозам специалистов, на восстановление разрушенного завода должно было уйти несколько лет. Его восстановили за 100 дней и ночей. Уже в июле ГАЗ выполнил производственную программу на 127 процентов. И вряд ли кто-то посмеет сказать, что это не было подвигом.

Николай КУЛЬТЯПОВ.