Причины разработки и введения государственных образовательных стандартов. Анализ нового государственного образовательного стандарта основного общего образования. Стандарт старого поколения

Материал

для заочного «круглого стола» в журнал

«Эффективная педагогика»

по теме:

«Введение федеральных государственных образовательных стандартов

в МОУ СОШ № 54».

Егорова Галина Викторовна

Материал для заочного «круглого стола» в журнал «Эффективная педагогика» по теме: «Введение федеральных государственных образовательных стандартов в МОУ СОШ № 54».

Разработка и введение стандартов образования, совершенствование образовательных систем – глобальная проблема педагогического сообщества передовых стран нашей планеты. До конца 90-х гг. XX в. в большинстве из них стандарты образования не применялись как инструмент повышения качества образовательных результатов. В ФРГ, Швейцарии, Австрии реформа образования, основанная на стандартах, проводится в настоящее время. Аналогичная картина и в других странах. О необходимости и целесообразности введения единых образовательных стандартов спорят педагоги и политики всего мира.

В России 2010-2011 учебный год стал годом введения стандартов второго поколения. МОУСОШ №54 в числе школ города Тулы стала пилотной площадкой по введению новых образовательных стандартов.

Это обусловлено тем, что в основу разработки Стандарта положена целевая установка, предусматривающая переход от «догоняющей» к «опережающей» модели развития российского образования. Приоритетом при создании Стандарта стала российская ценностная, научная и культурная составляющая с учетом национальных особенностей отечественной системы образования. При этом Стандарт разрабатывался как инструмент реализации государственной политики в образовании, обеспечивающей:

  • - сохранение единства образовательного пространства России;
  • -равенство и доступность образования при различных стартовых возможностях;
  • - преемственность ступеней общего образования.

Характеризуя типовую начальную школу, необходимо выделить следующие особенности конструирования ее содержания:

во-первых, в течение многих десятилетий изменялось лишь предметное содержание обучения;

во-вторых, наблюдалась постоянная смена номенклатуры учебных предметов (когда одни курсы исчезали из учебного плана, а другие в нем появлялись);

в-третьих, происходило «ущемление» одних предметов за счет других («флюсовость» содержания)

Причиной этого было недостаточное внимание к целеполаганию – определению приоритетных, наиболее важных для развития младшего школьника целей образования. Педагогическое сообщество в настоящий момент осознало, что коренные изменения в системе образования связаны не с корректировкой его предметного содержания.

Анализируя обновленную структуру методической системы начального образования в МОУСОШ № 54, следует отметить, что по сравнению с типовым вариантом в ней появились такие важнейшие компоненты, как мотивация учения, дифференциация образовательного процесса и деятельность контроля и оценки. Включение этих компонентов позволяет обеспечить реализацию новой цели образования современного школьника – развитие его личности на основе ведущей деятельности, так как главными результатами становится не только формализованные достижения (знания, умения), но и существенные личностные изменения ученика.

Школа должна отказаться от приоритета репродуктивного обучения, которое должно быть организовано, как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Ученик не принимает его в готовом виде, работа на уроке ведется так, что требует от него усилия, размышления, поиска. Школьнику дается право на ошибку, на коллективное обсуждение поставленных гипотез, выдвинутых доказательств, анализ причин возникновения ошибок и их исправления.

Сегодня перед всем педагогическим коллективом стоит задача разработки исследовательских и поисковых учебных задач (проблемных ситуаций, альтернативных вопросов, задания на моделирование).

Для организации процесса введения ФГОС школой были предприняты следующие шаги:

  • создание совета и рабочей группы для разработки и управление программой изменений и дополнений образовательной системы школы;
  • определение изменений и дополнений в образовательной системе школы;
  • разработка сводной программы изменений и дополнений;
  • разработка плана-графика изменений и дополнений образовательной системы начальной ступени школы;
  • реализация и контроль запланированных изменений в образовательной системе учреждения.

Материально-технические условия реализации основной образовательной программы МОУСОШ № 54 соответствуют строительным нормам и правилам, санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников образовательного учреждения. Эффективность образовательного процесса должна обеспечиваться системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, создающих условия для реализации основной образовательной программы. Однако, информационно-образовательная среда не обеспечивает информационно-техническую поддержку образовательного процесса.

Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, общекультурное и т.д.)

Школа предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Содержание занятий формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей и направляется на реализацию различных форм организации внеурочной деятельности. Для учащихся 1А класса предложены следующие виды занятий: проектная деятельность «Я рисую мир», музыкальные занятия «Дети XXI века», оригами, занятия «Играем, изучаем немецкий язык», «Тулячок», хореография. А для родителей школа полного дня – решение многих проблем.

Процесс знакомства руководителей и учителей начальной школы с материалами стандарта сопровождается массовым повышением квалификации педагогических кадров в региональных институтах повышения квалификации и методических службах. В 2009 – 2010 учебном году в г. Тула стартовала программа подготовки учителей начальных классов к работе по новым стандартам. На курсах повышения квалификации прошли обучение директор МОУСОШ № 54 Коняева Т.М., зам. директора Дедова Н.П., учитель начальных классов Егорова Г.В.. В этом же году обучились и разработали свои курсы в системе дистанционного обучения при институте экономики и информатики зам. директора Шкарупа Н.В., зам директора Коняева Л.Л., учитель начальных классов Егорова Г.В..

Стандарты второго поколения – одна из важнейших образовательных тем сегодня. Причем непосредственно внедрять новые ФГОС придется директорам российский школ. Руководителям образовательных учреждений необходимо выработать механизм поэтапных действий по изменению или дополнению уже сложившейся в школе образовательной системы, чтобы привести ее в соответствие с требованиями нового стандарта. Необходимо помнить, что проводимые изменения в начальном звене не могут в дальнейшем не отразиться на среднем и старшем звеньях школы. Только целенаправленная работа по отработке приемов, направленных на решение задач стандарта поможет педагогам сориентироваться в новых условиях.

Государственный образовательный стандарт (назначение, структура)

Федеральные государственные образовательные стандарты - один из основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование. С принятием стандарта не только государство может требовать от ученика соответствующего образовательного результата. Ученик и его родители также вправе требовать от школы и государства выполнения взятых ими на себя обязательств. Относительно европейских и мировых стандартов образования, следует заметить, что «стирание границ» ведет к определенным обязательствам со стороны учебного заведения, которое гарантирует не просто успешное завершение обучения, но и получение высокооплачиваемой работы. С другой стороны, у обучающегося есть определенные гарантии, но и необходимость постоянно и качественно пополнять свои знания, проявляя себя, что очень важно - постоянно, как квалифицированный работник. Это предполагает постоянное повышение квалификации студента, стремление постоянно быть востребованным. В этом контексте стандарт - это средство обеспечения планируемого уровня качества образования. Будучи стабильным, в течение определенного диапазона времени, стандарт образования динамичен и открыт для изменений, отражающих меняющиеся общественные потребности и возможности системы образования по их удовлетворению.

Очевидно, что в настоящее время деятельность человека все больше становится принципиально инновационной. Растет активность человека во всех областях его деятельности. Процессы постоянного роста в образовательной сфере могут получить дальнейшее эффективное развитие только в условиях становления инновационной системы образования - системы, ориентированной на новые образовательные результаты. В этой связи переход к ЕГЭ является определенным значимым этапом на пути совершенствования государственных образовательных стандартов Российской Федерации.

Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать:

1. единство образовательного пространства Российской Федерации;

2. преемственность образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты включают требования к:

1. структуре основных образовательных программ;

2. условиям реализации основных образовательных программ;

3. результатам освоения основных образовательных программ.

Назначение и функции государственных образовательных стандартов нового поколения

Сегодня все более значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов, обеспечивающий развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.

1. инструментом организации и координации системы образования, служить ориентиром ее развития и совершенствования, критерием оценки адекватности образовательной деятельности новым целям и ценностям образования;

2. средством обеспечения единства и преемственности отдельных ступеней образования в условиях перехода к непрерывной системе образования;

3. фактором регулирования взаимоотношений субъектов системы образования (учащихся, их семей, преподавателей и руководителей образовательного учреждения), с одной стороны, и государства и общества - с другой;

4. одним из ориентиров создания современной инфраструктуры образования.

Вместе с тем новая версия стандарта должна создать условия для более эффективной реализации традиционных функций стандартов как средства нормативно-правового регулирования деятельности системы образования.

1. обеспечение права на полноценное образование, которое заключается в обеспечении посредством стандарта гарантированных Конституцией РФ «равных возможностей» для каждого гражданина «получения качественного образования», т. е. уровня образования, представляющего необходимую основу для полноценного развития личности и возможности продолжения образования;

2. обеспечение единства образовательного пространства страны, которое представляет собой переход к многообразию образовательных систем и типов учреждений образования, требует наличия механизма регулирования, призванного стабилизировать систему образования в стране. Эту стабилизирующую и регламентирующую роль должны выполнять стандарты образования. Не ограничивая развития специфических региональных подходов, наличия различных видов школ, вариативных программ, образовательные стандарты фиксируют требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Реальные образовательные программы конкретного образовательного учреждения по своему содержанию могут существенно различаться и по объему, и по глубине предлагаемой ими подготовки учащихся, но все они обязаны обеспечить реализацию и достижение требований стандартов. Это позволит обеспечить внутри страны гарантированное качество подготовки выпускников школы, на которое можно опереться при организации последующего обучения. Стандарт является важнейшим фактором решения многих демографических и социальных проблем в условиях возможной миграции населения, станет основой признания эквивалентности документов об образовании, полученных в различных регионах, и т. п.;

3. обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

4. критериально-оценочную, которая проистекает из сущности стандарта как ориентира, равняясь на который развивается система образования. Отдельные компоненты системы документов, обеспечивающих функционирование стандарта, несут в себе требования к содержанию образования, объему учебной нагрузки, процедурам оценки образовательных результатов выпускников, являются составной частью оценки образовательной деятельности педагогов, образовательных учреждений, системы образования в целом;

5. повышение объективности оценивания, реализация которой связана с возможностью коренной перестройки существующей системы контроля и оценки качества образовательных результатов на основе критериально-ориентированного подхода к оцениванию и использования системы объективных измерителей качества подготовки выпускников и эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования в целом, определяемых стандартом.

Получение достоверной информации о реальном состоянии дел в системе образования создаст условия для принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях - от учителя (выбор оптимальных методик, своевременная коррекция, дифференциация и индивидуализация обучения и др.) до руководителей народным образованием (разработка и принятие мер по улучшению состояния образования на региональном и федеральном уровнях, внесение изменений в программы и учебники, совершенствование организации и управления образованием).

Вместе с этим проводится разработка Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008., стр. 19:

1. примерных (базисных) образовательных планов и программ;

2. системы оценки соответствия содержания и качества подготовки обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам в процессе аттестации выпускников в различных формах;

4. экспертизы учебников, учебного оборудования и средств обучения для общеобразовательной школы;

5. системы аттестации педагогических работников;

6. контрольных измерительных материалов для объективной оценки и мониторинга образовательных достижений обучающихся в рамках общероссийской системы оценки качества образования;

7. подходов и методики расчета механизмов бюджетного финансирования системы образования, тарификации педагогических кадров.

Таким образом, Государственные образовательные Стандарты в системе существующего законодательного поля системы образования становятся важнейшим нормативным правовым актом, устанавливающим от имени Российской Федерации определенную совокупность наиболее общих норм и правил, регулирующих деятельность системы общего среднего образования Сенашенко В. С. О концептуальных основах федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования / В. С. Сенашенко / / Alma mater. - 2008. - N 9. , стр. 14.

Введение государственных образовательных стандартов в систему обеспечения развития образования предусмотрено Законом РФ «Об образовании». В соответствии с законодательством Российской Федерации государственные образовательные стандарты выступают как важнейший нормативный правовой акт России, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, реализующем основные образовательные программы.

Существующие государственные образовательные стандарты на федеральном, региональном уровне и на уровне образовательного учреждения в соответствии с документом заменяются на федеральный государственный образовательный стандарт, который будет включать в себя требования к результатам освоения основных образовательных программ, осуществляемых учебным заведением.

При этом реализация программ высшего профобразования может осуществляться на основе образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых вузами федерального уровня, перечень которых утверждается Президентом РФ. Вместе с тем сохраняются право образовательного учреждения на формирование учебной программы, а также возможность органов управления образованием влиять на ее содержание с учетом региональных и национальных особенностей.

Новая структура стандарта включает в себя:

1. требования к результатам освоения основных образовательных программ (к общим, социальным, профессиональным компетенциям, а также знаниям, умениям и развитию личностных качеств обучающихся, обеспечивающим реализацию соответствующих компетенций);

2. требования к структуре основных образовательных программ, включающие требования к соотношению (объемам) составляющих основной образовательной программы (гуманитарная, естественнонаучная, математическая и др.), а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, которая формируется участниками образовательного процесса;

3. требования к условиям реализации основных образовательных программ (т. е. требования к обеспечению реализации основной образовательной программы).

Принципиальным отличием образовательных стандартов второго и третьего поколения должна стать их ориентация на результат образования. Образовательные результаты, выражающие собой, по существу, цели образования, неразрывно связаны с условиями, в которых осуществляется образовательный процесс. Цели отражают потребности личности, общества, государства в образовании. Условия отражают возможности общества (государства) в обеспечении образования.

Также в законе прописаны государственные требованиях к условиям реализации образовательного процесса

1. кадровое обеспечение - характеристика необходимой квалификации педагогических кадров;

2. финансово-экономическое обеспечение - параметры соответствующих нормативов и механизмы их исполнения;

3. материально-техническое обеспечение - общие характеристики инфраструктуры общего образования (включая параметры информационно-образовательной среды);

4. информационное обеспечение включает необходимую нормативную правовую базу общего образования и характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса.

Таким образом, введение федерального государственного образовательного стандарта позволит Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования:

1. обеспечить единство федеральных требований к образовательным программам и условиям их реализации на всей территории Российской Федерации, преемственность образовательных программ различных уровней образования и преемственность в исторически сложившейся культуре формирования образовательных программ;

2. повысить требовательность к разработке содержания образования образовательными учреждениями всех уровней, а также создать предпосылки для более объективного контроля за их деятельностью;

3. способствовать развитию академических свобод образовательных учреждений и учитывать особенности формирования образовательных программ подготовки научных и научно-педагогических кадров.

Все вышеотмеченное будет в конечном итоге способствовать повышению качества образования, конкурентоспособности российского образования на международном уровне и как следствие - качества жизни и благосостояния россиян.

Важной чертой развития образования в наше время является его глобальность. Эта черта отражает наличие интеграционных процессов в современном мире, интенсивных взаимодействий между государствами в разных сферах общественной жизни. Образование из категории национальных приоритетов высоко развитых стран переходит в категорию мировых приоритетов.

Современная цивилизация вступает на принципиально новую информационную (постиндустриальную) ступень своего развития, когда ведущей мировой тенденцией признается глобализация социальных и культурных процессов на Земле. Однако глобализация, наряду с позитивными сторонами, породила и ряд серьезных глобальных проблем: социальных, экономических, экологических и духовно-нравственных. В соответствии со стратегией устойчивого развития современной цивилизации, принятой на конференции ООН в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, требуется новая концепция образования, опережающая перспективы XXI столетия. Глобальную миссию в сфере образования осуществляет университет ООН (штаб-квартира в г. Токио), основанный в 1975 году и являющийся частью системы ООН. Университет является уникальной образовательной исследовательской структурой, представляющей собой сообщество ученых и выполняющей функцию форума для поиска новых концептуальных подходов к разработке и решению мировых проблем.

Для перехода на Европейский уровень образования, Государственные Образовательные Стандарты претерпевают переосмысление и значительные изменения. Образовательные результаты, являющиеся также целями образования, неразрывно связаны с условиями, в которых осуществляется образовательный процесс. Цели отражают потребности личности, общества, государства в образовании. Условия отражают возможности общества (государства) в обеспечении образования. Результат образования определяют следующие направления формирования качеств личности:

1. личностное развитие;

2. социальное развитие;

3. общекультурное развитие;

4. интеллектуальное развитие;

5. коммуникативное развитие.

Таким образом, Государственные Образовательные Стандарты становятся важнейшим нормативным правовым актом, устанавливающим от имени Российской Федерации определенную совокупность наиболее общих норм и правил, регулирующих деятельность системы общего образования.

Со вступлением в юридическую силу закона Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году общественность впервые услышала понятие «государственный образовательный стандарт». Полномочия по разработке и утверждению соответствующих комплексов принадлежат высшим исполнительным органам.

Необходимость возникновения образовательных стандартов

Влиятельные политики и деятели образовательной сферы конца ХХ века находили нововведения определенным шагом навстречу модернизации. Однако, по их мнению, стандартизация данной сферы должна была подразумевать внедрение системы в регионах на общенациональном уровне, а не с присутствием обособленных региональных компонентов.

Спустя несколько лет после закрепления на законодательном уровне позиции «государственный образовательный стандарт», усилившийся переход к соответствующему нормированию вызвал шквал негодования и сопротивления у работников системы образования.

Этапы развития прохождения стандартизации

На протяжении 7 лет продолжались разрабатываться временные положения и их компоненты. Государственный образовательный стандарт, появившийся в 2000 году, относили к первому поколению. Положения и нормы, определяющие порядок внедрения обучающих программ, предназначались отдельно как для высшего, так и общего образования.

История становления такого важного элемента системы образования проходила в несколько этапов, последний из которых завершился в 2011 году. Всем периодам формирования института «государственный образовательный стандарт» сопутствовала постоянная необходимость внесения незначительных корректив или кардинальных поправок, основаниями для которых была общая политика развития данной сферы.

Появление понятия «ФГОС»

Термин «федеральный государственный образовательный стандарт» стал использоваться с 2009 года. Принятые изменения в законе РФ «Об образовании» определили положения предыдущих поколений не федеральными, а лишь компонентами стандартных комплексов.

Вступивший 1 сентября 2013 года в действие новый закон «Об образовании в Российской Федерации» установил дошкольное образование первым уровнем в общей системе получения ребенком знаний и умений.

Стандарты в сфере дошкольного образования

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, разработанный в соответствии с новым нормативно-правовым актом, требует от учреждений досконального анализа осуществления педагогической деятельности. Основополагающим принципом ФГОС дошкольного образования является активизация методической работы воспитателей, педагогов.

При этом главной целью учебно-методических разработок считают создание в детских садах соответствующей среды, в рамках которой каждый педагог будет способен реализовать собственный профессиональный потенциал.

Особенности ФГОС для дошкольников

Повышение уровня квалификации каждого члена педагогического коллектива в детском саду – важная составляющая профессиональной деятельности. Кроме того, огромную роль играет и образовательный статус лиц, обучающих дошкольников, и творческий подход. Реализовать федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования можно в том случае, если и для сотрудников детского сада, и для детей будут созданы оптимальные условия. Здесь не обойтись без современного оборудования, дидактических материалов, учебной литературы, пособий и т. д.

Разработанный для российских детских садов ФГОС подразумевает взаимодействие педагогов с родителями и семьями дошкольников. Принимая во внимание индивидуальные способности каждого ребенка, его склонности и особенного физического или психического здоровья, учреждение должно создать для ребенка максимально комфортные условия его времяпровождения.

Специфика образовательных стандартов в школьном учебном процессе

Что касается государственного образовательного стандарта общего образования, то здесь все обстоит несколько иначе.

Школа – это высшая ступень того минимума полученных знаний, который должен иметь каждый гражданин современного общества. Неудивительно, что именно в сфере общеобразовательной деятельности постоянно происходят самые существенные изменения, отражающиеся на структуре системы, её организационных и содержимых характеристик. Внедрение инновационных подходов в школьном учебном процессе направлено в первую очередь на обеспечение дифференциации.

Своеобразная вариативность разработанных стандартов обучения с учетом индивидуальных качеств каждого ученика полностью соответствует нынешним требованиям социума. Современное общество требует от педагогов школы максимального раскрытия способностей, талантов каждого учащегося. Результатом их труда станет мощная базисная платформа для создания социально-устойчивой, компетентной и ответственной личности.

Перечень обязательных школьных предметов

Федеральный государственный образовательный стандарт в общеобразовательных школах состоит из перечня учебных дисциплин, условно разделенных на базовые и профильные.

К первой группе относят предметы, ориентированные на установление мировоззренческих взглядов, культуры окружающего общества. Задачи, которые ставят перед собой педагоги данного дисциплинарного комплекса, заключаются в общеобразовательном воспитании и развитии детей, а также в формировании правильной социальной позиции.

Блок профильных учебных предметов направлен на выявление личных возможностей учащихся. Исходя из индивидуальных качеств ребенка, специальные дисциплины ориентируют его на дальнейшее получение профессионального образования, а затем и трудовой деятельности.

Государственный стандарт среднего образования или его федеральный компонент устанавливает в школах России следующие обязательные предметы:

  • русский язык, литература, иностранный язык;
  • история, обществознание, естествознание, мировая художественная культура;
  • математика, информатика и ИКТ, Физика;
  • химия, биология, технология, география;
  • экономика, право;
  • ОБЖ, физическая культура.

Остальные дисциплины не нашли обязательного закрепления в федеральном государственном образовательном стандарте школьных программ. Ученики, прошедшие весь путь обучения, завершают общеобразовательную подготовку прохождением обязательной итоговой аттестации. После чего, определившись с дальнейшим родом деятельности, они могут продолжить учебу для получения высшего и средне-специального профессионального образования.

Федеральные компоненты стандартизации в деятельности вузов

Утверждение государственных образовательных стандартов для высшей школы (для университетов, институтов, академий и др.) перешли не так давно со ступени второго поколения к третьему.

В 2011 году юридическое значение приобрели положения, главной особенностью которых считают отказ от составления кратких формулировок, являющихся описанием к минимальным требованиям составления образовательных программ. При этом государственные образовательные стандарты профессионального образования содержат вариативную и основную части в каждом цикле.

Принятие в 2012 году вышеупомянутого закона «Об образовании в Российской Федерации» стало главным фактором, обусловившим надобность срочного внесения коррективов в действующий комплекс стандартов. Вследствие того был разработан так называемый ФГОС третьего поколения обновленный.

Недостатки ФГОС в сфере высшего профессионального образования

Усовершенствованные государственные образовательные стандарты высшего образования сохранили в собственном содержании некоторые негативные моменты, перешедшие в пакет норм и положений из предыдущей версии ФГОС.

К ним относят следующее:

  • привязывание определенного стандарта к направлениям подготовки и специальностям оказало существенное влияние на возрастание численности последних;
  • как и в прошлом варианте ФГОС, здесь наблюдается отсутствие четких формулировок, что способствует чрезмерной избыточности результатов овладения учебными программами (речь идет о компетенции выпускников);
  • уровневая принадлежность компетенций имеет слабую выраженность, что сказывается на преемственности результатов освоения программ множества образовательных уровней;
  • трудноуловима связь между потенциальными сферами профессиональной деятельности и заявленными компетенциями выпускников;
  • области объектов, видов и заданий трудовой деятельности в описательной части обладают излишней детализацией, смысловой перегрузкой, частыми повторами, что влияет на восприятие и на должном уровне не отражает особенности получаемой профессии.

§ 4. Государственный образовательный стандарт и его функции

Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация, которая вызвана двумя обстоятельствами. Прежде всего необходимостью создания в стране единого педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого молодыми людьми в разных типах образовательных учреждений. Стандартизация содержания образования обусловлена и задачей вхождения России в систему мировой культуры, что требует учета тенденций развития содержания общего образования в международной образовательной практике.

Понятие стандарта происходит от английского слова standart, означающего норму, образец, мерило. Основное назначение стандартов состоит в такой организации и регулировании отношений и деятельности людей, которая направлена на производство продукции с определенными свойствами и качествами, удовлетворяющими потребности общества.

Стандартизация, под которой понимается разработка и использование стандартов, является объективно необходимой деятельностью по упорядочению практики, ее стабилизации в целостные системы, отвечающие исторически изменяющимся потребностям общества.

Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала (В.С.Леднев).

В этом смысле стандартизация образования в развитых странах мира давно осуществляется посредством разработки учебных планов и программ, установления определенного уровня образования и др. Однако сам термин "стандарт" в отношении образования стал использоваться сравнительно недавно.

Наряду с законом "Об образовании" стандарт образования является основным нормативным документом, несущим толкование определенной части Закона. Он развивает и конкретизирует такие характеристики образования, как содержание, его уровень и форму предъявления, указывает методы и формы измерения и интерпретации результатов обучения. Посредством стандарта осуществляется обеспечение стабильности требуемого уровня образования, его постоянное воспроизводство и совершенствование, отвечающее перспективам развития общества.

Важным показателем системы образования служит степень демократичности его стандарта, которая прежде всего характеризуется соотношением доли образования, централизованно нормируемой органами власти, с долей образования, самостоятельно определяемой учебными заведениями.

В законе Российской Федерации "Об образовании" в редакции, введенной в 1996 г., предусмотрено, что государственными органами власти нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности. Определение же содержания образования сверх этой нормы находится в компетенции образовательных учреждений. Вот почему в государственном стандарте общего среднего образования выделяются три уровня: федеральный, национально-региональный и школьный.

Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры.

Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и др. Они относятся к компетенции регионов и учреждений образования.

Наконец, стандартом устанавливается объем школьного компонента содержания образования, отражающего специфику и направленность отдельного образовательного учреждения.

Итак, стандарт образования, с одной стороны, отражает обязательства государства перед своим гражданином, а с другой - гражданина перед государством в области образования. Государство требует от своего гражданина достижения определенного стандартом уровня образованности и гарантирует в свою очередь необходимый для этого уровень образовательных услуг.

Федеральный и национально-региональный компоненты стандарта образования включают:

Описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство предоставляет обучаемому в объеме необходимой общеобразовательной подготовки;
требования к минимально необходимой такой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания;
максимально допустимый объем учебной нагрузки школьников по годам обучения.

Сущность стандарта общего среднего образования раскрывается через его функции, которые многообразны и тесно связаны между собой. Среди них следует выделить функции социального регулирования, гуманизации образования, управления, повышения качества образования.

Функция социального регулирования вызвана переходом от унитарной школы к многообразию образовательных систем. Ее реализация предполагает такой механизм, который предотвратил бы разрушение единства образования. В период активного поиска новых путей и моделей обучения образовательные стандарты призваны сыграть стабилизирующую и регламентирующую роль, не ограничивая развития специфических региональных подходов, возникновения различных типов школ, создания вариативных программ.

Образовательные стандарты фиксируют объем и уровень полноценного базового общего образования. Реальные программы по своему содержанию могут существенно отличаться от стандарта и по широте, и по глубине предлагаемой ими подготовки учащихся, но все они обязаны обеспечить уровень не ниже задаваемого стандартом. Это позволяет добиться внутри страны некоторого гарантированного качества подготовки выпускников школы, на который можно опереться при организации последующего обучения. Этим самым обеспечивается эквивалентность образования - важнейший фактор решения многих демографических и социальных проблем: возможности миграции населения, признания документов об образовании, полученных в различных регионах, и т.п.

Функция гуманизации образования связана с утверждением с помощью стандартов его личностно-развивающей сущности.

Четкое определение минимальных требований к общеобразовательной подготовке учащихся открывает возможности для дифференциации обучения, предусматривающей возможность овладения материалом на различных уровнях. Таким образом, создаются предпосылки для разрешения противоречия между правами и обязанностями ученика: школьник обязан выполнять государственные требования к уровню общего образования и имеет право при наличии соответствующего желания двигаться в овладении содержанием образования дальше.

Право ограничиться при изучении трудного или нелюбимого предмета минимальными требованиями освобождает ученика от непосильной суммарной учебной нагрузки и позволяет ему реализовать свои интересы и склонности. При этом открытая информация о стандартах дает возможность школьнику осознанно избирать индивидуальную траекторию своего развития.

Такой подход к содержанию общего образования в значительной степени снимает неоправданное эмоциональное и психологическое напряжение учащихся, позволяет каждому обучаться на максимально посильном ему уровне, формирует положительные мотивы учения и создает условия для полноценного развития личности школьника.

Функция управления связана с возможностью реорганизации существующей системы контроля и оценивания качества результатов обучения.

Введение стандартов позволяет исключить стихийность и волюнтаризм в разработке системы критериев качества образования школьников, повысить объективность и информативность контроля, унифицировать оценки. Получение достоверной информации о реальном состоянии дел в школе создаст условия для принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях образования.

Государственные образовательные стандарты позволяют осуществлять функцию повышения качества образования. Они призваны фиксировать минимально необходимый объем содержания образования и задавать нижнюю допустимую границу уровня образования. До их введения общегосударственных обязательных норм не существовало. Имеющиеся ориентиры и представления о качестве общего образования складывались стихийно, были нацелены на наиболее подготовленных школьников и были недоступны значительной части учащихся. Отсутствие явно очерченных пределов усвоения приводило к тому, что реальный уровень знаний многих выпускников оказывался чрезвычайно низким, а высокий уровень образованности отдельных школьников не решал проблемы качества образования в целом.

Введение образовательных стандартов позволяет решить вопрос о гарантированном достижении каждым учеником определенного, заранее заданного уровня базовой культуры личности, способствует повышению общего уровня образованности и, следовательно, повышению качества образования в целом.

Таким образом, реализация основных функций стандарта общего образования способствует обеспечению единства образовательного пространства в условиях разнообразия типов школ, национальных и региональных моделей образования; формированию у учащихся положительной мотивации учения благодаря повышению доступности учебного материала, нормализации учебной нагрузки, знанию предъявляемых требований к уровню образования и критериям его оценки; переходу к оценке результатов труда учителя на основе соответствия учебных достижений школьников стандарту образования; принятию обоснованных управленческих решений; гарантированному выделению в учебном плане времени для занятий по выбору учащихся в соответствии с их способностями, интересами и склонностями.

До настоящего времени общеобразовательные стандарты у нас и за рубежом были представлены в виде программ и требований к уровню подготовки школьников по отдельным учебным предметам. Общая структура содержания образования определялась типовым учебным планом, сложившимся сугубо эмпирическим образом. Стандарт образования позволяет обозначить не эмпирически задаваемые учебные предметы, а базовые образовательные области, набор которых научно обоснован. На основе совокупности этих областей, составляющих инвариантное (базовое) ядро общего среднего образования, могут быть разработаны самые разнообразные рабочие учебные планы.

Назначение и функции стандартов нового поколения
Новые задачи, поставленные сегодня пе­ред школьным образованием, значитель­но расширяют сферу действия и назначе­ние образовательных стандартов.
Как уже отмечалось, стандарты перво­го поколения были ориентированы в основ­ном на решение достаточно локальных по своему характеру задач обеспечения нормативно-правового регулирования со­держания и планируемых результатов школьного образования в условиях лега­лизации в начале 1990-х гг. многообразия образовательных систем. Это определило основное назначение и приоритетные фун­кции стандартов того времени - сохране­ние единого образовательного простран­ства страны, обеспечение доступности образования в пределах минимального до­статочного уровня содержания и требова­ний к подготовке выпускников.
Однако сегодня все более значимым ста­новится развивающий потенциал образо­вательных стандартов, обеспечивающий развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государ­ства в сфере образования.
В настоящее время стандарты должны выступить:
; инструментом организации и коорди­нации системы образования, ориентиром ее развития и совершенствования, крите­рием оценки ее адекватности новым целям и ценностям образования (развитие лично­сти как цель и смысл образования);
; средством обеспечения единства и преемственности отдельных ступеней об­разования в условиях перехода к непре­рывной системе образования;
; нормативно-правовой базой регули­рования взаимоотношений субъектов сис­темы образования (учащихся, их семей, преподавателей и руководителей образо­вательного учреждения), с одной стороны, и государства и общества - с другой.
Вместе с тем новая версия стандарта должна создать условия для более эффек­тивной реализации традиционных функций стандартов как средства нормативно-правового регулирования системы образо­вания.
Существуют основные функции стан­дарта.
Функция обеспечения права на полно­ценное образование. Она заключается в обеспечении посредством стандарта га­рантированных Конституцией РФ для каждого гражданина «равных возможнос­тей получения качественного образова­ния», т.е. уровня образования, представля­ющего необходимую основу для полноцен­ного развития личности и возможности продолжения образования.
Функция сохранения единства образо­вательного пространства страны. Переход к многообразию образовательных систем и типов учреждений образования требует создания механизма регулирования, при­званного стабилизировать систему образо­вания в стране. Эту стабилизирующую и регламентирующую роль должны сыг­рать стандарты образования. Не ограничи­вая развития специфических региональ­ных подходов, возникновения различных типов школ, создания вариативных про­грамм, образовательные стандарты фикси­руют объем и уровень полноценного ба­зового образования. Реальные учебные программы по своему содержанию могут существенно отличаться от стандарта и по объему, и по глубине предлагаемой ими подготовки учащихся, но все они обязаны обеспечить уровень не ниже задаваемого стандартом. Это позволяет добиться внут­ри страны некоторого гарантированного эквивалента качества подготовки выпуск­ников школы, на который можно опереться при организации последующего обучения. Введение стандартов явится важнейшим фактором решения многих демографичес­ких и социальных проблем в условиях воз­можной миграции населения, станет основой признания эквивалентности документов об образовании, полученных в различных регионах.
Функция повышения качества образо­вания. Общеобразовательные стандарты призваны задавать нижнюю допустимую
границу уровня подготовки. До сих пор по­добного рода общегосударственных норм не существовало. Представления об уров­не образовательных результатов склады­вались во многом стихийно, были нацеле­ны на наиболее подготовленных школь­ников, а уровень требований к учебным достижениям зачастую был недоступен значительной части учащихся. Это приво­дило к тому, что реальный уровень обра­зовательных результатов многих выпус­кников оказывался низким, а хорошая подготовка отдельных школьников не ре­шала проблемы качества образования.
Введение образовательных стандартов позволяет ставить вопрос о реальном до­стижении каждым учеником определенно­го, заранее заданного уровня подготовки. Таким образом, использование стандар­тов в практике школы, ориентация на их безусловное соблюдение призваны повы­сить общий уровень образованности и, сле­довательно, качество образования в це­лом.
Функция обеспечения преемственнос­ти основных образовательных программ начального общего, основного общего, сред­него (полного) общего, начального профес­сионального, среднего профессионального и высшего профессионального образова­ния.
Критериально-оценочная функция. Она проистекает из сущности стандарта как ориентира, равняясь на который раз­вивается система образования. Отдель­ные компоненты стандарта несут в себе требования к содержанию образования, объему учебной нагрузки, процедурам оценки образовательных результатов, ат­тестации учителей и учреждений образо­вания.
Функция повышения объективности оценивания. Реализация этой функции связана с возможностью коренной пере­стройки существующей системы контро­ля и оценивания качества образователь­ных результатов на основе критериально-ориентированного подхода к оцениванию и использования системы объективных измерителей качества подготовки выпускников и эффективности деятельности об­разовательных учреждений, системы об­разования в целом, определяемых стан­дартом.
Стандарт определяет тот допустимый уровень образования (образовательный
ценз), относительно которого в обществе
достигается конвенция (договор) как о не­обходимом и достаточном уровне для возможности продолжения образования на следующей его ступени. Именно этот уровень и выступает как основа критериально-ориентированного подхода к оцениванию образовательных результатов, дос­тигнутых каждым отдельным школьником, и допускает переход к Дихотомической оценке. Использование критериально-ориентированного подхода и дихотомической системы оценивания значительно повышает уровень объективности и достоверности оценки достижения требований стандарта.
Получение достоверной информации о реальном состоянии дел в школе создаст условия для принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях – от учителя (выбор оптимальных методов, своевременная коррекция, дифференциа­ция и индивидуализация обучения и др.) до руководителей народным образованием (региональные и национальные меры по улучшению состояния образований, внесение изменений в программы и учебники, со­вершенствование организации и управле­ния образованием).
Функция гуманизации образования и обеспечения равенства возможностей для развития личности. Четкое определение требований к подготовке учащихся откры­вает реальные перспективы для индиви­дуализации и дифференциации обучения, предусматривающих возможность овла­дения материалом на различных уровнях.
Такой подход освобождает ученика от непосильной суммарной учебной нагрузки и позволяет ему реализовать свои интере­сы и склонности. Снимается неоправданное эмоциональное и интеллектуальное на­пряжение, что позволяет каждому учени­ку обучаться на уровне, соответствующем его возможностям и способностям, форми­рует положительные мотивы учения.

Стандарт (от англ. standard - норма, образец) в широком смысле слова - образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов.
Стандарт в Российской Федерации - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Некоторые стандарты в России могут иметь статус обязательных к применению на время перехода к системе технических регламентов.

Государственный стандарт общего образования - нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению).
Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение:
равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования;
единства образовательного пространства в Российской Федерации;
защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;
преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профессионального образования;
социальной защищенности обучающихся;
социальной и профессиональной защищенности педагогических работников;
прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений;
основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования.
Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.
Государственный стандарт общего образования является основой:
разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам;
объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений;
объективной оценки деятельности образовательных учреждений;
определения объёма бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государством на всей территории Российской Федерации;
установления эквивалентности (нострификации) документов об общем образовании на территории Российской Федерации;
установления федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений.
Государственный стандарт общего образования включает три компонента:
федеральный компонент - устанавливается Российской Федерацией (отводится не менее 75 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ общего образования);
региональный (национально-региональный) компонент - устанавливается субъектом Российской Федерации (отводится не менее 10 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ общего образования);
компонент образовательного учреждения - самостоятельно устанавливается образовательным учреждением (отводится не менее 10 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ общего образования).
Начиная с 2001 года, когда был начат эксперимент по переходу на 12-летнее обучение, был введён 4ый компонент - ученический: консультации, двигательные занятия и т. д. Но они не относятся к максимальной учебной нагрузке, поэтому являются необязательными для учеников.
В конце 2010-начале 2011 года опубликованы проекты нового стандарта среднего (полного) общего образования, вызвавшие широкую критику. В апреле 2011 года был опубликован третий вариант стандарта, вскоре снятый с портала министерства.

5.1.2. Структура и функции государственного
образовательного стандарта

На законодательном уровне государственным образовательным стандартам посвящена ст.7 Закона РФ «Об образовании» и ст. 5 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» Основные положения этой статьи заключаются в следующем.
В ст. 7 основного образовательного закона выделены следующие наиболее существенные особенности законодательного определения места и роли ГОС в российской системе образования:
1. В Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения. Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.
Государственные образовательные стандарты могут устанавливаться по отдельным дополнительным образовательным программам в порядке, определяемом федеральным законом.
2. При реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты.
3. Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов определяется Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законом.
4. Основные положения государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, порядок их разработки и утверждения устанавливаются федеральным законом.
5. Государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет.
6. Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.
ГОС в высшем и послевузовском профессиональном образовании в целом соответствуют приведенным положениям Закона РФ «Об образовании», но обладают, тем не менее, своей спецификой, наиболее существенными их которых являются (ст. 5 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»):
- государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования предназначены для обеспечения: а) качества высшего и послевузовского профессионального образования; б) единства образовательного пространства Российской Федерации; в) основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования; г) признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании;
- государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования состоят из федеральных и национально-региональных компонентов. Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования включают в себя: 1) общие требования к основным образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования; 2) требования к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования, к условиям их реализации, в том числе к учебной и производственной практике и итоговой аттестации выпускников, уровню подготовки выпускников по каждому направлению подготовки (специальности); 3) сроки освоения основных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования в федеральных государственных образовательных учреждениях, не противоречащие срокам, установленным законодательством Российской Федерации и (или) положениями о высших учебных заведениях соответствующих видов; 4) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся. Национально-региональные компоненты государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования отражают национально-региональные особенности подготовки специалистов по соответствующим направлениям подготовки (специальностям);
- национально-региональные компоненты государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования определяются высшим учебным заведением по инициативе органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и реализуются высшим учебным заведением на договорной основе с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- основные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования разрабатываются федеральным государственным органом управления образованием и ведомственными государственными органами управления образованием и в части, выходящей за пределы соответствующих государственных образовательных стандартов, выполняют функции примерных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования.
Как можно видеть, одной из наиболее характерных черт современного российского государственного образовательного стандарта является выделение в его структуре федерального и национально-регионального компонентов, что весьма отчетливо характеризует федеративный характер образовательного законодательства и в целом всей системы образования. Рассмотрим вкратце содержание и цели каждого компонента.
Федеральный компонент стандарта включает нормативы, обеспечивающие единство педагогического пространства России и интеграцию личности в систему мировой культуры. Он связан с учебными дисциплинами общекультурного и общегосударственного значения. Например, для средней школы – это русский язык, математика, физика, химия, истории России, для высших учебных заведений – философия, иностранный язык, концепции современного естествознания.
Национально-региональный компонент составляют нормы, соответствующие той части содержания образования, в которой отражено национальное и региональное значение культуры (родной язык и родная литература, история, география, искусство региона).Так, в национально-региональном компоненте многих стандартов социально-гуманитарных специальностей высших учебных заведений Уральского региона имеются учебные дисциплины, связанные с изучением истории и культуры народов Урала, политико-правовой системы того или иного субъекта РФ, входящего в Уральский федеральный округ и т.п.
Компонент образовательного учреждения отражает специфику конкретного образовательного учреждения и тем самым позволяет ему самостоятельно разрабатывать и реализовывать образовательные программы и учебные планы, что в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» входит в компетенцию образовательного учреждения.
В рамках федерального и национально-регионального уровней стандарт образования включает:
описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство обязано предоставить обучающемуся;
требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания;
максимально допустимый объем учебной нагрузки по годам обучения.
В содержательном аспекте стандарт предусматривает:
1) владение базовыми понятиями и умениями, что охватывает собой умение: а) узнавать и воспроизводить основные понятия изучаемой отрасли знания; б) давать им определения; в) раскрывать содержания понятия, его объем; г) устанавливать межпонятийные связи с выше-, ниже-, рядом стоящими понятиями; д) давать практическую интерпретацию понятия;
2) знание теорий, концепций, законов и закономерностей основ науки, ее истории, методологии, проблем и прогнозов;
3) умение применять научные знания на практике при решении познавательных (теоретических) и практических задач как в стабильной (стандартной), так и в изменяющейся (нестандартной) ситуации;
4) иметь собственные суждения в области теории и практики данной образовательной области;
5) знание основных проблем общества (России) и понимание своей роли в их решении: социальных, политических, экономических, экологических, нравственных, производственных, управленческих, национальных, международных, культурных, семейных и др.
6) владение технологией непрерывного самообразования по отраслям знаний, наукам и видам деятельности.
Государственные образовательные стандарты приобретают реальное воплощение в формировании содержания образования в следующих нормативных документах: учебном плане, учебной программе и учебной литературе (учебниках, учебных пособиях, задачниках, практикумах и т.п.). Каждый их этих нормативных документов соответствует определенному уровню проектирования содержания образования. Учебный план – уровню теоретических представлений; учебная программа – уровню учебного предмета; учебная литература – уровню учебного материала.
Характеристика государственных образовательных стандартов была бы неполной, без определения их роли, значимости в обществе и системе образования, что непосредственно выражается в функциях стандартов. К основным таким функциям относятся:
критериально-оценочная функция: стандарт является эталоном, на который ориентируется учебный процесс;
функция сохранения единства образовательного пространства страны: стандарты фиксируют объём и уровень полноценного базового образования в условиях многообразия типов и видов образовательных учреждений;
функция повышения качества образования: стандарт задаёт уровень качества образования, который необходимо достичь;
функция обеспечения конституционного права граждан на полноценное образование: в системе гарантий права на образование государственные образовательные стандарты играют далеко не последнюю роль;
функция гуманизации образования: стандарты открывают путь к многоуровневому образованию, в котором содержание учебных программ может превышать нормы стандарта. Это способствует личностно-ориентированному обучению согласно интересам, способностям, возможностям обучающихся;
функция управления процессом и качеством образования: стандарты используются органами управления образованием с целью создания эффективной системы контроля за качеством образования.
Такова в общем виде характеристика правовых основ государственных образовательных стандартов как объекта и одновременно средства правового регулирования системы образования.

ВНЕДРЕНИЕ ФГОС КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Государственные образовательные стандарты вводятся в систему нормативно-правового обеспечения развития качества образования на основе Закона Российской Федерации «Об образовании». В этой связи образовательные стандарты выступают как важнейший нормативный правовой акт Российской Федерации, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, реализующем основные образовательные программы .

Приоритетной целью современного российского образования становится полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться.

Обязательное введение ФГОС в соответствии с ФЗ «Об образовании» начинается 1 сентября 2011 года, а постепенный переход на новые стандарты в годах является одним из ключевых положений президентской инициативы «Наша новая школа», обеспечивающей преемственность основных направлений Концепции модернизации российского образования, реализация которой завершается в этом году.

По замыслу разработчиков национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Акцент делается на овладение школьниками способами и технологиями, которые пригодятся им в будущем.

Основными результатами образования в начальной школе, согласно ФГОС нового поколения, должны стать:


· формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

· воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;

· индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.

Введение нового стандарта общего образования привнесёт в образование целый ряд давно обсуждаемых новаций, обеспечив на системном уровне их согласованное и позитивное воздействие на учебный процесс, образовательный и воспитательный результат. Среди таких новаций: внедрение различных форм организации учебной деятельности учащихся; возможность организации деятельности учащихся по интересам во второй половине дня; использование различных видов оценивания достижений учащихся; увеличение доли вариативной части учебного плана.

Новый образовательный стандарт обеспечивает разблокирование основных тревог, существующих в обществе вокруг развития образования:

· образование не станет платным – в стандарт включены гарантии и механизмы обеспечения права на бесплатное образование;

· стандарт впервые закрепит медицинские и санитарно – гигиенические ограничения для нагрузок;

· стандарт основан на вариативном подходе к выбору программ и учебников.

Стратегическая цель развития российского образования заключается сегодня в обновлении его содержания и, главное, в достижении нового качества. Ставится задача ориентации всей системы образования на новые образовательные результаты, которые связаны с пониманием развития личности как цели и смысла образования. Создать условия для достижения этих целей и призваны образовательные стандарты второго поколения.

· поддержка и развитие творческого потенциала педагога;

· развитие социальных связей школы с семьёй, учреждениями социальной сферы, культуры и здравоохранения, различными общественными организациями.

Стандарты нового поколения могут и должны помочь российской системе образования внести свой вклад в развитие страны по инновационному сценарию через формирование качественного и конкурентоспособного человеческого капитала. Есть хороший принцип: «Делай что должно, и будь что будет». Давайте будем придерживаться этого принципа, реализовывать стандарты нового поколения и продолжать верить в лучшее.


Стандарт второго поколения в начальной школе

Образовательный стандарт – это инструмент обеспечения качества образования подрастающего поколения. Автор статьи знакомит с концепцией нового федерального государственного стандарта , дает рекомендации по изучению материалов и документов, обеспечивающих его реализацию.

Разработка и введение стандартов образования, совершенствование образовательных систем – глобальная проблема педагогического сообщества передовых стран нашей планеты. До конца 90-х гг. XX в. в большинстве из них стандарты образования не применялись как инструмент повышения качества образовательных результатов. В ФРГ, Швейцарии, Австрии реформа образования, основанная на стандартах, проводится в настоящее время. Аналогичная картина и в других странах. Именно поэтому, в преддверии введения стандартов второго поколения в начальной школе, интересен международный опыт решения этой задачи.

Значительный опыт накоплен в этом плане в США: в 1984 г., после публикации доклада министерства образования США "Нация реагирует: новейшие меры по усовершенствованию системы образования", началось реформирование государственной образовательной системы: появились стандарты и тесты. А дискуссии не затихают до сих пор. О необходимости и целесообразности введения единых образовательных стандартов спорят педагоги и политики всего мира. В публикации "Спасут ли образование государственные стандарты" Д. Майер, профессора педагогического факультета Нью-Йоркского университета, директора школы в Бостоне, видного международного ученого, говорится о том, что более 25 лет реформирования американской школы не решили всех ее проблем.

Новый государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт) подготовлен в Российской академии образования коллективом российских педагогов-ученых с привлечением широкого круга практических работников . Стандарт образования – это один из основных элементов модернизации российского образования. Новая концепция структурирования образовательных стандартов получила уже в педагогическом сообществе бытовое название "Три Т". Суть состоит в том, что структура стандартов включает три основных требования:

условиям реализации основных образовательных программ (кадровым, финансовым, материально-техническим и др.);

результатам освоения основных образовательных программ.

В основу разработки Стандарта положена целевая установка, предусматривающая переход от "догоняющей" к "опережающей" модели развития российского образования. Приоритетом при создании Стандарта стала российская ценностная, научная и культурная составляющая с учетом национальных особенностей отечественной системы образования. При этом Стандарт разрабатывался как инструмент реализации государственной политики в образовании, обеспечивающий:

сохранение единства образовательного пространства России;

равенство и доступность образования при различных стартовых возможностях;

преемственность ступеней общего образования.

При разработке Стандарта был полностью учтен объективно происходящий в условиях информационного общества процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме. Основным образовательным результатом в этой парадигме является формирование мотивированной компетентной личности. Основным предназначением Стандарта является нормативное закрепление на федеральном уровне требований к условиям, необходимым для достижения стратегической цели российского образования, выполнения социального заказа – воспитания успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями.

Остановимся на некоторых содержательных аспектах предлагаемой концепции, в частности на "Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования" (далее – Требования). Это тот образовательный ресурс, с которым дети придут в 5-й класс основной школы.

Требования содержат описание целевых установок, компетенций выпускника начальной школы, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Настоящие Требования являются инвариантными и обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Они могут быть дополнены в рамках общего ресурса учебного времени требованиями субъектов РФ, образовательных учреждений, учителей, родителей и других участников образовательного процесса в целях более полного отражения потребностей субъектов образовательной деятельности .

Требования определяют планируемые результаты начального общего образования, возможность достижения которых должна быть гарантирована всеми учреждениями, реализующими основные образовательные программы начального общего образования, независимо от их вида, местонахождения и организационно-правовой формы. Планируемые результаты являются обязательной составной частью основной образовательной программы начального общего образования.

Требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Требования расписаны по образовательным областям, изучаемым в начальной школе, т. е. представлено, например, какую возможность достижения планируемых результатов дает конкретная предметная область "Русский язык" и т. п. Личностные и метапредметные результаты обучения достигаются через освоение всех предметов и внеклассную работу .

Личностные результаты обучения – это уровень сформированной ценностной ориентации выпускников начальной школы, отражающей их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества.

Метапредметные результаты обучения – это освоенные при изучении нескольких или всех предметов универсальные учебные действия, межпредметные понятия.

Предметные результаты обучения – это освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования представляют собой систему нормативов и регламентов кадрового, финансового, материально-технического и иного обеспечения, необходимого для реализации основной образовательной программы и достижения планируемых результатов начального общего образования.

Процесс знакомства руководителей и учителей начальной школы с материалами стандарта, очевидно, будет сопровождаться массовым повышением квалификации педагогических кадров в региональных институтах повышения квалификации и методических службах. Однако положительный результат от любых организованных форм освоения стандартов через курсы и семинары возможен при предварительном личном ознакомлении педагогов с материалами разработок. Это утверждение базируется, с одной стороны, на тщательном изучении представленных материалов по стандартизации , а с другой – на многолетнем опыте работы в системе дополнительного педагогического образования. Концепцию стандартов с приложениями каждый из работников начальной школы обязан изучить лично. В приложении представлен перечень проектов документов и материалов, обеспечивающих реализацию стандарта. Это тот самый случай, когда все должны вспомнить о необходимости самообразования. Может быть, не все при этом будет понятно, что-то вызовет необходимость обсудить проблему с коллегами в режиме "круглого стола " или на заседании (или цикле заседаний) школьного методического объединения учителей начальной школы.

Важна также работа с родителями, ведь в начальной школе они почти всегда стараются помочь детям в выполнении домашних заданий, участвуют в их образовательной деятельности. Сейчас такая практика может больше навредить, чем помочь учителю, так как изменились не только требования к образовательному процессу, но и само содержание образования.

Приложение

Перечень проектов документов и материалов,

обеспечивающих реализацию Стандарта

Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.

Потребности семьи, общества и государства в начальном образовании.

Согласование запросов участников образовательного процесса в начальном общем образовании как основание общественного договора. Рекомендации.

Риски введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Аналитический обзор.

Организация введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (основные подходы).

Фундаментальное ядро содержания общего образования.

Планируемые результаты начального общего образования.

Базисный план образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования.

Примерная программа формирования универсальных учебных действий в начальной школе. Пособие для учителя "Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.

От действия к мысли".

Примерные программы начального общего образования.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе.

Примерная программа воспитания и социализации обучающихся.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования. Гигиенические требования.

В российском образовании понятие "стандарт образования" впервые появилось в начале 90-х гг. За прошедшие годы школе было предложено несколько вариантов стандартов первого поколения, над которыми работали ученые и практики, выстраивая цепочку норм, правил, упорядочивающих содержание образования.

Способности мотивированной компетентной личности:

быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве;

получать, использовать и создавать разнообразную информацию;

принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.

Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования определяют:

соотношение части основной образовательной программы начального общего образования, обязательной для реализации в образовательном учреждении, выраженной в количестве учебных занятий, и части, формируемой участниками образовательного процесса;

cостав обязательных учебных предметов, изучаемых в начальной школе;

2) планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы;

3) учебный план;

4) программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся;

5) программы отдельных учебных предметов, курсов;

6) программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся;

7) программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

9) система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе Примерной основной образовательной программы.

Третья позиция : результат образования – это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умения применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным взглядом на мир в его единстве и разнообразии. Это возможно лишь при объединении усилий учителей разных предметов.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы:

личностным , включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

метапредметным , включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Четвёртая позиция : в школе должны быть созданы кадровые, финансовые, материально – технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени.

Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды:

обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;

гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;

комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.

В целях обеспечения реализации основной образовательной программы в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:

достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

выявления и развития способностей обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей;

работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности ;

участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной программы, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;

эффективного использования времени, отведенного на реализацию части основной образовательной программы, формируемой участниками учебного процесса, в соответствии с запросами обучающихся и их родителей (законных представителей), спецификой образовательного учреждения, и с учетом особенностей субъекта Российской Федерации;

использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников;

включения обучающихся в процессы понимания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

обновления содержания основной образовательной программы, а также методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов детей и их родителей (законных представителей), а также с учетом особенностей субъекта Российской Федерации;

эффективного управления образовательным учреждением с использованием информационно-коммуникационных технологий , а также современных механизмов финансирования.

Пятая позиция : чтобы работа по стандартам была эффективной, предстоит развивать систему оценки качества образования. Предусматривается независимая проверка знаний школьников, в том числе при переходе из четвёртого в пятый и из девятого в десятый классы. Кроме того, вводится мониторинг и комплексная оценка академических достижений ученика и его компетентностей и способностей.

Шестая позиция : правовое поле введения образовательных стандартов. Конкретные образовательные программы, которые в каждом образовательном учреждении реализуются согласно статье 114 пункта 5 Закона «Об образовании» на основе Примерных основных образовательных программ, должны обеспечить достижение обучающимися результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.

Посредством федеральных государственных образовательных стандартов в сфере образования реализуются основные направления государственной политики:

1) создание условий равных возможностей осуществления права граждан на образование;

2) взаимное согласие личности (семьи), общества и государства в области разработки, принятия и исполнения государственных образовательных стандартов (Стандарт как общественный договор) ;

3) достижение нового качества общего образования в РФ, создание условий для полноценного развития личности, продолжения образования, для интеграции личности в национальную и мировую культуру;

4) гуманистический характер содержания стандарта, ориентированность на свободное развитие личности человека и гражданина, становление и проявление его индивидуальных, субъективно значимых эквивалентов норм и правил, морально-этических, социальных и правовых ценностей, принятых в демократическом обществе;

5) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации. Развитие национально-региональных образовательных систем как условие устойчивого развития образования многонационального российского государства;

6) обеспечение прав обучающихся на качественное образование и защиты педагогических работников от необъективной оценки их труда;

7) баланс взаимообязательств и баланс требований в области госстандартов. Обязанность государства обеспечить условия, необходимые для достижения ожидаемых результатов. Обязанность обучающихся использовать предоставленные возможности для получения качественного образования;

8) государственный контроль и ответственность за полноценность образования , получаемого гражданином в пределах государственных образовательных стандартов.