Саладин и ричард львиное сердце. Салах ад дин и ричард святые воины. Завоевание Саладином Иерусалимского королевства

825 лет назад, в 1189 году, после смерти английского короля Генриха Второго в Вестминстерском аббатстве короновали Ричарда, получившего прозвище "Львиное Сердце".

Ричард родился в графстве Оксфордшир, но вырос в Аквитании, во Франции и по-английски практически не говорил. За все свое царствование он пробыл в подвластном ему королевстве всего полгода. Остальное время провел в Крестовых походах.

Начались они почти за сто лет до его коронации, в 1095 году, когда Папа римский Урбан Второй бросил клич - освободить Священный Иерусалим от магометанских нехристей. Через четыре года это удалось осуществить, после чего Иерусалим был в руках крестоносцев 88 лет.

Потом мусульманская сила под предводительством Саладина опять взяла верх, в 1187 году иерусалимские святыни попали в руки турок.

Тут вновь коронованный Ричард, обложив свою страну Англию специальным "саладиновым" налогом, пошел выполнять свой священный христианский долг. После двухлетней осады с моря и суши ему удалось взять Аккру, но с Иерусалимом не получалось ничего.

Душевные мучения Ричарда легко понять: магометане топчут или даже оскверняют христианские святыни, а он рядом - и ничего не может поделать.

Тут еще на беду он заболел, дома в Англии вокруг трона пошли темные интриги, надо было срочно возвращаться. Пришлось Ричарду идти на переговоры с Саладином.

Будучи человеком божественным и благородно честным, он заявил открыто, что просит мира на три года, чтобы вернуться в свое королевство, заняться неотложными делами, собрать налоги, укрепить армию, после чего вернуться в Иерусалим и отобрать его у Саладина, если тот, конечно, захочет оказать ему сопротивление.

Media playback is unsupported on your device

На что Саладин, через своих послов, ответил, призывая Аллаха в свидетели, что считает Ричарда человеком честным, прямым и щедрым, отличным во всех отношениях, и уж если суждено Иерусалиму быть отвоеванному у него, Саладина, то он бы предпочел, чтобы город достался Ричарду, нежели кому бы то ни было другому.

Саладин знал математику и исламское право. Кроме того, он разбирался в генеалогии и истории арабов, и, что немаловажно, выучил наизусть десятитомник арабской поэзии Абу Таммама.

Отдавая должное благородным целям Ричарда, Саладин позволял христианским паломникам беспрепятственно посещать Храм Гроба Господня в Иерусалиме.

Такие нравы царили во времена дикого и мрачного средневековья. Не то что в наше образованное время, когда магометане растеряли просвещенное достоинство Саладина, а христиане, как кажется, забыли наставления Святого Павла.

Павел писал: "Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, - для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом".

100 великих полководцев Средневековья Шишов Алексей Васильевич

Саладин (Салах - ад - Дин)

Саладин (Салах - ад - Дин)

Египетский султан - полководец, сокрушивший Третий крестовый поход и отвоевавший Святую землю для себя

Саладин и Гвидо де Лузиньян после битвы при Хаттине в 1187 году

Саладин (в переводе с арабского его имя означает «честь веры») родился на земле современного Ирака. Его отец, курд по национальности, был старшим командиром в армии известного сирийского полководца Нур - эд - дина, который успешно боролся с крестоносцами.

В 1164 году Саладин, будучи уже правой рукой полководца Нур - эддина на войне, участвовал в освобождении Египта (вернее, части его) от крестоносцев. После смерти Нур - эд - дина его ученик Салах - ад - дин Юсуф ибн Аюб возглавил арабское войско и стал воевать с крестоносцами и их государствами в Святой земле - графством Эдесским, княжеством Антиохийским, королевством Иерусалимским, графством Триполи. Воевал он успешно.

Вместе со званием главнокомандующего мусульманской армии Салах - ад - дин получил власть над завоеванным арабами Египтом. В 1174 году он совершил государственный переворот и основал династию Аюбидов, став султаном.

Став властелином Египта, султан Салах - ад - дин поставил на ключевые посты в государстве своих родственников и близких, надежных друзей. Он усилил египетскую армию, сделав ее преимущественно арабской, и создал современный для того времени военный флот. После этого Саладин пошел войной на ближневосточные государства крестоносцев.

За двенадцать лет беспрерывных военных походов султан Салах - аддин покорил Сирию и Ирак и стал признанным военным лидером мусульманского мира. Теперь государства крестоносцев на Ближнем Востоке со всех сторон были окружены владениями египетского султана. Саладин поклялся изгнать «неверных» и объявил им священную войну.

В 1187 году 20–тысячная армия султана Египта вторглась в Палестину. Половину ее составляли конные лучники, вооруженные дальнобойными луками, стрелы которых способны были пробивать стальные рыцарские доспехи. Именно конные лучники первыми шли в атаку на европейцев и тучей каленых стрел расстраивали их ряды. Это позволяло египетскому султану выискивать наиболее слабые места в боевом построении противника. Затем в атаку шли конные воины, вооруженные саблями, которые начинали рукопашный бой. И только после этого в сражение посылались отряды пеших воинов, которым предстояло закончить разгром вражеского войска.

Саладин блестяще владел тактическими приемами ведения войн на арабском Востоке. Главный удар его конные лучники наносили по неприятельским флангам. Он умело применял и такой тактический прием, как заманивание крестоносцев с помощью притворного отступления в безводные, пустынные земли с целью истощить их силы, лишив источников воды.

4 июля 1187 года Салах - ад - дин неожиданно напал на войско крестоносцев близ Хаттина (у Тивериадского озера). В ходе непродолжительного боя мусульмане (европейцы называли их сарацинами) перебили или захватили в плен большую часть войска Иерусалимского королевства, численность которого составляла около 20 тысяч человек. Это сражение вошло в историю Крестовых походов под названием Хаттинского побоища, настолько велики оказались потери рыцарей из Иерусалима.

Среди попавших в плен оказался военачальник крестоносцев Гвидо (Ги) де Лузиньян, король иерусалимский, и остатки отряда «Верного Креста», который призван был вдохновлять христиан Ближнего Востока на борьбу с мусульманами. В плен были захвачены Великий магистр ордена тамплиеров и маркграф Монферратский. Пленных рыцарей полководец Салах - ад - дин или отпускал за богатый выкуп, или обменивал на своих пленных воинов.

После этой большой победы Саладин с боя взял несколько больших укрепленных палестинских городов, таких как Аккра и Яффа, и крепостей крестоносцев. Он оставил в них египетские гарнизоны и своих наместников.

После поражения при Хаттине крестоносцы некоторое время не отваживались сражаться с армией Салах - ад - дина на открытом пространстве, предпочитая держать оборону в крепостях. Рыцари обратились за помощью к римскому папе и монархам Европы и теперь ожидали начала Третьего крестового похода.

В сентябре 1187 года султан Салах - ад - дин осадил Иерусалим. История захвата европейцами священного города такова. Во время Первого крестового похода 7 июня 1099 года его осадили рыцари во главе с Готфридом Бульонским. 15 июля крепостные стены города были взяты штурмом, и в течение трех последующих дней в Иерусалиме продолжалась резня, в которой, по некоторым данным, погибло 70 тысяч мусульман.

Осада Иерусалима египетской армией длилась 14 дней, в ходе которых крестоносцы совершили несколько смелых вылазок на позиции сарацин. После напряженной осады мусульманское войско ворвалось в город, жители и гарнизон которого начали испытывать большие трудности с водой и продовольствием. Последний иерусалимский король Гвидо де Лузиньян вынужден был капитулировать перед султаном Египта.

Саладин восстановил в Иерусалиме власть мусульман, которую они потеряли в 1099 году. В отличие от крестоносцев, султан поступил со своими пленниками благородно. Он освободил поверженного иерусалимского короля Гвидо де Лузиньяна, предварительно взяв с него рыцарское слово, что тот никогда больше не будет поднимать оружие против мусульманского мира. Христианам было дано 40 дней на то, чтобы они покинули священный город.

Своими успешными действиями Салах - ад - дин свел до минимума завоевания европейского рыцарства во время Второго крестового похода 1147–1149 годов. При дворе папы римского забили тревогу и стали спешно готовиться к Третьему крестовому походу в Святую землю.

Он начался в 1189 году. Во главе его стояли английский король Ричард I Львиное Сердце, германский император Фридрих I Барбаросса и французский король Филипп II Август. Согласия между ними не было с самого начала военных действий против сарацин, и они все время враждовали между собой. Однако и на сей раз крестоносное европейское рыцарство было полно решимости освободить от мусульман Святую землю.

Отличительной чертой этого крестового похода стало то, что рыцарскую армию поддерживал со стороны Средиземного моря многочисленный военный флот. Поначалу крестоносцам сопутствовала удача. В 1190 году рыцари взяли важный город Конья (Иконий), но в ходе борьбы за него погиб (утонул) германский император Фридрих I Барбаросса, а его войско распалось.

В 1191 году англичане и французы после двухгодичной осады взяли древний портовый город Аккру (Аккон). В ее осаде и штурме участвовали отряды Гвидо де Лузиньяна - он нарушил клятву, данную египетскому султану, великодушно даровавшему иерусалимскому королю жизнь и свободу. После взятия Аккры французский король Филипп II Август, снискав славу победителя сарацин, отбыл на родину.

Встревоженный новым нашествием крестоносцев под предводительством трех монархов на Ближний Восток, султан Салах ад - дин вновь собрал большую египетскую армию. Он призвал под свои знамена всех, кто хотел сразиться с христианским воинством ради славы и военной добычи.

Тем временем английский король Ричард Львиное Сердце при содействии флота в 1191 году завоевал отпавший ранее от Византийской империи остров Кипр и пошел в Палестину. Но Саладин преградил войскам Ричарда путь на Иерусалим, уничтожив в его ближних и дальних окрестностях все запасы продовольствия, которыми могли воспользоваться крестоносцы.

Решающее сражение между армиями короля Англии и султана Египта состоялось 7 сентября 1191 года при Арсуфе. Войско крестоносцев заметно поредело после возвращения на родину большей части французских феодалов с их отрядами и немецких рыцарей. Согласно европейским источникам, армия Саладина насчитывала 300 тысяч человек, но эти цифры, скорее всего, сильно завышены. Но, во всяком случае, силы египетского правителя в битве при Арсуфе значительно превосходили силы европейцев.

Салах - ад - дин первым начал сражение. Он приказал своим конным лучникам атаковать выстроившегося для боя противника. Главный удар, как обычно, был нанесен сразу по флангам. Атака первоначально шла удачно - крестоносцы под яростным натиском сарацин подались назад. Однако ядро крестоносцев во главе с Ричардом Львиное Сердце стояло непоколебимо.

Арсуфская битва стала затягиваться. Султанская армия в беспрестанных атаках несла большие потери. Легковооруженным арабским всадникам было трудно сломить сомкнутый строй закованных в стальные доспехи рыцарей. Постепенно инициатива перешла к Ричарду, и в итоге сражение закончилось беспорядочным отступлением египетской армии, потерявшей в тот день 40 тысяч человек. Но и эти цифра считаются очень завышенными.

Война за обладание Святой землей, а вместе с ней и Третий крестовый поход, закончились тем, что египетский султан Салах - ад - дин и английский король Ричард Львиное Сердце во время их встречи в сентябре 1192 года заключили перемирие на три года. Фактически это соглашение оказалось мирным договором, действовавшим на протяжении многих лет.

За крестоносцами сохранялась прибрежная полоса от Тира до Яффы. Священный для христианского мира город Иерусалим остался за мусульманами. Паломникам и купцам - христианам разрешалось свободно посещать его, равно как и другие места Палестины, ставшей после завоевательных походов Саладина частью Египетского султаната. Иерусалимское королевство сохранилось на карте мира, но теперь его столицей был средиземноморский город - крепость Аккра.

Заключенное египетским султаном и английским королем мирное соглашение о Святой земле и священном городе было удивительно справедливым и равноправным для сторон. После этого Ричард I возвратился в Англию, не отказавшись от притязаний на Палестину. Однако его желаниям не суждено было сбыться, поскольку Четвертый крестовый поход, организованный римским папой Иннокентием III, начался только в 1202 году.

А Салах - ад - дин после подписания мирного соглашения с английским монархом вернулся в сирийскую столицу Дамаск, которую очень любил, поскольку с этим городом были связаны его детство и юность. Там он заразился желтой лихорадкой и 4 марта 1193 года умер.

Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний в одной книге автора Попов Александр

ГЛАВА 19. САЛАДИН – СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ Свержение фатимидов и поход Саладина Саладин, султан Египта и Сирии, основатель династии Айюбидов, полководец и мусульманский лидер XII века, пожалуй, единственный из мусульманских правителей, кто удостаивался сравнения с Пророком

Из книги Крестовые походы. Миф и реальность священной войны автора Виймар Пьер

3 САЛАДИН Салах ад-Дин аль-Мелик ан-Назир: Саладин, «царь, который помогает» «Воистину, мы обеспечили тебе потрясающий успех, для того, чтобы Бог простил тебе давние и недавние грехи, чтобы он довершил свои милости, которыми тебя осыпал и направил по прямому пути». Эта

Из книги История Крестовых походов автора Монусова Екатерина

Благородный Саладин Султан Саладин был вне себя от гнева. С уст того, для кого произнести резкое слово даже в адрес неверного было едва ли не святотатством, летели такие проклятия, что приближенные боялись пошевелиться. И было от чего впасть в неистовство – на этот раз

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

II И III КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ. УСПЕХИ САЛАХ АД-ДИНА Победы крестоносцев и успешная колонизация Ближнего Востока латинянами вызвала ответную реакцию мусульманского мира. Начиная с 1128 г. силы мусульман объединяются под эгидой атабека Мосула Имад ад-Дин Занги. В 1144 г. Занги

Из книги Москва еврейская автора Гессен Юлий Исидорович

Алексей Саладин ЕВРЕЙСКОЕ КЛАДБИЩЕ Еврейское кладбище отделено от православного Дорогомиловского кладбища только деревянным забором. Но вход на Еврейское кладбище значительно дальше Дорогомиловского - близ моста Окружной железной дороги, там, где шоссе

Из книги 100 великих героев автора Шишов Алексей Васильевич

САЛАДИН (САЛАХ-АД-ДИН ЮСУФ ИБН АЮБ) (1138-1193) Победитель крестоносцев, египетский султан-полководец. Основатель египетской династии Аюбидов. У полководца Салах-ад-дина Юсуфа ибн Аюба было много блистательных побед на поле брани над крестоносным европейским воинством и

автора

Глава XXX Возвышение Салах ад-Дина Смерть Амори спасла Египет от совместного вторжения франков и сицилийцев. Распри франкских баронов после смерти короля Амори не позволили им организовать поход на Египет. Высланный королем Вильгельмом II Сицилийским под командой его

Из книги Крестовые походы. Том 1 автора Грановский Александр Владимирович

Глава XXXVII Смерть Салах ад-Дина Салах ад-Дину не удалось сбросить франков в море и уничтожить государства крестоносцев. Они продержались еще целое столетие. Королевство называлось Иерусалимским, хотя сам Иерусалим был в руках мусульман, и включало в себя прибрежную

Из книги История Крестовых походов автора Харитонович Дмитрий Эдуардович

Саладин на Востоке Тем временем на мусульманском Востоке происходило усиление Мосульского эмирата. Существенную роль при правлении Имад ад-Дина и его сына Нур ад-Дина играл курд по имени Ширкух. В 1154 г. он помог своему государю присоединить к Мосулу Дамаск. При нем

Из книги Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю автора Эсбридж Томас

САЛАДИН, ВЛАСТЕЛИН ЕГИПТА (1169–1174) Несмотря на подобное землетрясению влияние, оказанное им на историю вообще и войну за Святую землю в частности, до нас не дошло описание внешности Саладина. В 1169 году немногие могли предположить, что этот курдский воин, только что

автора Брандедж Джеймс

Революция в Египте: Саладин приходит к власти Ширкух видел, что теперь подходящее время, чтобы выполнить свои клятвы, поскольку без короля некому будет препятствовать его желаниям. И он приказал, чтобы запланированное им раньше было исполнено.Он расположил свой лагерь

Из книги Крестовые походы. Священные войны Средневековья автора Брандедж Джеймс

Саладин захватывает Иерусалим Святой город Иерусалим был осажден 20 сентября. Он был со всех стороны окружен неверующими, которые выпускали по нему стрелы. Стрельба сопровождалась бряцанием ужасного оружия, пронзительными звуками труб и отвратительными выкриками.

Из книги Каир: история города автора Битти Эндрю

Саладин и Айюбиды: 1171–1249 гг Франки овладели левантийским побережьем в результате Первого крестового похода (1067–1069), Египет Фатимидов они воспринимали как легкую добычу - и совсем не учитывали в своих планах вмешательства Нур ад-Дина, сельджукского султана, войско

Из книги Египет. История страны автора Адес Гарри

Саладин Саладин (1171–1193) на первых порах не имел собственной армии и множества сторонников, располагал ограниченными ресурсами, но его победа над последними крестоносцами из Дамиетты заслужила ему уважение и принесла добычу, которую он благоразумно использовал, чтобы

Из книги Подлинная история тамплиеров автора Ньюман Шаран

Глава четвертая. Саладин Согласно средневековой (да и современной) легенде, это был образцовый рыцарь эпохи крестовых походов. Сильный и милосердный, мудрый и отважный. Именно он уничтожил мечту о христианском Иерусалиме и положил начало постепенному исчезновению

Из книги Тамплиеры и ассассины: Стражи небесных тайн автора Вассерман Джеймс

Глава XVI Саладин и битва при Хаттине В середине XII века в среде европейцев наметилась новая тенденция: светские феодалы стали дарить замки военным орденам и полагаться на то, что рыцари будут оборонять их бывшие владения. Бароны понимали, что содержание и кормление

Саладин, Салах ад-Дин Юсуф Ибн Айюб (по арабски Салах ад-Дин означает "Честь Веры"), (1138 - 1193), первый султан Египта из династии Айюбидов. Родился в Текрите (современный Ирак). Успех его карьеры стал возможным лишь благодаря условиям, сложившимся на Востоке в XII веке. Власть, принадлежавшая ортодоксальному халифу Багдада или еретикам Фатимидской династии Каира, постоянно "проверялась на прочность" визирями. Сельджукскую державу после 1104 года вновь и вновь делили между собой турецкие атабеки.

Иерусалимское королевство христиан, возникшее в 1098 году, существовало лишь потому, что оставалось средоточием внутреннего единства посреди общего распада. С другой стороны, энтузиазм христиан породил противоборство со стороны мусульман. Зенги, атабек Мосула, объявил "священную войну" и начал свои кампании в Сирии (1135 - 1146). Нур ад-Дин, его сын, продолжал завоевательную политику в Сирии, укреплял государственную организацию на своей территории и "широко провозглашал джихад".
Жизнь Саладина пришлась именно на тот период, когда возникла сознательная потребность в политическом объединении и защите ислама. По происхождению Саладин был армянским курдом. Его отец Айюб (Иов) и дядя Ширку, сыновья Шади Аджданаканского, были военачальниками в армии Зенги. В 1139 году Айюб получил от Зенги в управление Баальбек, а в 1146 году, после его смерти, вошел в число придворных и стал жить в Дамаске. В 1154 году благодаря его влиянию Дамаск остался во власти Нур ад-Дина, а сам Айюб стал управлять городом. Таким образом, Саладин получил образование в одном из знаменитых центров исламской науки и смог воспринять лучшие традиции мусульманской культуры.
Его карьеру можно разделить на три периода: завоевание Египта (1164 - 1174), аннексия Сирии и Месопотамии (1174 - 1186), завоевание Иерусалимского королевства и другие кампании против христиан (1187 - 1192).

Завоевание Египта.

Завоевание Египта было необходимо Нур ад-Дину. Египет угрожал его державе с юга, будучи порой союзником крестоносцев, а также являясь оплотом халифов-еретиков. Поводом к вторжению послужила просьба изгнанного визиря Шевара ибн Муджира в 1193 году. В это самое время крестоносцы совершали набеги на города нильской дельты. И Ширку был отправлен в Египет в 1164 году вместе с Саладином, младшим офицером его войска. Обнаружив, что Ширку планирует не столько помогать ему, сколько захватить Египет для Нур ад-Дина, Шевар ибн Муджир обратился за помощью к христианскому королю Иерусалима Амальрику I. Крестоносцы помогали Шевару одержать победу над Ширку под Каиром 11 апреля 1167 года и заставить его отступить (в этой битве отличился племянник Ширку, молодой Саладин). Крестоносцы прочно обосновались в Каире, к которому несколько раз подступал вернувшийся с подкреплениями Ширку. Они также пытались, хотя и неудачно, осадить Саладина в Александрии. После переговоров обе стороны согласились уйти из Египта. Правда, в Каире, по условиям мирного договора, должен был остаться христианский гарнизон. Беспорядки, вскоре затеянные мусульманами в Каире, заставили Амальрика I вернуться в Египет в 1168 году. Он заключил союз с византийским императором Мануилом I Комнином, который в начале 1169 года морем послал в Египет флот и небольшой экспедиционный корпус. Умелое маневрирование (как политическое, так и военное) Ширку и Саладина, преследовавшее противника невезение, а также взаимное недоверие между крестоносцами и византийцами - все это препятствовало успешной координации действий. И потому обе армии, крестоносцев и византийцев, отступили из Египта. Ширку стал визирем при халифе Фатимидов, оставаясь при этом в подчинении Нур ад-Дина, но вскоре умер в мае 1169 года. Ему наследовал Саладин, фактически ставший правителем Египта с титулом "аль-Малик аль-Назир" (Несравненный Правитель).

Саладин - правитель Египта. Завоевание Сирии и Месопотамии.

В отношениях с фатимидским халифом Саладин проявлял необыкновенный такт, и после смерти аль-Адида, последовавшей в 1171 году, у Саладина было уже достаточно власти, чтобы во всех египетских мечетях заменить его имя на имя ортодоксального халифа Багдада.

Саладин основал свою династию Айюбидов. Он восстановил в Египте суннитскую веру в 1171 году. В 1172 году египетский султан отвоевал у Альмохадов Триполитанию. Саладин постоянно проявлял свою покорность Нур ад-Дину, однако его заботы о фортификации Каира и та поспешность, которую он проявил, снимая осады с крепостей Монреаль (1171) и Керак (1173), говорят о том, что он боялся зависти со стороны своего господина. Перед смертью мосульского правителя Нур ад-Дина между ними возникла заметная холодность. В 1174 году Нур ад-Дин скончался, и наступил период сирийских завоеваний Саладина. Вассалы Нур ад-Дина стали бунтовать против его юного ас-Салиха, и Саладин двинулся на север, формально с целью его поддержки. В 1174 году он вступил в Дамаск, взял Хамс и Хаму, в 1175 году захватил Баальбек и города, окружавшие Халеб (Алеппо). Успехом Саладин был обязан, в первую очередь, своей хорошо обученной регулярной армии из турецких рабов (мамлюков), включавшей в свой состав, в основном, конных лучников, а также ударные отряды конных копейщиков.
Следующим шагом стало достижение политической независимости. В 1175 году он запретил упоминать имя ас-Салиха в молитвах и выбивать его на монетах и получил формальное признание от багдадского халифа. В 1176 году он разгромил вторгнувшуюся армию Сайф ад-Дина Мосульского и заключил соглашение с ас-Салихом, а также с ассасинами. В 1177 году он вернулся из Дамаска в Каир, где построил новую цитадель, акведук и несколько медресе. С 1177 по 1180 годы Саладин вел войну против христиан из Египта, а в 1180 году заключил мирный договор с султаном Коньи (Рума). В 1181 - 1183 годах он был в основном озабочен положением дел в Сирии. В 1183 году Саладин вынудил атабека Имад ад-Дина обменять Халеб на малозначимый Синджар, а в 1186 году добился принесения вассальной клятвы со стороны атабека Мосула. Последний независимый правитель был наконец подчинен, и Иерусалимское королевство оказалось один на один с враждебной империей.

Завоевание Саладином Иерусалимского королевства.

Заболевание бездетного иерусалимского короля Болдуина IV проказой привело к борьбе за престолонаследие. От этого выиграл Саладин: он закончил покорение Сирии, не прекращая при этом набегов на христианские территории, хотя и потерпел поражение в битве при Рам-Аллахе в 1177 году.

Самым способным правителем среди крестоносцев был Раймонд, граф Триполитанский, но королем стал, женившись на сестре Болдуина IV, его враг Гвидо Лузиньян.
В 1187 году четырехлетнее перемирие было нарушено знаменитым разбойником Рейнальдом де Шатильоном из замка Крак де Шевалье, спровоцировав объявление священной войны, и тогда начался третий период завоевательных походов Саладина.
С приблизительно двадцатитысчной армией Саладин осадил Тиверию на западном берегу Генисаретского озера. Гвидо Лузиньян собрал под свои знамена всех, кого только смог (примерно 20000 человек) и двинулся на Саладина. Король иерусалимский пренабрег советом Раймонда Триполитанского и завел армию в безводную пустыню, где их атаковали и окружили мусульмане. Многие из крестоносцев возле Тиверии были уничтожены.
4 июля в битве у Хаттина Саладин нанес сокрушительное поражение объединенной христианской армии. Египетский султан сумел отделить кавалерию крестоносцев от пехоты и разбил ее. Только Раймонд Триполитанский и командовавший арьергардом барон Ибелин с небольшим отрядом кавалерии смогли прорваться через окружение (согласно одной из версий, с негласного одобрения Саладина, искренне уважавшего старого воина). Остальные крестоносцы были убиты или захвачены в плен, в том числе были пленены сам король иерусалимский, великий магистр ордена тамплиеров, Рейнальд Шатильонский и другие. Рейнальда Шатильонского Саладин собственноручно казнил. А Гвидо Лузиньяна впоследствии отпустил, взяв с того обещание, что он больше не будет воевать. Тем временем вернувшийся в Триполи Раймонд скончался от ран.
Саладин захватил Тиверию, Акру (ныне - Акко в Израиле), Аскелон (Ашкелон) и другие города (воины их гарнизонов, почти без исключений, попали в плен или погибли при Хаттине). Саладин уже шел на Тир, когда очень вовремя прибыл морем маркграф Конрад Монферратский с отрядом крестоносцев, обеспечив таким образом городу надежный гарнизон. Натиск Саладина был отбит.
20 сентября Саладин осадил Иерусалим. В отсутствие укрывшегося в Акре короля оборону города возглавил барон Ибелин. Однако защитников не хватало. Продовольствия тоже. Поначалу отвергнув относительно великодушные предложения Саладина. В конце концов гарнизон вынужден был сдаться. В пятницу 2 октября Саладин вступил в Священный город, который почти сто лет пребывал в руках христиан, и провел ритуал его очищения, проявив великодушие к христианам Иерусалима. Горожан Саладин отпустил на все четыре стороны при условии, что они внесут за себя соответствующий выкуп. Многим выкупиться не удалось, и они были обращены в рабство. Вся Палестина была захвачена Саладином.
В королевстве только Тир остался в руках христиан. Возможно, в том, что Саладин пренебрег взятием этой крепости до наступления зимы, заключался его самый грубый стратегический просчет. Христиане сохранили за собой мощный оплот, когда в июне 1189 году оставшаяся армия крестоносцев во главе с Гвидо Лузиньяном и Конрадом Монферратским напала на Акру. Им удалось отогнать армию Саладина, шедшую на выручку осажденным. Саладин не имел флота, что позволило христианам дождаться подкреплений и оправиться от поражений, которые они потерпели на суше. Со стороны суши армия Саладина окружила крестоносцев плотным кольцом. За время осады состоялись 9 крупных боев и неисчислимое множество мелких столкновений.

Саладин и Ричард Львиное Сердце.

8 июня 1191 года под Акру прибыл Ричард I Английский (впоследствии Львиное Сердце). В основном все крестоносцы признали молчаливо его лидерство. Ричард отогнал армию Саладина, шедшую осажденным на выручку, после чего повел осаду столь энергично, что мусульманский гарнизон Акры капитулировал 12 июля без разрешения Саладина.

Ричард закрепил свой успех прекрасно организованным маршем на Аскелон (современный Ашкелон в Израиле), что был проведен вдоль побережья, до Яффы, и великой победой при Арсуфе, в которой войска Саладина потеряли 7 тысяч человек, а остальные обратились в бегство. Потери крестоносцев в этом бою составили около 700 человек. После этой битвы Саладин ни разу не решался вступать с Ричардом в открытый бой.
В течение 1191 - 1192 годов имели место четыре небольшие кампании на юге Палестины, в которых Ричард проявил себя доблестным рыцарем и талантливым тактиком, хотя как стратег Саладин его превзошел. Английский король постоянно перемещался между Бейтнубом и Аскелоном, имея своей конечной целью захват Иерусалима. Ричард I постоянно преследовал Саладина, который, отступая, применял тактику выжженной земли - уничтожал посевы, пастбища и отравлял колодцы. Нехватка воды, отсутствие корма для лошадей и рост недовольства в рядах его многонациональной армии вынудили Ричарда прийти к заключению, что осадить Иерусалим он не в состоянии, если не хочет рисковать практически неизбежной гибелью всего войска. В январе 1192 года бессилие Ричарда проявилось в том, что он отказался от Иерусалима и стал укреплять Аскелон. Переговоры о мире, происходившие в это же время, показали, что Саладин является хозяином положения. Хотя в июле 1192 года Ричард одержал две великолепные победы у Яффы, мирный договор был заключен 2 сентября, и он стал триумфом Саладина. От Иерусалимского королевства остались только береговая линия и свободный путь на Иерусалим, по которому христианские паломники без проблем могли добираться до Святых мест. Аскелон был разрушен. Несомненно, что причиной гибели королевства стало единство исламского Востока. Ричард вернулся в Европу, а Саладин - в Дамаск, где он и скончался после непродолжительной болезни 4 марта 1193 года. Он был похоронен в Дамаске и был оплакан на всем Востоке.

Характеристика Саладина.

Саладин обладал ярким характером.

Будучи типичным мусульманином, суровым по отношению к неверным, захватившим Сирию, он, однако, проявлял милосердие к христианам, с которыми непосредственно имел дело. Саладин прославился среди христиан и мусульман как истинный рыцарь. Саладин был очень прилежен в молитвах и постах. Он гордился своим родом, заявляя, что "Айюбиды были первыми, кому Всевышний даровал победу". Его великодушие проявилось в уступках, оказанных Ричарду, и его отношении к пленникам. Саладин был необыкновенно добр, кристально честен, любил детей, никогда не падал духом и был истинно благороден по отношению к женщинам и всем слабым. Более того, он проявил истинно мусульманскую преданность священной цели. Источник его успехов заключался в его личности. Он смог объединить исламские страны для борьбы с завоевателями-крестоносцами, хотя и не оставил своей стране кодекса законов. После его кончины империя поделена между его родственниками. Будучи способным стратегом, Саладин, однако, не мог сравниться с Ричардом в тактике и, кроме того, имел армию из рабов. "Мое войско ни на что не способно, - признавался он, - если я не поведу его за собой и не буду каждый миг присматривать за ним". В истории Востока Саладин остался завоевателем, который остановил вторжение Запада и обратил силы ислама на Запад, героем, в одночасье объединившим эти необузданные силы, и, наконец, святым, который воплотил в своей личности высшие идеалы и добродетели ислама.

Использованная литература.

1. Смирнов С.А. Султан Юсуф и его крестоносцы. - Москва: АСТ, 2000.
2. Всемирная история войн/ отв. ред. Р. Эрнест и Тревор Н. Дюпюи. - Книга первая - Москва: Полигон, 1997.
3. Всемирная история. Крестоносцы и монголы. - Том 8 - Минск, 2000.

Когда речь заходит о крестовых походах, на ум сразу приходят имена Ричард Львиное Сердце и Саладин. Об этих вождях слагали легенды. И до нашего времени Ричард I Плантагенет остается одним из самых знаменитых английских монархов. В книгах и кинофильмах он упоминается не реже мифического короля Артура. Но Ричард I - реальная историческая личность и жизнь его действительно похожа на рыцарский роман. С именем Ричарда неразрывно связано и другое имя - султан Саладин. Дружба двух этих необыкновенных людей еще при жизни обросла легендами. Ричард безмерно уважал своего врага и говорил о нем как о доблестном и бесстрашном рыцаре. Саладин посылал к столу своего противника свежие фрукты и лед, а однажды, когда конь Ричарда был убит, султан прислал ему в дар двух великолепных жеребцов. Ричард также отвечал подарками. Некоторые исторические источники даже упоминают, что Ричард с Саладином хотели породниться с помощью женитьбы сестры английского короля Иоанны и брата Саладина Аль-Адиля.

Каким же на самом деле был король Англии Ричард? Так ли он был храбр и благороден, как утверждают многочисленные предания?

Ричард I родился 8 сентября 1157 г. в Оксфорде, в замке Бьюмонт у английского короля Генриха II Плантагенета и его супруги герцогини Элеоноры Аквитанской. Прозвище Львиное Сердце он получил за силу и мужество, которые проявлял еще в юношеские годы, но у него было и другое прозвище, гораздо менее известное, но больше отвечающее характеру Ричарда, - Ричард Да-и-Нет. Это имя означало, что будущего короля было легко переубедить и склонить в нужную собеседнику сторону.

Ричард был третьим законным сыном монарха, потому его шансы получить корону были весьма призрачны. Еще в детстве мать отправила его во Францию, где были его наследственные земли - герцогство Аквитанское и Пуатье. До вступления на престол будущий король побывал в Англии лишь дважды. Его правление во Франции нельзя назвать мирным - Ричарду приходилось постоянно усмирять местных баронов, привыкших к независимости. Он познакомился со многими знаменитыми трубадурами того времени. Поскольку при дворе герцогини Элеоноры процветала куртуазная поэзия, юноша и сам пробовал слагать стихи и даже сочинил несколько сирвент. Ричард уже начинал привыкать к такой сравнительно беззаботной жизни, когда к внутренним войнам добавились столкновения с отцом. В самом начале 1183 г. Генрих приказал Ричарду принести ленную присягу старшему брату, который должен был занять престол отца. Ричард наотрез отказался, ссылаясь на то, что это было неслыханным новшеством при дворе короля. Тогда Генрих Младший вторгся в Аквитанию во главе большой армии наемников и начал разорять страну. Но бесчинствовал он недолго - летом подхватил лихорадку, которая тогда считалась неизлечимой болезнью, и вскоре умер. Но смерть наследника не положила конец ссорам между отцом и Ричардом. В сентябре король потребовал освободить Аквитанию для младшего брата Ричарда, Иоанна. Ричард, как и следовало ожидать, отказался. Младшие братья Готфрид и Иоанн напали на Пуату, но уже тогда будущий король отличался поистине львиной храбростью и хваткой - он с войсками вторгся в Бретань. Таким образом, война грозила затянуться. Король, чтобы разрешить спор, повелел Ричарду передать Аквитанию матери. Наконец желания отца и сына совпали, но, несмотря на перемирие, оба втайне враждовали. Способствовала этому казавшаяся Ричарду подозрительной близость между королем и его младшим сыном Иоанном. Ходили слухи, что именно ему Генрих, вопреки обычаям, хочет оставить корону. Французский король поспешил воспользоваться сложившейся в Англии ситуацией и предложил выдать за Иоанна свою сестру Алису, вопреки тому, что она уже была обручена с Ричардом. Более того, Алиса, воспитывавшаяся при английском дворе, уже 17 лет была любовницей самого Генриха II. Обстановка накалилась до предела. Открыто Ричард выступил против отца осенью 1188 г., помирившись и заручившись поддержкой французского короля. Для этого Ричарду пришлось принести Филиппу II ленную присягу. В следующем году они вдвоем захватили Мэн и Турень. Генрих повел против них войну и потерял все владения на континенте, кроме Нормандии. Под Леманом Генрих чуть не попал к сыну в плен и уже в июле следующего года вынужден был заключить унизительный мир. Вскоре после этого Генрих II умер. В августе Ричард прибыл в Англию, 3 сентября был коронован в Вестминстерском аббатстве и стал королем Англии. Это почетное звание, однако, осталось для Ричарда только звуком - за 10 лет своего правления он провел в Англии всего полгода: четыре месяца сразу после вступления на престол и два в 1194 г. Тем не менее народ боготворил его - он был воистину воплощением всех рыцарских доблестей и добродетелей: умен, наделен талантом политика и полководца, обладал недюжинной силой, был образован и потрясающе красив. Хроники пишут, что король Ричард был ростом примерно 1 м 90 см, имел голубые глаза и светлые кудрявые волосы.

Те же хроники упоминают, что коронация Ричарда сопровождалась рядом странных событий, которые не предвещали ничего хорошего ни королю, ни народу. Некоторые летописцы утверждают, что в церковь влетела летучая мышь и в течение всей церемонии металась под сводами собора.

Также ходили слухи, что, когда Ричард в первый раз пришел на могилу отца в аббатстве Фонтевруа, на могиле вскипела кровь. В этих необычных событиях усматривали признаки особой судьбы нового царствования.

Все помнили, как в 1185 г. к отцу Ричарда приезжал иерусалимский патриарх Ираклий с ключами от Гроба Господня и умолял монарха выступить в защиту христианского королевства на Востоке. Но Генрих II эту просьбу проигнорировал. Его наследник поступил иначе: он горячо поддержал призыв Климента III - отвоевать у мусульман святые места и вернуть христианскому миру Животворящий Крест Господень. Ричард, германский император Фридрих I Барбаросса и французский король Филипп II Август повели свои войска в Третий крестовый поход. Чтобы собрать средства для армии, Ричард стал торговать государственными землями и постами, взимать огромные налоги на финансирование армии и флота. Он даже освободил короля Шотландии Вильгельма I от вассальной клятвы, при условии что тот выплатит ему 10 тысяч марок. Обобрав страну, Ричард с могучим войском двинулся на юг.

Учтя проблемы, с которыми столкнулись участники первых походов, Ричард Львиное Сердце настоял, чтобы войско добиралось до Святой земли морем. Поход начался весной 1190 г. В Марселе английские рыцари погрузились на корабли и в сентябре уже были на Сицилии. Однако местные жители не были в восторге от нашествия Христова воинства. У крестоносцев возникли трения с местными жителями. Граждане Мессины взялись за оружие, но столкновение закончилось победой рыцарей и разграблением города. Там же произошла помолвка Ричарда с Беренгарией Наваррской. Поскольку помолвка с сестрой Филиппа II Августа Алисой была давно расторгнута, Элеонора Аквитанская подыскала сыну другую невесту и даже привезла ее в Мессину. Король Филипп не ожидал такого поворота событий и был очень раздосадован. После помолвки Ричард отправил невесту в сопровождении своей сестры Иоанны, вдовы короля Сицилии Уильяма И, в Святую землю. Им были выделены лучшие корабли, многочисленная свита, и 10 апреля 1191 г. дамы отплыли из гавани Мессины. Однако через две недели корабли попали в сильный шторм, который разъединил флот. Три корабля, среди которых был и тот, где находились Иоанна и Беренгария, отогнало к острову Кипр. Корабль с женщинами чудом уцелел в прибрежных волнах, тоща как другие два корабля разбились, а выжившие рыцари и матросы были взяты в плен…

Правителем Кипра в это время был Исаак Комнин, считавший себя императором независимого государства. В свое время ему пришлось приложить немало сил, чтобы добиться независимости от Византии. По свидетельствам летописей, Исаак весьма недружелюбно относился к католической церкви и даже имел негласный союз с Саладином. Потому император Кипра старался замедлить передвижение крестоносного войска в Сирии. Вначале он установил очень высокие налоги на транзитные поставки продуктов и снаряжения, а позже издал указ, запрещающий принимать корабли крестоносцев. Узнав, что на корабле у берега Кипра оказались две королевы, он решил взять их в плен. По его приказу укреплялись береговые защитные сооружения и готовился флот, который мог напасть на корабль королев. Несколько раз он предлагал женщинам выйти прогуляться по берегу. Но приготовления Исаака были замечены, и корабль с королевами отплыл в море. Как раз в это время возле Кипра оказался оставшийся флот Ричарда. Корабли стали на якорь в порту Лимассола, однако войско на берег не сошло. Когда же Ричард узнал о грубом обращении с потерпевшими кораблекрушение, то. послал двух рыцарей к императору Кипра с просьбой компенсировать ущерб за нанесенное оскорбление. Исаак наговорил послам резких слов и отказался улаживать миром возникший конфликт. В ответ Ричард объявил высадку. Исаак Комнин бежал с войском в Килани. Ричард отдал приказ принять Лимассол под защиту, не нанося вреда местному населению. В это же время на Кипр высадились прибывшие из Сирии бароны, среди которых был и король иерусалимский Ги де Лузиньян. Новая попытка провести переговоры со строптивым императором также закончилась ничем. Тогда Ричард атаковал лагерь Исаака, но Комнин снова скрылся. 12 мая 1191 г. в завоеванном Лимассоле, в капелле Святого Георгия, прошла церемония венчания короля Англии Ричарда I Плантагенета и принцессы Беренгарии Наваррской. На момент церемонии Ричарду было 33 года, а его супруге - 26 лет. В замке Лимассола прошли пышные торжества. Меньше чем через месяц Ричард покинул остров и отплыл в Сирию.

В июне 1191 г. английский король ступил на берег Сирии и через три дня присоединился к участникам осады Акры, которая на тот момент длилась более двух лет. Крестоносцы почти овладели городом, но сами были окружены войсками Саладина. Ричард сорвал переговоры между Конрадом Монферратским и Саладином и начал так энергично штурмовать крепость, что 12 июля Акра пала. По условиям сдачи султан Саладин был обязан выплатить крестоносцам крупный выкуп - 200 тысяч червонцев, а также вернуть Животворящий Крест, захваченный в битве при Хаттине. Когда султан не смог уложиться в установленный срок, Ричард Львиное Сердце впал в ярость и приказал казнить 2 600 пленников. Несмотря на это, Ричард и Саладин прониклись друг к другу уважением и дружескими чувствами.

Радость победы омрачили раздоры, вспыхнувшие между вождями крестоносцев. Спор возник из-за кандидатуры иерусалимского короля. Ричард считал, что им должен остаться Ги де Лузиньян, но многие не могли простить ему падение Иерусалима и отдавали предпочтение Конраду Монферратскому. Французский король также поддерживал эту кандидатуру. Подлил масла в огонь и случай с австрийским знаменем. Путаные упоминания в летописях дают лишь общее представление о проблеме. Якобы после падения Акры герцог Австрийский Леопольд приказал поднять над своим домом австрийский штандарт. Увидев его, Ричард велел сорвать его и бросить в грязь. Король разгневался, поскольку Леопольд занял дом в английской части города, хотя был союзником французского короля. Этот случай вызвал волну возмущения среди крестоносцев и не способствовал укреплению авторитета Ричарда. Это также послужило причиной того, что в конце июля Филипп с войском, а также многие французские пилигримы покинули Святую землю и отправились на родину.

Это существенно ослабило силы крестоносцев, а между тем самая трудная часть войны - взятие Иерусалима - была впереди. Теперь Ричард был единственным главой войска. Наслушавшись о мощных укреплениях вокруг Святого города, Ричард не пошел на Иерусалим, а повернул к Аскалону. Приблизившись к городу, армия с удивлением увидела руины. Как оказалось, Саладин приказал разрушить Аскалон, так как не надеялся его удержать. Крестоносцы вынуждены были задержаться, чтобы восстановить укрепления. Ричард наравне с воинами таскал на плечах камни, подавая пример. За несколько недель из беспорядочных груд камней и мусора поднялись стены, башни и дома. В мае Ричард вавд-лриступом Даруму - хорошо укрепленную крепость к югу от Аскалона. После этого крестоносцы снова двинулись на Иерусалим и опять не дошли до города. По дороге было получено известие о нападении султана на Яффу, и Ричард бросился на помощь. Город удалось отстоять. Часть армии христиан восстанавливала развалины Яффы, другая заняла руины Рамле и Лидды. Сам Ричард участвовал в большинстве боев с мусульманами и одновременно вел переговоры с Саладином, которые, однако, не принесли ощутимых результатов, хотя мусульмане в этих боях понесли значительные потери.

Именно в это время из Англии начали приходить дурные вести о предательстве младшего брата короля, Иоанна Безземельного. Ричард понимал, что нужно возвращаться домой, потому пошел на переговоры с Саладином и был готов уступить, только бы быстрее отправиться в свои владения. Таким образом, по договору, заключенному в сентябре, Иерусалим остался под властью мусульман, Святой крест также оставался у неверных. Пленники-христиане становились законной добычей Саладина, а Аскалон было решено срыть совместно христианами и мусульманами. Не такого перемирия ждали христиане от похода, но изменить ничего не могли.

Ричард отправился восвояси, но в пути возникли неожиданные проблемы. Плыть морем вокруг Европы было долго и рискованно, а по суше путь к Британии лежал через земли Леопольда Австрийского, с которым Ричард поссорился, и императора Генриха VI, давнего недруга нормандцев. Ричард решил подняться на север по Адриатическому морю, чтобы через Южную Германию попасть во Францию. Около Венеции его корабль сел на мель, и Ричард с небольшим отрядом стал пробираться через владения Леопольда, стараясь сохранить инкогнито. Но о его передвижениях Леопольд узнал очень скоро. Изящный вид слуг Ричарда и иностранные деньги, которыми они расплачивались, привлекли внимание местных жителей. 21 декабря Плантагенет был схвачен и заключен в замок Дюренштейн. Правда, плен монарха не был суровым - он не был заточен в темницу, просто жил под усиленной охраной и даже время от времени охотился в ближайшем лесу. Леопольд выдал пленника императору Генриху за 50 тысяч марок серебра. А император за освобождение английского короля потребовал 150 тысяч марок, что составляло два годовых дохода Англии. Причем большую часть этих денег нужно было заплатить вперед. Элеонора Аквитанская собрала требуемую сумму, взимая непомерные налоги, и 4 февраля 1194 г. Ричард был освобожден. Тогда же Филипп II послал Иоанну Безземельному письмо со словами «Будь осторожен. Дьявол на свободе».

Весной 1194 г. Ричард высадился в Англии. Испуганный гневом вспыльчивого брата, Иоанн не решился на вооруженное противбстояние и покорился королю. Ричард великодушно простил брата, а через два месяца отбыл из Англии, чтобы больше никогда не вернуться. Он начал войну с французским королем Филиппом II, который за время отсутствия Ричарда захватил многие земли англичан на континенте. Ричард поспешил вернуть свои владения: он взял Лош, захватил Ангулем, а на следующий год двинулся в Берри и действовал здесь так успешно, что Филипп поспешил подписать мирный договор. По нему французы должны были отказаться от Восточной Нормандии, но оставляли за собой несколько важных замков на Сене. Эта ситуация Ричарда не устраивала. В1198 г. он вернул пограничные нормандские владения и осадил замок Шалю - Шаброль в Лимузене.

26 марта 1199 г. во время боя арбалетная стрела попала королю в плечо возле шеи. Рана не была смертельна, но, вынимая стрелу, в кровь занесли инфекцию. Через одиннадцать дней король умер от заражения на руках своей 77-летней матери Элеоноры и жены Беренгарии. Его похоронили в аббатстве Фонтевро во Франции, рядом с отцом. Перед смертью благородный король простил стрелка, который ранил его, и приказал отпустить его. Но приказ не был исполнен - после смерти монарха с воина заживо содрали кожу, а труп вывесили на стену замка.

Так закончилась жизнь короля Ричарда Львиное Сердце. Военные подвиги сделали его кумиром рыцарей и героем многочисленных легенд, особенно преданий о Робине Гуде, хотя они и жили в разное время. Да, жизнь Ричарда действительно больше походит на средневековый рыцарский роман, потому неудивительно, что и сам он стал одной из самых выдающихся фигур в средневековой истории и литературе. На Востоке не менее популярен в наше время султан Саладин. Так называют его европейцы. Но это даже не имя. Салах ад-Дин - это почетное прозвище (лакаб), которое переводится как «защитник веры». Настоящее имя этого выдающегося правителя и военачальника - Юсуф, сын Айюба.

Салах ад-Дин был образцом для подражания Саддама Хусейна, который, как и султан, родился в Тикрите на реке Тигр. Во время правления Хусейна в Ираке был создан культ Салах ад-Дина.

Не забывают этого героя Средневековья писатели и киносценаристы, которые неизменно рисуют его как мудрого и благородного вождя и бесстрашного воина. Таким представляем его и мы, и мало кому известно, что Саладин был ученым, исследователем необычных явлений. Всем его воинам было дано распоряжение немедленно докладывать обо всех чудесных и невероятных вещах, которые удавалось заметить. Ему также принадлежит высказывание, которое впоследствии цитировали как великие ученые и философы, так и бродяги всех мастей: «Человек с рождения опутан тысячами нитей условностей и законов, стоит порвать одну - и он преступник, порвет десять - и он смертник, и только порвавший все становится Богом».

К сожалению, сведений о Саладине не так уж и много. Попытаемся нарисовать его исторический портрет на основе достоверных фактов, дошедших до нас. Юсуф ибн-Айюб, прозванный позже Салах-ад-Дином, родился в 1138 г. в курдской семье. Юность провел в Дамаске и получил прекрасное образование, изучал теологию. Благодаря собственным талантам и обширным семейным связям был представлен ко двору эмира Халеба и Дамаска Hyp-ад-Дина (Нуреддина) Зенги. Под руководством дяди Ширкуха Салах ад-Дин получил навыки воина в бесконечных столкновениях с войсками Фатимидов.

Больше всего Нур-ад-Дина привлекал Египет. Это государство было оплотом халифов-еретиков, а также время от времени заключало союзы с крестоносцами и было серьезной угрозой. В 1193 г. крестоносцы совершили несколько нападений на города дельты Нила, а изгнанный по приказу халифа аль-Адида из Египта визирь Шевар ибн Муджир просил о помощи. Это послужило великолепным поводом для вторжения войск Нур-ад-Дина в Египет. Ширкух с армией выступил в поход против Египта в 1164 г. Саладин был назначен командиром сотни всадников. Поход оказался неудачным. Вскоре Шевар ибн Муджир понял, что Ширкух согласился оказать помощь только для того, чтобы захватить Египет для Нур-ад-Дина. Тогда визирь в решающий момент перешел на сторону врага-халифа и позвал на помощь короля Иерусалима Амори I. Крестоносцы помогли разбить Ширкуха под Каиром в апреле 1167 г. После этого крестоносцы обосновались в Каире. Тут Саладин впервые проявил себя как воин и стратег; когда войска Ширкуха были готовы покинуть страну, он со своим отрядом захватил Александрию и таким образом помешал крестоносцам получить с моря подкрепление. Последовали длительные переговоры, в ходе которых было принято решение освободить Каир, но в городе должен был остаться христианский гарнизон, Ширкух назначался визирем халифа. В мае 1169 г. Ширкух умер, как предполагают некоторые историки - от яда, и должность перешла по наследству к Салах-ад-Дину. Как ни странно, воин оказался мудрым политиком и сумел привлечь на свою сторону многих придворных и народ. Коща в 1171 г. халиф аль-Адид умер, Салах-ад-Дин занял его место. Как разумный политик, он сумел поладить и с фатимидским халифом, пока не получил достаточного влияния. Его бывший господин Нур-ад-Дин также ожидал, что Салах-ад-Дин подчинится его власти. Но молодой султан дал понять, что не нуждается в руководстве. Так Салах-ад-Дин стал владыкой Египта и основателем династии Айюбидов. Он восстановил в Египте суннитскую веру и уже в 1174 г. начал расширять свои владения. Он вступил в Дамаск, взял Хаме и Хаму, в 1175 г. захватил Баальбек. Этот успех был не случаен. Салах-ад-Дин сумел отлично обучить и идеально организовать свою армию из рабов-турков, которую составляли преимущественно конные лучники и копейщики. Этот шаг принес государству Салах-ад-Дина независимость. В 1175 г. он получил формальное признание своей власти над Египтом от багдадского халифа. В 1176 г. он разгромил вторгшуюся армию Сайф-ад-Дина Мосульского, подчинил Сирию и заключил договор с ассасинами. Теперь он был полновластным хозяином Египта. В Каире он построил новую крепость, акведук и несколько медресе. В 1186 г. Салах-ад-Дин стал правителем обширной империи, окружающей Иерусалимское королевство. Теперь он мог осуществить свой план - изгнать христиан.

Момент для нападения на Иерусалимское королевство Салах-ад-Дин выбрал очень удачно. На троне сидел юный король Болдуин IV, больной проказой. Еще при его жизни наследники начали бороться за престол, ослабив силы христиан. После смерти Болдуина власть в конце концов досталась сестре короля Сибилле и ее мужу Ги де Лузиньяну, который не пользовался авторитетом у баронов и не мог навести в стране порядок. Вот тут у Саладина и появился повод для нападения. Барон Рено де Шатильон захватил замок Крак де Шевалье и вопроси заключенному с мусульманами перемирию напал на караван, везший сестру самого Саладина к жениху. Она целой и невредимой была отпущена домой, но все драгоценности у нее отняли. При этом Рено прикоснулся к девушке, что считалось у мусульман жесточайшим оскорблением. Саладин поклялся отомстить, и в июне 1187 г. его войско выступило в поход. Саладин осадил Тиверию на западном берегу Генисаретского озера. Ги де Лузиньян собрал войско и двинулся навстречу Салах-ад-Дину. Он завел армию в безводную пустыню, где благодаря продуманной стратегии и тактике Салах-ад-Дин смог с минимальными для своей армии потерями уничтожить войско крестоносцев, отнять священную реликвию Животворящий Крест. Рено де Шатильон тоже стал его пленником, и Салах-ад-Дин собственноручно отсек ему голову, а потом по обычаю курдов смочил палец в крови и провел им по лицу в знак того, что его месть свершилась. Победа пробудила в султане милосердие, и он отпустил Ги де Лузиньяна, взяв с него слово, что он не будет больше воевать. После победы Саладин захватил Акру, Аскалон и другие города. Не удалось ему покорить только Тир, в который незадолго до осады прибыл Конрад Монферратский с отрядом крестоносцев. Вскоре после недолгой осады был взят Иерусалим. Все церкви города, кроме храма Воскресения, были очищены розовой водой и ладаном и превращены в мечети. Жителям города была дарована жизнь, но не свобода. Салах-ад-Дин соглашался отпустить, правда без имущества, тех, кто сможет уплатить за себя выкуп: мужчина - 10 золотых, женщина - 5, а все бедняки скопом могли обрести свободу за 30 тысяч золотых монет.

В дальнейшем, несмотря на все усилия христиан освободить Гроб Господень, власть Салах-ад-Дина в бывшем Иерусалимском королевстве крепла день ото дня. Ему пели дифирамбы историки, теологи, правители соседних государств и народ. Его превозносили и даже оправдывали его слабости, которые не простили бы никому другому. Известно, что Салах-ад-Дин никогда не мог с подобающей строгостью соблюдать рамадан и не совершил положенное каждому мусульманину паломничество в Мекку.

После победы над рыцарями-крестоносцами, возглавляемыми Ричардом Львиное Сердце, и заключения очень выгодного мира Салах-ад-Дин вернулся в Дамаск. Там он заболел желтой лихорадкой и 4 марта 1193 г. умер. Его похоронили в Дамаске и оплакивали на всем Востоке.

Саладин и Ричард Львиное Сердце… Рыцарь Востока и рыцарь Запада. Они были яркими личностями, воплотившими в себе главные рыцарские добродетели того времени. Источник их успехов и популярности заключался в них самих. И еще многие века будут жить в памяти людей легенды об этих необыкновенных людях.

Две славы затмевают все остальное в истории Третьего Крестового похода: Ричард Львиное Сердце и Саладин, различные между собой по гению и по характеру, являются оба героями великой эпопеи, которая сосредотачивала на себе внимание Востока и Запада в последние годы XII века.

Первый был смелее и мужественнее, второй отличался благоразумием, степенностью и умением вести дела. У Ричарда было больше воображения, у Саладина — больше рассудительности. Увлекаемый непостоянством своего характера, необузданно предаваясь разгулу страстей, английский король никогда не понимал, что значит воздерживать себя, он не был бы способен к управлению людьми, потому что не умел управлять самим собой; знакомясь с его жизнью и судьбой, испытываешь больше удивления, чем восхищения.

Из всех героев новейших времен Ричард представляет наибольшее сходство с героями Гомера. В нем снова встречается то мужество, которое не останавливается ни перед чем, та самонадеянность, которая никогда не сомневается в победе, то стремление возвести до небес славу своего оружия и также та слабость душевная, та чувствительность, которые заставляют Ахилла плакать, как женщина.

Саладин, ставший во главе государства, доставшегося ему не по праву рождения, но которое, можно сказать, было вручено ему случайностями войны, загладил преступление узурпации своим искусством в войне, своими высокими добродетелями и постоянной любовью к добру. «Среди своей походной жизни он осенял народы крылами своего правосудия, — говорится в одной восточной летописи, — и, подобно облакам, низводил свои щедроты на города, ему подвластные».

Христиане прославляли благородное великодушие Саладина, неверные восхваляли непобедимое мужество английского короля. Имя Ричарда в продолжение целого века наводило ужас на жителей Востока, если на дороге лошадь мусульманина пугалась внезапно тени, кустов или дерева, то всадник спрашивал у своего коня: «Уж не привиделась ли тебе тень Ричарда?..»

Героя же этого Крестового похода ожидала в Европе томительная неволя. Возвращаясь в Европу, Ричард потерпел кораблекрушение близ берегов Италии и, не желая проезжать через Францию, отправился через Германию, скрываясь под одеждой простого пилигрима. Но щедрость выдала в нем короля. Враги у него были повсюду, и солдаты герцога Австрийского задержали его: Леопольд не забыл оскорблений, нанесенных ему при осаде Птолемаиды.

Ричард был заключен в темницу, а Европа ничего не знала о постигшей его участи. Англию же известил о ней один преданный королю дворянин. Трубадур Блондель, отыскивая следы своего государя, пробирался по Германии в одежде и с лирой менестреля. Однажды он подошел к башне, где томился в заключении, как ходили слухи, какой-то знаменитый пленник.

Вдруг трубадур услышал пение первого куплета той песни, которую он сочинил когда-то вместе с Ричардом. Менестрель пропел второй куплет песни, устремив глаза к верху башни, откуда послышались ему знакомые звуки, пленник узнал Блонделя.

Герцог Австрийский, услышав, что местопребывание его пленника было открыто, поспешил выдать его императору Германскому, который также имел причины мстить Ричарду. Генрих VI недостойным образом заключил его в тяжелые оковы. Пленный король принужден был явиться на германский сейм в Вормсе.

Здесь, в присутствии епископов и знатнейших владетелей, он был обвинен во всевозможных преступлениях, которые только могли измыслить зависть и злоба, но когда царственный узник произнес речь в свое оправдание, то все собрание залилось слезами, те, которые явились в Вормс, чтобы осудить Ричарда, должны были отступить перед его славой.

Тем не менее, император Генрих, не обращая внимания на проклятия святого престола, продолжал держать Ричарда в заточении еще более года и возвратил ему свободу не прежде, как получив за него от Англии выкуп, окончательно разоривший эту страну.

Между тем как герой, слава которого наполняла весь мир, томился в тесной германской темнице, Саладин лежал больной в Дамаске и предавался печальным предчувствиям своей близкой кончины. Латинские летописи, описывая его смерть, повествуют, что султан, умирая, приказал одному из своих эмиров носить по всем улицам Дамаска его саван и повторять во всеуслышание: «Вот что Саладин, победитель Востока, уносит с собой из всех своих завоеваний».

Рассказывают, что когда стали изыскивать средства на похороны, в личной казне Саладина, нашлось лишь несколько монет – за свою жизнь он не скопил ничего, и все свои силы бросил лишь на установление благополучия своей страны.

Источник — Компиляция на основе книги Жозефа Мишо, «История крестовых походов», и других материалов находящихся в свободном доступе
Выложил — Мэлфис К.