Художник Константин Васильевич Кузнецов. Кузнецов константин васильевич Французский импрессионист с Черноречья

Кузнецов Константин Константинович родился 16 апреля 1895 в Санкт-Петербурге (по другим данным, Воронеж) - График, живописец.

Из семьи преподавателя и учителя гимназии. Участник Первой мировой войны. В 1920, после расстрела отца большевиками (по некоторым сведениям, убийство носило криминальный характер), бежал на юг России, где вступил в Добровольческую армию. В конце 1920 эвакуировался вместе с ее частями из Крыма в Королевство сербов, хорватов и словенцев.

Некоторое время жил в городе Панчево близ Белграда; посещал курсы живописи и рисования. Выполнял афиши для универсального магазина Матича в Белграде. Занимался книжной графикой, создавал карикатуры и плакаты.

Приобрел широкую европейскую известность как автор комиксов: в 1937–1941 выполнил 26 комиксов для белградского журнала «Мика Миш» («Микки Маус») А. Ивковича; среди них комиксы мистико-приключенческого жанра: «Графиня Марго», «Барон-вампир (оба - 1939), «Три жизни» (1940), «Клеймо смерти» (1941); по мотивам русской литературы: «Хаджи-Мурат» по Л. Н. Толстому (1937–1938), «Ночь перед Рождеством» по Н. В. Гоголю, «Пиковая дама» по А. С. Пушкину (оба - 1940) и другие. В 1940–1941 опубликовал в журнале «Политикин забавник» комикс «Пётр Великий» и комиксы по сказкам А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке», в которых сказалось влияние стиля книжной графики И. Я. Билибина. Автор комиксов «Синдбад-Мореход», «Потомок Чингиз-хана», «Восточный экспресс», «Али-Баба и 40 разбойников» и других, которые публиковались не только в Сербии, но также во французских журналах «Gavroche», «Jumbo», «Aventures», «Le journal de Toto», «Les grandes aventures». Пользовался псевдонимами Steav Doop, K. Kulig, Кисточкин, Кузя, К.

В период фашистской оккупации Белграда (1941–1944) выполнял антисемитские и антикоммунистические плакаты для издательства «Юго-Восток». Сотрудничал в отделе пропаганды «S»; иллюстрировал пропагандистские брошюры. Выпустил политический комикс «История о несчастном короле», главными действующими лицами которого были короли Югославии Александр I Карагеоргиевич (Старый король) и Петр II Карагеоргиевич (Молодой король), У. Черчилль (Дворянин злого владыки), И. Броз Тито (Разбойник), И. Сталин (Северный кровавый владыка). Как карикатурист сотрудничал в юмористическом журнале «Bodljikavo prase» («Дикобраз»), «Мали забавник».

Осенью 1944 бежал из Югославии; попал в лагерь для перемещенных лиц в Австрии. В 1946 оказался в лагере в предместье Мюнхена, где оформил обложку к журналу «Огни» (1946, № 1). Рисовал карикатуры для юмористического журнала «Петрушка». Составил и проиллюстрировал издание «Ледяной поход», посвященный 1-му походу Добровольческой армии генерала Л. Г. Корнилова на Кубань (1949).

Около 1950 выехал в США. Продолжал работать как иллюстратор, писал станковые картины, иконы. Исполнял акварели на русские темы для рождественских открыток и календарей нью-йоркского издателя Мартьянова. В 1970 в Канаде было выпущено издание «Крещение Руси» с его иллюстрациями (переиздание - М., 1988).

Творчество представлено в Историческом архиве Белграда, Русском культурном центре в Сан-Франциско.


TROIKA AND SLEDS OUTSIDE THE KREMLIN GATES


THE KREMLIN ON A BUSY MORNING

VIEW OF THE KREMLIN, MOSCOW

NIGHT VIEWS OF THE KREMLIN

WINTER MARKET

WINTER MARKET


TSAR SULTAN"S WARNING


SUNSET ON THE RIVER

Taking a Walk,1930-1940s

Вам также будет интересно:

Ивановская ситцевая мозаика

Сказочный мир иллюстратора Василисы Коверзневой

Тема " Материнство" в живописи разных художников Часть 1

Оригинал взят у yzhka в Константин Кузнецо в

Сегодня - день рождения художника-иллюстратора Константина Васильевича Кузнецова (1886-1943) . Талантливый график, гравер, рисовальщик, он не получил специального художественного образования. Гравировальные техники изучал самостоятельно, брал уроки у двоюродного брата, графика Л.Ф.Овсянникова, в дальнейшем работал в основном в изобретенной им технике гравюры на картоне. Первые рисунки были опубликованы в 1913 г. в журнале «Новый Сатирикон». В середине 1910-х уехал из Петрограда на Кавказ, сотрудничал в Кавказских "Окнах РОСТА». С 1922 г. жил в Москве. Работал в музее детской книги. Иллюстрировал сборники сказок для « Детгиза» , на основе иллюстраций создавал станковые литографии, издаваемые эстампной мастерской МТХ.
Константин Кузнецов создал свой неповторимый и узнаваемый образ детской книги России 20-40-х г.г. ХХ века. Особое и главное место в его творчестве занимают иллюстрации к русским народным сказкам. «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Иван-царевич и серый волк», «Теремок», «Иван - коровий сын», «О молодильных яблоках и живой воде», «Сивка-б урка» - вот лишь небольшой перечень из огромного списка русских сказок. Всего мастером проиллюстрировано около двухсот изданий. Вот - библиография книг с его иллюстрациями. Не одно поколение детей в нашей стране выросло на них...
У меня, к сожалению, книг с иллюстрациями Константина Кузнецова, почти нет. Но ведь наверняка переиздаст кто-нибудь))

У меня книжек его есть чутка --



Волжская пристань. Иллюстрация для книги. 1920-е гг.

Кузнецов Константин Васильевич (1886 -1943)- график. Посещал занятия в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. В 1913 дебютировал как иллюстратор в журнале «Новый Сатирикон». Сотрудничал в журналах «Аполлон» и «Русская икона». Помещал в театральных программах карикатуры на артистов. В те же годы увлекся народным искусством; выполнял эскизы кустарных игрушек (барыни, казаки, генералы, кони), которые при содействии Л. Ф. Овсянникова показывал на выставках товарищества «Независимых» в Париже (1910-1913). В 1913 жил в Москве и в Крыму, затем переехал в Пятигорск. Служил на телеграфной станции. Сблизился с художником П. А. Алякринским. После Октябрьской революции заведовал отделом стеклографии в «Окнах КавРОСТа». В 1922 переехал в Москву. В 1923 участвовал в полярной экспедиции на побережье Северного Ледовитого океана и на Новую Землю. В первой половине 1930-х заведовал детским изокружком в Отделе пропаганды детской книги Музея народного образования РСФСР. Занимался станковой, книжной, журнальной графикой. Работал в техниках ксилографии, стеклографии, литографии, линогравюры, монотипии; разработал способ гравирования сухой иглой по картону с подкраской акварелью или пастелью. Как иллюстратор сотрудничал в журналах «Красная Нива», «Веселые картинки», «Мурзилка». Оформлял книги по заказам издательств «ГИЗ», «Детгиз», «Молодая гвардия», «Крестьянская газета», «Правда», «Советский писатель» и других. Выполнил иллюстрации ко многим книгам Я. П. Мексина: «Комар-комарище» (1924), «Кот-воркот» (1925), «Стройка», «Как папа Таню носил» (обе - 1926), «Серая утушка» (1927), «Переполох», «Кто смел, то и съел», «Картаус» (все - 1928), «Держись, не отставай» (1929), «Самоделки», «Картошки», «Зинкины картинки» (все - 1930); А. Л. Барто: Пионеры» (1926), «Игрушки», «Звездочки в лесу» (обе - 1936), «Две тетрадки» (1941), «Фонарик» (1944).~Оформил книги: «Мохнач» В. В. Бианки (1927), «Филиппок» Л. Н. Толстого (1929), «Володя Ермаков» А. И. Введенского (1935), «Соловей» Г.-Х. Андерсена (1936), «Тамань» М. Ю. Лермонтова (1937), «Сказка о золотом петушке» (1937), «Сказка о царе Салтане» (1939), «Руслан и Людмила» (1943) А. С. Пушкина, «Аленький цветочек» С. Т. Аксакова (1938), «Сказка о глупом мышонке» С. Я. Маршака (1938), «Саша» Н. А. Некрасова (1938), «Рассказы» (1938), «Лисичкин хлеб» (1941) М. М. Пришвина, «Судьба барабанщика» А. П. Гайдара (1938, 1939), «Летние дни» (1937), «Жильцы старого дома» (1941) Г. К. Паустовского, «Малахитовая шкатулка» П. П. Бажова (1944) и другие. В общей сложности оформил более 200 книг; многие из них претерпевали многочисленные переиздания как при жизни художника, так и после его смерти.~Автор серий станковых литографий «Куклы», «Иван-царевич и серый волк», «Иван - коровий сын», «О молодильных яблоках и живой воде», «Сивка-бурка»; антифашистских гравюр и рисунков на тему гражданской войны в Испании, цикла рисунков «Древняя Русь» (1933), юмористических серий рисунков «Брем наизнанку» (1939-1940), «Приключения Бабая» (1942-1943). Занимался оформлением мультипликационных фильмов «Айболит» (1938), «Сказка о царе Салтане» (1939), «Колотушка» (1940).~С 1910 - участник выставок. Экспонировался на выставках: 1-й государственной свободной выставке произведений искусств (1919), «Русская ксилография за 10 лет. 1917-1927» (1927) в Петрограде - Ленинграде; группы Объединенное искусство (ОБИС, 1925), Ассоциации графиков (1926), советской цветной гравюры (1937), Всесоюзной выставке детской литературы и иллюстрации детской книги (1938) в Москве; международной выставке «Искусство книги» в Лейпциге (1927); советской графики в Хельсинки, Таллине, Стокгольме, Гетеборге (1934), Лондоне (1938), Нью-Йорке (1940) и других. Экспериментальным методам работы Кузнецова в гравюре была посвящена выставка «Новые способы ручного печатания в полиграфическом производстве», которая была организована искусствоведом А. В. Бакушинским в залах Государственной Третьяковской галереи (1933).~Мемориальная выставка произведений состоялась в Москве (1949). Творчеству художника посвящена монография М. З. Холодовской: «Константин Васильевич Кузнецов» (М.-Л., 1950; в серии «Мастера советского искусства»). Произведения находятся во многих музейных собраниях, в том числе в ГМИИ им. А. С. Пушкина.

10/22 августа 1863 (с. Желнино, Нижегородская губ.) - 30 декабря 1936 (Париж). Живописец, график, художник книги.

Сын купца Павла Игнатьевича Кузнецова, имевшего торговлю в Нижнем Новгороде и Астрахани. Получил домашнее образование, хорошо играл на фортепиано, самостоятельно начал заниматься живописью. Предположительно посещал открытую рисовальную студию А. О. Карелина в Нижнем Новгороде и занятия в студии Саратовского общества изящных искусств. Был знаком с В. Э. Борисовым-Мусатовым, с которым с 1900 по 1905 находился в переписке. В начале 1890-х неоднократно бывал в Москве.

В 1896 совершил длительную поездку по Европе, посетил Париж, Лондон, Рим и Флоренцию. В 1896–1899 с перерывами занимался в мастерской Ф. Кормона в Париже. В 1900 женился на москвичке Александре Самодуровой и окончательно переехал с ней в Париж. Супруги жили на Монмартре, с 1907 - на Монпарнасе; в 1913 они последний раз побывали на родине.

Некоторое время Кузнецов занимался в академии Фернана Умбера (Ferdinand Humbert), а его супруга - в академии Р. Жюльена (Александра Кузнецова несколько раз участвовала в салоне Независимых, но после 1911 перестала заниматься искусством, посвятив себя семье). Увлекался импрессионизмом, в особенности творчеством К. Моне и К. Писарро, испытвал также большой интерес к работам П. С. Пюви де Шаванна и художников группы «Наби».

Писал преимущественно пейзажи в постимпрессионистской манере. На лето выезжал в провинцию - с 1911 в городок Валь-Андре в Бретани (в 1914‒1918 находился там почти безвыездно), в Нормандию (1910, 1924), Савойю (1919). После 1927 не покидал Париж и писал в основном берега Сены. Зимой работал в парижской мастерской над декоративными полотнами и портретами семьи. В 1909 исполнил эскизы декораций к неосуществленной постановке оперы К. Дебюсси «Pelléas et Mélisande» («Пелеас и Мелисанда») для «Опера комик».

Выставлялся в парижских салонах: Национального общества изящных искусств (1902–1936, член салона в 1936), Осеннем (1903–1936; член салона с 1909), Независимых (1905–1932), Весеннем (1937); а также в Брюсселе (1902), Мюнхене (1903), Лондоне (1904), Питтсбурге (1907–1909, Институт Карнеги). Участвовал в Выставках МТХ в Москве и Санкт-Петербурге (1903–1909; с 1909 - член Товарищества), в выставке русских художников в Лондоне (Whitechapel, 1921). Несколько работ были приобретены в государственное собрание Франции (1902, 1910 и 1924). Его творчество отмечали в обзорах художественных выставок А. Н. Бенуа, Гийом Аполлинер, французские критики Роже Маркс и особенно Франсуа Тьебо-Сиссон.

В конце 1920-х увлекся книжной иллюстрацией. Самой известной его работой в этой области стала книга «Viy» («Вий») Н. В. Гоголя (пер. на фр. Е. К. Вивье-Кузнецовой), изданная в 1930 тиражом 525 нумерованных экземпляров парижским издательством «René Kieffer». Сохранились также его неизданные иллюстрации к драме «Русалке» и «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина и «Сорочинской ярмарке» Н. В. Гоголя.

Похоронен на кладбище Монпарнас. В 1937 посмертная выставка состоялась в рамках Осеннего салона в Париже.

Имел четырех детей: Елену, Ольгу, Александра и Михаила. Дочь Елена Вивье-Кузнецова (1902‒1978) - литературный переводчик, писатель, в годы Второй мировой войны активный участник движения Сопротивления, французский общественный деятель. В 1950-е содержала мастерскую по изготовлению театральных декораций.

В 1964 Е. Вивье-Кузнецова организовала мемориальную выставку на теплоходе, курсировавшем по Сене. Ретроспективные выставки прошли в Осеннем салоне (1967, 1972), салоне Независимых (1968–1970, 1973), в галерее K. Granoff (1965, 1968), в мэрии IX округа Парижа (1966; организована Обществом «Франция–СССР»), Музее Карнавале (1984), мэриях XVI округа (1986, по случаю 50-летия со дня смерти) и VI округа Парижа (1992).

Представлен в музеях Франции - Орсе, Карнавале, современного искусства города Парижа, Э. Будена в Онфлере, художественных музеях городов Кемпер, Морле, Понт-Авен; а также в Муниципальном музее Гааги. В ГТГ хранятся пять графических работ (подарены в 1964 младшей дочерью художника Ольгой), в ГРМ - картина «Площадь Согласия» (подарена в 2003 внучкой Моник Вивье-Брантом, автором книги о художнике). В 2017 в России коллекционер Андрей Щербинин учредил Фонд Константина Кузнецова, деятельность которого направлена на изучение и популяризацию наследия художника.

Библиография:

* Неизвестная Россия, 27; РЗФ; Русский Париж; Сеславинский.

Белов Е. Парижский салон. Выставка общества французских художников // Искры. 1903. № 17. C. 131–135.

Ростиславов А. Ультра-Декадентство // Театр и искусство. 1905. № 7. С. 108–109.

Весы.1908. № 11. С. 87.

Замошкин А. Константин Кузнецов во Франции // Художник. 1968. № 3. С. 44–48.

Усова Е. Константин Кузнецов. Русский, который один из нас. М., 2018.

Marx R. Le Salon d’Automne // Revue Universelle. 1904. № 123. Décembre. P. 643–646.

Apollinaire G. Le vingtième Salon de la Nationale // L’intransigeant. 1910. 19 аvril. P. 2.

Thiébault-Sisson F. Le Salon de la Société Nationale // Le Temps. 1920. 27 avril. P. 3.

Thiébault-Sisson F. Les salons de 1921. Société National des Beaux-Arts // Le Temps. 1921. 20 avril. P. 3.

Thiébault-Sisson F. Le Salon de la Société Nationale // Le Temps. 1931. 13 mai. P. 4.

Из крестьянской семьи. В юношестве служил приказчиком на лесных промыслах в Ветлуге. Систематического художественного образования не получил, занимался рисунком и гравюрой под руководством своего двоюродного брата Л. Ф. Овсянникова.

Учился в Петербурге: в частной гимназии, после нее - в Психоневрологическом институте (не окончил). Параллельно недолгое время посещал занятия в Рисовальной школе Общества поощрения художеств.

В 1913 дебютировал как иллюстратор в журнале «Новый Сатирикон». Сотрудничал в журналах «Аполлон» и «Русская икона». Помещал в театральных программах карикатуры на артистов.

В те же годы увлекся народным искусством; выполнял эскизы кустарных игрушек (барыни, казаки, генералы, кони), которые при содействии Л. Ф. Овсянникова показывал на выставках товарищества «Независимых» в Париже (1910–1913).

В 1913 из-за тяжелой болезни и по предписанию врачей вынужден был покинуть Петербург, некоторое время жил в Москве и в Крыму, затем переехал в Пятигорск. Служил на телеграфной станции. Сблизился с художником П. А. Алякринским. После Октябрьской революции заведовал отделом стеклографии в «Окнах КавРОСТа».

В 1922 переехал в Москву. В 1923 участвовал в полярной экспедиции на побережье Северного Ледовитого океана и на Новую Землю. В первой половине 1930-х заведовал детским изокружком в Отделе пропаганды детской книги Музея народного образования РСФСР.

Занимался станковой, книжной, журнальной графикой. Работал в техниках ксилографии, стеклографии, литографии, линогравюры, монотипии; разработал способ гравирования сухой иглой по картону с подкраской акварелью или пастелью. Рисовал акварелью, гуашью, тушью (кистью или пером).

Как иллюстратор сотрудничал в журналах «Красная Нива», «Веселые картинки», «Мурзилка». Оформлял книги по заказам издательств «ГИЗ», «Детгиз», «Молодая гвардия», «Крестьянская газета», «Правда», «Советский писатель» и других.

Выполнил иллюстрации ко многим книгам Я. П. Мексина: «Комар-комарище» (1924), «Кот-воркот» (1925), «Стройка», «Как папа Таню носил» (обе - 1926), «Серая утушка» (1927), «Переполох», «Кто смел, то и съел», «Картаус» (все - 1928), «Держись, не отставай» (1929), «Самоделки», «Картошки», «Зинкины картинки» (все - 1930); А. Л. Барто: Пионеры» (1926), «Игрушки», «Звездочки в лесу» (обе - 1936), «Две тетрадки» (1941), «Фонарик» (1944).

Оформил книги: «Мохнач» В. В. Бианки (1927), «Филиппок» Л. Н. Толстого (1929), «Володя Ермаков» А. И. Введенского (1935), «Соловей» Г.-Х. Андерсена (1936), «Тамань» М. Ю. Лермонтова (1937), «Сказка о золотом петушке» (1937), «Сказка о царе Салтане» (1939), «Руслан и Людмила» (1943) А. С. Пушкина, «Аленький цветочек» С. Т. Аксакова (1938), «Сказка о глупом мышонке» С. Я. Маршака (1938), «Саша» Н. А. Некрасова (1938), «Рассказы» (1938), «Лисичкин хлеб» (1941) М. М. Пришвина, «Судьба барабанщика» А. П. Гайдара (1938, 1939), «Летние дни» (1937), «Жильцы старого дома» (1941) Г. К. Паустовского, «Малахитовая шкатулка» П. П. Бажова (1944) и другие.

Выполнил оформление многих сказочных и поэтических сборников для детей: «Русские народные сказки» (1935), «Гуси-лебеди» (1937), «Елка» (1941), «Новый год» (1943), «Зимовье зверей» (1944); отдельных изданий русских народных сказок: «Курочка-ряба» (1936), «Колобок», «Лисичка сестричка и волк» (1937), «Репка» (1938), «Царевна-лягушка» (1944). Вместе с художницей Е. М. Зонненштраль создал книгу «Печатник» (1932).

В общей сложности оформил более 200 книг; многие из них претерпевали многочисленные переиздания как при жизни художника, так и после его смерти.

Автор серий станковых литографий «Куклы», «Иван-царевич и серый волк», «Иван - коровий сын», «О молодильных яблоках и живой воде», «Сивка-бурка»; антифашистских гравюр и рисунков на тему гражданской войны в Испании, цикла рисунков «Древняя Русь» (1933), юмористических серий рисунков «Брем наизнанку» (1939–1940), «Приключения Бабая» (1942–1943).

Занимался оформлением мультипликационных фильмов «Айболит» (1938), «Сказка о царе Салтане» (1939), «Колотушка» (1940).

С 1910 - участник выставок. Экспонировался на выставках: 1-й государственной свободной выставке произведений искусств (1919), «Русская ксилография за 10 лет. 1917–1927» (1927) в Петрограде - Ленинграде; группы Объединенное искусство (ОБИС, 1925), Ассоциации графиков (1926), советской цветной гравюры (1937), Всесоюзной выставке детской литературы и иллюстрации детской книги (1938) в Москве; международной выставке «Искусство книги» в Лейпциге (1927); советской графики в Хельсинки, Таллине, Стокгольме, Гетеборге (1934), Лондоне (1938), Нью-Йорке (1940) и других.

Экспериментальным методам работы Кузнецова в гравюре была посвящена выставка «Новые способы ручного печатания в полиграфическом производстве», которая была организована искусствоведом А. В. Бакушинским в залах Государственной Третьяковской галереи (1933).

Мемориальная выставка произведений состоялась в Москве (1949).

Творчеству художника посвящена монография М. З. Холодовской: «Константин Васильевич Кузнецов» (М.-Л., 1950; в серии «Мастера советского искусства»).

Произведения находятся во многих музейных собраниях, в том числе в ГМИИ им. А. С. Пушкина.