Простые и сложные вещества. Информационная обработка текста в старших классах Вещества атомного строения

ВАРИАНТ 18 ЕГЭ-2015

Часть 1

Ответами к заданиям 1- 24 являются число, слово, словосочетание или последовательность слов, чисел . Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите

в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, Каждую букву и цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3.

(1) Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твёрдыми, или газообразными. (2)<...> состояния веществ называют их агрегатными состояниями. (3)Многие вещества при охлаждении или нагревании можно перевести из одного агрегатного состояния в другое, и при этом они неожиданно приобретают совсем другие свойства.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Каждое вещество представлено в одном из агрегатных состояний – жидком, твёрдом или газообразном – и обладает при этом определёнными неизменными свойствами.

2) При охлаждении или нагревании многие вещества меняют своё агрегатное состояние – жидкое, твёрдое или газообразное, приобретая при этом совсем другие свойства.

3) Многие вещества при охлаждении неожиданно приобретают новые свойства.

4) Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают жидкими, или твёрдыми, или газообразными.

5) Под влиянием охлаждения или нагревания меняется агрегатное состояние и свойства многих веществ.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Наоборот, Другие Даже Эти Вопреки этому,

Ответ:_______________________________________

3 . Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МИР. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МИР , -мн. -ы, -ов, м.

1) Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная. Происхождение мира.

2) ед . Земной шар, земля, а также люди, население земного шара. Объехать весь м. Первые в мире. Чемпион мира. М. тесен (о неожиданно обнаружившихся общих знакомых, связях; книжн.).

3) Объединённое по каким-н. признакам человеческое общество, общественная среда, строй. Античный м. Научный м.

4) Отдельная область жизни, явлений, предметов. М. животных, растений. М. звуков. Внутренний м. человека. М. увлечений.

5) ед. ( предл. в миру). Светская жизнь, в противоп. монастырской жизни, церкви.

6) ( предл. на миру). Сельская община с её членами (устар.). С миру по нитке – голому рубашка (посл.).

Ответ:_______________________________________

4. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

слИвовый нАчав освЕдомиться обзвонИт квартАл

Ответ:_______________________________________

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Чтобы человеку, владеющему иностранным языком, научиться свободно общаться с носителями этого языка, ему необходимо преодолеть ЯЗЫКОВОЙ барьер.

Не стоит ПРИНИЖАТЬ заслуг тренера в победе его воспитанников – юных футболистов – в матче с более опытным соперником.

Информацию о НАЛИЧНОСТИ мест на поезд дальнего следования и стоимости железнодорожных билетов можно узнать не ранее, чем за 45 суток до даты его отправления.

В начале XVIII века с развитием во Франции паркового дела и пейзажной дендрологии ЖИВЫЕ изгороди нашли широкое применение.

Мастерство вырастает из ДЛИТЕЛЬНОГО наблюдения за работой профессионала.

Ответ:_______________________________________

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ИНЖЕНЕРА НАИБОЛЕЕ уместный ПОЕЗЖАЙТЕ в город

ИХ книги пара НОСКОВ

Ответ:_______________________________________

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Определяя значение непонятных слов, мной овладели сомнения.

Б) В рассказе Паустовского «Скрипучих половицах» говорится о роли русской природы в жизни и творчестве великого композитора П.И. Чайковского.

В) Среди домов, построенным на этой улице, было несколько многоэтажных.

Г) Те, кто не изучает иностранный язык, лишён возможности читать в подлиннике шедевры мировой литературы.

Д) Учёные говорили о том, что «мы пропитываем старинные рукописи органическим раствором с добавлением антиоксидантов, которые смогли бы остановить процесс распада бумаги».

Ответ:

А

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

экз..менатор возг..рание ав..нгард фил..рмония утр..мбовать

Ответ:_______________________________________

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

п..дписать, с..гласие ра..положиться, во..действие

пр..образовать, пр..шить под..грать, сверх..нтересный

пр..открыть, пр..следовать

Ответ:_______________________________________

10. Е .

перестра.. вать магни..вый незатейл..вый улыбч..вый настойч..вый

Ответ:_______________________________________

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И .

заброш..нный потревож..нный поджар..шь подмеч..нный сыпл..шь

Ответ:_______________________________________

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

Этот дом (НЕ)БОЛЬШОЙ, но очень уютный.

Мне НЕ(О)ЧЕМ с вами говорить.

Компьютер (НЕ)ПОДКЛЮЧЁН к сети.

Гибнущий сад и уже (НЕ)СОСТОЯВШАЯСЯ любовь – две внутренне связанные темы пьесы.

Электропоезд (НЕ)ОСТАНОВИЛСЯ на платформе Перово.

Ответ:_______________________________________

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(И)ТАК, лирический герой Пастернака чувствует, что любовь помогает преодолеть суету и пошлость, и (ПО)ТОМУ вспоминает о погасшей когда-то искре любви с сожалением.

(В)ТЕЧЕНИЕ двадцати лет изъездил я Россию по всем направлениям, но ВСЁ(ЖЕ) лучшего места, чем отчий край, не нашел.

Исходя из представления о предопределенности, можно (НА)ПЕРЁД оправдать любой поступок человека, СКОЛЬ(БЫ) отталкивающим или преступным он нам ни казался.

Теперь Чацкому ДА(ЖЕ) не о чем поговорить с Софьей, но ВСЁ(РАВНО) он любит её.

(И)ТАК продолжалось (В)ТЕЧЕНИЕ многих лет.

Ответ:_______________________________________

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Почему коньки, сдела(1)ые из любого материала, скользят только по ледя(2)ой поверхности и соверше(3)о не скользят по гладкому каме(4)ому полу.

Ответ:_______________________________________

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.

2) Желтоватые или розоватые лепестки этого растения растут по одному или парами.

3) На клумбе были посажены яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки.

4) Представители интеллигенции всегда стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка.

5) Рабочая одежда и резиновые сапоги были сложены в углу комнаты.

Ответ:_______________________________________

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я видел кругом одно безбрежное лазурное море (1) всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головой такое же безбрежное, такое же лазурное небо – и по нему (2) торжествуя (3) и словно смеясь (4) катилось ласковое солнце.

Ответ:_______________________________________

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Иногда придёт мысль, которая (1) кажется (2) верной, но боишься поверить ей. Но потом видишь, что та мысль, которая (3) быть может (4) и странная, на самом деле самая простая истина: если раз узнал, в неё уже нельзя перестать верить.

Ответ:_______________________________________

18. Расставьте знаки препинания

Долгое время киты (1) наблюдать (2) которых (3) удавалось раньше немногим (4) считались рыбами.

Ответ:_______________________________________

19. Расставьте знаки препинания : укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сестра ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься от неприятного ей разговора (3) она подошла к клетке с птицами и стала рассеянно подсыпать зерно в кормушки (4) хотя они уже были полны.

Ответ:_______________________________________

Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25.

(1)Старая деревня с её тысячелетней историей уходит сегодня в небытие. (2)А это значит – рушатся вековые устои, исчезает та многовековая почва, на которой росла вся наша национальная культура: её этика и эстетика, её фольклор и литература, её чудо –язык. (3)Деревня – наши истоки, наши корни. (4)Деревня – материнское лоно, где зарождался наш национальный характер.

(5)И вот сегодня, когда старая деревня доживает свои последние дни, мы с новым, особым, обостренным вниманием вглядываемся в тот тип человека, который был создан ею, вглядываемся в наших матерей и отцов, дедов и бабок.

(6)Ох, немного выпало на их долю добрых слов! (7)А ведь именно на них, на плечах этих безымянных тружеников и воинов, прочно стоит здание всей нашей сегодняшней жизни!

(8) Вспомним, к примеру, только один подвиг русской женщины в минувшей войне. (9)Ведь это она, русская баба, своей сверхчеловеческой работой ещё в сорок первом году открыла второй фронт, которого так жаждала Советская Армия. (10)А как, какой мерой измерить подвиг той же русской бабы в послевоенную пору, в те времена, когда она, зачастую сама голодная, раздетая и разутая, кормила и одевала страну, с истинным терпением и безропотностью русской крестьянки несла тяжёлый крест вдовы-солдатки, матери погибших на войне сыновей!

(11)Так что же удивительного, что старая крестьянка в нашей литературе на время потеснила, а порой и заслонила собой других персонажей? (12) Вспомним «Матрёнин двор» А.Солженицына, «Последний срок» В.Распутина, героинь В.Шукшина, А. Астафьева и В. Белова. (13)Нет, не идеализация это деревенской жизни и не тоска по уходящей избяной Руси, как с бездумной легкостью и высокомерием вещают некоторые критики и писатели, а наша сыновняя, хотя и запоздалая благодарность.

(14)Это стремление осмыслить и удержать духовный опыт людей старшего поколения, тот нравственный потенциал, те нравственные силы, которые не дали пропасть России в годы самых тяжелых испытаний.

(15)Да, эти героини тёмные и малограмотные, да, наивные и чересчур доверчивые, но какие душевные россыпи, какой душевный свет! (16)Бесконечная самоотверженность, обострённая русская совесть и чувство долга, способность к самоограничению и состраданию, любовь к труду, к земле и ко всему живому – да всего не перечислишь.

(17)К сожалению, современный молодой человек, взращённый в иных, более благоприятных условиях, не всегда наследует эти жизненно важные качества. (18)И одна из главнейших задач современной литературы – предостеречь молодёжь от опасности душевного очерствения, помочь ей усвоить и обогатить духовный багаж, накопленный предшествующими поколениями.

(19)В последнее время мы много говорим о сохранении природной среды, памятников материальной культуры. (20)Не пора ли с такой же энергией и напором ставить вопрос о сохранности и защите непреходящих ценностей духовной культуры, накопленной вековым народным опытом...

(По Ф.Абрамову*)

*Федор Александрович Абрамов (1920-1983) – российский писатель, литературовед, публицист; один из наиболее ярких представителей «деревенской прозы» – значительного направления советской литературы 1960-1980-х годов.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Старая деревня скоро прекратит свое существование.

2) Благополучие нынешних поколений стало возможным благодаря миллионам безымянных тружеников и воинов – наших предков.

3) Произведения писателей о русской деревне проникнуты тоской по уходящей избяной Руси.

4) Необходимо сохранять и защищать непреходящие ценности духовной культуры нашего народа.

5) Современная литература должна развлекать, создавать условия для хорошего отдыха после работы.

Ответ:_______________________________________

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 2 объясняет содержание предложения 1.

2) Предложения 8-10 содержат иллюстрацию приведённого в предложении 7 утверждения.

3) В предложениях 11-13 содержится повествование.

4) В предложениях 15-16 представлено повествование.

5) В предложениях 19-20 представлено рассуждение.

Ответ:_______________________________________

22. Из предложений 3-6 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Ответ:_______________________________________

23. Среди предложений 10-13 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_______________________________________

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термин из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24. « Автор неравнодушен к судьбе русской деревни, поэтому его рассуждения глубоко эмоциональны. Эмоциональность тексту придают синтаксические средства выразительности: (А) ___________ (предложения 6-7) и (Б) _________ (предложение 11), а также приём – (В) _________ (предложения 3-4). Рассуждая о духовной сфере, Ф. Абрамов использует такой троп, как (Г) ___________ (например, в предложении 18)».

Список терминов:

1) литота

2) фразеологизм

3) книжные слова

4) анафора

5) метафора

6) восклицательные предложения

7) парцелляция

8) риторический вопрос

9) вопросно-ответная форма изложения

Ответ:

А

Часть 2

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ОТВЕТЫ

ВАРИАНТ 18 ЕГЭ-2015

к заданиям части 1

задания

стараяновым новымстарая старыйновый новыйстарый

ИНФОРМАЦИЯ О ТЕКСТЕ

ЧАСТИ 2

Примерный круг проблем

4. Проблема значения образа русской крестьянки в литературе 60-70-х годов XX века. (Каково значение образа русской крестьянки, созданного в произведениях русской литературы 60-70-х годов XX века?)

Косметические средства – обязательная вещь в имидже каждой современной женщины. Даже если производители уверяют о натуральности происхождения всех составных их продуктов, некоторые з них могут серьёзно навредить здоровью.

Исследователи Экологической группы обнаружили, что среднестатистическая женщина в течении дня применяет около 170 химических веществ. Но все ли они полезны, или хот бы безвредны?

Парабены

Парабены – это типичные консерванты, самый популярный из которых метилпарабен. Такой элемент способен вызывать проблемы с молочной железой вплоть до рака груди.

Европейский комитет по безопасности потребителя долгое время исследует подобного рода вещества для уверенности в контроле над продуктами. Конкретно метил и этилпарабен определены безвредными, так как их концентрация в косметических средствах слишком мала.

Тальк

Еще несколько лет назад ученые установили прямую связь применения талька и раком половой системы, а конкретней яичников. Но это может быть обусловлено другими факторами, например, добавлением к тальку других элементов, которые могут вызывать подобные опасности для здоровья.

Свинец

Помады насыщенных цветов скорее всего содержат в своем составе свинец. Он настолько опасен, что может вызывать проблемы врожденны дефектов у младенцев, судороги и даже выкидыша.
Слава богу зачатую в составе помад свинца очень мало, и он не слишком опасен, но помните – чем ярче помада, тем больше в её пигменте опасного вещества.

Наночастицы

Частицы цинка и титана содержатся в косметических продуктах, которые защищают от солнечных лучей, могут повреждать ДНК человека и нарушать геном, что грозит проблемами в развитии потомков. Но конкретных доказательств на этот счет нет.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твёрдыми, или газообразными. (2)_____ состояния веществ называют их агрегатными состояниями. (3)Многие вещества при охлаждении или нагревании можно перевести из одного агрегатного состояния в другое, и при этом они неожиданно приобретают совсем другие свойства.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Каждое вещество представлено в одном из агрегатных состояний - жидком, твёрдом или газообразном - и обладает при этом определёнными неизменными свойствами.

2. При охлаждении или нагревании многие вещества меняют своё агрегатное состояние - жидкое, твёрдое или газообразное, приобретая при этом совсем другие свойства.

3. Многие вещества при охлаждении неожиданно приобретают новые свойства.

4. Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твёрдыми, или газообразными.

5. Под влиянием охлаждения или нагревания меняется агрегатное состояние и свойства многих веществ.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. Наоборот,

5. Вопреки этому,

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МИР. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МИР, -мн. -ы, -ов, м.

1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная. Происхождение мира.

2. ед.Земной шар, земля, а также люди, население земного шара. Объехать весь м. Первые в мире. Чемпион мира. М. тесен(о неожиданно обнаружившихся общих знакомых, связях; книжн.).

3. Объединённое по каким-н. признакам человеческое общество, общественная среда, строй. Античный м. Научный м.

4. Отдельная область жизни, явлений, предметов. М. животных, растений. М. звуков. Внутренний м. человека. М. увлечений.

5. ед. (предл.в миру). Светская жизнь, в противоп. монастырской жизни, церкви.

6. (предл.на миру). Сельская община с её членами (устар.). С миру по нитке - голому рубашка (поел.).

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

слИвовый

освЕдомиться

обзвонИт

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Чтобы человеку, владеющему иностранным языком, научиться свободно общаться с носителями этого языка, ему необходимо преодолеть ЯЗЫКОВОЙ барьер.

2. Не стоит ПРИНИЖАТЬ заслуг тренера в победе его воспитанников - юных футболистов - в матче с более опытным соперником.

3. Информацию о НАЛИЧНОСТИ мест на поезд дальнего следования и стоимости железнодорожных билетов можно узнать не ранее, чем за 45 суток до даты его отправления.

4. В начале XVIII века с развитием во Франции паркового дела и пейзажной дендрологии ЖИВЫЕ изгороди нашли широкое применение.

5. Мастерство вырастает из ДЛИТЕЛЬНОГО наблюдения за работой профессионала.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ИНЖЕНЕРА

ПОЕЗЖАЙТЕ в город

пара НОСКОВ

НАИБОЛЕЕ уместный

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Определяя значение непонятных слов, мной овладели сомнения. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) В рассказе Паустовского «Скрипучих половицах» говорится о роли русской природы в жизни и творчестве великого композитора П.И. Чайковского. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Среди домов, построенным на этой улице, было несколько многоэтажных. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Те, кто не изучает иностранный язык, лишён возможности читать в подлиннике шедевры мировой литературы. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Учёные говорили о том, что «мы пропитываем старинные рукописи органическим раствором с добавлением антиоксидантов, которые смогли бы остановить процесс распада бумаги». 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

экз..менатор

ав..нгард

утр..мбовать

возг..рание

фил..рмония

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

п..дписать, с..гласие

ра..положиться, бе..действие

пр..образовать, пр..шить

под..грать, сверх..нтересный

пр..открыть, пр..следовать

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

перестра. .ваться

магни..вый

незатейл..вый

улыбч..вый

настойч..вый

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

заброш..нный

потревож..нный

поджар..шь

подмеч..нный

12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Этот дом (НЕ)БОЛЬШОЙ, но очень уютный.

2. Мне НЕ(О)ЧЕМ с вами говорить.

3. Компьютер (НЕ)ПОДКЛЮЧЁН к сети.

4. Гибнущий сад и уже (НЕ)СОСТОЯВШАЯСЯ любовь - две внутренне связанные темы пьесы.

5. Электропоезд (НЕ)ОСТАНОВИЛСЯ на платформе Перово.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (И)ТАК, лирический герой Пастернака чувствует, что любовь помогает преодолеть суету и пошлость мира, и (ПО)ТОМУ вспоминает о погасшей когда-то искре любви с сожалением.

2. (В)ТЕЧЕНИЕ двадцати лет изъездил я Россию по всем направлениям, но ВСЁ(ЖЕ) лучшего места, чем отчий край, не нашёл.

3. Исходя из представления о предопределённости, можно (НА)ПЕРЁД оправдать любой поступок человека, СКОЛЬ(БЫ) отталкивающим или преступным он нам ни казался.

4. Теперь Чацкому ДА(ЖЕ) не о чем поговорить с Софьей, но ВСЁ(РАВНО) он любит её.

5. (И)ТАК продолжалось (В)ТЕЧЕНИЕ многих лет.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Почему коньки, сдела(1)ые из любого материала, скользят только по ледя(2)ой поверхности и соверше(3)о не скользят по гладкому каме(4)ому полу?

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.

2. Желтоватые или розовые лепестки этого растения растут по одному или парами.

3. На клумбе были посажены яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки.

4. Представители интеллигенции всегда стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка.

5. И рабочая одежда и резиновые сапоги были сложены в углу комнаты.

16

Я видел кругом одно безбрежное лазурное море (1) всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо - и по нему (2) торжествуя (3) и словно смеясь (4) катилось ласковое солнце.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Иногда придёт мысль, которая (1) кажется (2) верной, но боишься поверить ей. Но потом видишь, что та мысль, которая (3) быть может (4) и странная, на самом деле самая простая истина: если раз узнал, в неё уже нельзя перестать верить.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Долгое время киты (1) наблюдать (2) которых (3) удавалось раньше немногим (4) считались рыбами.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сестра ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься от неприятного ей разговора (3) она подошла к клетке с птицами и стала рассеянно подсыпать зерно в кормушки (4) хотя они уже были полны.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

У нас иностранную литературу в подлинниках читают очень мало, и ещё менее знают биографии жизни западных авторов, приёмы их работы.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Старая деревня с её тысячелетней историей уходит сегодня в небытие. (2)А это значит - рушатся вековые устои, исчезает та многовековая почва, на которой выросла вся наша национальная культура: её этика и эстетика, её фольклор и литература, её чудо-язык. (3)Деревня - наши истоки, наши корни. (4)Деревня - материнское лоно, где зарождался и складывался наш национальный характер.

(5)И вот сегодня, когда старая деревня доживает свои последние дни, мы с новым, особым, обострённым вниманием вглядываемся в тот тип человека, который был создан ею, вглядываемся в наших матерей и отцов, дедов и бабок.

(6)Ох, немного выпало на их долю добрых слов! (7)А ведь именно на них, на плечах этих безымянных тружеников и воинов, прочно стоит здание всей нашей сегодняшней жизни!

(8)Вспомним, к примеру, только один подвиг русской женщины в минувшей войне.

(9)Ведь это она, русская баба, своей сверхчеловеческой работой ещё в сорок первом году открыла второй фронт, тот фронт, которого так жаждала Советская армия.

(10)А как, какой мерой измерить подвиг всё той же русской бабы в послевоенную пору, в те времена, когда она, зачастую сама голодная, раздетая и разутая, кормила и одевала страну, её истинным терпением и безропотностью русской крестьянки несла свой тяжкий крест вдовы-солдатки, матери погибших на войне сыновей!

(11)Так что же удивительного, что старая крестьянка в нашей литературе на время потеснила, а порой и заслонила собой других персонажей? (12)Вспомним «Матрёнин двор» А. Солженицына, «Последний срок» В. Распутина, героинь В. Шукшина, А. Астафьева и В. Белова. (13)Это не идеализация деревенской жизни и не тоска по уходящей избяной Руси, как с бездумной лёгкостью и высокомерием вещают некоторые критики и писатели, а наша сыновняя, хотя и запоздалая благодарность.

Вариант № 2597490

1. Задание 1 .

1) Каждое вещество представлено в одном из агрегатных состояний - жидком, твёрдом или газообразном - и обладает при этом определёнными неизменными свойствами.

2) При охлаждении или нагревании многие вещества меняют своё агрегатное состояние - жидкое, твёрдое или газообразное, приобретая при этом совсем другие свойства.

3)Своё агрегатное состояние - жидкое, твёрдое или газообразное - многие вещества меняют в процессе охлаждения или нагревания, в результате чего приобретают совсем другие свойства.

4) Многие вещества при охлаждении неожиданно приобретают новые свойства.

5) Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твёрдыми, или газообразными.

2. Задание 2 . Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором предложении?Выпишите это слово.

Хотя

Эти

Таким образом,

Вопреки этому

Наоборот,

3. Задание 3 . Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МИР. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МИР , -а, мн. -ы, -ов, муж.

1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная. Происхождение мира.

2. Отдельная область Вселенной, планета. Звёздные миры.

3. ед. Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара. Объехать весь м. Первые в мире. Чемпион мира. М. тесен (о неожиданно обнаружившихся общих знакомых, связях; книжн.).

4. Объединённое по каким-н. признакам человеческое общество, общественная среда, строй. Античный м. Научный м.

5. Отдельная область жизни, явлений, предметов. М. животных, растений. М. звуков. Внутренний м. человека. М. увлечений.

6. ед. (пред. в миру). Светская жизнь, в противоп. монастырской жизни, церкви.

7. (пред. на миру). Сельская община с её членами (устар.). С миру по нитке голому рубашка (посл.).

4. Задание 4 .

оклЕить

шарфЫ

дОсуха

лгалА

вместИтся

5. Задание 5 .

Часть жителей, пострадавших во время паводка, была эвакуирована в безопасные места в СОСЕДСКИХ посёлках.

Во время испытаний новой боевой техники были протестированы принципиально новые ТАКТИЧЕСКИЕ приёмы организации полевой связи.

В знаменитом парке цветов на протяжении нескольких последних месяцев высажено около семи миллионов ЛУКОВИЧНЫХ растений.

Молодёжный проект направлен на ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ и практическую подготовку нового поколения управленцев

6. Задание 6 .

ДОСТИГНУЛИ

менее ВОСЬМИСОТ страниц

ОБЕИХ учениц

КРАСИВЫЙ тюль

по ДЛИННОЙ авеню

7. Задание 7 .

А) Через год после выставки картины «Ночи на Днепре» А. И. Куинджи продемонстрировал зрителям ещё одну картину, применив тот же световой эффект.

Б) Нельзя не согласиться с утверждением, что те, кто неутомимо стремится к достижению своей цели, достоин глубокого уважения.

В) Регистрация была проведена сразу по прибытию участников симпозиума в аэропорт.

Г) Произнесение вашего доклада вслух, готовясь к выступлению перед большой аудиторией, поможет вам в дальнейшем более уверенно держаться на сцене.

Д) И. С. Тургенев писал, что «ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык».

8. Задание 8 .

пол..мический

персп..ктива

декл..рация

заг…релый

з…ря

9. Задание 9 .

ин.. .екция, обез.. .яна;

чре...мерный, и...подтишка;

пр..образ, пр...бабка;

пр.. .градить, пр.. .старелый;

н..мордник, не..ценимый.

10. Задание 10 .

отчётл..вый

слад..нький

миндал..вый

тен..вой

леле..ть

11. Задание 11 . Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

непередава..мые

пил..т (он)

предполага..мый

наруша..мый

пыла..т

12. Задание 12 .

Кругом стоит удивительная, ничем (не)нарушаемая тишина.

Во влажном воздухе витал (не)повторимый запах приближающейся весны.

Ни один восход (не)бывает похож на другой.

(Не)дождавшись брата, я ушел.

(Не)знающий меры будет горевать и в богатстве.

13. Задание 13 .

(В) ПРОДОЛЖЕНИИ романа страниц будет (В) ДВОЕ больше, чем в первой части.

ЧТО(БЫ) найти вход в пещеру, спелеологи (В) ТЕЧЕНИЕ трёх недель методично обследовали склон горы.

Работа (В) СКОРЕ будет готова, примерно через (ПОЛ) ЧАСА.

(НА) КОНЕЦ дело было передано в районный суд, после чего наши оппоненты пошли (НА) ПОПЯТНУЮ.

КОГДА(ТО) Архип хорошо понимал (ПО)ФРАНЦУЗСКИ.

14. Задание 14 . Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Ю(1)ая красавица смущё(2)о улыбнулась и выронила золочё(3)ую пудре(4)ицу из рук.

15. Задание 15 . Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) В комнате остались только хозяин да Сергей Николаевич да Владимир Петрович.

2) Свияжский был не только умный но и очень образованный человек.

4) Всё в комнате затихло и слышалось только слабое потрескивание восковых свечей.

5) Где-то в передней гремит ведёрко и слышится тихий плеск воды.

16. Задание 16 .

Техника глубокой живописи (1) позволяющая свободно рисовать (2) без каких-либо физических усилий (3) оказалась особенно близка Шишкину (4) сохранявшему свободную и живую манеру рисунка.

17. Задание 17 . Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

Даниил Чёрный (1) по мнению искусствоведов (2) был живописцем первой величины. Самая большая его заслуга (3) однако (4) в том, что он увидел одарённость Андрея Рублёва и повлиял на развитие индивидуальной манеры этого величайшего художника.

18. Задание 18 . Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сертификат (1) для получения (2) которого (3) мне пришлось пройти двухгодичное обучение (4) впоследствии пригодился при устройстве на новую работу.

19. Задание 19 . Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

Но река величаво несёт свои воды (1) и какое ей дело до этих цветов (2) которые плывут (3) по воде (4) как недавно плыли льдины.

20. Задание 20 .

Цифры укажите в порядке возрастания.

2) В детстве эта мелодия вызывала другие чувства.

3) Это музыкальное произведение было написано на прощание с Родиной.

5) Вася-поляк знал лично композитора и автора этой мелодии.

(1)На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2)Я первый раз в жизни здесь услышал музыку - скрипку. (3)На ней играл Вася-поляк. (4)О чём нее рассказывала мне музыка? (5)0 чём-то очень большом. (6)На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (7)Тревожно и горько мне. (8)Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!

(9)Вася, не переставая играть, говорил: «(10)Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (11)Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота. (12)Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, - но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (13)Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14)Написал на границе, прощаясь с родиной. (15)0н посылал ей последний привет. (16)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор».

(17) «Спасибо вам, дяденька», - прошептал я. (18) «За что, мальчик?» - (19)«3а то, что я не сирота». (20)Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (21)В эти минуты не было для меня зла. (22)Мир был добр и одинок так же, как я. (23)Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине! (24)Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, отливающей металлом, - это была моя родина.

(25)...Прошло много лет. (26)И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (27)Кругом пахло гарью, пылью. (28)И вдруг в доме, расположенном через улицу от меня, раздались звуки органа. (29)Эта музыка разбередила воспоминания. (ЗО)Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского. (31)Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. (32)Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. (ЗЗ)Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (34)Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней.

(По В. Астафьеву*)

* Виктор Петрович Астафьев (1924-2001), выдающийся русский прозаик. Важнейшие темы творчества - военная и деревенская.

21. Задание 21 .

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Предложения 17-24 содержат описание.

2) Предложения 25-28 содержат повествование.

3) В предложении 29-32 представлено рассуждение.

4) В предложениях 9-16 перечислены последовательные действия героя.

5) В предложениях 4-8 содержится повествование.

22. Задание 22 . Из предложения 33 выпишите синоним к слову «жили, помещались»

23. Задание 23 . Среди предложений 25-30 укажите предложение, которое связано с предыдущим при помощи наречия и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

24. Задание 24 .

«С музыкой, которая звучит как напоминание о родине, человек никогда не останется сиротой. К этому убеждению приходит автортекста. Подтверждение этой мысли - (А)_____ («как вздох своей земли» в предложении 34). Более того, музыка пробуждает нетолько чувства, но стремление совершать хорошие поступки. Как доказательство - в предложении 32 используется такой троп, как (Б)_____ («не прорастала жалостью»). В тексте используется (В)_____ («восторженными» слезами - предложение 20). Придают особую эмоциональность тексту (Г)_____ (предложения 8, 23)».

Список терминов:

1) сравнительный оборот

2) литота

3) эпитет

4) ирония

5) метафора

6) парцелляция

7) вопросно-ответная форма изложения

8) экспрессивный повтор

9) восклицательные предложения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Вариант № 2597497

1. Задание 1 . В каких из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) В Непале белоснежный покров горных вершин сменяется альпийскими лугами и даже тропическими лесами.

2) Непал - самая высокогорная страна в мире: именно здесь находится высочайшая гора Эверест и ещё семь из четырнадцати вершин планеты, чья высота достигает 8000 м.

3) Климат Непала, самой высокогорной страны на планете, отличается удивительным разнообразием из-за большого перепада высоты над уровнем моря на разных территориях государства.

4) Территория Непала по своим природно-географическим особенностям разделяется на высотные пояса, тянущиеся с запада на восток вдоль горной системы Гималаев.

5) Удивительное разнообразие климата Непала, самой высокогороной страны, вызвано большим перепадом высоты над уровнем моря на разных территориях государства.

2. Задание 2 . Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем предложении?

Однако

Например,

Несмотря на это,

Очевидно,

Именно из-за

3. Задание 3 . Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВЫСОТА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ВЫСОТА́ , -ы, мн. -оты, -от, -отам, жен.

1. Величина, протяжённость чего-н. от нижней точки до верхней. В. кирпичной кладки. В. прибоя. В. циклона.

2. Пространство, расстояние от земли вверх. Смотреть в высоту. Самолёт набирает высоту. Лететь на большой высоте.

3. Возвышенное место, возвышенность. Занять высоту.

4. Высокий уровень развития чего-н. Достигнуть новых высот. Овладеть высотами мастерства.

5. В математике: отрезок перпендикуляра, опущенного из вершины геометрической фигуры на её основание. В. треугольника.

6. Одно из основных свойств звука результат колебаний звучащего тела (спец.). Абсолютная, относительная в.

4. Задание 4 . В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

портфЕль

клалА

слИвовый

звалА

цепОчка

5. Задание 5 . В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

На вопросы об одноклассниках мой товарищ отвечал немногословно и ДИПЛОМАТИЧНО умолчал о бывших между ними разногласиях.

Несколькими яркими, КРАСОЧНЫМИ мазками художник изобразил разбежавшуюся по лужайке детвору.

В недавно обнародованном документе это небольшое островное государство угрожало своим соседям разрывом ДИПЛОМАТИЧНЫХ отношений.

Дремучее НЕВЕЖЕСТВО посетителя изумило даже видавших виды опытных сотрудников.

Можно было заметить под мостами мгновенные отблески звезд в тёмной -не то БОЛОТНОЙ, не то то речной- воде.

6. Задание 6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПЛЕЩЕТ волна

менее ЛЁГКИЙ путь

ИХНИЕ дети

вес в ТЫСЯЧУ двести тонн

несколько ЧЕЛОВЕК

7. Задание 7 . Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) Сдав экзамен на степень бакалавра, у него закружилась голова от неожиданного успеха.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) Благодаря современных технологий учёные исследовали глубины озера Самотлор и нашли под илистым дном богатейшие залежи нефти.

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) Многие, кто бывал в Переяславле, знает, что этот город моложе Ростова, но его история тоже уходит корнями в далёкое прошлое.

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) Справа от штурвала находился компас с покрытым потрескавшейся и частью соскочившей эмалью кругом указателя, испещрённых многочисленными делениями.

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) Владимир говорил, что «я именно тогда в старом русском городке, в Вологде, увлёкся историей, именно тогда нашёл и начал заниматься архивами деда».

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

8. Задание 8 . Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

нав..ждение

колл..кционер

оз..рить

заг..рать

соч..тание

9. Задание 9 . Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

и..коренить, чре..мерный;

сверх..зобилие, с.змала;

пр..огромный, пр..образование;

в..южный, с.ёмка;

не..говорчивый, про..ьба.

10. Задание 10 . Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

улыбч..вый

засушл..вый

рул..вой

наде..лся

перекле..вать

11. Задание 11 . Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.

стел..щиеся

кол..щие

дремл..т

нама..вшись

бре..тся

12. Задание 12 . Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Этот населённый пункт (не)обозначен ни на одной карте.

Но искали они эту правду совсем (не)там, где их идейные противники.

Софья Николаевна (не)очень постарела за это время.

(Не)легко было читателю в то время разбираться в противоречивых оценках.

Куплена (не)дорогая, а дешёвая мебель.

13. Задание 13 . Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ЧТО)БЫ вовремя приехать (НА)ВСТРЕЧУ, мы вышли пораньше.

(ПО)ПРИЧИНЕ затяжного (НЕ)НАСТЬЯ поход был отменён.

Мещёрский край ТАК(ЖЕ) скромен, как и картины Левитана, и есть в нём ТО(ЖЕ) величие и спокойствие, что и в картинах художника.

Мы взглянули (НА)ПРАВО, но дороги так и (НЕ)УВИДЕЛИ.

(В)СЛЕДСТВИЕ плохой погоды мы (ТО)ЖЕ остались в избе до вечера.

14. Задание 14 . Укажите все цифры, на месте которых пишется НН?

Цифры укажите в порядке возрастания.

Ситуация на российском рынке начала коре(1)ым образом меняться из-за предложения всё большего числа акций иностра(2)ых фондов, в том числе зарегистрирова(3)ых в офшорных зонах.

15. Задание 15 . Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Лес пахнет хвоей и прелой листвой и убаюкивает нас шумом ветра в кронах

деревьев.

2) К зимовке можно добраться на собаках либо на оленях.

3) Туман постепенно окутал не только старый причал но и весь город.

4) Луна спряталась за тучами и над морем поднялся туман.

5) Я взял кусок хлеба и ломтик ветчины и снова поднялся на палубу.

16. Задание 16 . Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сад (1) всё больше редея и переходя в настоящий луг (2) спускался к (3) поросшей зелёным камышом и ивняком (4) реке.

17. Задание 17 . Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Удивительно приятным занятием (1) помнится (2) было для меня лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Тогда небо (3) казалось (4) бездонным морем, расстилавшимся перед глазами.

18. Задание 18 . Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Первым этапом деловых бесед или переговоров (1) может быть ознакомительная встреча (2) в процессе (3) которой (4) уточняется предмет переговоров и решаются организационные вопросы.

19. Задание 19 . Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

Все меня любили (1) и (2) хотя я безмерно шалил (3) мне прощалось всё (4) что бы я ни сделал.

20. Задание 20 . Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Герой-рассказчик полагает, что люди выбирают местом своего жительства уединённый остров для того, чтобы испытать чувство покоя и одиночества.

2) По мнению героя-рассказчика, островные жители живут не спеша потому, что от бурного, суетливого мира их отделяет водное пространство.

3) Герой-рассказчик считает, что неторопливость островного человека объясняется его слабостью.

4) По убеждению героя-рассказчика, жителям островов не следует быть столь медлительными.

5) Если к своему окружению и к своему времени относиться внимательно, то вещи способны заиграть новыми гранями.

(1)Я зачарованно слоняюсь по сонным, травяным, погружённым в глубокую патриархальность улочкам града-острова Свияжска. (2)3десь каждый домишко гордится своим отличием от других, каждый - себе на уме. (З)Много кирпичных, очень старых купеческих и мещанских домов, которые кое-как приспособили под современное жильё. (4)Гнилые двери, кривые от старости рамы и скособоченные крылечки говорят о времени.

(5)Выхожу на откос под стенами Успенского монастыря, с которого хорошо видно бескрайний волжский простор с рядами голубых островов и клонящимся к горизонту солнцем. (6)Я знаю, что где-то там, в теряющейся дали, находится устье впадающей в Волгу Свияги, давшей имя этому чудо-городку.

(7)Дорожка под стенами монастыря вымощена плитами, усажена окультуренными деревцами. (8)Падаю в ковыли вблизи двух дерев, причудливо сплетённых, словно в танце, стволами, под голову кладу рюкзачок.

(9)Небо над головой у меня свежо голубело, как в ветреном марте. (Ю)Ближе к западному краю к его ясной лазури примешивалась трудноуловимая жемчужная муть. (11)Я долго лежал под этим небом. (12)Ощутив голод, пожевал сухарей. (13) Наевшись сухарей и почувствовав жажду, сделал пару глотков из фляги.

(14) Пригревшись на солнышке, даже вздремнул.

(15)3а это время меня никто не потревожил, ни один человек не прошёл по дороге, на обочине которой я расположился. (16)Эта пауза, в которую я погрузился, на какое-то время выпав из действительности, несла в себе некий смысл. (17)Одолев полторы тысячи километров, я летел сюда сломя голову, с великими усилиями переваливал через дамбы, попадал в шторма, страдал от палящего солнца и дождя, боролся с комарьём... (18)И всё для того, чтоб очутиться в этом месте в этот достопамятный день и час, чтобы рухнуть под грузом своей усталости в эту траву под белыми стенами старого монастыря...

(19)Прожив двое суток в Свияжске, я, конечно, не мог не почувствовать очарование этого места. (20)Разгадка, видимо, коренилась в психологии здешних жителей - островитян. (21)Островной человек проживает свою жизнь медленно и подробно, спешить ему некуда, потому что кругом вода. (22)На острове течение времени замедляется, как это бывает на космическом корабле, летящем с околосветовой скоростью.

(23)Островной человек прежде всего экономен во всём, ведь каждую мелочь надо завозить с материка. (24)На острове любой гвоздь и деревяшка не выбрасываются, а предусмотрительно откладываются в сторону, чтоб потом снова быть пущенными в ход.

(25)Именно здесь, на острове, я понял, что если к своему окружению и к своему времени относиться внимательно, бережно, то есть не спеша, вдумчиво и серьёзно, то вещи начинают играть своими гранями, открывая хозяину новые сущности. (26)Всякая минута тогда полнится, как подступающее тесто в кадке, набухая смыслами и символами. (27)Открывая нам глубину повседневного.

(По В. Кравченко*.)

* Владимир Фёдорович Кравченко (род. в 1953 году) - русский писатель-публицист.

21. Задание 21 . Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) В предложениях 20-22 представлено рассуждение.

2) Предложения 2-4 включают описание.

3) Предложения 9-10 содержат повествование.

4) Предложение 24 разъясняет суждение, высказанное в предложении 23 текста.

5) Предложения 11-14 не содержит последовательных действий героя.

22. Задание 22 . Какое слово использовано в тексте в переносном значении? Запишите его.

жильё (предложение 3)

вымощена (предложение 7)

ясной (предложение 10)

погрузился (предложение 16)

23. Задание 23 . Среди предложений 9-14 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи притяжательного местоимения.

24. Задание 24 . Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Отрывок из произведения В. Ф. Кравченко «Книга реки» представляет собой «путевые заметки» человека, путешествующего по отдалённым уголкам нашей страны. Текст, в котором воссозданы сиюминутные впечатления автора и его размышления об увиденном, отличается простотой и яркой образностью. Это отразилось в использовании таких тропов, как (А)_____ («травяным, погружённым в глубокую патриархальность улочкам» в предложении 1, «трудноуловимая жемчужная муть» в предложении 10) и (Б)_____ (предложения 2, 4). К лексическим средствам выразительности, встречающимся в тексте, относятся также (В)_____ («себе на уме» в предложении 2, «сломя голову» в предложении 17). Из синтаксических средств автор применяет (Г)_____ («конечно» в предложении 19, «видимо» в предложении 20).

Список терминов:

1) гипербола(-ы)

2) обращение(-я)

3) вводные слова

4) парцелляция

5) сравнение(-я)

6) олицетворение(-я)

7) фразеологизм(-ы)

8) эпитет(-ы);

9) контекстуальные синонимы

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:


10–11-е классы

Информационная обработка текста
в старших классах

(ЗАДАНИЕ А27)

В экзаменационную работу по русскому языку в 11-м классе вошло изменение – внесено задание базового уровня, проверяющее умение учащихся адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения и использовать приемы сжатия текста. Речь идет о задании А27.

Это задание состоит из небольшого текста учебно-научного стиля речи (3 предложения) и вариантов предложений, в одном из которых верно передана главная информация, содержащаяся в тексте.

Понимать информацию, содержащуюся в тексте, – значит, понимать и каждое слово в отдельности, и сочетание слов (связь понятий), и как движется мысль от темы к теме, и какая связь между двумя соседними предложениями, а также между микротемами в тексте. Таким образом, осмысление текста, его понимание, происходит сразу на нескольких уровнях и взаимосвязанно. Критерием осмысленности текста, по мнению А.А. Леонтьева, является способность выразить его содержание в сколь угодно сжатой форме.

Одно из заданий экзаменационной работы в 9-м классе (написание сжатого изложения) тоже предполагает проверку сформированности у учащихся аналогичных умений, и определенную работу в этом направлении учителя проводят. Но необходимо, на наш взгляд, продолжать целенаправленную работу по совершенствованию информационных умений учащихся и в 10–11-х классах. Упорядоченная информация, объединенная в смысловые блоки, представляет сведения из той или иной науки. Умение перерабатывать информацию, которую содержит текст, необходимо для создания связных высказываний в научном стиле с использованием особенностей этого стиля.

Мы провели работу в трех десятых классах (71 ученик), предложив им выполнить задания такого типа, и проанализировали результаты.

Работа состояла из:

А. контрольного задания 1;

Б. знакомства с алгоритмом работы и выполнения вместе с учителем задания к тексту 2;

В. контрольного задания 2.

Рассчитана работа на один урок.

А. Контрольное задание 1.

ТЕКСТ 1. Прочитайте текст.

Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твердыми, или газообразными. Эти состояния веществ называют агрегатными состояниями. Многие вещества при охлаждении или нагревании можно перевести из одного состояния в другое, и при этом они неожиданно приобретают совсем другие свойства.

1) Каждое вещество представлено в одном из агрегатных состояний – жидком, твердом или газообразном – и обладает при этом определенными неизменными свойствами.

2) При охлаждении или нагревании многие вещества меняют свое агрегатное состояние – жидкое, твердое или газообразное, приобретая при этом совсем другие свойства.

3) Многие вещества при охлаждении неожиданно приобретают новые свойства.

4) Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твердыми, или газообразными.

(Правильный ответ: 2)

Б. Знакомство с алгоритмом работы, выполнение задания вместе с учителем .

Памятка для выполнения задания по информационной переработке текста (А27)

Шаг 1

Выделяем в каждом предложении ключевые слова, имеющие существенное значение для понимания данной темы, вопроса; обращаем особое внимание на главную часть в СПП.

Шаг 2

Шаг 3

Отсекаем второстепенную информацию (она может включать пояснения, детали, описания незначительных фактов, комментарии и т.д.).

Шаг 4

Сокращаем текст за счет замены синонимами, обобщающих слов, устранения лексических повторов, преобразования конструкций – отбираем лексические и грамматические средства, способные связно и достаточно кратко передать полученную информацию.

Шаг 5

Ученики соотносят свой вариант текста (свое предложение) с вариантами ответов.

В воздухе многих населенных пунктов с развитой промышленностью появилось значительное количество примесей. Помимо газообразных загрязняющих веществ, в атмосферу от различных отраслей промышленности поступает значительное количество твердых частиц – пыли, дыма, сажи. Загрязнители воздуха наносят тяжелый урон не только здоровью человека, но и окружающей природе.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Главным источником загрязнения воздуха являются промышленные предприятия.

2) Газообразные и твердые примеси, содержащиеся в воздухе населенных пунктов с развитой промышленностью, наносят вред природе и человеку.

3) Хозяйственная деятельность человека оказывает значительное влияние на атмосферу.

4) Примеси, загрязняющие атмосферу, могут быть газообразными и твердыми.

Комментарий учителя:

Шаг 1

Выделяем в каждом предложении ключевые слова, имеющие существенное значение для понимания данной темы, вопроса; обращаем особое внимание на главную часть в СПП.

1) В воздухе многих населенных пунктов с развитой промышленностью появилось значительное количество примесей . 2) Помимо газообразных загрязняющих веществ, в атмосферу от различных отраслей промышленности поступает значительное количество твердых частиц – пыли, дыма, сажи. 3) Загрязнители воздуха наносят тяжелый урон не только здоровью человека, но и окружающей природе.

Шаг 2

Определяем смысловые отношения между предложениями (причина – следствие; формулировка закона – пример), анализируя союзы и союзные слова, вводные конструкции.

Второе предложение уточняет, расширяет смысл первого предложения (состав примесей в атмосфере – газообразные и твердые примеси). Связь предложений за счет лексического повтора и однокоренных слов: развитая промышленность (1) – отрасли промышленности (2); загрязняющие вещества (2) – загрязнители воздуха (3). Обращаем внимание на роль градационного сочинительного союза не только, но и в 3-м предложении.

Шаг 3

Отсекаем второстепенную информацию, которая может включать пояснения, детали, описания незначительных фактов, комментарии.

Шаг 4

Сокращаем текст за счет обобщающих слов, устранения лексических повторов, преобразования конструкций – отбираем лексические и грамматические средства, способные связно и достаточно кратко передать полученную информацию .

Загрязняющие вещества различного характера в городах с развитой промышленностью наносят вред не только здоровью человека, но и окружающей среде.

Шаг 5

Соотносим свой вариант с предложенными вариантами ответов.

(Правильный ответ: 2)

В. Контрольное задание 2.

ТЕКСТ 3. Прочитайте текст.

Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь – это две пятых пространства Азии. Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам нефти, газа, угля, энергетическим ресурсам, огромным лесным массивам. Именно поэтому в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Сибирь занимает две пятых пространства Азии, и поэтому в планах экономического развития России этому региону уделяется большое внимание.

2) Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам полезных ископаемых.

3) В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание потому, что здесь сосредоточены огромные природные богатства.

4) В развитии мировой экономики Сибири уделяется большое внимание, так как этот регион занимает две пятых пространства Азии и здесь сосредоточены огромные природные богатства.

(Ответ: 3)

Результаты выполнения работы

Если с первым заданием (в этой статье – текст 1) справились 38 человек из 71 (54%), то с заданием, предложенным после знакомства с алгоритмом работы по осуществлению информационной переработки текста, справились уже 56 человек (79%).

Анализируя проблемы, с которыми они столкнулись при выполнении задания, ученики отмечали, что наибольшие сложности они испытывают при необходимости:

– определить смысловые отношения в тексте;

– выделить главную и второстепенную информацию;

– определить роль союзов и союзных слов;

– сократить текст, перестроить его.

Поэтому на последующих уроках мы продолжили работу по совершенствованию данных умений, выполняя аналогичные задания. Можно не указывать сразу варианты ответов-предложений, содержащих главную информацию текста: это побуждает учеников тщательнее подходить к этапу сокращения текста, представления его информации в одном предложении. Лишь после выполнения всех операций они сопоставляют свой результат с предложенными вариантами.

Другим вариантом продолжения работы может стать работа с текстами из учебников по химии, биологии, физике с усложнением задачи – передать основное содержание текста устно. Одна группа учащихся выполняет предварительные задания, а другая пересказывает текст после внимательного прочтения.

Задание.

1. Подчеркните главную информацию в предложенном тексте. В какой части предложений она заключена?

2. Какие средства связи использованы в тексте? (Союзы, союзные слова, вводные слова и конструкции.)

3. Передайте устно главную информацию этого текста наиболее полно. (Это задание вызывает у учеников трудность. Опорой, подсказкой для них в таком случае могут служить термины, выписанные из текста, план или структура текста.)

Текст для работы.

1) Из повседневного опыта известно, что, например, через какое-то время после введения в стакан с водой капли красителя вода равномерно окрасится. 2) Это явление получило название диффузии – взаимного проникновения веществ, обусловленного выравниванием плотностей (или концентраций) двух или более веществ при их соприкосновении. 3) Диффузия наблюдается также в газах (например, распространение запаха духов) и твердых телах (например, при длительном соприкосновении плотно прижатых друг к другу пластинок из разных металлов можно обнаружить их взаимное проникновение). 4) Диффузия является следствием хаотического движения частиц вещества (молекул, атомов и др.) и изменения их плотности вдоль какого-то направления. 5) Диффузия возрастает с повышением температуры (с одной стороны, например в жидкостях, вещества быстрее растворяются, с другой – увеличиваются скорости движения молекул вещества). 6) Таким образом, явление диффузии подтверждает существование непрерывного хаотического движения молекул.

Краткая характеристика текста:

Количество предложений – 6, из них простых – 3; осложнение простых предложений за счет уточнений, примеров, оформленных как вставные предложения.

Количество терминов и понятий – 18.

Приводим вариант выполнения заданий учениками первой группы.

1. Подчеркнем главную информацию:

1) Из повседневного опыта известно, что, например, через какое-то время после введения в стакан с водой капли красителя вода равномерно окрасится . 2) Это явление получило название диффузии взаимного проникновения веществ, обусловленного выравниванием плотностей (или концентрацией) двух или более веществ при их соприкосновении. 3) Диффузия наблюдается также в газах (например, распространение запаха духов) и твердых телах (например, при длительном соприкосновении плотно прижатых друг к другу пластинок из разных металлов можно обнаружить их взаимное проникновение). 4) Диффузия является следствием хаотического движения частиц вещества (молекул, атомов и др.) и изменения их плотности вдоль какого-то направления. 5) Диффузия возрастает с повышением температуры (с одной стороны, например в жидкостях, вещества быстрее растворяются, с другой – увеличиваются скорости движения молекул вещества). 6) Таким образом, явление диффузии подтверждает существование непрерывного хаотического движения молекул.

2. Определяем средства связи, выясняем структуру текста:

Известно, что…

Это явление получило название…

Явление наблюдается, например, … и, например, …

Происходят изменения, с одной стороны, …. с другой стороны, …

Таким образом, …

3. Сокращаем текст:

1) Известно, что через какое-то время после введения в стакан с водой капли красителя вода равномерно окрасится. 2) Это явление получило название диффузии – взаимного проникновения веществ, обусловленного выравниванием плотностей веществ при их соприкосновении. 3) Она (диффузия) наблюдается также в газах и твердых телах. 4) Диффузия является следствием хаотического движения частиц вещества и изменения их плотности. 5) Диффузия возрастает с повышением температуры. 6) Таким образом, явление диффузии подтверждает существование непрерывного хаотического движения молекул.

С устным пересказом справились все ученики (речь была записана с помощью диктофона и затем расшифрована; фактических и логических ошибок не было).

Приведем варианты выполнения задания учениками второй группы (после внимательного прочтения текста, не выполняя предварительных заданий, ученики передавали информацию устно, без опоры на план или структуру текста; речь была также записана с помощью диктофона и затем расшифрована).

1-й ученик.

1) Известно, что, например, если капнуть каплю красителя в стакан воды, вода равномерно окрасится. 2) Этот эффект называется диффузией . 3) Диффузия происходит не только в жидких веществах , но и в газах и твердых телах . 4) Диффузия – это хаотичное движение молекул и атомов.

Количество предложений – 4, из них простых– 3.

Количество терминов и понятий – 8.

Ошибки: нет определения диффузии; неверный вывод в последнем предложении о том, что диффузия – хаотичное движение молекул и атомов.

2-й ученик.

1) Из повседневного опыта известно, что после введения в стакан с водой красителя происходит диффузия. 2) Это доказывает теорему непрерывного хаотичного движения молекул. 3) Также это явление наблюдается в газе и других телах.

Количество предложений – 3, из них простых – 2.

Ошибки: нет определения диффузии; непрерывное хаотичное движение молекул – физическое явление, а не теорема; неверное использование союза «также» в 3-м предложении: неясно, наблюдается движение или диффузия.

3-й ученик.

1) Известно всем из повседневного опыта, что при попадании капли красителя в стакан с водой вода равномерно окрашивается. 2) Это явление называется диффузией из-за взаимного проникновения веществ . 3) Это явление происходит в жидких веществах и твердых. 4) При нагревании диффузия происходит быстрее. 5) Таким образом, это доказывает хаотичное движение частиц.

Количество предложений – 5, из них простых – 4.

Количество терминов и понятий – 7.

Ошибки: логическая ошибка в определении сути явления: явление называется диффузией не из-за взаимного проникновения веществ, нет отношений причины – следствия.

4-й ученик.

1) Всем доподлинно известно, что, если опустить в стакан каплю красителя, вода равномерно окрасится. 2) Это явление называется диффузией . 3) Когда все частицы одного и другого вещества равномерно смешиваются друг с другом. 4) Так, например, диффузия происходит в газах , к примеру, при распылении духов, или в твердых веществах, к примеру, при соприкосновении двух металлических пластин друг с другом. 5) При повышении температуры диффузия увеличивается, и частицы начинают быстрее взаимодействовать друг с другом в хаотичном порядке.

Количество предложений – 5, из них простых – 2.

Количество терминов и понятий – 9.

Ошибки: нет определения диффузии; все остальные понятия и термины использованы без ошибок.

5-й ученик.

1) Известно, что если в стакан с водой капнуть немного красителя, вода вся окрасится, независимо от количества красителей. 2) Это явление получило название диффузии . 3) Диффузия – это явление, в результате которого происходит взаимное поглощение веществ . 4) Диффузия может наблюдаться как в газах , так и в твердых веществах . 5) Известно, что, если совместить два куска металла , через какое-то время с ними может произойти связь.

Количество предложений – 5, из них простых – 3.

Количество терминов и понятий – 6.

Ошибки: не взаимное поглощение, а взаимное проникновение веществ; последнее предложение является вольным переложением иллюстрирующей информации; определения диффузии и ее свойств нет.

Рефлексия учеников после выполнения задания:

– Самым сложным было передавать текст устно. Когда пишешь текст, можно собраться и подумать, а устно не получается, так как мысли и отдельные предложения вспоминаются не в том порядке.

– Сложно передать смысл текста в виде связанных предложений.

– Сложно передавать текст устно, потому что в принципе мне легче передавать мысли письменно.

– Трудно устно формулировать мысли, труднее, чем письменно.

Очевидно, что даже ученики старших классов нуждаются в пошаговом решении такой несложной на первый взгляд задачи, как создание монологического ответа при пересказе небольшого по объему текста учебно-научного стиля речи. А ведь среди умений и навыков, необходимых для обучения в вузе и в будущей профессиональной деятельности, важными являются навыки различных видов чтения учебно-научных текстов, в том числе по избранному профилю; написание рефератов, тезисов, докладов; умение создавать свой текст и представлять его в устной или письменной форме.

Предлагаемое пошаговое выполнение задания (с помощью алгоритма) акцентирует внимание учеников на таких характеристиках текста, как связность и композиционная целостность (что потребуется при выполнении заданий А6, А28), на средствах связи предложений в тексте (задание А7), побуждает подбирать синтаксические синонимы (например, замена придаточного предложения причастным оборотом – задание А26). Таким образом, комплексно формируется целый ряд умений, востребованность которых очевидна не только на уроках русского языка (и при выполнении на экзамене указанных заданий), но и в ситуациях учебно-научного и делового общения, наиболее важных для школьников 10–11-х классов.

И.Н. ДОБРОТИНА,
Московский культурологический лицей № 1310